Главная » Свадьба/Замужество » Просвещение в 19 20 веках. XIX век в истории просвещения в России. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности

Просвещение в 19 20 веках. XIX век в истории просвещения в России. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности

Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в.-- все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

Просвещение. Печать. Наука

В XX в. Россия вступала, имея достаточно обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелей всего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: 21%--в 1897 г., 30%--в 1917 г. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всего 43 коп. на душу населения, в то время как Англия и Германия -- 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 г. во II Думе даже рассматривался проект о введении всеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половине XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. Однако в 1860-х гг. в целях борьбы с «опасным» увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой -- реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений -- институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. Однако именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гг. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 г. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми «Временными правилами», согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Однако в 1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался «исход» из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Таким образом, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие «антиправительственный» толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г.-- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры -- 1263. При этом, наряду с традиционными «толстыми» журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить «тонкие» -- сугубо развлекательные, «для семейного чтения», женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом особо выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший «Дешевую библиотеку» -- сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX -- начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX -- начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики.

В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба -- одна из первых в Европе; в 1904 г.-- создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX -- начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский -- один из создателей сравнительно-исторической школы, много работавший над сопоставлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о российской системе образования. 2. Какое влияние оказали события начала XX в. на российское студенчество? 3. Чем объясняется рост количества периодических изданий после первой российской революции? Какие черты отличали деятельность ведущих книгоиздателей России? 4. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

Следующий

В России 1896 г. было 52 высших учебных заведения (без Финляндии). В 1893-1894 гг. в них училось 25 166 человек, из них женщин 983, т.е. 4%. В 1896 г. в начальных классах училось 3 801 133 человека при населении 126 369 000 человек. «На основании этих данных, - указывается в справочнике „Россия: Энциклопедический словарь", - можно принять 3 за показатель начального образования для всей России». Для Соединенных Штатов этот показатель был равен 21 (с. 400).

Подробную информацию об образовании дает статистический справочник «Россия 1913 год». В одном из отчетов, приведенных справочником, говорилось: всеобщая перепись населения империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислянском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%... но в 24 губерниях из 50 Европейской России число грамотных еще уменьшалось, не достигая 20%. Среди них был целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская,Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец, Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская - 55%, Московская - 40%. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

У Г. Вернадского несколько иные данные, хотя существенно и не расходящиеся с вышеприведенными. Он указывает и динамику. Пишет: «На дату проведения переписи 1897 года только 24% населения империи старше 10 лет могли читать и писать. В 1914 году аналогичных лиц было уже около 45%» (с. 252). «Число учащихся начальных школ с 1894 по 1914 год увеличилось с 3.275.362 до 8 млн человек». Он также добавляет: «В российских университетах в 1912 году насчитывалось 137 000 студентов обоего пола» (с. 277, 253).

Действительно, к 1913 г. суммы на образование увеличились, достигнув 4,6% от бюджета (143 074 тыс. руб.). При тогдашнем общем населении империи в 170,9 млн чел. это означало увеличение затрат на образование до 84 коп. на душу, то есть рост в 3,4 раза. В целом же, по современным уточненным данным, к началу века около 30% взрослого населения было грамотным . Опять же надо иметь в виду, что в основных государствах Европы и Америки грамотным было 90% населения. И Россия в смысле образования практически отставала от всех стран Европы, США и Японии.

Литература. Для некоторых, возможно, могут оказаться любопытными и следующие данные. Какая литература выпускалась в конце XIX в.? Оказывается, за пятилетие (1890-1894) тематика книг распределялась следующим образом: богословие - 13,13%, произведения словесности (художественная литература по-нынешнему) - 12,19, справочные издания - 9,13, учебники - 8,43, медицина - 7, история русская и всеобщая - 6,29, издания для народа - 5,22, политические науки, финансы, статистика, коммерция и пр. - 4,88, правоведение - 3,44, издания для детей - 3,16, естествознание - 2,71... философия - 0,63% . Богословы явно били философов. Продолжали они бить их и в 1913 г. В этом году по религии было выпущено 1764 наименования тиражом в 5 731 935 экз., по философии - 111 наименований тиражом 198 801 экз. .

Наука. О достижениях русских ученых национал-патриотами сложено мифов-легенд не меньше, чем о грамотности русского народа. Некоторые, типа В. Мединского, пытаясь преувеличить их количество, подсчитывают и тех ученых, которые эмигрировали из России. Другие, несмотря на свой антисемитизм, причисляют к русским и евреев, например Илью Мечникова, или обрусевших французов или немцев (т.е. иммигрантов, которых следовало бы, по их логике, отнести к ученым тех стран, где они родились). Причем ни те ни другие вообще не оговаривают критерии, на основании которых относят того или иного человека к ученым.

На самом деле с наукой и учеными в России до большевистской революции ситуация была весьма неблагоприятной. Объективную картину в этой сфере можно почерпнуть из уникальной монографии Чарльза Мёрэя «Достижения человечества», в которой он проанализировал ситуацию в науке в основных странах мира на протяжении от 800 г. до н.э. до 1950 г. Технология его анализа и подсчета подробно изложена в моей монографии «Общество: прогресс и сила», поэтому здесь повторяться не буду. Приведу только результаты его анализа по российским ученым, ограничиваясь периодом до 1917 г. Он выделил в ряде научных областей ученых, сделавших крупные открытия. Картина получается следующая. В области астрономии из 124 ученых фигурирует только один русский - М. Ломоносов (благодаря его исследованиям атмосферы вокруг Венеры). В биологии из 193 ученых русских двое (Дм. Ивановский и Ф. Левене). Химия: из 204 ученых русских четверо (Д. Менделеев, А. Бутлеров, В. Оствальд, В. Марковников). Землеведение: из 85 ученых русский один (Э. Ленц). Физика: из 218 - двое русских (П. Лебедев, А. Попов). Математика: из 191 - русских четверо (Н. Лобачевский, С. Ковалевская, П. Чебышев, А. Марков). Медицина: из 160 - один русский (К. Клаус). Технология: из 239 - двое русских (К. Циолковский, А. Попов - он упоминается дважды).

В особом списке у Мёрэя «наиболее выдающиеся» ученые, которые входят в «двадцатку» наипервейших. В этом списке обозначен в разделе «химия» только Менделеев. Обращает на себя внимание и то, что до Ломоносова ни один из русских ученых не попал в поле зрения мировой науки.

Хочу подчеркнуть, что работа Мёрэя, пожалуй, единственная вообще в таком роде, а главное, что она не идеологизирована. У него совершенно не было намерений игнорировать или унижать какую-либо страну. Хотя и есть некоторые изъяны в методологии анализа степени «значительности» научного события или конкретного ученого, тем не менее способ подсчета Мёрэя на сегодняшний день следует признать самым объективным. И данные этой книги подтверждают в общем-то очевидный факт, что Россия до революции уступала всем европейским странам и США на поприще науки.

Два слова о Д.И. Менделееве. Его открытие периодической системы, без сомнения, является одним из выдающихся событий в области химии. В данной сфере он действительно великий ученый. Однако его работы в области экономики, которые некоторые оценивают очень высоко, носят дилетантский характер, в чем можно убедиться, прочитав его книгу «Заветные мысли». К этому следует добавить и политическую близорукость Менделеева, которая становится особенно очевидной в связи с его оценками прогрессивности капитализма вообще, а российского в частности, перед самой революцией 1905 г. Только улыбку вызывают его оценки перспективы Русско-японской войны. Это так же, как и с Л. Толстым, который в эпилоге «Войны и мира» философствовал о мировой истории. И. Тургенев в связи с этим писал П. Анненкову: «Беда, если самоучка принимается философствовать, как это делает Толстой». Таким же самоучкой в экономике был и Менделеев. Хотя собранный им материал, в частности о внешней торговле, имеет весьма полезный прикладной характер, а некоторые суждения относительно китайско-русских отношений вызывают приятное удивление.

* * *

Обычно в контексте науки, просвещения говорят и об искусстве, литературе. Вот в этих-то сферах Россия точно была впереди всех! Много раз читал подобные суждения.

В этой связи надо иметь в виду следующее. Не отрицая великих свершений русских писателей и деятелей искусства («золотой век», «серебряный век»), можно тем не менее затеять спор, кто выше, кто ниже: Шекспир, Гете или Пушкин, Моцарт, Бетховен или Чайковский и т.д. Проблема же в том, что не только национально значимые писатели, художники или композиторы, но даже всемирно известные вряд ли играли какую-нибудь роль с точки зрения прогресса человечества вообще или той или иной страны в частности. В свое время эта мысль мне показалась дикой. До тех пор, пока я не занялся теорией прогресса. После изучения этой темы, теперь она мне кажется естественной. Ну, скажем, какое влияние оказал Моцарт или Шекспир на развитие Японии или Китая? Или великие творения японского поэта Басё, или китайского поэта Су Дунпо на состояние мозгов европейцев? Думаю, что никакого. В то время как изобретения и открытия в области науки и техники, если и не сразу, со временем, непременно оказывают влияние на развитие и конкретных государств, и всего человечества.

»

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Просвещение

"Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1859 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне первой мировой войны еще 2 млн. человек посещало церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, к 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза.

Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

1. Культура России. / Сб. ст. под ред. Фролова А.К. – М.: Речь, 2005.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Мысль, 1993.

Глава VIII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в.- всœе это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

В XX в. Россия вступала, имея достаточно обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). При этом всœе эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелœей всœего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: 21%-в 1897 ᴦ., 30%-в 1917 ᴦ. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всœего 43 коп. на душу населœения, в то время как Англия и Германия - 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 ᴦ. во II Думе даже рассматривался проект о введении всœеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половинœе XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателœей. При этом в 1860-х гᴦ. в целях борьбы с ʼʼопаснымʼʼ увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой - реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений - институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. При этом именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гᴦ. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 ᴦ. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми ʼʼВременными правиламиʼʼ, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 ᴦ. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. При этом в 1911 ᴦ. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался ʼʼисходʼʼ из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 ᴦ. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие ʼʼантиправительственныйʼʼ толковалось властями чрезвычайно широко, всœе же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

В случае если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 ᴦ.- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры - 1263. При этом, наряду с традиционными ʼʼтолстымиʼʼ журналами, рассчитанными на образованные слои общества, всœе в большем количестве начинают выходить ʼʼтонкиеʼʼ - сугубо развлекательные, ʼʼдля семейного чтенияʼʼ, женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателœей, среди которых своим размахом особо выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший ʼʼДешевую библиотекуʼʼ - сочинœения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, к примеру братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX - начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелœевская премия (1904 ᴦ.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелœевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX - начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики.

В 1902 ᴦ. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба - одна из первых в Европе; в 1904 ᴦ.- создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всœеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из ʼʼкабинœетныхʼʼ превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX - начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: ʼʼОчерки по истории русской культурыʼʼ П. Н. Милюкова, ʼʼКрестьянская реформаʼʼ А. А. Корнилова, ʼʼИстория молодой Россииʼʼ М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали ʼʼлегальные марксистыʼʼ М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателœем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский - один из создателœей сравнительно-исторической школы, много работавший над сопоставлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о российской системе образования. 2. Какое влияние оказали события начала XX в. на российское студенчество? 3. Чем объясняется рост количества периодических изданий после первой российской революции? Какие черты отличали деятельность ведущих книгоиздателœей России? 4. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта