Главная » Дети и родители » У ирана уже есть ядерное оружие. Иран, россия и ядерное оружие. Иран и его оппоненты

У ирана уже есть ядерное оружие. Иран, россия и ядерное оружие. Иран и его оппоненты

Давление, которое Соединенные Штаты и Запад в целом применяют в отношении Ирана с целью удержать его от обретения ядерного оружия, осуществляется абсолютно напрасно. У Исламской Республики уже имеется не только ядерное оружие от бывшего Советского Союза, но и достаточное количество обогащенного урана для производства нового оружия. И что еще хуже, у Ирана есть средства доставки.

Запад в течение примерно десятилетия проявлял беспокойство в связи с расширением технических возможностей Ирана в плане производства урана, будучи уверенным, что Иран работает над созданием ядерной бомбы, хотя правительство продолжает настаивать, что его программа по обогащению урана носит исключительно мирный характер.

Когда Иран начал свою ядерную программу в середине 1980-х годов, я работал в качестве шпиона ЦРУ внутри Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Разведка стражей в то время узнала о попытке Саддама Хусейна приобрести ядерную бомбу для Ирака. Командование корпуса пришло к выводу, что им нужна ядерная бомба, потому что если она будет у Саддама, он использует ее против Ирана. В то время две страны находились в состоянии войны.

Мохсен Резэй (Mohsen Rezaei), тогдашний командир Стражей, получил разрешение от аятоллы Рухоллы Хомейни (Ruhollah Khomeini) начать скрытую программу по приобретению ядерного оружия. С этой целью Стражи вступили в контак с пакистанскими генералами и пакистанским ученым-ядерщиком Абдулом Кадиром Ханом (Abdul Qadeer Khan).

Командующий Али Шамхани (Ali Shamkhani) ездил в Пакистан, предлагая миллиарды долларов за бомбу, но все переговоры закончились вместо этого лишь чертежами и центрифугами. Первая центрифуга была доставлена в Иран на личном самолете Хомейни.

В рамках второй, но осуществляемой параллельно попытки заполучить ядерное оружие, Иран обратился к бывшим советским республикам. Когда Советский Союз распался в 1990 году, Иран страстно желал получить тысячи единиц тактического ядерного оружия, которые были распылены по бывшим республикам Союза.

В начале 1990-х годов ЦРУ попросило меня найти иранского ученого, который засвидетельствовал бы, что у Ирана есть бомба. ЦРУ узнало, что агенты иранской разведки ездили на ядерные объекты по всему бывшему Советскому Союзу, и при этом проявляли особый интерес к Казахстану.

Мусульманский Иран активно обхаживал Казахстан, на долю которого приходилась значительная часть советского арсенала, и который при этом являлся преимущественно мусульманским, и Тегеран предлагал ему сотни миллионов долларов за бомбу. Вскоре появились сообщения о том, что три ядерные боеголовки пропали. Это подтвердил и российский генерал Виктор Самойлов, который занимался вопросами разоружения для Генерального штаба. Он признал, что из Казахстана исчезли три боеголовки.

Между тем, Пол Мюнстерманн (Paul Muenstermann), тогдашний вице-президент германской федеральной службы разведки, заявил, что Иран получил две из трех ядерных боеголовок, а также средства доставки ядерного оружия средней дальности из Казахстана. Он также сообщил, что Иран приобрел четыре 152-миллиметровых ядерных боеприпаса у бывшего Советского Союза, которые, по сообщениям, были украдены и проданы бывшими офицерами Красной армии.

Что еще хуже, несколькими годами спустя российские официальные лица заявили, что при сравнении документов о передаче ядерного оружия из Украины в Россию, обнаружилось расхождение ни много ни мало в 250 ядерных боеголовок.

На прошлой неделе Мэтью Насути (Mathew Nasuti), бывший капитан ВВС США, который в какой-то момент был нанят Госдепартаментом в качестве советника для одной из провинциальных групп по восстановлению в Ираке, рассказал, что в марте 2008 года, во время брифинга по Ирану в Госдепартаменте, эксперт департамента по Ближнему Востоку сказал группе собравшихся, что это «общеизвестный факт», что Иран приобрел тактическое ядерное оружие у одной или нескольких бывших советских республик.

Подполковник Тони Шаффер (Tony Shaffer), опытный офицер разведки, награжденный «Бронзовой звездой» (военная медаль, американская военная награда за отвагу, четвертая по значимости награда в ВС США, учреждена в феврале 1944 года - прим. перев. ), рассказал мне, что его источники сообщают, что у Ирана сейчас имеется две рабочие ядерные боеголовки.

Редакционная статья в иранской газете Kayhan, газете, которая находится под прямым наблюдением аппарата духовного лидера Ирана, в прошлом году предупреждала, что если Иран будет атакован, последуют ядерные взрывы в американских городах.

Несмотря на твердое знание того, что иранские лидеры стремятся обрести ядерное оружие, западные лидеры выбрали путь переговоров и умиротворения, в надежде найти решение иранского вопроса. Прошло примерно три года работы администрации Обамы, и мы должны признать, что политика сначала пряника в виде доброй воли и сотрудничества, а потом кнута в виде санкций не смогла убедить иранцев отказаться от ядерной программы, и не смогла сдержать их агрессивное позиционирование. Сегодня иранские лидеры, несмотря на четыре набора санкций ООН, продолжают реализацию и своей ракетной программы, и программы в области ядерного обогащения, и у них достаточное количество обогащенного урана для создания шести ядерных бомб, согласно данным последнего отчета Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Иран и распространение ядерного оружия

Будущее ирано-американских отношений зависит – по крайней мере в краткосрочной перспективе – от разрешения во многом «технической» проблемы военного свойства. Когда я пишу эти строки, происходят потенциально эпохальные перемены в военном балансе региона и в психологическом равновесии. Это связано со стремительной эволюцией Ирана к статусу ядерной державы в ходе переговоров с постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией (П5+1). Остающийся в тени обсуждения технических и научных возможностей, этот вопрос на самом деле представляет собой фокус международного порядка, ведь речь идет о способности международного сообщества обеспечить соблюдение обоснованных требований на фоне поистине изощренного неприятия, о реальной готовности клерикального режима к сотрудничеству и о перспективах гонки ядерных вооружений в наиболее нестабильном регионе мира.

Традиционный баланс сил опирается на военную и промышленную мощь. Его возможно изменить только постепенно – или через завоевания. Современный баланс сил отражает уровень научного развития и может оказаться под угрозой вследствие каких-либо разработок на территории одного-единственного государства. Никакое завоевание не могло бы укрепить советскую военную мощь сильнее, чем стремление разрушить американскую ядерную монополию конца 1940-х годов. Аналогично, распространение ядерного оружия не может не отразиться на региональном балансе – и на международном порядке – и обернется целым рядом активных противодействий.

На протяжении холодной войны американское руководство строило свои международные стратегии в контексте внушающей страх концепции взаимного сдерживания: мы понимали, что ядерная война повлечет жертвы в масштабах, сопоставимых с гибелью человечества. Кроме того, руководство сознавало, что готовность пойти на крайние меры – хотя бы до определенного момента – имеет важное значение, если мы не желаем допустить, чтобы мир скатился в безжалостный тоталитаризм. Сдерживание в рамках этих «параллельных кошмаров» было возможно, поскольку на планете имелись всего две ядерные сверхдержавы. Каждая провела сопоставимые оценки рисков применения ядерного оружия. Но едва ядерное оружие стало распространяться по свету, политика сдерживания начала превращаться в фикцию, а сама концепция сдерживания утрачивала смысл. В современном мире уже очень сложно сообразить, кто кого сдерживает и на каких основаниях.

Даже если предположить, что «новые» ядерные страны проведут те же расчеты выживаемости, что и СССР с США, в отношении военных действий друг против друга – а это весьма сомнительное допущение, – данные страны все равно способны подорвать нынешний международный порядок, причем сразу в нескольких аспектах. Сложность защиты ядерных арсеналов и установок (равно как и создание комплексных систем предупреждения, по примеру передовых ядерных государств) увеличивает шансы на развязывание войны – из-за соблазна внезапного нападения и превентивного удара. Кроме того, ядерное оружие можно использовать в качестве «щита» от нападений экстремистов. (А другие ядерные державы не смогут проигнорировать атомную войну у своих границ.) Наконец, опыт «частного» распространения ядерного оружия из технически дружественного США Пакистана в Северную Корею, Ливию и Иран имеет самые серьезные последствия для международного порядка, поскольку страна-распространитель формально не считается государством-изгоем.

На пути к созданию собственного ядерного потенциала нужно преодолеть три препятствия: приобрести системы доставки, наладить производство расщепляющихся материалов и начать производство боеголовок. Что касается систем доставки, сегодня существует обширный открытый рынок, где главными продавцами выступают Франция, Россия и в некоторой степени Китай; требуются прежде всего финансовые ресурсы. Иран уже приобрел исходную технологию и может развивать ее по собственному усмотрению. Технология производства боеголовок также не является тайной за семью печатями, а само подобное производство сравнительно легко спрятать от наблюдателей. Пожалуй, наилучший, если не единственный, способ предотвратить появление новой ядерной державы – вмешательство в процесс обогащения урана. Необходимым элементом этого процесса является применение центрифуг – устройств, производящих обогащенный уран. (Обогащение плутония тоже опасно и тоже обсуждается на соответствующих переговорах.)

Чтобы предотвратить развитие ядерного потенциала Ирана, Соединенные Штаты и другие постоянные члены Совета Безопасности ООН уже более десяти лет (сменилось две администрации с обеих сторон) ведут переговоры. Шесть резолюций Совета Безопасности ООН с 2006 года требовали от Ирана прекратить программу обогащения урана. Три американских президента от обеих партий, все постоянные члены Совета Безопасности ООН (в том числе Китай и Россия) и Германия, руководство Международного агентства по атомной энергии – все заявляли и продолжают заявлять, что наличие у Ирана ядерного оружия неприемлемо и что Иран должен немедленно прекратить обогащение урана. И ради достижения этой цели никакие средства не считаются непозволительными – по словам сразу двух американских президентов.

Налицо стабильное развитие иранской ядерной программы – на фоне постепенного смягчения позиции Запада. Когда Иран проигнорировал резолюции ООН и построил центрифуги, Запад выдвинул ряд предложений, всякий раз повышая «степень разрешенного» – то настаивал, чтобы Иран полностью прекратил обогащение урана (2004), то допустил возможность производства низкообогащенного (НОУ, менее 20 %) урана (2005), то предложил, чтобы Иран экспортировал большую часть своих запасов НОУ, а Франция и Россия могли бы производить топливные стержни с 20 %-ным ураном (2009), то согласился позволить Ирану сохранить достаточно запасов НОУ для работы исследовательского реактора – при условии, что Иран прекратит деятельность комплекса центрифуг в Фордо (2013). Некогда этот комплекс считался секретным объектом; после обнаружения завода Запад упорно требовал его полного закрытия. Ныне западные условия допускают, что работу комплекса можно лишь приостановить, с гарантиями, затрудняющими повторный запуск. В 2006 году была создана группа П5+1 для координации позиций международного сообщества, и ее представители требовали от Ирана остановить ядерную программу до начала переговоров; в 2009 году об этом условии уже никто не вспоминал. В подобной ситуации Ирану, разумеется, нет ни малейшего повода воспринимать любую инициативу как окончательную. Действуя ловко и дерзко, он на каждом этапе кризиса выказывал меньше интереса к компромиссу, нежели группа западных держав, и тем самым добивался все новых и новых уступок.

Когда начались переговоры (2003), Иран имел 130 центрифуг. На момент написания этой книги число центрифуг достигло примерно 19 000 (лишь половина используется). До начала переговоров Иран не имел возможности расщеплять уран; в промежуточном соглашении за ноябрь 2013 года Иран признал, что обладает 7 тоннами низкообогащенного урана (с учетом количества центрифуг в стране, этот запас может быть превращен в оружие за несколько месяцев, и его хватит на производство 7–10 бомб наподобие той, что была сброшена на Хиросиму). Да, Иран пообещал ликвидировать около половины своего запаса, но не напрямую: 20 %-ный уран всего лишь переведут в форму, из которой его легко восстановить до исходного состояния, и мощности для этого у Ирана найдутся. В любом случае, с таким количеством центрифуг обогащение до 20 процентов уже видится несущественным, поскольку уран, обогащенный до 5 процентов (пороговое значение, выдаваемое за достижение переговорщиков), можно обогатить до нужной степени за те же несколько месяцев.

Точки зрения представителей обеих сторон на переговорах отражают различную трактовку мирового порядка. Иранцы фактически открыто заявили, что не откажутся от выбранного курса, и их не пугают возможные атаки ядерных объектов Ирана. Западные участники переговоров убеждены (и, подчеркивая свою приверженность миру и дипломатии, периодически говорят об этом вслух), что последствия военного нападения на Иран несравнимы с рисками дальнейшего развития иранского ядерного потенциала. Их доводы подкрепляются «мантрой» профессионалов: из каждого тупика есть выход – новое предложение, за которое они несут ответственность. Для Запада главный вопрос состоит в том, возможно ли найти дипломатическое решение или потребуются военные меры. В Иране же ядерная программа рассматривается как один из пунктов борьбы за новый региональный порядок и идеологическое доминирование, борьбы, что ведется всюду и везде, способами мирными и военными – от военизированных операций до дипломатии, официальных переговоров, пропаганды, политических диверсий, и все эти способы равно усиливают общий эффект. В этом контексте стремление к соглашению должно учитывать тот факт, что Тегеран хотя бы изучит шансы на смягчение напряженности, чтобы избавиться от санкций, но сохранить атомную инфраструктуру и максимальную свободу действий, а к реализации ядерной программы вернуться позже.

По временному соглашению в ноябре 2013 года Иран согласился приостановить обогащение урана в обмен на снятие некоторых международных санкций, наложенных за нарушение резолюций Совета Безопасности ООН. Но поскольку соглашение позволяло Ирану продолжать обогащение еще полгода, срок договоренностей истечет к моменту, когда должно быть готово постоянное соглашение. Практические последствия очевидны: Запад де-факто признал иранскую ядерную программу и не стал уточнять (как говорили у нас) ее масштабы.

Переговоры о постоянном соглашении продолжаются. Условия – или хотя бы возможность их выработки – пока неизвестны, но ясно, что они, как и многое на Ближнем Востоке, затронут «красную линию». Станут ли западные переговорщики (от лица группы П5+1) настаивать, что ограничения коснутся процесса обогащения, как сформулировано в резолюциях ООН? Это чрезвычайно сложная задача. Ирану придется сократить количество центрифуг до уровня, соответствующего правдоподобным цифрам гражданской ядерной программы, и уничтожить или законсервировать остальные. Такой исход, фактический отказ от военной ядерной программы, сулит перспективу кардинального изменения отношений Запада с Ираном, особенно если стороны согласятся вдобавок сообща бороться против суннитского и шиитского воинствующего экстремизма, активно угрожающего региону.

Учитывая неоднократные заявления верховного лидера Ирана, что Иран не откажется от мощностей, которыми уже располагает, – эти заявления подкреплял своими разъяснениями целый сонм старших иранских чиновников, – иранцы, судя по всему, намерены договариваться об отказе от производства боеголовок или о сокращении числа центрифуг до минимума, который позволяет при необходимости вернуться к реализации военной ядерной программы. При такой схеме Иран продемонстрирует международному сообществу верность фетве своего руководителя о недопущении производства ядерного оружия (текст этой фетвы не публиковался, и его никто не видел – только иранские лидеры); он готов взять на себя обязательства по отказу от создания ядерного оружия и допустить инспекторов для контроля выполнения соглашений. Конечно, все будет зависеть от количества времени, которое потребуется Ирану на создание ядерного оружия после нарушения договоренностей, буде их удастся подписать. Иран сумел построить два секретных комплекса по обогащению урана буквально в разгар международных инспекций, а потому при подготовке соглашения нужно учитывать возможность подобных действий с его стороны и в дальнейшем. И нельзя оставлять Иран в качестве «виртуальной» ядерной державы – ведь эта страна способна стать ядерной куда быстрее, чем к такому варианту сможет подготовиться любой «неядерный» сосед или успеет вмешаться любая ядерная держава.

Иран с исключительным мастерством и ловкостью реализует провозглашенную цель подрыва государственного строя на Ближнем Востоке и вытеснения Запада из региона. Не важно, создаст он и испытает ядерное оружие в ближайшее время или «просто» сохранит такую возможность, – последствия подобного исхода для регионального и глобального порядков сопоставимы. Даже если Иран удовлетворится потенциальным шансом создать ядерное оружие, он добьется этого вопреки самым всеобъемлющим международным санкциям, когда-либо налагавшимся на какую-либо страну. Геостратегические конкуренты Ирана, то есть Турция, Египет и Саудовская Аравия, тоже примутся разрабатывать или приобретать ядерное оружие, ибо желание догнать Иран станет непреодолимым. Риск израильского превентивного удара значительно возрастет. Что касается Ирана, он, выдержав санкции и создав ядерный арсенал, укрепит свой авторитет, припугнет соседей и усугубит свои способности к традиционным методам ведения войн.

Утверждалось, что новый подход к американо-иранским отношениям сформируется в ходе переговоров по ядерной программе, и это позволит компенсировать «отступление» Запада с исторических позиций. Часто ссылаются на отношения Америки с Китаем, которые эволюционировали от враждебности к взаимному признанию и даже сотрудничеству за относительно короткий период времени в 1970-х годах. Иран можно убедить, как иногда говорят, не размахивать столь вызывающе виртуальной ядерной «дубиной» в обмен на добрую волю и стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами.

Сравнение, увы, хромает. Китай имел сорок две советские дивизии на своей северной границе после десятилетней эскалации взаимной вражды, да и внутри страны начались неурядицы. У него были все основания искать «альтернативную» международную систему, в которой можно закрепиться. В отношениях Запада с Ираном столь очевидные поводы к кооперации отсутствуют. За последние десять лет Иран увидел крушение двух своих самых серьезных противников – режима талибов в Афганистане и режима Саддама Хусейна в Ираке (по иронии судьбы, оба свергнуты американцами) – и усилил свое влияние и военное присутствие в Ливане, Сирии и Ираке. Два нынешних главных конкурента за влияние в регионе, Египет и Саудовская Аравия, заняты внутренними проблемами, тогда как Иран быстро их преодолел (видимо, успешно), подавив оппозицию в ходе демократического восстания 2009 года. Лидеров Ирана принимают в международном респектабельном обществе, не требуя сколько-нибудь значимых изменений текущей политики, а западные компании были готовы инвестировать в страну даже в период санкций. Как ни удивительно, рост суннитского экстремизма вдоль границ Ирана может заставить Тегеран задуматься. Но столь же вероятно, что Тегеран рассматривает нынешний стратегический ландшафт как складывающийся в его пользу, а свой революционный курс – как вполне оправданный. Какой именно вариант выберет Иран, зависит от его собственных предпочтений, а не от американских представлений.

До сих пор Иран и Запад вкладывали каждый свой смысл в саму концепцию переговоров. Американские и европейские переговорщики с осторожным оптимизмом рассуждали о перспективах соглашения по ядерной программе и проявляли максимальную сдержанность в публичных комментариях в надежде обеспечить благоприятную атмосферу – а аятолла Хаменеи назвал ядерные переговоры частью «вечной религиозной борьбы», когда переговоры – разновидность сражения, и компромисс недопустим. В мае 2014 года, за шесть недель до истечения промежуточного соглашения, верховный лидер Ирана, как сообщается, описал переговоры по ядерной программе следующим образом:

«Причина, по которой мы стремимся продолжать бой, не в том, что исламское руководство воинственно. Просто логично, переплывая море, где кишат пираты, полностью снарядиться и быть готовым и способным защищать себя.

В таких обстоятельствах у нас нет другого выбора, кроме как продолжать бой и позволить этому факту определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Те, кто стремится к соглашательству и хочет сдаться оккупантам, обвиняя Исламскую Республику в разжигании войны, на самом деле совершают предательство.

Все чиновники страны, занимаются ли они экономикой, наукой, культурой, политикой, законотворчеством или зарубежными переговорами, должны сознавать, что воюют и продолжают борьбу за создание и выживание исламской системы… Джихад никогда не закончится, потому что сатана и сатанинский фронт будут существовать вечно».

Для национальных государств история играет ту же роль, что характер для человека. В случае гордого Ирана с его богатой историей можно выделить три периода, три трактовки международного порядка. Политика государства, существовавшего до революции Хомейни, заключалась в охране своих границ, уважении к суверенитету других стран и желании вступать в союзы – на деле, в преследовании собственных национальных интересов в рамках вестфальских принципов. Имперская же традиция помещает Иран в центр цивилизованного мира; автономия соседних стран в этом случае подлежит искоренению, насколько возможно. Наконец, есть джихадистский Иран, описанный выше. В какой из этих традиций нынешние высокопоставленные иранские официальные лица черпают вдохновение? Если мы полагаем, что произошла радикальная перемена, что к ней привело? Конфликт психологический или стратегический? Как он разрешится – через изменение отношений или изменение политики? Если последнее, к какому именно изменению следует стремиться? Можно ли примирить различные взгляды на мировой порядок? Или мир должен ждать, пока пыл джихадистов не иссякнет, как произошло ранее, в Османской империи, из-за смены динамики власти и «домашних» приоритетов? От ответов на эти вопросы зависит будущее американо-иранских отношений – и, может быть, мир во всем мире.

Соединенным Штатам Америки следует быть готовыми к достижению геополитического взаимопонимания с Ираном на основе вестфальских принципов невмешательства – и разработать совместимую концепцию регионального порядка. До революции Хомейни Иран и Соединенные Штаты были де-факто союзниками, и этот союз базировался на трезвой оценке национальных интересов, причем здраво мыслили американские президенты от обеих партий. Иранские и американские национальные интересы воспринимались как совпадающие. Обе страны выступали против господства в регионе сверхдержавы, каковой на тот момент был Советский Союз. Обе демонстрировали желание уважать суверенитет друг друга в своей ближневосточной политике. Обе поддерживали экономическое развитие региона, пусть даже частичное, «фрагментарное». С американской точки зрения имеются все основания восстановить такие отношения. Напряженность между Ираном и США возникла в результате принятия Тегераном джихадистской риторики и прямых нападок на американские интересы и систему международного порядка.

Каким образом Иран синтезирует свое комплексное наследие, будет зависеть в значительной степени от внутренней динамики; в стране столь сложной культурно и политически эта динамика выглядит непредсказуемой для сторонних наблюдателей и не подвержена влиянию внешних угроз и уговоров. С каким бы «лицом» Иран ни выходил в мир, факт остается фактом: Ирану предстоит выбор. Он должен решить, страна ли он или территория. Соединенные Штаты должны стремиться к сотрудничеству и всячески его поощрять. Но упорства и решимости западных переговорщиков – разумеется, необходимого условия подобной эволюции – недостаточно, чтобы обеспечить желаемый исход. Отказ Ирана от поддержки таких групп, как «Хезболла», станет важным и принципиальным шагом к восстановлению конструктивных двусторонних отношений. Вопрос в том, видит ли Иран в хаосе на своих границах угрозу – или возможность реализовать тысячелетнюю мечту?

Соединенные Штаты должны развивать стратегическое понимание происходящего. Представители администрации, объясняющие умаление американской роли на Ближнем Востоке, рассуждают о сбалансированной системе суннитских государств (плюс, возможно, Израиль) как противовес Ирану. Даже возникни подобное образование на самом деле, его жизнеспособность гарантируется только активной американской внешней политикой. Ведь баланс сил не является статичным, его составные части пребывают в постоянном движении. Соединенные Штаты необходимы в качестве арбитра и останутся таковым в обозримом будущем. А потому важно, чтобы Америка оказалась ближе к любому из соперников, чем они друг к другу, и не позволила втянуть себя в геополитические игрища, особенно в экстремистской форме. Преследуя собственные стратегические цели, Соединенные Штаты могут стать ключевым фактором – возможно, единственным, – на основании которого Иран определит, что ему выбрать: путь революционного ислама или путь великой страны, легитимной и действующей в рамках вестфальских принципов. Но Америка способна сыграть эту роль лишь в случае, если останется и передумает уходить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Распространение товара Компании НТМ лучше работать не с отдельными аптеками, а с крупными оптовыми фармацевтическими компаниями, территориальными фармацевтическими управлениями и известными аптечными сетями. Кроме того, хорошо бы отладить распространение через

Из книги Статьи, предположительно написанные Лесковым автора Лесков Николай Семенович

<РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ> Примите и дайте место в достопочтенной вашей газете моим строкам: они малограмотны, но достоверны и заслуживают внимания тем более, что относятся к распространению трезвости, доброй нравственности и к благосостоянию жителей нашего

Из книги Стояние в Вере автора Митрополит Иоанн (Снычев)

3. Распространение смуты ПЕРВЫМИ, КТО ОФИЦИАЛЬНО объявил о своем отходе от митр. Сергия, были еп. Гдовский Димитрий (Любимов) и еп. Нарвский Сергий (Дружинин). Совершенно противоположные и по характеру, и по взглядам, они сошлись на почве противодействия высшей церковной

Из книги Черная книга Чеченской войны автора Савельев Андрей Николаевич

Распространение конфликта за пределы Чечни Агрессивная сущность чеченского режимаСущность сложившегося в Чечне режима проявилась в открыто объявленной захватнической стратегии, вооруженных набегах на прилежащие территории, захвате заложников и террористических Из книги Русский космос: Победы и поражения автора Делягин Михаил Геннадьевич

Глава 2 Постановка в повестку дня: нужны носители ядерного оружия! Первый этап перехода от мечтаний к практическим разработкам был мучительным. Практики – предшественники философов Начиная разговор о практиках, нельзя забывать о самых первых энтузиастах реактивного

Из книги Цена будущего: Тем, кто хочет (вы)жить… автора Чернышов Алексей Геннадьевич

Оружие сильнее ядерного Китай сегодня, может быть, мощнее любого другого государства, но даже не столько по конкретным экономическим показателям, а именно из-за численности населения. Так как границы национальных государств сейчас, несмотря на приграничные столбы,

Из книги Газета Завтра 506 (31 2003) автора Завтра Газета

ЯДЕРНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ С директором Музея Ядерного оружия Российского Федерального Ядерного центра Виктором ЛукьЯновым беседует председатель "Братства во имя преподобного Серафима Саровского" Сергей Крюков 5 августа 2003 0 ЯДЕРНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ С директором Музея Ядерного

Из книги Рассекреченный Крым: От лунодрома до бункеров и ядерных могильников автора Хорсун Максим Дмитриевич

Кизилташ - хранилище ядерного оружия Краснокаменка, или Кизилташ, - небольшое село неподалеку от Судака. Его история начинается в 1856 году, когда архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий основал в Кизилташском урочище мужской монастырь в честь преподобного

Из книги Мне есть что вам сказать автора Джонсон Борис

Это просто: нет демократии – нет ядерного оружия Иранский посол – чрезвычайно импозантный мужчина, высокий, эрудированный, безукоризненно причесанный, хоть выставляй его портрет в витрине парикмахерской. И пока мы сидим и беседуем в его гостиной на Принсес-Гейт –

Из книги Мировой порядок автора Киссинджер Генри

Проблема распространения ядерного оружия С окончанием холодной войны угроза ядерного конфликта между существующими ядерными сверхдержавами, по сути, исчезла. Но распространение технологий, особенно технологии производства ядерной энергии в мирных целях, значительно

Из книги Донбасс в огне. Хроника необъявленной войны. Апрель – сентябрь 2014 автора Северский Виктор

Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия Принят:Правительством России,Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,Правительством Соединенных Штатов Америки,

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор

a) Распространение ядерного оружия Хотя американские эксперты и недовольны «неуважительным отношением» России к Будапештскому меморандуму 1994 г., они считают практически невероятным приобретение Украиной ядерного оружия. Отчасти поэтому США и Великобритания

Из книги Манипуляторы сознанием автора Шиллер Герберт

Распространение информации Процессы создания и сбора информации завершает процесс ее распространения. Факторы, влияющие на процесс создания информации в Соединенных Штатах, в равной степени обнаруживают себя и в процессе ее распространения. Доминирующие интересы

Из книги Робот и крест [Техносмысл русской идеи] автора Калашников Максим

Загадка «ядерного чуда»

Источники в Правительстве РФ и в нашем посольстве в Тегеране полагают, что исламская республика обзавелась как минимум одним ядерным зарядом. Значит, вот-вот начнётся.

НА ДНЯХ известный своими экзотическими заявлениями президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступил со скандальной новостью - его страна будет продолжать развивать атомные технологии, обогащая уран. Специалисты строят догадки: вероятно, ближе к концу года Иран будет готов создать атомную бомбу, что автоматически приведёт его к войне с США. Однако в это же время высокопоставленный источник "АиФ" в одном из российских силовых министерств сделал сенсационное признание: оказывается, по данным разведки РФ, у Ирана такая бомба УЖЕ имеется... Чтобы проверить эту информацию, обозреватель "Аргументов и фактов" срочно вылетел в Тегеран...

Ядерные технологии продавали, как на базаре

УДИВИТЕЛЬНО, но вероятность наличия у Ирана ядерных зарядов малой мощности мне охотно подтвердили и в посольстве России - разумеется, без включённого диктофона.

- Конечно, такое очень может быть, - считает один из российских дипломатов в Тегеране. - Ведь уже четырнадцать лет не проводилось никаких международных инспекций иранских ядерных объектов - в принципе, там могло твориться всё что угодно. "Отец пакистанской бомбы", учёный Абдул Кадыр Хан, официально признал два года назад, что за десятки миллионов долларов продал ядерные технологии (а также компоненты для производства атомного оружия) как Ирану, так и Северной Корее. И если Ким Чен Иру вполне хватило времени, чтобы произвести за этот период от одного до трёх небольших атомных устройств, то почему Ирану должно было его не хватить?

Если у Ирана действительно имеется атомная бомба, то обнаружить её расположение будет довольно сложно. Наивный Саддам Хусейн поместил все свои разработки по поводу оружия массового уничтожения в один-единственный ядерный центр в Багдаде. В 1981 году его в щепки разнесли израильские самолёты. Иранцы усвоили урок незадачливого соседа - местные атомные объекты разбросаны по всей стране (всего их около двадцати пяти). И понять, какой именно хранит ядерный заряд, - задача не из лёгких. Вероятное иранское "чудо-оружие" (если оно есть) должно быть весьма примитивно. Оно может быть создано по образцу самых первых американских бомб "Малыш" и "Толстяк", сброшенных в августе 1945 года на Хиросиму: плутониевая начинка в оболочке из обычной взрывчатки. Но стоит помнить - даже этих "убогих" бомб тогда хватило, чтобы убить 120 000 человек.

В иранских политических кругах на вопрос о наличии бомбы отреагировали довольно нервно. Один раз меня даже "дружески" предупредили, что вышлют из страны в 24 часа, если я не прекращу его задавать. Тем не менее в парламенте нашлась пара человек, которые согласились побеседовать на эту тему - но только "чисто теоретически".

- Допустим, ваш источник прав и такие заряды действительно есть, - сказал мне один из депутатов иранского парламента. - Но что это означает? Да то, что никаких воздушных ударов со стороны Америки не будет. Например, у Северной Кореи имеется небольшая атомная бомба, и, что бы ни вытворял Ким Чен Ир, ему ничего не грозит. Рядом - база американских войск в Сеуле, где сорок тысяч солдат. Никто не хочет, чтобы они превратились в пепел. В соседнем Ираке военных из США - в три раза больше. Да, возможные иранские атомные устройства пока не закреплены на ракетах, но всегда можно найти десять смертников, которые перевезут их в нужное место и взорвут, скажем, у границы с Ираком. Последствия трудно оценить.

Между тем инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), обнаружив в 2004 году на территории Ирана центрифуги (устройства, в которых можно обогащать уран для ядерных зарядов), скромно заявили, что они - "иностранного производства". Какого именно, чиновники сказать постеснялись. Хотя в том же отчёте указана система центрифуг - "Пак-1". Та самая, благодаря которой Пакистан и получил собственную атомную бомбу в 1998 году. Однако эта страна сейчас - ближайший союзник США в "войне против терроризма". А хороших друзей не стоит обижать, даже если они продают твоим заклятым врагам компоненты для создания ядерного оружия. Вот если бы это сделал союзник России, тогда, конечно, произошёл бы ужасный скандал. Именно поэтому пакистанского учёного Кадыр Хана американцы лишь слегка пожурили. Хотя он распродавал ядерные технологии, как на базаре: тем, кто больше заплатит. Даже маленькой африканской республике Ливии, которой атомная бомба просто ни к чему.

- Абдул Кадыр Хан несколько раз посещал Иран с тайными визитами в 1986-1987 годах. Не скрывая, что ему нужны деньги на дальнейшие атомные исследования, - объясняет депутат иранского парламента. - Есть вероятность, что он провернул успешную сделку - известные ему технологии в обмен на доллары. Результат устроил обе стороны. В настоящее же время центрифуги и другие компоненты для атомного оружия можно совершенно спокойно приобрести на "чёрном рынке" ядерных технологий, и это не является каким-либо секретом.

Желающие могут сделать оружие завтра

НАПРАШИВАЕТСЯ логичный вопрос: если бомба всё-таки есть, то почему тогда иранское руководство не заявит о ее наличии, чтобы обезопасить свою страну от американских воздушных ударов? Как предполагает источник "АиФ" в посольстве РФ в Тегеране, у местных политиков - психология восточных лавочников: они всегда торгуются до упора, и только в конце беседы эффектно достают из рукава последний козырь. Кроме того, в политике всегда действует циничное правило - даже если тебя в чём-то уличили, не спеши в этом признаваться. Например, у Израиля совершенно точно есть атомное оружие. В 1963 году он проводил ядерные испытания в пустыне Негев: это доказано международными специалистами и одним из разработчиков "еврейской бомбы". Однако официально обладание ядерными ракетами Израиль за сорок три года (!) ни разу не подтвердил.

- Первые ядерные технологии Иран получил от Запада ещё в шестидесятых годах, при шахе Реза Пехлеви, - говорит источник в российском посольстве в Тегеране. - В это же время начали строиться атомные электростанции. Примерно тогда ядерную энергию стала развивать Индия - и в 1974 году у неё уже была собственная атомная бомба. Ливия тоже была "очень близка" к созданию ядерного оружия после покупки пакистанской технологии - просто ливийский лидер, полковник Каддафи, в решающий момент передумал его иметь. Разумеется, я не ядерный физик, и то, что я говорю, - всего лишь личные предположения, тем не менее у Ирана были все возможности получить атомную бомбу.

Можно ли согласиться с этим мнением? Вполне. Северокорейский диктатор Ким Чен Ир не пускал международных инспекторов на свои ядерные объекты в течение всего ДВУХ лет: в результате он получил возможность вскоре похвастаться пусть примитивной, но всё-таки личной атомной бомбой. В Иране же аналогичные объекты оставались закрытыми на протяжении целых ЧЕТЫРНАДЦАТИ лет, а технологии были куплены те же самые.

Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи в интервью "АиФ" сказал: "В мире сформировался прекрасно организованный "чёрный рынок" для продажи ядерных технологий. За деньги там при желании можно купить абсолютно всё. Поэтому в настоящий момент 30-40 государств могут создать ядерное оружие хоть завтра".

Как давным-давно заметил А. П. Чехов, "если в начале пьесы на стене висит ружьё, то в конце оно обязательно выстрелит". Ядерное оружие "висит на стене" планеты вот уже шестьдесят с лишним лет, и не дай Бог нам... Тьфу-тьфу-тьфу!

!!! Борьба за обладание бомбой началась 60 лет назад. "Весной 1945 года учёные Третьего рейха провели первое ядерное испытание в Тюрингии", - утверждают наши источники. Значит, у Адольфа Гитлера была атомная бомба? Читайте расследование в следующем номере "АиФ".

П олемика по поводу ядерной программы Ирана оказывается не более чем обычной истерикой. Вот, например, как высказался сенатор Джон МакКейн: «Хуже вооруженных действий может быть только одно: если у Ирана появится ядерное оружие». Хочется процитировать Шекспира: «Много шума из ничего». Только вот шума действительно слишком много, а некоторые люди в верхах уж слишком серьезно говорят о том, что и в самом деле пора развернуть военные действия и не позволить Ирану получить ядерное оружие. Почему же это так важно и почему именно для них?

Во-первых, что страшного случится, если завтра у Ирана появится ядерное оружие? На сегодняшний день оно есть у девяти стран – это Соединенные Штаты, Великобритания, Россия, Франция, Китай, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. Что изменится, если десятой станет Иран? Кому он станет угрозой? Кого он станет бомбить? На данный момент не похоже, чтобы Иран проявлял агрессию. Нет, нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад высказывался крайне враждебно насчет Израиля, который от Ирана расположен достаточно далеко. Но значит ли это, что он собирается Израиль бомбить и что у него хватит на это военной мощи? Говорить – это одно, а действовать – совсем другое.

Но если Иран не собирается никого бомбить, зачем ему оружие? Причины очевидны. Из девяти государств, оружием обладающих, по крайней мере восемь вполне могут направить его против Ирана. Было бы весьма наивно со стороны иранского правительства об этом не задумываться. Кроме того, Соединенные Штаты вторглись в Ирак, но не тронули Северную Корею – именно потому, что у Ирака ядерного оружия не было, а у Северной Кореи было, вот и вся разница.

Вторая (тоже очевидная) причина – государственный интерес. Не нужно забывать, что Иран стремился стать ядерной державой еще до того, как к власти пришел нынешний президент – со времен правления шаха, еще до революции. Разумеется, статус «средней» державы, к которым относят Иран, на геополитической арене сильно возрастет, если она станет членом ядерного клуба. Иран действует в государственных интересах, как любая другая страна, и без сомнения хотел бы играть главную скрипку в своем регионе.

Но угрожают ли его стремления остальным странам региона? Когда в 1949 году в Советском Союзе произвели первые ядерные испытания, Запад начало лихорадить. Но теперь нет никаких сомнений, что с момента испытаний в 1949 до распада Советского Союза в 1991 военных действий между Штатами и СССР удалось избежать в основном благодаря тому, что у обеих держав имелось ядерное оружие. Именно на страхе взаимного уничтожения держался мир даже в периоды, когда отношения между двумя сторонами были особенно натянутыми, - во время совместной оккупации Берлина, Карибского кризиса и войны в Афганистане. Столкновения между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира не привели к серьезным действиям именно потому, что ядерное оружие имеется у обеих сторон.

Разве угроза взаимного уничтожения не может подобным же образом уравновесить силы на Ближнем Востоке? Возможно, если у Ирана появится ядерное оружие, это утихомирит его соседей. На это обычно возражают, что правительство Ирана не настолько «рационально мыслит», чтобы отказаться от использования ядерной бомбы. Это полная ерунда – причем отдающая национализмом. Иранское правительство нисколько не глупее правительства Буша и не заявляет в открытую о своих намерения на кого-либо нападать.

Тогда чем же вызвана вся эта истерика? Генри Киссинджер уже объяснил все год назад, а недавно то же самое повторил Томас Фридман в «Нью-Йорк таймс». Не вызывает сомнений, что, как только ядерное оружие появится у Ирана, плотина прорвется, и еще как минимум 10-15 стран приложат все усилия, чтобы вступить в ряды ядерных держав. Среди очевидных претендентов Южная Корея, Япония, Тайвань, Индонезия, Египет, Ирак (да-да, именно Ирак), ЮАР, Бразилия, Аргентина и многие европейские страны. В 2015 число обладателей ядерного оружия может достигнуть двадцати пяти.

Опасно? Разумеется, ведь всегда может найтись какой-нибудь сумасшедший или группа безумцев, которые доберутся до кнопки. Но в существующих на сегодняшний день девяти ядерных державах такие сумасшедшие наверняка тоже есть, и вряд ли их окажется намного больше у пятнадцати держав-претендентов. Ядерное разоружение по-прежнему необходимо, но в его рамках должно проводиться и неядерное разоружение.

Почему же Соединенным Штатам не дает покоя возможное превращение Ирана в ядерное государство? Потому что, если ядерное оружие появится у средних государств, это сильно ослабит Штаты. Но о нарушении мирового спокойствия речь не идет. Ожидать ли нам в таком случае вторжения Соединенных Штатов в Иран или атаки со стороны Израиля? Вряд ли, поскольку у Штатов сейчас не хватит военной мощи, правительство Ирака поддержки не окажет, а Израиль один не справится. Вывод один - много шума из ничего.

Вокруг ядерного соглашения президента Обамы с Ираном ведутся ожесточенные дебаты, и он заявил, что 99% мирового сообщества с ним согласно. "Здесь на самом деле есть только две альтернативы. Либо проблема получения Ираном ядерного оружия решается дипломатически, посредством переговоров, либо она решается силой, с помощью войны. Таковы альтернативы", - заявил Обама.

Но, есть еще одна альтернатива - оно уже давно имеется, о чем говорят сроки его разработки. - 60-е годы XX века иранский шах сделал попытку изменить сложившийся веками уклад жизни. В 50-60-е годах шах Ирана Реза Пехлеви предпринял попытку так называемой "белой революции" или, выражаясь современным языком, модернизацию. Это была попытка вестернизировать страну, перевести е╕ на западные рельсы. Таким образом, 5 марта 1957 года Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы Атом для мира. В 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), и Иран сразу же в следующем году стал членом МАГАТЭ.

В 1963 году Иран присоединился к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор был подписан СССР, США и Великобританией в Москве 5 августа 1963 г. К важным результатам данного этапа также можно отнести создание ядерного центра при Тегеранском университете. В 1967 году в Тегеранском ядерном научно-исследовательском центре был введен в эксплуатацию американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт, имеющий в качестве топлива более 5,5 кг высокообогащенного урана. В том же году США поставили в Центр граммовое количество плутония для исследовательских целей, а также "горячие камеры", способные ежегодно выделять до 600 г плутония. Таким образом, было положено начало созданию научно-технической базы для развития атомной энергетики в Иране.

1 июля 1968 году Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который предусматривает использование атомной энергии только в мирных целях и ратифицировал его в 1970 году. В 1974 году шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви был обнародован план развития атомной энергетики, тем самым была поставлена задача в течение двадцати лет построить 23 атомных реактора общей мощностью 23 ГВт, а также создания замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ). "Для реализации программы была создана Организация по атомной энергии Ирана.

В 1974 году ОАЭИ за 1 млрд долл. США приобрела десятипроцентный пакет акций газодиффузионного завода по обогащению урана, строившегося в Трикастане (Франция), у международного консорциума "Еurodif", совладельцами которого являлись испанская компания ENUSA, бельгийская "Synatom", итальянская "Enea.

При этом Тегеран получил право выкупать продукцию завода и иметь полный доступ к обогатительной технологии, разрабатываемой консорциумом. Для подготовки иранских ученых и инженеров, которым предстояло эксплуатировать АЭС в 1974 г. в Исфахане совместно с французскими специалистами было начато строительство Ядерного исследовательского центра. К 1980 г. планировалось разместить в н╕м исследовательский реактор и установку по переработке ОЯТ французского производства.1979 - в стране свершилась исламская революция, шах свергнут, новое правительство Ирана отказалось от программы строительства АЭС. Из страны выехали не только иностранные специалисты, но и большое число иранцев, участвовавших в ядерном проекте. Через несколько лет, когда обстановка в стране стабилизировалась, руководство Ирана возобновило реализацию ядерной программы. В Исфахане при помощи Китая был создан учебно-исследовательский центр с исследовательским реактором на тяж╕лой воде, была продолжена добыча урановой руды. Одновременно Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий в Амстердамеи Ядерный центр Петтен в Нидерландах.1992 - между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений. 1995 - Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере.

Российские специалисты компании "Атомстройэкспорт" провели анализ состояния дел, в результате чего было принято решение о возможности использования строительных конструкций и оборудования, оставшихся на площадке после ухода из Ирана германского подрядчика. Интеграция разнотипного оборудования потребовала, однако, проведения огромного объ╕ма дополнительных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ. Стоимость первого энергоблока мощностью 1000 МВт составляет около 1 млрд долл. Поставщиком реакторов по проекту является компания "Объедин╕нные машиностроительные заводы", оборудования машинных залов - "Силовые машины". "Атомстройэкспорт" планирует завершить монтаж оборудования на АЭС в начале 2007 года. Поставка тепловыделяющих элементов на АЭС из России состоится не ранее осени 2006 года. Топливо для Бушера уже произведено и хранится на Новосибирском заводе химконцентратов.

"Атомстройэкспорт" также готов принять участие в строительстве второй АЭС в Иране - в юго-западной провинции Хузестан.1995 - США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а после подписания меморандума Гора-Черномырдина Россия заморозила поставки Ирану военной техники. Тем не менее Иран никогда не прекращал работы над ядерным оружием. И если началом этих работ был 1957г.то с тех пор прошло более 50 лет и для реализации этого проекта времени было предостаточно.

Для сравнения рассмотрим за сколько времени была создана атомная бомба в СССР, с учетом, что тогда этот проект был действительно новым, а украсть сегодня еще проще, да и что красть, если это уже не новость. 5 августа 1949 года заряд плутония был принят комиссией во главе с Харитоном и отправлен литерным поездом в КБ-11. К этому времени здесь были практически закончены работы по созданию взрывного устройства. Здесь в ночь с 10 на 11 августа была проведена контрольная сборка ядерного заряда, получившего индекс 501 для атомной бомбы РДС-1. После этого устройство было демонтировано, детали осмотрены, упакованы и подготовлены к отправке на полигон. Таким образом, советская атомная бомба была сделана за 2 года 8 месяцев (в США на это ушло 2 года 7 месяцев).

Испытание первого советского ядерного заряда 501 было проведено 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне (устройство находилось на вышке).

Мощность взрыва составила 22 Кт. Конструкция заряда повторяла американского "Толстяка", хотя электронная начинка была советской разработки. Атомный заряд представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод плутония в критическое состояние осуществлялся путем сжатия сходящейся сферической детонационной волной. В центре заряда размещалось 5 кг плутония, в виде двух полых полусфер, окруженных массивной оболочкой из урана-238 (тампером). Эта оболочка Первая советская ядерная бомба - схема служила для инерционного сдерживания раздувающегося в процессе цепной реакции ядра, чтобы как можно большая часть плутония успела прореагировать и, кроме того, служила отражателем и замедлителем нейтронов (нейтроны с низкими энергиями наиболее эффективно поглощаются ядрами плутония, вызывая их деление). Тампер был окружен оболочкой из алюминия которая обеспечивала равномерность сжатия ядерного заряда ударной волной. В полости плутониевого ядра устанавливался нейтронный инициатор (запал) - шарик диаметром порядка 2 см. из бериллия, покрытый тонким слоем полония-210. При сжатии ядерного заряда бомбы ядра полония и бериллия сближаются, и испускаемые радиоактивным полонием-210 альфа-частицы выбивают из бериллия нейтроны которые инициируют цепную ядерную реакцию деления плутония-239. Одним из наиболее сложных узлом был заряд ВВ состоявший из двух слоев.

Внутренний слой представлял собой два полусферических основания из сплава тротила с гексогеном, внешний собирался из отдельных элементов имевших различную скорость детонации. Внешний слой, предназначенный для формирования в основании ВВ сферической сходящейся детонационной волны, получил название фокусирующей системы. В целях безопасности установка узла содержащего делящийся материал осуществлялось непосредственно перед применением заряда. Для этого в сферическом заряде ВВ имелось сквозное коническое отверстие, которое закрывалось пробкой из ВВ, а в наружном и внутренних корпусах имелись отверстия закрывавшиеся крышками. Мощность взрыва была обусловлена расщеплением ядер примерно килограмм плутония, остальные 4 кг не успевали прореагировать и бесполезно распылялись. В ходе реализации программы создания РДС-1 возникло много новых идей по совершенствованию ядерных зарядов (повышения коэффициента использования делящегося материала, снижении габаритов и веса). Новые образцы зарядов стали мощнее, компактнее и "изящнее" по сравнению с первым.

Так, сопоставляя два известных факта мы делаем выводы, что Иран обладает ядерным оружием, а переговоры велись по другому поводу, например, чтобы Иран продавал нефть за доллары и т. п. Да и что еще могло остановить Америку от нападения на Иран. То, что Иран официально не признает наличие у него бомбы, освобождает его от многих проблем, а тому, кому положено знать и так знает.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта