Главная » Маникюр и педикюр » Месопотамия. Цивилизации древнего двуречья

Месопотамия. Цивилизации древнего двуречья

Сегодня речь пойдет о древнейшей цивилизации на нашей планете - Шумерской, появившейся в Междуречье или Месопотамии (по-гречески это как раз и есть Междуречье). Таким образом, наша сегодняшняя тема: Месопотамия (Междуречье)



Тигр и Евфрат дали жизнь очень похожей и одновременно непохожей на цивилизации Междуречья. Сходство здесь идет от климатических условий. Земля Месопотамии похожа на оазис, расположенный, как и в случае Египта, в пустыне. Посмотрим на карту.

Северо-восточная часть страны - горы Армении и Тандурека, распадающиеся на несколько параллельных горных цепей, которые отделяют Междуречье от высокого Иранского нагорья. Высота этих гор - 3-4 тыс. метров (самая высокая вершина Ку-и-Дена достигает 5200 м), и стоят они сплошной стеной, постепенно снижающейся к юго-востоку. Эта стена перехватывает все влажные западные ветра, которые становятся снегом в горах Армении, а летом извергаются вниз Тигром и Евфратом. Тигр и Евфрат несут с собой множество наносной земли, которая оседает как только реки вырываются на равнину. Почти вся южная часть вавилонской долины сложена именно этой землей, и ее плодородие тоже легендарно, так же как и нильский ил.

Но земледелие - непростая задача и тут. Во-первых, так же как и у Нила, разлив здесь - сезонное явление. Во-вторых, самую плодородную часть - устье рек - нужно защищать от постоянного заброса соленых вод Персидского залива. Если заброс все же произошел, то места, где осталась горько-соленая вода, надо немедленно осушать, в противном случае это станет не только источником заболеваний, но и солончаком, не пригодным к земледелию. Никогда не пригодным. Земли, потерянные во времена шумеров, остаются потерянными вплоть до нашего времени.

Для нормального земледелия здесь требовалась и требуется грамотная ирригация местности. Дело это тут весьма непростое, поскольку стоит чуть увеличить подачу воды, как она просачивается под землю и смешивается с солеными грунтовыми водами. Интересно, что в самых древних легендах о сотворении мира, есть легенда о том, как Тиамат смешала свои соленые воды с пресными водами Апсу, от чего родился мир.

Так вот, если воды смешивались, то они выносились на поверхность полей, и мы снова получали злостный солончак, где не только пшеница, но и сорняки просто не растут никогда. При недостатке же полива поля выгорали. Но эти трудности - как все мы знаем - были преодолены и даже с избытком: Шумерская цивилизация была первой цивилизацией, построившей искусственные судоходные каналы и начавшей торговать с соседними государствами. Некоторые из этих каналов до сих пор сохранились вблизи современной Джохи (или древней Уммы).

Племя древнейшего Шумера пришло и взялось за обработку этой земли 6 тыс. лет назад, и по сей день оно представляет загадку для всех археологов своим происхождением. Дело в том, что большинство языков Земли произошли от единого индоевропейского языка. Конечно, есть исключения, их не так уж мало, например, в Африке, однако и те племена имеют некий известный или хотя бы подозреваемый источник. А вот язык древнего Шумера не похож ни на какой другой. Иногда кажется, что это племя спустилось с неба, настолько странной культурой оно обладало. Даже внешность древних шумеров была весьма странной для этих мест: ровный овал лица, большие глаза были так не похожи на обычный облик семитских племен, что спутать их нельзя. И именно эта цивилизация первой на Земле подарила нам письменность.

Так же, как и в , первые оседлые люди селились повыше от реки, которая разливалась самым загадочным и неожиданным, казалось бы, образом. К тому же Евфрат постоянно менял русло, и спокойный сегодня участок мог завтра оказаться залитым водой. Урожай в ту пору снимался только с открытых участков суши (т.е. там, где ничего не росло, что требовало тщательного выпалывания или выпиливания). Шумеры начали освоение земель, где рос только тростник, и получили сразу два прекрасных материала - глину и собственно тростник. Металла, руд, деревьев в регионе не было, поэтому как жилье, так и стены крепостей, пришлось строить из кирпичей.

Так же, как для Египта священным растением оказался папирус, так же для Междуречья и Шумера благодатной оказалась сама земля. Для того чтобы писать, нужен материал, который отображал бы разное давление от "ручки", т.е. пишущего инструмента. Таким материалом в Шумере оказалась мягкая глина Междуречья, которая легко после обжигалась, а после смешивания с асфальтом становилась твердой, как камень. В результате шумерские таблички сохранились в течение 6 тысячелетий и по-прежнему вполне читабельно выглядят.

Шумеры акклиматизировали под местные условия ячмень, рожь и пшеницу. Генетики предполагают, что родина этих растений - Средиземноморье, но, кажется, шумерские племена пришли из других мест. Выдающийся генетик Н.И.Вавилов доказал, что дикая пшеница, растущая на берегах Аравийского полуострова, никак не может быть предком наших обычных твердых и мягких сортов пшеницы. Твердые сорта происходят из Эфиопии, а мягкие - из предгорий Гиндукуша. Это вроде бы, позволяет предположить, что шумеры принесли некоторые злаковые с собой из других земель. Правда, повторю, никто не знает, из каких.

В завершении нашего визита в Месопотамию я выскажу еще одну гипотезу. Дело в том, что для выплавки бронзы нужно олово. В Месопотамии олова нет. Но его нет и у соседей. Ни в Анатолии (Турции), ни на Аравийском полуострове, ни на Синае. Олово есть на Кавказе, но залегает оно там на глубине не меньше километра и никогда в то время не добывалось. И в Иране тоже нет олова. Страбон – древнегреческий путешественник – давно предположил, что олово привозилось из Афганистана, но и там олова нет и никогда не было. Огромные запасы олова – собственно, его мировой источник – находятся в Индонезии, там где расположены государства Бирма, Малайзия, Таиланд… Или на юге Британских островов. Или же в Уральских горах. Но чтобы попасть туда морем или сушей, шумеры должны были огибать Африку или пересекать караванами леса еще дикой Европы (и все равно как-то преодолевать пролив Ла-Манш в конце), или не менее дикой Азии, что кажется невероятным. А вот в Бирму попасть можно было.

Посмотрите еще раз на карту региона. Бирма – тоже довольно древняя страна, и легко можно предположить существование цивилизации в устье реки Иравади. Добычу олова даже открытым способом можно вести совсем близко от устья. Можно предположить, хотя это не более чем мои личные домыслы, связь поселений на реке Иравади с поселениями на древнем Инде или Ганге. А вот дальше от Инда до Тигра с Евфратом можно добраться через Персидский залив и по берегу Индийского океана, что кажется мне намного более вероятным, чем доставка, скажем, из Англии. Впрочем, олово добывали и на Урале, а Великий Шелковый путь был известен задолго до того, как по нему прошел легендарный Марко Поло... Так что следы олова ведут, скорее всего, на восток.

К тому же, есть еще один факт, говорящий в мою пользу. Под конец правления Шумера случилось так, что племена хеттов, живших в Древней Анатолии, оказались отрезанными от торговых путей на восток дикими хурритскими племенами. И цивилизация хеттов попала в жесточайший кризис. Бронзы больше не было. Нигде. И пришлось хеттам всю свою дальнейшую историю вести почти непрерывные захватнические войны в тех местах с единственной целью - держать путь на восток открытым.
Если мои слова про Анатолию вызвали у вас лихорадочные попытки вспомнить, что это за зверь и почему я его привожу в пример, то скажу, что именно там находились богатейшие залежи медных, золотых и серебряных руд во всей Малой Азии. И Анатолия была всемерно заинтересована, чтобы бронзу те же Ассирия и Вавилония плавили не сами, а закупали у них. Поэтому и все, что было связано с поставками олова, интересовало их в первую очередь. Ну, а сама Древняя Анатолия - это Турция.

Главная проблема в моем предположении та, что никто не видел древнейшей цивилизации в Бирме или на Урале (настолько древнейшей – до 6-7 тыс. лет), и никто не знает о связи поселений на Инде и Евфрате с Тигром… хотя по части последнего уже можно сказать пару слов. Дело в том, что в древних городах Индской цивилизации, которые сейчас называются Мохенджо-Даро и Хараппа (есть еще несколько более мелких), найдены таблички с шумерской клинописью, а в Ираке - хараппские гирьки для весов. Значит, связь все же была.

На Урале есть некоторые намеки на подобные события, однако они не являются официальными, наконец, с Бирмой вообще все сложно из-за всепоглощающих джунглей.

И вся моя гипотеза легко бы опровергалась отсутствием данных, если бы не необходимость привезти откуда-то олово, которого нигде в округе не было.


Существует список из того, что шумеры сделали первыми на Земле, и он весьма внушителен. Открытие колеса, гончарного круга, бронзы, цветного стекла, создание древнейших календарей, библиотечных каталогов и рецептурного справочника принадлежит шумерам. Они первые составили правовые кодексы и придумали арифметику. Они впервые вычислили продолжительность года и площадь геометрических фигур. Они первыми создали профессиональную армию. Они создали первые в мире художественные книги.

После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, - Вавилония и Ассирия. Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом. С этого момента тяжело отследить одно государство от другого, но в основном это Ассирия, которая в какой-то момент (во времена правления царя Асархаддона в 680-700 гг. до н.э.) захватывает все окрестные страны, включая Египет, и удержание этих стран становится главной проблемой ассирийских царей. Проблема была острой и неразрешимой: они не смогли удержать захваченное, и уже через 50 лет освободился. Тем временем власть в стране пришла к царю Ашшурбанапалу, который сделает великое дело для всей нашей цивилизации - он создаст величайшую библиотеку древности, куда в частности скопирует и Энуму Элиш, и эпос о Гильгамеше... И именно оттуда мы получим большинство древнейших текстов тех времен.


Элена Элк

Тема 2. Государства Древнего Востока.

Междуречье: рождение цивилизации

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией. В переводе с древнегреческого языка слово "Месопотамия” значит "Земля между реками” или "Междуречье”. Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом.

Природно-климатические условия – Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало и деревьев.

Основные занятия – Земледелие, скотоводство, Ремесло. Осушение болот. Строительство каналов.

Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство . Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы , а затем цари . Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

Своих руководителей шумеры называли – «нубанда».

« Машки » - сборщики налогов.

« Дуггур » - казначеи.

«Галл – уку » - воначальники.

Дамкар » - руководители торговли.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур , Урук , Лагаш ( 3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел свою казну , находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

Что такое государство. На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад .

Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Культура Шумера

Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков. Позже, изображение было упрощенно. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.

Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажных глиняных табличках, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью.

Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Самым известным памятником письменной литературы является «Сказание о Гильгамеше».

Знания шумеров. Открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы умели составлять лунный календарь, деля год на 12 месяцев, а месяц на 29-30 дней, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми.

Наследники Шумера, древний Аккад (2109 г. до н.э. – конец 21 века до н.э.) . Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.

В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.

Правитель Аккада Шаруккин (Саргон) Древний – «настоящий правитель», правитель всех четырёх сторон света». Первый правитель в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек. Совершил поход на запад до Серебряных гор на Сирии.

Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего Нарамсине (24 век до н.э.) правил единолично и расширил территорию.

Правление III династии Ура. Царь Шульги проводил в жизнь планы завоевания других земель. Его почитали как живого бога.

Царь Древнего Вавилона Хаммурапи. Расцвет Вавилонского царства (18 в до н.э.). В начале 2 тысячелетия до н. э . Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон (удобное географическое положение: через него проходили караванные и речные пути Передней Азии).

Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас первый известный человечеству свод законов, который вошёл в историю как законы Хаммурапи. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.

Законы Хаммурапи начертаны на каменном столбе, который был установлен в храме солнца в Вавилоне. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.

Как было устроено общество Древнего Вавилона. Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли.

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией , а его неограниченный правитель деспотом . Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке.

Подданные царя. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

Город Вавилон. Долгое время земли Вавилона подчинялись Ассирии. В VII в. до н.э. Вавилон получил независимость и вновь достиг небывалого расцвета. Это произошло в 604-562 г. до н.э. Наследник престола стал царем Навуходоносором. Вавилон превратился в центр международной торговли, он поражал современников своим великолепием.

Самым великолепным храмом Вавилона был "Дом основания неба и земли". Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

Храм - Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку . В святилище находились его статуя и золотой трон бога. Перед статуей совершались жертвоприношения, происходили религиозные церемонии. По мнению археологов, зиккурат мог достигать высоты 90 м. На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы.

К зиккурату вела широкая улица - дорога процессий, украшенная великолепными воротами богини Иштар.

Висячие сады. Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нем были созданы знаменитые висячие сады. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений.

Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света, наряду с египетскими пирамидами.

Падение Вавилона. Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись.

В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

Боги и храмы Древней Месопотамии. Главным зданием любого города-государства в Древней Месопотамии был храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.

Иштар (Венера) - имя богини плодородия и любви в Древней Месопотамии.

Син - имя бога луны и ночи в Древней Месопотамии.

Шамаш - имя бога Солнца и справедливости в древней Месопотамии.

Эа - имя бога воды и мудрости в Древней Месопотамии.

Энки - владыка земли и повелитель пресных вод.

Энлиль – имя бога ветра и воздуха.

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей.

Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Основным занятием жрецов было служение богам.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

1.Месопотамия – это….

А) территория между Тигром и Евфратом В) территория между Индом и Гангом С) территория Малой Азии D ) территория по реке Нил Е) территория между Тигром и Гангом

2.Правители городов-государств в Двуречье?

А) дуггур В) Патеси С) дамкар D ) Машки Е) галл-уку

3. Кто расширил территории Аккадского государства?

А)Шаруккин В) Шульга С) Ур-Нанше D ) Нарамсин Е) Ур

4.В каком году гутеи завоевали Аккадское государство?

А) 2200г до н.э В) 2000г до н.э. С) 2100 г до н.э. D ) 2109 г до н.э. Е) 1500 г до н.э.

5. В каком веке 3 династия Ура потеряла власть и Аккадское государство распалось на мелкие государства?

А) 19 в до н.э. В) 20 в до н.э. С) 21 в до н.э. D ) 22 в до н.э. Е) 25 в до н.э.

6.По законам Хаммурапи, что полагалось за членовредительство?

А) тюрьма В) смертная казнь С) штраф D ) членовредительство в ответ своему обидчику Е) трудовые работы

7.Самые величественные ворота в Вавилоне, сделанные из меди и украшенные изображениями животных?

А) Иштар В) Мардука В) Баб-илу С) Вавилонские D ) Мистические

8.Великое литературное произведение Двуречья?

А) Вавилонское столпотворение В) сады Семирамиды С) законы Хаммурапи D ) Поэма о Гильгамеше Е) нет такого произведения

9.Как называется письмо Двуречья?

А) иероглифы В) клинопись С) петроглифы D ) пиктография Е) буквенное письмо

10. Вера человека в сверхъестественные силы добра и зла

А) магия В) тотемизм С) поклонение D ) религия Е) анемизм

2. Творческие задания.

А) О какой стране идет речь?

"…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что до плодов Деметры, то земля приносит их в изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед” (Двуречье)

Б) Какую информацию о жизни в Двуречье дают археологические данные?

Во время исследования захоронений в шумерском городе Уре были найдены: медные наконечники копий, вазы из глины, алебастра, наконечники стрел из кремня, золотые кубки и кинжалы; украшения (диадемы, пояса, ожерелья) из серебра, золота, лазурита и сердолика; арфы, украшенные золотом, сердоликом и перламутром; колесницы, серебряные модели лодок; изображения быков, кости ослов и волов; пластинки с изображением сцен охоты.

В) О каком царе рассказывает данный внизу текст? Прочти его, в конце текста вместо многоточия впиши имя этого царя.

Это был самый могущественный царь Вавилона, и он вошёл в число самых известных властелинов древнего мира. Победив своих противников, он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро – Аккадского царства в одно Вавилонское царство ………………………….. (Хаммурапи).

Ваза из Урука. III тысячелетие до н. э.

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Месопотамия - междуречье Тигра и Евфрата.


Реконструкция рисунка вазы из Урука. Изображение сцены жертвоприношения.

Именно такой порог на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия. До того в Междуречье уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие - просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки цивилизации, кроме одного - письменности.


Цилиндрическая печать и оттиск. Урук. Месопотамия. 4100-3000 гг. до н. э.

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий

сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов, писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент - тонкая палочка - выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков.

Сама традиция такого письма получила название «клинопись».

Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»...


Портрет немецкого учёного Георга Гротефенда.

Клинописная табличка. Шумер. 2095-2047 гг. до н. э.

Всё усложнилось, когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-цгумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости от того, кому предназначался текст - шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности - ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII - первой половине XIX в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог. Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775- 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792 - 1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон, одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом. Однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи...

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знаний удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом, у них появился ключ к письменности древней Месопотамии. Это произошло около 1850 г.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом . Да ещё какое преимущество! Раскопки одного-единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной».

Портрет английского учёного Генри Роулинса.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население - уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации - древнеперсидской.

Гипсовая статуэтка молящейся женщины из Ура. 2500 г. до н. э.

Статуэтка молящегося мужчины. Алебастр. Теллох. 2400 г. до н. э.

Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Географическое положение. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли. См. также ИРАК.

Археологические памятники. Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Но систематические широкомасштабные исследования с тщательными измерениями и описаниями сохранившихся фрагментов памятников приходятся на начало 19 в.; в частности, такие работы были предприняты английским путешественником и политиком Клодисом Джеймсом Ричем. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов.

Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от Мосула, были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок в 1842 на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы – Ниневию и Калаха (современный Нимруд).

Раскопки вызвали рост интереса к археологии Месопотамии и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Многочисленные трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях.

Первый успех в расшифровке аккадской системы письма – самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, – вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне (1899–1917) и Вальтера Андре в Ашшуре (1903–1914). Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы – в Ниппуре.

В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода – англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре (совместно с Пенсильванским университетом). После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.
Этнические группы. Месопотамия с глубокой древности должна была привлекать как временных, так и постоянных поселенцев – с гор на северо-востоке и севере, из степей на западе и юге, с моря на юго-востоке.

До появления письменности ок. 3000 до н.э. об этнической карте района судить трудно, хотя археология дает многочисленные свидетельства того, что вся Месопотамия, включая аллювиальную долину юга, была заселена задолго до того, как возникла письменность. Свидетельства о более ранних культурных этапах являются отрывочными, а и их доказательность по мере погружения в древность становится все более сомнительной. Археологические находки не позволяют определить их принадлежность той или иной этнической группе. Костные останки, скульптурные или живописные изображения не могут служить надежными источниками идентификации населения Месопотамии в дописьменную эпоху.

Мы знаем, что в историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.

Другим семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи. В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.

Арамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

Среди наиболее известных народов, игравших важную роль в древней истории Месопотамии, самыми древними и в то же время постоянными соседями шумеров были эламитяне. Они обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии. Однако маловероятно, что они смогли проникнуть далеко в Междуречье, поскольку признаки их обитания не обнаружены даже в Центральной Месопотамии.

Касситы – следующая важная этническая группа, выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию. Сохранившиеся следы касситского языка слишком скудны для того, чтобы его можно было отнести к какой-либо языковой семье.

Важную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине. Первоначально эта этническая группа, вероятно, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Из центральной части Верхней Месопотамии хурриты в глубокой древности легко могли проникнуть в соседние области долины. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

Далее к западу проживали различные анатолийские этносы; некоторые из них, такие как хатты, вероятно, были автохтонным населением, другие, в частности лувийцы и хетты, представляли собой остатки миграционной волны индоевропейцев. См. также АККАДСКИЙ ЯЗЫК; АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК; ШУМЕРЫ.

Доисторические культуры. Наиболее важная особенность сведений о доисторической Месопотамии и окружающих ее землях заключается в том, что они основываются на непрерывной последовательности свидетельств, которые, слой за слоем, приводят к началу письменной истории. Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. На смену периоду охоты и собирательства пришло регулярное производство продуктов питания. На смену временным поселениям, особенно в плодородных долинах, пришли долговременные поселения, в которых их обитатели жили поколениями. Такие поселения, которые можно раскапывать слой за слоем, позволяют реконструировать динамику развития в доисторическое время и шаг за шагом проследить прогресс в области материальной культуры.

Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука – пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой.

На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Искусство производства глиняной посуды достигло высокого уровня развития по разнообразию форм, качеству обжига сосудов, тщательности отделки и изощренности многоцветного орнамента. Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, – от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука.

К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура – обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. Все это были провозвестники начала новой исторической эпохи.

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них – названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова «плотник» и «стул», употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений – кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других – восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Исторический период. Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.
Эпоха преобладания шумеров. В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе.

Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии.

Династия Аккада. Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало «законный царь». Чтобы порвать с прошлым, Саргон перенес свою столицу из Киша в Аккад. Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского; он продолжал существовать в форме вавилонского и ассирийского диалектов как государственный на протяжении всей дальнейшей истории Месопотамии.

Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

Роль аморитов. Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. Примерно через столетие вакуум был заполнен, и при Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере – новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов.

Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.), амориты постепенно стали набирать силу в государствах Исcина, Ларса, Эшнунна. Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Эта столица стала культурным центром региона на все время существования месопотамской цивилизации. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии. См. также ВАВИЛОН И АССИРИЯ.

Вторжение чужеземцев. Аморитская династия потеряла власть над Вавилонией, которую она удерживала в течение длительного времени, после того как столица около середины II тыс. до н.э. была разграблена хеттским царем Мурсилисом I. Это послужило сигналом для других захватчиков, касситов. В это время Ассирия подпала под власть Митанни, государства, основанного арийцами, но населенного в основном хурритами. Вторжения чужеземцев были следствием обширных этнических перемещений, возникших в Анатолии, Сирии и Палестине. Месопотамия пострадала от них в наименьшей степени. Касситы сохраняли власть в течение нескольких столетий, но вскоре восприняли вавилонский язык и традиции. Возрождение Ассирии было еще более стремительным и полным. С 14 в. до н.э. Ассирия переживала спад. Уже давно Ашшур чувствовал в себе силы вступить в соперничество с Вавилоном. Ярчайшим событием в драматическом правлении ассирийского царя Тукульти-Нинурты I (конец 13 в. до н.э.) стало завоевание им южной столицы.

Это означало начало жестокой и долгой борьбы между двумя мощными государствами Месопотамии. Вавилония не могла соперничать с Ассирией в военной области, но чувствовала свое культурное превосходство над «северными выскочками». Ассирия, со своей стороны, глубоко возмущалась этими обвинениями в варварстве. Нет сомнений, что исторические и культурные традиции Вавилонии всегда были мощным резервом в борьбе, которую вело это государство. Так, захватив Вавилон, Тукульти-Нинурта незамедлительно принял древний титул царя Шумера и Аккада – через тысячу лет после того, как он был учрежден. В этом был свой расчет – добавить блеска традиционному титулу царя Ассирии.

Взлет и падение Ассирии. Центр тяжести дальнейшего исторического развития Месопотамии, за исключением последних десятилетий ее самостоятельной истории, находился в Ассирии. Самым первым знаком этого процесса была экспансия, сначала в Иран и Армению, затем в Анатолию, Сирию и Палестину и наконец в Египет. Ассирийская столица переместилась из Ашура в Калах, затем в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), и, наконец, в Ниневию. Среди выдающихся правителей Ассирии – Ашурнацирапал II (ок. 883–859 до н.э.), Тиглапаласар III (ок. 745–727 до н.э.), возможно, самый могущественный из них, и славные сменявшие друг друга правители – Саргон II (ок. 721–705 до н.э.), Синахериб (ок. 704–681 до н.э.), Ассаргадон (ок. 680–669 до н.э.) и Ашшурбанипал (ок. 668–626 до н.э.). На жизнь трех последних царей большое влияние оказала жена Синахериба – Накийя-Закуту, вероятно, одна из самых влиятельных цариц в истории.

Могучее политическое и военное государство возникло в результате военных походов в отдаленные горные районы Ирана и Армении и в результате борьбы против упорно сопротивлявшихся городов арамеев, финикийцев, израильтян, иудеев, египтян и многих других народов. Все это требовало не только больших военных усилий, но и экономической и политической организации, наконец, способности контролировать постоянно растущее число разнородных подданных. С этой целью ассирийцы практиковали депортацию завоеванного населения. Так, после завоевания израильского города Самарии в 722–721 до н.э. его население было переселено в самые отдаленные провинции Ассирии, а его место заняли люди, также пригнанные из различных областей и не имеющие здесь этнических корней.

Вавилония долго изнывала под ассирийским игом, не в силах сбросить его, но никогда не теряла надежды на освобождение. В таком же положении находился соседний Элам. В это время мидийцы после долгого периода формирования своего государства покорили Элам и установили власть над Ираном. Они предложили помощь Вавилонии в борьбе с Ассирией, ослабленной постоянными нападениями с севера. Ниневия пала в 612 до н.э., и победители поделили поверженную империю. Северные провинции отошли к мидийцам, южные – к вавилонянам, которых к тому времени стали называли халдеями.

Халдеи, наследники традиций юга, достигли кратковременного процветания, особенно при Навуходоносоре II (ок. 605–562 до н.э.). Главная же опасность исходила от Египта, видевшего в халдеях, укрепившихся в Сирии и Палестине, постоянную угрозу для своих границ. В ходе соперничества двух мощных империй независимая крошечная Иудея (южное царство евреев) неожиданно приобрела важное стратегическое значение. Исход схватки оказался благоприятным для Навуходоносора, который вторично взял Иерусалим в 587 до н.э.

Однако царству халдеев не суждена была долгая жизнь. Персидские армии Кира Великого в это время вырвали власть над Ираном у мидийцев, захватили Вавилон в 539 до н.э. и тем самым открыли новую главу мировой истории. Сам Кир остро ощущал неоплатный долг, которым была обязана Месопотамии его страна. Позже, когда на смену эпохе господства персов пришла эпоха эллинизма, Александр Великий, вождь македонских завоевателей, хотел сделать Вавилон столицей своей новой империи.

Одно из самых удивительных на земле мест, это место где возникли первые государства, а следом и первые империи. Греки называли эту область Месопотамией , то есть «Междуречьем «, у нас же более принято говорить «Двуречье» — гигантская речная долина в передней Азии, ограниченная по краям течением рек Тигр и Евфрат.

Область называемая Междуречье, тянется от гор Армении на севере и до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке - с горными кряжами Западного Ирана.

Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями рек Тигр и Евфрат , которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю.

Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой, и несмотря на то, что эта река на 750 км короче Евфрата, она несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км.

Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября.

Нынешнее Междуречье сильно отличается от того, как выглядела эта местность тысячи лет назад, в эпоху Шумеро-Аккадского царства, ведь за прошедшие пять тысячелетий русла обеих рек значительно изменились. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса , были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла реки. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку.

Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше.

Реки Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Территория Междуречья — речной долины рек Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке

Природные условия и ресурсы Междуречья

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.

В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Разве только жирная и вязкая глина — илистые речные наносы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.

Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Заселение Междуречья людьми

Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях.

Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта