Главная » Мода » Конрад Геснер. Historiae Animalium — Истории животных. Развитие зоологических исследований в XV – XVIII веках Ученые и натуралисты, которые внесли большой вклад

Конрад Геснер. Historiae Animalium — Истории животных. Развитие зоологических исследований в XV – XVIII веках Ученые и натуралисты, которые внесли большой вклад


Он был врач и лучше других понимал, что уже больше никогда не встанет с постели. Впрочем, для этого не надо было быть врачом: чума, свирепствовавшая в Европе и не миновавшая в 1565 году и Цюрих, уносила с собой сотни жизней. И признаки этой страшной болезни были известны почти всем. Но Геснер как врач понимал, что не только болен, он понимал: часы его сочтены. И попросил:

Отнесите меня в мой кабинет.

Люди в длинных грубых халатах и просмоленных масках, покрывавших лица, исполнили желание умирающего и вышли, плотно прикрыв за собой двери. В комнате остался тяжелый запах. Но Конрад не чувствовал его - он уже привык к этому запаху, как привык к маске и халату, с которыми не расставался в последнее время. Он надел эти доспехи и ринулся в бой со страшной болезнью. Его никто не заставлял идти в это сражение - дело его жизни тут, в этом кабинете, и за окнами кабинета - в саду. Но Геснер всегда помнил, что он врач. И ринулся в бой.

Халат и маска не спасли - он заразился. Геснер знал, что не встанет, и последние часы жизни захотел провести в своем кабинете.

…Сознание то и дело покидало больного - он впадал в забытье. И тогда комнату наполняли причудливые существа. Они летали, садились на шкафы, на столы, на подоконники. И Геснер узнавал их: ну, конечно же, это «морские монахи». А вон там, в углу, - морской черт с собачьей головой, с козлиными рогами и рыбьим хвостом. «Вот они!» - кричал Геснер, - а может быть, ему только казалось, что он кричит? - но сейчас это не имело значения: главное - вот они, морские чудовища, теперь он видит их собственными глазами. А ведь до этой минуты ему так и не удалось увидеть их!

Сознание возвращалось к больному, и морские чудовища исчезали. Вместо них приходили воспоминания.

Да, вот здесь, в этом кабинете, побывало немало людей, приносивших ученому «драконов» и «морских чертей», «морских монахов» и базилисков. Одни чудовища стоили дороже, другие дешевле. Но Геснер отдал бы все деньги, которые у него были, за подлинного «морского черта» или «морского монаха». Однако каждый раз оказывалось, что приносили ему подделки, ловко сфабрикованные, сшитые из частей различных животных, чудовищ.

Ученый обнаруживал обман, прогонял мошенников. Но появлялись другие. Снова возникала надежда - и опять обнаруживался обман!

Но Геснер все-таки верил, что такие чудовища существуют, - он был доверчивым человеком, а вокруг него всегда кружили люди, видевшие этих животных «собственными глазами». Да, Геснер верил, что эти чудовища существуют. И надеялся сам увидеть их. А если и не удастся самому - их увидят другие. Но так или иначе - потомки оценят труд ученого, стремившегося во что бы то ни стало открыть и описать «морских монахов».

Потомки убедились, что ни «морских монахов», ни «морских чертей» не существует. И простили ученому его доверчивость и наивность. Но они оценили его огромный титанический труд, труд человека, впервые после Аристотеля и Плиния создавшего «полную зоологическую энциклопедию», собравшего все сведения, накопленные человечеством за две тысячи лет.

Время, в которое жил Геснер, называется сейчас эпохой Возрождения. В XV–XVI веках снова возродился интерес к античной культуре - к искусству, литературе, философии.

Это было время Великих географических открытий, крупнейшим из которых стало открытие Америки.

Это было время изобретения книгопечатанья - величайшего рубежа в истории человеческой культуры.

Наконец, это было время церковных реформ - Мартин Лютер поднял бунт против католической церкви, появилось лютеранство.

Однако все это вовсе не значит, что церковь сдала свои позиции. Она чуть-чуть отступила, но по-прежнему еще пылали костры инквизиции, пытки и тюрьмы - проверенное оружие церковников - продолжали преследовать всех инакомыслящих. И сотни мыслителей, ученых были обвинены в «ереси» и погибли на плахах или в тюрьмах. Но уже ничто не могло сдержать развитие науки.

В XV–XVI веках - в эпоху Возрождения - делается множество замечательных открытий, появляется немало блестящих ученых. Но на первом месте все-таки стоял Геснер. Он не сразу нашел свой путь, путь, прославивший его имя.

Конрад рано остался без родителей, и воспитывал его дядя - бедный малограмотный ремесленник. Видимо, судьба ремесленника ждала и Конрада, если бы не проявившаяся с раннего детства жажда знаний, стремление к наукам.

Неизвестно, кто надоумил Конрада отказаться от профессии ремесленника, кто указал ему путь в университет. Но известно, что в 1537 году в Цюрихском университете появился молодой профессор греческого языка Конрад Геснер. Ему шел тогда двадцать второй год. Казалось, Геснер достиг того, к чему стремился, - он стал ученым, стал профессором. Но Конрад стремился не к званиям и не к деньгам. Не ради этого он пошел в науку. Изучение греческой грамматики не увлекло - его страстно тянуло к естествознанию. И через четыре года в Цюрихе появился врач и натуралист, в недавнем прошлом - профессор греческого языка Конрад Геснер.

В двадцать пять лет люди не чувствуют своего возраста. А Геснер чувствовал - он выглядел гораздо старше своих лет и часто болел. Сказывались годы недоеданий, непосильного труда, годы, когда ему приходилось учиться и зарабатывать на жизнь.

И все-таки Конрад, несмотря на болезни, не мог сидеть на месте: натуралист должен собственными глазами, насколько это возможно, увидеть растения и животных других стран.

Геснер побывал во многих странах и всюду собирал растения - ботаника была его первым увлечением в естествознании. Правда, за пределы Европы он не выезжал, но и в Европе тогда для натуралиста был непочатый край работы. И неудивительно, что, вернувшись в родной город, он привез с собой огромное количество папок с растениями. Потом организовал ботанический сад, который содержал на собственные средства, хотя сад этот очень скоро стал гордостью Цюриха.

Как естествоиспытатель-ботаник он изучал растения, стараясь найти принцип, по которому можно было бы их систематизировать, как врач он искал растения, которые можно было бы использовать в качестве лекарств.

Геснер издал несколько книг по ботанике, но он не забывал и прежнюю специальность: писал и издавал книги по языкознанию. Потом увлекся минералами и написал о них книгу. Это были очень значительные для того времени работы - и по ботанике, и по языкознанию, и по минералогии. И все-таки своей славой он обязан зоологии. Видимо, Геснер понимал это - недаром же последние часы жизни он захотел провести в своем кабинете.

Кабинет Геснера был необычный. Скорее это был музей. Первый в мире зоологический музей.

Больной уже не мог видеть экспонаты этого музея, даже когда на короткое время приходил в себя, - не было сил открыть глаза. Но для того чтоб увидеть кабинет и все, что находится в нем, Конраду не надо было даже открывать глаза - он прекрасно знал и представлял себе каждую вещь, каждый предмет, находящийся здесь. Чучела зверей и птиц смотрели на него из застекленных шкафов, на полках, на специальных подставках стояли скелеты животных, лежали гербарии, коллекции насекомых. Но главной, самой большой ценностью кабинета-музея были четыре больших (каждая форматом с современную газету) книги и груда исписанных листов - материал для пятого, последнего тома. Этот том в основном будет посвящен насекомым. Точнее, должен был бы быть посвящен… Увы, Геснеру не суждено было закончить пятый том и увидеть его изданным - его издадут после смерти ученого друзья и ученики. Но четыре тома Геснер успел выпустить при жизни.

Четыре тома, один из которых посвящен млекопитающим, второй - яйцекладущим четвероногим, третий - птицам, четвертый - водным животным. Эти тома включали в себя все, что было известно в то время людям о животном мире нашей планеты. Геснер изучил все труды, начиная от Аристотеля и Плиния, кончая работами своих современников. Геснер свободно владел французским, английским, итальянским, немецким, греческим языками, он знал латынь, древнегреческий и несколько восточных языков. И если находил интересующую его книгу на одном из этих языков, читал ее в подлиннике. Проделывая огромную, буквально титаническую работу, Геснер из множества прочитанных книг, причем читал он книги и не имеющие отношения к естествознанию, выбирал все, что относилось к животным.

Он был честным человеком, честным ученым и, используя чужой труд, всегда ссылался на автора, называя его фамилию, а к каждому тому был приложен еще и список использованных книг.

Цитируя некоторых авторов или заимствуя у них факты, Геснер иногда оговаривался, что сам он не очень верит первоисточнику. То же было и с рисунками - в книге их около 1000. Иногда рисунки сопровождались такими подписями: «Этот рисунок такой, каким его сделал художник, я не имею данных о его точности».

Но Геснер все-таки страдал излишней доверчивостью. И в его книгах наряду с достоверными описаниями животных, достаточно точными наблюдениями имеются описания «морских монахов» и прочих чудес, записанных со слов людей, видевших эти чудеса «собственными глазами».

Что ж, здесь Геснер был сыном своего века. И все-таки, создав энциклопедию животного мира, он обогнал свое время.

Современные книги по зоологии - если это не словари и справочники - не составляются по алфавитному принципу. Иначе, допустим, кенгуру, кузнечик, кукушка - все будет идти подряд, все будет свалено в одну кучу - и млекопитающие, и насекомые, и птицы. Сейчас в зоологии есть строгая и определенная система. И все животные распределены в ней на классы и семейства, роды и виды. Определены признаки каждого класса и рода.

Но это сейчас. А как должен был поступить Геснер, если в его время никакой системы не было, а то, что имелось, было очень запутано? Ни разобраться в этой путанице, ни придумывать свою систему Геснер не имел, видимо, ни времени, ни желания. Пришлось ему расположить животных по алфавиту. Но от этого книга его не превратилась ни в словарь, ни в справочник. Внутри каждого тома, даже внутри каждой статьи, была своя система: сначала Геснер говорил, как называется это животное на разных языках - ведь в каждой стране или на каждом языке одно и то же животное называется по-разному. Уже это делало книги Геснера очень полезными. Но это было далеко не все. За названиями следовало описание животного, его распространение. Затем - следующий параграф - его образ жизни, потом - описание повадок. Следующий параграф - своего рода прикладная зоология: охота, дрессировка, использование мяса животных, и, наконец, в конце статьи говорилось о происхождении названия этого животного, о его месте в религии, приводились пословицы, стихи, легенды и басни о нем.

Иллюстрация из книги Геснера «История животных»

Швейцарский ученый энциклопедист Конрад Геснер (Гесснер), живший 500 лет назад, одним из первых попытался систематизировать и свести в один научный труд известные на то время сведения о животных. Поскольку сам он в разных там Африках и Индиях не бывал, то полагался на рассказы тех, кто бывал или рассказывал, что бывал. Вот и получилось так, что несмотря на неоспоримую научную ценность, книга Геснера «Жизнь животных» изобилует разного рода забавными описаниями. В этой публикации собраны лучшие из них 🙂

Из Истории животных Геснера.

Швейцарский ученый-энциклопедист Конрад Геснер

Леопард

Леопард является зверем страшным, прожорливым и ловким, готовым всегда пролить чью-либо кровь. Страшно вино любят, могут выпить его огромное количество, и обычно ловить их надо, когда они находятся в состоянии опьянения.

Эпиан описывает коварный способ, которым леопарды обезьян заманивают: леопард, выследив стадо обезьян, подходит к ним поближе и ложится на землю, широко раскинув ноги, открыв пасть и глаза, — не дышит, прикидывается мертвым. Когда это обезьяны увидят, их охватывает большая радость, но, недоверчивые по натуре, они сначала посылают самую смелую обезьяну, чтобы все разузнать. Обезьянка с колотящимся от страха сердцем подкрадывается к леопарду, заглядывает ему в глаза, обнюхивает его, чтобы убедиться, что он действительно не дышит. Обезьяны, видя, что ничего не случилось, бояться перестают и от радости начинают танцевать и прыгать вокруг неподвижного врага. Когда леопард увидит, что обезьяны много сил потратили и всякую осторожность потеряли, он вскакивает, нескольких обезьян разрывает на куски, а самых жирных из них съедает. Человека леопард ненавидит страшно, даже нарисованных людей разрывает на части. Но если увидит голову мертвого человека, уходит.

Лев.

Лев из книги Геснера

Лев является царем четвероногих, что видно по его широкой и лохматой спине, его величественной осанке, его походке и важному виду и по его сильным когтям. Это смелый, красивый, мужественный и веселый зверь.

Львы не выносят запах чеснока, а поэтому никогда не нападут на человека, натертого чесноком.

Если мы повесим детям вокруг шеи львиные глазные зубы, то до старости у них зубы не будут болеть.

Жираф.

Жираф из книги Геснера

Жираф — это разновидность верблюда. Он большой любитель музыки. Даже если очень устанет, заслышав песню, сразу же свой путь продолжает.

Носорог

Эпиан пишет, что носороги однополые и ничего неизвестно об их размножении.

Если носорог захочет напасть на слона, то сначала рог о скалу поточит , а потом вобьет рог слону в живот и распорет его. Но если не попадет, а рогом другое место заденет, слон его повалит хоботом своим и клыками своими на куски разорвет. Страшную ненависть питают эти животные друг к другу. В городе Лиссабоне, где много народу и среди них почтенных купцов, как-то можно было увидеть носорога, который заставил слона бежать от него, а потом ходило много историй, свидетельствующих о ловкости, хитрости и быстроте этого зверя. Когда носорог ранен, он носится в лесу с грозным воем и шумом вокруг большого куста или дерева и хрюкает при этом, как свинья.

Носорог ищет девственницу 🙂

Исидор пишет, что этого зверя нельзя поймать иначе, как с помощью чистой девушки. Неизвестно только, не спутал ли он этого зверя с единорогом?

Обезьяна

Из всех животных обезьяна самая любопытная , она хочет во всем подражать, но делает все всегда наоборот. Митаний утверждает, что обезьяна может научиться играть в шахматы.

Обезьян ловят следующим образом: поскольку обезьяна является животным, которое хочет во всем подражать человеку, ее можно легко поймать. Охотник, который хочет поймать обезьяну, садится под дерево, на котором сидит обезьяна, наполняют кубок водой и умывают лицо. Потом этот кубок наполняет снова, но клеем. Обезьяна подойдет и захочет, как и охотник, тоже помыть глаза. При этом она их так залепит, что перестанет видеть, после чего ее легко поймать.

Если положим спящему человеку сердце обезьяны под голову, ему будут сниться кошмары.

Слон.

Геснеровский слоник

Если слон съест червя, который называется хамелеоном, то он тут же погибает от отравления. Здесь его могут спасти только дикие оливки. Эти плоды содержат противоядие. Если слон проглотит пиявку, огромная опасность ему грозит. Уставшему слону полезно помазать спину растительным маслом с солью и с водой смешанным.

Считается, что слоны поклоняются звездам , Солнцу и Луне. Когда солнце восходит, они поворачиваются к нему и хоботы поднимают, как-будто солнце вызывают.

    XVI XVII вв.

    XVIII веке

«Индивидуальные различия

между живыми существами

прямо пропорциональны их

психическому развитию»

К.Лоренц

В отличие от ботаники развитие описательной и систематизирующей зоологии шло в рассматриваемый период несколько иными путями. «Первичная инвентаризация» многочисленных видов животных проводилась в большем масштабе. Однако работа по классификации животных, созданию рациональных систем животного мира велась значительно слабее. Огромная область низших беспозвоночных животных была мало затронута исследованием. Положение в зоологии изменилось коренным образом только в конце XVIII – начале XIX века.

    Описания и попытки классификации животных в XVI XVII веках

Интенсивная работа по составлению сводок энциклопедического характера, содержавших описание животных, началась в XVI веке. Типичным образцом зоологических исследований XVI века, можно считать работы К.Геснера.

К. Геснер (Конрад Геснер) (1516 – 1565) – швейцарский естествоиспытатель, филолог и библиограф. Автор энциклопедической пятитомной «Истории животных», содержавшей тогда всех известных тогда зоологических форм. Исходя из классификации Аристотеля, подробно описал животных в таком порядке: четвероногие живородящие и яйцекладущие, птицы, рыбы и водные животные, змеи и насекомые. Материал был расположен в алфавитном порядке, что характерно для зоологических работ этого периода. Описание каждого вида следовало определенным правилам. Сначала приводилось название животного, затем сообщались сведения о его географическом распространении, строении тела и жизнедеятельности, его отношении к среде, описывались инстинкты и нравы, значение для человека, и сообщались сведения о данной форме, имеющиеся в литературе. У Геснера не было ясных представлений о виде, не было четкой номенклатуры и терминологии. В некоторых случаях он сближал формы действительно близкие, в других случаях группировал их произвольно. В трудах Геснера имеются элементы самостоятельного исследования, но главной ценностью является то, что его труд сыграл большую роль в распространении и систематизации зоологических знаний.

Подобных сочинений в XVI - XVII веке вышло несколько:

Г.Рондель – французский врач и зоолог выпустил труд посвященный описанию рыб (1554);

П.Белон – французский зоолог изучил и описал птиц (1555);

Т.Моуфет – лондонский врач выпустил труд о насекомых;

У.Альдрованди – итальянский натуралист, описал ряд новых, главных образом экзотических, видов животных. Автор трудов «Орнитология» (1599-1603), «О насекомых» (1602) и др.;

Э.Уоттон - английский врач и натуралист, его труд «О различиях животных» (1552) представляется более глубоким. Он дал описание большого количества как высших, так и низших животных, придерживаясь при этом в основном принципов аристотелевской классификации. В его описаниях встречается естественная группировка животных и искусственное их объединение;

Я.Клейн – немецкий натуралист, сделал сводки, посвященные рыбам, птицам, моллюскам и различным морским беспозвоночным. В них делались попытки разработать принципы искусственной классификации животных;

Дж.Рей – английский биолог, в своих трудах пытался классифицировать животных, также как и Уоттон он исходил из аристотелевского деления животных на кровеносных и бескровных. Кровеносных животных (позвоночных) Рей делил на легочнодышащих и жабернодышащих. Среди легочнодышащих он различал живородящих и яйцекладущих. При выделении более частных подразделений Рей учитывал и другие особенности в строении тела. Классифицируя насекомых, Рей учитывал особенности их строения и метаморфоза.

В целом с выработкой принципов систематики в зоологии дело обстояло значительно хуже, чем в ботанике. Особенно не ясными были подразделения в пределах крупных систематических групп – здесь царил большой произвол. Не было четких критериев для систематизации, неопределенным было употребление понятия «род».

Ботаники, обслуживая потребности медицины, сельского хозяйства или производства, должны были уметь очень точно отличать виды, так как разные виды одного рода часто имели различные технологические или лечебные свойства. Зоологический же материал в большинстве случаев не требовал столь тонкой дифференцировки.

    Зоологические исследования в XVIII веке

Значительным шагом вперед явилась система животных К.Линнея. Свою первую классификацию животных он предложил в 1735 году в «Системе природы». В последующем в большинстве зоологических классификаций вплоть до начала XIX века принималась система, изложенная в десятом издании этого труда (1758). Заслугой Линнея было введение четких четырехчленных таксономических подразделений (класс – отряд – род – вид). В пределах вида он выделял также разновидности «вариации».

Линней ясно показал ступенчатое многообразие органических форм – субординацию систематических категорий. Он делил животных на шесть классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви; человека Линней поместил во главе отряда приматов, к которому отнес также человекообразных обезьян. Линнеевская классификация беспозвоночных была весьма несовершенна. Система Линнея явилась венцом искусственных систем и была широко принята. Большинство ученых XVIII века придерживались направления, которое придал зоологическим исследованиям Линней.

Часть исследователей основное внимание уделяла не систематизации зоологических материалов, а изучению и описанию разных сторон жизни животных. Наиболее характерны в этом отношении были труды Ж.Бюффона.

Ж. Бюффон (Жорж Луи Бюффон) (1707 – 1788) – французский естествоиспытатель, ему принадлежит одно из наиболее известных произведений того времени – «Естественная история», 36 томов которой вышли в 1749 – 1788 годах, в соавторстве с Л.Добантоном и др., а 37 – 44-й тома были завершены в 1805 году Б.Ласепедом. В этом сочинении содержалось много замечательных очерков о жизни животных, их распространении, жизнедеятельности, связи со средой и т.д. Работы Бюффона заложили основы зоогеографии.

Р.Реомюр (Рене Реомюр) – французский естествоиспытатель, описал строение и жизнедеятельность насекомых в шеститомном труде «Мемуары по истории насекомых» (1734 – 1742). Особенно подробны его описания инстинктов насекомых.

Ш.Бонне (Шарль Бонне) (1720 – 1793) – швейцарский естествоиспытатель, описал членистоногих, полипов и червей. Получил новые научные данные о жизни и инстинктах насекомых. Наблюдал партеногенетическое размножение тлей, процесс регенерации у червей, гидр, морских звезд, улиток, раков; описал случаи ненормальной регенерации. Первым высказал предположение о том, что регенерация является одной из форм приспособления некоторых видов животных к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

А. Трамбле (Абрам Трамбле) (1710 – 1784) – швейцарский натуралист, его экспериментальные исследования, посвященные питанию, размножению и регенерации гидр были очень популярны. Открыл явление регенерации целого организма из его части. Выполненные им исследования способствовали более широкому применению эксперимента в биологии.

Л. Спалланцани (Ладзаро Спалланцани) (1729 – 1799) – итальянский биолог, изучал регенерацию и процесс оплодотворения у низших позвоночных. Опубликовал (1768) наблюдения над процессом восстановления некоторых частей тела холоднокровных животных (саламандры, речного рака). Впервые провел опыт по искусственному осеменению млекопитающих.

В эту эпоху было издано много зоологических сочинений монографического характера, посвященных отдельным классам животного мира. В них содержался большой систематический материал, а в некоторых приводились сведения о жизни животных. Сюда относятся труды:

И.Фабрициус – датский энтомолог;

Ж.Брюгьер – французский естествоиспытатель, описал хорошо беспозвоночных, особенно моллюсков;

Б.Ласепед – французский естествоиспытатель, автор обширных сводок по естественной истории рыб, амфибий и рептилий;

М.Бриссон – французский орнитолог, выпустил шеститомное сочинение (1760).

В XVIII веке получили дальнейшее развитие микроскопические исследования простейших.

В целом нужно отметить, что в конце XVIII века было изучено около 18 – 20 тыс. видов животных и было сделано много важных наблюдений и открытий в области зоологии.

Многочисленные путешествия, предпринятые в XVII - XVIII веках, сильно расширили сведения зоогеографического характера. Большой новый фаунистический и зоогеографический материал был собран благодаря исследованиям русских натуралистов: С.П.Крашенинникова, Г.В.Стеллера, П.С.Палласа, В.Ф.Зуева, И.И.Лепехина, Н.Я.Озерецковского и др.

    Изучение ископаемых организмов

Ископаемые организмы были известны с древнейших времен. В XVI – XVII веках сведения о них сильно расширились. Французский натуралист-любитель П. Бернар (Палисси Бернар), который собирал и описывал ископаемые остатки животных, в 1575 году демонстрировал свою коллекцию в Париже.

Большое внимание описанию ископаемых остатков животных и растительных организмов уделял немецкий ученый XVI века Г. Бауэр (Георг Бауэр), получивший всемирную известность благодаря своим работам по геологии, минералогии и горному делу.

Описание ископаемых моллюсков, плеченогих, иглокожих, рыб приводятся в сочинениях Н.Стено (Николауса Стено) в XVII веке. Еще больше данных об ископаемых организмах было собрано в XVIII веке. Дж. Хантер (Джон Хантер) располагал в своем музее большой коллекцией различных окаменелостей. Швейцарец Н.Ларге В 1708 году выпустил сочинение «История ископаемых», которое содержало 163 таблицы хороших рисунков остатков ископаемых животных. А.Жюссье в 1718 году описал многочисленные отпечатки ископаемых растений, обнаруженных им во Франции в районе разработок угля.

В ранних работах об остатках вымерших организмов еще не было понимание того, что ископаемые формы являются звеньями в цепи развития живых существ, что они генетически связаны с современными животными и растениями. В XV – XVII и даже в XVIII веках имели место представления о том, что ископаемые это вообще не остатки организмов, а «своеобразные камни», «игра природы».

Однако были ученые, которые высказывали совершенно правильные взгляды на природу ископаемых форм. К их числу принадлежали Леонардо да Винчи, Палисси, Бауэр, Гук, Хантер, Рей, А.Жюссье, Бюффон, Ломоносов, Адансон и др.

Характерно, что большинство ученых, находясь на позициях метафизических представлений, не могли допустить, что ископаемые являются остатками организмов, принадлежавших к каким-то другим видам, отличающихся от тех, которые населяют земную поверхность в настоящее время. Многие ученые верили, что ископаемые остатки – это остатки организмов современных видов, погибших в большом количестве во время каких-то катастроф или всемирного потопа. В случаях, когда при раскопках обнаруживали остатки организмов, совершенно непохожих на современные, утверждали, что они принадлежат каким-то ныне живущим, но еще не обнаруженным видам, обитающим в других странах. Именно так объяснял А.Жюссье нахождение во Франции ископаемых остатков растений, свойственных тропическому поясу. Он полагал, что эти растения в результате какой-то катастрофы были вырваны из почвы в местах их произрастания и переброшены во Францию. Так зарождался «катастрофизм».

Одновременно в XVIII веке в истолковании геологических явлений появляется противоположный взгляд, согласно которому, изменение земной поверхности происходило медленно и постепенно под влиянием тех же сил, которые продолжают изменять ее ныне. Таким образом, зародилось противоположное «катастрофизму» направление – «униформизм», которые наряду с «ламаркизмом» приобретали особе значение в истории биологии, являясь предпосылками эволюционного учения Ч.Дарвина.

Четырехтомник Конрада Геснера (Conrad Gessner), названный, как и полагалось ученым трудам своего времени, на латыни «Historia animalium» («История животных»), оказал огромное влияние на целые поколения зоологов всего мира. И тем досаднее, что этот швейцарский ученый, который родился в Цюрихе и проработал там всю жизнь врачом и университетским профессором, у себя на родине до сих пор мало кому известен. Именно поэтому к его 500-летнему юбилею город решил исправить ситуацию и помочь всем желающим вновь открыть для себя труды этого самого настоящего универсального гения, который вполне может занять место в ряду таких выдающихся персонажей, как Леонардо да Винчи.

Конрад рос в довольно бедной семье, и тем не менее, все его выдающиеся таланты были открыты довольно быстро. К числу тех, кто оказывал ему поддержку, принадлежит, кстати, и знаменитый цюрихский религиозный реформатор Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli). «Конрад Геснер — одна из важнейших личностей в истории швейцарской, да и мировой, науки, ведь именно его трудами были заложены основы, в частности, современных зоологии и библиографии. А еще он активно занимался ботаникой, физикой, химией, да и в целом он прекрасно ориентировался во всех основных отраслях тогдашнего научного знания», — подчеркнул в разговоре с порталом swissinfo.ch Алекс Рюбель (Alex Rübel), директор Цюрихского зоопарка.

Зоология как наука в 16 веке находилась еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, именно тогда в ней происходили поистине сенсационные вещи, например, ученые сумели открыть для науки сразу несколько новых видов животных, обитавших в Южной Америке. В этой-то «прорывной» атмосфере Конрад Геснер и приступил к своей книге «Historia animalium», задумав «населить» ее всеми известными на тот момент представителями фауны. В итоге в книгу вошло более 1 тыс. видов животных, среди которых, правда, попадались и откровенно сказочные создания, что, впрочем, совершенно не умаляет значения этого труда, четыре тома которого выходили в период между 1551 и 1558 гг.

Рисунок индийского носорога (лат. Rhinoceros unicornis), сделанный К. Гесснером в 1560 году с гравюры Альбрехта Дюрера. Сам Гесснер ни разу в жизни не видел живого носорога.

Подход к созданию этой энциклопедии был у К. Геснера строго научным. Методологию своей работы он описывал следующим образом: «Исследователь (который берет на себя труд написать такого рода работу — прим. ред.) должен собрать все тексты и рисунки о (существующих на данный момент в мире) животных — как старинные, так и современные — и начать наблюдать, буквально разбирать (животных) на части, затем описывать их, делая при этом (как можно более точные) иллюстрации. После этого ученый должен систематизировать весь полученный массив данных и выстроить (информацию) в (удобном для употребления) порядке».

Внимательные посетители юбилейной геснеровской выставки, проходящей сейчас в Цюрихском зоопарке, обязательно заметят, что Конрад Геснер в своих описаниях нередко попадал в самую точку. Например, опираясь всего лишь на уже опубликованную научную литературу, он сумел очень точно описать, в частности, верблюдов и работу их пищеварительного аппарата. Единственная допущенная им ошибка состояла в предположении, что ноги верблюда ни в коей мере не приспособлены для долгого пути.

«Он вел переписку с учеными со всей Европы, вплоть до самой России, и все они охотно присылали ему научные образцы, описания и иллюстрации. Он сумел по-новому взглянуть и на информацию, дошедшую к нам в трудах Аристотеля и Плиния, дополнив и модернизировав данные, собранные этими великими античными учеными», — рассказывает А. Рюбель. Большое количество иллюстраций Конрад Геснер, который был еще и талантливым рисовальщиком, изготовил собственноручно.

К ним относятся, например, изображения таких «экзотических» животных, как слоны и носороги, а также совсем тогда недавно открытые броненосцы и морские свинки. Особенно точными получились у него рисунки морских свинок, не в последнюю очередь потому, что несколько свинок жили в его собственном домашнем мини-зоопарке. Свинки, подарок коллеги-врача из германского Аугсбурга, прибыв в Цюрих, стали здесь настоящей научной сенсацией.

Как уже указывалось, некоторые существа из геснеровской энциклопедии вполне способны немало удивить современного человека. Таков, например, единорог, упомянутый в его труде и который, кстати, встречает посетителей сразу на входе в Зоологический музей Цюрихского Университета. «Его „История“ учитывает животных, которые, по предположению К. Геснера, вполне могли действительно жить где-то на свете», — поясняет директор Музея Лукас Келлер (Lukas Keller).

«Оценить вероятность существования, например, единорога Геснеру было довольно трудно, но в итоге такое животное показалось ему реальным, ведь выглядело оно как лошадь, на голове у него был рог, а такие ведь животные и в самом деле существуют. Поэтому, по мысли К. Геснера, могла существовать и некая их гибридная форма, которую он и занес в свою энциклопедию». А вот в реальности такого существа, как «Seemönch» (дословно «озерный монах») Конрад Гесснер очень сильно сомневался, опять-таки опираясь на свой научный подход.

«Он подчеркивал, что науке еще не были известны случаи удачного скрещивания человека и рыбы. Тут-то как раз он был прав на все сто процентов, при этом, что интересно, доказав, что никаких „озерных монахов“, или „русалок“, в природе не существует, он все равно оставил это создание в энциклопедии, наверное, просто ради порядка и полноты книги, а может быть и в назидание», — говорит Л. Келлер. По его мнению, тогда такая энциклопедия играла ту же роль, какую уже в нашу эпоху играет поисковик Google, поскольку основная цель издания заключалась именно в том, чтобы любой, как бы мы сейчас сказали, пользователь, мог получить всю необходимую ему информацию «быстро, точно и эффективно».

Вплоть до 18 века было просто невозможно было издавать новые энциклопедии и другие систематизирующие научные труды, не учитывая достижений Конрада Геснера. Много сил вложил он и в проект создания столь же прекрасно иллюстрированной Ботанической энциклопедии. К сожалению, завершить этот труд ему было не суждено. Во время эпидемии чумы в 1565 году он работал врачом. Спасая своих пациентов, К. Геснер заразился и умер.

«Будучи завершенной, Ботаническая энциклопедия вполне могла бы превзойти даже его труд о животных», — считает Урс Лой (Urs Leu), глава Фонда редких печатных изданий и рукописей («Alte Drucke und Rara») Центральной библиотеки Цюриха. Именно здесь и хранится большая часть творческого и научного наследия К. Геснера, включая более 60-ти наименований изданных им книг. Недавно под редакцией Урса Лоя в свет вышла современная научная биография К. Геснера. Очень активно помогал Урс Лой и в подготовке масштабной экспозиции, организованной швейцарским Национальным историческим музеем (Schweizer Landesmuseum) по случаю 500-летнего юбилея швейцарского ученого.

«Изюминкой» этой выставки является ряд совсем недавно открытых ботанических рисунков Геснера, включая удивительное по точности и жизненности изображение цветка тюльпана. Представлена на ней и самая первая научная работа К Гесснера обобщающего характера «Bibliotheca Universalis» («Универсальная библиография»), которая является на сегодняшний день старейшим известным библиографическим справочником по рукописным и печатным работам на иврите, греческом и латинском языках. Книга была издана в 1545 году и имела громадный успех, с которого и пошла научная слава К. Геснера.

Жить Конраду Геснеру пришлось в очень бурное время эпохи Ренессанса, зарождения принципов гуманизма, а также изобретение книгопечатания. Он родился на завершающем этапе Средневековья, а умер уже на переходе Европы к Новому времени. «Удивительно, но этот швейцарский „Леонардо да Винчи“ за границей имел большую известность, чем у себя на родине», — говорит У. Лой, которому уже неоднократно доводилось выступать с докладами о Конраде Геснере в Англии, Германии и США. Почему так получилось?

Урс Лой считает, что немаловажную роль могло сыграть здесь то обстоятельство, что К. Геснер писал на латыни, а персональной биографической информации о нем было известно довольно мало. Из его писем становится понятно, что был К. Геснер человеком ровного и спокойного нрава и — как об этом нетрудно догадаться — настоящим трудоголиком. А еще заметно, что он всерьез верил в Бога. Остается надеяться, что благодаря выставке в Национальном музее в Цюрихе ученый-энциклопедист Конрад Геснер выйдет из тени и станет в прямом смысле пророком в своем отечестве.

Все юбилейные торжества

Выставка «Конрад Геснер, 1516-2016» пройдет с 17 марта по 19 июня 2016 г. в цюрихском Национальном музее (Landesmuseum Zürich). Экспозиция организована совместно с Центральной библиотекой (Zentralbibliothek) города Цюрих.

Выставка «Конрад Геснер, отец зоологии» («Conrad Gessner: Vater der Zoologie») пройдет в Цюрихском зоопарке с 17 марта по 23 октября 2016 г.

Выставка «Животные от А до Я — Книга животных Конрада Геснера, 1516-1565» пройдет в Зоологическом музее Университета Цюриха с 17 марта по 11 сентября 2016 г.

Выставка «Из тропиков в лабораторию ученого — геснерианское многообразие», пройдет в Ботаническом саду Университета Цюриха с 27 мая до 2 октября 2016 г.

Международный конгресс, посвященный Конраду Геснеру, организованный Институтом истории швейцарской реформации при Теологическом факультете Университета Цюриха (Institut für Schweizerische Reformationsgeschichte, Theologische Fakultät der Universität Zürich), пройдет 6-9 июня 2016 г.

В издательстве «NZZ Libro Verlag» под ред. Урса Лоя (Urs Leu) вышла новая научная биография К. Геснера под названием «Конрад Геснер, 1516-1565» («Conrad Gessner, 1516-1565»). Недавно о К. Гесснере был также снят документальный фильм.

Также можно посетить выставку о К. Геснере в цюрихском Национальном музее (Landesmuseum Zürich) с сопровождением на русском языке.

Перевод на русский и адаптация: Людмила Клот,





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта