Главная » Маникюр и педикюр » В каком году создание нато. Расширение Североатлантического альянса. Лидерами-держателями военных объектов считаются

В каком году создание нато. Расширение Североатлантического альянса. Лидерами-держателями военных объектов считаются

Военно-медицинская академия

Кафедра общественных наук

Курсанта: Шакшакбаева Даурена Муратовича

Группа: 3а

Тема:Краткая история создания НАТО

Руководитель-консультант: Горбенко В.И

Защита проведена:

“__”___________”2013 Оценка: ____

Санкт-Петербург 2013г

1).Введение

2) Главы:

1. Краткая история создания НАТО

2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

3)Заключение

4) Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.

Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 26 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Мальта, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. С каждым годом организация планирует расширение.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США.

Глава 1. Краткая история создания НАТО

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны.

Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва,

Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Функции и состав НАТО

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Страны-члены НАТО

В состав НАТО на 2009 год входят следующие государства:

В 1949 году в состав вошли: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия. Причем, Исландия - единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. В том же году в состав вошли Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Стоит отметить, что с июля 1966Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. В 1952 году к организации присоединились такие страны, как Греция и Турция. Однако с1974по1980Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока -Турцией. За ними последовала Германия – 1955 год. Стоит учитывать, что присоединиласьЗападная Германия.Саарвоссоединился с ФРГ в1957, с3 октября1990- объединеннаяГермания. В 1982 году в состав вошла Испания, а в 1999 – Польша, Чехия, Венгрия. В 2004 году было принято решение о вступлении в организацию Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. И только в апреле 2009 года – Албания и Хорватия.

Глава 2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

Понятие геополитических интересов.

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих направлениях с полным контролем подчинением ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав и некоторыми другими механизмами.

Геополитические интересы НАТО в XXI

Одной из основных программ НАТО конца XX века по праву можно считать программу партнерства с Украиной, принятая в 1999 году постоянным Советом НАТО.

Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

Обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;

Развитие военно-технического сотрудничества;

Обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

Содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного

Планирования и финансирования, стандартизации систем военного

Планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

Развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада, стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее национально-государственным интересам.

Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими супер структурами. В этом ее постоянная геополитическая "несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего злокозненного по отношению к Украине.

Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с "кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны.

В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России.

Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере, как это может сделать Россия.

Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент нового санитарного кордона между Россией и Европой.

Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".

Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.

Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.

Особую роль в стратегии НАТО играет Грузия. Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, ктивного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и локирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом .

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте , Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов , которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века , над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ 1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

70 лет назад, измученная Второй мировой войной Европа, встречала весну долгожданной Победы над нацизмом. Для очевидцев этих событий, которые вчера рукоплескали Красной Армии на улицах и площадях освобожденных европейских столиц, все было предельно ясно. Основной вклад в разгром фашизма внес Советский Союз, государство с иной социальной системой. Государство, которое вдруг стало ведущим игроком на международной арене.

Правящая элита США и ведущих европейских государств, всерьёз напуганная победным шествием социализма в Восточной Европе, внимательно вслушивается в речь У. Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне (штат. Миссури. США) об объявлении «холодной войны». Президент Трумэн грозит применить против СССР атомное оружие. Генерал Эйзенхауэр разработал план «Totality» -план войны с СССР.

Первым актом в холодной войне явилось создание Североатлантического альянса – NATO (англ. North Atlantic Treaty Organization). 4 апреля 1949 года двенадцать стран: США и Канада и 10 государств Европы (Бельгия, Франция, Великобритания, Исландия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Португалия, Норвегия) создали объединенные силы коллективной безопасности.

Первый генеральный секретарь альянса заявлял, что военно- политический блок был создан для того, чтобы «сдерживать проникновение русских в Западную Европу и Америку». Хотя оснований для такого заявления не было. Во-первых, И. Сталин отказался поддерживать прокоммунистические мятежи в 1948 году в Греции, во-вторых, главный идеолог перманентной революции Лев Троцкий был убит Меркадером ещё в 1940. Однако, Гарри Трумэн не доверял Москве и считал события в Греции, а также во Вьетнаме реальным наступлением коммунизма.

Вторым потрясением для Запада было создание военно-политического союза стран Восточной Европы - Варшавский Договор в 1955 году. Пакт был воспринят США как доказательство агрессивных намерений СССР. За 66 летнюю историю НАТО расширялось 6 раз и сейчас насчитывает 28 членов (в 1952 году к нему присоединились Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года - объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия). Обратите внимание, в альянс вошли государства, далеко отстоящие от Атлантического Океана вроде Турции и бывших Прибалтийских республик СССР. До сих пор рвутся под «зонтик» НАТО Грузия и Украина

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим органом является Совет НАТО, кроме этого, два раза в год собирается Комитет военного планирования, в который вошли министры обороны стран участниц блока. Численность военнослужащих по данным 2010 года составила 3,8 млн человек. Содержание такой армейской армады – дело очень дорогостоящее. Разумеется, львиная доля военных расходов приходится на Соединенные Штаты (72% или 4, 4 % ВВП), остальные участники по 1,4% ВВП своих стран. Неофициально, члены военного блока должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП. Однако это требование выполняют лишь Великобритания, Эстония и Греция. Но, такое распределение затрат дает возможность США безоговорочно доминировать в альянсе, диктовать свою политику.

Агрессивный характер военно-политического союза и его антироссийская направленность особенно проявились при развале мировой системы социализма, упразднении Варшавского Договора и развале СССР. Вместо роспуска своего «оборонительного союза» НАТО охотно приняло в свой состав большинство бывших социалистических союзников у западных границ Российской Федерации, а не очень сговорчивых(Югославия) развалила на карликовые образования, лишенные какого-либо суверенитета.

Бремя военных расходов ложиться на плечи европейских государств, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Европа все чаще и чаще вовлекается Вашингтоном в различные военные авантюры на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии и Африке. И это все на фоне растущей безработицы и бедности. Немало Европейских политиков выступают против обслуживания чужих интересов, направленных на ослабление стабильности в мире. Между тем НАТО, уже не скрывая своих намерений, движется в направлении к Третьей мировой войне, сжимая кольцо своих баз и вооружений вокруг Российской Федерации, навязывая необходимость наращивания военных расходов российской экономике, еще не окрепшей после потрясений 90х годов.

Последнее десятилетие НАТО становится открытым инструментом вмешательства США во внутренние дела суверенных государств (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия). В августе 2008 года при полной поддержке Вашингтона Грузия атаковала российских миротворцев в Южной Осетии и мирное населения Цхинвала. Однако США и руководство НАТО недооценили силы и возможности России, быстро разгромившей вооруженные грузинские формирования.

А.Ф. Расмуссен- генеральный секретарь НАТО в апреле2014 года заявил о неизбежности дополнительных расходов на оборону в связи с событиями на Украине. В НАТОвских штабах, напуганных присоединением Крыма и Севастополя к России, разрабатываются планы отражения Российской агрессии, которая якобы стремится разделить Европу на сферы влияния.

Поворот Западного мира от политики взаимного сотрудничества и коллективной безопасности к политике антироссийских санкций и конфронтации свидетельствует о том, что мы вступили в долговременную полосу противостояния с Европой и США. Это противостояние может быть преодолено только признанием за Россией права самостоятельно, в соответствии с международными нормами, без подсказки извне, отстаивать свои национальные интересы. К сожалению, и в международных отношениях признается только сила, когда другие аргументы бессильны.

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

  • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
  • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
  • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
  • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
  • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Структура:

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта