Главная » Маникюр и педикюр » Главной ударной силой в сирии становятся вертолеты. Опыт боевого применения ВКС РФ на сирийском ТВД: Ни разу не промазали От «Солнцепёка» в тень

Главной ударной силой в сирии становятся вертолеты. Опыт боевого применения ВКС РФ на сирийском ТВД: Ни разу не промазали От «Солнцепёка» в тень

В ходе военной операции в Сирии Вооруженные силы России испытали в бою множество новейших образцов российского оружия и техники. В то же время впервые применялись в бою машины, стоящие на вооружении не один десяток лет. Впрочем, обо всем по порядку.

Стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь" с ракетами Х-101

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 "Белый лебедь", которые на Западе называют Blackjack, начали эксплуатировать еще в 1987 году. Однако первое боевое применение "лебедей" состоялось именно в Сирии в 2015 году.

Сейчас у России имеется 16 таких самолетов, но вскоре на вооружение должны поступить до 50 модернизированных машин.

Грозный ракетоносец, который считается средством ядерного сдерживания, уничтожал террористов обычными боеприпасами - авиабомбами КАБ-500 и крылатыми ракетами Х-101 .

Про последние стоит сказать отдельно, так как в Сирии они также применялись впервые. Это крылатые ракеты нового поколения, обладающие фантастической дальностью полета - 5500 километров, в несколько раз больше, чем у европейских и американских аналогов. В пространстве ракета ориентируется при помощи комбинированной системы навигации: инерциальная плюс ГЛОНАСС. Х-101 летает в диапазоне высот от 30 метров до 10 километров, незаметна для радаров и очень точна - максимальное отклонение от цели на предельной дальности не превышает пяти метров. В отличие от предшественниц, ракета может уничтожать и подвижные цели. Масса осколочно-фугасной боевой части Х-101 400 килограммов. Ядерный вариант ракеты, Х-102, несет боеголовку мощностью 250 килотонн.

По мнению ряда экспертов, применив в Сирии стратегическую авиацию, Россия опробовала новую стратегию, совершив революцию в военном деле.

Малые ракетные корабли проекта "Буян-М" с ракетами "Калибр"

Малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М" являются многоцелевыми кораблями класса "река-море". В состав их вооружения входят артиллерийская установка А-190, пулеметные установки калибров 14,5 и 7,62 миллиметра, а также зенитный артиллерийский комплекс "Дуэт", и противокорабельные крылатые ракеты "Калибр-НК" и "Оникс". Автономное плавание такого корабля может продолжаться до десяти суток.

За время войны в Сирии крылатые ракеты "Калибр" успели не только пройти боевое крещение, но и приобрести статус всемирно известных. Попадания этих ракет по целям, снятые беспилотников, а также видеозаписи их пусков стали одной из визитных карточек ВМФ России.

В отличие от зарубежных конкурентов, "Калибры" могут летать в широком диапазоне скоростей от дозвуковых до превышающих скорость звука в три раза. Наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи помехозащищенных активных радиолокационных головок самонаведения.

Ракеты способны преодолевать любую противовоздушную и противоракетную оборону. Полет происходит на высоте от 50 до 150 метров, а при подходе к цели ракета снижается до двадцати метров и наносит удар, который невозможно предотвратить. Полет ракет производится по сложной траектории с изменением высоты и направления движения. Это дает ей возможность подходить к цели с любого неожиданного для противника направления.

Что касается точности попадания, тут уместно выражение "бьет в яблочко". К примеру, экспортный вариант "Калибра" стреляет на 300 километров и уничтожает цель диаметром 1-2 метра. Понятно, что у ракет, используемых ВМФ России, точностные характеристики еще выше.

В Сирии пуски "Калибров" осуществлялись с малых ракетных кораблей "Углич", "Град Свияжск", "Великий Устюг", "Зеленый Дол" и "Серпухов" (а также с кораблей других типов и подводных лодок).

Российские крылатые "Калибры" уже стали головной болью для США - ведь в противокорабельном варианте они более эффективны, чем американские "Томагавки", а их размещение на судах малого водоизмещения создает для потенциальных противников много сложностей .

Управляемые снаряды "Краснополь"

В Сирии для ликвидации террористов впервые использовались российские управляемые артиллерийские снаряды "Краснополь". Дальность стрельбы современных модификаций "Краснополя" составляет 30 километров. Масса взрывчатого вещества в боеприпасах этого типа составляет от 6,5 до 11 килограммов.

Одной из основных особенностей машины является ее высокая маневренность. Кроме того, "Ночной охотник" может выполнять боевые задачи в любое время суток.

Бронированная кабина вертолета защищает экипаж от 20-мм снарядов и бронебойных пуль. Броней также защищены самые важные системы вертолета. Ми-28Н оборудован РЛС, расположенной над втулкой винта. Применение данного комплекса позволяет эффективно осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и поражение наземных и воздушных целей. Вертолет вооружен 30-мм автоматической пушкой. Также он может нести управляемые (противотанковые) или неуправляемые (против пехоты и легкой техники) ракеты "воздух-земля". Предусмотрена и возможность установки ракет "воздух-воздух", что позволяет Ми-28УБ уничтожать не только самолеты и вертолеты, но и малогабаритные беспилотники и даже крылатые ракеты. Вертолет имеет четыре точки подвески и, помимо прочего, может использоваться для постановки минных заграждений.

Два таких вертолета находились на борту авианосца "Адмирал Кузнецов" во время сирийского похода. Там Ка-52К поднялся в воздух и осуществил пробные пуски ракет.

Ка-52К "Катран" является корабельной версией Ка-52 "Аллигатор" и предназначен для патрулирования, огневой поддержки десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и в тактической глубине в любое время суток.

От базовой версии корабельный "Катран" отличается наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей, что позволяет ему компактно располагаться в трюме.

Тем не менее, несмотря на "миниатюрные габариты", Ка-52К имеет грозное вооружение. Это торпеды, глубинные бомбы и крылатые противокорабельные ракеты.

На вертолете установлены лазерно-лучевая система наведения оружия и система обработки видеоизображений "Охотник". Оптико-электронный комплекс "Витебск" защищает "Катран" от поражения ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Танк Т-90

Впрочем, Ту-160, Ми-28Н и "Адмирал Кузнецов" - не единственные хорошо известные "старички", впервые замеченные в бою в Сирии.

Впервые Т-90 были применены сирийскими войсками в провинции Алеппо в 2016 году.

Кроме того, в Сирии впервые испытали секретное оружие Т-90 - комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", предназначенный как раз для защиты танка от ПТУР.

Сирийские танкисты очень высоко оценили возможности Т-90. Единственным его недостатком они назвали отсутствие кондиционера , что затрудняет ведение боя в условиях пустыни.

Недавно стало известно, что танк был модернизирован с учетом сирийского опыта.

Броневики "Тайфун"

Новый российские бронеавтомобили "Тайфун" также впервые опробовали в Сирии. В начале 2017 года там заметили бронемашину "Тайфун-К" .

К63968 "Тайфун-К" представляет собой бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может вмещать до 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Кабина машины защищена усиленной броней. Предусмотрена также установка бронещита на лобовое стекло.

Новому броневику не страшны даже некоторые виды РПГ. От этих "убийц танков" машину спасают специальные навесные элементы, которые надежно защищают экипаж от кумулятивных струй. Колеса "Тайфуна" пуленепробиваемы и оснащены специальными противовзрывными вставками.

Масса полностью снаряженного "Тайфуна" - 24 тонны, длина корпуса - 8990 миллиметров, а ширина - 2550 миллиметра. 450 лошадиных сил двигателя позволяют броневику передвигаться со скоростью 110 километров в час.

Машина построена по колесной формуле 6х6, что позволяет ей с легкостью преодолевать бездорожье, снеговые заносы и любые другие виды препятствий. В Сирии "Тайфуны" используются не только для ранспортировки личного состава, но и, к примеру, для доставки гуманитарной помощи.

Спустя неделю после начала специальной операции Воздушно-космических сил России против террористической группировки «Исламское государство», в Интернет попали первые кадры боевого применения наших вертолетов. На видео, снятом 7 октября боевиками, вертолеты Ми-24П российских ВКС оказывали поддержку сирийским войскам под Эль-Латамной. Позднее работа наших вертолетчиков была отмечена и на других участках сирийского фронта. Сразу же возник вопрос почему же российское командование решило использовать в Сирии «старичков» «двадцатьчетвертых», а не новые Ми-35М, Ми-28Н или Ка-52. В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос, рассмотрев различные аргументы «за» и «против».

Используемый ВСК РФ в Сирии вертолет Ми-24П прошел обкатку боевыми действиями в Афганистане, Чечне и Южной Осетии, поэтому избавлен от детских болезней роста, присущих всем новым машинам. Вертолет еще со времен Афгана прекрасно адаптирован к действиям в условиях жаркого климата и повышенной запыленности, что чрезвычайно важно на ближневосточном театре боевых действий. Тот же Ка-52 еще не принимал участие в боевых действиях в пустынных условиях, в отличие от МИ-35 и Ми-28, имеющихся на вооружении армии Ирака, поэтому его первая боевая обкатка в столь сложных условиях, возможно, была бы связана с определенными трудностями.

Ми-24П является транспортно-боевым вертолетом, который в случае необходимости может быть использован для эвакуации экипажей, сбитых боевиками (либо потерпевших аварию по техническим причинам) летательных аппаратов. Увы, исключать такую возможность нельзя, поэтому десантный отсек «двадцатьчетверки», вмещающий восемь человек или же четверо носилок, вполне может пригодиться. Ка-52 не имеет десантного отсека, а Ми-28Н может быть использован для эвакуации лишь в крайнем случае, т.к. его технический отсек мало приспособлен для перевозки людей.

Главным же преимуществом Ми-24П перед «коллегами» является его огневая мощь. Вертолет кроме двухствольной пушки ГШ-30К имеет шесть точек подвески для управляемого и неуправляемого вооружения, на которых можно разместить противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), неуправляемые авиационные ракеты (НАР), бомбы, а также подвесные топливные баки (ПТБ). Опыт боев с незаконными вооруженными формированиями в Афганистане и Чечне показал, что основным оружием вертолета являются НАРы, которые предпочтительнее всего использовать против живой силы противника, особенно когда атакованный враг пытается рассредоточиться. Для ПТУР не так много целей, т.к. боевики не так насыщены бронированной и автомобильной техникой, как регулярная армия. Тем не менее, считаем, что управляемые ракеты обязательно должны быть на подвеске вертолета в количестве нескольких штук.

Поскольку российские бомбардировщики наносят бомбовые удары не только на линии соприкосновения сирийских войск и игиловцев, но и в тылу «Исламского государства», то в случае необходимости эвакуировать экипажи Су-34 очень пригодится возможность использовать подвесные баки на подвеске вертолетов. При этом сохраняется возможность применения всей номенклатуры вооружений (ПТУР, НАР), которая понадобится для уничтожения боевиков, пытающихся захватить сбитых летчиков в плен.

Оптимальная подвеска вооружения на Ми-24П вероятно такова: несколько ПТУР на двух пилонах и блоки НАР на четырех пилонах. В случае необходимости работы на большом удалении от базы вариант подвески может быть следующим: ПТУР на двух пилонах, блоки НАР на двух пилонах, ПТБ на двух пилонах. В любом из этих вариантов вертолет способен оказать серьезное огневое воздействие на противника.

Теперь рассмотрим его конкурентов. Что Ми-35М, что Ми-28Н имеют всего 4 точки подвески, соответственно, их огневая мощь слабее, чем на старшем собрате, а при работе на большом удалении от базы номенклатура вооружений будет ослаблена еще и за счет подвески ПТБ, оставив под ПТУР или НАР всего два пилона. У Ка-52 шесть точек подвески, как и у Ми-24П, но управляемые ракеты для этого вертолета, по некоторым данным, еще не прошли весь цикл испытаний. Как нам кажется, неразумно было бы отправлять на войну вертолет, который лишен возможности атаковать бронеобъекты и укрепленные огневые точки боевиков управляемым оружием.

Также на возможность отправки Ми-28Н в Сирию могла повлиять августовская катастрофа одного из вертолетов этого типа на показательных полетах во время соревнований «Авиадартс». Несомненно, до конца работы комиссии, расследующей это происшествие, было бы неправильно использовать в зоне боевых действий машину, возможно имеющую проблемы с исправностью материальной части.

Конечно, у вертолетов нового типа (Ми-28Н, Ка-52) улучшены возможности работы «по земле» самостоятельно, не прибегая к помощи авианаводчиков, а также выше вероятность уклониться от атаки с использованием ПЗРК, но, похоже, российское Министерство обороны решило, что использование проверенной годами машины, обладающей большим количеством вариантов с подвеской оружия и большими эвакуационными возможностями, в данной ситуации будет предпочтительнее. Учитывая, что до сей поры особой частоты применения ПЗРК боевиками не наблюдалось, возможно, в этом есть резон.


Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин объявил о завершении военной операции в Сирии. Летчики, саперы, медики, представители других видов и родов войск вернулись на места постоянной дислокации, к родным и близким. Каковы итоги участия наших Вооруженных Сил, прежде всего ВКС, в уничтожении бандформирований за минувшие с начала операции в САР два года? Как показала себя в боевых условиях наша авиационная техника?

Напомним: выполнение интернационального долга российскими военными в Сирийской Арабской Республике осуществлялось по просьбе президента Башара Асада. Через несколько часов после того, как Совет Федерации РФ единогласно поддержал обращение Владимира Путина об использовании Вооруженных Сил в Сирии, ВКС нанесли первые ракетно-бомбовые удары по наземной инфраструктуре террористического «Исламского государства» (запрещенного в России).

Группировка нашей авиации в то время составляла более 50 самолетов. Это фронтовые бомбардировщики Су-24М2 - глубоко модернизированные машины, на которых установлены современные средства навигации и прицеливания, позволяющие наносить точные удары, Су-34 - новые многофункциональные фронтовые бомбардировщики с современными бортовыми прицельно-навигационными системами и вооружением, штурмовики Су-25СМ с бронированной защитой летчика и двигателя, которые достойно прошли Афганистан. А также многофункциональные истребители Су-30СМ, ударные вертолеты Ми-24П и Ми-35М, транспортно-штурмовые Ми-8АМТШ, транспортные Ми-17, разведывательная авиация. Все эти машины чрезвычайно надежные, у них хорошая функциональная совместимость, а сама конструкция обеспечивает оптимальную простоту в управлении.

Размещалась российская авиационная группировка на базе «Хмеймим» (международный аэропорт Сирии им. Басиля Аль-Асада), которую охраняла батальонная тактическая группа морской пехоты Черноморского флота со средствами усиления и спецназ. Прикрытие с моря обеспечивали корабли ВМФ во главе с ракетным крейсером «Москва». Боевые вертолеты Ми-24 осуществляли патрулирование ближнего периметра на малых и предельно малых высотах. База и сегодня, после вывода основной группировки хорошо защищена системой противовоздушной обороны и наземных войск.

Основными объектами ударов стали боевые позиции террористов, командные пункты, заводы и мастерские, крупные склады боевой техники, боеприпасов, ГСМ, специального вещевого имущества и продовольствия, скрытые базы, которые ранее были законсервированы или тщательно замаскированы, перевалочные и опорные пункты, ПУ с узлами связи, караваны с оружием и боеприпасами, тренировочные лагеря, мосты и другие объекты.

Для специалистов, конечно же, закономерен вопрос: чем отличаются боевые задачи, выполняемые летным составом в Сирии, от тех, что были в афганской кампании? Ответить можно коротко: практически ничем. Хотя в любой региональной кампании всегда свои особенности и новизна. Афганская, несмотря на множественные просчеты и ошибки, для отечественных ВВС стала едва ли не самой успешной и эффективной за послевоенное тридцатилетие. Авиаторы штурмовиков Су-25 летали столько, сколько не летали ни одни другие строевые летчики в мире. В боевых действиях с моджахедами успешно отметилась и дальняя авиация, которая выполняла специфические боевые задачи, например по уничтожению лазуритового месторождения Ахмад Шаха Масуда в районе Джарм, ряд других.

В Сирии интенсивность боевых вылетов оказалась гораздо выше. В частности, только в один из последних месяцев нахождения в САР в ходе операции по разгрому группировки ИГ в районе Дейр эз-Зора совершено более 1600 вылетов, поражено свыше двух тысяч целей. Уничтожены десятки складов с боеприпасами и боевой техникой, вооружением, продовольствием и специальной одеждой. Такая интенсивность работы авиации была вызвана ростом подтвержденных разведывательных данных об объектах инфраструктуры, наступлением группировок террористов на отдельных участках ТВД, необходимостью снизить боевой потенциал и подорвать материально-техническую базу боевиков, дезорганизовать их систему управления.

К примеру, в провинциях Идлиб, Хомс, Хама, Алеппо, Дамаск, Латакия группировка ВКС России в течение суток совершила 71 вылет и нанесла удары по 118 объектам. В районе населенного пункта Сальма провинции Латакия был уничтожен командный пункт и крупный склад боеприпасов. Удары наносились также по скрытым базам боевиков, которые ранее были законсервированы или тщательно замаскированы, перевалочным и опорным пунктам, КП. На окраине населенного пункта Мисраба в провинции Дамаск был уничтожен пункт управления с узлом связи террористической группировки «Джейш аль-Ислам», благодаря чему нарушена система управления боевиков.

Подчеркнем: изначально совершалось около 20 боевых вылетов за день, но постепенно их количество наращивалось. В ходе операции изменилась и тактика. Наши летчики перешли к работе в одиночку, атакуя несколько целей за вылет. Методика их боевой работы строилась на данных космической, воздушной разведки и только после уточнения всех сведений, получаемых из штаба сирийской армии. Как правило, атаковали с высоты более пяти тысяч метров, чтобы избежать поражения переносными зенитно-ракетными комплексами типа «Стингер». Бортовое прицельно-навигационное оборудование самолетов позволяло обеспечить попадание по любым наземным целям террористов с высокой точностью.

Наряду с этим российские летчики осуществляли непосредственную поддержку наступающих сирийских войск, нанося боевые удары по их заявкам, препятствовали снабжению террористических группировок и пополнению их частей людьми. В результате резко возрастало число целей, которые нужно поразить, как и расход боекомплекта. Если раньше российские самолеты брали по два - четыре высокоточных боеприпаса или четыре - шесть обычных, то к концу операции уходили на боевые задания с многозамковыми держателями, позволяющими нести уже грозди бомб.

Смертники не помогли

Каждому вылету предшествовала тщательная подготовка. Изучались материалы объективного контроля, разведданные БЛА, снимки космической разведки, информация наземных спецслужб Сирии и России. Применяемые на фронтовых самолетах бомбардировочной и штурмовой авиации бомбы свободного падения и управляемое оружие позволяли не входить в зону поражения ПЗРК боевиков ИГ, а значит, находиться в безопасной зоне боевых действий.

17 ноября 2015 года Россия впервые задействовала в сирийской операции стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95 МС, а также 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Ту-160 и Ту-95МС в общей сложности выпустили более 30 ракет по позициям ИГ в провинциях Хомс, Алеппо и Ракка. В итоге уничтожены 14 объектов, в том числе лагерь подготовки боевиков ИГ, завод по производству оружия и бронетехника. Самолеты работали группами: один наносит удар, другой его прикрывает. 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-22М3М впервые провели массированную бомбардировку объектов военной инфраструктуры. Удар наносился группами по два самолета Ту-22М3 с применением по 12 ОФАБ-250-270. В результате уничтожены базы и лагеря террористов в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор.

Все это говорит о том, что основной вклад в реализацию оперативного замысла по разгрому ИГ обеспечила ударная авиация ВКС, выполнившая сотни вылетов и нанесшая тысячи ракетно-бомбовых ударов. Беспилотная авиация постоянно обеспечивала необходимой разведывательной информацией наступающие силы сирийских и российских войск. Ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, прикрывавшие наступающие войска, выполняли основную работу по «прополке» игиловских отрядов от танков, бронетехники и пикапов-тачанок, тем самым лишая их огневой мощи и мобильности. Су-34 и Су-24М уничтожали бронетехнику, колонны противника, укрепрайоны и пункты управления, районы сосредоточения бандформирований. Истребители Су-35С, Су-30СМ, Су-27СМ3 предотвращали «ошибочные удары» со стороны переживавших за черных бородачей «партнеров» из американской коалиции, прикрывали нашу ударную авиацию, выполняли другие задачи.

Большую роль сыграло обеспечение российской группировки надежными, обладающими высокими характеристиками, интегрированными, многоуровневыми системами противовоздушной обороны ВКС, действующими в тесной спайке с современными средствами разведки, в том числе с БЛА различных типов. Развертывание второго российского зенитно-ракетного дивизиона С-400 было завершено недалеко от сирийского города Масьяф в провинции Хама вместе с ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С». Позиция ЗРК ПВО С-400 располагалась на прибрежном горном массиве и позволяла, с одной стороны, обеспечить значительный обзор РЛС дивизиона, а с другой - компенсировать «затенение» радиолокационного поля у Хмеймима из-за горного хребта.

В целом авиационная группировка ВКС полностью сковала активные боевые действия ИГ, надежно прикрыла наступающие сирийские и российские войска.

Серьезную работу выполнили инженерные подразделения. Например, переправа на восточный берег Евфрата возводилась с помощью российских военных. Для этого в Сирию военно-транспортной авиацией была переброшена техника нового понтонного парка ПП-2005 и самоходные паромно-мостовые машины ПММ-2М, позволяющие быстро форсировать реку. В течение двух дней возведен мост с пропускной способностью восемь тысяч машин в сутки.

Сразу после нанесения воздушного удара боевой авиацией ВКС сирийская армия при поддержке российского спецназа и воздушно-космических сил провела рядом с Дейр эз-Зором форсирование водной преграды. Передовые части закрепились на восточном берегу реки. Это по-настоящему историческое событие наверняка войдет в учебники военного искусства.

Стремясь остановить наступление сирийской армии возле Дейр эз-Зора и нарушив перемирие в провинции Хама, в наступление при поддержке бронетехники ИГ бросило сотни отлично подготовленных ингимаси (от араб. врывающиеся) - особый спецназ исламистов, их силы специальных операций. На каждом таком террористе пояс смертника, хотя подрывают они себя лишь в случае совершенно безвыходного положения. А настоящих шахидов пускают вперед. Задача ингимаси - одержать победу либо пасть в бою. Но ничего не помогло. В итоге десятки трупов боевиков, сгоревшие и захваченные бронемашины. И это несмотря на то, что для подготовки операции джихадисты использовали инструкторов из США, американскую боевую технику, закрытую связь спецслужб.

Параллельно с выполнением интернационального долга российские «оборонщики» и летчики проверяли в боевой работе по объектам ИГ новейшее оружие, в том числе после модернизации и доработок. Необходимость в этом возникла после реального использования образцов на нетрадиционном для нас ТВД. С точки зрения нанесения максимального ущерба группировкам ИГ и так называемой оппозиции использование в Сирии наших крылатых ракет (КР) как воздушного, так и морского, наземного базирования было совершенно оправданно.

Новейшая сверхдальнобойная КРВБ Х-101 (ядерный вариант-Х-102) активно применялась в Сирии в 2015-2016 годах. В ходе нескольких серий было выпущено 48 таких КР. Основным их носителем в то время был Ту-160. Позже подключились и Ту-95.

Один стратегический бомбардировщик Ту-95 может нести на внешней подвеске до восьми Х-101. В его внутреннюю револьверную пусковую установку можно поместить до шести таких крылатых ракет. 5 июля 2017-го с двух Ту-95МСМ, сопровождаемых звеном многоцелевых истребителей Су-30СМ с полным боевым комплектом ракет класса «воздух-воздух», были выпущены пять КР Х-101 и поражены четыре цели ИГ.

Этот опыт бесценен. Даже интенсивная боевая подготовка, насыщенная учениями и маневрами, никогда не заменит реального участия в локальных конфликтах или ограниченных вооруженных действиях.

Предотвращенный ущерб

Дело не только в чисто военном опыте, который является следствием сложившейся международной ситуации и самым тесным образом перекликается с ней. Как сказал классик, война есть продолжение политики иными, насильственными средствами. Поэтому важнейшим аспектом сирийской кампании является то, против кого она велась изначально и продолжается сегодня.

Если бы страна, на стороне законного правительства которой воюет Россия, перешла под контроль суннитских радикалов (это отнюдь не только «Исламский халифат», а почти все «борцы с тиранией Асада»), то мгновенно превратилась бы в не имеющий аналогов в современной истории источник терроризма, несравненно более опасный, чем Афганистан при талибах. Для суннитских радикалов внешняя экспансия не просто основа идеологии, а способ существования. И Россия стала бы одной из важнейших целей, причем немедленно. Не начни Москва сирийскую операцию два года назад, уже сейчас мы воевали бы на своей территории или в так называемом мягком подбрюшье России. То есть по сути кампания в конечном итоге принесла стране высокий доход в виде предотвращенного ущерба.

Взятие Ракки и Дейр эз-Зора - окончание суннитского военного сопротивления на территории Сирии в ИГ-формате не означает, что оно там перестало существовать. Халифат жизнеспособен при наличии ряда факторов. Главный - контроль территорий, на которых эта организация может сформировать органы управления, создать налоговую систему и силовой аппарат, являющийся гарантией безопасности для местных суннитов. Суть - предоставление им оптимальной модели социально-экономической автономии и устройства государства, основанного на шариате в его изначальном виде в противовес существующим в арабском мире полусветским монархиям и псевдореспубликам, режимы которых коррумпированы и не в состоянии предоставить молодежи социальные лифты.

Главное отличие ИГ от «Аль-Каиды» в том, что оно с самого начала стремилось к самодостаточной системе финансирования благодаря образованию квазигосударства с установлением контроля над основными источниками получения доходов: нефтяными и водными ресурсами, ирригационными сооружениями, сухопутными и речными маршрутами. «Аль-Каида», как известно, всегда жила за счет финансовых траншей из стран Аравийского полуострова.

ИГ - сугубо националистическое образование, использующее, но не практикующее идеологию строительства всемирного халифата для рекрутирования живой силы за рубежом, без чего существовать на больших пространствах не может. От 60 до 70 процентов личного состава ИГ и «Джебхат ан-Нусры» составляли иностранцы.

Одна цель - одна бомба

Созданная в Сирии российская авиагруппировка, состоящая только из современных и модернизированных образцов техники, оборудованных передовым вооружением и прицельно-навигационными комплексами, позволила наносить высокоточные удары по бандформированиям на всей территории САР, не заходя в зону ПЗРК противника. Широкое использование разведывательно-ударных систем на основе комплексов разведки, управления и связи дало возможность реализовать принцип «Одна цель - одна ракета (бомба)».

Превосходство российской группировки в средствах разведки, РЭБ, комплексных систем управления и поражения обеспечило бесконтактное поражение противника с минимальным риском для наших войск и сил.

Сравнительный анализ результатов действий российских летчиков и авиации международной коалиции в Сирии показывает, что имея в разы меньше самолетов, ВКС России выполнили в три раза больше боевых вылетов и нанесли в четыре раза больше ракетно-бомбовых ударов.

Наиболее выразительным показателем для оценки эффективности работы военных летчиков является соотношение количества боевых вылетов к числу понесенных при этом боевых потерь. Чисто статистически потери при любом боевом применении войск неизбежны. Но если рассмотреть, что происходило в этом смысле с российской авиационной группировкой в Сирии, то за время операции, по официальным данным, произведено более 28 тысяч боевых вылетов и около 99 тысяч ударов по боевикам. Потери же составили три самолета (Су-24, сбитый турецким F-16, потерпевшие аварию Су-33К и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов»), пять вертолетов.

Для сравнения: за девять лет боевых действий в Афганистане советской авиацией выполнен почти миллион боевых вылетов, потеряны 107 самолетов, 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении на каждые 100 тысяч боевых вылетов мы теряли 10 самолетов и 30 вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в авиационной группировке ВКС в Сирии, потери авиации оказались бы два-три самолета и около 10 вертолетов.

По заявлению генерал-полковника Виктора Бондарева, на тот момент главнокомандующего ВКС, хорошо подготовленные российские летчики «ни разу не промазали, ни разу не нанесли удара по школам, больницам, мечетям». Во многом еще и потому, что план воздушной операции был тщательно продуман и разработан с учетом четкого взаимодействия с сирийским военным руководством. Кроме того, нам, повторим, удалось навести порядок в воздушном пространстве Сирии благодаря переброске в страну С-400.

Россия одержала убедительную победу над многотысячными формированиями террористов, которые два года назад контролировали около 80 процентов территории САР. И тем самым сохранила ее суверенитет и целостность, отвела удар черной нечисти от своей территории, заявила о себе как о мощном геостратегическом игроке, с национальными интересами которого нельзя не считаться.

Идет третья мировая война и подкрепление бандитам в Пальмиру прибыло не простых пять тысяч боевиков, но это хорошо вооруженная и обученная армия, руководимая подготовленными в наших Советских академиях бывшими иракскими генералами.

«x-true info» – «Боевые вертолеты и самолеты почти непрерывно проносились над головами врагов и наносили по ним удары по всему образовавшемуся фронту. Десятки террористов были ликвидированы ракетно- бомбовыми…»

То, что самолеты «проносятся над головами врагов» - мне понятно, а вот у вертолетов в обязанностях - зависнуть на определенной высоте и оттуда работать по террористам из пулеметов прицельным огнем, а когда они на поле боя работают по-самолетному, то конечный результат у них не важнецкий: из пяти тысяч боевиков только: «Десятки террористов».
У американцев с этим вопросом:
«…вертолет ведет огонь либо на очень маленькой скорости, либо вообще зависнув. При этом у вертолета достаточно большая высота, не одна сотня метров… Если у боевиков были бы крупнокалиберные пулеметы типа ДШК или зенитные установки Зу-23-2, вряд ли «Апач» смог бы позволить себе такое удовольствие»
(«Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

Такая «ноша» высотой «не одна сотня метров» не для вертолетов Ми-24/28, их удел по скудности запаса мощности работать только на малых высотах и больших скоростях, что они и делают: «На другом ролике «игиловцы» показали ударный вертолет Ми-35 ВКС России, участвующий в контртеррористической операции. На кадрах винтокрылая машина очень низко несется над землей» (x-true info).

Дальше, больше: у Ми-28 при стрельбе из пушек прицельность – хуже некуда. Пушка отнесена от осей (вертикальной и горизонтальной) на максимально возможное расстояние (снизу в носовой части), к тому же пушка - от БМП, у которой очень сильная отдача. Показывали работу этой пушки с Ми-28 по телевизору, так приборная доска от стрельбы смотрится стиральной, но не приборной доской, поэтому тут о какой-то прицельности и речи быть не может. Например, у Ка-52 такая пушка установлена с правой стороны в центре масс, и его прицельность существенно точнее.
«Рассказывает командир БУГ (Боевая ударная группа на вертолетах Ка-50 в чеченской войне) полковник Александр Рудых: «Пушка 2А42 - это вообще песня. С расстояния в три с половиной километра снаряды ложатся буквально в "десятку". Соответственно боеприпасы экономятся».
Для настоящей вертолетной работы в режиме висения на этой войне есть смысл задействовать боевые вертолеты Ка-29, у которых статический потолок =3700м. не на бумаге (Ми-28), а в воздухе! Да и загрузки он берет гораздо больше, что заметно повысит КПД боевого вылета. По сообщениям СМИ боевики на танках и пикапах с крупнокалиберными пулеметами подошли к Пальмире, вот тут и должен зависнуть вертолет типа Ка-29 на высоте в 2км. и уничтожать танки с пикапами. Один такой вертолет на современном поле боя будет стоить звена вертолетов Ми-24/28.

Почему «зависнуть на 2км», потому что зенитная установка 3у-23-2 способна поражать цели только до высоты =1,5км. и этих двух км. будет вполне достаточно для прицельной и спокойной отработки экипажа по террористам. А от ракет «земля-воздух» у наших вертолетов на данный момент имеется защита «БКО «Президент-С».
Кстати, в Афганистане вертолет Ми-24 из-за отсутствия запаса мощности двигателей взлетал не по-вертолетному, как ему положено по конструкции, а с носового колеса, чему потом научили и милевского летчика-испытателя Г.Р. Карапетяна.

С тех пор по инерции наши боевые вертолеты и работают только на малых высотах.

А что там Ка-52?

Для высокоманевренного и с большим запасом мощности на него возложены другие обязанности.
«Сокрушающий «Аллигатор» в Сирии»
«Мы их слышим. Если взлетела пара «Аллигаторов», значит, сейчас приземлится или пойдёт на взлёт пассажирский или военно-транспортный самолёт. Здесь уже не ошибёшься. Экипажи Ка-52 прикрывают на глиссаде захода на посадку и на взлёте все воздушные суда, прибывающие и вылетающие с авиабазы Хмеймим. Необходимость этого продиктована особыми условиями выполнения специальных задач в Сирии. В случае огневого воздействия на воздушное судно основная задача экипажей «Аллигаторов» – прикрыть его и уничтожить цель противника, которая находится на огневой позиции на земле. Как говорят в таких случаях, взять огонь на себя.

Но есть и другие задачи, которые выполняют экипажи вертолётов Ка-52. Не секрет, что в небе Сирии происходили, увы, и нештатные, чрезвычайные ситуации. И вот в случае их возникновения для спасения и эвакуации экипажа, терпящего бедствие, вылетает поисково-спасательный Ми-8 со специально подготовленной группой на борту, который сопровождается парой «Аллигаторов». Экипажи ударных вертолётов обеспечивают прикрытие выполняющего поиск, спасение и эвакуацию вертолёта Ми-8 на всех этапах – от взлёта до посадки в заданном районе и от взлёта до посадки на аэродроме Хмеймим. При этом они уничтожают, при необходимости, обнаруженные огневые точки противника.

– Задачи, которые мы выполняем, – говорит командир экипажа, – очень важны, но нельзя забывать о главном предназначении нашего ударного вертолёта. Уничтожая живую силу террористических группировок, он берёт на себя функцию штурмовика. Мы можем поражать не только легкобронированные цели, но и укреплённые объекты, танки. И у нас имеется для выполнения этих задач соответствующее вооружение. Применяя противотанковые управляемые ракеты, мы способны поразить 900-мм броню».
(Александр Колотило, газета «Красная звезда, 27.10. otvaga).

Из этого интервью видно, что летчик с Ка-52, в отличие от летчиков Ми-24, не боится встречного стрелкового огня при использовании ПТУРов.

Летчик с Ми-24: «После выполнения удара НУР теоретически должен открываться огонь из пушки, после чего выполняется резкий отворот или противозенитный маневр. Но на практике, если противник отвечает огнем, пушку лучше пропустить, а сразу отворачивать», – делится секретами тактики летчик» («Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

А вообще в моей голове не укладывается: как можно серийно и давно выпускать боевой вертолет с летными характеристиками середины прошлого века, да еще сырой, не доведенный до нужного состояния? Двигатели у Ми-28Н вроде бы современные ВК-2500, но мощность их ограничена до старых ТВ3-117, потому что редукторы могут гнать стружки. Даже при ограниченной мощности по этой причине в апреле этого года такой «боевой» вертолет убил сразу двух высококлассных летчиков, а также и ранее дважды убивал по летчику и тоже высокого класса, героев России.
Сегодня в Сирии в ход любая старая техника: и МиГ-23, и Су-22 (экспортная версия старого-престарого Су-17), и старые советские танки и приносят соответствующую пользу в изгнании врагов. В том же духе используются и вертолеты Ми-28Н и тоже приносят пользу.

Но «польза»-то бывает разной. В настоящее время вертолеты к месту боевых действий должны подходить на скорости 360к/ч, но не 260к/ч, как сегодня. Были случаи, когда американские боевые вертолеты «Апач» на такой скорости в Югославии и Ираке сбивались крестьянами из охотничьих винтовок.

А вертолеты с высокими скоростными характеристиками предлагались фирмой «Камов» еще в прошлом веке, но чтобы не подорвать авторитет вертолетов «Ми», эти проекты под разными хитромудрыми предлогами были отклонены. Как они пригодились бы в той же Пальмире вместо устаревших и слабеньких на поле боя Ми-24/28.
Ниже привожу снимки этих настоящих бойцов современной войны, способных зависать на высоте, недосягаемой для стрелкового оружия и уничтожать террористов всеми возможными видами оружия, в том числе и противотанковыми управляемыми ракетами.

Винтокрыл В-100, экипаж два человека, боевая нагрузка 3т, динамический потолок 6500м.
максимальная скорость 450к/ч, радиус действия 700км.

Вертолет В-50 вертолет продольной схемы, способный быстро перебросить десант в горячую точку. Расчетная скорость -400к/ч.
ар нанесёт, и
Гораздо бóльшая польза была бы от боевой пары вертолетов из Ка-52 и Ка-50, чем от пары Ми-28Н, которые не боятся ударов по хвостовой балке. Десантно-ударные вертолеты Ми-24 давно пора бы заменить на более мощные и скоростные типа В-50; по уничтожению бронетехники на поле боя должны работать высокоскоростные винтокрылы типа В-100, тогда и потерь будет гораздо меньше и результат гораздо выше. А им на смену должны придти еще более совершенные и современные, высокоскоростные Ка-92, Ка-102 и Ка-90!

А «Ми»?

Конструкторам МВЗ, единственному КБ, которому регулярно выделялись громадные суммы из Госбюджета на «НИРы» и «НИОКРы», так что «флаг им в руки» и пусть строят правдашние современные вертолеты, а не перелицовывают Ми-24, потому что изношенное старьё новым уже никогда не будет как его не перекраивай.

Виталий Беляев

Российский Ми-28 в районе Пальмиры

Сирийский опыт применения военных вертолетов позволил найти и отработать новые тактические приемы по преодолению средств ПВО, сообщил начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС России генерал-майор Олег Чесноков.

«Особенности применения армейской авиации в любом локальном конфликте, в том числе, и сейчас в Сирии, тщательно анализируются. Выявляются сильные и слабые стороны как в подготовке летного состава, так и в эксплуатации авиационной техники - в зависимости от географии выполнения задач и особенностей обстановки. Найдены и отработаны новые тактические приемы по преодолению средств ПВО противника и решению огневых задач», - сказал он.

Чесноков добавил, что на основе этого анализа в Центре боевого применения армейской авиации в Торжке разрабатываются рекомендации летному составу, которые направляются в войска и «учитываются в ходе дальнейшей боевой плановой подготовки», передает РИА «Новости».

Кроме того, он сообщил, что новейшая модификация вертолетов Ми-28УБ «Ночной охотник» начнет поступать в российские войска с 2017 года.

«В настоящее время опытные образцы вертолета с двойным управлением Ми-28УБ с положительными результатами прошли государственные испытания», - сказал Чесноков.

Он пояснил, что сначала Ми-28УБ поступят в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, а затем пойдут в строевые авиачасти ВКС.

«Опыт эксплуатации вертолетов Ми-28Н показал необходимость выпуска вертолетов данного типа с двойным управлением, и сейчас летчики и преподаватели Торжокского центра уже прошли переучивание на данную модификацию», - добавил генерал-майор. Ми-28Н «Ночной охотник» (в экспортном варианте - Ми-28НЭ) является ударным вертолетом, предназначенным для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Чесноков также сообщил, что «Вертолеты России» создали летающую лабораторию - демонстратор перспективного скоростного вертолета. Главным в конструкции летающей лаборатории ПСВ являются лопасти несущего винта. Новые конструктивные решения при их создании позволяют увеличить максимальную скорость вертолета Ми-28 на 13%, на вертолетах типа Ми-35 - на 30%».

Сейчас ведутся летные испытания, в которых получен промежуточный результат - «достигнута скорость горизонтального полета 360 км/ч в сочетании с низким уровнем вибрации и нагрузок на конструкцию летающей лаборатории», отметил Чесноков.

«Скорость ПСВ по сравнению с известными образцами ударных вертолетов будет увеличена в 1,5 раза до 400-500 км/ч», - напомнил он.

Более 50 новых вертолетов, включая Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-26, Ансат-У, поступили с заводов-изготовителей в части армейской авиации за первые три квартала текущего года. Ееще более 10 единиц техники будет поставлено до конца года, передает ТАСС.

«Все запланированные на год мероприятия, включая учения подразделений армейской авиации различного уровня, авиационное обеспечение межвидовых учений, участие в международных учениях и армейских играх, освоение поступающих новейших образцов авиационной техники, совершенствование летного мастерства личным составом, подготовку молодых летчиков, были выполнены и с очень хорошими результатами» – заявил он.

На прошлой неделе глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что операция в Сирии выявила ряд конструктивных и производственных недостатков российской военной техники.

В середине июля начальник Генштаба вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов поручил до конца года устранить недостатки российской военной техники и оружия, которые были выявлены в ходе операции в Сирии.

14 апреля в ходе прямой линии Путин признал, что в ходе операции ВКС России в Сирии у отечественной военной техники вскрылось немало недостатков, однако в целом она показала себя блестяще, из-за чего на российское оружие резко возрос спрос за рубежом.

11 мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что основной выявленной в Вооруженных силах России проблемой в ходе операции в Сирии стала работа техники, этот опыт анализируется для дальнейшего ее совершенствования.

12 мая заместитель гендиректора «Вертолетов России» по производству и инновациям Андрей Шибитов сообщал, что холдинг согласовывает с Минобороны программу модернизации боевых вертолетов на основе опыта их эксплуатации в Сирии.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта