Главная » Дети и родители » Что отличает географическое положение. Что значит "географическое положение"

Что отличает географическое положение. Что значит "географическое положение"

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.



Билет № 4

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

Географическое положение – это показатель взаиморасположения на земной поверхности географических объектов различных типов – одна из основных категорий географии. Географическое положение может меняться во времени под влиянием разных факторов, как природных, так и политико-экономических.

Выделяют несколько видов географического положения.

1. Природно-географическое (физико-географическое). Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

2. Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

3. Политико-географическое – по отношению к соседним странам с их столицами, к политическим группировкам стран, например к Европейскому Союзу.

4. Экономико-географическое определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

5. Транспортно-географическое оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

6. Военно-географическое устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

7. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс – это группа отраслей, связанная с производством и распределением энергии. Включает добычу различных видов топлива и его транспорт, получение электроэнергии и ее транспорт. В последнее время добыча топлива и производство энергии становятся дорогими, отмечается рост затрат на транспортировку топлива и энергии. Развитие энергетики: разведка и разработка месторождений, строительство новых перерабатывающих предприятий и трубопроводов оказывают все большее отрицательное воздействие на окружающую среду, особенно в районах Крайнего Севера.

В состав топливной промышленности входят три основные отрасли – угольная, нефтяная и газовая.

Среди топливных ресурсов страны в разведанных геологических запасах на долю угля приходится более 90%.

На базе добычи горючих полезных ископаемых формируются территориально-производственные комплексы (ТПК) страны – Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский топливно-энергетический (КАТЭК), Южно-Якутский.

Добыча коксующегося и энергетического каменного угля сосредоточена главным образом в Западной Сибири (Кузнецкий бассейн), на Севере (Печорский бассейн) и на Северном Кавказе (российская часть Донбасса). Главным районом страны по добыче бурого угля является Восточная Сибирь (Канско-Ачинский бассейн). За последние годы добыча угля уменьшилась, что вызвано сокращением производственных мощностей и ростом тарифов на железнодорожном транспорте.

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Крупнейший нефтедобывающий регион – Западная Сибирь (70%), далее следуют Урал и Поволжье. Примерно 70% континентального шельфа страны перспективны с точки зрения нефтегазоносности. Для обширных северных территорий России передача нефти по нефтепроводам является более экономичной, чем морские перевозки танкерами. Крупнейший узел сосредоточения трубопроводов – Западная Сибирь, основные потоки нефти идут на запад.

В последние годы добыча нефти снижается. Причинами являются сокращение запасов на разрабатываемых месторождениях, недостаточность геолого-разведочных работ, износ оборудования, отсутствие современной добывающей техники, позволяющей рационально отрабатывать месторождения. Сокращение добычи нефти привело к тому, что в общей добыче топлива доля нефти уменьшилась и на первое место вышел природный газ (37% и 48% соответственно).

Продукция газовой промышленности является сырьем для химической промышленности и топливом.

В настоящее время 3/5 всей российской газодобычи приходится на месторождения Западной Сибири, крупнейшие из которых Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург. Ведущими районами по добыче природного газа являются – ЗападноСибирский (более 90%), Уральский (около 7%), Поволжский (1%). На долю Западно-Сибирского района приходится более 30% всей продукции топливной промышленности, Уральского -13%, Поволжского -11% и Центрального – 10%.

Топливно-энергетический и потребительский факторы являются главными при размещении электростанций. Основная часть электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (3/4), на гидравлических и атомных.

Среди тепловых электростанций различают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и конденсационные (КЭС). По виду используемой энергии тепловые электростанции подразделяются на работающие на традиционном органическом топливе, атомные и геотермические; по характеру обслуживания населения – на районные (ГРЭС – государственные районные электростанции) и центральные.

Традиционное топливо для тепловых электростанций (ТЭС) – уголь (более 50%), нефтепродукты (мазут) и природный газ (более 40%), торф и горючие сланцы (5%).

ТЭС характеризуются свободным размещением, выработкой электроэнергии без сезонных колебаний, сравнительно быстрым и недорогим строительством. Мощность крупнейших тепловых электростанций (ТЭС) – более 2 млн кВт. Фактор размещения ТЭС – потребительский, т. к. радиус транспортировки одного из видов ее продукции (горячей воды) – максимум 12 км.

Атомные электростанции размещаются с учетом потребительского фактора. Первая в мире атомная электростанция была построена в СССР в 1954 г. (Обнинская АЭС, мощность 5 МВт). В настоящее время на территории страны работают Калининская, Смоленская, Ленинградская, Кольская, Курская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская и Билибинская АТС. После чернобыльской катастрофы приостановлено строительство Татарской, Башкирской, Краснодарской АЭС. В ближайшие годы должны выводится из эксплуатации блоки многих электростанций страны, т. к. доля затрат на добычу урана в ядерном топливном цикле примерно 2%, а на переработку и захоронение отходов расходуется около 3/4.

Геотермальные электростанции (ГТЭС) технологически похожи на теплоэлектроцентрали, фактор их размещения – топливно-энергетический. Единственная работающая ГТЭС в стране – Паужетская на Камчатке.

Для гидроэлектростанций характерна простота в управлении, высокий коэффициент полезного действия, выработка сравнительно дешевой электроэнергии.

Крупнейшие гидравлические электростанции страны входят в состав двух каскадов – Ангаро-Енисейского (суммарной мощностью 22 млн кВт) и Волжско-Камского (11,5 млн кВт). Самой мощной гидроэлектростанцией в России является Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт).

Приливные электростанции (ПЭС) работают на приливной и отливной фазах изменения уровня океана. Единственная в стране приливная электростанция – Кислогубская (400 кВт) на побережье Баренцева моря. Перспективные регионы для сооружения ПЭС являются акватории Белого (проектируется Мезенская ПЭС мощностью 10 млн кВт) и Охотского (проектируется Тугурская ПЭС) морей.

Практически все электростанции нашей страны входят в состав Единой энергосистемы (ЕЭС) России, исключением являются электростанции Дальнего Востока.

По выработке электроэнергии лидирует Центральный район (23%), далее идут Уральский (12%), Восточно-Сибирский и Северо-Кавказский (по 11%).

Электроэнергетика является отраслью специализации для Центрального, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Северного экономических районов.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

Алгоритм определения по топографической карте направлений.

1. На карте отмечаем точку, в которой находимся, и точку, на которую нужно определить направление (азимут).

2. Соединяем эти две точки.

3. Через точку, в которой мы находимся, проводим прямую линию: север – юг.

4. С помощью транспортира измеряем угол между линией «север – юг» и направлением на искомый объект. Азимут отсчитывается от направления на север по часовой стрелке.

Алгоритм определения по топографической карте расстояний.

1. Измеряем расстояние между заданными точками с помощью линейки.

2. Полученные значения (в см) с помощью именованного масштаба переводим в расстояние на местности. Например, расстояние между точками на карте равно 10 см, а масштаб: в 1 см – 5 км. Перемножаем эти две цифры и получаем искомый результат: 50 км – расстояние на местности.

3. При измерении расстояний можно использовать циркуль-измеритель, но тогда место именованного масштаба займет линейный масштаб. В этом случае наша задача упрощается, можно сразу определить искомое расстояние на местности.

Понятие «географическое положение» (ГП) является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Умение охарактеризовать во всех существенных отношениях положение изучаемого объекта необходимо для географа-исследователя. ГП обычно трактуется как положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. ГП рассматривается как своеобразное внешнее условие существования, функционирования и развития объектов, характеристика данного объекта, выражающая его отношение к каким-либо географическим объектам вне его.

Часто термин «положение» понимают как внутреннее состояние объекта (по аналогии с международным положением, экономическим положением и т. п.). Но ГП - это всегда отношение к внешним обстоятельствам. И это положение в двухмерном пространстве, поскольку оно определяется на основе географической карты. На ней все объекты представляются либо точечными (как бы не имеющими размерности в данном масштабе), либо линейными, имеющими только одно измерение, либо площадными (ареальными) - с двумя измерениями. На карте мелкого масштаба точечным объектом выступает город, линейным - река, железная дорога. Следовательно, можно говорить о положении объекта относительно точек, линий и ареалов.

Понятие «географическое положение» использовалось в XIX в., значение его анализировалось в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов - Ф. Ратцелем. Категория ГП была предложена в СССР на рубеже 20-30-х годов XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Н.Н. Баранским, И.М. Маергойзом и рядом других авторов. Н.Н. Баранский , выделяя существо ГП, подчеркивал, что положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. И.М. Маергойз писал о том, что вопрос не столько в том, где находится объект (это само собой предполагается), сколько в том, как он лежит относительно того, что находится за его пределами. Эти идеи имеют непреходящую ценность и спустя много лет после того, как были высказаны.

Через систему отношений данного объекта (ареала) с другими объектами (ареалами) ГП предметно выявляет индивидуальные черты и свойства любой территории. Оно определяет многие наиболее важные особенности стран, районов, городов, высвечивает свойства их неповторимости и индивидуальности .

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение - абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечный, и линейный объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;
  • б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • в) точка относительно ареала - столица в государстве;
  • г) линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • д) линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • е) ареал относительно другого ареала: Республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и другие варианты положения:

  • 1. Точка налинии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва-Санкт-Петербург, Нвгород - вне ее.
  • 2. Точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар - вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест на французском берегу Атлантического океана.
  • 3. Линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной.
  • 4. Линия находится в пределах ареала полностью (как р. Яна) или частично (р. Лена) в Якутии, или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны).
  • 5. Ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, к юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего

ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение. Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в ней г. Риу-Гран- ди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо- востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) - глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение (Украина, Крайна в бывшей Югославии).

Исследуя ГП, необходимо определить главное и в его сущности, и в его воздействии на наиболее важные стороны развития территории.

И прежде всего следует выявить и понять его наиболее характерные черты.

Во-первых, ГП - это сложная система понятий , включающая:

  • а) математико-географическое положение (положение в системе географических координат);
  • б) физико-географическое положение (положение относительно природных объектов, влияющих на особенности природы данного места, - морей, рек, лесных массивов, природных зон и др.; при этом сам объект может находиться как в составе ареала, так и вне его);
  • в) экономико-географическое положение (ЭГП) - положение: 1) относительно элементов общественного производства;
  • 2) по отношению к району, области, стране; ЭГП является одним из важнейших факторов, определяющих размещение, характер, динамику развития производительных сил;
  • г) политико-географическое положение (положение на политической карте - относительно центров и районов сосредоточения социальных, классовых и политических сил);
  • д) военно-географическое положение (положение любой точки или какого-либо ареала относительно центров и стран военной мощи или создающих опасность военных конфликтов, а также по отношению территорий различных военных блоков);
  • е) геополитическое положение : тесно связанное с двумя вышеназванными видами ГП, оно отражает положение относительно «центров силы», очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических и военных союзов, религиозных объединений;
  • ж) эколого-географическое положение (положение той или иной территории относительно регионов экологически неблагополучных или даже экологических бедствий, относительно движения воздушных масс и других потоков, несущих массированные объемы загрязнений;
  • з) культурно географическое положение - относительно важнейших центров и регионов развития духовной культуры, культурно-географических образований разного территориального ранга и значения.

Каждый из названных видов ГП - явление многоплановое, синтетическое, и поэтому необходим анализ не только этих видов «в отдельности», но, особенно их сочетаний в сложном взаимодействии и «взаимопереплетении» различных сторон ГП. Так, в системе ЭГП выделяются транспортно-географическое, промышленно-географическое, демогеографическое, рыночное (или сбыто-географическое) положение и другие его составляющие, и каждая из них, в свою очередь, также имеет определенную структуру.

Особо важную роль играет транспортно-географическое положение, качество которого определяется следующими обстоятельствами: 1) экономическим потенциалом соседних территорий; 2) плотностью хозяйственной освоенности окружения;

3) наличием (количеством и качеством) прямых транспортных выходов к соседям, их частотой.

Во-вторых, ГП - категория историческая. Следует иметь в виду, что, если физико-географическое положение меняется относительно медленно, с развитием географической среды, а также в результате деятельности человека, то все остальные виды ГП - весьма динамичны, изменчивы и их значение (и последствия влияния) в различных исторических условиях неоднозначно.

Н.Н. Баранский приводит пример характеристики исторической изменчивости ГП США. Их зародышем были английские колонии, расположенные на восточном побережье Северной Америки между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами. Все то, что лежало к западу от этих колоний, европейцам не было известно, и когда английские короли давали какому-нибудь лорду или какой-нибудь акционерной компании кусок побережья, то называли только южную и северную границы по параллелям, а на запад появлялась возможность идти, куда угодно. Таким образом, эти колонии находились «на краю света». В дальнейшем области, лежащие к западу от Аппалачей, были исследованы, заселены и вообще освоены, и из положения «на краю света» создалось положение «между двумя океанами». Вот как резко изменилось положение США. Я.Г. Машбиц, рассматривая пример Древней

Руси, подчеркивает, что татаро-монгольское иго, феодальная разобщенность и перемещение центра тяжести мирового развития в Западную Европу во многом свели на нет исключительную благоприятность географического положения Древней Руси. Средневековая Россия оказалась на периферии европейского социально-экономического развития.

В-третьих, ГП присущ потенциальный характер. Те или иные благоприятные стороны ГП далеко не во всех случаях реализуются. Лишь при сочетании соответствующих факторов исторического и социально-экономического развития данной территории (страны) эти благоприятные стороны воплощаются в жизнь. Так, известно, что многие особенности развития Японии обусловлены ее океаническим положением. Но это ГП могло реализоваться только благодаря наращиванию промышленного и финансового потенциала Японии.

В-четвертых, как географическая категория, ГП обладает определенным механизмом влияния, исследование которого требует перехода от «простых», качественных, субъективных характеристик к количественным оценкам. Отмечая необходимость теоретического углубления понимания ЭГП, И.М. Ма- ергойз подчеркивал, что ЭГП всегда конкретно и в той или иной степени противоречиво, что необходим анализ вероятностного характера ГП, фактора дистанционности (исследование расстояния, или дистанции, между географическими объектами как одного из свойств пространства), а также взаимодействия объектов, их определенной соподчиненности.

В связи с этим важно различать макро-, мезо- и микроположения. Первое из них соответствует более или менее обширной территории; мезоположение - линии, ее рассекающей в важных направлениях, а микроположение -точка на этой линии. Эти виды ГП взаимодействуют друг с другом, но их отражение на развитии тех или иных объектов может быть весьма различным. В редких случаях все они бывают одинаково благоприятными. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро- и мезоположе- нием, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории, в центрах быстроразвивающихся промышленных и сельскохозяйственных ареалов... в точках контактов различных зон, перепадов экономических потенциалов, в опорных узлах районов нового освоения.

Для Санкт-Петербурга, например, макроположение описывается как нахождение на Северо-Западе европейской части Российской

Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива; мезоположение - примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение - на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. По аналогии можно определить ранг положения объекта внутри городской территории путем его детализации. Красная площадь находится в Москве у стен Кремля (микроположение), в центре города - в пределах Садового кольца (мезоположение).

Для одних объектов существеннее всего микро-, для других мезо- или макроположение. Например, размер дифференциальной ренты в сельском хозяйстве очень чувствителен к микро- и мезоположению участка. То же можно сказать и о положении магазина, пункта бытового обслуживания в городе по отношению к остановкам общественного транспорта и пунктам пересадки. При решении вопроса о развитии топливно-энергетических, металлургических баз на первый план выходит оценка макроположения.

В-пятых, ГП имеет тесные связи с конфигурацией территории и ее границами , что оказывает большое влияние на многие стороны развития данной территории (страны) в целом и отдельных ее частей. Так, конфигурация территории России оказала большое воздействие на ее историко-географическое развитие. Широтное простирание обширной территории России в Восточной Европе и Азии сочетается с ее континенталь- ностью и глубинностью. В этом причина отдаленности большей части территорий от морских побережий и границ. Данные факторы затрудняли хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала, внешние экономические связи большинства регионов России.

Большую роль играет пограничное положение регионов страны, взаимосвязи между их конфигурацией и границами страны. Так, в современной России это нередко создает для них (пограничных регионов) сложные проблемы (например, этнические конфликты, приток беженцев, влияние социально-политической напряженности в соседних государствах и т. д.).

Отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве (отображаемом на карте). В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов .

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением .

Таким образом географическое положение :

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

Различают следующие виды географического положения :

  • математико-географическое (геодезическое, астрономическое, «абсолютное»)
  • физико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное (геодезическое, астрономическое);
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиэтла»);
    • функциональное (экономико-географическое, физико-географическое и др.).

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом (ареала, района, территории) к данностям, лежащим внутри него (к элементам внутренней среды). Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным » (от лат. introspectus , intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики , при оценке геокриминогенного положения территории , при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.

Исторический очерк

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма . Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как Демокрит , Геродот , Страбон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историко-географ В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. в тех же Нидерландах вышел труд Варения (Варениуса) «Общая география», которая считается первой теоретической работой по географии. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был В. П. Семенов-Тян-Шанский . Географические аспекты в русле проблем размещения хозяйства разработали немецкие ученые, создали так называемую теорию штандорта. Представителями этого направления были И. Тюнен , А. Вебер , А. Лёш и другие. Американский географ В. Бунге назвал географию «наукой о местах». В этом нестандартном и оригинальном определении кроется глубокий смысл о том, что каждый географический объект имеет своё индивидуальное место. Большой вклад в развитие теории географического положения внесли советские географы Н. Н. Баранский и И. М. Маергойз .

Напишите отзыв о статье "Географическое положение"

Примечания

Ссылки

  • Географическое положение // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Современная иллюстрированная энциклопедия. География / Под ред. А. П. Горкина - М.: Росмэн. 2006.

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…»

Отрывок, характеризующий Географическое положение

– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.

5.1. Определение понятия гп

Географическое положение - одна из немногих собственных глубоко разработанных категорий экономической и социальной географии. Баранский отмечал, что

"географическое положение имеет крупнейшее методологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, будь то страна, район, город и т.д., в системе географического разделения труда в значительной степени определяется географическим положением" [Баранский, 1980, с. 157].

В условиях глобализации теория географического положения приобретает статус междисциплинарной теории в силу того, что позволяет видеть мир во всем его разнообразии, определяемом многими региональными, страновыми и локальными особенностями.

Социально-экономическое пространство неоднородно. Объекты пространственно не совпадают с условиями, необходимыми для их существования в системе. Свойства социально-экономического пространства, которые отражают пространственное несовпадение изучаемого объекта и необходимых условий его существования (функционирования и развития), могут быть определены как географическое положение объекта.

"Отношение" - основа географического положения

иное экономическое значение. Позже мы обратимся к уточнению понятия ЭГП.

Основная же идея географического положения как понятия заключается в раскрытии территориальных отношений:

    В физико-географическом положении это отношения: 1) в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве, в котором используются понятия ортодромии - кратчайшего расстояния на геоиде между двумя точками, и локсодромии - кратчайшего пути, пересекающего меридианы под постоянным углом; 2) в реальном физико-географическом пространстве с его природными зонами, областями, орографией, распределением суши и моря и т.д.

    В экономико-географическом положении - это отношения к экономически значимым объектам.

    В социально-географическом положении - к социально значимым объектам.

    В политико-географическом положении - к политическим данностям (внутри стран его определяет, например, территориальный разрез расстановки политических сил, а на мировой арене - центры действия международных политических сил). В методическом плане это означает фиксацию и прогнозирование действия "силовых полей" различного характера: военных, международных политических, мирохозяйственных (геоэкономических), экологических и культурологических.

    В эколого-географическом положении - к экологически значимым объектам, в частности к странам и регионам, которые определяют экологическую ситуацию, или к странам и регионам, на экологическое состояние которых может влиять данная страна.

Так, Н. Н. Клюев выделил пять групп признаков, отражающих экологически важные свойства пространства для оценки эколого-географичес-кого положения страны: 1) экологические (имеется в виду естественная роль данной территории в функционировании Земли) функции страны, региона в глобальной геосистеме (в биосфере): 2) устойчивость природной среды страны, региона, ее уязвимость по отношению к антропогенным воздействиям; 3) пространственное распределение в стране, регионе реципиентов воздействия - населения, материальных и культурных ценностей, ценных природных ландшафтов; 4) источники экологической опасности, внешние по отношению к данной стране, региону; 5) природные и антропогенные "каналы" и "барьеры" распространения экологической опасности [Клюев, 1996].

Для уточнения понятия ГП нужно подчеркнуть существенное различие между географическим положением и местоположением. Охарактеризовать первое - это значит ответить на вопрос:по отношению к чему! Местоположение объекта имеет другой смысл, который заключается в ответе на вопросы:где ичастью чего является! Таким образом,местоположение раскрывает локализацию или принадлежность, тогда какположение отражает отношения в системе.

Характеристика местоположения означает прежде всего ответ на вопрос, где находится объект. Ратцель определял географическое положение как его принадлежность. Это фактически определение не географического положения, а местоположения. Принадлежность не характеризует географическое положение объекта, так как не раскрывает его внешние отношения. Разграничение этих понятий важно с методологической точки зрения.

Итак, при изучении ГП нужно точно определить, какие объекты являются вне-, а какие внутрилежащими. Количество внележащих данностей зависит как от объективных условий, например, мозаичности, разнообразия окружения, так и от степени дробности исследования ГП.

Другими словами, географическое положение характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой.

Объект может иметь самые разные отношения с элементами внешней среды. Это могут быть как весьма существенные, так и несущественные отношения. Задача исследователя заключается в том, чтобы ввести критерий значимости и выделить из них существенные. В реальных (т.е. уже реализуемых отношениях) - это будет многократно (циклически, периодически) повторяющиеся отношения. Таким образом, при изучении ГП основное внимание обращается на систему существенных и повторяющихся отношений, исходя из глубокого знания объекта, ГП которого изучается. ГП - понятие многокомпонентное, и путь к его изучению, следовательно, лежит прежде всего через анализ его компонентов. До расчленения и глубокого анализа неправомерно использовать такие понятия, как "удобное", "выгодное" положение.

    При изучении ГП приходится отталкиваться от результатов влияния ГП на развитие данного объекта, т.е. от анализа связей, хотя ГП - это отнюдь не сами связи, а их предпосылка.

    Другое затруднение происходит от того, что на связи (экономические и внеэкономические) объекта влияет не только одно ГП. Элиминировать влияние других факторов и вычленить влияние ГП на объект - одна из трудно разрешимых методических проблем.

    При анализе отношений проблема состоит и в том, что исследователь "взвешивает" реальные и потенциальные отношения. Реальные отношения выявляются эмпирическим путем. Среди потенциальных выделяются те, которые могут быть реализованы (реально возможные связи). Но исследователь должен идти дальше и устанавливать теоретически возможные связи. Таким образом, при анализе ГП под отношениями нельзя понимать только фактические экономические и прочие связи. Полное и всестороннее изучение ГП означает учет реальных, потенциальных и теоретически возможных связей.

В то же время подходы зависят и от постановки задачи, т.е. от того, какие конкретные вопросы решаются. При решении практических вопросов вряд ли целесообразно чрезмерно отвлекаться от конкретных географических, экономических, политических и социальных условий.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта