Главная » Макияж » Разработка проектных мероприятий по совершенствованию молодежной политики. Совершенствование молодежной политики в минусинском районе красноярского края. Понятие молодежи и ее значение в социальной жизни. Государственная молодежная политика. Методология и

Разработка проектных мероприятий по совершенствованию молодежной политики. Совершенствование молодежной политики в минусинском районе красноярского края. Понятие молодежи и ее значение в социальной жизни. Государственная молодежная политика. Методология и

На протяжении многих лет меня волновала общая обстановка в обществе и особенно молодежи. За последнее время сильнейшим образом пострадало нравственное воспитание, социальная культура и моральное здоровье общества в целом. С каждым годом дети и подростки все сильнее игнорируют книги, классику, искусство, живопись, историю, науку и др. Всему этому дети предпочитают виртуальные игры, отрицательно влияющие на психику, аморальную литературу. Подростки чаще употребляют алкоголь, наркотические вещества. Они становятся зависимыми от различных вредоносных телепередач, вульгарных сериалов и фильмов, все чаще намекающих на интимные вещи, что провоцирует ребят к необдуманным поступкам. В связи с такой обстановкой, я подготовил проект, позволяющий оценить уровень нравственности в современном обществе, предлагающий реальные аспекты развития молодежной политики.

Актуальность . В современном обществе все больше и больше проблем появляется у важнейшей социально-возрастной группы – молодежи. Для решения проблем молодежи созданы специальные учреждения, которые регулярно проводят мероприятия и профилактические работы, направленные на привлечение молодых людей к изучению важных социальных основ общества. Эти познания способны сформировать правильное представление молодежи о жизни. Исследование проведено с целью выяснения эффективности наличия специализированных учреждений в городе Апатиты и предложения альтернатив по развитию молодежной политики города.

Цель . Выяснение эффективности учреждений молодежной политики города Апатиты. Предложение альтернатив по ходу исследования.

Задачи . Изучение основных проблем современной молодежи, определения положительных и отрицательных факторов влияния на подростков.

Гипотеза. Духовно-нравственная проблема общества – проблема номер один, а отсутствие морально-нравственного воспитания подрастающего поколения- ключ всех последующих проблем.

Объект исследования . Молодежь как социально-возрастная группа, специальные и муниципальные учреждения молодежной политики на территории города Апатиты.

Методы исследования . Изучение нормативных документов, изучение прочей литературы. Социологический опрос, опрос должностных лиц с целью получения экспертных оценок и комментариев. Изучение местной прессы и видеоматериалов по теме.

Проблемы современной молодежи.

Как я заметил высшее, молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости и др., а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. Подростки увлекаются неформальными субкультурами, уходят в них «с головой». В настоящее время существует целый спектр различных субкультур (лат. sub - под и cultura - культура;). Эти субкультуры «гипнотизируют» легко ведомых подростков, подталкивая их на деяния преступного и иного характера. Существует несколько видов субкультур: Музыкальные субкультуры, Арт-субкультуры, Контркультуры и др. Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы. Я соглашусь, что некоторые субкультуры не несут вреда, однако ныне наиболее распространенными субкультурами являются радикальные, экстремистские субкультуры, способные на глобальное разрушение. Сильное и углубленное увлечение ценностями таких субкультур ведет к разрушению психики человека, а как следствие – социальный вред, проявленный в той или иной форме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Раздел 3. Предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики муниципального образования г. Орел

Заключение

Приложение

Список использованных источников

Введение

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества[текст],-М.: Ниц при институте молодежи, 2008.-204 с.

Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Современная Россия переживает сложный период формирования гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. В основе любого социального государства лежит принцип ответственности власти за судьбу своих граждан. Сегодня Россия в центре глобальных политических и экономических процессов. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с. Согласно Конституции она является социальным государством, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и свободного развития людей. При этом государству и обществу необходимо правильно определить стратегические приоритеты, в числе которых молодежная проблематика, занимающая одно из ведущих мест.

Молодежь объективно является активным и заинтересованным участником происходящих в стране преобразований. Развитие позитивных тенденций в молодежной среде и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах создания гражданского общества могут быть устойчивыми лишь при условии формирования адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи.

Летом 2008 г. Государственная Дума приняла обращение к Президенту РФ о проведении в 2009 г. в Российской Федерации Года молодежи. Президент России Д. А. Медведев поддержал данную инициативу и своим Указом № 1383 объявил 2009 год Годом молодежи. Это, безусловно, связано с тем, что государство воспринимает молодежь как стратегический ресурс развития России.

В данной работе раскрываются вопросы общественно-политической активизации молодежи, а так же оптимизации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел.

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна.

Недооценка органами власти на муниципальном уровне, роли молодежи в процессах развития общества, отсутствие полноценного влияния на нее властных институтов, их отстраненность от активного участия в решении проблем молодого поколения могут стать препятствиями для дальнейшей модернизации, а также и объективной угрозой для нормального функционирования государства и общества в будущем.

Будущее России в целом и региона в частности находится в руках молодого поколения. Именно в этом возрасте для человека важна государственная поддержка и стимулирование личностных способностей, трудового и профессионального потенциалов. Развитие и укрепление эффективной молодежной политики -- цель любого современного государства, которое думает о своем будущем.

Объект исследования - реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне (на примере г. Орла)

Предмет исследования - пути совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел

Цель исследования - разработать проект совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел

В соответствии с поставленной целью в рамках дипломного проекта решаются следующие исследовательские задачи:

Проанализиравать цели, задачи и механизмы реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне;

Разработать проектные предложения по совершенствованию механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел;

Выявить предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики муниципального образования г.Орел.

Теоретическую базу дипломного проекта составили положения и выводы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях, учебниках и учебных пособиях специалистов в области реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

Основные направления формирования и реализации государственной молодежной политики изложены в работах таких авторов как: Ильинский И.М., Лисовский В.Т., Слуцкий Е.Г., Гусев Б.Б., Мерцалов А.А.

Характерные черты и проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе охарактеризованы такими авторами как: Переверзев М.П., Першукин С.Н., Гусев Б.Б..

Система государственных программных мер поддержки молодежи в Российской Федерации представлены в работах следующих авторов: Смирнов В.А., Харченко А.А., Платошкин Н.А..

Нормативно-правовая база исследования представлена комплексом нормативно-правовых актов, в том числе: Федеральными законами, федеральными целевыми программами, Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации и другими нормативноправовыми актами регулирующие процесс формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В работе использованы такие методы исследования как теоретический анализ и описание, обобщение, моделирование и прогнозирование. Структура работы: работа состоит из трёх разделов, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.

Раздел 1. Молодежная политика муниципального образования: цели, задачи, механизмы реализации

Молодежь призвана сыграть особую роль в обеспечении и процветания в России XXI столетии. Именно молодые люди уже сегодня потенциально являются основной движущей силой российского социума. Несмотря на то, что молодежь оказалась в ходе реформ одной из наиболее пострадавших от их издержек группой населения. Она сохраняет свой статус как лидирующая группа российского общества, быстро адаптирующая к постоянно меняющимся социальным условиям, постоянно участвуя в самом процессе их изменения.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

Возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

- создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

Содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

Воспитания и образования молодежи;

Реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

Использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

- создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

Недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного.

Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе.

Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она готова к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.

Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь можно определить значение термина “молодежная политика”.

Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 30 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).

Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.

В - третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.

Таким образом, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это -- на будущее состояние общества. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.

Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы.

Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной.

Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости.

Государственная молодежная политика - это система социально- экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.

Молодежная политика не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции государства в области социального управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Цель определяет взаимосвязанные задачи:

Создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

Создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;

Практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Гаджиев К.С. Каменская Г.В. Родионов Г.А. Введение в политологию[текст]. - М.: Пресс, 2007.с.179.

Российское общество и государство должно рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов.

В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить возрождению России как великой державы.

Данные обстоятельства предполагают постоянное внимание государства к молодежи, что должно реализоваться в определенной совокупности мер государственной молодежной стратегии.

В настоящее время значимость молодежи, как политического и социального ресурса возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке. Проводимые сегодня реформы предполагают получение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии[текст]. 2006. №3. с.65.

В научных и политических кругах не раз возникали дискуссии о необходимости сместить приоритеты государственной политики в целом, обеспечить молодежи центральную роль политического, экономического и социального автора.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что молодежь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, - обладает всеми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для ответа на новые вызовы современности в форме адаптации и самостоятельного осуществления необходимых инноваций, обеспечена ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.

Без целенаправленного воздействия со стороны государства и общества это может создавать серьезную угрозу общественной безопасности в настоящем и лишать общество предсказуемого будущего. Молодежь в условиях социально-экономических реформ[текст].// Материалы международной научно-практической конференциии. - 2007.с.15.

Поэтому воздействовать на социализацию молодежи необходимо так, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не создавала угрозу обществу в настоящем.

Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение. Политология.[текст]/Под ред. Г. В. Полуниной.- М.: Акалис, 2007.с.196.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика -- совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. чел.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанна с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность[текст] // Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65.

На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Целью муниципальной молодежной политики является содействие молодым гражданам в возрасте до 30 лет и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации в интересах всего общества.

Современные приоритеты экономического и политического развития регионов и муниципалитетов, в том числе города Орла, не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов города важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение.

По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14 - 25-летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений.

Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году, по сравнению с 2005 годом, на 20% и составит 700 человек. То есть от качественных параметров такой категории населения, как молодежь, зависит социально-экономическое положение города Орла в ближайшем будущим. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на начало 2010 года в городе Орле проживают 75774 граждан в возрасте от 14 до 30 лет и 24 190 человек в возрасте от 30 до 35 лет, что составляет примерно 31,55% от общей численности населения города (316 838 человек). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с. (Приложение А)

Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают существовать негативные явления в молодежной среде. В тоже время молодежи свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.

Молодежь - один из основных стратегических ресурсов, который необходимо направлять на социально-экономическое развитие города. Таким образом, эффективная молодежная политика - один из важнейших элементов развития города Орла, роста благосостояния его жителей и совершенствования общественных отношений.

По данным социологического опроса, для 53% респондентов из числа молодежи остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

Среди факторов, мешающих найти работу по специальности, - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Только 34% опрошенных молодых специалистов сообщили, что были полностью готовы к исполнению своих обязанностей на первом рабочем месте и им не потребовалось времени на адаптацию.

Для 32% период адаптации на первом рабочем месте длился до 3 месяцев.

Свыше 70% опрошенных молодых рабочих отметили, что в начале трудовой деятельности им требовался наставник, 56% достигли определенного уровня мастерства только через один - два года работы. Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.

Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования.

Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур.

Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, "круглых столах" и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.

Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне.

В настоящее время в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь города Орла на 2011-2015гг.» основными целями данной программы являются:

1) Вовлечение молодежи в социальную практику.

2) Патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде.

3) Формирование системы выявления, развития потенциала и поддержки талантливой молодежи.

4) Формирование молодежного актива и поддержка молодежных общественных объединений.

5) Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения в молодежной среде.

6) Совершенствование кадровой, информационно-методической деятельности и развитие инфраструктуры по работе с молодежью.

Структура финансирования программы «Молодежь г.Орла на 2011-2015гг.» (Приложение Б)

По состоянию на начало 2010 года в программных мероприятиях в сфере молодежной политики в городе Орле было задействовано около 40% молодежи города, только около 60% молодежи имели информацию о возможности применения своего творческого, интеллектуального, лидерского потенциала. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

В программные мероприятия, исходя из возможностей их финансирования из городского бюджета, есть возможность привлекать менее половины молодежи города. Однако эта малая доля состоит из лидеров мнений в молодежной среде и формирует молодежный актив города.

Именно через актив общественных объединений, учебных заведений, предприятий и учреждений города может быть налажено взаимодействие органов исполнительной власти с молодежью. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы - жизненная необходимость развития города Орла.

Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории г.Орла является Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г. Орла Структура Управления приведена в виде схемы (Приложение В).

Основной миссией управления является разработка и реализация на территории города Орла молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, становление и развитие молодых граждан города Орла.

Основными функциями управления являются:

Анализ ситуации в сфере молодежной политики, прогнозирование социальных процессов в молодежной среде;

Взаимодействие с общественными организациями;

Выявление реальных потребностей, интересов и проблем молодежи, а также возможности ее участия в социально-экономическом развитии города Орла посредством проведения исследований, семинаров, форумов, научно-практических конференций, совещаний, иных мероприятий с привлечением общественных организаций, движений, инициативных граждан;

Разработка совместно с заинтересованными организациями городских комплексных и целевых программ в сфере реализации молодежной политики и деятельности общественных организаций, координация и контроль их исполнения;

Участие в разработке и реализации областных программ по вопросам своих полномочий; Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Спецификой молодежной работы является высокая концентрация высших и средне-специальных учебных заведений, сосредоточенных в городе.

Как показывает общая характеристика Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями круг полномочий осуществляемый им очень широкий, это как и работа с молодежью так и взаимодействие и координация деятельности общественных организаций, к тому же деятельность Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями частично пересекается с деятельностью Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Орла.

В городе Орле нерешенной остается проблема несовершенства инфраструктуры по работе с молодежью. Слабо развита система клубов и центров по работе с молодежью. Наблюдается несоответствие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Десантник» современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Значимым мероприятиями в 2010 году стали: праздничное мероприятие «Российский день молодежи» (июнь), празднование которого приняло масштабный характер. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

На летней сцене детского парка прошли: молодежный концерт «Рок свободы», молодежный бал; в Городском парке культуры и отдыха прошли: концертные программы «Мы вместе», «Молодежный калейдоскоп»; на Александровском мосту: выставка молодых художников, конкурс граффити и фестиваль молодежных культур; перед кинотеатром Победа: фестиваль по брейк-дансу, боди-арт; на площади им. Ленина: турнир по стритболу, концертная программа, праздничная дискотека и фейерверк; молодежная культурно-развлекательная программа «День знаний» (1 сентября), которая проходила на эстраде детского парка с приглашением команды КВН г. Москвы; студенческая акция «Мир во всём мире» (сентябрь), посвящённая Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В городском парке культуры и отдыха собралась активная, творческая, неравнодушная молодёжь, которая своим творчеством высказала протест против войн, агрессии, терроризма.

Как символ любви к человечеству и борьбы с терроризмом стало создание полотна мира, запущенное в небо. Молодёжная акция, посвящённая здоровому образу жизни «Ударим по вредным привычкам» (октябрь) с проведением экологического субботника в парке Победы.

В октябре 2010 года организован первый слет молодежного актива города Орла, целью которого было вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города Орла, формирования активной гражданской позиции и повышения правовой культуры. В рамках слета прошла деловая игра: «Время выбирать молодым!».

Так же совместно с молодежными общественными организациями города Орла проведены следующие мероприятия: автопробег по местам боевой славы (июль), акция, посвященная Дню защиты детей (1 июня), слет Орловских радиолюбителей (сентябрь), молодёжная акция «Флаги России» (22 августа), первенство города Орла по компьютерному спорту, посвященного Дню интернета в России (30 сентября). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Возобновилась работа по формированию штаба молодежных оперативных отрядов. 07 октября 2010г. был организован семинар с представителями прокуратуры, правоохранительными структурами и руководителем городского штаба ДНД, на котором были вручены удостоверения члена оперативного отряда, а также темы последующих семинаров, которые планируется проводить не реже 1-го раза в квартал. В 2010 году было сформировано 22 молодежных оперативных отряда на базе ВУЗов и ССУЗов города Орла.

Впервые проведен конкурс для работающей молодежи «Минута славы» (октябрь-декабрь). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

На развитие программных мероприятий в 2010 году было направлено из бюджета города Орла 1 200 тыс.руб., которые были освоены полностью. Также благодаря активной работе управления со спонсорами за второе полугодие 2010г. было привлечено около 155 тыс. руб. дополнительно. Все крупные культурно-массовые молодежные мероприятия широко были освещены в СМИ.

В своей деятельности управление по делам молодежи столкнулось со следующими проблемами:

1. Низкий уровень интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни общества, социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, низкий уровень вовлеченности молодежи в экономическую деятельность и подготовленности к конкуренции на рынке труда.

2. Несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города: усиление тенденции девальвации семейных ценностей, недоверие молодежи к ценностям демократии, институтам власти и гражданского общества, снижение престижа военной службы, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов, приводящее к экстремистским действиям.

3. Снижение престижа общественной деятельности в молодежной среде, низкий уровень подготовленности молодежных общественных лидеров, отсутствие системы поддержки молодежных общественных объединений.

4. Ухудшение здоровья молодого поколения, высокий уровень распространенности вредных привычек и асоциального поведения в молодежной среде. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010

5. Недостаточное количество клубов, центров для работы с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.

6. Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе. В настоящее время в городе Орле не придают значения этой проблеме.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Текущее состояние молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов - молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее. Проектирование системы государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях целесообразно осуществлять руководствуясь несколькими принципами. К их числу относятся:

1. Системный характер, который проявляется в том, что социальные проекты должны учитывать системный характер муниципального пространства;

2. Вариативность, которая обеспечивается использованием при разработке проекта несколько важных сценариев развития;

3. Инновационность, определяющаяся спецификой объекта, высокой динамикой перемен в российском обществе, достаточно значимым инновационным потенциалом работников молодежных структур;

4. Перспективность, выражающаяся в долгосрочном характере молодежных проектов. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Перспективы развития молодежной политики показывают, что комплексные целевые программы в данной сфере деятельности позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствие с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики.

Программно-целевой метод управления молодежной политикой - метод управления, при котором разрабатываются цель управления молодежной сферой, механизм реализации направлений молодежной политики, сроки, состояния промежуточных значений процесса, а также предполагаемые конечные результаты предлагаемых мероприятий.

Целевая комплексная программа - ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.

Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей территории страны, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Кроме того, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.

Раздел 2. Пути совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г. Орел

Современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого населения, что является характерным и для города Орла. В настоящее время доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной.

При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития города и региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.

Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.

Формирование здорового образа жизни одна из важнейших задач муниципального образования г.Орла.

Физическая культура - составная часть культуры, муниципального образования социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Таким образом, физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе - ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, употреблению наркотиков и беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу.

Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика[текст]. - М.: Смарт, 2007.- 324с.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

Спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

Детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

Образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

В городе Орле эту деятельность осуществляет Управление по физической культуре, спорту и туризму.

Именно решение проблемы физического воспитания и здоровья жителей города Орла, формирование ценностей здорового образа жизни и создание условий для активного отдыха людей всех возрастных групп, в особенности молодежи, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения города, повышение уровня подготовленности в спорте, позволяющего спортсменам показывать достойные результаты на соревнованиях различного ранга, и может быть определено в качестве основной задачи развития физической культуры и массового спорта в городе Орле.

В целях создания условий для развития физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни и повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, в городе реализуется долгосрочная целевая программа: «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Орле на 2011-2015 гг.»

Основные задачи Программы:

Вовлечение максимально возможного числа жителей города Орла в систематические занятия физической культурой и спортом;

Организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на территории города Орла;

Обеспечение подготовки и участия спортивных сборных команд города Орла в региональных и межрегиональных соревнованиях по различным видам спорта;

Пропаганда активного и здорового образа жизни среди жителей города Орла, повышение спортивного престижа города;

Обеспечение максимально возможного освещения проводимых физкультурных и спортивных мероприятий в средствах массовой информации, подготовка специальных репортажей, публикаций о достижениях спортсменов, тренеров, итогах деятельности за определенный период времени, значимых событиях в области физической культуры и спорта;

Проведение строительно-реконструкционных работ и обустройство имеющихся спортивных сооружений, в том числе и технологий;

Оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории города Орла, по привлечению горожан к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом;

Совершенствование системы подготовки ведущих, перспективных спортсменов и сборных команд города для участия в соревнованиях различного ранга;

Развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.

Одной из основополагающих задач является создание условий для развития физической культуры и спорта среди детей, подростков, молодежи. Не в полной мере проводится работа по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, недостаточное число занимающихся в спортивных секциях школьников и студентов средних специальных учебных заведений. Незначительный рост учащихся, занимающихся в спортивных школах (26,1% в 2009 году, 26,3% в 2010 году), обусловлен лишь снижением числа учащейся молодежи на 360 человек. К 2015 году необходимо увеличение доли учащихся, занимающихся в спортивных школах, до 40%.

Одна из острейших проблем - отсутствие спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а так же отсутствие широкого студенческого спортивного движения.

Решение вопросов развития спортивной базы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не входит в компетенцию органов государственной власти города Орла, но расширение спортивной базы в целом может во многом помочь в снижении остроты проблемы. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.

Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам.

Однако строительство дворовых площадок не достаточно для популяризации спорта в молодежной среде, одна из первоочередных задач - сделать спорт доступным для молодежи.

Не менее важна организация спортивно-развлекательных и творческих мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи.

Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика[текст]. - М.: Смарт, 2007.- 324с.

Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования. Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях[текст] / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.

Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010 По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, "круглых столах" и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.

Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне. Поэтому возникает необходимость в проведении ряда мероприятий, направленных на отбор у привлечении к общественной деятельности активной молодежи города. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.

Сбор молодежного актива г.Орла это методическая и технологическая подготовка молодежного актива региона. Этот проект который соберет общественников-активистов, молодых специалистов интересующихся политикой, экономикой. Проведение сбора в регионе позволит создать актив для реализации молодежных проектов в регионе. Молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы[текст]. Межвузовский круглый стол, под общей редакцией профессора А.А. Харченко.-Орел: издательство Орагс, 2009-244 с.

Подобные документы

    Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2010

    Исследование механизмов формирования и нормативно-правовых основ реализации молодежной политики. Общая характеристика Управления по молодежной политике Параньгинского района. Анализ деятельности, обеспечивающей социализацию и самореализацию молодежи.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2012

    Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Цели и задачи государственной молодежной политики, принципы ее реализации. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Научное и информационное обеспечение, механизмы и технологии реализации.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Необходимость выделения молодежной политики в самостоятельный объект исследования. Характеристика ситуации в молодежной среде в современных условиях. Методы реализации молодежной политики. Основные направления молодежной политики в крупном городе.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Сущность и содержание молодежной политики. Методы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия).

    дипломная работа , добавлен 12.10.2009

    Общая характеристика молодежи как социально-демографической группы, с которой связаны реальные перспективы развития государства. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации. Правовая база молодежной политики РФ.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Совершенствование управления деятельностью органов государственной власти по реализации молодежной политики. Проблемы профессиональной подготовки детей. Отражение молодежных проблем в социологическом исследовании. Специфика социализации и самоопределения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная политика на Ставрополье. Демография и здоровье молодежи, образование и трудоустройство. Реализация молодежной политики в сфере культуры. Патриотическое воспитание.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Основные направления, цели и принципы формирования молодежной политики на федеральном уровне и на примере Владимирской области. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.

Для достижения целей и решения задач, способствующих совершенствованию реализации молодежной политики, требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий.

Необходимо внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, направленные на совершенствования механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, на создание условий для поддержки деятельности молодежных общественных объединений, а также на создание условий молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, и молодых семей.

Для реализации целей необходимо формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций, что предполагает:

    уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику;

    пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики;

    совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в рамках проведения единой государственной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений.

В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей оценки ее результативности, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Разработка такой системы требует модернизацию государственной статистики в области государственной молодежной политики, в частности разработку и пересмотр сложившихся требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.

Финансирование мероприятий по реализации поставленных целей будут осуществляться из следующих основных источников:

    федеральный бюджет;

    бюджет субъекта Российской Федерации;

    внебюджетные средства.

Финансирование мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию молодежной политики федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий субъектам Российской Федерации и организациям любых организационно - правовых форм. Главным результатом должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социо-культурное развитие страны являются: повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

    сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

    сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

    снижение уровня правонарушений среди молодежи;

    повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи и т.д.

Новая модель молодежной политики должна строиться на увязке долгосрочных и среднесрочных целей, задач и приоритетов. При этом необходимо обеспечить гибкость, когда при удержании конечной цели могут меняться тактические цели и задачи, т.е. стратегирование, планирование и реализация молодежной политики должны носить скользящий характер.

В условиях резкого сокращения численности молодежи 14-30 лет долгосрочная и среднесрочная молодежная политика должна обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, рост включенности, обеспечение доступности и т.п.) к качественным - рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, рост эффективности использования поступающих в молодежную сферу ресурсов (финансовых, кадровых, материальных, информационных). При этом необходимо учитывать различия роли и интересов различных возрастных групп молодежи: 14-16 лет, 17-25 лет, 26-30 лет, т.е. специфику целей и задач развития молодежи на разных стадиях ее жизненного цикла. Вместе с тем молодежная политика должна обеспечить переход молодежи во взрослую жизнь, снимая по возможности естественный конфликт поколений. Это требует более активного участия молодежи в разработке и реализации социальной и экономической политики, включая образовательную политику, политику регулирования рынка труда, политику охраны здоровья населения, культурную политику, пенсионную стратегию, политику охраны окружающей среды и др. Молодежная политика, таким образом, может при принятии адресных программ захватывать по отдельным направлениям как более ранние возраста (в частности, детей 11-12 лет, когда они начинают пробовать курить и потреблять наркотики), так и более старшие (например, 35 лет, когда заканчиваются программы поддержки молодых ученых, писателей, художников, музыкантов, других представителей интеллектуального труда).

Не менее важным моментом является расширение участия молодежи в управлении экономикой и обществом. В настоящее время значительная часть государственной молодежной политики - это обучение управленческой деятельности, разным практикам и организации досуга, но в то же время не оказывается весомой поддержки самодеятельности и самореализации молодежи в разнообразных формах.

Между тем сокращение численности молодежи и, одновременно, сокращение численности трудовых ресурсов требует активного вовлечения молодежи в сложные типы деятельности и, в том числе, в управление сложными процессами. Необходимо создание условий для участия молодежи в принятии управленческих решений и их реализации, имея в виду не только вопросы, касающиеся их собственной жизни и работы, а широкий диапазон социальных и экономических проблем развития общества, в целях принятия молодежью реальной ответственности за будущее страны. Это, в свою очередь, предполагает стимулирование инициативы молодых и формирование различных инструментов поддержки молодежных инициатив.

Повышение человеческого капитала молодежи предполагает рост качества формального, неформального и внесистемного (и не формального) образования, а также обеспечение доступности качественного образования для молодежи из сельской местности и отдаленных территорий.

Кроме того, повышение качества человеческого капитала молодежи требует сохранения и наращивания здоровья молодого поколения. Это предполагает новые подходы в молодежной политике к охране здоровья молодежи.

Еще одним направлением молодежной политики должно стать создание условий для эффективного трудоустройства молодежи. При том, что численность молодежи значительно сокращается к 2025 г., рынок труда будет еще достаточно хорошо обеспечен трудовыми ресурсами: реальная численность пенсионеров практически во всех регионах России будет уступать численности молодежи). Тем не менее необходимость построения специальной системы трудоустройства молодежи, назревшая уже в настоящее время, должна быть реализована в среднесрочной перспективе (не позднее 2018 г.) В 2025 г. указанная система должна работать в каждом регионе. Это позволит сформировать систему поддержки первого трудоустройства молодежи, оканчивающей учреждения среднего профессионального и высшего образования. Но, главное, они должны стать реальными партнерами работодателей в формировании эффективного механизма первого.

Во многом это аналогично смене модели строительства жилья: практика, когда сдавалось готовое жилье, которое затем с трудом приспосабливалось к жизни конкретной семьи, сменяется практикой, когда сдаются "голые стены", которые затем конкретная семья обустраивает по своему вкусу и возможностям. При этом, конечно же, находятся семьи (индивиды), которые хотят заранее выбрать готовую квартиру из нескольких вариантов обустройства. В рамках молодежной политики будут и те, кто предпочитает из голых стен создать собственный вариант, и те, кто захочет выбрать из нескольких предлагаемых вариантов.

"Самостоятельное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды: индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, таким как - самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видеоигры, журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки и т.д.".

Трудоустройство молодых рабочих и специалистов, и во многом именно этим структурам работодатели смогли бы передать функции, с одной стороны, "доводки" молодых рабочих и специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии или в организации, а с другой поиска нужных работодателю молодых работников и их психологической подготовки к первому месту работы. Соответственно, должны быть выработаны новые принципы взаимодействия трех сторон: бизнеса - выпускников вузов (самих вузов) и молодежных структур по подбору молодых кадров.

Не менее важной задачей государственной молодежной политики является профилактика правонарушений, которые в молодежной среде, несмотря на заметное снижение, все же остаются на достаточно высоком уровне, составляя 55% от общего числа выявленных преступлений.

Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления. При этом, прежде всего, необходимо обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей ничем обязанными. Это стимулирует отток конкурентоспособных молодых людей из России и серьезные потери человеческого капитала страны. Таким образом, в новых условиях задачи молодежной политики носят масштабный и разнообразный характер. Они требуют как адекватного ресурсного обеспечения, так и повсеместного повышения квалификации работников, занятых работой с молодежью.

Основные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу. Конечной целью государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу является сохранение человеческого капитала молодежи и создание условий для его дальнейшего роста.

В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе в сфере молодежной политики должны быть решены следующие задачи (до 2025):

Образование:

обеспечение доступности качественного образования для молодежи на всех его уровнях;

создание условий широкого вовлечения молодежи 14-30 лет в неформальное (дополнительное) и внесистемное (самостоятельное) образование, стимулирование молодежи к получению неформального и самостоятельного образования;

обеспечение возможности выбора образовательной траектории из множества образовательных траекторий и гибкой ее смены (создание консультационных служб для молодежи по выстраиванию образовательной карьеры и ее корректировке);

обеспечение условий для самообразования молодежи, стимулирование образовательной активности молодых, организация доступа к лучшим лекциям, семинарам, проведение мастер - классов в режиме удаленного доступа;

создание информационных систем поддержки для молодежи в поиске необходимых образовательных ресурсов;

вовлечение молодежи в непрерывное профессиональное образование, позволяющее гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;

сертификация знаний и компетенций, полученных самостоятельно;

организация широкого обмена образовательными ресурсами, формирование открытых банков лекций, семинаров и мастер-классов выдающихся ученых и практиков;

поддержка академической мобильности молодежи при получении ею высшего образования в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре (докторантуре);

поддержка получения различными группами молодежи правовых, экономических и управленческих знаний, необходимых для их профессиональной и гражданской деятельности.

Здоровый образ жизни:

разработка программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни, притягательных для молодежи (с учетом возрастных и психологических особенностей различных групп молодежи);

профилактика потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, табакокурения;

мониторинг здоровья молодежи с выделением возрастных групп 14-16, 17 - 19, 20-25,26-30 лет;

поддержка здоровья детей в молодых семьях, профилактика наследственных заболеваний.

Трудоустройство:

создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;

обеспечение гибкой смены трудовых траекторий в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы, а также личных интересов молодого работника;

создание условий для роста трудовой мобильности молодежи, наиболее полного использования ее трудового потенциала;

поддержка молодых ученых, в том числе их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом;

развитие разнообразных практик поддержки молодежи в решении их жилищных проблем (например, поддержка аренды жилья, возрождение практики молодежных жилищных кооперативов).

Профилактика правонарушений:

обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений молодежи (учет положения в семье молодого человека, его состояния здоровья, потребления наркотиков или психотропных средств, курения, показателей учебной деятельности (если учится), работы (если работает) и т.п.).

Общественная деятельность:

  • - поддержка молодежных движений и объединений;
  • - обеспечение развития гражданственности, ответственности за свою страну, семью, свое дело.

Приоритеты долгосрочной молодежной политики:

  • - качественное образование молодежи;
  • - повышение производительности труда молодежи до среднеевропейского уровня;
  • - трудоустройство молодежи в соответствии с ее интересами и полученным образованием;
  • - здоровый образ жизни молодежи;
  • - уважение к закону;
  • - уважение к другим народам и национальностям, этносам;
  • - уважение к другим религиям, культурам, традициям.

Для обеспечения решений поставленных задач в долгосрочной перспективе необходимо:

обеспечить преемственность государственной молодежной политики в средне - и долгосрочной перспективах;

существенно увеличить финансирование государственной молодежной политики для адекватного ресурсного обеспечения стоящих перед ней задач;

обеспечить рост представительства молодежи в политической жизни страны;

обеспечить поддержку молодых людей при выборе ими образовательной и карьерной траекторий;

повысить вовлеченность молодежи в систему непрерывного образования, участие в неформальном и информальном образовании, обеспечив постоянное наращивание молодыми людьми профессиональных и социальных компетенций;

обеспечить поддержку национальной и культурной самоиндентификации молодежи;

обеспечить поддержку трудоустройства молодежи, в том числе за счет организации трудовой миграции молодых людей;

создать систему популяризации здорового образа жизни для молодежи с учетом возрастных особенностей, образующих ее групп.

Ни одно государство в мире не может не переживать за состояние отечественной молодежи. Каждого взрослого человека волнует не только судьба своих родных детей, продолжателей рода, но и, возможно, современное понимание иных представителей молодежного поколения, их проблемы, задачи, жизненные цели, достижение которых составляет государство принимать и усовершенствовать государственную молодежную политику. Поэтому Российская Федерация не оставляет за пределами государственного внимания проблемы и пути развития молодого поколения. В этой связи в России государственная молодежная политика направлена на то, чтобы как можно быстрее скоординировать на уровне государства все усилия по укреплению тесного взаимодействия молодежи и общества. И это справедливо, так как молодежь немыслима вне общества, а общество -- вне молодежи. Она занимает центральное место в политике российского государства, так как ее формирования и развития зависит и активизация диалога -- государство и личность, и авторитет Российской Федерации как внутри ее территории, так и на международной арене, успешное и элективное функционирование органов государственной власти и, наконец, будущее самой России, строить которое именно молодежи.

В условиях проведения важнейших для России реформ и вступления ее на новый этап развития стало очевидным, что современная российская молодежь нуждается не только в охране со стороны государства, но и в стимулировании культурно-досуговой деятельности, достигнуто которое может быть государством только за счет проводимой им же молодежной политики, ориентированной на обеспечение защищенности молодежи во всех сферах жизни общества, на улучшение ее положения и на привлечение ее к участию в политико-правовой жизни России.



Анализ современного состояния молодежи позволяет отметить следующие проблемы. В первую очередь, это большое число наркоманов среди лиц молодого возраста, токсикоманов и иных правонарушителей, что не внушает уверенности российскому населению в славное отечественное будущее; во-вторых, на территории России все сильнее растет преступность среди совершеннолетних и несовершеннолетних граждан. И, в-третьих, в России наблюдается отток молодых, высокопрофессиональных специалистов за границу, что отмечается в работах политиков и ученых.

Таким образом, одним из важных направлений государственной молодежной политики, учитывая вышеуказанное состояние российской молодежи, является улучшение культурно-досуговой деятельности молодежи, проблемы современного развития которой требуют своего немедленного разрешения. Оценивая сложность и необходимость, а вместе с тем и актуальность данного направления молодежной политики, государство решило качественно преобразовать настоящее состояние российской молодежи в лучшую сторону, объединившись для этих целей в организацию, а равно в сообщество людей, совместно реализующих государственную молодежную программу (политику) по улучшению культурно-досуговой деятельности молодежи, которое можно будет достигнуть только за счет принятия определенных мер, направленных на ее стимулирование.

Известно, что культурно-досуговая деятельность устроена определенным образом, позволяющим решать проблемы современной молодежи в оптимальном для нее режиме. Устройство данного вида человеческой деятельности, в особенности касающейся представителей молодежного поколения, помогает с точки зрения права понять саму внутреннюю ее структуру или же ее строение, основными элементами которой, являются во-первых субъект, то есть основные участники государственной молодежной политики или же сама молодежь, реализующий программные положения культурно-досуговой деятельности по поводу усиления ее позиции и места в жизни вся российского общества. Вторым элементом является ее объект, каковым выступает само конкретное поведем субъекта -- молодежи, а также иных участников данной политики, так как указанная выше деятельность, в том числе и ее стимулирование, ориентированное на поведение субъекта права (молодежи), с единственной лишь целью - выработать у последней «некоторый интерес, из-за которого она и будет принуждаться к известному поведению, выгодному для другого», Российской Федерации, и которая сама заинтересована ни чуть ни меньше. Последними элементами организации такой деятельности выступают субъективные права и юридические обязанности. При этом субъективные права относятся к субъектам культурно-досуговой деятельности -- к молодежи и иным лицам, реализую; государственную молодежную политику и являющимся таким образом, ее субъектами. Подобное обусловлено тем, что субъективное право представляет собой меру возможного поведения его субъекта, которое может проявляться осуществлении его молодежью, в выборе тех или иных вариантов правил поведения, не запрещенных российским государством или позитивным правом - законом. Субъективные права могут быть выражены в деятельности самих участников, в действиях представителей молодежного поколения по усилению их значения в структуре российского общества или в принятии ими же, либо иными участниками государственной молодежной политики определенных мер, направленных на стимулирование культурно-досуговой деятельности, что, несомненно, олицетворяет проявление или детерминированность действия субъективных прав. Что же касается последнего элемента -- разновидностями юридической обязанности которой является соблюдение прав и свобод других участников государственной молодежной политики, а так же добросовестное отношение молодых людей к друг другу, выполнение возложенной на молодое поколение общественной работы (по трудовому договору или без него) или же конкретного долга, юридическую обязанность также можно отнести к вышеуказанному участнику или субъектам данной деятельности. Осуществление юридической обязанности есть ни что иное, как модель конкретного фактического правоотношения, ибо оно отвечает своей же дефиниции -- «объективно возникшая до принятия закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством».

Таким образом, реализация культурно-досуговой деятельности молодежи, ее организация и стимулирование представляют собой образец особого правоотношения, основанием которого служит «юридический факт -- конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений». Таким обстоятельством, способствовавшим возникновению, изменению и прекращению данной деятельности является только принятие Российской Федерацией государственной молодежной политики, представленной юридическим актом, но и конкретное явление действительности -- современное состояние молодежи, которое в свою очередь требует от проводимой в ее адрес политики, принятия конкретных мер, ориентированных на стимулирование культурно-досуговой деятельности молодого поколения.

Организация последней имеет весомое значение в государственной молодежной политике, что обусловлено следующими фактами: во-первых, тем, что такая организация способствует еще большему усилению взаимодействия молодежи и общества, во-вторых, призвана улучшить состояние российской молодежи, достигнуть которое, позволяет грамотно и взвешенно проводимая государством молодежная политика, имеющая своей немаловажной частью стимулирования культурно-досуговой деятельности.

К разряду мер, стимулирующих культурно-досуговую деятельность молодежи, можно отнести проведение различных интеллектуальных игр, турниров не только в стенах ВУЗов, но и других учебных заведений. Проведение различных молодежных акций, инициированных как самими представителями молодого поколения, так и государством, улучшение жизненных условий, уровня жизни или социальной микросреды молодого поколения, в частности, увеличение денежной величины пособий, стипендий, введение новых премий, как в учебе, так и в спорте, обеспечение доступной для бюджета молодой семьи, ипотеки и предоставление им каких-либо иных льгот, заметно повышающий вероятность стимуле их кулътурно-досуговой деятельности.

Очевидно, что на претворение вышеуказанных лиц необходимы немалые государственно-финансовые, материально-технические затраты, выделив которые можно будет определять будущее развитие современной российской молодежи.

Реализация отмеченных направлений стимулирования культурно-досуговой деятельности позволит создать условия для здорового образа жизни молодого поколения и ощутить себя достойной частью «свободного социума свободных людей».





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта