Главная » Мода » Внешнее строение среды жизни и места обитания. Конспект урока "общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих". Экологические группы млекопитающих

Внешнее строение среды жизни и места обитания. Конспект урока "общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих". Экологические группы млекопитающих

Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).

Цели урока:

Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;

Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;

Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .

Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

Ход урока :


  1. Организационный момент .

  2. Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:

  • Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )

  • Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какого зверя забивают в настольной игре (козла)?

-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?

-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?

-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?

-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?

-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?

-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?

-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?

-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?

-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?

-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?

-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?

-Какой зверь рождается с усами (кошка)?

-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?

-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?

-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)


  1. Формирование новых понятий, способов действий:

  • «териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).

  • происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)

  • общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_млекопитающие имеют второе название «звери»;

_известно около 5000 современных видов зверей;

_ распространены по всему земному шару;

_высшие позвоночные животные;

_теплокровные (постоянная температура тела);

_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);

_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;

_размеры от 4 см до 33 метров;

_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;

_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;

_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);

_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;

_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;

_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).


  • внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
учащиеся делятся на группы для изучения внешнего строения –

1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.


  • подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»? (тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком);

-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);

-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);

-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);

-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);

-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).


  • проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
Темы проектов: 1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов, поведение и повадки при выполнении команд, слайд 17).

2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).

3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).

4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)


  1. Применение новых понятий, способов действий:
- применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных, соответствие внешнего строения со средой обитания (сторона №5)

- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)

- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):

1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;

2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;

3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.


  • закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
Выбрать правильные утверждения:

-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.

-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.

-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.

-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.

-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.

-зародыш развивается вне материнского организма.

-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.

-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.

-роговые образования кожи способны видоизменяться.

-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.

-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.

-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.

-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.

-хвост выполняет функцию руля или опоры.

-звери заселили все среды жизни на планете

Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.


  • животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

  1. Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3





Среды жизни Водная Наземная Почвенная Воздушная






Изучи внешнее строение млекопитающих и вставь в предложенный текст пропущенные слова: Тело млекопитающих покрыто _____________ и состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных животных: ___________, шеи, ____________, ___________ и двух пар _________________. На голове хорошо различаются ____________ и черепной отделы. Ротовое отверстие окружено мягкими _________, а на конце морды имеется _______. Ближе к боковым поверхностям головы расположены __________, защищенные подвижными ____________, по наружным краям которых находятся длинные ________________.


Общая характеристика млекопитающих 4. Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.




Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами. Длинные, прочные, жёсткие остевые волосы Выполняют функцию органов осязания. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха Предохраняют кожу от повреждения




Типы кожных желез млекопитающих Потовые Пахучие Млечные Сальные 5. Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровом, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.








Млекопитающие – высшие теплокровные, покрытые шерстью позвоночные животные. Они рождают живых детенышей, выкармливают их молоком. Обладают крупным головным мозгом с хорошо развитыми полушариями переднего мозга, органами обоняния, зрения, слуха. Отличаются разнообразным и сложным поведением. Это наиболее высокоорганизованные в эволюционном плане позвоночные животные, демонстрирующие огромное разнообразие приспособлений к условиям окружающей среды. Известно, около 4 тысяч современных видов, распространенных по всему земному шару и освоивших все среды обитания.
22 Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков. Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет. Пищеварительная система сильно дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. У растительноядных животных значительно развита слепая кишка. У большинства клоака отсутствует. Сердце четырехкамерное. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Органы дыхания легкие имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярного строения. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Органы выделения тазовые почки. Моча выводится по мочеиспускательному каналу наружу.

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Разделы: Биология

Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цели урока:

  • Образовательные :
    • изучить общие черты класса млекопитающие;
    • сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
  • Развивающие :
    • вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
    • повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
  • Воспитывающие :
    • продолжить умение работать в группе,
    • развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.
2. Ознакомление с темой урока, постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3. Повторение работы с алгоритмом кубиков: указатели (треугольнички) показывают ряды (горизонтальные или вертикальные), а направление стрелок и градусы - угол поворота рядов кубиков. для облегчения работы каждая сторона имеет свою цветовую гамму. в случае путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок 1).

II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний

Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )

ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.

III. Формирование новых понятий, способов действий

1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.

2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).

  • млекопитающие имеют второе название «звери»;
  • известно около 5000 современных видов зверей;
  • распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
  • высшие позвоночные животные;
  • теплокровные (постоянная температура тела);
  • тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
  • рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
  • размеры от 4 см до 33 метров;
  • масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
  • обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
  • имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
  • все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
  • высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
  • в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).

Темы проектов:

1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки, изучение многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа)

IV. Применение новых понятий, способов действий

1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )

– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)

Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:

  • 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
  • 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
  • 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.

2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )

Выбрать правильные утверждения:

  • Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
  • Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
  • Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
  • Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
  • Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
  • Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
  • Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
  • Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
  • Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
  • Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
  • На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
  • Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
  • Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
  • Хвост выполняет функцию руля или опоры.
  • Звери заселили все среды жизни на планете

3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

Слайд 2

Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих

Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

Слайд 3

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?

Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец

Слайд 4

Млекопитающие различаются и по своим размерам.

Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!

Слайд 5

Образ жизни и поведение зверей.

У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:

Слайд 6

Образ жизни и поведение зверей:

Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:

Слайд 7

Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:

1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.

Слайд 8

Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:

Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную

Слайд 9

Экологические группы млекопитающих:

Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:

Слайд 10

У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:

Слайд 11

Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Слайд 12

Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:

Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?

Слайд 13

Слайд 14

Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:

  • Слайд 15

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 16

    О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:

    Слайд 17

    К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:

    Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:

    Слайд 18

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 19

    Когда собаке жарко, она высовывает язык

  • Слайд 20

    Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:

  • Слайд 21

    На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:

    Слайд 22

    Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.

    Слайд 23

    Закрепление изученного:

    В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?

    Слайд 24

    Домашнее задание:

    Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.

    Посмотреть все слайды





    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта