Главная » Мода и стиль » Тестирование как метод социально-психологической диагностики. Тестирование как метод исследования

Тестирование как метод социально-психологической диагностики. Тестирование как метод исследования

Теоретическая и практическая психология - наука невероятной глубины, позволяющая познать тайны человеческого сознания. Это наука никогда не останавливается и совершенствуется с каждым днем, все больше и больше углубляясь в изучение человеческой личности и ее поведения.

Тесты в психологии - это один из методов изучения человеческого разума. На сегодняшний день разновидности тестирования сложно подсчитать точно. Большое разнообразие опросников позволяет любому человеку разобраться в себе и узнать множество тайн своей личности, не обращаясь напрямую к специалисту.

Важно отметить, что существуют психологические тесты для женщин и мужчин отдельно, но мы рассмотрим общий метод тестов в психологии, не имеющий деления по гендеру. Давайте вместе разберемся с секретами нашего сознания.

Где применяется психологическое тестирование?

Психологические тесты с ответами применяются в следующих случаях:

  • Для установления особенностей человеческой личности.
  • Тесты по психологии для студентов помогают определить будущую специализацию молодого поколения.
  • В качестве метода, помогающего определять специфику развития ребенка.
  • В случае необходимости подтверждения профессиональной пригодности испытуемого.
  • Для подтверждения психического здоровья.

На самом деле тест в психологии - это огромная область, и применяются они в разных сферах. Но мы остановимся на первой задаче - особенности личности - и постараемся максимально точно изучить личностные особенности каждого.

Тест Айзенка

Тесты по психологии личности занимают большую область в данной науке. Первым опросником, который следует пройти для того, чтобы лучше понять себя, является тест Айзенка, или, иначе говоря, исследование темперамента человека. Существует 4 основных типа темперамента: флегматик, и меланхолик. Как проходить психологические тесты? Чтобы определить, к какому из типов вы можете отнести себя, следует дать ответы на следующие 57 вопросов. Отвечать нужно только «да» или «нет».

  1. Нравится ли вам находиться в эпицентре активности и суеты?
  2. Вы склонны к тому, чтобы чувствовать беспокойство от того, что вы не знаете, чего хотите?
  3. Относитесь ли вы к людям, которые за словом в карман не полезут?
  4. Склонны к беспричинным перепадам настроения?
  5. Стараетесь обойти шумные вечеринки и праздники, а если и присутствуете на них, то стараетесь быть максимально далеко от центра внимания?
  6. Вы всегда делаете то, о чем вас попросят?
  7. Часто ли на вас нападает плохое настроение?
  8. В ссорах ваш основной принцип - молчание?
  9. Легко ли меняется ваше настроение?
  10. Любите находиться в кругу людей?
  11. Случается ли такое, что вы не можете уснуть из-за тревожных мыслей?
  12. Вас можно считать упрямым?
  13. Считают ли вас бесчестной личностью?
  14. Говорят ли о вас, что вы ненаходчивый человек?
  15. Лучшая работа - в одиночестве?
  16. Плохое настроение - частый и беспричинный гость?
  17. Считаете ли вы себя активным человеком в самом эпицентре жизни?
  18. Могут ли стать причиной вашего смеха?
  19. Бывает ли у вас такое состояние, когда что-либо надоело по самое горло?
  20. Чувствуете себя уверенно только в привычной и удобной одежде?
  21. Вам сложно сосредоточиться?
  22. У вас нет проблем с выражением собственных мыслей словами?
  23. Часто погружаетесь в личные раздумья?
  24. Вы человек, отвергающий предрассудки?
  25. Считаете ли себя любителем розыгрышей?
  26. В основном ваши мысли о работе?
  27. Важно ли для вас вкусно поесть?
  28. Когда вы желаете выговориться, важно ли, чтобы ваш собеседник был в хорошем расположении духа?
  29. Не любите брать в долг?
  30. Склонны ли похвастаться?
  31. Считаете себя чувствительным к чему-либо?
  32. Вам предпочтительнее домашняя посиделка в одиночестве, чем шумный праздник?
  33. Посещает ли вас сильное беспокойство?
  34. Строите ли вы планы намного раньше необходимого?
  35. Случаются ли головокружения?
  36. Отвечаете на сообщения сразу же?
  37. Ваши дела идут лучше, если вы их делаете самостоятельно, чем с группой?
  38. Случается ли у вас одышка даже без физических нагрузок?
  39. Считаете ли вы себя человеком, который может спокойно отойти от общепринятых правил (в рамках нормы)?
  40. Беспокоит состояние вашей нервной системы?
  41. Любите строить планы?
  42. Лучше отложить на завтра то, что можно сделать и сегодня?
  43. Боитесь замкнутых пространств?
  44. Инициативны ли вы при первой встрече с человеком?
  45. Случаются ли сильные головные боли?
  46. Вы приверженец того, что многие проблемы могут решиться сами?
  47. Страдаете бессонницей?
  48. Склоны к лжи?
  49. Случается ли такое, что говорите первое, что придет в голову?
  50. Попадая в глупую ситуацию, вы часто вспоминаете ее и волнуетесь о ней?
  51. Замкнуты ли вы?
  52. Часто попадаете в неприятные ситуации?
  53. Вы заядлый рассказчик историй?
  54. Главное - не победа, а участие - это не про вас?
  55. Вам некомфортно в обществе, где люди выше вас по социальному положению?
  56. Когда все складывается против вас, вы продолжаете действовать?
  57. Вас сильно охватывает волнение перед важным делом?

Теперь сверимся с ключом.

Ключ к тесту

Определять будем по нескольким факторам: экстраверсии - интроверсии, уровню нейротизма и шкале лжи. За каждое совпадение с ответом зачисляется 1 балл.

Экстраверсия - интроверсия

Ответы «да»: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответы «нет»: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Как вы заметили, некоторых номеров вопросов не хватает. Это не ошибка, так и должно быть. Сверимся с ключом к этому пункту. Взгляните на круг (см. рисунок ниже) - горизонтальная линия обозначает шкалу экстраверсии - интроверсии. Чем большее количество баллов по этому признаку, тем больше вы склонны к экстраверсии и наоборот. Число 12 является средним значением.

Шкала нейротизма

Шкала нейротизма на этом же круге имеет обозначение устойчивости-неустойчивости. Здесь необходимо сверить только ответы «да».

Ответы «да»: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Шкала нейротизма помогает определить устойчивость вашей нервной системы. Она расположена вертикально и работать с ней необходимо так же, как в предыдущем пункте.

Ложь

Шкала лжи не отображается на круге, но для ее определения специально выделены несколько вопросов.

Ответы «да»: 6, 24, 36.

Ответы «нет»: 12, 18, 30, 42, 48.

Стоит отметить, что, отвечая на подобные психологические тесты с ответами, вы прежде всего должны быть предельно честны сами с собой. Ключ к данной шкале максимально прост: если вы набираете более 4 баллов по этому пункту, это значит, что вы были неискренны в некоторых вопросах. Отметка 4 и ниже свидетельствует о норме в ответах.

В некоторых интерпретациях существует разделение на психологические тесты для женщин и мужчин, поскольку прекрасная половина человечества более склонна к эмоциональности, что может иметь незначительное влияние на результаты теста.

Пояснения к кругу Айзенка

Тесты по завершаются определением типа нашего темперамента. Еще раз взгляните на круг и найдите точку пересечения двух ваших предыдущих отметок. Новая (третья) точка будет расположена в четверти, символизирующей тип вашего темперамента.

Сангвинистический

Людей данного темперамента считают жизнерадостными. Они часто являются лидерами группы и ведут за собой людей, излучая активность и движение. Настроение этих людей всегда положительное, им легко заводить новые знакомства, они комфортно чувствуют себя среди нового круга людей.

Сангвиники нуждаются в постоянных переменах и новизне. Это самая настоящая потребность, поскольку если заставить сангвиника долго делать нудное дело, его жизнерадостность погаснет, человек станет вялым и неактивным. Потому такие люди легко переезжают с место на место и заводят новые знакомства.

Флегматический

Флегматики - это спокойные люди. Их сложно вывести из себя и заставить проявлять свои эмоции. Флегматики контролируют все свои действия, они редко упускают что-то из виду и обдумывают каждый свой шаг.

Повлиять на смену настроения флегматика не так просто благодаря их хладнокровности. Но людям данного темперамента нужно стараться быть более активными и не допускать чрезмерного погружения в свои мысли, что может повлечь за собой плохое настроение.

Холерический

Холерики живут вспышками. Эмоции их могут меняться по щелчку, как и подъемы, и спады активности. Такие люди берутся за любые дела, но порой не могут их завершить из-за нехватки энергии.

Холерики эмоциональны и вспыльчивы, потому могут легко разругаться с любым человеком. Таким личностям нужно больше контролировать себя.

Меланхолический

Психические процессы меланхоликов протекают крайне медленно. Вывести этих людей из состояния душевного равновесия практически невозможно. Такая личность чувствует себя неуютно в большой компании, в группе их работоспособность падает. Меланхолику комфортнее работать одному.

Такого человека пугает что-то новое. Меланхолики редко делятся своими переживаниями и держат все в себе.

На этом типу темперамента можно закончить. Ваш первый шаг в познание себя совершен. Рассмотрим интересные тесты по психологии дальше.

Тест Люшера

Психологические тесты по цветам широко используются специалистами в работе не только с детьми. Они не менее информативны для оценки взрослых личностей. Данный тест в психологии - это способ понять свое нынешнее душевное состояние. Опросник Люшера основывается на 8 цветах. Интерпретаций данного исследования существует немало, как и вариаций самого интересного теста по психологии. Но мы остановимся на кратком, но не менее точном варианте:

  1. Приготовьте лист и ручку.
  2. Взгляните на картинку (см. выше). Перед вами - 8 цветов. Вам необходимо выбрать наиболее предпочтительный и приятный для вас цвет на данный момент. Обратите внимание, что не нужно соотносить выбираемый вами цвет с любимым цветом в одежде, окружении, с тенденциями моды и пр. Ваш выбор должен быть максимально беспристрастным и не зависящим от ваших личных предпочтений. Вы делаете выбор только исходя из текущих желаний.
  3. Далее вам нужно продолжить выбор по тому же принципу: вы выбираете наиболее приятный для себя цвет из оставшихся. Порядок выбора цветов записываете на бумагу.

На этом первый этап завершен. Но на этом мы не останавливаемся и переходим ко второму этапу:

  1. Вновь воспользуемся новым листком бумаги и ручкой.
  2. Вас может это удивить, но мы вновь повторяем ту же процедуру. Перед вами - опять 8 цветов, и вы начинаете поочередно выбирать наиболее приятный цвет. Не следует пытаться соотносить свой предыдущий и нынешний выбор - отмечайте картинки так, словно вы видите их в первый раз.

Теперь мы закончили проведение психологического тестирования. Почему же потребовалось проводить одну и ту же процедуру дважды? Ответ прост: ваш первый выбор (довольно часто для оценки личности применяется данный тест в психологии) - это то, чего вы хотите. Второй этап же отображает реальную действительность, которая может отличаться от ваших желаний. Перейдем к интерпретации.

Давайте определимся, что обозначает каждая позиция:

  1. Первое выбранное вами значение определяет те средства, которыми вы достигаете поставленную для себя цель. Неважно, имеете ли вы какие-то конкретные намерения в данный момент, ведь мы изучаем то, что заложено в вашем подсознании сейчас.
  2. Вторая позиция характеризует саму цель, которой мы добиваемся.
  3. Далее мы рассматриваем пары позиций. Номера 3 и 4 характеризуют ваше ощущение от сложившейся ситуации.
  4. 5-я и 6-я позиции - отображение вашего нейтрального отношения к этим цветам. В определенных ситуациях эти позиции могут нести немалое значение, поскольку они отображают действие или потребность, которую вы сознательно откладываете на задний план до лучших времен;
  5. 7-й и 8-й номера - то, к чему испытываете резкую антипатию.

Поняв, что означает каждый номер, можно перейти к конкретным определениям.

Значение цветов

Прежде всего, все используемые цвета мы можем разделить на две группы - основную и дополнительную. В основную группу входит синий, сине-зеленый, оранжево-красный и светло-желтый. При нормальном состоянии сознания человека и его душевном спокойствии, отсутствии внутренних конфликтов эти цвета занимают первые 5 позиций.

Дополнительные оттенки - фиолетовый, черный, коричневый, серый. Эти цвета относят к негативной группе, которая отображает скрытые или явные страхи, тревожность, неудовлетворенность ситуацией.

Синий - символ спокойствия, удовлетворенности. Нахождение его на первом месте в начальном этапе нашего теста говорит о потребности человека в состоянии покоя и отсутствии напряженности. Во втором варианте, символизирующем действительность, выбор синего является наиболее благоприятным исходом. Он отображает, что в данный момент вы умиротворены душевно.

Сине-зеленый. Цвет отображает уверенность и упрямство. Позиция этого цвета говорит о том, что вы в той или иной степени нуждаетесь в уверенности в себе и в вашем окружении. Если данный цвет расположен во втором тесте на последних позициях, это говорит о слабости личности и необходимости поддержки человека.

Оранжево-красный - это цвет действий, возбуждения и иногда агрессии. В зависимости от расположения он говорит о состоянии готовности к активным действиям и борьбе с проблемами.

Светло-желтый - это цвет веселья и общительности. В дуэте с синим дает максимально удачное сочетание.

Психологические тесты по цветам помогут создать вам точную картину вашего текущего душевного состояния.

Оптимист, пессимист, реалист

Рассмотрим последний, но не менее интересный тест по общей психологии. Он позволит наконец-то определить, кто вы - жизнерадостный оптимист, опечаленный пессимист или же мудрый реалист. Необходимо отвечать на вопросы только «да» или «нет»:

  1. Вас привлекает возможность путешествовать?
  2. Вы любите изучать что-то новое?
  3. Есть ли у вас проблемы со сном?
  4. Вы гостеприимный человек?
  5. Имеете склонность предугадывать проблемы в будущем?
  6. Ваши друзья добились в жизни больше, чем вы?
  7. Любите заниматься спортом?
  8. Судьба часто преподносит вам неожиданности?
  9. Вы беспокоитесь за текущее состояние экологии?
  10. Научный прогресс доставил планете слишком много проблем?
  11. Ваша профессия выбрана удачно?
  12. Часто ли вы пользуетесь страхованием?
  13. Вы мобильный человек? Легко ли вам переехать на другое место, если предложат дело по душе?
  14. Вы считаете себя симпатичным?
  15. Вас беспокоит состояние вашего организма?
  16. Вас не смущает нахождение в незнакомом коллективе?
  17. Любите быть в центре событий?
  18. Существует ли дружба без взаимной выгоды?
  19. У вас есть свои личные приметы?
  20. Каждый строит свою судьбу сам?

Ответив на 20 достаточно простых вопросов, перейдем к ключу.


За каждое соответствие ключу ставим себе 1 балл.

Ответы «да»: 1, 2, 4, 7, 11, 13-20.

Ответы «нет»: 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

0-5 баллов. Вы определенно пессимист. Причем свои невзгоды и проблемы вы явно преувеличиваете, ведь жизнь полна черных полос, но не лишена белых, однако вы видите все в черном цвете. Взгляните на жизнь по-другому - мир не так мрачен, как вам кажется.

6-10 баллов. Вы огорчены происходящим. Вокруг складывается все не так, хотя вы продолжаете бороться. Жизнь преподносит все новые сюрпризы, а друзья справляются с ними лучше вас. Да, вы пессимистично смотрите на жизнь, но у вас есть на это причины. Однако не стоит так огорчаться из-за мелких проигрышей и жизненных неурядиц - вы прекрасно справляетесь и идете в нужном направлении.

11-15 баллов. Ваш взгляд на жизнь очевиден и реален. Вы не преувеличиваете печалей, но и не пьянеете от радости побед. Вашему жизненному настрою можно позавидовать, ведь вы реалист и смотрите на жизнь уверенно. Продолжайте в том же духе и не отступайте!

16-18 баллов. Вы оптимист, в любой проблеме вы видите свои плюсы и стараетесь любую ситуацию обратить в свою пользу. Невзгоды не обходят вас стороной, но вы знаете, как правильно к ним относиться, ваша жизнь сияет красками.

19-20. Такого оптимиста, как вы, нужно поискать. Вы не видите проблем, весь мир для вас - сплошная радуга. Но может быть, стоит посмотреть на жизнь без розовых очков? Ведь иногда несерьезность приводит к печальным последствиям.

Таким образом, мы завершили тесты по психологии личности. Конечно, трех опросников недостаточно, чтобы познать глубокий мир человека, но вы уже встали на путь самопознания и немало узнали о чертах своего характера и душевном состоянии.

Но не забывайте, что тест в психологии - это не простая палочка-выручалочка, которой каждый может воспользоваться. Точную информацию сможет дать только специалист-психолог. Интересные тесты по психологии - это лишь дополнительный метод исследования личности. Они дают лишь актуальный срез исследуемого качества. А многие психологические тесты-опросники, хранящиеся на просторах Сети, вообще не отображают реальной действительности.

Методы психологии - основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест - кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т.п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом - причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т.е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Подходы к изучению эмоций

Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.

В каждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение и эксперимент.

Каким образом можно изучать эмоции? Их можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее это единственный метод, с помощью которого психические явления можно наблюдать и оценивать непосредственно.

Косвенно об эмоциях можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это – двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственно связанные с эмоциями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи.

О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.

В художественной литературе описано немало случаев (особенно в детективах), когда экспериментатор специально моделирует ситуацию, а испытуемый в этой ситуации проявляет те или иные эмоции, свидетельствующие о причастности его к преступлению. Об эмоциональном состоянии творческого человека можно судить по его произведению. Однако художественное произведение не всегда точно отражает эмоциональное состояние автора. В данном случае примешивается степень «вхождения в роль». Более точное представление об эмоциональном состоянии человека могут дать его дневники. В дневниках человек обычно излагает не только свои мысли, но и переживания.

Хорошее представление об эмоциональном состоянии человека можно получить, исследуя его письма. В произведении Т. Драйзера «Американская трагедия» описана ситуация, когда письма Роберты к Клайду, в которых отражено эмоциональное состояние Роберты незадолго до ее смерти произвели настолько сильное впечатление на присяжных и публику, что Клайда приговорили к казни.

Психологическими тестами называются методы, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применять точно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психических явлений, в том числе и психических.

Искусно составленные тесты также могут быть одним из подходов к изучению эмоциональных свойств личности. Однако составление таких тестов должно быть научно обоснованным. Например, зачастую в психологии используются тесты, основанные на выборе цветов при рисовании той или иной картинки. Однако, например, картинки, в которых преобладает черный цвет не всегда свидетельствует о том, что испытуемый был в мрачном эмоциональном состоянии. Ученик, зная о том, что проводится тестирование, мог нарочно нарисовать картинку в мрачных тонах.

Таким образом, необходимо составлять тесты таким образом, чтобы по ним можно было определить и другие свойства личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить производственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях объективно переживаются, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психологии личности.

Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и значимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психического образа мира.

Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его сознанию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для личности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека. Они феноменологически и функционально пересекаются с деятельностями, потребностями, способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и характером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики.

Также на основании анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека.

2. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях.

3. О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом.

4. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента.

5. При изучении психических явлений можно использовать тесты, однако они должны быть искусно составлены.


Похожая информация.


Тестирование как метод исследования

Выполнила:

Москаленко Анастасия Андреевна

студентка группы 29ПОм-150з

направления

«Педагогическое образование»

магистерская программа

«Управление образованием»


  • Автором термина «тест» (от англ. test – проверка, проба) является американский психолог Джеймс Кеттелл, предложивший термин в 1890 г. в работе «Интеллектуальные тесты и измерения».
  • Предметом исследования в этот период являлись в основном способности, необходимость диагностики которых ощущалась в психиатрии (в связи с необходимостью диагностики нарушений психической деятельности) и в сфере обучения (для объективной оценки знаний, умений и навыков).

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В 1904 г. появился первый тест, соответствующий современному пониманию тестов: французскими психологами А. Бине и Т. Симоном был разработан тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах.
  • В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был введен коэффициент интеллекта IQ (от англ. Intellegence Quotient), определяемый как отношение умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В начале XX в. создаются тесты, способные осуществлять профессиональную дифференциацию и отбор в различных отраслях производства и сферы, а также для набора новобранцев в армию и распределения- их по родам войск.
  • Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях для дошкольников, школьников, студентов и даже заключенных.

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация людей по различньм категориям), то в 1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» и обращается к нуждам и проблемам отдельной личности.
  • Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников.
  • Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей.

Групповое тестирование

  • Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.
  • Специалисты, разрабатывая методическую сторону тестов, доводили ее до совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.
  • Возникло новое направление в тестологии - тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

  • Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
  • Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

  • С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
  • Тесты содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе.
  • Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени.

Условия при подготовке тестовых заданий

1. Нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых;

2. Испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты;

3. Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре.


  • Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов;
  • Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование(НОРТ);
  • Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования)

Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;


Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результат

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.


Типы тестов

  • Тесты способностей;
  • Тесты достижений
  • Личностные тесты.
  • Проективные тесты.
  • Графические проективные методики

Критерии точности теста

  • Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.
  • Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.

Используемая литература

  • Загвязинский В. И., Атаханов Р.. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»., 2005 ;
  • Никандров В.В.. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с., 2003 ;
  • К. М. Гуревч, Е. М. Борисова. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО., 2000 .

Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

V-Model (Модель верификации и валидации)

Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

  • Этап определения требований . Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
  • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL) . Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
  • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
  • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

Инкрементная модель

Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

  1. дизайн и разработка
  2. тестирование
  3. реализация.

В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

Спиральная модель

Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

  1. Планирование
  2. Анализ рисков
  3. Разработка
  4. Оценка

Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

Agile

Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

Scrum

Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

  • Участие в Scrum планировании
  • Поддержка в юнит-тестировании
  • Тестирование пользовательских историй
  • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
  • Предоставление автоматического тестировании

Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

  • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
  • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
  • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
  • Одновременность планирования и выполнения тестов
  • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

Заключение

В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случаеь валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.

Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие

изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта