Главная » Красота » Международные стандарты мэк. Стандарты мэк. Вопросы верификации данных

Международные стандарты мэк. Стандарты мэк. Вопросы верификации данных

)

Международная электротехническая комиссия (МЭК) была основана в 1906 году в результате решения Международного электротехнического конгресса в Сант Луисе (США, 1904 год), т.е. задолго до образования ИСО, и является одной из старейших и наиболее авторитетных неправительственных научно-технических организаций. Основателем и первым президентом МЭК был известный английский физик лорд Кельвин (Уильям Томсон). МЭК объединяет более 60 экономически развитых и развивающихся стран.

Основная цель МЭК, определенная его Уставом, – содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, включая электронику, магнетизм и электромагнетизм, электроакустику, мультисредства, удаленную связь, производство и распределение энергии, а также связанных общих дисциплин типа терминологии и символов, электромагнитной совместимости, измерений, безопасности и защиты окружающей среды.

Основные задачи деятельности МЭК это:

  • эффективно отвечать требованиям мирового рынка;
  • гарантировать первенство и максимальное использование своих стандартов и схем соответствия по всему миру;
  • оценивать и улучшать качество изделий и услуг через разработку новых стандартов;
  • создавать условия для взаимодействия комплексных систем;
  • способствовать росту эффективности промышленных процессов;
  • вносить вклад в деятельность по совершенствованию здоровья человека и безопасности;
  • вносить вклад в деятельность по защите окружающей среды.

Для реализации основных задач МЭК издает международные стандарты – публикации. Национальные и региональные организации призваны использовать публикации в своих работах по стандартизации, что в значительной мере улучшает эффективность и развитие мировой торговли. МЭК – один из органов, признанных Всемирной торговой организацией (WTO – World Trade Organization), чьи нормативные документы используются как основа для национальных и региональных стандартов с целью преодоления технических барьеров в торговле. Стандарты МЭК представляют собой ядро Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам.

В МЭК реализуются две формы активного участия в работах по международной стандартизации. Это – действительные члены – национальные комитеты, имеющие полное право голоса, и – партнеры – национальные комитеты стран с ограниченными ресурсами, имеющие ограниченное право голоса. Ассоциированные члены имеют статус обозревателя и могут участвовать на всех встречах МЭК. Они не имеют право голоса. На 1 июля 2001 года действительными членами МЭК являлись национальные комитеты 51 страны, партнерами – национальные комитеты 4 стран, статус ассоциированных членов имели 9 стран. СССР участвовал в работе МЭК с 1921 года, его правопреемником стала Российская Федерация, которую представляет Госстандарт России. С 1974 по 1976 год президентом МЭК избирался представитель СССР – профессор В.И. Попков. Премии лорда Кельвина, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие стандартизации в области электротехники, в 1997 году был удостоен В.Н.Отрохов – представитель Госстандарта России.

Высший руководящий орган МЭК – Совет, который является Генеральной ассамблеей национальных комитетов стран-участников. В управлении работой МЭК участвуют исполнительные и консультативные органы, а также руководители высшего звена – Президент, помощник Президента, вице-президенты, казначей и Генеральный секретарь.

Совет определяет политику МЭК и долгосрочные стратегические и финансовые задачи. Совет – законодательный орган, собирающийся один раз в год. Исполнительным органом, управляющим всей работой МЭК, является Правление Совета. Оно готовит документы для встреч Совета; рассматривает предложения Комитета действий и Правления органа по оценке соответствия; при необходимости основывает консультативные органы и назначает их председателей и членов. Правление Совета собирается на свои заседания по крайней мере три раза в год.

В распоряжении Правления Совета находятся четыре консультативных комитета управления:

  • Президентский консультативный комитет по будущим технологиям, в его задачи входит информировать Президента МЭК о новых технологиях, которые требуют предварительных или немедленных работ по стандартизации;
  • Комитет маркетинга;
  • Комитет коммерческой политики;
  • Комитет финансов.

Функции управления разработкой стандартов, включая создание и роспуск технических комитетов, связи с другими международными организациями возложены на Комитет действий.

Комитет действий координирует работу:

  • Правлений трех секторов: по оборудованию подстанций с высоким напряжением, промышленных систем автоматизации и инфраструктур систем удаленной связи;
  • 200 технических комитетов и подкомитетов, 700 рабочих групп;
  • четырех технических консультативных комитетов: по электронике и удаленной связи (ACET – Advisory Committee on Electronics and Telecommunications), безопасности (ACOS – Advisory Committee on Safety), электромагнитной совместимости (ACEC – Advisory Committee on Electromagnetic Compatibility), по аспектам окружающей среды (ACEA – Advisory Committee on Environmental Aspects), в задачу которых входит координировать работы по включению необходимых требований в стандарты МЭК.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-участников и поступлений от продажи публикуемых документов.

Основная деятельность МЭК заключается в развитии и издании международных стандартов и технических отчетов. Международные стандарты в области электротехники служат основой для национальной стандартизации и как рекомендации при составлении международных предложений и контрактов. Публикации МЭК двуязычны (на английском и французском языке). Национальный комитет Российской Федерации готовит рускоязычные издания. Официальными языками МЭК являются английский, французский и русский.

МЭК признает необходимость развития международных стандартов, основанных на рыночном спросе в свете быстрой смены технологий и сокращающихся циклов жизни изделия. МЭК сокращает время разработки стандартов при поддержании их качества.

За разработку стандартов в различных областях деятельности МЭК отвечают технические комитеты (ТК), в которых принимают участие национальные комитеты, заинтересованные в работе того, или иного ТК. Если технический комитет находит, что спектр его работы слишком широк, организуются подкомитеты (ПК) с более узкой тематикой действий. Например, ТК 36 " Изоляторы " , ПК 36В " Изоляторы для воздушной сети " , ПК 36С " Изоляторы для подстанций " .

МЭК – ключевая организация в подготовке международных стандартов по информационным технологиям. В этой области работает объединенный технический комитет по информационным технологиям – СТК1 (JTC 1), сформированный в 1987 году в соответствии с соглашением между МЭК и ИСО. СТК1 имеет 17 подкомитетов, чья работа охватывает все разработки от программного обеспечения до языков

программирования, компьютерной графики и обработки изображения, взаимосвязи оборудования и методов безопасности.

Подготовка новых стандартов МЭК основывается на нескольких стадиях.

На предварительной стадии (IEC - PAS – publicly available specification) определяется необходимость в разработке нового стандарта, ее продолжительность не более двух месяцев.

Стадия предложения. Предложения о новой разработке осуществляются представителями промышленности через национальные комитеты. На изучение предложений в технических комитетах отводится не более трех месяцев. Если результат положителен и минимум 25 процентов участников комитета обязуются активно участвовать в работе, это предложение включается в программу работы технического комитета.

Подготовительная стадия заключается в разработке рабочего проекта стандарта (WD – working draft) в пределах рабочей группы.

На стадии технического комитета документ предоставляется национальным комитетам для комментариев как проект технического комитета (CD – committee draft).

Стадия запроса. Перед принятием к стадии одобрения двухязычный проект технического комитета для голосования (CDV – committee draft for vote) предоставляется всем национальным комитетам для утверждения. Продолжительность этой стадии не более пяти месяцев. Это последняя стадия, на которой могут быть учтены технические комментарии. CDV одобрен, если за него проголосовало более двух третей членов технического комитета и количество отрицательных голосов не превышает 25 процентов. Если запланировано, что документ станет технической спецификацией, а не международным стандартом, пересмотренная версия посылается в центральный офис для издания. Для выработки заключительного проекта международного стандарта (FDIS – final draft international standard) отводится четыре месяца. Если CDV одобрен всеми членами технического комитета, он направляется в центральный офис для публикации без стадии FDIS.

Стадия одобрения. Заключительный проект международного стандарта направляется на двухмесячный период в национальные комитеты для утверждения. FDIS одобрен, если за него проголосовало более двух третей национальных комитетов и количество отрицательных голосов не превышает 25 процентов. Если документ не одобрен, он отправляется для пересмотра в технические комитеты и подкомитеты.

На международных стандартах МЭК основаны многосторонние схемы оценки соответствия, которые сокращают торговые барьеры, вызванные различными критериями сертификации изделий в различных странах; снижают затраты на испытание оборудования на национальном уровне при сохранении соответствующего уровня безопасности; сокращают время продвижения изделий на рынок. Оценка соответствия МЭК и схемы сертификации изделий призваны подтвердить, что изделие соответствует критериям международных стандартов, в том числе стандартам серии ИСО 9000. Правление органа по оценке соответствия МЭК координирует работу:

  • Системы оценки качества электронных компонентов (IECQ – IEC Quality assessment system for electronic components);
  • Системы проверки соответствия и сертификации электрического оборудования (IECEE – IEC System for conformity testing and sertification of electrical equipment);
  • Схемы сертификации электрического оборудования для взрывоопасных сред (IECEx – IEC Scheme for Certification to Standards for safety of electrical equipment for explosive atmospheres).

МЭК сотрудничает со многими международными организациями. Наибольшее значение имеет сотрудничество МЭК с ИСО.

С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями в 1976 году заключено соглашение, направленное как на разграничение сферы деятельности, так и на координацию этой деятельности. Многие документы приняты совместно ИСО и МЭК, в том числе Руководство ИСО/МЭК 51 "Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов". В этом руководстве рассматриваются вопросы, связанные с учетом требований безопасности в разрабатываемых международных стандартах.

Созданный Совместный технический консультативный комитет ИСО/МЭК направляет в Техническое руководящее бюро ИСО и Комитет действий МЭК предложения по устранению дублирования в деятельности обеих организаций и разрешению спорных вопросов.

В перспективе деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться. На первом этапе – это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК.

На втором этапе – возможное слияние, поскольку большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами – национальными организациями по стандартизации.

ИСО, МЭК и МСЭ, сферы деятельности которых в области стандартизации дополняют друг друга, образуют целостную систему добровольных международных технических соглашений. Эти соглашения, публикуемые в виде МС или рекомендаций, призваны помочь в обеспечении совместимости технологий во всем мире. Их внедрение может придать дополнительный вес как крупному, так и мелкому бизнесу во всех секторах экономической деятельности, в частности, в области развития торговли. Международные соглашения, разрабатываемые в рамках ИСО, МЭК и МСЭ, способствуют торговле без границ.

7.4. Деятельность Секретариата по международной стандартизации Госстандарта России, www . gost . ru

Согласно Правилам по стандартизации " Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации " (ПР 50.1.008-95) Госстандарт России является национальным органом по стандартизации и представляет Российскую Федерацию в международных, региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации, в том числе в:

  • Международной организации по стандартизации (ИСО);
  • Международной электротехнической комиссии (МЭК);
  • Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН) (в Рабочей группе ЕЭК ООН по политике в области стандартизации);
  • СЕН и СЕНЕЛЕК в соответствии с Соглашением ИСО с СЕН и МЭК с СЕНЕЛЕК .

Госстандарт России организует проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации в соответствии с Уставом и Правилами Процедуры вышеуказанных организаций, а также с учетом основополагающих государственных стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации.

Основными задачами международного и регионального научно-технического сотрудничества в области стандартизации являются:

  • гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными и региональными системами стандартизации;
  • совершенствование фонда отечественной нормативной документации по стандартизации на основе применения международных и региональных стандартов и иных международных документов по стандартизации;
  • содействию повышения качества отечественной продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке и устранение технических барьеров в торговле;
  • защита экономических интересов России при разработке международных и региональных стандартов;
  • содействие взаимному признанию результатов сертификации продукции и услуг на международном и региональном уровнях.

Госстандарт России осуществляет деятельность по международной и региональной стандартизации (далее – международная стандартизация) в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российскими ТК по стандартизации, субъектами хозяйственной деятельности, научными, научно-техническими и другими общественными объединениями.

Организационно-техническую работу по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляет Национальный Секретариат по международной стандартизации Госстандарта России (далее – Национальный Секретариат).

Ведение Национального Секретариата осуществляет подразделение Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИСтандарт) Госстандарта России по международному сотрудничеству в области стандартизации.

Основными задачами Национального Секретариата являются:

  • организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по международной стандартизации в Российской Федерации;
  • учет и контроль за своевременным и качественным выполнением обязательств Российской Федерации в технических органах международных организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации;
  • обеспечение представителей Российской Федерации в международных организациях информацией о результатах деятельности руководящих и технических органов, международных организаций и о мероприятиях, проводимых Российской Федерацией по линии международных организаций по стандартизации;
  • осуществление мероприятий по совершенствованию форм и методов деятельности представителей Российской федерации в технических отделах международных организаций;
  • участие в подготовке и проведении заседаний, семинаров и совещаний представителей Российской Федерации в технических органах международных организаций;
  • пропаганда идей и достижений международной стандартизации в Российской Федерации.

Непосредственную работу по подготовке документов по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляют российские ТК по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, научные, научно-технические и другие общественные объединения.

Организации, являющиеся исполнителями работ по международной стандартизации в Российской Федерации (далее - организации-исполнители), участвуют в разработке проектов международных стандартов, формировании и представлении позиции Российской Федерации в технических органах международных организаций в соответствии с Директивами по технической работе ИСО/МЭК, а также Правилами по стандартизации РФ.

Организации-исполнители в технических органах международных организаций проводят следующую работу:

  • подготавливают и через Госстандарт России (Национальный Секретариат) направляют в технические органы международных организаций предложения по разработке новых стандартов, пересмотру и внесению изменений в действующие международные стандарты;
  • принимают участие в подготовке проектов международных стандартов;
  • ведут по поручению Госстандарта России секретариаты технических органов ИСО и МЭК, закрепленных за Российской Федерацией;
  • формируют и подготавливают технические задания и другие документы для делегаций Российской Федерации на заседания технических органов ИСО и МЭК и согласовывают их с Госстандартом России (Минстроем России);
  • организуют проведение заседаний технических органов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН в Российской Федерации;
  • подготавливают предложения по применению в Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих ссылки на другие международные стандарты.

Организации-исполнители ведут работы на предварительных стадиях разработки международных стандартов (стадии 1, 2, 3 "Директив по технической работе ИСО/МЭК") непосредственно в российских ТК по стандартизации, которые могут по разрешению Госстандарта России осуществлять переписку по этим вопросам самостоятельно.

В случае, если Госстандарт России является ведущим разработчиком проекта международного стандарта, российский ТК по стандартизации назначает руководителя разработки проекта и информирует об этом Госстандарт России. Руководитель разработки проекта организует и несет ответственность за подготовку, согласование и своевременное направление проекта международного стандарта в технические органы международных организаций.

Организации-исполнители, ответственные за подготовку заключения по проекту международного стандарта, при его получении (на английском и/или французском языках) должны:

  • организовать перевод проекта международного стандарта на русский язык и направить его на заключение заинтересованным организациям;
  • обеспечить ответственное хранение контрольного экземпляра перевода проекта международного стандарта с целью его использования на последних этапах работы;
  • организовать рассмотрение проекта международного стандарта в порядке, установленном для проектов государственных стандартов Российской Федерации по ГОСТ Р 1.2;
  • подготовить проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

Окончательную позицию Госстандарта России по техническому содержанию проекта международного стандарта организации-исполнители формируют на стадии 3 "проект комитета" "Директив по технической работе ИСО/МЭК".

Для голосования по проекту международного стандарта, поступившему из центрального органа международной организации после его рассмотрения в порядке, установленном для рассмотрения окончательной редакции проекта ГОСТ Р, организация-исполнитель направляет в Госстандарт России следующие документы:

  • перевод проекта международного стандарта на русский язык;
  • проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

В сопроводительном письме должны быть указаны результаты рассмотрения проекта международного стандарта на заседании ТК или технических совещаний предприятия (организации), предложения по применению международного стандарта в Российской Федерации, информация о наличии или отсутствии аналогичного российского стандарта или другого нормативного документа.

Госстандарт России рассматривает документы и принимает окончательное решение о голосовании по проекту международного стандарта. Бюллетень голосования по проекту международного стандарта, оформленный в соответствии с "Директивами по технической работе ИСО/МЭК", направляется в центральный орган соответствующей международной организации.

Госстандарт России после получения из центрального органа международной организации официально изданного международного стандарта осуществляет:

  • публикацию информации об официально изданных международных стандартах в ежемесячном информационном указателе "Государственные стандарты" (ИУС);
  • уточнение перевода международного стандарта на русский язык;
  • публикацию информации о выполненных переводах;
  • передачу оригинала поступившего международного стандарта в Федеральный фонд стандартов Госстандарта России;
  • обеспечение опубликования переводов официально изданного международной организацией международного стандарта на русском языке и его направление в центральный орган международных организаций.

Распространение официально изданного международной организацией международного стандарта в Российской федерации осуществляет Госстандарт России.

Применение международного стандарта в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5.

В 1881 г. состоялся первый Международный конгресс по электричеству, а в 1904 г. правительственными делегациями конгресса было решено создать специальную организацию по стандартизации в этой области. Как Международная электротехническая комиссия она начала работать в

Советский Союз являлся членом МЭК с 1922 г. Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандартом РФ. Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский.

Основными объектами стандартизации являются: материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производствен­ного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология.

Организационная структура МЭК представлена на рис. 1.6. Высшим руководящим органом МЭК является Совет. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направления и консультативные группы: АКОС - консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.; АСЕТ - консультативный комитет по вопросам электроники и связи занимается, так же, как и АКОС, вопросами электробезопасности; КГЭМС – координационная группа по электромагнитной совместимости; КГИТ - координационная группа по технике информации; рабочая групп по координации размеров.



Рис. 1.6. Организационная структура МЭК ]


Группы могут быть постоянно действующими или создаваться по необходимости.

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабаты-вающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это тех-нические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам.

Самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), так как является совместным комитетом участвующих в нем заинтересованных международных организаций (создан в 1934 г.).

Стандартизация измерения радиопомех, излучаемых от электрической и электронной аппаратуры, имеет большое значение в связи с тем, что почти во всех развитых странах на уровне законодательств регламентируются допустимые уровни радиопомех и методы их измерения. Поэтому любая аппаратура, которая может излучать радиопомехи, до пуска в эксплуатацию подвергается обязательным испытаниям на соответствие международным стандартам СИСПР.

Так как СИСПР является комитетом МЭК, то в его работе принимают участие все национальные комитеты, а также ряд заинтересованных международных организаций. В качестве наблюдателей в работе СИСПР принимают участие Международный консультативный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации. Высшим органом СИСПР является Пленарная ассамблея, собираемая раз в 3 года.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) является основной международной организацией по стандартизации в области электрических, электронных технологий и всех связанных с этой областью технологий, включая разработку и производство датчиков температуры. МЭК была основана в Лондоне в 1906 г. Первым президентом МЭК был знаменитый британский ученый лорд Келвин. В ее состав входят представители 82 стран (60 стран - полноправные члены, 22 страны - ассоциированные члены). Россия, Украина и Белоруссия являются полноправными членами МЭК. Представители НК РФ входят в состав многих технических комитетов и рабочих групп МЭК. Стандарты по температурным датчиках разрабатываются в основном в рамках ТК 65В/РГ5 (SC 65B - Measurement and control devices, WG5 - Temperature sensors and instruments). На базе НК РФ МЭК создана Российская группа экспертов по температуре (РГЭ), задачей которой является активное участие в разработке стандартов МЭК по температуре. Подробности - в разделе РГЭ . Вся информация о действующих и вновь разрабатываемых стандартах МЭК получена с портала МЭК: www.iec.ch

Действующие стандарты:

Об участии Российских специалистов в разработке стандартов МЭК - в разделе

МЭК-61850 - это основной протокол передачи данных в системах автоматизации электроподстанций (устройства релейной защиты, анализаторы качества электроэнергии и другие устройства). В качестве интерфейсом используются сети Ethernet.

Протокол содержит следующие подпротоколы:

    MMS - передача текущих значений по протоколу TCP/IP.

    GOOSE - инициативная передача устройством широковещательной посылки с сообщениями.

    Передача файлов - получение из прибора различных файлов (например осциллограмм).

OPC-сервер IEC61850 MasterOPC Server разработки компании ИнСАТ предназначен для работы с любым оборудованием, поддерживающим обмен данными по протоколу, описанному в стандарте МЭК-61850. Сервер реализован в виде плагина для .

IEC61850 MasterOPC Server лицензируется по количеству опрашиваемых переменных (точек ввода/вывода) со следующими градациями - 32, 500, 2500, безлимитная. Версия на 32 точки распространяется бесплатно.

Преимущества OPC- сервера IEC61850

К основным преимуществам OPC- сервера относят высокую производительность, простоту установки и использования. Он сводит к минимуму разрывы соединений и аварийные отказы. Это гарантирует стабильное функционирование и бесперебойный сбор сведений. Чаще всего программу приобретают для автоматизации и диспетчеризации высоковольтных подстанций.

Основные характеристики IEC61850 OPC сервера:

  • поддержка стандартов OPC DA, OPC HDA, OPC UA;
  • связь с устройствами по Ethernet;
  • мониторинг значений переменных;
  • удаленный доступ к серверу через DCOM;
  • подключение одновременно к нескольким устройствам;
  • работа одновременно с несколькими клиентами;
  • экспорт и импорт тегов и устройств;
  • архивирование тегов с передачей архивов по OPC HDA.

Основные функции IEC61850 OPC сервера:

    Опрос текущих значений в режиме "клиент-сервер" по протоколу MMS;

    Получение событий от устройства по протоколу GOOSE;

    Поддержка встроенных и динамических наборов данных (REPORT) для ускорения опроса;

    Формирование OPC признаков качества и метки на основе получаемых от прибора атрибутов $q и $t;

    Считывание файлов из устройства, включая считывание осциллограмм. Для обработки осциллограмм в MasterSCADA разработан специальный бесплатный ;

    Поддержка резервирования каналов связи (до 4 каналов);

    Встроенная утилита импорта тегов из устройства.

Поддерживаемые операционные системы:

  • Windows 7;
  • Windows Server 2008R2;
  • Windows 8, Windows 8.1;
  • Windows Server 2012;
  • Windows 10.

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО , МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО .

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция , Германия , Италия, Бельгия и др.).

Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет - высший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК - Комитет действий. Кроме главной своей задачи - координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

В подчинении Комитета действий работают консультативные группы, которые Комитет вправе создавать, если возникает необходимость координации по конкретным проблемам деятельности ТК. Так, две консультативные группы разделили между собой разработку норм безопасности: Консультативный комитет по. вопросам электробезопасности (АКОС) координирует действия около 20 ТК и ПК по электробытовым приборам, радиоэлектронной аппаратуре, высоковольтному оборудованию и др., а Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ) занимается другими объектами стандартизации. Кроме того, Комитет действий счел целесообразным для более эффективной координации работы по созданию международных стандартов организовать Координационную группу по электромагнитной совместимости (КГЭМС), Координационную группу по технике информации (КГИТ) и Рабочую группу по координации размеров (рис. 11.2).

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична ИСО : это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция , США, Германия , Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывает огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

Основные объекты стандартизации МЭК:

Материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики , медь , алюминий , их сплавы , магнитные материалы);

Электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);

Электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

Изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

Электронное оборудование бытового и производственного назначения;

Электроинструменты;

Оборудование для спутников связи;

Терминология.

МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия - сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО .

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО /МЭК 51 "Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов". В нем отмечается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стандартов во многих различных формах, на разных уровнях, во всех областях техники и для абсолютного большинства изделий. Сущность понятия "безопасность" трактуется как обеспечение равновесия между предотвращением опасности нанесения физического ущерба и другими требованиями, которым должна удовлетворять продукция. При этом следует учитывать, что абсолютной безопасности практически не существует, поэтому даже находясь на самом высоком уровне безопасности, продукция может быть лишь относительно безопасной.

При производстве продукции принятие решений, связанных с обеспечением безопасности, основывается обычно на расчетах рисков и оценке степени безопасности. Оценка риска (или установление вероятности причинения вреда) базируется на накопленных эмпирических данных и научных исследованиях. Оценка степени безопасности сопряжена с вероятным уровнем риска, и нормы безопасности почти всегда устанавливаются на государственном уровне (в ЕС - посредством Директив и технических регламентов; в РФ - пока обязательными требованиями государственных стандартов). Обычно на сами нормы безопасности влияет уровень социально-экономического развития и образованности общества. Риски зависят от качества проекта и производственного процесса, а также, в не меньшей степени, от условий использования (потребления) продукта.

Базируясь на такой концепции безопасности, ИСО и МЭК полагают, что обеспечению безопасности будет способствовать применение международных стандартов, в которых установлены требования безопасности. Это может быть стандарт, относящийся исключительно к области безопасности либо содержащий требования безопасности наряду с другими техническими требованиями. При подготовке стандартов безопасности выявляют как характеристики объекта стандартизации, которые могут оказать негативное воздействие на человека, окружающую среду , так и методы установления безопасности по каждой характеристике продукта. Но главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасностей. В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожароопасность, взрывоопасность , химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.).

Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО . В среднем над стандартом работают 3-4 года, и нередко он отстает от темпов обновления продукции и появления на рынке новых товаров. С целью сокращения сроков в МЭК практикуется издание принятого по короткой процедуре Технического ориентирующего документа (ТОД), содержащего лишь идею будущего стандарта. Он действует не более трех лет и после публикации созданного на его основе стандарта аннулируется.

Применяется также ускоренная процедура разработки, касающаяся, в частности, сокращения цикла голосования, и, что более действенно - расширения переоформления в международные стандарты МЭК нормативных документов, принятых другими международными организациями, либо национальных стандартов стран-членов. Ускорению работы по созданию стандарта содействуют и технические средства: автоматизированная система контроля за ходом работы, информационная система "Телетекст", организованная на базе Центрального бюро. Пользователем этой системы стали более 10 национальных комитетов.

В составе МЭК несколько особый статус имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами. Допустимые уровни таких помех являются объектами прямого технического законодательства практически всех развитых стран. Сертификация подобных приборов проводится на соответствие стандартам СИСПР.

В СИСПР участвуют не только национальные комитеты, но и международные организации: Европейский Союз радиовещания, Международная организация радио и телевидения, Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии, Международная конференция по большим электротехническим системам, Международный Союз железных дорог, Международный союз общественного транспорта, Международный союз по электротермии. В качестве наблюдателей в работе комитета участвуют Международный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации. СИСПР разрабатывает как нормативные, так и информационные международные документы:

международные стандарты технических требований, которые регламентируют методики измерения радиопомех и содержат рекомендации по применению измерительной аппаратуры;

доклады, в которых представляются результаты научных исследований по проблемам СИСПР.

Наибольшее практическое применение имеют международные стандарты, в которых установлены технические требования и предельные уровни радиопомех для различных источников: автотранспортных средств, прогулочных судов , двигателей внутреннего сгорания, люминесцентных ламп, телевизоров и т.п.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта