Главная » Свадьба/Замужество » Семинар "современные технологии, как инструмент повышения качества образования". Доклад на тему: «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» План проведения семинара

Семинар "современные технологии, как инструмент повышения качества образования". Доклад на тему: «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» План проведения семинара

Современные образовательные технологии и
педагогические инновации как инструмент управления
качеством образования

Повышение качества образования является одной из
основных задач модернизации российского
образования.
Важнейшим критерием педагогического мастерства в
современной педагогике считается результативность
работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной
успеваемости школьников и таком же их интересе к
предмету.
Педагог ― это мастер, который умеет учить всех
детей без исключения.

Профессионализм педагога наиболее ярко
проявляется в положительных результатах тех
учеников, которых принято считать не
желающими, не умеющими, не способными
учиться.

В основе управления качеством образования лежит
переход от методики преподавания к внедрению в
учебный процесс образовательных технологий.

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует
закономерности обучения определённому учебному
предмету.
Методы обучения ― способы работы учителя и
учащихся, с помощью которых достигается овладение
знаниями, умениями и навыками, формируется
мировоззрение учащихся, развиваются способности.

Методика
прописывается деятельность
учителя на уроке (что и в какой
последовательности излагать,
какие средства использовать,
какие задачи решить, как
организовать обобщение
материала и т. д.);
имеет мягкий,
рекомендательный характер
(учитель вправе в большей или
меньшей степени следовать
советам методических пособий
для учителя)
Образовательная
технология
описана деятельность
учащихся;
предписывает определённую
последовательность
деятельности обучаемых и
управляющих действий
педагога, отступление от
которых разрушает
целостность образовательного
процесса, что может
препятствовать достижению
запланированного результата

Существует множество определений технологии
обучения, в которых в той или иной степени
подчеркиваются следующие критерии
технологичности.
Селевко Г.К.
(профессор, кандидат
педагогических наук)
К таким критериям относятся:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.

Критерии технологичности
Концептуальность
Системность
каждая из технологий основана на
одной или нескольких теориях
(философских, педагогических
или психологических).
технология характеризуется
логикой построения,
взаимосвязью элементов,
завершенностью и
структурированностью
материала и деятельности.

Критерии технологичности
Управляемость
возможность эффективного
управления учебнопознавательной деятельностью
учащихся за счет диагностической
постановки целей;
проектирования процесса
обучения; «встроенного»
контроля.
Эффективность
достижение запланированного
результата с оптимальными
затратами средств и времени
на обучение.
Воспроизводимость
возможность
тиражирования, передачи и
заимствования технологии
другими педагогами.

Практическим воплощением методики
является план урока учителя, где
прописывается, в частности, определённая
последовательность этапов, действий педагога,
а иной раз – и учащихся.

Содержание технологии
1
диагностическое целеполагание:
планирование результатов обучения через
действия учащихся, которыми они
овладевают на протяжении определённого
отрезка учебного процесса
3
в основе каждой
технологии одна или
несколько
педагогических или
психологических
теорий
4
2
определённая технологическая
цепочка педагогических и учебных
действий:
приводит к запланированному результату
возможность
воспроизведения технологии
любым учителем: технология
строится на объективных
научных основаниях, которые
не зависят от личности педагога
5
наличие
диагностических процедур:
показатели, инструментарий
измерения результатов
(входной, текущий, итоговый
контроль)

В настоящее время в литературе описано множество
технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий,
важно их упорядочить, найти основания для их
систематизации. В качестве таких оснований различными
авторами предлагаются: целевые установки, содержание
обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся,
способ управления познавательной деятельностью
обучаемых, масштаб применения.

Характеристика современных образовательных
технологий, обеспечивающих качество образования
учение как функция
запоминания
ассоциативная, статическая
модель знаний
ориентация на
усредненного ученика
внешняя мотивация
учения
учение как процесс умственного развития,
который позволяет использовать усвоенное
динамически структурированные
системы умственных действий
дифференцированные и индивидуализированные программы обучения
внутренняя нравственно-волевая
регуляция

Принцип вариативности дает возможность выбирать и конструировать
педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом
важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и
технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того,
кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической
практике. Современному учителю как технологу учебного процесса
необходимо свободно ориентироваться в широком спектре
инновационных технологий, не тратить время на открытие уже
известного.
Сегодня нельзя быть педагогически
грамотным специалистом без
изучения всего обширного арсенала
образовательных технологий.


образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного
обучения и воспитания;
технологии предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
проектная деятельность;
адаптивная система обучения;
развивающее обучение;
интеграция;
дискуссионные формы обучения;

Популярные и широко используемые
образовательные технологии:
игровые технологии;
технология безотметочного обучения;
информационные и компьютерные
технологии;
технология групповой деятельности;
проблемное обучение;
технология учебного исследования;
технологии различных видов
самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности,
повышению учебной мотивации школьников
и обеспечению качества образования
способствуют также нестандартные формы
организации учебного занятия:
урок-игра,
урок-викторина,
урок-соревнование,
урок-лекция,
урок-экскурсия,
рыцарский турнир,
урок-путешествие,
телемост,
мультимедиа урок,
урок-спектакль,
урок-конференция,
урок-диспут,
деловая игра,
урок-КВН,
дебаты.

Одной их современных технологий, направленной
на повышение качества образования, является
интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения:
– обучающиеся осваивают новый материал не в качестве
пассивных слушателей, а в качестве активных участников
процесса обучения;
– сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем
самостоятельной работы;
– обучающиеся приобретают навык владения современными
техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и
обработки информации;
– вырабатывается умение самостоятельно находить информацию
и определять уровень ее достоверности.

Требования
к образовательным
технологиям
в начальной школе
использование разнообразных
технологий безотметочного
обучения – безотметочная
система оценивания на
протяжении всей начальной
школы, обучение детей само- и
взаимооцениванию, свобода
выбора школами системы
оценивания;
расширение деятельностных
форм обучения,
предполагающих приоритетное
развитие творческой и
поисковой активности во всех
сферах школьной жизни, в том
числе, и в учении;

Требования
к образовательным
технологиям
в начальной школе
построение образовательного
процесса с использованием
технологий организации
учебного сотрудничества –
существенное расширение видов
совместной работы учащихся, их
коммуникативного опыта в
совместной деятельности,
постепенный переход от устных
к письменным видам
коммуникации, в том числе – с
использованием возможностей
информационных технологий;
использование игровых
технологий, способствующих
решению основных учебных
задач на уроке.

Требования
к образовательным
технологиям
в основной школе
увеличение проектных,
индивидуальных и групповых
видов деятельности школьников;
использование разных форм
модульного или
концентрированного обучения;
усиление роли самостоятельной
работы учащихся с различными
источниками информации и
базами данных;

Требования
к образовательным
технологиям
в основной школе
введение социальной практики и
социального проектирования;
дифференциация учебной
среды: мастерская, лаборатория,
библиотека, лекционный зал;
переход на накопительную
систему оценивания, например,
использование технологии
«портфолио».

Требования
к образовательным
технологиям
в старшей школе
приоритет должен отдаваться
тем технологиям, которые
позволят дифференцировать и
индивидуализировать учебный
процесс внутри одного класса
без применения селективных
средств;
чрезвычайно важную роль
приобретают технологии
развития самостоятельной
познавательной деятельности.

Формулируя требования к отбору
образовательных технологий для каждой из трех
ступеней, необходимо учитывать, что все
технологии, используемые в школьном
образовании, должны иметь определенную
преемственность и нет технологий,
работающих эффективно только на одной
ступени образования. Систему
образовательных технологий необходимо
выстраивать с учетом основных целей каждой
ступени образования.

Инновации в образовании – это процесс
совершенствования педагогических технологий,
совокупность методов, приёмов и средств обучения,
один из существенных компонентов образовательной
деятельности любого учебного заведения.
Педагогические инновации – это нововведения в
области педагогики, целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную среду
стабильные элементы (новшества), улучшающие
характеристики, как отдельных ее компонентов, так и
самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации
интенсивный путь
развития
осуществляется за счет
собственных ресурсов
образовательной системы
экстенсивный путь
развития
осуществляется за счет
привлечения дополнительных
мощностей – новых средств,
оборудования, технологий,
капитальных вложений и т. п.

Структура инновационных процессов
(Р.Н. Юсуфбекова)
1
создание нового
в педагогике
новое в педагогике;
классификация
педагогических новшеств;
условия создания нового;
критерии новизны;
мера готовности нового к
его освоению и
использованию;
традиции и новаторство;
этапы создания нового в
педагогике;
творцы нового.
2
восприятие,
освоение и оценка
нового
педагогическое
сообщество;
оценка и разновидности
процессов освоения
нового;
консерваторы и новаторы
в педагогике;
инновационная среда;
готовность
педагогического
сообщества к восприятию
и оценке нового.
использование и
3 применение
нового
закономерности;
разновидности
внедрения;
использование и
применение.

Инновации, направленные на
обеспечение качества образования,
должны быть связаны с внесением
изменений:
в цели, содержание, методы и
технологии, формы организации
и систему управления;
в стили педагогической деятельности
и организацию учебнопознавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня
образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные
программы;
в деятельность педагога и
обучающегося.

Инновации в сфере образования
1
Внутрипредметные инновации, реализуемые внутри предмета, что
инновации
обусловлено спецификой его преподавания
2
Общеметодические внедрение в педагогическую практику
нетрадиционных педагогических технологий,
инновации
универсальных по своей природе
3
Административные решения, принимаемые руководителями различных уровней,
инновации
которые способствуют эффективному функционированию
всех субъектов образовательной деятельности
4
Идеологические
инновации
первооснова всех остальных инноваций, вызваны
обновлением сознания, веяниями времени

Педагогическими инновациями
могут быть педагогические идеи,
процессы, средства, методы, формы,
технологии, содержательные
программы и т. п.


по видам деятельности
педагогические,
обеспечивающие
педагогический процесс;
управленческие,
обеспечивающие
инновационное управление
образовательными
учреждениями;
по срокам действия
кратковременные;
долговременные

Классификация педагогических инноваций
по характеру изменений
радикальные, основанные на
принципиально новых идеях и
подходах;
комбинированные, основанные на
новом сочетании известных
элементов;
модифицированные, основанные на
совершенствовании и дополнении
существующих образцов и форм;
по масштабам изменений
локальные (независимые друг от
друга изменения отдельных
участков или компонентов);
модульные (взаимосвязанные
группы нескольких локальных
инноваций);
системные (полная реконструкция
системы как целого).


нововведений
1. Выявление потребности в нововведениях – разработка
критериев и измерителей состояния педагогической системы,
подлежащей реформированию.
2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя
проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка
специального инструментария.
3. Поиск образцов педагогических решений опережающего
характера, которые можно использовать для моделирования
нововведений.
4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение
актуальных педагогических проблем.
5. Проектирование инновационной модели педагогической
системы в целом или ее отдельных частей.

Этапы разработки и реализации педагогических
нововведений
6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств
решения, установление форм контроля.
7. Расчет практической значимости и эффективности.
8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику –
поиск участков для обновления или замены, моделирование
нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его
результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
9. Переосмысление и обновление профессионального словаря,
то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
10. Защита педагогической инновации от копирования
творческого метода педагога-новатора без его творческой
переработки.

Создание высокоэффективных инновационных
технологий обучения позволяет, с одной стороны,
обучающимся повысить эффективность освоения
учебного материала и, с другой стороны, педагогам
уделять больше внимания вопросам
индивидуального и личностного роста учащихся,
управлять качеством образования, обеспечивать их
творческое развитие.

Инновационная образовательная
технология повышает производительность
труда педагога.
Контроль результативности обучения
каждого учащегося и система обратной
связи позволяют обучать учащихся в
соответствии с их индивидуальными
возможностями и складом характера.
Перекладывание основной функции
обучения на средства обучения
освобождает время учителя, в результате
чего он больше внимания может уделить
вопросам индивидуального и личностного
развития учащихся.

Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Выполнили:

  • Чипчигина Наталья Геннадьевна старший воспитатель МБДОУ детский сад «Светлячок»
  • Кузнецова Елена Владимировна заместитель заведующего МБДОУ детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида г. Лянтор, Сургутского района

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность" - смыслы и содержание понятий
  • проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей
  • обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждения.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, магнитная доска
  • презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»
  • анкета (приложение) .
  • ватман, мяч, ручки, чистые листы бумаги, маркеры, аудиозаписи.

Участники: заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагоги дошкольного учреждения, учителя начальных классов СОШ №4 г. Лянтор, родители (законные представители) .

План проведения педсовета.

  1. Приветствие участников педагогического совета. Сообщение цели и задач, плана работы, повестки дня.
  2. О выполнении решений предшествующего педагогического совета.
  3. Упражнение «Представление» .
  4. Мозговой штурм «Идеальный детский сад» .
  5. Разминка «Если вы думаете» .
  6. Притча «Барин и работник» .
  7. Творческая игра .
  8. Деловая игра «Проблема на ладошке» .
  9. Рефлексия.
  10. Подведение итогов педагогического совета.
  11. Коммуникативная игра «Аплодисменты по кругу.

I. Вступительная часть

  1. Приветствие участников педагогического совета. Цели и задачи. Сообщение плана работы. О выполнении решений предшествующего педагогического совета.
  2. Упражнение «Представление» : каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать. Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру. Задача - подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления - подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: «Для … самое главное …» (представление педагога в профессии) .

II. Теоретическая, практическая часть

Ведущий: Среди многочисленных проблем дошкольного образования в новых социокультурных условиях одна из главных - проблема его качества, качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально- экономических условиях. Сегодня недостаточно наполнить головы воспитанников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работают детские сады - дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество дошкольного образования и образования, в целом. Давайте рассмотрим понятие «КАЧЕСТВО» ? Что подразумевает понятие «Качество образования» ? (ответы педагогов) .

Ведущий: Понятие качества дошкольного образования следует понимать в трех значениях:

  1. как результат, характеризующий итоги социального развития ребенка в условиях ДОУ;
  2. как процесс, отражающий организацию и осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности на этапе дошкольного детства;
  3. как воспитательно-образовательную систему, которая функционирует как подсистема в системе непрерывного образования, как первоначальная ступень.

Мозговой штурм «Идеальный детский сад глазами родителя, педагога, ребенка, администрации детского сада»

Участники делятся на три группы «обучающиеся» , «педагоги» , «родители» , «администрация детского сада» .

Первый вопрос для обсуждения: «Когда обучающемуся не интересно познавать?» , «Когда педагогу не интересно обучать, воспитывать и развивать?»

В течение 5 минут участники составляют перечень причин и представляют их для обсуждения в аудитории. Ответы записываются на интерактивной доске.

Второй вопрос для обсуждения: «Станет ли педагогу интересно обучать, воспитывать, развивать, а обучающемуся интересно познавать, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?»

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения. Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной, аудитории, технологии и озвучивают их.

Ведущий: сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Проводится разминка для снятия напряжения и усталости.

  • Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши
  • Если вы полагаете, что для взрослых боле важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами
  • Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа
  • Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой
  • Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой
  • Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза
  • Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.

Ведущий: Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога. Давайте рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Притча «Барин и работник

Работник зашел к барину и говорит:

Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

Правда, барин. Вроде сено.

А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

Не знаю.

Сходи и узнай. Пошел работник. Снова входит.

Барин! Точно, с Семеновских.

А не знаешь, сено первого или второго укоса?

Не знаю.

Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

Барин! Первого укоса!

А не знаешь, по чем?

Не знаю.

Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

Барин! По пять рублей.

А дешевле не отдают?

Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают. Барин обращается к первому работнику и говорит:

Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей? (обсуждение притчи) . Так что же такое компетенция?.

«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) , которая позволяет ставить и достигать цели. Чем компетенция отличается от компетентности?

«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте. Педагог считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, т.е. перенести компетентность на определенные ситуации в реальной жизни.

Ведущий: в среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Творческая игра «Компетентность педагогов на открытых занятиях» : В следующем этапе нашего педсовета необходимо оценить профессиональную компетентность педагогов, представляющих открытые занятия, отметить положительные и отрицательные моменты занятия. (Каждый участник записывает положительные и отрицательные моменты занятия, ведущий озвучивает) . Подведение итогов игры, обсуждение.

Деловая игра "Проблема на ладошке”

Ведущий: предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке. (Звучит музыка, ведущий держит на ладошке мяч) .

Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества, и каким образом я хотела бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие?

Участники поочерёдно держат на ладошке мяч, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение, передавая мяч по кругу.

Ведущий: Что думалось во время игры? Что вы испытывали? Подведение итогов игры. Рефлексия.

III. Заключительная часть

Подведение итогов, вынесение решения, рефлексия деятельности. Участникам предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы (приложение) в течение 5 минут.

Ведущий: Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя» . Что могут означать для нас как педагогов эти слова? (Ответы педагогов) .

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил: ставьте перед собой и перед теми, кого вы образовываете, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!» .

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» , а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного подхода. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Коммуникативная игра «Аплодисменты по кругу» Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, в итоге начинают хлопать все участники.

Используемая литература:

  1. Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования. Методическое пособие. Москва, 2009.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Москва 2005.
  3. Дик Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/Д. 2005.
  4. Микляеева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад будущего. Москва 2010.
  5. Поташник М.М. Управление качеством образования. Москва 2000.
  6. Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением. Москва 2008.
  7. Честнова Н.Ю. Новая настольная книга методиста детского сада. Ростов н/Д 2006.
  8. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Москва 2014.
  9. Журналы «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 1 (2007) , №3, №4 (2010) , №8 (2011) , №4 (2015) .





«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. «Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.








Второй вопрос для обсуждения Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики? Подберите как минимум по 3 довода, которые, по вашему мнению, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.


Требования компетентностного подхода к педагогам поиск новых форм, методов, технологий обучения; ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений; не тратить время на открытие уже известного. Владение системой технологических знаний важнейший компонент и показатель педагогического мастерства современного педагога




«Проблема на ладошке» Два условия успеха игры: Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Во-вторых, здесь не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Главное – движение мысли.








Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества»

Современные технологии

как инструмент повышения качества образования

Акулова Елена Евгеньевна,

заместитель директора по УМР

Щучье 2018

Форма проведения : семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования

Задачи

1.Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий в образовательном процессе

2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.

3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара

Ожидаемые результаты: Педагоги дополнительного образования осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования

Перечень использованной литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Ход семинара:

1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать ключи по форме. Предлагаем занять свои места по форме выбранного ключика

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будем мы с вами и современные педагогические технологии. Наше общение пройдет в форме семинара-практикума "Кто хочет стать знатоком педагогических технологий?"

2. Создание ситуации успеха:

Начнем мы с такой притчи:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам педагогам, работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий (не просто знать, а использовать их в своей практической деятельности)

3. Упражнение “Представление”

Прежде чем перейти к теоретической части семинара, я предлагаю

каждому участнику оформить в произвольной форме карточку-визитку своему соседу, где указывает его имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе.

Представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для Елены Евгеньевны самой эффективной технологией является технология….., потому что……”.

4. Вступительная часть

Эпиграф семинара

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

5. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Давайте сейчас мы с вами выясним, каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника.

Для этого мы работаем в группах

6. Практическая часть

Задание 1. Участники семинара делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения : Группа обучающиеся о твечают на вопрос "Когда обучающемуся не интересно учиться?"

Группа педагоги отвечают на вопрос " Когда педагогу не интересно учить?"

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы.

Второй вопрос для обсуждения :

Обучающиеся отвечают на вопрос " Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?

Педагоги отвечают на вопрос: "Какого педагога - коллегу вы хотите видеть рядом с собой? Отразите на ватмане сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос " Каким должен быть современный педагог?"

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы.

Задание 2 для всех групп. Перед вами "чемодан" в котором лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Задание 3

Прежде чем мы начнем говорить об инновационных технологиях, давайте определим понятие “технология”.

Что такое “технология”, техника, технологические процессы?

Насколько актуальна эта тема сейчас? Что значит Современные технологии? Что такое интерактивные технологии?

Так что же такое «технология», в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает «мастерство, искусство» и «закон науки» - это наука о мастерстве.

Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

На данный момент существует несколько определений педагогических технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата .

Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом (легко воспроизводима, устойчивость результатов). Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Она классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Методика и технология - не синонимы, хотя эти два понятия иногда отождествляют. И то, и другое представляют собой формы организации процесса.

Технология - термин, изначально использовавшийся как детальная характеристика производственного процесса. Технология - это пошаговая инструкция, рецепт с точным указанием таких параметров как количество, состав, время, последовательность и т. п.

Методика - способ выполнения "инструкции", предполагающий вариабельность и индивидуальный подход к процессу её выполнения.

Если технология "диктует", то методика "рекомендует". Технология не имеет личностного оттенка, она суха, как математическая формула.

Методика же ориентирована на определённые человеческие качества и учитывает их.

Приведу пример . Два человека, независимо друг от друга готовят блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и состав продуктов, и пропорции, и общая последовательность процесса приготовления (технология). Однако на выходе блюда имеют разный вкус и вид. Этому способствует разный подход и стиль приготовления (методика).

Мне рассказывали, что на одном и том же производстве (речь о производстве колбасных изделий) один и тот же сорт колбасы получался по-разному в зависимости от того, какой технолог был на дежурстве.

Трациционные технологии. В чём отличие от инновационной?

*нарисуйте домик (тест) – традиционное изображение, новаторство (на слайде домик, педагоги должны скопировать)

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ребёнка, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур;

централизации контроля;

ориентации на среднего.

Позиция: ребёнок - подчиненный объект обучающих воздействий.

Позиция педагога - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

индуктивной логике от частного к общему;

механической памяти;

вербальном изложении;

репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТТ характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией. В составе образовательной деятельности ребенка:

самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит взрослый;

планирование деятельности ведется извне, навязывается ребёнку вопреки его желанию;

итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а педагогом, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма)

Требования к педагогу

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок.

Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества

Технология и мастерство

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:

    понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать, принятие того педагога, чья технология осваивается, возможность «пожить» в этой технологии, пропустив её через свои эмоции, потребности и ценности; т.е. (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать?)

    учёт личностных качеств педагога

    предоставление возможности педагогу оценить результаты использования технологии и по необходимости привнести своё в оптимизацию технологии

    технологическая компетентность педагога

Задание в группах: С помощью приема «Домик», заселите жильцов в дома «Технологии личностно-ориентированное обучение» и «Технологии проблемного обучения»

    личностно – ориентированные технологии:

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Игровая технология

Коллективная система обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Портфолио обучающегося

Портфолио педагога

    технология проблемного обучения;

Технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ)

Технология исследовательского обучения

Технология проектного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающая технология и др.

Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи ребенку знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Особое место в личностно-ориентированном обучении отводится интерактивным технологиям

Коллеги , технологии интерактивного обучения – что это? Какие технологии вы знаете?

Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)

1. Работа в парах

2. Карусель

4. Работа в малых группах

5. Аквариум

6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды…) по цепочке

7. Мозговой штурм

8. Броуновское движение

9. Дерево решений

10. Ролевая (деловая) игра

11. Мастерская

12. Технология ИКТ

Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

1. «Микрофон». В рамках согласованной помощи педагог активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

2. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья были расставлены в форме большого круга. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Педагог излагает проблему, которую следует решить.. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».

3. Работа в парах.

4. Аквариум – несколько воспитанников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

5. Незаконченное предложение - первый начинает, затем по цепочке развивается сюжет.

6. Мозговой штурм.

7. Броуновское движение – движение участников по всему пространству с целью сбора информации по предложенной теме. (н/р: Найди предметы круглой формы)

8. Дерево решений – дети делятся на группы, обсуждают вопрос, делают свои рисунки, затем меняются местами и дорисовывают у соседей свои идеи.

9. Ролевая (деловая) игра.

10. Мастерская – выступление воспитанника

11. Шоу – технологии

Интересное, зрелищное действо.

Особенности:

Соревновательный характер;

Деление участников на выступающих, зрителей, жюри.

Может быть спонтанной, или заранее спланированной.

12. Технология ИКТ – интерактивная технология

Использование ИКТ – результат реализации программы «Электронная Россия»

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшеты, СМИ, компьютер, телефон, игровые приставки.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога и обучающегося.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность занятия к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация

Для его проведения требуется компьютер и проектор или телевизор, к которому можно подключить компьютер, На таком занятии информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе.

В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на СD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание педагогом презентаций к своим занятиям.

2.занятия – викторины, тесты.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня педагоги сами могут разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

3.Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Конструктор игр на сайте LearningApps.org

4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

Сейчас, уважаемые педагоги, мы проживем с вами несколько новых или забытых технологий, на практике

Образовательные технологии

1.Кластер

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Задание Я предлагаю, каждой группе составить кластер к теме ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ по мере моего рассказа, используя названия технологий и ключевые слова

2.Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления».

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на занятии любой предметной области. Использование данного метода на занятии развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Почему используется именно эта технология?

Существует традиционная связь между мышлением и шляпами.

«Я в своей шляпе», «Давайте наденем свои шляпы мышления» - расхожие фразы.

Шляпа указывает на определённую роль, которую в течение всего занятия будут выполнять дети.

Метод позволяет отстранить своё эго от мышления. И любой вопрос обсуждается более полно и объективно.

С методом «Шесть шляп мышления», если нам не нравится чьё-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под чёрной и выразить чувства под красной. Однако появляется возможность исследовать идею, используя белую, жёлтую, зелёную.

Карточка №1 Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления»

Фраза

Группа должна проанализировать предложенный план с позиции критического способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы, распределить роли - шляпы.

    Белая шляпа «За интерактивными технологиями - будущее» , включив только факты, цифры, без аргументации - ФАКТЫ

    Красная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее», включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных - ЭМОЦИИ

    Черная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше негативных черт – ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, НЕГАТИВ

    Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Подготовь предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше позитивных черт - ПОЗИТИВ

    Зеленая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше будущих инноваций - ТВОРЧЕСТВО

    Синяя шляпа - Подготовьте текст «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше интересных идей, представленных другими членами группы - ОБОБЩЕНИЕ

3. Кейс- технологии

Кейс-технология

Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Понятие кейс происходит от английского case- "обстоятельства".

Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ информации или статьи, не ответ на вопрос педагога, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Перед педагогом стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

    анализировать информацию

    сортировать ее для решения заданной задачи

    выявлять ключевые проблемы

    генерировать альтернативные пути решения и оценивать их

    выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Работа с кейсом на занятии организуется по следующему принципу:

    знакомство с ситуацией

    анализ и обсуждение решения в мини-группах

    общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;

    обобщающее выступление педагога.

Создание детского кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:

    кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть

    кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком

    необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму

    кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения

Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа

Задание В песне «Соберемся вместе – всем помашем рукой» есть слова «Всем скажем добрые слова, любому будем рады…»

    Какие прилагательные, помогут вам дать характеристику народу, о котором говорят слова песни?

    Используя словарь синонимов, подберите синонимы к слову дружелюбный.

    Опираясь на полученные знания, составьте листовку-обращение, призывая жителей нашего города быть дружелюбными.

4.Корзина идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Карточка Технология «Корзина идей»

Песня «Дружба крепкая не сломается…»

Задание: Соберите корзину идей, в которой условно будут собраны секреты настоящей дружбы.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются педагогом в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

5.Игровые технологии

Вы все знакомы и их используете в своей практике. Я хочу остановиться на игровой технологии ИГРА «ПОЧТАЛЬОН»

Карточка №5 Игровые технологии Игра «Почтальон»

Фраза «Каких народов только нет в стране великой нашей…»

Соотнесите правильно картинки и конверты, и вы узнаете от кого пришло письмо.

Прочтите пословицы в конвертах

    Дружба - богатство бесценное. казахская

    Чужому – половину, другу – всё .армянская

    Близкого друга и на золото не променяешь. Татары

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. башкиры

Что ценят люди этих национальностей?

Вывод: Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

V. Рефлексия

Предлагаю оценить сегодняшнюю работу в группах.

-Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34-бесполезно, бесперспективно, безразлично.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.

38- страшно, сложно, неинтересно, обременительно

А сейчас, используя технологию шести шляп, проведем рефлексию семинара

    Белая шляпа – рассказать, чем мы занимались сегодня на семинаре

    Красная шляпа – выразить чувства

    Зеленая шляпа – подумать, где можно применить полученные знания

    Синяя шляпа – общий вывод по семинару

    Черная шляпа – выделить недостатки

    Желтая шляпа – что было хорошего

VI. Итог семинара

- Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (
);
– карточки для игры “Последствия” (
);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (
);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

    1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

    Вступительная часть

    Теоретическая часть

    Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

    Рефлексия

    Итог семинара

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” ( )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

    Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

    Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если ( ):

    обучение носит деятельностный характер;

    идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

    создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

    применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

    происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

    педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта