Главная » Маникюр и педикюр » Статьи по программе перспективная начальная школа. Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы

Статьи по программе перспективная начальная школа. Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы

В декабре 2012 Российским законодательством был принят Федеральный Он считается основным нормативно-правовым актом в сфере образования.

Общее образование в России

Образование в нашей стране направлено на развитие личности. А также в процессе обучения ребёнок должен усвоить основные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся ему для адаптации среди людей и правильного выбора профессии.

Ступени общего образования:

  • дошкольное;
  • общее начальное (1-4 классы);
  • основное общее (5-9 классы);
  • общее среднее (10-11 класс).

Тем самым, становится понятно, что образование в России делится на 2 вида:

  • дошкольное - дети получают его в детских садах и школах;
  • школьное - с 1 по 11 класс, дети обучаются в учебных заведениях, школах, лицеях, гимназиях.

Многие дети, приходя в 1 класс, начинают учиться по образовательной программе "Перспектива начальная школа". Отзывы о ней имеются разные, учителя и родители обсуждают программу на различных форумах.

Основные положения программы включают в себя все требования государственных стандартов о начальном общем образовании. Основой стал системно-деятельный подход к развитию личности ребёнка.

Программа "Перспективная начальная школа" в 1 классе

Отзывы родителей и педагогов в начальной школе о программе "Перспектива" разносторонние, но чтобы понять всю её суть, необходимо познакомиться с ней подробнее.

Что изучает программа:

  • филологию;
  • математику;
  • информатику;
  • обществознание;
  • искусство;
  • музыку.

Ребёнок, изучая программу, в целом может составить своё мнение об окружающей среде и получить полную научную картину мира.
В программе "Перспектива" имеется ряд учебников. Среди них:

  • русский язык - азбука;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • информатика и ИКТ;
  • окружающий мир;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • английский язык.

Все учебники, входящие в состав учебной программы "Перспективная начальная школа", прошли аттестацию на соответствие ФГОС НОО. И были рекомендованы Министерством образования и науки к использованию для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Главной задачей всей программы "Перспективная начальная школа" является полноценное развитие ребёнка на основе поддержки педагогами его индивидуальных особенностей. При этом программа рассчитана на то, что каждый ученик сможет побывать в разных ролях. Таким образом, одно время он будет обучающимся, в другое - обучающим, а в определённые моменты - и организатором учебного процесса.

Как и у любой программы, у "Перспективной начальной школы" имеются свои принципы в обучении детей. Основные из них:

  • развитие каждого отдельного ребёнка должно быть непрерывным;
  • в любой ситуации у ребёнка должна быть сформулирована целостная картина мира;
  • педагог должен учитывать особенности каждого ученика;
  • учитель охраняет и укрепляет физическое и психическое состояние ребёнка;
  • школьник для воспитания должен получать наглядный пример.

Основные свойства программы "Перспектива"

  1. Комплектность - в момент обучения ребёнок учится находить данные из разных источников. Таких как учебник, справочник, простейшее оборудование. У детей вырабатываются навыки делового общения, так как программой разработаны совместные задания, работа в паре, решение задач малым и большим коллективом. Педагог во время разъяснения нового материала пользуется несколькими точками зрения по поводу одной задачи, это помогает ребёнку рассмотреть ситуацию с разных сторон. В учебниках имеются основные герои, которые помогают детям научиться воспринимать информацию играя.
  2. Инструментальность - специальные разработанные механизмы для детей, которые помогают на практике применять приобретённые знания. Сделана она для того чтобы ребёнок мог без посторонней помощи искать необходимую информацию не только в учебнике и словарях, но и за их пределами, в различных методических пособиях.
  3. Интерактивность - в каждом учебнике имеется свой интернет-адрес, благодаря которому ученик может обмениваться письмами с героями учебников. Используется эта программа в основном в школах, где широко используются компьютеры.
  4. Интеграция - программа разработана так, чтобы школьник мог получать общую картину мира. Например, на занятиях окружающего мира ребёнок сможет получить необходимые знания из разных областей. Таких как естествознание, обществознание, география, астрономия, ОБЖ. А также интегрированный курс ребёнок получает на уроках литературного чтения, так как там в основу обучения включено обучение языку, литературе и искусству.

Главные особенности программы "Перспектива"

Для учителей разработанные методические пособия стали большими помощниками, так как в них подробно расписаны планы уроков. Большая часть родителей и учителей остаются довольны программой.

Особенности:

  • помимо учебников по каждому предмету прилагаются хрестоматия, рабочая тетрадь, дополнительное методическое пособие для учителя;
  • курс обучения школьников состоит из двух частей. В первой части учителю предлагаются теоретические занятия, вторая же часть помогает педагогу выстроить план занятий отдельно для каждого урока. А также в методическом пособии имеются ответы на все вопросы, которые заданы в учебнике.

Стоит понимать, что образование в начальной школе - это очень важный процесс, при котором у ребёнка строится фундамент для всего последующего обучения. Учебная программа "Перспектива начальная школа", отзывы это подтверждают, имеет много положительных моментов. Ребёнку довольно интересно получать новые знания.

Как авторы видят перспективу своей программы?

Разрабатывая программу авторы стремились в неё внести все ключевые моменты, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни. Ведь как раз в начальной школе дети должны научиться осмысливать правильность своих действий, получать более полную картину окружающего мира.

В наше время фактически все школьные программы направлены на развитие личности. "Перспектива" стала не исключением. Поэтому, как говорят учителя, которые столкнулись с работой по этой программе, ничего сложного в ней нет. Главное, чтобы ребёнок занимался не только в школе, но и дома.


Стоит ли учиться по данной системе?

Идти в школу с программой "Перспективная начальная школа" или нет, решает для себя каждый родитель самостоятельно. В любом случае начальное образование ребёнок получить должен.

Учителя стараются не оставлять отрицательных отзывов о программе "Перспективная начальная школа", так как им и дальше с ней работать. А вот мнения родителей неоднозначные, кому-то нравится, кому-то нет.

Что нужно знать о программе "Перспектива":

  • программа разработана очень близко к традиционной;
  • должна помочь ребёнку стать самостоятельным;
  • родителям расслабиться не получится, на протяжении всего обучения ребёнку будет требоваться их помощь.

Немного о "Перспективной начальной школе"

Если ученик идёт учиться в начальную школу по программе "Перспектива", отзывы для родителей очень часто становятся весомым аргументом задуматься о том, сможет ли он понять все аспекты обучения.

Вся программа представляет собой одну большую систему взаимосвязанных подпрограмм. В то же время каждая дисциплина является отдельным звеном и отвечает за определённое направление в деятельности. Для многих родителей отзывы об учебной программе "Перспектива начальная школа" помогают правильно оценить свои возможности и способности ребёнка.

  • ребёнок должен быть готов самостоятельно развиваться;
  • ребёнок должен осмыслить и понять основные ценности в жизни;
  • необходимо мотивировать ребёнка на обучение и познание.

Для многих родителей кажутся эти цели неуместными и довольно сложными для учеников первого класса. Именно поэтому отзывы о программе обучения "Перспектива" (начальная школа) далеко не однозначны. Кому-то нравятся учебники и изложенный в них материал, кому-то нет. Но это справедливо для всех обучающих программ. У каждой из них есть свои минусы и плюсы, и задача родителей - понять, чего же больше.

Если рассматривать программ1 "Перспективная начальная школа", 1 класс, отзывы авторов помогут понять принципы, по которым строится весь учебный процесс. На что надеются создатели?

  1. Развитию личности в этой программе уделено наибольшее внимание. Ребёнок должен понять какие из человеческих ценностей должны быть превыше всего.
  2. Воспитание патриотизма. Ребёнок с детских лет должен быть трудолюбивым, уважающим права и свободы человека, проявлять любовь к окружающим, природе, семье, Родине.
  3. Объединение культурного и образовательного процесса. Защита национальной культуры и понимание значимости всех культур, различных наций для всего государства в целом.
  4. Самореализация личности. Ребёнок должен уметь самостоятельно развиваться и участвовать в различных творческих заданиях.
  5. Формирование правильной точки зрения и общей картины мира.
  6. Одна из главных целей - помочь ребёнку научиться жить в обществе с другими людьми.

Из отзывов о программе "Перспектива начальная школа" можно понять, как совершенно разные дети усваивают информацию и как проходит адаптация в школе. Следует отметить, что во многом это зависит от учителя (порой гораздо больше, чем от программы).

Достижения школьников

Начальная школа по программе "Перспектива", отзывы работников Министерства образования это подтверждают, способствует гармоничному развитию учеников.

Достижения:

  1. В метапредметных результатах - ученики довольно легко справляются с освоением
  2. В предметных результатах - дети усваивают новые знания и стараются применять их исходя из общей картины мира.
  3. Личностные результаты - ученики легко самостоятельно изучают и находят необходимый материал.

Это основные достижения, на которые направлена начальная школа с программой "Перспектива". Отзывы о проекте чаще положительные, так как родители замечают изменения в детях в лучшую сторону. Многие становятся намного более самостоятельными.

Школьная программа "Перспектива начальная школа": отзывы учителей

Несмотря на то, что программа "Перспектива" появилась сравнительно недавно, многие учителя уже работают по ней.

Очень важное значение для родителей имеют отзывы о программе "Перспективная начальная школа" (1 класс) именно от учителей. Так как они работают с ней и знают все подводные камни, с которыми придётся столкнуться.

С появлением в процессе обучения большого количества школьных программ для начальной школы нельзя однозначно сказать, какая будет лучше. Так и в "Перспективе" имеются и свои минусы, и плюсы.

К плюсам учителя относят методические пособия для проведения уроков. Они разделены на две части, В одной из которых имеется теоретический материал, в другой - подробный план ведения уроков по школьной программе "Перспектива начальная школа".

В 2015 году 1А класс занимается по программе «Перспективная начальная школа». Что же представляет из себя данный УМК? Представляю вашему вниманию обобщенные сведения об этой программе.

Концептуальные положения системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

  • Русский язык.
  • Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
  • Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
  • Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А.
  • Математика. Чекин А.Л.
  • Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
  • Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
  • Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
  • Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
  • Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
  • Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.

Все учебники УМК включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года. Учебники были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы концепции “Перспективная начальная школа”:

  • Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
  • Принцип целостности картины мира.
  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
  • Принципы прочности и наглядности.
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:

  • Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
  • Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
  • Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
  • Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

Основные методические особенности УМК “Перспективная начальная школа”:

  • УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
  • Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть - непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
  • Основная установка комплекта, – внимание к практическим задачам. Знания – это часть жизни, а не нечто абстрактное.

Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение – это радость маленьких открытий.

Они оформлены таким образом, что сразу привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Хочется их листать, рассматривать, просто подержать в руках. Наличие большого количества иллюстраций привлекает внимание, дети проживают жизненные моменты совместно с героями, сопереживают и помогают им, иллюстрации помогают решить определенные дидактические задачи.

В учебнике математики А.Л. Чекина четко прослеживается система разнообразных упражнений по развитию произвольности психических процессов («заключи в красную рамку, обведи синим карандашом», пошаговое выполнение заданий и т.д.), ежедневная работа по развитию мелкой моторики («раскрась, обведи, нарисуй»). Знакомство детей с базовыми геометрическими понятиями основано на имеющемся жизненном опыте детей, представлениях о формах предметов. Разнообразный геометрический материал, схемы и рисунки в учебнике, вся система заданий значительно развивают у детей наглядно-образное мышление.

Наличие двух точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку примерить свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них, дети учатся доказывать правильность собственных суждений. Уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений в задании.

Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. Но все задания учебника простроены в соответствии с основными принципами программы. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята уже свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.

Курс по литературному чтению решает многие задачи для всего комплекта: формирование умения отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание»; умение определять содержание текста по его названию. Учебник, хрестоматия и тетрадь для самостоятельных работ связаны структурно кругом идей. Все четыре года вместе с детьми путешествуют Маша и Миша – герои всего курса. Это создаёт ощущение непрерывности, последовательности обучения. В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены потрясающего качества художественные репродукции, диски с музыкальными произведениями.

Особо хочется сказать о работе в минигруппах. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят даже когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненную работу, отодвигаются. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.

Детям очень нравится учебник «Окружающий мир»: красочный, яркий, с большим удовольствием работают в тетрадях. Тексты и задания в учебнике и тетради обращены лично к ученикам и рассчитаны на работу в группах. Все задания рассчитаны на многовариантные ответы. Изучение окружающего мира идет путём сравнения. Наблюдая и сравнивая, дети делают первые самостоятельные выводы. Задания направлены на поисковую деятельность (например, деление растений на группы)

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения:

  • возраст школьника (первоклассник может быть как 6,5 лет, так и 7-8
  • разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);
  • топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник;
  • разный уровень владения языком (не всегда является носителем одного языка или имеет логопедические проблемы);
  • особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний – учителем
  • учитывалась и разная наполняемость классов.

Продуманная система заданий и вопросов, эксперименты побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, дети с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, тем самым учатся работать с дополнительной литературой.

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» с этой целью включает в себя огромный штат учебных пособий таких, как учебник, хрестоматия, рабочие тетради для самостоятельных работ, тетради для контроля знаний и умений. Развивая самостоятельность ребенка с первых шагов в школе, «Перспективная начальная школа» добивается хороших результатов обучения чтению, письму и счету. Дети быстрее осваивают навыки беглого чтения, письма, и решение логических упражнений не вызывает у учащихся затруднений. УМК «Перспективная начальная школа» построен по принципу усложнения учебного материала, много интересных и творческих заданий, развивающих мышление и память ребенка.

Во-первых, эти учебники рисуют детям полную картину мира, опираясь при этом на жизненный опыт самого ребенка. Такое в учебной литературе встретишь нечасто. Во-вторых, они учат говорить (на развитие речи тут работают не только литература и русский язык, но даже математика и «Окружающий мир»), наблюдать и… читать. Не просматривать страницы по диагонали, а именно читать - жадно и с увлечением. У ребенка вообще может сложиться впечатление, что перед ним вовсе не учебник, а занимательная приключенческая повесть про умненькую девочку Машу, ее младшего братца Мишу, про их друзей, одноклассников и замечательную учительницу Евдокию Васильевну, объяснения которой просты и доходчивы. Эта сюжетная линия захватывает читателя сразу и надолго: кому не захочется разделить с любимыми героями все их испытания? У такой «чтивости», кстати, есть еще один серьезный плюс. Если, заболев, ребенок пропускает занятия, то отныне это уже не трагедия для родителей: прочитали, разобрали, выполнили вместе и не отстали от программы.

Задача школы – не просто дать детям комплекс знаний, а научить их эти знания добывать самостоятельно. Считаю, что весь комплект учебников с этой задачей успешно справляется.

Учитель 1А класса Буславьева Марина Валерьевна

Развивающая личностно-ориентированная система обучения - это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник» .

Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе котрого лежит системно-деятельностный подход.

Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

УМК «Перспективная начальная школа» включает включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А.
- Математика. Чекин А.Л.
- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
- Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
- Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
- Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.

Все учебники УМК, кроме учебников «Окружающий мир» Федотовой О.Н. и др., в ключены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов Федотовой О.Н. и др. исключены из перечня приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015г. N 1529.

Учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года. Учебники были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.


Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа» :
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность - Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция - это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» :
- УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
- Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Официальный сайт.

Если уж родителям зачастую нелегко разобраться в особенностях школьных программ, то детям и подавно не найти отличий между существующими учебно-методическими комплексами. А ведь выбор школы и образовательного проекта - дело весьма ответственное, от которого, без преувеличения, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка. Дабы не кусать локти, важно сделать правильный выбор в пользу методики преподавания для учеников младших классов. По отзывам, «Перспективная начальная школа» - специфическая образовательная программа, имеющая свои плюсы и минусы.

Вкратце об авторах учебно-методического комплекса

Данный проект, как и другие учебно-методические комплексы, является результатом коллективного труда ученых и практикующих педагогов ведущих российских вузов. В отличие от традиционной системы обучения, программа «Перспективная начальная школа» является вариативным продуктом образовательных развивающих методик, авторами которых являются выдающиеся российские ученые Д. Б. Эльконин-Давыдов и В. В. Занков.

Создателем курса для учащихся начальной школы стала Роза Гельфановна Чуракова - кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации работников образования. Будучи руководителем проекта, автор ответственно подошла к подбору методических пособий и учебников по всем дисциплинам. Данные пособия вошли в комплект «Перспективная начальная школа»:

  • «Обучение грамоте (обучение письму)» и «Азбука» для 1 класса, авторами которого являются профессора Ю. А. Агарков, М. Г. Агаркова.
  • «Русский язык» для учащихся начальной школы подготовлен М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой.
  • «Литературное чтение» - автором является доктор филологических наук Н. А. Чуракова.
  • «Математика» (учебники и рабочие тетради) разработаны А. Л. Чекиным - кандидатом физико-математических наук.
  • «Информатика» (со второго класса) - авторы Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.
  • «Окружающий мир» - весь учебный курс представлен кандидатами педагогических наук О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой и С. А. Трафимовым.
  • «Технология» в «Перспективной начальной школе» издана кандидатом педагогических наук Т. М. Рагозиной, И. Б. Мыловой.

В образовательный комплект также включены учебные пособия по музыке, физкультуре, ИЗО и английскому языку (С. Г. Тер-Минасовой «Favourite»). Стоит отметить, что учебники по предмету «Окружающий мир» не получили соответствующих рецензий от Министерства образования и науки РФ для внедрения в учебный процесс. 3

Разработка проекта по общефедеральным образовательным стандартам

Попробуем разобраться с особенностями данной школьной программы. Первое, что следует отметить, это ее соответствие ФГОС. «Перспективная начальная школа», по мнению авторов и известных отечественных педагогов, является эффективным механизмом развития индивидуальных качеств каждого ученика. Цель проекта - сформировать у ребенка навыки самостоятельности в обучении. Школьник не должен быть просто ведомым участником образовательного процесса.

Концептуальные положения системы обучения «Перспективная начальная школа» в полной мере соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, каждому пункту программы свойственна индивидуальная и коллективная ориентированность. Т. е. внедрение проекта в учебный процесс подразумевает использование личностного подхода к каждому учащемуся и в целом к детскому коллективу.

Основные принципы проекта

  • Становление личностных качеств, соответствующих требованиям современного социума на основе толерантности к его многонациональному, культурному и конфессиональному составу.
  • Нацеленность на получение наивысших результатов обучения как системно-образующий элемент учебного процесса, в котором становление личности обучающегося происходит благодаря усвоению ординарных учебных действий, познанию окружающего мира.
  • Обеспечение достижения поставленных целей путем освоения фундаментального образовательного курса.
  • Гарантированность преемственности и последовательности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) образования.
  • Учет личных возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников.
  • Определение роли и степени важности тех или иных видов деятельности для постановки целей в ходе процесса обучения и воспитания.
  • Предоставление разнообразных организационных форм при учете особенностей развития каждого школьника (в том числе одаренных учеников, детей с инвалидностью, дефектами речи и т. д.).
  • Обеспечение условий для роста творческого потенциала, стремления познавать неизвестное, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Всестороннее развитие школьника

К задачам начального общего образования относят также развитие творческих способностей школьника, его интереса и желания к учению. Именно в детях, учащихся в младших классах, взращивают нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностные критерии позитивного отношения не только к себе, но и окружающим.

В разделе учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» для 1 класса авторы исходят из гуманистических соображений, опираясь на заключения психологов: абсолютно все дети способны хорошо учиться, если создать для этого соответствующие условия. И одно из таких — личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Универсальная программа для начальной школы

При составлении учебного материала и выборе стиля его изложения авторы учитывали несколько важных особенностей. По их отзывам, «Перспективную начальную школу» можно считать универсальной программой, потому что:

  • Учебники, рабочие тетради и остальные пособия оптимально подходят школьникам разного возраста. Известно, что первоклассником может быть ребенок как шести, так и семи-восьми лет.
  • У всех учащихся абсолютно разный уровень подготовки. Дети, которые посещали дошкольные образовательные организации, идут в 1 класс, обладая необходимой базой устных и письменных навыков.
  • Существенны различия и в топографической принадлежности обучаемой аудитории. Так, по данной образовательной программе обучаются не только городские, но и сельские школьники.
  • Отличия в уровнях владения русским языком среди учащихся, а также наличие большого количества логопедических проблем в младших классах.
  • Может быть применена для классов с разной наполняемостью, в том числе и для школьников малокомплектного класса.

Особенности составления учебного материала

Интересно, что в основе учебно-методического комплекта лежит тесная взаимосвязь курса «Окружающий мир» с остальными дисциплинами. По мнению авторов, азы этого предмета прочно «проросли» и в русский язык, и в математику. Без знаний о том, что находится вокруг нас, ребенок не сможет полноценно развиваться и становиться грамотным. Единственное, что вызывает сомнения, это отсутствие рекомендаций от Министерства к пособию «Окружающий мир» из УМК «Перспективная начальная школа».

Учебники и рабочие тетради, соответствующие данной программе, созданы по единому принципу: все они от первой до последней страницы пронизаны изображениями ярких персонажей по имени Миша и Маша. У ребят, которые мелькают в книжках, также есть родители, друзья, одноклассники, домашние животные и т. д. На протяжении года они растут вместе с учениками, набираются знаний, делая уроки. Согласитесь, игра подогревает интерес учащихся младших классов к учебе. С другой стороны, непонятно, насколько полезно присутствие подобных иллюстраций. Так, например, в рабочих тетрадях ко многим заданиям предложено два решения - одно Мишино, другое Машино. Не войдет ли в привычку ребенка выбирать ответ наугад? В конце концов, из двух вариантов выбрать правильный куда проще, нежели самому решить задачу от начала и до конца.

Описание проекта в общих чертах

Поставить однозначную оценку данному комплексу и сказать, насколько эффективен он в процессе обучения, невозможно. Любая критика, впрочем, как и рекомендация от родителей носит исключительно субъективный характер, а потому на практике встречаются самые противоречивые отзывы о «Перспективной начальной школе». Лицу, далекому от нынешней системы образования, несложно сделать вывод, что это учебно-методическая программа:

  • Основана на традиционных подходах к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста.
  • Призвана сделать ребенка самостоятельным и целеустремленным.
  • Не всегда легко воспринимается учащимися, а потому требует помощи и содействия родителей, особенно в части выполнения домашних заданий.

Что чаще всего вызывает недовольство, отзывы

Для родителей детей, поступающих в 1 класс, «Перспективная начальная школа» может показаться «сырым» и несовершенным, полным изъянов и недоработок проектом. Нередко в отзывах можно встретить недовольство родителей по поводу дефицита информации по той или иной теме. На самом деле ключевая цель разработчиков комплекса - научить учащихся самостоятельно работать с источниками информации и грамотно применять полученные данные.

Начиная со второго класса, на уроках русского языка педагог использует несколько словарей, а также справочную литературу, энциклопедии. В данном контексте учебник было бы правильнее воспринимать в роли самоучителя. Пособия по всем предметам выстроены однотипно, каждая тема выглядит приблизительно так: оглавление - вопросы и ответы на них - термины (словарные слова, определение понятий) - выводы. От учителя требуется лишь задать верное направление для работы в классе и дома, координировать действия учеников и подготавливать «почву» для поиска нужной информации. Однако искать ее учащимся придется самостоятельно.

Если обратить внимание на отклики родителей, бросается в глаза их недовольство по поводу совместного выполнения уроков. «Перспективная начальная школа» - образовательный проект, который нацелен на развитие у детей младших классов навыков самостоятельности, инициативности и самоконтроля. При этом сами авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от метода преподавания, который базируется на принципе «решить традиционное нетрадиционным способом». На практике же большинство детей 7-10 лет не справляются с заданиями без помощи родителей. Что ж, ничего не остается, кроме как пожелать им терпения и неутомимости. Видимо, родителям снова придется учиться.

Как педагоги оценивают «Перспективную начальную школу»

В Сети достаточно примеров обсуждения данной образовательной программы. Среди них немело претензий не только к учебникам, но и рабочим тетрадям. «Перспективная начальная школа», по мнению педагогов, уступает в некоторых моментах даже традиционной системе образования:

  • Задания никак не выделены на фоне текста на странице - ни шрифтом, ни цветом. Учителям не очень удобно ориентироваться в материале.
  • У многих преподавателей создается впечатление, будто курс «Математика» не доработан, так как в процессе изучения отсутствует какая-либо системность, о чем свидетельствует «смазанная» структура учебно-методического планирования.
  • «Перспективная начальная школа» подразумевает использование одновременно нескольких частей учебников по всем предметам, поскольку каждая из них содержит задания, отсылающие за информацией к другим источникам. Дети вынуждены носить в своих портфелях целые стопки книг.

Главные минусы программы по мнению родителей

Родители в своих отзывах о «Перспективной начальной школе» часто называют программу странной, рассчитанной для детей с низким уровнем подготовки. Причиной таких откликов является:

  • Большое количество опечаток во всех учебных материалах.
  • Несоответствие заданий по математике общему курсу. Родители не всегда способны помочь в решении задач, поскольку сами не видят их главной сути, логического смысла.
  • Безликость и однообразие всех учебников комплекса. Особенно часто родители сетуют на содержание «Окружающего мира».
  • По русскому языку детям задают очень мало прописных заданий, что мешает формированию письменных навыков. Если верить откликам, слишком простым считают и курс математики для 1 класса: почти целый год изучаются только числа первого десятка и действия с ними.
  • Простые для детского понимания и восприятия темы внезапно сменяются сложными, что еще раз говорит об отсутствии системности в составленных учебных материалах.

Разумеется, результаты обучения, которые показывают школьники на итоговых контрольных работах, во многом зависят от педагога. Но, в соответствии с этой программой, немалое бремя ответственности ложится и на плечи родителей. Им также приходиться вникать во все тонкости образовательного процесса своих детей в 1-4 классах, чтобы помогать им делать уроки. При этом учителя обращают особое внимание на недопустимость использования готовых домашних заданий (ГДЗ). В «Перспективной начальной школе», если разобраться, и без того все совершенно понятно. Банальное неосмысленное списывание из решебников, которых в Сети предостаточно, противоречит главному принципу этого образовательного проекта - самостоятельности школьника.

Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно - деятельностный подход.

Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А.
- Математика. Чекин А.Л.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
Все учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО и были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Учебные пособия УМК «ПНШ» учат ребенка работать со всеми источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом В них много рисунков, иллюстраций и схем дидактического характера. Все продумано, нет ничего лишнего

Математика сложна, построена очень строго, решает традиционные вопросы нетрадиционными методами. Авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от методики преподавания предмета и считают, что благодаря данной системе подачи материала у учеников будет складываться истинно математическое мышление.

Учебники обучения грамоте , русского языка и литературного чтения учитывают логопедические проблемы учащихся начальной школы. В учебниках продумана система работы, побуждающая школьника самого добывать информацию и оперировать ею. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с пятью видами словарей и постоянно используют эти словари на других уроках.

Для построения целостной картины мира и по развитию речи в УМК размещена система работы с живописными произведениями, имеются репродукции картин известных художников.

Очень нравится детям предмет окружающий мир . Они всегда ждут этот урок и готовятся к нему с желанием. К концу года даже очень скованные и зажатые дети стали чувствовать себя комфортно. Не меньший интерес вызывает у детей предмет – технология , где ребята могут готовить самые разные поделки своими руками.

Проект «ПНШ» интересен как педагогам, так и ученикам тем, что в нем имеются межпредметные связи. Все учебники связаны между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир». Он прорастает корнями во все другие предметы. Ребенка «нужно «опрокинуть» в окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», - считают авторы проекта.

Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и младшего брата Маши и Миши Ивановых). У героев УМК есть конкретное место проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями.

Миша и Маша растут, меняются, выполняют различные образцы заданий. Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детям это очень интересно.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта