Главная » Вкусные рецепты » Скачать инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка. Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования; проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования. I. Общи

Скачать инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка. Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования; проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования. I. Общи

Положение

«О педагогической диагностике

индивидуального развития воспитанников»

в соответствии с ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

I. Общие положения

1.1. Положение о педагогической диагностике индивидуального развития воспитанников в МБДОУ д/с «Радость» г. Цимлянска (далее Положение) разработано в соответствии:

— Конвенцией о правах ребенка ООН;

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

— Приказом минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

— Уставом МБДОУ;

— Основной образовательной программой МБДОУ.

1.2. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Образовательные результаты — информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения основной образовательной программы ДОУ.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.

II. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики индивидуального развития ребенка

2.1. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга показателей развития личности ребенка.

2.2. Задачи педагогической диагностики:

— Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.);

— Оптимизация работы с группой детей.

2.3.Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:

— комплексность,

— непрерывность,

— диагностичность (наличие критериев),

— доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком).

2.4. Педагогическая диагностика:

— позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;

— учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;

— позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;

— учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

2.5. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.

III. Организация проведения оценки индивидуального развития

3.1. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (Входная и итоговая диагностики) проводятся в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (последние 10 дней месяца).

3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

— старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;

— специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;

— воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.

3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:

— в начале (октябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики его развития;

— в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно организованной деятельности.

4.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

— показатель сформирован (достаточный уровень – 2 балла) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;

— показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному – 1 балл) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

— показатель не сформирован (недостаточный уровень – 0 баллов) - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации Основной образовательной программы.

4.3. По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.

4.4. Методологическая основа педагогической диагностики:

Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 3 до 7 лет.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

V. Контроль

5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:

— ежедневный текущий контроль;

— тематический контроль;

— оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

VI. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.

6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

— родители (законные представители) воспитанников,

— педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:

педагогический совет ДОУ,

— ПМПк ДОУ;

VII. Документация

7.1. Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом кабинете. Обновляются по мере необходимости.

8-9 октября 2013 года состоялся семинар «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации». Мероприятие проводилось в рамках выполнения государственного контракта № 03.Р20.11.0029 от 12 августа 2011 года.

В работе семинара участвовали 152 специалиста из 29 субъектов РФ (заведующие и специалисты дошкольных образовательных организаций (ДОО), сотрудники органов управления образованием субъектов РФ, специалисты по педагогическим измерениям).

На семинаре подведены итоги опытного внедрения модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, в котором приняли участие 511 ДОУ из 39 субъектов РФ, 619 организаторов, 39308 детей, а также были определены направления совершенствования модели на перспективу:
форм и инструментов оценки качества дошкольного образования;
нормативной базы, связанной с качеством дошкольного образования;
интеграции подходов к оценке качества дошкольного и начального образования;
рекомендаций по внедрению модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования.

Многократно было подчеркнуто, что инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе не используются для проведения аттестационных процедур, не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности ДОО, не применимы к детям с ограниченными возможностями здоровья

На семинаре были представлены следующие доклады (презентации прилагаются):
1. Решетникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» «О ходе и итогах опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации».
2. Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации».
3. Левинская Мария Александровна, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ» «Направления совершенствования технологии обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования с использованием компьютера».
4. Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета «Направления совершенствования инструментов фиксации индивидуального развития ребенка и инструментов для оценки готовности детей к школе».
5. Евдокимова Людмила Анатольевна, проректор по учебно-методической работе Государственного автономного образовательного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Об апробации инструментов для оценки готовности детей к школе и преемственности в оценке качества дошкольного и начального образования (из опыта работы системы образования Калининградской области)».
6. Гогоберидзе Александра Гививна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена; Виктория Александровна Новицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена «О подходах формирования методических рекомендаций по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования».
7. Чистякова Наталия Дмитриевна, старший научный сотрудник отдела экспертизы программ (дошкольный сектор) Института развития образования Пермского края, координатор апробации по Пермскому краю «Итоги двухлетней апробации модели проведения процедуры оценки качества дошкольного образования в Пермском края».
8. Иванникова Людмила Анатольевна, методист научно-методического отдела КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2» «Возможности применения модели оценки качества дошкольного образования при разработке регионального варианта».
9. Матвеева Светлана Вениаминовна, заведующий МБДОУ детский сад 42, Мурманская область г. Апатиты, Шемелюк Татьяна Ивановна, заместитель заведующего МБДОУ детский сад 42, Мурманская область г. Апатиты «Инструменты комплексной самооценки дошкольной образовательной организации».
10. Лидухен Юлия Александровна, заведующий ГБОУ детский сад № 2658 г. Москва «Проведение мониторинга дошкольников в свете Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ».
11. Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: цели, задачи, особенности апробации и внедрения».

С развернутыми сообщениями выступили:
- Нифонтов Виталий Иванович, к.хим.н., начальник отдела мониторинга качества образования Муниципиального бюджетного учреждения информационно-методического центра «Екатеринбургский Дом Учителя»;
- Багаутдинова Светлана Файзрахманова, к.п.н., декан факультета дошкольного образования, профессор кафедры управления образованием Магнитогорского государственного университета.

По итогам работы семинара дана положительная оценка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, мероприятиям по её опытному внедрению, перспективам дальнейшего использования апробированных материалов в субъектах РФ.

Участники семинара были единодушны в следующих выводах:
процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе;
модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ;
модель совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования и может быть использована при разработке региональной системы оценки качества дошкольного образования;
модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОУ (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей)
инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста;
модель может быть доработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Качества дошкольного образования
Заказчик проекта «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования»: Минобрнауки России.

Исполнитель: ФГБНУ «ФИПИ».

Сроки реализации: 2011-2013 г.

Цель проекта – разработка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, включающей:


  • регламенты проведения процедур оценки качества дошкольного образования;

  • технологию обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования;

  • методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования;

  • проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования.
Задачи проекта:

  1. Выработка общего подхода к пониманию качества дошкольного образования, обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы образования в целях реализации права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.

  2. Описание возможных организационных схем оценки и управления качеством дошкольного образования.

  3. Определение основных механизмов измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципов обработки результатов измерений. Разработка следующего инструментария:

  • инструменты комплексной самооценки дошкольной образовательной организации (ДОО);

  • инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка;

  • инструменты для оценки готовности детей к школе;

  • инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО.

  1. Выявление (путем апробации) направлений для совершенствования и дальнейшей адаптации модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования к условиям реальной практики, подходящей для различных субъектов Российской Федерации.
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представлены четырьмя основными группами:

  1. разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО)

  2. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

  3. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка; инструменты для оценки готовности детей к школе);

  4. Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО (инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО).
Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.

Оценка всей совокупности параметров – это комплексная оценка качества дошкольного образования.


Область практического использования и применения результатов проекта – проведение процедур оценки качества образования на разных уровнях: ДОО, муниципалитет, субъект РФ.
Краткая информация о разработанных инструментах
Инструменты комплексной самооценки ДОО

Комплексная самооценка дошкольной образовательной организации подразумевает под собой проведение оценочных процедур по двум группам параметров:

По первой группе параметров, разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №1, включающие два инструментария:


  1. инструментарий № 1.1 для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности;

  2. инструментарий № 1.2 для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности.

По второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №2, включающие:


  1. Инструментарий оценки кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО;

  2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО (приложение к п.2.1 Инструментария № 2)
Данная анкета обеспечена вспомогательными таблицами для оценки кадрового обеспечения ДОО:

  • Обобщающая таблица по материалам образовательного ценза и укомплектованности педагогическими кадрами ДОО (см. Приложение 1 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 1);

  • Сводная таблица кадрового обеспечения реализации ООПДО (см. Приложение 2 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 2);

  • Инвариантный и вариативный компоненты кадрового обеспечения ДОО (см. Приложение 3 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 3).

Инструменты для фиксации развития ребенка

По третьей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов:


  • для фиксации индивидуального развития ребенка (4, 5 и 6 лет);

  • для оценки готовности детей к школе (7 лет).
Под индивидуальным развитием ребенка понимается степень сформированности интегративных качеств в процессе освоения ООПДО, то есть промежуточные результаты освоения ООПДО (условно в 4, 5 и 6 лет), а также динамика физического развития ребенка.

Инструменты для оценки готовности детей к школе позволяют оценить развитие интегративных качеств и определить физическую и психологическую готовность ребенка к школе (под готовностью ребенка к школе понимаются итоговые результаты освоения ООПДО).
Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка (Приложение 1). Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Опора делается на развитие 9 интегративных качеств:


  1. Физически развитый

  2. Любознательный, активный

  3. Эмоционально отзывчивый

  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками


  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

  6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

  7. Овладевший необходимыми умениями и навыками

  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.

Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).

Карта развития для каждого возраста делится на три части:

Психолого-педагогические части


  • Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств (№2-7; №9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.

  • Часть 2 – оценивается интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками» (№8): показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий (прилагаются образцы наглядного материала для диагностических заданий, а также рекомендации по отбору наглядного материала из имеющегося в ДОО: в ходе апробации (по решению педагога) можно использовать или прилагаемые к инструментарию образцы, или наглядный материал ДОО).
Медико-педагогическая часть

  • Часть 3 – оценивается интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (№1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

Промежуточные результаты освоения ООПДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООПДО по основным направлениям развития детей. Рекомендуется проводить обследование индивидуального развития ребенка один раз в год.

Результаты диагностики не всегда являются показателями успешной или неуспешной образовательной работы педагога с ребенком (следует учитывать значительное число факторов, влияющих на результат: состояние здоровья ребенка, степень благополучия семейной ситуации, длительность пребывания в ДОО и др.).
Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы в ряде ситуаций:


  • для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);

  • для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных).

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе

НЕ используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);

НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).


Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО

По четвёртой группе параметров , характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО, разработана анкета и механизм проведения анкетирования родителей (законных представителей), сбора и обобщения полученных данных.

Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам.


  • оснащенность ДОО;

  • квалифицированность педагогов;

  • развитие ребенка в ДОО;

  • взаимодействие с родителями.
Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.

Компьютерная обработка результатов оценивания по 4 параметрам позволяет:

автоматически суммировать все полученные баллы и выводить общую оценку (дополнительно введена маркировка результата цветом);

автоматически подсчитывать результат по отдельным параметрам и сравнивать его с допустимым диапазоном баллов .

автоматически обобщать результаты оценивания на уровне ДОО, муниципалитета, региона.


Приложение 1

Краткая информация об интегративных качествах ребенка, диагностика которых осуществляется через предлагаемый инструментарий

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:


  1. Физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  2. Л юбознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе . Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования

Заказчик проекта «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования»: Минобрнауки России.

Исполнитель: ФГБНУ «ФИПИ».

Сроки реализации: г.

Цель проекта – разработка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, включающей:

Регламенты проведения процедур оценки качества дошкольного образования;

Технологию обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования;

· инструменты для оценки готовности детей к школе;

· инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО.


4. Выявление (путем апробации) направлений для совершенствования и дальнейшей адаптации модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования к условиям реальной практики, подходящей для различных субъектов Российской Федерации.

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представлены четырьмя основными группами:

1. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО) требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

2. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

3. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка; инструменты для оценки готовности детей к школе);

4. Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО (инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО).

Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.

Оценка всей совокупности параметров – это комплексная оценка качества дошкольного образования.

Область практического использования и применения результатов проекта – проведение процедур оценки качества образования на разных уровнях: ДОО, муниципалитет, субъект РФ.

Краткая информация о разработанных инструментах

Инструменты комплексной самооценки ДОО

Комплексная самооценка дошкольной образовательной организации подразумевает под собой проведение оценочных процедур по двум группам параметров:

По первой группе параметров, разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №1, включающие два инструментария:

1. инструментарий № 1.1 для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности;

2. инструментарий № 1.2 для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности.

По второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №2, включающие:

1. Инструментарий оценки кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО;

2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО (приложение к п.2.1 Инструментария № 2)

Данная анкета обеспечена вспомогательными таблицами для оценки кадрового обеспечения ДОО:


· Обобщающая таблица по материалам образовательного ценза и укомплектованности педагогическими кадрами ДОО (см. Приложение 1 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 1);

· Сводная таблица кадрового обеспечения реализации ООПДО (см. Приложение 2 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 2);

· Инвариантный и вариативный компоненты кадрового обеспечения ДОО (см. Приложение 3 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 3).

Инструменты для фиксации развития ребенка

По третьей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов:

· для фиксации индивидуального развития ребенка (4, 5 и 6 лет);

· для оценки готовности детей к школе (7 лет).

Под индивидуальным развитием ребенка понимается степень сформированности интегративных качеств в процессе освоения ООПДО, то есть промежуточные результаты освоения ООПДО (условно в 4, 5 и 6 лет), а также динамика физического развития ребенка.

Инструменты для оценки готовности детей к школе позволяют оценить развитие интегративных качеств и определить физическую и психологическую готовность ребенка к школе (под готовностью ребенка к школе понимаются итоговые результаты освоения ООПДО).

Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка (Приложение 1). Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.

Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития). Карта развития делится на три части:

· Часть 1 – характеристика развития интегративных качеств ребенка (показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком).

· Часть 2 – владение ребенком необходимыми умениями и навыками (показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий). К данной части карты прилагаются образцы наглядного материала для диагностических заданий, а также рекомендации по отбору наглядного материала из имеющегося в ДОО. В ходе апробации (по решению педагога) можно использовать или прилагаемые к инструментарию образцы, или наглядный материал ДОО.

· Часть 3 – Медико-педагогическая оценка развития ребенка (физическое развитие ребенка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

Промежуточные результаты освоения ООПДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООПДО по основным направлениям развития детей. Рекомендуется проводить обследование индивидуального развития ребенка один раз в год.

Результаты диагностики не всегда являются показателями успешной или неуспешной образовательной работы педагога с ребенком (следует учитывать значительное число факторов, влияющих на результат: состояние здоровья ребенка, степень благополучия семейной ситуации, длительность пребывания в ДОО и др.).

Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы в ряде ситуаций:

· для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);

· для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных ).

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе

НЕ используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);

НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО

По четвёртой группе параметров , характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО, разработана анкета и механизм проведения анкетирования родителей (законных представителей), сбора и обобщения полученных данных.

Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам.

· оснащенность ДОО;

· квалифицированность педагогов;

· развитие ребенка в ДОО;

· взаимодействие с родителями.

Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.

Компьютерная обработка результатов оценивания по 4 параметрам позволяет:

автоматически суммировать все полученные баллы и выводить общую оценку (дополнительно введена маркировка результата цветом);

автоматически подсчитывать результат по отдельным параметрам и сравнивать его с допустимым диапазоном баллов.

автоматически обобщать результаты оценивания на уровне ДОО, муниципалитета, региона.

Приложение 1

Краткая информация об интегративных качествах ребенка, диагностика которых осуществляется через предлагаемый инструментарий

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:

1. Физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе . Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом Примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), а также с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Использую различные методы для оценки индивидуального развития детей: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация оценки индивидуального развития детей

В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом Примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), а также с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Использую различные методы для оценки индивидуального развития детей:

Метод

Описание метода

Наблюдение

Использую данный метод как основной для сбора данных. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов

Беседа, интервью

Заранее разрабатываю план беседы, затем организую предметную среду для мотивации детей, разрабатываю открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы заношу в протокол беседы. После проведения ряда бесед анализирую полученные результаты. С помощью интервью получаю актуальные сведения о представлениях ребенка.

Анализ продуктов деятельности.

Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, пересказы и пр. сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Провожу анализ не только продукта, но и процесса его создания: заинтересованность, доведения до конца, степень соответствия первоначальному замыслу

Диагностические ситуации

Использую при исследовании активности старших дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой и др.

Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные мной на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Затем заполняю электронные таблицы, созданные на каждого воспитанника. Анализирую полученные данные:

- определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП;

Прослеживаю динамику развития, основываясь на результатах прошлой педагогической диагностики, сопоставляю с новыми данными;

Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность :

Планирую индивидуальную работу. Особое внимание уделяю тем детям, у которых отсутствует или замедлена динамика в развитии и освоении образовательной программы: обращаюсь за консультацией к другим специалистам (педагогу-психологу, инструктору по физ. воспитанию, учителю-логопеду) и на основе полученных рекомендаций составляю индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, учитывая его потребности, склонности и интересы.

Подбираю эффективные формы и методы работы: деятельность по подгруппам организую таким образом, что более подготовленные дети оказывают помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. В результате, они видят особенности выполнения деятельности других детей и стремятся за ними. При организации деятельности учитываю индивидуальные особенности детей, разный уровень их подготовки и предлагаю материал разного уровня сложности.

Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится корректировка образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и доклад по изучению пед.диагностики в контесте ФГОС ДО...

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта