Главная » Свадьба/Замужество » В каком году появился пост президента ссср. Первый и последний президент ссср. характеристика деятельности политика

В каком году появился пост президента ссср. Первый и последний президент ссср. характеристика деятельности политика

Президент СССР - должность главы государства. В СССР введённая 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внесшим соответствующие поправки в Конституцию СССР. До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва. По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу. Первым и единственным Президентом СССР был Горбачёв Михаил Сергеевич. В первой половине 1990 года практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня 1990).

С 1992 и до настоящего времени М.С. Горбачев является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонда). Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991 года не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. В 1991 году 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ) 25 декабря 1991 Горбачев заявил о сложении с себя полномочий президента СССР.

Анализ института Президентской власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, несомненно, является одним из актуальных направлений в современных государственно-правовых исследованиях. Спектр проблем, касающихся политико-правового статуса Президента РФ, весьма широк и разнообразен. Практически он затрагивает все стороны и аспекты института президентской власти в стране: во-первых, саму её сущность, назначение, место и роль в системе других государственных органов; во-вторых, предпосылки и необходимость её учреждения; в-третьих, правовые полномочия и функции Президента РФ;

в-четвёртых, общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам на пост президента; в-пятых, общественно-политический статус; в-шестых, границы президентской власти, механизм её осуществления и многие другие. Можно с уверенностью, констатировать факт, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционно-правового статуса Президента РФ.

Однако, первоначально среди указанных проблем необходимо рассматривать причины учреждения поста Президента в Российской Федерации в начале 90-х годов.

Согласно ч.1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года - «Президент РФ является главой государства». В отечественном конституционном праве под главой государства традиционно принято понимать должностное лицо (или орган) занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и должностей, осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической деятельности и во взаимоотношениях с другими государствами.

Своим существованием в современном мире институт главы государства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии. В момент образования буржуазной государственности мышление нового господствующего класса было ограниченно историческими рамками конкретной эпохи. Это проявилось, прежде всего, в том, что буржуазия находила многие учреждения и институты феодального государства привлекательными для себя. Поэтому она заимствовала институт главы государства, который по существу являлся чисто феодальным институтом.

Вот почему вводя даже самую прогрессивную, на этом историческом отрезке времени, форму правления - республику, она сохранила, в принципе этот феодальный институт - институт главы государства.

Практика конституционного строительства современных государств свидетельствует, что глава государства может быть, как должностным лицом, так и специальным органом. В ряде стран имеет или имело место в прошлом организация института главы государства в виде высшего коллегиального органа: Федеральный Совет в Швейцарии, состоящий из 7 членов; Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей численностью до 170 членов; Государственный Совет Ассамблеи Народной Власти на Кубе из 31 члена и т.д., которые наряду с высшими органами народного представительства представляют собой высшие коллегиальные органы государственной власти. Возглавляемые, как правило, Председателем, осуществляющим самостоятельно лишь те полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально (например, принимать отзывные и верительные грамоты аккредитуемых в стране послов и иных представителей иностранных государств). При этом, место указанных Советов (Президиумов и т. п.) в системе органов государства определялось тем, что они во всей своей деятельности были подотчётны избравшим их высшими органам народного представительства.

Так, подотчётность Президиума перед Народным (Национальным) Собранием выражалось в том, что оно может заслушивать отчёт о его деятельности, в случае необходимости сменить часть членов Президиума, избрав вместо них других, или даже полностью переизбрать Президиум до истечения срока его полномочий.

В советский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства - Президиум Верховного Совета СССР, состоящий по последней Конституции СССР 1977г. из 39 членов (ст. 120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главы государства, необходимо учитывать, что всё это началось ещё в период существования СССР. Сначала, в марте 1990г., был введён пост Президента СССР, а затем - во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной государственности, поскольку советской республике, такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были органически несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти - поста президента. Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципа полновластия советов.

Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г. 14 марта 1990г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Согласно изменённой Конституции (Ст. 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССР должен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти и управления. Конституция СССР предусматривала выборы

Президента СССР гражданами, т.е. прямые выборы. Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося, как показала практика и последним) в соответствии с законом от 14 марта 1990г. произошло на Съезде народных депутатов СССР. Вскоре, после этого начался аналогичный процесс установления института президентской власти и в союзных республиках, где решения об этом принимались соответствующими Верховными Советами.

Рассматривая вопрос о назначении и причинах возникновения института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и как бы суммировало те многочисленные и порою весьма противоречивые взгляды и предложения, которые высказывались учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в стране. При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.

Во-первых, это размежевание функций партии и государства. Ранее все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звено государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структуры оказались для этого неприспособленными. Из названных обстоятельств только последнее было более или менее ясно, так как нередко надо оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделает лучше, чем коллегия. Тогда существовал пост Председателя Верховного Совета СССР, но Председатель руководил работой Верховного Совета и Съезда народных депутатов, (если шли его заседания) и выполнял функции главы государства, и в то же время часто не был самостоятельным, что связывало его возможности.

Другие факторы носили несколько неопределённый характер. Например, если функции переходили от партийных органов к государственным, то, в конце концов они могли частично перейти к парламенту, частично к правительству. Непонятно также почему именно разделением властей была обусловлена потребность в координирующем их органе. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, а не повышенные возможности одного органа по отношению к другим. В конечном счёте, можно было бы усилить функции Председателя Верховного Совета СССР или сделать его лицом, согласовывающим деятельность центральных органов.

Мировая практика свидетельствует о том, что соответствующее государство может пойти на концентрацию в руках одного лица функций и задач, которые в других странах рассредоточены. Такие задачи и функции связаны с представительством и благом государства, его граждан и общества в целом и более эффективны при осуществлении их одним человеком, нежели коллегией. Это лицо: во-первых, является символом конкретного государства, его единства, представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа, стоит выше социальных, партийных, национальных и других однолинейных интересов и тем более разногласий, координирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несёт персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность указанного положения, принимает оперативные меры и решения по обеспечению порядка и безопасности, по выполнению международных обязательств государства; в-четвёртых, стоит во главе исполнительной ветви государственного аппарата, либо над нею, направляет её деятельность; в-пятых, объявляется верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны и тем самым влияет на оборону государства и прохождение гражданами военной службы; в-шестых, осуществляет назначения на высшие должности в аппарате исполнительной власти, а не редко - и на все должности судей, то есть в данном смысле это как бы высшее должностное лицо страны, «главный государственный чиновник»; в-седьмых, является высшим защитником интересов «простого человека», решает вопросы гражданства, осуществляет награждение и помилование в отношении граждан государства, рассматривает их жалобы и т.д. Естественно, это общетеоретический взгляд, а на практике применение перечисленных положений может иметь место в их различном сочетании. Так, лицо являющееся главой государства, может быть либо монархом, либо президентом.

Монархии в большинстве случаев прошли путь от сильной власти к её резкому ослаблению и оставлению за главой государства в основном репрезентативных функций (исключения сегодня составляют лишь некоторые ближневосточные короли и шейхи). Президенты тоже могут официально стоять во главе государства, но возможности их реального участия в управлении существенно ограничены в пользу правительства. Однако существуют и такие модели, в которых наоборот, ключевой фигурой юридически являются именно Президент. Возможны также ситуации, когда он юридически ограничен, например, провозглашается контроль парламента за его деятельностью, но на практике вполне самостоятелен.

Всё это необходимо было учитывать при введении поста президента в нашей стране. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и некоторые сугубо отечественные обстоятельства. Так, например, при И.В. Сталине, а в ряде отношений и позже наша страна познала, что представляет собой личная власть, к каким негативным последствиям она ведёт. Поэтому в связи с введением поста президента сразу же возникал вопрос: не будет ли это означать реставрацию режима личной власти? В своё время чтобы предотвратить очередной культ личности, ЦК КПСС провозгласил принцип коллективного руководства. Но даже тогда власть генеральных секретарей ЦК КПСС была непререкаемой как в партии, так и в государстве. Возникал вопрос, что будет, если теперь один человек по конституции страны, то есть легитимно, получит в свои руки все нити руководства страной! Далее возникал и вопрос о том, имеется ли достаточная «ниша» для президентских дел, ведь представительские функции можно возложить на Председателя Парламента, а задачи оперативного управления страной на Председателя Правительства.

С учётом изложенного выявляются следующие причины введения поста Президента СССР в нашей стране: во-первых, демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала, что увлекающийся дискуссиями Парламент и Правительство оказались реально не в состоянии принимать оперативных решений и быстро их осуществлять, поэтому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал ежечасно за текущие дела; во-вторых, в условиях становления системы разделения властей, на данном историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и особенно Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, брали на себя огромное количество дел и присваивали чуть ли не безапелляционное право решать любые вопросы. Президентство СССР в этом случае, стало бы противовесам крайностей отечественного парламентаризма; в-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо альянса нескольких партий в Парламенте (или в его нижней палате), Президент объективно будет вынужден брать на себя функцию формирования Правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти; в-четвёртых, в процессе складывания идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального Секретаря КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничения своих полномочий, введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны; в-пятых, очевидно объективное стремление самого М.С. Горбачёва освободиться от опеки «родной партии». Так как, нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС и при этом опасаться того, что его не только свергнут с партийного олимпа, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку члены КПСС среди других народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство. Таким образом, президентство представляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также реально и в автономных республиках) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а там где они видели в коммунистической партии постоянную угрозу своей власти, как например, в РСФСР, вообще запретить её. Последнее обстоятельство является как бы отечественным, в том числе и российским, проявлением игровой тенденции к введению сильных президентских режимов, именно, там где внутригосударственные противоречия, давление различных сил, включая и сторонников лиц, пришедших к президентскому посту, побуждают соответствующие личности бороться за президентство с ощутимыми полномочиями так называемое супер президентство.

Изложенные причины введения президентства стали хорошо понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчёркивать то, что оно способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, да ещё то, что о никаком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идёт; наоборот, он контролирует деятельность Президента, может отменить указы последнего и досрочно освободить его от должности в случае нарушения им Конституции и законов СССР.

Фактически Президент СССР был изначально сильной политической фигурой, что обеспечивалось как Конституцией СССР, так и личным авторитетом М.С. Горбачёва. В дальнейшем появился ряд конституционных новелл, свидетельствовавших о последовательных попытках усилить позиции Президента СССР. Так, например, первоначально он слабо влиял на формирование Правительства и руководство им. Но уже при изменениях и дополнениях Конституции СССР 26 декабря 1990г. Было закреплено, что Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, что Правительство подчиняется Президенту, что последний формирует Кабинет Министров по согласованию с Верховным Советом СССР. Таким образом, в указанный период модель института президентской власти в стране находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять из себя Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было. Очевидно, было лишь одно: Президент нужен России - как, в прочем, и любой другой союзной республики в то время - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался не менее сложно. Первоначально Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, тогда по инициативе трети депутатов был назначен на 17 марта 1991г. Всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост был учрежден. После проведения референдума данный вопрос уже не вызвал столь оживлённые прения и политическую конфронтацию, какие имели место ранее при обсуждении всех «за» и «против» введения поста союзного Президента. По мнению Л.А. Окунькова, вероятно, большинство депутатов разделяли мнение по поводу будущего приоритета Парламента во взаимоотношениях с Президентом. Поскольку и при столь серьёзном изменении системы высших органов России главная роль по-прежнему оставалась за Съездом и Верховным Советом РСФСР. Так как, во-первых, все полномочия Президента определялись самим Парламентом; во-вторых, власть бюджета, власть денег, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировались бы Парламентом; в-третьих, Парламент оставляет за собой право отменить любой указ Президента; в-четвёртых, при этом Президент должен издавать указы только на основании Конституции и законов, то есть подзаконные нормативные акты; и в-пятых, Парламент оставляет за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за учреждение Закона «О Президенте РСФСР». По итогам референдума были приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991г. и «О вступлении в должность Президента РСФСР» от 27 июня 1991г. Законом РСФСР от 24 мая 1991г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978г., в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных изменений первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991г. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Таким образом, введение поста Президента РСФСР стало следствием тех непростых, но в целом весьма прогрессивных, демократических процессов, которые происходили и происходят в российском обществе и в его политической системе с начала 90-х годов. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций, в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента и Советы. Это, как представляется, основное, главное, но не исчерпывающее объяснение происшедших в механизме политической власти страны структурных и функциональных изменений. При этом следует учитывать, что имеется много других, неразрывно связанных с указанной - объективных и субъективных причин, которые также нуждаются в отдельном специальном рассмотрении. К ним следует отнести: во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум» власти, который возник в стране, в процессе проведения экономических и политических реформ, в результате осуществления в разных сферах жизни советского общества радикальных, но не всегда последовательных и не всегда предсказуемых по своим последствиям преобразований. Создалась ситуация, которую верно подметил ещё на Съезде народных депутатов бывший секретарь ЦК КПСС В.А. Медведев, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления, изжила себя и демонтируется. Разворачиваются процессы становления и развития новой парламентской демократической системы. Но эти процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия». Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей, чтобы видеть в институте президента, устанавливаемом в такой сложной многонациональной стране как Россия, своего рода верховного арбитра, избранного всеми народами. Президент РСФСР должен был выступать в первую очередь координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками. В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и в системе разделения властей, но и в самом обществе. В-четвертых, необходимость усиление исполнительной власти и повышения эффективности управления. Дело заключается помимо всего прочего в том, что учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счёт оперативности президентской власти нейтрализовать негативные последствия, вызываемые медлительностью в деятельности и принятии решений представительных органов, их известной инертностью, неэффективностью коллегиального руководства, особенно когда нужно было принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Нельзя недооценивать и субъективные причины. Среди них в первую очередь: во-первых, очевидную рецепцию этого поста у общесоюзного руководства, это выразилось, прежде всего в том, что российская политическая элита нашла его привлекательным для себя. Во-вторых, стремление, бывшего тогда, Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина упрочить свой статус в системе органов государственной власти, для проведения назревших общественно-политических и социально-экономических реформ. Несмотря на очевидность необходимости, в силу указанных причин, введения поста Президента РСФСР, открытым оставался серьёзный вопрос, какую именно модель президентской власти выбрать. Мировой опыт предлагал несколько вариантов. Во-первых, президент - глава государства, с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, а осуществляет лишь репрезентативные полномочия (присваивает награды и звания, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и т.д.), при этом всю серьёзную работу по управлению страной выполняет Премьер-министр. Во-вторых, президент - то же глава государства, но не для антуража, т.е. правитель страны, который сам делает, либо предопределяет всё. В-третьих, президент представляет из себя главу государства и главу исполнительной власти, т.е. одновременно и лидер страны, и руководитель государственного аппарата. Эта модель сильно ориентировала бы президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащие к другим ветвям власти. В-четвёртых, президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель ориентирует президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели могут быть различные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент официально глава правительства, формирующий его состав, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом и т.д. Естественно из-за первого варианта не имело смысла вообще затевать в России введение поста президента. Так как, речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов. Использование второй модели при учреждении поста президента было мало реальным, поскольку была сильна авторитарность этой должности, что вообще могло бы похоронить идею президентства. Ввести такую модель можно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего президента (как это было во Франции в 1958г.), но не от начала этого конституционного института. По тем же соображениям первоначально сложно использовать третью модель. Поэтому объективно оставался четвёртый вариант. Он и был отражён в нормативных актах РСФСР.

В дискуссиях по вопросу о введении поста Президента России высказывались и отрицательные доводы, в которых высказывались мысли, о том, что утверждение этого поста с сильной, почти неконтролируемой властью может создать предпосылки для возрастания авторитарных тенденций в стране, для воскрешения режима личной власти, для узурпации её одним лицом или его окружением.

14 марта 1990 года проходило внеочередное собрание народных депутатов Советского Союза. Оно проходило в Кремлевском дворце. Там все присутствующие получили бюллетени для проведения тайного голосования. За день до этого они изменили Конституцию страны. А именно, депутаты утвердили, что партия КПСС не является главенствующей. Соответственно была установлена многопартийность. Во главе страны должен стоять президент, который избирается сроком на 5 лет. Существует вероятность его повторного избрания.

Первым президентом стал Михаил Горбачев // Фото: trud.ru


На собрании депутатам необходимо было лишь поставить галочку напротив инициалов кандидата, претендовавшего на президентскую должность. Вокруг данного вопроса разгорелась жаркая дискуссия. Депутаты настолько ею увлеклись, что абсолютно выбились из запланированного времени.

Образовались две диаметрально противоположных точки зрения. Нурсултана Назарбаева, который на тот момент был действующим секретарем Центральной Партии, утверждал, что переход к президентской форме правления повлечет за собой позитивные перемены. Он считал, что именно это приведет к настоящему единству Федерации. Также звучали иные высказывания: «перестройка захлебнётся президентством».

Страна впервые столкнулась с подобным плюрализмом. Депутаты имели также разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов. Некоторые предлагали отказаться от прямых долгосрочных выборов и провести избрание прямо здесь и сейчас. Однако, основная часть отрицала такую необходимость. Они говорили, что излишняя спешка может привести к негативному исходу событий. Тем более, что на тот момент с стране была достаточно неспокойная обстановка. Она уже пережила ряд международных конфликтов. А внутри самой страны увеличивалось число агрессивных националистов. В конце концов президент все-таки был выбран и им стал Михаил Горбачев.


Депутаты имели разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов // Фото: topwar.ru

Преждевременное завершение президентского срока

Михаил Горбачев занимал свой пост не так долго. Уже спустя год его обвини в государственной измене. На него было заведено уголовное дело. Основным поводом для него стало то, что президент подписал постановление о независимости Эстонии, Латвии и Литвы. Дело вскоре закрыли, но политик все-таки был исключен из рядов партии.

В декабре 1991 года СССР официально прекратил свое существование. За этим следовало заявление об отставке Горбачева. Он передавал все свои права, в том числе и право на распоряжение ядерным оружием Борису Ельцину – следующему президенту. 25 декабря с Кремля бы убран красный флаг. Вместо него на флагшток впервые повесили символ нового государства - РСФСР.


Горбачев передал все президентские права Борису Ельцину // Фото: tvc.ru

Последующие действия первого президента

Михаил Горбачев в 1996 году попытался стать в очередной раз президентом, выдвинув свою кандидатуру. Однако ему удалось набрать всего 0,51% голосов. Спустя 4 года он создал собственную социал-демократическую партию. К сожалению, она в 2007 году была распущена по приказу Верховного суда. Когда Путин впервые взял на себя бразды правления, то опытный политик поддержал его кандидатуру. Но год спустя он был несколько разочарован в избирательной системе России:

С нашими выборами не всё в порядке, и наша избирательная система нуждается в серьёзной корректировке.

Награды

Михаил Сергеевич Горбачев является единственным политиком, который за свою жизнь насобирал огромнейшее количество наград и званий. При этом их ему выдавали не только в родной стране, но и за рубежом. Так, например, за укрепление мира между народами ему был вручен орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Кто был президентом СССР и Российской Федерации. СправкаСюжет:Выборы президента РФ: законодательство, справки, биографии (10)18:0529.02.2008(обновлено: 12:25 08.06.2008) 068035305 За годы существования института президентства на территории СССР и Российской Федерации в стране было три главы государства - Михаил Горбачев (первый и единственный президент СССР), Борис Ельцин и Владимир Путин.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд.

Третий внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал 15 марта 1990 года Михаила Горбачева президентом Советского союза. Этому событию предшествовали три дня активной работы и бурных обсуждений. Депутаты не без сопротивления приняли сразу две революционные поправки в конституцию: ввели пост президента и упразднили знаменитую 6-ю статью - о руководящей и направляющей роли КПСС.

Зачем

Тема возможного введения поста президента появилась в прессе в декабре 1989-го, но лишь на уровне дискуссий.

В январе 1990 года Михаил Горбачев оказался совершенно раздавлен проблемами в экономике и выступлениями оппозиции в Литве и Азербайджане. Было ощущение, что если бы не политбюро, то можно было бы действовать смелее и решительнее, искать и применять новые подходы. "Архитектор перестройки" и секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев поддержал Горбачева и предложил в ближайшее время собрать съезд народных депутатов и организовать выборы президента. Горбачев согласился.

Идея была озвучена на сессии Верховного Совета в середине февраля и спровоцировала шквал критики. Официальное объяснение "в целях улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не убеждало, ведь у генсека и так было достаточно власти.

Со временем историки пришли к выводу, что причиной было желание Горбачева ослабить свою зависимость от ЦК КПСС, который мог в любое время отправить его в отставку, как поступил с Хрущевым.

Депутаты попротестовали, но тем не менее 27 февраля проголосовали за созыв внеочередного съезда народных депутатов.

Срочные непрямые выборы

Съезд открылся 12 марта. Некоторые депутаты приветствовали новые поправки: к примеру, Нурсултан Назарбаев увидел в президентской власти "важный залог единства нашей федерации". Другие протестовали, предупреждали, что перестройка захлебнется президентством. Сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев убеждал коллег: "Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента - есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения".

Тем не менее конституционная поправка, которая вводила пост президента, была принята. Она предусматривала избрание на этот пост гражданина СССР в возрасте от 35 до 65 лет процедурой прямого голосования. Но для первого раза решили сделать исключение и избрать первого президента прямо на съезде.

© Sputnik / Леонид Палладин

Михаил Сергеевич Горбачев в президиуме внеочередного III Съезда народных депутатов СССР

14 марта состоялось выдвижение кандидатов. Помимо Горбачева звучали фамилии премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но они взяли самоотвод. Тайное голосование началось уже вечером и заметно затянулось. Его результаты стали известны лишь на следующее утро.

На съезде присутствовали две тысячи депутатов. За Горбачева проголосовали 1329 человек, то есть более 59%.

После оглашения результатов первый президент СССР вышел на трибуну и присягнул на верность народам, пообещал следовать конституции, гарантировать права и свободы.

Просчитался

Президентский пост и относительная независимость от ЦК не стали спасением, а наоборот, обострили ситуацию. Все ждали от Горбачева решительных шагов: консерваторы, что он, наконец, наведет порядок, либералы, что теперь начнутся настоящие реформы. А шагов не было. Пришло разочарование, причем повсеместное. Рейтинг Горбачева стал стремительно падать.

В 1990 году продолжился парад суверенитетов. Бывшие советские республики одна за другой принимали декларации о независимости. В итоге уже через год встал вопрос о новом формате взаимоотношений союзных и республиканских властей. Начались длительные и очень эмоциональные консультации.

Потом были августовский путч и социальные проблемы. Все это еще больше ослабило позиции президента.

© Sputnik / Федосеев

Защитники Белого дома в августе 1991 года

"Страна оказалась в очередях. На глазах разрушалось управление, нормальное функционирование государства. Но я и после Беловежского соглашения выступал против развала Союза, говорил, что не могут три человека закрыть целое государство, одним своим решением избавиться от него", - сказал через пять лет после путча Горбачев.

25 декабря 1991 года Горбачев вынужден был подать в отставку в связи с фактическим отсутствием страны, президентом которой он являлся. Пост президента СССР просуществовал 660 дней.

Введение поста президента СССР было результатом серьёзных изменений в политической системе. Избрание М.С. Горбачева сначала председателем Верховного совета СССР, а затем президентом СССР делало реформаторов все более независимыми от структур КПСС, сводило роль коммунистической партии к положению одной из партий страны. Увязанное с отменой статьи конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, решение о введении поста президента привело к дальнейшему сдвигу власти из структур КПСС в сторону государственных структур. Принятие закона оформило процесс превращения Советского Союза в плюралистичное многопартийное государство.

12–15 марта прошел III внеочередной съезд народных депутатов СССР. Он стал историческим в двух отношениях – 13 марта отменил отжившую статью 6, констатировав конец коммунистического режима, ввел институт президентства и 15 марта избрал Горбачева президентом СССР.

Оппозиция опасалась, что введение президентства приведёт к усилению авторитаризма. Выступая от имени Межрегиональной депутатской группы (МДГ), Ю. Афанасьев заявил, что мы «решительно выступаем против избрания на съезде президента». Однако, если пост будет введён, оппозиция хотела прямых выборов, прямого столкновения Горбачева и Ельцина в масштабах всей страны. Подъем гражданских движений в феврале и благоприятные для демократов итоги выборов в органы власти РСФСР давал надежду, что можно одержать решающую победу над КПСС. По этой же причине Горбачев не склонен был рисковать, выставляя свою кандидатуру на прямые выборы.

В 1990 г. исход возможных прямых выборов президента СССР был неясен. Значительная часть избирателей жила в привыкшей к послушанию Средней Азии.

Закон вводил выборы президента Съездом народных депутатов, где Горбачев всё ещё имел большинство. Отказ Горбачева от прямых выборов стал еще одним шагом к снижению его авторитета. Предвыборный марафон означал бы затягивание политической неопределённости и откладывание экономической реформы. Однако, даже получив президентские полномочия, Горбачев так и не сумел провести рыночные реформы, о которых говорил.

Горбачев доверил А. Яковлеву обоснование того, почему Президента должен выбирать съезд, а не население. Яковлев разъяснял: «Идея всенародного голосования звучит очень привлекательно. Да она и верная, эта идея». Но в сложившихся условиях у президента исчезнет противовес в условиях «эйфористической» демократии. Очевидно, что «речь идёт об избрании Президентом страны конкретного лидера – Михаила Сергеевича Горбачёва». Зачем деньги на выборы тратить?

МДГ выдвинула ряд условий введения поста президента - заключение союзного договора, формирование полномочного Верховного совета, избрание президента после заключения союзного договора прямым голосованием, многопартийные прямые выборы парламента, выход президента из партии, развитие гражданских свобод. Этот план сводился к последовательности: сначала перезаключение союзного государства, затем - полномасштабная конституционная реформа, затем – выборы президента. Стремясь заручиться поддержкой Прибалтики, либералы активно поддерживали идею перезаключения союзного договора.

Горбачев проигнорировал эти предложения. Они несли прямую угрозу его власти.

Несмотря на дальнейшую радикализацию оппозиции, Горбачев был готов умиротворять и ее. В ответ на критику института президентства как авторитарного, были введены такие ограничители, как процедура импичмента. Съезд получал право отменять президентские указы. Важной уступкой оппозиции стало изменение статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую роль КПСС». В реальности уже в 1988-1989 гг. в СССР образовалось множество партий. Блок «Демократическая Россия» добился успехов на выборах в РСФСР в феврале-марте 1990 г. Хотя партии не имели формальных прав, с монополией КПСС на власть фактически было покончено. В этих условиях статья 6 была анахронизмом и распространённым объектом критики в адрес КПСС, которая цепляется за власть, используя эту статью.

Другое требование либеральной оппозиции - разрешение частной собственности – не было удовлетворено. Однако была принята двусмысленная формулировка, которая открывала возможность для создания частных предприятий: «В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается».

На III съезде Горбачев лишний раз убедился, что опасно оставаться в зависимости не только от Политбюро и ЦК, но и от съезда. Председатель Верховного совета. Горбачеву приходилось отбивать атаки с двух сторон – и от межрегионалов, и от группы «Союз». Выступая от ее имени, председатель комитета Верховного совета по вопросам экономической реформы Ю. Блохин обратился «ко всем людям страны, стоящим на советских позициях» и предложил выборы на альтернативной основе: кандидаты В. Бакатин, М. Горбачёв и Н. Рыжков.

Поправка к Конституции о том, что президент не может занимать руководящий пост в партии, набрала 1303 голоса «за», при 64 воздержавшихся. Против проголосовало только 607 депутатов. Блок демократов и державников в этом вопросе стал реальностью, коммунисты были готовы избавиться от Генсека Горбачёва, раз уж он лишал их реальной власти. Поправка не прошла только из-за отсутствия кворума.

Наиболее резко в качестве оппонента Горбачева выступил бывший лидер шахтерского движения, а ныне лидер кузнецких коммунистов Т. Авалиани. Он начал с исторического экскурса. В течение 600 лет в составе России объединялись народы, которые искали «покровительства Руси». А сейчас – «обратный результат». «Во время застоя государство шло вперёд». Экономический кризис углубляется «потому, что товарищ Горбачёв сначала «выпускал» одних экономистов с их теориями, и государство поворачивалось каким-то образом к этим теориям, потом другие выходили, и происходил новый поворот». Горбачёв раскалывает народ, предлагая снизу давить на бюрократов. И это говорил тот самый Авалиани, который ещё недавно возглавлял «давление снизу» в Кузбассе.

Несмотря на эту резкую критику, на съезде не нашлось другой авторитетной фигуры, которая могла бы быть выставлена в качестве кандидата на пост президента СССР.

15 марта съезд избрал М. Горбачёва Президентом СССР сроком на 5 лет. «За» проголосовали 1329 депутатов, или 50,2% списочного состава, «против» – 459. Председателем Верховного совета СССР был избран бывший заместитель Горбачева на этом посту А. И. Лукьянов.

Теперь Горбачев мог действовать самостоятельно и от партноменклатуры, и от избирателей, проводя свой курс. Но обратной стороной самостоятельности стал отрыв от социально-политических структур и саботаж решений Горбачева как чиновниками, так и населением.

Введение президентства фактически завершило передачу власти «фигурально выражаясь – со Старой площади в Кремль», – пишет сам Горбачев. Теперь Политбюро не могло указывать Горбачеву, как поступать. При президенте возникло сразу два новых «политбюро»: Совет Федерации из представителей союзных республик и Президентский совет из тех, с кем хотелось советоваться и кто был широко известен в качестве аналитика или идеолога. Правда, заботясь о собственном имидже, члены совета все чаще говорили не то, что хочет Горбачев, а то, что хотят те или иные общественные силы. Это не была команда единомышленников, а лишь канал обратной связи с либеральными элитами. Вскоре Горбачев заменил президентский совет более функциональным Советом безопасности – полным аналогом Политбюро, то есть советом высших должностных лиц. Только теперь это были не товарищи и коллеги первого лица, а его прямые подчиненные. Им по должности не следовало спорить с Президентом, они редко возражали ему, но, как показал ГКЧП 1991 г., это не значит, что соглашались с Горбачевым.

Как президент, Горбачев в 1990 г. получал все новые и новые полномочия, но его власть становилась все более иллюзорной. Бессилие президента СССР было обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, в условиях сдвига власти Горбачев на какое-то время был обречен оказаться без инструмента эффективной политики – партаппарат уже не работал, новые структуры даже в кадровом отношении должны были еще сформироваться. Новая вертикаль власти была парализована многочисленными противоречиями номенклатурных элит, не связанных ни идеей, ни дисциплиной. Старые государственные структуры переориентировались на региональные элиты и политические группировки. Во-вторых, в условиях революции Горбачев потерял инициативу, он уступал давлению, не выдвигая более популярных идей. В-третьих, сочетая внешнеполитические задачи, где Горбачев был пацифистом и демократом, с внутриполитическими, где концентрировал все большую формальную власть, президент был вынужден маневрировать, избегая перехода к репрессиям в масштабе СССР. Впоследствии Горбачев утверждал, что стремился «продвигать реформы не путём насилия..., а путём консенсуса. На худой конец,... компромисса». Альтернативный такому маневрированию в ситуации 1990 г. могло быть только подавление оппонентов путём массовых репрессий. Это вело бы к насильственной конфронтации с неопределенным исходом. В конкретных условиях 1990 г. Горбачев не мог наказать, не мог увлечь идеями, а мог только заинтересовать. Значит, следовало раздавать контроль над ресурсами формирующимся новым элитам. А это, в свою очередь, снижало потенциал центральной власти несмотря на все ее формальные полномочия.

Несмотря на сдвиг власти, став президентом, Горбачев оставил за собой и пост Генерального секретаря. Ему часто потом задавали вопрос: почему он не порвал с КПСС? Горбачев в ответ морализировал: «было бы не порядочно, не честно, даже, если хотите, преступно перебежать в другой лагерь». Но в критический для КПСС момент августа 1991 г. Горбачева не остановили эти соображения, и он ушел с поста, вместо того, чтобы защищать партию от разгрома. В 1990 г. Горбачев оставил за собой руководство партией, которая воспринималась им не как инструмент, а как препятствие на пути реформ. Он оставил за собой пост Генерального секретаря, чтобы партийное руководство не возглавил кто-то из консерваторов, и партия не консолидировалась бы на консервативной платформе. Горбачев сознательно парализовал КПСС, и это было разумно с точки зрения тактики. Но платой за эту политическую линию стала невозможность создания «партии Горбачева», которая могла бы открыто и последовательно отстаивать его линию реформ. Саботируя трансформацию КПСС в антиреформистскую партию, Горбачев не мог выделить из нее ядро своих искренних союзников, соединить их с активом неформалов-социалистов и таким образом создать массовое движение за демократический социализм. Президент не решился на создание собственной политической опоры, опасаясь потерять позицию лидера нации и партии. В итоге он оказался в политической изоляции уже в 1991 г.

ЗАКОН
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.
Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных и автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии – авангарда всего народа».

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.
Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.
Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни»;
«Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.
Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.
В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.
Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.
Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.
Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.

Статья 13. Государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно - территориальных единиц (коммунальная собственность)»;
«Статья 51. Граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач».

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:
Глава 15.1. Президент СССР
Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.
Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.
Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.
Порядок выборов Президента СССР определяется Законом СССР.
Президент СССР не может быть народным депутатом.
Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

Статья 127.2. При вступлении в должность Президент СССР приносит присягу на заседании Съезда народных депутатов СССР.
Статья 127.3. Президент СССР:
1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;
2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;
3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;
4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;
5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;
6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;
7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;
8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;
9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;
11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;
12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;
13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;
14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;
15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.
В случаях, указанных в части первой данного пункта, может вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.
Режим чрезвычайного положения, а также президентского правления устанавливается законом;
16) в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 Конституции СССР, Президент СССР рассматривает спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент может внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.
Статья 127.4. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства; представляет Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях; координирует деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.
Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально - государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов.
В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР и председатели палат.
Статья 127.5. При Президенте СССР действует Президентский Совет СССР, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.
Члены Президентского Совета СССР назначаются Президентом СССР. Председатель Совета Министров СССР входит в состав Президентского Совета СССР по должности.
В заседаниях Президентского Совета СССР вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР.
Статья 127.6. Президент СССР проводит совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.
Статья 127.7. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.
Статья 127.8. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.
Статья 127.9. Президент СССР может передавать исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктами 11 и 12 статьи 127.3, Председателю Верховного Совета СССР и Председателю Совета Министров СССР, а обязанностей, предусмотренных пунктом 13 статьи 127.3, - Председателю Верховного Совета СССР.
Статья 127.10. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно - к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок».

4. В связи с дополнением Конституции СССР главой 15.1 «Президент СССР» внести изменения и дополнения в следующие статьи Конституции СССР:
1) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:
«Союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР».
2) В статье 108:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР»;
пункты 7 и 8 исключить;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР»;
пункты 9, 10, 11, 12, 13 считать соответственно пунктами 7, 8, 9, 10, 11;
из части четвертой исключить слова «Постановления Съезда народных депутатов СССР об отзыве Председателя Верховного Совета СССР или его Первого заместителя принимаются большинством голосов не менее двух третей от общего числа народных депутатов СССР».
3) Части четвертую и пятую статьи 110 изложить в следующей редакции:
«Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР».
4) Части первую и седьмую статьи 111 изложить в следующей редакции:
«Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР»;
«Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей».
5) Части первую и вторую статьи 112 изложить в следующей редакции:
«Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.
Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР».
6) В статье 113:
пункт 2 изложить в виде пунктов 2 и 3 в следующей редакции:
«2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;
3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР»;
пункт 3 исключить;
пункты 7, 13, 14 и 18 изложить в следующей редакции:
«7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений»;
«13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности»;
«18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР».
7) Статью 114 изложить в следующей редакции:
«Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР».
8) Статью 117 изложить в следующей редакции:
«Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании».
9) Статью 118 изложить в следующей редакции:
«Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.
Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.
Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР».
10) Статью 119 исключить.
Статью 120 считать статьей 119 и изложить ее в следующей редакции:
«Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.
Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.
Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам – распоряжения».
11) Статью 121 исключить.
Статьи 122 и 123 считать соответственно статьями 120 и 121.
12) Статью 124 считать статьей 122 и изложить ее в виде двух статей в следующей редакции:
«Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.
Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.
Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР».
13) Статьи 125, 126 и 127 считать соответственно статьями 124, 125 и 126.
14) В статье 124:
пункты 2, 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:
«2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.
По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;
3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;
4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;
5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор».
15) Части первую и вторую статьи 125 изложить в следующей редакции:
«Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.
Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР».
16) Части третью и четвертую статьи 130 изложить в следующей редакции:
«Совет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР и регулярно информирует Президента СССР о своей деятельности.
Верховный Совет СССР может по собственной инициативе или по предложению Президента СССР выразить недоверие Правительству СССР, что влечет его отставку. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Верховного Совета СССР».
17) В статье 131:
часть первую изложить в следующей редакции:
«Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Президента СССР»;
пункты 3 и 4 части второй изложить в следующей редакции:
«3) осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов страны, охране собственности и общественного порядка;
4) принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности»;
пункт 5 исключить;
пункты 6 и 7 считать соответственно пунктами 5 и 6, изложив их в следующей редакции:
«5) осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно - технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;
6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР».
18) Статью 133 изложить в следующей редакции:
«Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, указов Президента СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР».
19) Часть четвертую статьи 135 изложить в следующей редакции:
«Министерства и государственные комитеты СССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, указов Президента СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; организуют и проверяют их исполнение».
20) Части первую и пятую статьи 152 изложить в следующей редакции:
«Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, за исключением судей военных трибуналов»;
«Судьи военных трибуналов назначаются Президентом СССР, а народные заседатели избираются собраниями военнослужащих открытым голосованием».
21) Статью 171 изложить в следующей редакции:
«Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Верховным Советом СССР».

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.
Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.
2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.
Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:
«Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР».

IV. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.

Председатель
Верховного Совета СССР
М. ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
14 марта 1990 года
N 1360-1

Внеочередной III съезд народных депутатов СССР. Бюллетень № 1-3. М., 1990.

Воротников В.И. А было это так… М., 1995.

Горбачёв М. Жизнь и реформы. М., 1996.

Кьеза Д. Переход к демократии. М., 1993.

Медведев Р. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец советской империи. М., 2010.

Шубин А. Парадоксы Перестройки: неиспользованный шанс СССР. М., 2005.

Brown A. Gorbachev factor. Oxford, 1996.

Какие три слова в п.2. закона означали серьёзное изменение политической системы СССР?

Закон положил начало этому изменению или вводил в рамки закона уже состоявшееся изменение? Почему?

Какое требование либерального крыла оппозиции не было удовлетворено в новой формулировке статей 10-13 Конституции?

Какие полномочия получал Президент СССР? В какой степени он мог ими воспользоваться?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта