Главная » Маникюр и педикюр » Что значит tom clancy s. Необычная история о том, как том клэнси продал собственное имя. Серия «Оперативный центр»

Что значит tom clancy s. Необычная история о том, как том клэнси продал собственное имя. Серия «Оперативный центр»

Томас Лео Клэнси младший (англ. Thomas Leo Clancy Jr.), более известный как Том Клэнси - американский писатель, работает в жанре «политического триллера» и «технотриллера». Известен благодаря детально проработанным с технической точки зрения бестселлерам, посвящённым Холодной войне и событиям после неё. Некоторые книги написаны «литературными неграми» под его именем.

Томас Клэнси родился 12 апреля 1947 года в округе Балтимор, штат Мэриленд. Учился в католической школе Лойола Блэйкфилд, в Таксоне, штат Мэриленд, окончил в 1965 году. Изучал английскую литературу в колледже Лойола в Балтиморе, закончил в 1969 году. Однажды заметил, что стал изучать литературу, потому что счёл себя недостаточно умным для физики. Перед началом литературной карьеры провёл некоторое время, занимаясь страховым бизнесом.

Клэнси всегда хотел быть писателем. Прочитав заметку в газете о том, как на советском корабле «Сторожевой» случилось и было подавлено восстание матросов, решил написать детектив на эту тему. Крейсер стал подлодкой, главный бунтовщик превратился в литовца, а в историю оказались замешаны американцы. Тогда же Клэнси сделал действительно гениальное. Он целый год занимался тем, что превращал свои рукописи в технические характеристики флота, оружия, войск. И так изобрел новый жанр литературы - технотриллер .

Признаки этого жанра - скрупулезные, едва ли не с бухгалтерской точностью и конкретностью описания чуть ли не каждой фонообразующей реалии, в особенности технической и военной - все четко, в цифрах и только факты; «кинематографический» принципа композиции романов, когда в детективе сосуществует сразу несколько главных сюжетных линий, развивающихся как бы параллельно до самого финала и меняющих ракурсы повествования по типу монтажных стыков) и постоянная смена ракурсов (на протяжении всего нескольких страниц читатель может попадать то в Белый дом, то в Кремль, то на борт боевого вертолета, а то вдруг в забегаловку в пригороде Санта-Фе, штат Нью-Мексико) рождает иллюзию некой всеохватности, масштабности.

«Охота за «Красным Октябрем» стала бестселлером. Переводы, экранизация с Шоном Коннори в главной роли. Потом в том же жанре он пишет другие романы. Все они суперпопулярны. Том Клэнси удостаивается личной аудиенции президента США в Белом доме.

В 1970-х Клэнси женился первый раз. Его жену звали Ванда. В 1998 году они развелись. В 1998 году Клэнси пытался приобрести футбольную команду «Миннесота Викинг-с», однако сделка провалилась из-за развода, значительно уменьшившего состояние Клэнси. 26 июня 1999 года, в возрасте 52 лет, Клэнси вторично женился на 32-летней писательнице Александре Мэри Ллевеллин.

Интересно, как Клэнси переводили на русский. Первый перевод «Октября» был в 1986 году, причем в предисловии автор обхаял всю советскую партийную номенклатуру. Перестройка перестройкой, но такого ему простить не смогли. И пять лет его книга в Россию не допускалась. Зато потом первый тираж книги печатали в типографии Минобороны.

О неофициальной его жизни известно гораздо меньше. Известно, что он очень близок к военной элите Америки. Он прекрасно разбирается в оружии. Интересно, что когда в 1968 году к юго-западу от Азорских островов затонула американская подлодка «Скорпион», Клэнси через короткий промежуток времени заявил, что, по его мнению, причиной гибели лодки была ее собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов. А через какое-то время его слова подтвердила федеральная комиссия, состоявшая из множества экспертов. Когда случилась авария с подлодкой «Курск» журналисты СиЭнЭн сразу спросили мнения Клэнси. Кажется, он воздержался от комментариев.

В 1996 году Клэнси участвовал в разработке компьютерной игры SSN, а затем написал одноименную книгу с тем же сюжетом. Коллега по работе над этим проектом, Дуглас Литтлджонс (бывший офицер британского военного флота), вскоре основал собственную компанию, Red Storm Entertainment (как видите, название созвучно с одной из книг Клэнси), которая позднее была приобретена издателем Ubisoft. Именно она запустила и до сих пор поддерживает сразу несколько сериалов игр с обязательным «Tom Clancy"s» в названии.

Российские леворадикалы считают Клэнси врагом номер два после Збигнева Бжесинского. Его называют не иначе как певцом Нового мирового порядка, сионистом и русофобом. Так же, к удивлению многих, Клэнси выступил в защиту ислама сразу после теракта 11 сентября, во время интервью CNN позже в этот же день. Тесно связан с генералом Энтони Зинни (англ. Anthony Zinni), критиковавшим войну в Ираке. Они вместе работали над двумя военно-историческими книгами.

Хотя остросюжетные технотриллеры Клэнси сложно отнести к фантастике в полном смысле слова, они очень близко к понятию «альтернативная история», как например «Красный шторм поднимается», в котором описывается война между СССР и США.

В котором единственным путем к победе является штудирование карты и скрупулезное выстраивание маршрута штурмовой команды. Splinter Cell обожают за вдумчивый стелс, замешанный на крутых историях о теневых правительствах и государственных переворотах, многие из которых могли бы происходить уже прямо сейчас. Если же ваше знакомство с семейством «Клэнси» началось с HAWX… что ж, shit happens. Имя известного писателя служит неким знаком качества для целой вселенной игр, создающихся с уклоном в милитаризм. Давайте разбираться, какие из них достойны звания лучших из лучших.

10. Tom Clancy’s Endwar

Endwar многих из нас выставил не в лучшем свете. Голосовые команды – безумно крутая фишка, а «юбики» умудрились создать стратегию по вселенной Клэнси, в которую можно было играть только голосом. Само собой, ничем хорошим это не закончилось. Когда в матче дело шло к проигрышу, многие диванные генералы начинали изрыгать столь страшные проклятья, что уши в трубочки сворачивались, право слово. А ведь игра на самом деле хороша, как стратегия, и карты в ней неплохо продуманы. Адаптация управления под геймпад была весьма спорным решением, зато консольщики получили возможность в кои-то веки сыграть в годную RTS . А потом пришел XCOM: Enemy Unknown.

9. Tom Clancy’s The Division

Поначалу The Division выглядела так, будто пыталась сделать одновременно кучу всего, но у нее скверно получалось. А потом снизошла истина: это же Destiny с системой укрытий и балаклавами. В этот момент The Division буквально обрела смысл, если, конечно, вам импонирует подход Destiny. В ней можно неплохо провести время, гриндя новые шмотки, или, например, привести нескольких друзей и испытать свой скилл, накрутив сложность. Темная Зона, самая уникальная фишка игры, выглядит как локальный DayZ прямо посреди Нью-Йорка . Несмотря на некоторые проблемы с балансом экипировки, Зона генерирует превосходные впечатления при встрече с другой группой агентов, когда обе стороны судорожно пытаются решить, начинать уже стрельбу или разойтись по-тихому.

8. Tom Clancy’s Ghost Recon Shadow Wars

Nintendo 3DS – далеко не самая лучшая платформа для любой из серий старика Клэнси. Ни тебе эффектного визуала Splinter Cell, ни отточенных сетевых функций Rainbow Six, да и в целом шутеры всегда бледно игрались на портативках Большой N. Ghost Recon Shadow Wars же, если хотите, некий выродок в пантеоне Тома Клэнси. Это скорее тактическая RPG с небольшими заварушками специалистов, чем шутер в классическом понимании. Разработчики Shadow Wars каким-то чудом сумели уловить густое напряжение, возникающее, когда твои бойцы начинают отрабатывать выстраданный план штурма, и жестокую театральность полномасштабных Ghost Recon, завернув это в обертку пошаговой стратегии в духе XCOM. К слову, оттуда действительно кое-что перекочевало в Shadow Wars, над которой работал Джулиан Голлоп (да, это тот парень, что придумал XCOM).

Игра недоступна в цифровых сервисах для ПК

7. Tom Clancy’s Rainbow Six Vegas

Учитывая нишевый концепт R6 Vegas, удивительно, что Ubisoft сумела выжать из него целых две игры. И первая из них еще и лучшая. Свежие геймплейные фишки позволяют утверждать, что это первый тайтл серии, по-настоящему оптимизированный для консолей. Регенерируемое здоровье, вид от третьего лица при стрельбе вслепую, контекстные команды для членов отряда (на d-паде) – все было сделано для того, чтобы казуальные игроки могли получить свои честные пыщь-пыщь-бах-бах! В чем-то, несомненно, это ослабило влияние серии на оба «Вегаса», но они, тем не менее, достаточно круты и милитаристичны, чтобы доставить удовольствие любителям лейбла. И все же, идея вернуть вторую часть в город грехов без каких-либо реальных улучшений была не очень. Как «Вегасы» играются сегодня? Неплохо, но запустите-ка лучше Siege.

6. Tom Clancy’s Ghost Recon (2001)

Ну, для начала, оригинальная Ghost Recon ни разу не выдерживает современные стандарты. Это медленная, уродливая игра с бедным визуалом и слабой подачей. Но в начале тысячелетия она была на передовой ПК-гейминга. И тогда было неважно, что это наполовину симулятор, наполовину шутер – она аутентична, местами все же изумительна, и прекрасно вознаграждает терпеливость и тактический расчет. Ghost Recon своей «спецназовской» составляющей в некотором смысле искупал непростительную медлительность милитари-шутеров тех лет, вдохновленных успехом Operation Flashpoint и ArmA.

5. Tom Clancy’s Rainbow Six 3

Эту игру можно посчитать дважды, ведь был исключительно годный Raven Shield на PC, а до него – ванильный Rainbow Six 3 на Xbox. Каждый уровень в игре проходился в постоянном напряжении, едва ли не ползком. Смерть в Rainbow Six 3 настигала бойца в мгновение ока, каждое выбивание двери или заглядывание за угол выглядело как «так-я-осторожно-чуть-чуть-и-О-ЧЕРТ-ВОЗЬМИ-Я-СДОХ! После типичных консольных «выстрелил-забыл» игра воспринималась как освежающий душ, и даже в мультиплеере сохранялось это ощущение мимолетности бытия. В смысле, погибнуть было очень и очень просто. Ах, да, забавный факт: игра поддерживала голосовые команды для управления отрядом. И они работали!

4. Tom Clancy’s Splinter Cell Conviction

О, да, это было новое слово в жанре стелс, когда игра, наконец, вышла из своего производственного ада в 2010 году. Первоначально она была заявлена как некая смесь Сэма Фишера и Джейсона Борна, но на выходе это был совсем не тот free-flow combat «убей-его-газетой», который нам обещали. Впрочем, такого агрессивного, динамичного стелса тоже нигде не было. Чего стоит только способность протагониста увязывать убийства в цепочки, повергая уцелевших противников в животный ужас. Да, сюжет там не самый лучший в серии (запоминалась, правда, сцена, в которой нужно было пригвоздить ножом руку мужика к пню), но едва ли это имело значение, когда перед глазами закручивался такой экшен. И не стоит забывать просто фантастический совместный режим, где еще нужно было прикончить своих приятелей, пока они не добрались до вас.

3. Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands

Если вы когда-либо играли в хоть одну из Mercenaries, то наверняка помните, как весело было выслеживать дорогостоящие цели в их «безопасных» убежищах, а потом филигранно нейтрализовать их. Или вызвать самолет с топливовоздушной бомбой и снести все к чертовой матери. Ghost Recon Wildlands отказалась от воздушной поддержки в угоду хирургически точным ударам. Команда из четырех (будь то ваши друзья или ИИ-напарники) человек может незаметно проникнуть в лагерь наркодельцов, снять часовых, вынести ворота при помощи взрывчатки и пулеметов, или просто расстрелять все, что шевелится, из снайперских винтовок с вершины соседнего холма. Если удастся собрать полный отряд живых людей, то Wildlands станут для вас одной из самых развеселых игра вселенной Клэнси.

2. Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

Поначалу Siege заслужила сдержанные отзывы критиков и привлекла меньше игроков, чем надеялись «юбики», но время и замечательное сообщество, сплотившееся вокруг игры, выковали из «Siege» первоклассный шутер. Ее основной режим, «Осада», настолько вылизан, а карты тщательно просчитаны, что просто нет слов, как все прекрасно. Пять на пять – одна команда обороняется, вторая проникает в здание. Широкий набор гаджетов и инструментов добавляет искру в это противостояние хитрости и смекалки. Но самый сок игры в финалах 5 против 1, когда одинокий выживший герой отправляет к праотцам всю вражескую команду целиком, принимая затем в голосовом чате восхищенные поздравления соратников. Подобные моменты – на вес золота, и запоминаются они надолго.

1. Tom Clancy’s Splinter Cell Chaos Theory

На самом деле, причин, по которым Chaos Theory является лучшей игрой «Тома Клэнси», множество. Для начала, она чистокровная Клэнси – сюжет строится вокруг глобального теневого конфликта, угрожающего столкнуть мир в пучину новой войны. Мрачная, напряженная игра, в которой хватает лихих сюжетных поворотов и крючков, а протагонист Сэм Фишер ловок как никогда (несмотря на свой возраст) и по уши упакован технологичными гаджетами, ради которых Джеймс Бонд пошел бы на многое. Звездой же игры выступает режим Spies vs Mercs: самый напряженный, самый завораживающий и эмоциональный режим мультиплеера, который вам доводилось пробовать. Он чудесно сбалансирован – относительная хрупкость шпионов компенсируется видом от третьего лица, а смертоносность наемников оттеняется видом из глаз. Благодаря Spies vs Mercs было пролито столько литров пота, столько издано облегченных вздохов и отбито пятерок, что другим онлайновым играм и не снилось. Факт. Как бы. К сожалению, игра сейчас уже устарела технически, а в шпионы-наемники не погонять на консолях (серверы уже отключены), но Chaos Theory и по сей день остается эталоном игр вселенной Тома Клэнси.

Игропром многому научился у одного из главных писателей конца ХХ века. Хотя и воплотил его характерные черты полностью наоборот.

Отправить

Том Клэнси-младший. Автор семнадцати романов-бестселлеров. Любимец президента Рейгана. Писатель, который предвидел возвращение Крыма Россией, теракт 11 сентября и пару-тройку менее известных геополитических событий. Большинство прогнозов так и остались на бумаге: современный мир сильно отличается от его грёз. В частности игровая индустрия пошла наперекор главным особенностям сказок Клэнси. Но в одном сделала исключение.

Война по учебникам

Истории Клэнси произвели фурор в Америке 80-90-х. Страховой агент из Балтимора дотошно описал работу подлодок и тактику подводной войны в дебюте «Охота за Красным Октябрём». На тот момент эта область была тайной за семью печатями. «Чалиться» бы Тому до конца жизни, но обвинить его было не в чем. Он не служил во флоте и не имел к нему никакого отношения. Все детали узнал из незасекреченных книг библиотеки военно-морского института, которую открыто и законно посещал.

Это же заведение издало будущий хит, сократив роман на четверть. В расход пошли эпизоды, которые, попав в руки «советов», могли подорвать деятельность американских армад. Такой уровень реализма стал новинкой для низкой литературы. «Документальный вымысел» придавал важность, осмысленность средненьким сюжетам Тома. Впоследствии это стало визитной карточкой писателя, без которой его работы никогда бы не заблистали.

На первый, взгляд, зачем компьютерным играм дотошность книг Клэнси? Но разработчики тесно сотрудничают с военными и прочими экспертами. Ubisoft даже наняла трейсера, который курирует акробатику в её продукции. Есть студии, которые раздувают из этого сенсацию. Treyarch акцентировала внимание на том, как советы сотрудников ФБР сделали мир интереснее.


Конечно, не Клэнси изобрёл глубокое исследование темы. Люди это делали столетиями. Ещё Гомер живо изобразил взятие Трои, словно был свидетелем события. Но именно Клэнси показал, как техническая достоверность обогащает произведение, служит источником вдохновения.

Консультация с профессионалами разных областей - единственный плюс творчества Тома, который переняли игры. Но были студии, которые зашли слишком далеко. Как и Клэнси, они путали разумную дотошность с вредной энциклопедичностью.

Так хотела показать, как сильно пехота зависит от артиллерии. Воплощая замысел, авторы перестарались: зачастую пользователь не мог продвинуться в кампании иначе, как вызвав поддержку. Без неё мы чувствовали себя беспомощными, потому что не могли победить как в иных играх, ловко используя правила виртуального мира и свои навыки. Реалистичная война? Да. Весело ли в это играть? Нет!


Тем не менее, лишь опираясь на черты реальности, творцы создают нечто новое, интересное. Жизнь, пропущенная через жернова восприятия другого автора, им также пригодится. Так Клэнси освоил настольную игру флота США. В ней курсанты изучали советскую тактику ведения войны.

Бывало, вся индустрия цитировала один и тот же источник, игнорируя нетронутые массивы информации. «Спасти рядового Райана» - шикарный фильм, но грустно добрую декаду видеть вариации его сцены на пляже Омаха. Нужно шире и глубже воспринимать мир, искать золото в неразработанных месторождениях.

Заслуживает всей высказанной критики. Но inXile Entertainment можно похвалить за местами оригинальный подход. Они спрашивали учёных-генетиков, какие животные и как переживут ядерную войну. Так в «Пустошах» появились гигантские крабы, которые в силу габаритов вынуждены использовать автомобили и телефонные будки как раковины. Эти враги не только имеют научную основу, но и делают перемещение по улицам напряжённым. В любой момент может выскочить изголодавшееся по человечине членистоногое.


Ещё лучше, когда яркий выдумщик интересно интерпретирует незаезженный источник. Например, «Атлант расправил плечи» в первозданном виде не подходит для игроизации. Айн Рэнд в обличии романа написала философский трактат, потрясающий мировоззрение неподготовленного читателя. Этим воспользовался Кен Левин, который показал в катастрофу общества гениев. Они живут по своим законам, их не притесняет ни религия, ни государство, но всё заканчивается трагедией. Получился настоящий дисс на культовую книгу, а также отправная точка для антиутопии.

На службе его величества

На больших экранах Клэнси был чуть ли не успешнее, чем в литературе. Экранизации его романов были откровенной политической пропагандой. Министерство Обороны США хотело повторить успех «Лучшего Стрелка» с Томом Крузом, который лучше любой «агитки»ну разрекламировал истребители.


Благодаря таким кинолентам, граждане видели, куда уходят налоги. Но игры с Клэнси в заглавии, а также их подражатели морально устарели. Слишком яро они отстаивают ценности американцев-консерваторов, не вписываясь в текущую картину гейм-индустрии.

Писака-русофоб искренне создавал «звёздно-полосатые романы», будучи патриотом родины. Но сейчас крупнобюджетную игру одновременно делают и канадцы, и азиаты, и европейцы. Проект в худших традициях ксенофобии Клэнси - не то наследие, которое они захотят оставить после себя. Конечно, сюжет могут написать граждане США. Но её студии, благодаря международному найму, давно стали бурлящим котлом рас, культур, идеологий.

Самые успешные приложения, что в последние годы на слуху, прямая оппозиция идеологии Тома. , а также им подобные делают значительную ставку на культурное, половое и прочее разнообразие. Там женщины занимаются чем-то помимо бумажной работы и домашних обязанностей. Отсутствуют и оголтелый америкацентризм, непогрешимые герои и чёрно-белая картина мира.


Сама структура гейм-индустрии противоречит книгам Клэнси. Страны, которые у него враждебны друг к другу, сейчас совместно творят шедевры. На подхвате у гипотетической студии из США коллектив из Восточной Европы, а значительную часть художественных работ берут на себя фрилансеры-азиаты. Да и Америка больше не центр мира: магнаты из Китая активно скупают западные студии. И ведут себя не как захватчики из романов, а на основе разумного, взаимовыгодного сотрудничества делают деньги.

Разработчики отмечают, как приятно и даже весело создавать игры широких взглядов. Рядовой сотрудник счастлив, когда может предложить персонажа из близкой ему культуры. И его не пошлют на четыре стороны - при условии, что задумка адекватная. Такие произведения заставляют нас смотреть на мир чуточку шире. А винегрет из ярких действующих лиц, которые отличаются друг от друга, направляет нас в сторону терпимости.

Речь не о показательной толерантности, когда в сюжет обязательно выставляют «говорящего чернокожего». Как раз Клэнси в этом преуспел. Речь об искренней диверсификации, как в . Её герои - олицетворение поговорки «конвент уехал - косплееры остались». Но вычурная внешность подчёркивает различия в характере, прошлом и взгляде на мир. Цветастость группы не мешают Тидусу и его друзьям достигать общей цели.

Сейчас отношения между странами и общественными группами сильно обострились. Как никогда нужны творения, которые показывают, что именно пугающие людей различия делают мир интереснее, насыщенней. Под правильным углом они могут послужить благому делу. А консерватизм Клэнси - это деградация. Он ведёт к тому, что люди массово хотят отгородиться стеной от соседей.

Палка, палка, огуречик - получился человечек!

Но худшая сторона Клэнси не в его идеологии. На полках и отечественных магазинов полно кисельно-патриотических «шедевров». Проблема во влиятельности самого Клэнси и его взглядов на добро и зло. Террористы, вражеские офицеры и перебежчики - единственные люди с характерами.


Джек Райан и прочие силы добра максимально плоские. Они намеренно обезличены, чтобы каждый читатель ассоциировал с ними себя. Геймерам это хорошо знакомо по Гордону Фримену и прочим «камерам на ножках». В обоих случаях создатели боятся, что сложные образы оттолкнут потребителя.

Сценаристы и пользователи пугающе поддерживают эту практику. Ведь так проще погрузиться в выдуманные миры! Может быть, но данная деталь не красит ни романы Клэнси, но компьютерные игры. Это опухоль на теле литературной традиции.

Читая, например, Шекспира, мы глубоко вовлекаемся в перипетии Гамлета и короля Макбета, несмотря на историческую и культурную отдалённость. Их проработанные моральные ценности и качества не мешают нам погружаться в повествование. Конечно, на их месте мы бы повели себя хитрее, осмотрительнее или благороднее, но именно их характеры ведут к ярким поступкам. Поэтому эти трагедии читали и будут читать веками.


Для Клэнси персонаж Джека Райана - это повод сбежать из реальности, вообразив себя кем-то другим. Том с юности хотел служить в армии, даже записался добровольцем во Вьетнам. Но слабое зрение завершило толком не начавшуюся карьеру. Многие из нас так же находят отдушину в художественных произведениях. Почему бы не сделать этот процесс интереснее, полезнее?

Проработанные персонажи - наши ориентиры. Мы учимся у них, в то же время понимая, как сложно устроен человек. К счастью, игровая индустрия подарила нам Сефирота из , Мэнни Калавера из и многих других. Даже Натан Дрейк в на контрасте с предыдущими похождениями стал «объёмным».


Именно комплексные герои двигают сюжет: их поступки исходят из характера. Если последний плохо прописали, то приключения получаются пресными. А когда проработаны личности всех исполнителей ключевых ролей, снисходит настоящая благодать. Поэтому мы любим и « ». Сложные действующие лица не пугают людей. Даже когда возникает существенная разница между мотивацией пользователя и его виртуального подопечного.

Джоел в развязке « » совершает зверский поступок. Вместе с ним мы лишаем человечество единственной и, возможно, последней надежды на светлое будущее. Многие из нас были в шоке от разрвязки и никогда бы такое не сотворили. Это делает не совсем нашей историей. Зато мы получили яркие, интересные переживания, а также интересную тропу к сиквелу.


Но есть игры, что дают нам свободу поступков в рамках драматических событий. В трилогии мы формируем образ коммандера своими поступками. Хотя у Шепарда всегда остаются неизменные черты. Он - лидер, устремлён к цели, при необходимости пойдёт на риск даже при ничтожных шансах на победу.

Это направляет нас, улучшая отыгрыш: мы импровизируем, но рамки авторского замысла не дают нам всё испортить. Константы личности человека-спектра задают тон геймплею: мы управляем бойцами, вовлекаемся в их личную жизнь. В итоге завоёвываем доверие, вызываем уважение, восхищение экипажа.

Более того, Джон Шепард - тот, кем должен быть герой Клэнси. Писатель отвечал на критику, что его Джек Райн вовсе не плоский. Мол, именно такие упрощённо-целеустремлённые люди выигрывают войны. Но эти слова относятся и к чаду BioWare : Шепард - облегчённый, Райан - примитивный.


Да, не Том изобрёл двухмерных героев, но внёс значительный вклад в их нормализацию. Смотря на успех его семнадцати бестселлеров, сценаристы задаются вопросом: зачем стараться? А среди игровых разработчиков укореняется мысль, что характер не нужен. Хотя в случае с Клэнси обезличенное добро - наглая манипуляция. Нам навязывают: «Эти и те - злые, но ты-то, дорогой читатель, добрый?». Как и в случае с программами молчаливый персонаж помогает не раздувать бюджет, лучше контролировать разработку.

Славные ублюдки

На контрасте с картонными силами добра злодеи Клэнси радуют проработкой. Особенно в ранних произведениях характеры и судьбы злыдней сложились в результате сложного прошлого вкупе с «идеологией» головного мозга.


В «Охоте за Красным Октябрём» Марко Рамиуса, перебежчика-командира советской подлодки, преследует его лучший ученик - Виктор Туполов. Последний хочет потопить ренегата не из-за пресловутой линии партии. Он ждал схватки с наставником всю жизнь. Оба офицера превосходно знают тактику, уловки друг друга. Для Туполова это шанс доказать, что он - лучший. Клэнси подчёркивает, что командиры подлодок особенно честолюбивы, укрепляя конфликт.

«Шутку» довольно паршиво экранизировали в прошлом году. Событий первоисточника не хватило на полнометражную картину. Пришлось добавить пятое колесо в виде сюжетной линии Бэтгёрл.

Вероятно, сценаристы отсюда черпали вдохновение: у тёмного рыцаря периодически на поверхность прорывается «Мистер Джей». Это заставляет Брюса действовать жестоко. В кульминации бой между заклятыми врагами происходит в подсознании Уэйна. До нас доносят банальную, но верную мысль: мы невольно становимся похожи на тех, с кем сражаемся. То же самое можно сказать про вселенную Тома Клэнси и гейм-индустрию. Последняя ведёт бой с идеологией, что стоит за именитым романистом.

Извлечённые ею уроки не ограничиваются перечисленными в статье: в неё попали лишь ярчайшие черты Клэнси. Он послужил маяком острова, от которого играм нужно держаться подальше. В пылу битвы виртуальные забавы стали лучше, переняв главную фишку «писаки-русофоба».

Том Клэнси умер в 2013 году. Это могло стать сюрпризом для многих игроков Tom Clancy’s , которая была выпущена спустя два года, в 2015. Очевидно, что Том не имел ничего общего с игровой индустрией – тогда почему его имя украшает каждую коробку с игрой?

Эта странная история о том, как имя одного человека стало брендом, и как этот бренд начал самостоятельное существование, полностью отделившись от этого человека.

Кто такой Том Клэнси?

Для целого поколения геймеров это имя ассоциируется с компанией Ubisoft, а конкретно – с военными шутерами. Многие молодые игроки могут даже не знать, что этот человек был также феноменально успешным автором, который при жизни продал около 100 миллионов копий своих книг. Более того, на просторах интернета нет недостатка в людях, спрашивающих, кто такой Том Клэнси.

Самый популярный вопрос выглядит так: «Кто такой Том Клэнси? Я знаю его по видеоиграм, но делал ли он что-то ещё?» Факт: запрос «Кто такой Том Клэнси» входит в топ 600 вопросов, которые вводят в поисковую строку пользователи Google.

Том Клэнси издал свой дебютный роман «The Hunt for Red October» в 1984 году. Он писал его в своё свободное время, когда работал страховым агентом, и на момент издания ему было 37 лет. Количество продаж романа превысило 2 миллиона экземпляров. Так началась писательская карьера Клэнси по созданию бестселлеров в жанре военный триллер, которые восхвалялись за детально проработанные с технической точки зрения сюжетные линии.

Первая видеоигра, основанная на работах Тома, была выпущена в 1987 году: она являлась симулятором подводной лодки на ПК и была переработанной историей из романа «The Hunt for Red October». Так начался длинный этап создания игр с припиской «Tom Clancy’s» в их названиях.

Дальнейшие адаптации «Красного Октября» и релиз нового симулятора подводной лодки под названием «Red Storm Rising» производились в компании Red Storm Entertainment, которую основали Том Клэнси, капитан ВМС Великобритании Дуг Литтлджонс, а также игровой продюсер Стив Рид.

Компания выпустила Tom Clancy’s Rainbow Six – тактический шутер, основанный на одноимённом романе – в 1998 году: в нём международная контртеррористическая команда проводит скрытые операции, спасая заложников и уничтожая террористов по всему миру. Игра получила горячий приём от прессы и, хотя она и не была первым тактическим шутером в истории, радикально изменила свой жанр, породив множество подражателей.

Всё шло хорошо. Но затем вмешалась компания Ubisoft, приблизив нас на шаг ближе к фантомному образу Тома Клэнси. Французская компания купила Red Storm Entertainment в 2000 году и на протяжении восьми лет после этого осуществляла контроль над выпуском полдюжины игр из серии Rainbow Six. Впоследствии право на использование этого названия получили и другие студии Ubisoft.

В то же время Red Storm Entertainment создала несколько тактических шутеров под названием Tom Clancy’s Ghost Recon. Странно в этом названии то, что, в отличие от Rainbow Six, игры серии Ghost Recon создавались не по произведениям Клэнси, однако его имя всё равно было добавлено в заглавие. Вероятнее всего имя Тома начало добавляться к названиям игр из-за того, что он являлся сооснователем компании, но внёс ли он какой-то вклад непосредственно в создание игр – неизвестно.

После этого произошло что-то экстраординарное. В 2008 году, когда никто не ожидал, компания Ubisoft купила имя Тома Клэнси. Для уточнения: они купили не лицензию на использование, а просто целое имя.

Сделка давала Ubisoft все «права интеллектуальной собственности на имя Тома Клэнси на постоянной основе и без всяких соответствующих будущих выплат роялти, для использования этого имени в видеоиграх и дополнительных продуктах, включая связанные с ними книги, фильмы и другие товары». Точные условия сделки никогда не опубликовывались, но создаётся впечатление, что сам Клэнси отказался давать какие-либо комментарии по поводу использования своего имени из-за возможности потерять право на будущие выплаты роялти, которые он мог бы получить от договора.

Ubisoft в заявлении для прессы в 2008 году сказала следующее: «роялти сбережения, полученные от этого приобретения, оказывают в среднем положительное влияние на производственную прибыль Ubisoft в размере не менее пяти миллионов евро в год». Становится ясно, что компания достаточно платит за использование имени.

В своей повседневной жизни Клэнси мог свободно использовать собственное имя, а что ещё важнее – он мог использовать его в своих книгах. Но когда дело доходило до видеоигр и «дополнительных продуктов», его имя больше ему не принадлежало. Напрашивается вопрос: что же в действительности означает имя Тома Клэнси?

Преданный консерватор, Том Клэнси вёл экстраординарную жизнь, и он продолжает вызывать много споров даже после своей смерти. Он был обладателем работающего танка Второй мировой войны, который был Рождественским подарком его жены. Продажам его первой книги помог президент США Рональд Рейган, который положительно отозвался об этой истории.

Мистическим образом совпал с террористической атакой сентября 2001 года роман «Debt of Honor», созданный Томом в 1994 году, и рассказывающий о пилоте авиалайнера, который преднамеренно совершил столкновение с Капитолием в Вашингтоне. Более того, вскоре после нападений террористов Клэнси появился на CNN, критикуя нехватку инвестиций в разведывательные службы США.

Судебные тяжбы над его имуществом в размере восьмидесяти трёх миллионов долларов затянулись на годы после его смерти в результате неоднозначно сформулированного завещания, в котором неясно, должны ли налоги быть уплачены второй женой Тома или четырьмя детьми из предыдущего брака. Совсем недавно возник спор по поводу прав на персонажа из романов Тома, Джека Райана, с вдовой писателя, которая стремится получить персонажа в свою полную собственность.

Том Клэнси – это больше не имя человека, это бренд. Бренд, который символизирует тайный мир шпионов, борьбу с терроризмом и определённый вид напряжённого военного триллера. Некоторые авторы продолжают писать истории, основанные на персонажах мира Тома Клэнси. Примечательно, что имена писателей специально напечатаны маленьким шрифтом где-то в стороне, тогда как бренд «Tom Clancy» заполняет чуть ли не половину обложки.

Когда бренд приходит в игры, он эффективно используется в качестве условного обозначения для того, чтобы намекнуть о существовании в игре правой политики и различных идеологий, в которой супергерои из американской армии десантируются в горячие точки для восстановления порядка и свершения правосудия. Выпущенная намного позже смерти Тома игра Tom Clancy’s The Division является хорошим примером написанного выше. Как заметил журнал Newsweek, брэнд «Tom Clancy» обозначает то, что «политическое образ некоего консервативного мировоззрения присутствует в самой ДНК игры».

Как и в политике правого толка, существуют герои и злодеи, хорошие парни и плохие парни, между которыми существуют слегка стёртые тонкие границы, и всё ради того, чтобы говорить о натянутых отношениях. Как говорил Джордж Буш младший: «Либо вы с нами, либо вы с террористами». Данный эпитет, кажется, отражается в пустых улицах Нью-Йорка игры The Division, отмечает Newsweek, когда ты встречаешь «преступный сброд, ворующий для того, чтобы выжить» и безнаказанно убиваешь их.

Forbes пошёл ещё дальше, описывая The Division как «антиутопический кошмар о моральных принципах Большого правительства». В этом кошмаре ответ правительства «американским гражданам, пытающимся выжить в постапокалиптическом мире» звучит как: «идите и убивайте всё, что движется, и имейте при себе оружие». Вы либо с нами, либо против нас.

Игра Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands похожа на описанную выше, и Paste пишет о ней как о «воинственно настроенном мировом пространстве в представлении Тома Клэнси». Данная игра показывает нам наркокартель, который захватил всю Боливию, и олицетворяет собой долгую Войну с наркотиками, инициатором которой стал Ричард Никсон в 1970 годах. Но здесь нет заковырок.

Здесь нет постановления Глобальной комиссии по вопросам наркополитики от 2011 года о том, что: «Международная война с наркотиками была проиграна с разрушительными последствиями для отдельных лиц во всём мире и общества в целом». Здесь нет подтверждения того, что Война с наркотиками изначально могла быть создана самими наркокартелями с целью стимуляции «роста огромного криминального чёрного рынка». Взамен этого нам говорят, что наркотики – это плохо, а армия США – хорошо.

В конце концов, название бренда Tom Clancy, так же как и политика правого толка, внушает страх «других». Как отмечает Paste: «Вселенная Clancy состоит из угроз национальной безопасности США и демонстрации иностранного государства. Нельзя вообразить ни одной из этих историй с политическим контекстом, которые не основывались бы на страхах за безопасность какой-нибудь американской организации или идеалов».

В своей основе, как, например, в игре , где история облегчается до максимума, вселенная Clancy может быть «выпарена» до игры, в которой идёт состязание между полицией и грабителями.

Бренд Tom Clancy является, в большинстве случаев, способом компании Ubisoft сигнализировать о том, что игра будет содержать правые идеалы, но без необходимости понимания политики, или даже без признания политики как явления. Складывается впечатление, что Ubisoft хочет использовать имена и темы, привязанные к политике, чтобы продавать свои игры, но без затрагивания политики и её последствий напрямую.

Возьмём в пример Far Cry 5. Основной смысл игры с её любящим оружие культом, который отсиживается в сельской части Америки, выглядит очень похожим на продолжающиеся дебаты о введении закона по контролю над оружием, который стал ещё актуальнее в связи с недавней массовой стрельбой и митингами о запрете оружия.

Но даже несмотря на то, что Far Cry 5 основывался на этой теме, кажется, что игра оказалась более политичной, чем предполагалось самой компанией Ubisoft – до такой степени, что креативный директор игры, Дэн Хэй (Dan Hay), пошёл на многое, чтобы избежать обсуждения тесной взаимосвязи событий в игре с обстановкой в современной Америке. Хоть Ubisoft и не хочет участвовать в политических баталиях, она всё ещё проталкивает в свои игры определённую их часть, и имя Тома Клэнси – самый очевидный случай этого явления.

Существуют случаи, когда имя создателя приписывается к работам, которые были сделаны намного позднее его кончины – примером служит выпущенное в 2008 году шоу Jim Henson’s Pajanimals, когда сам кукловод умер в 1990 году. Но это не обычное явление. Том Клэнси, может, уже давно и освободился от тягот мирской жизни, но его бренд по-прежнему навещает Землю – и этот бренд олицетворяет собой воинствующую правую армию без оттенков серого, а также слово на букву «п», которое нигде не упоминается.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта