Главная » Волосы/Прически » Проекты на уроках истории. Использование метода проектов на уроках истории Конспект урока по истории в начальной школе

Проекты на уроках истории. Использование метода проектов на уроках истории Конспект урока по истории в начальной школе

Работа учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Вязовка
Базарно-Карабулакского муниципального района»
Перовой Татьяны Анатольевны

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа предъявляет большие требования как к ученикам, так и к педагогам. Учителя ищут различные пути повышения качества знаний учащихся, стараются заинтересовать их своим предметом, дать глубокие и разносторонние знания.

Метод проектов является одним из таких путей. Он ещё не до конца изучен, но его применение помогает разнообразить уроки, развивать творческие способности учащихся. 67% выпускников нашей школы отметили, что данный прием более эффективен, чем привычное нам традиционное обучение, 50% опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы он применялся на уроках чаще.

В массовой практике работы учителей не находит должного места проектная деятельность. В основном она используется на уроках в виде докладов, рефератов, небольших сообщений по заданной теме.

В новых стандартах проектная деятельность является одним из направлений внеурочной деятельности и на выходе итогом освоения предметов является защита монопредметного или межпредметного проекта.

Исходя из этого, при написании данной работы ставились следующие цели:

  1. Ознакомиться с методической литературой, рассмотреть понятие метода проектов, его структуру и требования к его применению;
  2. Рассмотреть методику использования метода в школьной практике;
  3. Изучить по методической литературе опыт педагогов по использованию метода проектов;
  4. Проанализировать собственный опыт по использованию метода проектов на уроках истории.
  5. Построить перспективы своей дальнейшей работы по данной технологии.

Работа состоит из введения, 3 глав, приложения и списка литературы. В 1 главе мы останавливаемся на проблеме метода проектов как одного из методов обучения. В п.1 мы останавливаемся на современных требованиям к выпускникам и необходимостью в связи с этим использования проектного метода обучения. П.2 посвящен истории становления метода проектов и применении его в России.

Метод проектов должен правильно и логично включаться в учебный процесс. В главе 2 мы рассматриваем методику применения метода, цели и задачи, структуру.

Методика должна реализовываться на практике. В 3 главе мы останавливаемся на использовании метода проектов на уроках истории нашей школе.

В приложении даются практические материалы по использованию опыта (проектные работы).

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

П.1. Использование проектного метода в связи с современными требованиями к выпускникам.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

В книге «Школа для XXIвека. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти подчеркивает «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Наш ученик - выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • Самостоятельно критически мыслить;
  • Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Быть коммуникабельным.

Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.(5)

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющей личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составляющая часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Требования ФГОС диктуют необходимость заниматься данной технологией.

П.2. Из истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суть метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. http://soc-work.ru/article/479 26.09.14
Сегодня происходит возврат к проектному методу, в котором многие видят перспективу и выделяют его как педагогическую технологию.

ГЛАВА 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, наш педагогический коллектив убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счет целостной организации учебного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет учащимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана. прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем.

Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее ученику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. Выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы для проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая),
  2. Определение целей и задач проекта;
  3. Работа над проектом и написание отчета;
  4. Защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление. (2)

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Начиная с 5 класса, в нашей школе происходит подготовка учащихся к проектному методу, к применению различных его форм.

В младших классах акцент при подготовке к проектной деятельности делается на развитие творческих способностей учащихся, развитие воображения, мышления, фантазии. Еще одной целью является желание заинтересовать учеников историей своей страны и мира, развивать чувство патриотизма. Ученики учатся добывать знания самостоятельно, спрашивая у учителя только совета. Консультации учитель проводит индивидуально.

В старших классах отчет о проектной деятельности выглядит графически, чаще всего в виде схемы. Графические формы, по моему мнению, позволяют отчетливо представить сходство и различие, связи, динамику процессов и явлений. Они помогают анализировать явления и факты, классифицировать их, выделять в них главное и существенное. Дети учатся выделять главные слова, работать с терминами, понятиями.

В 11 классе мы повторяем тот материал, который был нами изучен в 9 классе. Темы проектов подобны, дети делают более подробный отчет по данной проблеме. В 11 классе предлагаются две темы проектов. Ученик выбирает государство, период развития которого он исследует и, при выполнении второго проекта, он исследует то же самое государство на следующем этапе его развития.

Учащиеся нашей школы проводят самостоятельные исследования участвуя в областных конкурсах. Проект «Детство без наркотиков» в рамках областного конкурса «Права ребенка в новом веке» был подготовлен в 2006-2007 учебном году ученицей 8 класса Кочергиной Анной. Девочкой было проанализировано большое количество литературы по данной теме, проведено социологическое исследование с подростками об употреблении ими наркотических веществ, сделаны попытки найти пути решения проблемы.(Приложение)

В 2007-2008 учебном году ученица 6 класса Перова Юлия в рамках областных «Деревягинских чтений» подготовила работу на тему «Жилища людей бронзового века на территории нашего края». Был исследован исторический материал, подготовлен реферат.

Нами было проведено анкетирование о применении метода проектов в нашей школе. Его результаты приведены в таблице.

Вопрос Ответы учащихся

  1. Учебные предметы, на которых используется проектное обучение Экология, биология, история, ОБЖ, технология, химия
  2. Считаете ли вы метод проектов наиболее эффективным? Да - 67%
  3. Нет - 33%
  4. Что вызывает трудности при подготовке проекта? -недостаточное количество материала по исследуемой проблеме -97%
  5. Отсутствие практики - 21%
  6. Что вызывает трудности при защите проекта? -большой объем реферата (доклада)-78% Трудности в выражении собственных мыслей, нехватка словарного запаса - 56%
  7. -волнение -12%
  8. В каких формах чаще всего применяется проектный метод? Рефераты, доклады, задания творческого характера
  9. Хотели бы вы, чтобы проекты использовались чаще? Да - 50%
  10. Нет -50%
  11. На каких уроках вы хотели бы применить проектное обучение? Физика, математика, информатика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Проведенная нами анкета показала, что метод проектов не находит должного применения на уроках. Те учителя, которые применяют его, чаще всего применяют примитивные формы проектов, не давая ребенку достаточных возможностей для саморазвития.
  2. Изучение методической литературы показало, что в ней освещается теория проектной деятельности, предлагаются положения о её использовании на уроках, существуют результаты.
  3. Проведенная нами работа по использованию метода проектов показала, что данный метод интересен как для ученика, так и для учителя, и ученики охотно идут на его более широкое использование на уроках.

Закончить работу хочется советами руководителям проектов, которые предлагаются А.И. Комашинским, директором негосударственного образовательного учреждения «Частная школа Комашинского» Хасанского района Приморского края.

  1. Подходите к проведению работы творчески.
  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
  3. Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.
  4. Помните о главном педагогическом результате - не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться сделать) самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Оценивая, помните - лучше десять раз похвалить, чем один раз ни за что критиковать.
  7. Учите выявлять связи между предметами, событиями, явлениями.
  8. Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  9. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
  10. В процессе работы не забывайте о воспитании школьников.

Дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой, углубляясь и неё и расширяя возможности учащихся. (2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грибов В. Как организовать учебную деятельность.// история и обществознание для школьников.№3 2006 г.
  2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе//практика административной работы в школе №6 2006 г.
  3. Овсейчик О.Н. Иванова Е.К. Положение о проектной деятельности //практика административной работы в школе №6 2007г.
  4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся// Завуч №8 2007 г.
  5. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе №6 2003 г.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика//Москва, Высшая школа 1990
  7. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения//практика административной работы в школе №6 2003 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, функции и задачи использования метода проекта при обучении общению. Характеристика исследовательских, творческих, ролевых и практико-ориентированных проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Концептуальные основы организации проектной деятельности старшеклассников. Основные принципы проектной технологии обучения. Классификация проектов по истории и обществознанию. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Психологические особенности старшего школьного возраста. Дидактическая литература об организации проектной деятельности в школе. Анализ программ по Истории России в 9 классе. Роль учебных и методических пособий в организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Проектная методика в зарубежной и отечественной системе образования. Анализ педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка. Разработка системы учебных занятий с использованием проектной методики.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Изучение истории возникновения метода проектов и рассмотрение его роли в деятельности школьников. Характеристика исследовательских, творческих, приключенческих и информационных проектов. Результаты проектной деятельности учителя информатики в школе.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Обзор современных подходов к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку. Поэтапная разработка проектной деятельности. Анализ результатов применения проектной методики на занятиях английского языка в рамках школьной программы.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности. Сущность метода проектов, его типы и принципы организации данной деятельности. Критерии оценки результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

В книге даны как общие, так и конкретные рекомендации по преподаванию вводного (пропедевтического) курса истории. Пособие предусматривает знакомство учеников с типичными образами эпохи, со старинным бытом, обрядами и обычаями. Раскрыты приемы работы с терминами, понятиями, выработкой первичных умений. Методические советы дают возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение.

ИГРЫ И ВИКТОРИНЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.
Обычно игры входят в тематическое планирование уроков, причем их включают в обучение системно, т.е. в определенной совокупности и последовательности. В играх отрабатывают познавательные умения, закрепляют и расширяют базовые знания учащихся.

Игра - это педагогически направленная творческая деятельность, обучающее воздействие в которой принадлежит дидактическому материалу. Он должен охватывать основные темы курса. В процессе игры ученики непроизвольно усваивают новые знания и отрабатывают учебные умения. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло, а игровые приемы выступают в качестве стимулов познавательной деятельности. Игра - это всегда импровизация.

При подготовке игры прогнозируются ее результаты, анализируются итоги. Игра должна быть динамичной, занимательной, может содержать элементы драматизации. В игре обеспечивается оптимальный уровень активности для всех учеников, формируется глубокий и прочный интерес к предмету.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Программа курса «История России» для 3-4 классов начальной школы
Примерное планирование учебного курса
Дидактические и методические основы изучения пропедевтического курса истории
Виды и формы работы на уроке
Игры и викторины при изучении истории
Задания развивающего характера
Задания по выявлению межпредметных связей
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков
3 КЛАСС
Раздел I. История - дорога во времени и пространстве
Урок 1. Вводный. Что мы знаем об истории
Урок 2. Счет лет в истории
Урок 3. Историческая карта
Урок 4. Источники знания о древних людях
Раздел II. Древняя Русь в IX-XII веках
Урок 5. Наши предки - славяне
Урок 6. Занятия славян
Урок 7. Боги славян
Урок 8. Первые князья на Руси
Урок 9. Князь Владимир
Урок 10. Грамотность на Руси
Урок 11. Ярослав Мудрый и его потомки
Урок 12. Древний Киев
Урок 13. Основание Москвы
Урок 14. Город Владимир на реке Клязме
Урок 15. Господин Великий Новгород
Урок 16. Дома и их убранство
Урок 17. Повторение и обобщение материала
Раздел III. Русь в XIII-XV веках
Урок 18. Нападение монголо-татар на Русь
Урок 19. Князь Александр
Урок 20. Ледовое побоище
Урок 21. Возвышение Москвы
Урок 22. Сергий Радонежский
Урок 23. Куликовская битва
Урок 24. Хан Ахмат и государь Иван III
Урок 25. Повторение и обобщение материала
Раздел IV. Россия в XVI-XVII веках
Урок 26. Первый царь на Руси
Урок 27. Рост Москвы
Урок 28. Первопечатник Иван Федоров
Урок 29. Спасители Земли русской
Урок 30. Царь Алексей Михайлович
Урок 31. Одежда и обувь людей
Урок 32. Повторение и обобщение материала
4 КЛАСС
Урок 1. Вводный
Раздел V. Россия в XVII-XVIII веках
Урок 2. Население России
Урок 3. Царевич Петр
Урок 4. Новые порядки Петра
Урок 5. Северная война
Урок 6. Строительство Санкт-Петербурга
Урок 7. Повторение и обобщение материала
Раздел VI. Россия в XVIII - начале XIX века
Урок 8. Россия после Петра I
Урок 9. Екатерина Великая
Урок 10. Жизнь крестьян
Урок 11. Полководец Суворов
Уроки 12-13. Русская культура и наука
Урок 14. Повторение и обобщение материала
Раздел VII. Россия в XIX - начале XX века
Урок 15. Отечественная война 1812 года
Урок 16. Оборона Севастополя
Урок 17. Отмена крепостного права
Урок 18. Паровозы и пароходы
Уроки 19-20. Николай II. Февраль 1917 года
Урок 21. Василий Суриков и Илья Репин
Урок 22. Повторение и обобщение материала
Раздел VIII. Россия в XX веке
Урок 23. Новая власть
Урок 24. Гражданская война
Урок 25. Сталинское время
Урок 26. Брестская крепость
Урок 27. Москва в 1941 году
Урок 28. Сталинградская битва
Урок 29. Падение Берлина
Урок 30. Московские небоскребы
Урок 31. Полеты в космос
Урок 32. Россия - Родина моя
Урок 33. Повторение и обобщение материала
Литература для внеклассного чтения
Книги для учителей.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания истории в начальной школе, Студеникин М.Т., Добролюбова В.И., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №5 Образовательный центр «Лидер»

г.о. Кинель Самарская область

Конспект урока по истории

Подготовила: учитель начальных классов

Сидорова Т. А.

2013/2014 уч.г.

Тема: «Вставай, страна огромная…» (Великая Отечественная война)

Класс: 3

Продолжительность: 40 минут

Цели:

Закрепить знания детей об итогах развития советской страны в 20-30-е годы;

Сформировать первичные представления о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., об истоках победы советского народа в этой войне;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиги и мужество советских людей, способность сопереживать чувствам людей;

Развивать умение определять характер военных действий, устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь текстом учебника и приемами логического мышления, умение соотносить текст и иллюстрации.

Оборудование: диск с песнями, иллюстрации, плакаты, портрет Жукова, карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Интеграция: музыка, окружающий мир, чтение, русский язык.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами на уроке повторим изменения, успехи в развитии советской страны в 1920-1930-е г.г. и познакомимся с героическим, но и трагическим событием, которое стало испытанием для всей страны, для каждого человека

III. Проверка дом.задания

а) вопросно-ответная беседа

Каких успехов добилась Советская Россия в 20-30-е годы?

Вспомните, что изменилось в стране в лучшую сторону в эти годы?

(стр.94,96,97

Отечественные автомобили, тракторы, комбайны, поднялись заводы и фабрики, шоссе, железнодорожные линии, электростанции, в новых школах взрослые и дети учились грамоте, строилось московское метро, новые стадионы, радио)

Вы знаете, что раньше дома освещались лучиной, а как же освещались дома в 20-е годы? Что стали использовать для освещения в крестьянском доме?

(электрические лампочки)

Учились грамоте дети и взрослые, а какое было образование?

(бесплатное)

В стране появились свои инженеры, врачи, педагоги, техники и все это из числа рабочих крестьян и детей.

Как советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи первых десятилетий начала XX века? Ребята, как удалось добиться этих успехов?

(стр. 95. У них была общая цель – построить в нашей стране справедливое общество, добиться светлого будущего)

Кто трудился для достижения этой цели?

(весь народ: рабочие, крестьяне, молодежь)

б) микроитог

В 20-30-е годы страна встала на один уровень с другими странами. Были трудности, было недовольство, но народ их терпел, мирился с ними. Взрослые люди считали, что они должны потерпеть сегодня, чтобы завтра, т.е в будущем, их детям и внукам жилось легче, чем им. Чтобы они были счастливы и успешны. Но многим мечтам не суждено было сбыться.

Давайте вспомним, какие войны проходили на территории нашей страны в разные исторические эпохи.

С кем сражались русские дружины в XIV-XVвв. Чье существовало иго?

(монголо-татары)

С кем вел войну Петр I?

(со Швецией, Северная война)

Кто напал на Россию в 1812 году?

(Франция)

Какая была эта война?

(отечественная война 1812 г.)

А в 1914-1918гг. какая проходила война на территории нашей страны?

(первая мировая война)

Давайте подумаем, что объединяет все эти войны? Что между ними общего?

Зачем пришли монголо-татары, наполеон, Германия в 1914г?

(чтобы завоевать новые земли)

Как их можно назвать?

(завоеватели)

Такими завоевателями в конце 30-х годов XX века были фашисты. Злейшим врагом народов была фашистская Германия. Вожак немецких фашистов Адольф Гитлер заявил, что немцы должны господствовать в мире, покорив другие народы и превратив их в своих рабов. Германия приступила к захвату соседних стран. Так в 1939 году началась Вторая Мировая война.

Откройте учебник на стр.104 у вас есть карта, в правом верхнем углу есть условный значок, который обозначает границы территории, подвластной фашистской Германии и ее союзникам

Давайте с вами рассмотрим, какие государства оказались под властью Германии и ее союзников до нападения на СССР

(Норвегия, Финляндия, Франция и др.)

Вот какие силы собрал Гитлер против нашей страны

IV. Изучение нового материала

(на фоне песни «вставай, страна огромная…»)

Итак, шел 1941 год. 22 июня в 3 часа 40 минут фашистская армия без предупреждения войны напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Как советские люди отреагировали на это? Давайте прочитаем об этом на стр. 101. Найдите абзац, начинающийся словами «Тысячи людей..»

(чит.вслух)

Какие слова в прочитанном тексте доказывают, что начавшаяся война была Отечественной?

(подчеркнутые строки)

Так же воевали женщины, чтобы отомстить за своих родных, защитить своих детей. Так же сражались и дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Вот например: Аркадий Каманин, когда началась война, он пришел работать на аэродром. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Он успел передать управление самолетом Аркадию, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

Саша Колесников учился в 3-м классе. В 1943 году он сбежал из дома на фронт. Он взорвал мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника.

Первый удар приняли пограничники, которые сражались в Бретской крепости. Немцы рвались на Север к Ленинграду, в центр к столице, и на Юг, на Кавказ. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Ребята, а кто знает, что такое блокада?

(когда Ленинград был оторван от территории всей страны.

Карта: Ленинград с юга фашисты, на востоке озеро, на зап….)

Она длилась 900 дней и ночей. В городе осталось около двух миллионов жителей. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не наступало. В декабре 1941 года защитники города получали 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. Представьте 300 граммов хлеба, это два спичных коробка. Как делали хлеб, мололи жмых и пекли. Еще в лучшем случае давали кружку кипятка. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.

Первую победу одержали над Москвой. Давайте прочитаем стр.102 первый абзац

(читает вслух)

Скажите дату, когда произошла битва за Москву?

(с сентября по декабрь 1941 года - наши войска держали немцев, и когда у нас прибавились силы, мы стали наступать и наступление действий наших народов было - от 5 декабря 1941 до начала февраля 1942года)

Так за счет чего мы устояли, одержали победу?

(мужество, героизм)

Однако фашисты были сильны и продолжали наступать. Следующая битва – Сталинградская битва, которая длилась год с 1942-1943гг.

Было принято решение не отдавать Сталинград, потому что нельзя было допустить того, чтобы немцы перебрались через Волгу. Если бы они это сделали, то выходов больше не было бы

Давайте прочитаем, на стр.102 ,2 абзац

(читают вслух)

Как сейчас называется Сталинград?

(Волгоград)

Посмотрите, какие памятники есть в Волгограде

(иллюстрации: дом сержанта Павлова, Сталинградская мельница, памятник «Родина – мать»)

На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов, нельзя без волнения читать надписи, которые в грозном сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности до последней капли крови защищать Сталинград. Ступеньки бесконечной лестницы ведут к вершине кургана. И почти на каждом шагу – скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте. На плитах – алые гвоздики. С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улицы, красивые и новые дома, серая лента Волги. Улицы утопают в зелени, и трудно поверить, что 65 лет назад в городе не было ни одного целого здания, ни одного живого дерева, только черные обожженные стволы.

5 июля 1943 года началась Курская битва, где было крупнейшее танковское сражение.

Сейчас нам Пенский Андрей немного расскажет о своем прадедушке – танкисте

(рассказ ученика)

Ребята, скажите, а почему наша армия одерживала победы? За что сражались?(за землю)как сражались? Какая была техника? (катюша-16 снарядов)

Можно сказать, что тыл был воедино с фронтом. Что это значит?

(что тыл давал фронту все, что было нужно)

При приближении немцев, предприятия стали эвакуироваться на восток, на Урал, в Сибирь. Угроза нависла над Москвой и решили сделать вторую столицу. И наш город был второй столицей. Сюда переехало правительство.

А какую военную продукцию выпускал наш город?

(авиационный завод, порох..)

Сейчас нам про своих прабабушек расскажут Гришкова Полина и Федченко Саша.

(рассказ детей, по очереди)

Вы все писали сочинения, мы прослушали отрывки из сочинений троих ребят: это Пенский Андрей, Гришкова Полина и Федченко Саша. Эти работы признаны лучшими.

Успех воинов на фронте зависел так же и от тех, кто ими командовал. Среди всех командующих нашей страной, можно выделить таких как: Иван Семенович Конев, Константин Константинович Рокосовский, Георгий Константинович Жуков и многие другие.

У вас в учебнике говорится об одном маршале, Жукове. Как вы думаете почему?

(были особые заслуги)

Я сейчас расскажу вам о нем, а вы попытайтесь определить его заслуги, чем он отличается?

Георгий Константинович Жуков – советский военачальник, маршал Советского Союза. Годы жизни 1896-1974 гг. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Московской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции, во взятие Берлина. Он был заместителем Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 год принял капитуляцию фашистской Германии.

К этому времени Берлин был уже в наших руках. Берлин взяли СССР вместе со своими союзниками. А кто был союзниками?

(стр.101 первый абзац, США)

Так закончилась Великая Отечественная война против Фашистской Германии. Какой день мы отмечаем как День Победы?

И вы наверное слышали даже улицу названную в честь дня победы. Как называется улица?

(улица Победы)

(песня «День Победы»)

V. закрепление изученного материала

Когда Германия напала на Советский Союз?

Когда закончилась эта война?

Посчитайте, сколько лет и месяцев она продолжалась?

(4 года 10 месяцев)

Военные специалисты посчитали, что война продолжалась 1418 дней и ночей.

На доске вы видите важные сражения Великой Отечественной войны и даты. Нужно их соотнести

Почему война называется Отечественной?

А почему Великой?

(шла долго, в рамках Второй Мировой войны, Гитлер направлял всю мощь против нашей страны)

Почему Советский народ сумел победить Германию?

Какие чувства в них были?

И я думаю вы не забыли, что в этом году мы празднуем 65-летие Победы

VI. домашнее задание

Раб.тетрадь - №1,2,3.


Цели:

  • Указать ученикам на начало истории России, то есть на образование первого государства, от которого ведут свое происхождение все последующие.
  • Закрепить знания учащихся о строении государства в Древней Руси и сравнить с нашим временем.
  • Знакомство учащихся со знаковыми личностями начальной истории России - первыми великими князьями Олегом и Владимиром Святославовичем, их роль в процессе создания государства: Олег – объединитель большинства племен восточных славян и фактический создатель государства, Владимир – князь, сменивший первобытную языческую религию на одну из мировых религий, что позволило ускорить развитие культуры на Руси.

Ход урока

I. Введение в урок.

Учитель: Ребята, прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сегодня – это один большой урок. И вести его будет не один учитель, а сразу несколько. Я назову их: учитель музыки, учитель изобразительного искусства и я, ваш учитель.

Вы обратили внимание на то, что и наши рабочие места-столы расставлены сегодня необычно?

Начнем урок с предмета, название которого зашифровано на данной карточке:

И100рия

1. Что изучает история?

На доске запись:

“Что было, видели наши деды, что будет, увидят внуки”

2. Как ведется счет времени в истории?

Чему равен век? Эра?

Для чего люди придумали такой счет времени в истории? (чтобы не потеряться в бесконечном времени)

Почему во многих странах точкой отчета исторического времени выбран год рождения Иисуса Христа?

3. На листе бумаги нарисована “река времени”. Однако на ней не все проставлено. Каждая команда получает свой вариант.

4. Как, откуда мы получаем знания об исторических событиях, как люди узнавали о прошлом, когда не было книг?

(исторические источники – предания, былины, летописи, записки и иностранцев, находки археологов, книги, фильмы …)

Что же связывает нас всех с прошлым? (ответ читают в учебнике )

5. Прочитайте пословицу, написанную на доске:

“В лицо ребенок себя не знает, а имя свое ведает”.

Прокомментируйте ее.

На выставке представлены лучшие работы ребят, на которых выстроено родословное древо их семьи.

6. У каждого человека есть своя Родина- место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Но все мы вместе имеем одну, общую Родину, которую называем…(Отчизной ).

Наша страна называется … (Россия)

Каким другим словом можно заменить слово “страна”? (государство)

Как устроено наше государство? (правительство – армия – милиция - общество).

7. Изобразите с помощью диаграммы Венна устройство государства.

8. Страна, Родина - это не столько государство (границы, правительство), сколько люди (общество)

Известный русский ученый-историк Василий Осипович Ключевский сказал:

“История - это фонарь, зажженный в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее”.

II. Основная часть.

1. Сегодня мы говорим об истории Отечества и отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки.

Представьте, что мы поднимаемся на корабль, способный путешествовать по “реке времени”. Начнем мы наше путешествие с самых истоков этой реки. Звучит музыка.

Стоп, машина! Первая остановка.

Что за народ встретили мы? (славяне)

Наши предки- славяне. Предки – это люди, от которых мы произошли.

Были ильменские славяне (озеро Ильмень), поляне (поля, степи, древляне (деревья), вятичи (основатель рода Вятко), дреговичи (“Дрягва” болото).

Кто расскажет нам о древних восточных славянах? (дети зачитывают творческие работы, подготовленные к уроку)

2. Как, какой семьей жили наши предки? По одному? (род - племя - Княжество - государство).

Сделаем вывод: значит род это множество людей? А племя? … Что больше? Что же происходило с родами? (они объединялись)

3. Зачем? С какой целью?

Изобразите математическими символами объединение славян.

Таким образом, мы говорим об образовании первого государства – Древняя Русь.

4. Нашим предкам жилось нелегко. Не было у них тех инструментов, орудий труда, которыми можем пользоваться мы. И жилища древних славян очень отличались от наших домов. А для того, что бы человеку в те далекие время жилось легче, люди поклонялись своим богам, приносили им жертвы.

До наших дней сохранились различные обычаи и традиции, которые не выполняют уже ту роль, ради которой были придуманы, но остаются в нашей жизни, так как несут красоту, память о наших предках.

Знаете ли вы, что девушки очень часто обращались к богам, чтобы они дали им хорошего, доброго, умного, трудолюбивого жениха - хорошего отца их будущих детей. Они просили об этом у стройной, белоствольной, кудрявой березки.

Девочки исполняют хоровод “Ты, березка”.

5. Учитель музыки ведет рассказ о мелодичности песен, хороводов тех времен.

6. А как интересна по виду, украшению была одежда древних славян. На уроке труда мы подготовили заготовки, с помощью которых попытаемся выполнить модели женской одежды, рассмотрим украшения, подготовленные “бригадой классных ювелиров”. В этой работе нам поможет учитель изобразительного искусства.

7. Учитель ИЗО - одежда восточных славян, узоры.

Просмотр фрагмента фильма.

8. “Река времени” течет, и мы движемся вместе с ней.

Звучат колокола православного храма.

В славном городе Новгороде, в 879 г. княжил (т. е. руководил) князь Олег. Так как он был не славянином, а скандинавом, его имя было Хельги.

9. Об этом великом человеке нам поведала Летопись тех времен.

Послушаем (один из учащихся читает отрывок):

“И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и, прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. ”

Чтение группой учащихся “Песнь о вещем Олеге”.

В историю нашего государства вошло имя женщины. Звали ее Ольга.

Она была женой князя Игоря, который пришел на смену князю Олегу.

Просмотр фрагмент фильма.

8. Физминутка

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Каждое звено заполняет пробел. Выиграет то звено, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

Звук колоколов.

Наступил 969 год. В славном Киеве-граде стал княжить Владимир

Святославович. Этот человек вошел в историю не только, как киевский князь, но и как человек, который ввел на Руси христианство.

Чтение “Богородица, дева, радуйся!. . . ”

III. Заключение.

На этой дате 890 г., мы сегодня остановимся. Нам предстоит еще многое узнать об истории нашего государства. На этом уроке мы вспомнили и закрепили наши знания об образовании первого государства.

Как называется наука о прошедших событиях, жизни людей в прошлом и настоящем?

Как называлось первое государство?

А как называется страна, в которой ты родился?

Реши ребус:

- Р1А (Родина)

IV. Итоги. Рефлексия. Выставление оценок.

Используемые иллюстрации.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта