Самолеты для военно-воздушных сил разрабатываются с самыми разными предназначениями. В зависимости от главного назначения летательных судов авиацию подразделяют на рода.
Основные рода военной авиации
В задачи истребительной авиации входит перехват самолетов противника и атака воздушных целей. Истребители призваны установить господство в данном секторе воздушного пространства и «очистить» его от самолетов противника. Они могут сопровождать другие суда. Иногда, к основной задаче добавляется охрана объектов. Не смотря на свое агрессивное название, истребители относятся к оборонительным силам. Это, как правило, небольшие самолеты, которые отличаются высокой маневренностью и способностью быстро ретироваться. Иногда истребители задействуют в разведывательных полетах. Для поражения наземных и морских целей истребительная авиация применяется редко.
Истребительно-бомбардировочная авиация имеет более наступательных характер и предназначена для поражения наземных и надводных объектов с воздуха. По сравнению с истребителями, эти самолеты – тяжелее и больше: истребители-бомбардировщики несут на себе ракеты и авиабомбы.
В качестве штурмовиков могут использоваться как самолеты, так и вертолеты. Основное предназначение штурмовой авиации – поддержка наземных войск и поражение целей противника, которые находятся в непосредственной близости линии фронта. Свои задачи штурмовая авиация выполняет, в основном, с малой высоты или на бреющем полете. В бомбовой загрузке штурмовики значительно уступают бомбардировщикам поэтому имеют ограниченный радиус действия. В связи с изменением военной доктрины СССР, в одно время, штурмовая авиация как род ВВС, была полностью упразднена, и ее задачи передали истребительно-бомбардировочным войскам. Но, с началом войны в Афганистане, потребность актуализировалась и официально рода авиации снова пополнились штурмовиками.
Бомбардировщики более ограничены в маневренности. Их основная задача – поражение дальних целей. Разница между бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком порой довольно размыта: самолеты, которые создаются для одного, могут, в итоге, использоваться для других назначений.
В воздушной разведке сейчас часто действуют самолеты-беспилотники, а также аэростаты. Их главная задача – сбор данных о противнике.
Самолеты того или иного назначения могут выполнять не свойственные им задания. Например, истребители и штурмовики некоторых типов часто служат как самолеты-заправщики. А вертолетам, вообще, не присуща функция штурмовиков, как таковая. Многие военные самолеты – многоцелевые.
Военно-воздушные силы (ВВС) - вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований разных видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.
ВВС России состоят из объединений, соединений и воинских частей и включают рода авиации: дальнюю, военно-транспортную; фронтовую (в её состав входит бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная авиация), армейскую, а также рода противовоздушных войск: зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска.
Дальняя авиация - главная ударная сила ВВС, способная эффективно поражать важные объекты авиационных группировок, корабли-носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ), энергетические объекты и объекты высшего военного и государственного управления, узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций.
Военно-транспортная авиация - основное средство десантирования войск и боевой техники в интересах операций на континентальных и океанских театрах войны, она является самым мобильным средством доставки в заданные районы материальных средств, боевой техники, продовольствия, частей и подразделений.
Фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация предназначена прежде всего для осуществления авиационной поддержки Сухопутных войск во всех видах военных действий.
Фронтовая разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки в интересах всех видов и родов войск.
Фронтовая истребительная авиация предназначена для уничтожения средств воздушного нападения противника при решении задач прикрытия группировок, экономических районов, административно-политических центров, военных и других объектов.
Армейская авиация предназначена для огневой поддержки Сухопутных войск. На неё также возлагаются задачи боевого и тылового обеспечения. В ходе боя армейская авиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты, рейдовые, передовые и обходящие отряды, обеспечивает высадку и поддержку с воздуха своих десантов, ведёт борьбу с вертолётами противника, уничтожает его ракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику.
Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска предназначены для обнаружения средств воздушного нападения противника в воздухе, опознания их, сопровождения, оповещения о них командования, войск и органов гражданской обороны, для осуществления контроля за полётами своей авиации.
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160 - предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Стратегический ракетоносец Ту-95МС - предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей») - предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способом.
Тяжёлый дальний военно-транспортный самолёт Ан-124 («Руслан») - предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла страны на театры военных действий (ТВД), перевозки войск между ТВД и внутри тыловых зон, усиления воздушных десантов тяжёлой боевой техникой, доставки грузов силам флотов на океанские ТВД, перевозки тяжёлых и крупногабаритных народно-хозяйственных грузов.
Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М - Предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях днём и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника.
Самолёт-штурмовик Су-25 - предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днём и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.
Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Структура Авиация
Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.
Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.
Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.
Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.
Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.
Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.
Основные направления развития дальней авиации:
Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.
Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.
Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.
Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).
Бомбардировочная авиация (БА) , имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.
Штурмовая авиация (ША) , имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.
Истребительная авиация (ИА) , имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.
Разведывательная авиация (РзА) , имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.
Транспортная авиация (ТрА) , имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.
Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.
Специальная авиация (СпА) , имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.
Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия - одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.
История в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС - Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках - за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.
Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.
Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.
К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.
Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая - это дальняя авиация (ДА). Вторая - военно-транспортная (ВТА). Третья - оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая - армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой - свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.
Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.
Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.
Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск - А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка техники и совершенствование всей системы в целом.
Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество - 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано - это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его - оттого и лучи.
А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже - серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.
Стоит отметить, что Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.