Главная » Досуг » Прогностическая функция политологии. Политология как наука - функции политологии

Прогностическая функция политологии. Политология как наука - функции политологии

Страница 20 из 44

Функции политологии.

Предназначение и роль политологии находят свое проявление прежде всего в выполняемых ею функциях. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и конкретные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни или практически-управленческая функция. Политология призвана не ограничиваться познанием политической реальности, а, опираясь на научное знание, вырабатывать обоснованные предложения и рекомендации, планы и прогнозы для политики и политической практики, направленные на оптимизацию и рационализацию управления политическими процессами и явлениями.

В политической жизни действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать в обществе определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов. Это могут быть ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.п. В качестве идеала - построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценариибудущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

Таким образом, функции политологии включают в себя как научно-теоретические, так и чисто прикладные задачи, необходимые для разработки и реализации конкретных политических целей и задач.

Основные функции политологии, как и любой науки, - это решение тех проблем, которые возникают перед ней. Изучая методы и функции политологии, можно понять всю важность этой науки в современной общественной жизни.

Самой важной из функций политологии можно назвать познавательную (ее еще называют гносеологической). Она обеспечивает как научные так и те, что проводятся эмпирическим методом и дают конкретный багаж фактов, изучения которых приводит к правильным выводам о реальной ситуации. Из этой функции можно также выделить описательную, которая призвана дать ученым политологам ответ на вопрос о том, каковой является политическая действительность.

Следующей функцией политологии, которая вытекает из предыдущей, является пояснительная, либо, как ее еще называют, функция рационализации общественной жизни. По сути, она делает условия и законы протекания политических процессов более ясными и доступными пониманию рядовых граждан.

Эвристическая функция помогает найти истину среди запутанного клубка фактов и домыслов, сложившихся вокруг определенной политической ситуации. Политология не приветствует голого научного знания фактов, она в большей степени занимается поисками истины и рационального зерна во всех процессах, которые изучает.

Рассматривая функции политологии, следует обратить внимание, что, помимо вышеперечисленных описательных, она имеет также целый ряд других функций, связанных с анализом и объяснением процессов в политической жизни. Так, некоторые функции политологии обеспечивают оценку политических событий, деятелей, институтов. Одной из них является нормативная. Политологическая наука, раскрывая законы политического развития, дает четкую информацию, которая нужна для того, чтобы эффективно руководить общественными процессами и не отрываться от реальной жизни. Отсюда плавно вытекает управленческая функция. Она выражается в том, что прикладная политологическая наука занимается разработкой практических советов и рекомендаций по повышению эффективности управлениями политическими процессами и событиями.

Следует также особо остановиться на такой функции политологии как прогностическая. На основании познания закономерностиразвития явлений политики политология все время выдвигает гипотезы, теории, а затем проверяет на практике их правдивость. Данная функция необходима для того, чтобы политологи могли четко ответить на вопрос, как будет развиваться политическая ситуация и какой конкретный результат будет достигнуть в нынешних политических условиях. Эти прогнозы выполняются с учетом фактических данных, методом анализа исторического опыта и текущей реальной ситуации. С этой функцией неразрывно связана инструментальная (прикладная, организационная). Благодаря ей политологи могут ответить на вопрос, «что нужно сделать, чтобы получить нужный политологический результат». Это разработка технологий, инструкций, которые нужны политическим субъектам для приведения в жизнь своей запланированной стратегии.

Не следует также недооценивать воспитательной функции политологии (она же еще называется мировоззренческой). Выполняя эту функцию, политология формирует нужные общественные политически идеалы, обычаи, культуру.

Современная политика - это не только наука с четкими нормами и правилами. Это, в своем роде, очень тонкое искусство, которое требует серьезных знаний в прикладной психологии, и других наук и просто соответствующих способностей и навыков. Функции политологии помогают лучше понять изучаемый предмет и сделать меньше ошибок в политике.

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Реферат по политологии на тему:

«Функции политологии»

Выполнил: студент группы

ПИЭ-203 Борисов Владимир Юрьевич.

Проверил: старший преподаватель кафедры социологии и политологии, к.с.н. Казакбаев Р.Х.

Ишимбай-2003

Введение 3

1. Политика как наука и учебная дисциплина 4

2.Методы исследования и функции политологии 5

3. Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы 9

4. Предмет и объект политологии 10

5.

Структура, содержание и сущность политики 12

6. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность 13

7. Содержание мира политики 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

Политика как наука и учебная дисциплина

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной жизни.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве интегральной науки о «политике» имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:

* Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений, закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества.

* Политическую историю . (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи.

* Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, партий и т.п.

* Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений. Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.

* Политическую психологию

* Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия человека в политике.

В настоящее время политология как наука занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит. исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).

Методы исследования и функции политологии

Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает собственно специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.

Широко используется в политологии исторический метод - изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы - устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, Церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования

Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в политологии - это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода - в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического явления.

Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях, когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т.д.

Одним из самых распространенных методов сбора политической информации является опрос. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и

непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.

В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала - построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты. 1

Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд более частных дисциплин. Среди них можно выделить:

1. Политическую философию . Она исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическую историю . (ИПУ). Она рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3. Политическую теорию . Она обращается к анализу типов и форм организации власти. Изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическую социологию , занимающуюся исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическую психологию . Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическую антропологию . Она исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическую географию. Рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии - это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории политологии .

Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических отношений, политических режимов, правового государства, политической системы, политической культуры, частной собственности и т.д.

Все отношения в политологии определены теми или иными законами. Законы политологии - это объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими. Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления на 3 группы:

1. группу - составляют законы политэкономии , отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой

2. группу - образуют политико-социальные законы , характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем.

3. группу законов можно условно назвать политико-психологической , т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.

Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические , т.е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические , обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности

Предмет и объект политологии

Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Объектом политологии является – «политическая реальность ». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается еще не решенным.

Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии.

Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:

1. Политическая история

2. Политические институты

3. Партии, группы и общественное мнение

4. Международные отношения.

Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.

Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

Политика, политические отношения и политический процесс

Структура, содержание и сущность политики

Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:

1. социологические , характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;

2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.

Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.

Характерные черты политики:

* Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.

* Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.

* Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.

* Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.

В богатое и многообразное содержание мира политики входят:

1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.

2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;

3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;

4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс . Иногда его отождествляют с политикой.

Социальная структура и социальная политика Взаимосвязь и взаимообусловленность

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.

Социальная структура совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс, интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности. Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве людей по поводу удовлетворения их потребностей.

В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических отношений исторически сложились 4 типа социальных структур :

1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и рабовладельцев).

2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян + сословия и различные группы интеллигенции)

3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие. Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники)

4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.

Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой дифференциации и мобильности.

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике . Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики :

· Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

· Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе

· Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия неотделимы и взаимообуславливают друг друга.

Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни

2. Как один из видов активности социальных субъектов

3. Как определенный тип социальных отношений.

В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми.

В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.

В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

В богатый и многообразный мир политики входит (сема1): наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления; регулирование и согласование интересов групп, классов - обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М., 1997.

2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С //

3. Основы политологии. - М., 1991. Ч. 2. С. 103.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С. 661.

5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С. // "Просвещение". - М., 1993.

(от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решение природно-характерных для нее задач и проблем. Одна из важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая ). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная ). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии . Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Важное значение имеет прогностическая функция политологии , отвечающая на вопрос: какой будет политическая реальность в будущем? Опираясь на определенные закономерности, исследуя конкретные процессы, факты и явления, политология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. С прогностической функцией тесно связана организационная или прикладная (инструментальная) , отвечающая на вопрос: какие мероприятия необходимо провести, чтобы достичь желаемого результата? Что необходимо принять, чтобы предвиденные результаты стали реальностью? С этой функцией связана разработка различного рода рекомендаций, технологий, предназначенных для всех уровней и сфер политической жизни.

Политология также выполняет и воспитательную функцию, формируя мировоззрение, социальные идеалы, политическую культуру.

Заключая, необходимо подчеркнуть, что политика это не только наука, базирующаяся на законах общественного развития и требующая, как и всякая другая наука, понимания логики этих законов, но вместе с тем - это и искусство, состоящее в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе соединения теоретического знания, проверенных логических выводов с интуицией, творческой смелостью и фантазией.

Как и в любой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести, по меньшей мере, следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

Политическая ситуация последних лет убедительно свидетельствует о том, что на роль такого рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о себе в конце 80-х годов. Процесс ее реализации в политической жизни проходил весьма бурно: от плюрализма мнений - к плюрализму действий, от плюрализма действий - к плюрализму организаций, от плюрализма организаций - к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, нс и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Политический плюрализм - это новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества - наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших и малых политических структур; комплексный анализ политического руководства и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Необходима, далее, информатизация политической науки, т.е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

Речь идет, наконец, о подготовке высококвалифицированных специалистов в области политической методологии, о повышении их компьютерной грамотности, об интенсификации научных контактов между политологами-методологами как внутри страны, так и за ее пределами.

Говоря о практической функции политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности. До недавнего времени советское обществоведение, включая и политологию, всю силу критического анализа использовало для борьбы с буржуазной идеологией. Такая позиция отражала накал конфронтационных страстей, определявших взаимоотношения между Востоком и Западом.

Прикладной характер политологии находит свое выражение, наконец, в повышении ее профессиональной значимости. Потребность в политологах-профессионалах испытывают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общеобразовательные школы, где спрос на читаемые политологами курсы явно превышает предложение. Политологов ждут в научно-исследовательских институтах, центрах и лабораториях, причем не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний. В ходе демонтирования административно-командной системы эти отношения не сразу приобретают адекватный цивилизованному обществу характер. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Хорошо известно, например, что по числу принимаемых решений мы значительно обогнали многие страны. Но не менее хорошо известно, что подавляющая их часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин тому - отсутствие предварительной экспертизы принимаемых политических решений.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей стране. Сказанное объясняется тем, что процесс включения общественных наук в орбиту НТР оказался непростительно замедленным, а их научно-техническое оснащение и вовсе никуда не годным. Не последнюю роль сыграла также долгое время существовавшая неприязнь к формализации политических процессов.

Между тем возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера исключительно велики, о чем свидетельствует деятельность Римского клуба, а также других неправительственных и правительственных организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта