Главная » Досуг » Церковь сошествия святого духа. Храм святого духа сошествия в марьиной роще и его история. III этап. Восстановление храма. Современное состояние

Церковь сошествия святого духа. Храм святого духа сошествия в марьиной роще и его история. III этап. Восстановление храма. Современное состояние

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище — довольно популярное среди православных христиан место. Ежегодно многие люди стараются посетить намоленную территорию этой святыни, дабы избавиться от болезней и попросить Господа о здравии для себя и близких. Сам храм, как и территория, на которой он построен, имеет свою историю. Сегодня храм на Даниловском кладбище представляет собой не только сакральную, но историческую, а также архитектурную ценность.

К возникновению храма, как и самого Даниловского кладбища, привела огромная стихийная беда, которая настигла Москву в 18 веке. Во второй половине столетия горожане начали массово умирать от чумы — неизлечимой болезни, забиравшей жизни в считанные дни. Дошло до того, что москвичи начали умирать сотнями, а то и тысячами человек в день.

Местные власти не могли справиться с этой проблемой, и вынуждены были обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям. Императрица Екатерина послала в город для решения проблемы своего фаворита, графа Григория Орлова, который был вхож во все государственные учреждения и высшим распоряжением императрицы имел компетенцию принимать экстренные меры.

В виду постоянно растущего количества умерших возникла необходимость открывать новые кладбища. Одним из них оказался погост на территории Данилова монастыря. Сам монастырь был очень древним, его окрестности, как и само здание, обветшали. Поэтому в 1772 году было принято решение построить там новую церковь в честь херсонских мучеников.

Когда и эта постройка обветшала, местные меценаты скооперировались и спонсировали строительство нового храма. Благодаря денежным вложениям дворянских фамилий Голофтеевых, Солодовниковых, Зубовых и Лепешкиных было начато строительство новой святыни.

Строительство храма длилось на протяжении 9 лет. С 1929 по 1838 год над проектом трудились строители, архитекторы и живописцы.

Главным архитектором был Ф.М.Шестаков, автор таких архитектурных произведений, как храм Вознесения Христова на Большой Никитской. Освящено новое строение было в 1832 году. В то время туда уже начали приходить местные жители для совершения молебен.

Главный престол архитектурного комплекса был назван в честь Сошествия Святого Духа, второй — в честь Херсонских мучеников. Изнутри эти строения были украшены росписью талантливых живописцев. Настенные картины передают сюжеты библейских повестей.

В 1901 году в окрестностях храма появилось еще одно новое строение. Над могилой местного предпринимателя Н. И. Гребенского его вдова воздвигла небольшую часовню, которая, кстати, сохранилась до наших дней. В наше время эта постройка все еще известна как часовня, куда регулярно приходят не только местные жители, но и приезжают паломники из разных регионов страны.

Архитектурное преображение

В начале 20 века внешний фасад здания и внутренние помещения сильно преобразились. Настенные росписи были дополнены новыми красочными сюжетами. Над росписью храма трудились известные живописцы.

Были проведены ремонтные работы, вследствие чего снаружи здание покрыли новой краской, поменяли полы внутри и отреставрировали некоторые декоративные элементы. Была произведена замена всей утвари, о чем было написано в столичном издании «Московские церковные ведомости» за 1901 год.

В 1905 году были произведены дополнительные изменения, результатом которых стало расширение крыла Херсонских мучеников. Теперь второй престол храма с архитектурной точки зрения в точности повторял очертания и элементы первого престола.

Это интересно! Эта святыня относится к немногим архитектурным строениям сакрального назначения, которые не были снесены в годы советской власти. Более того, в целостности и сохранности осталась почти вся храмовая утварь, а также декоративные архитектурные элементы.

Сегодня этот архитектурный памятник является ярким образцом храмовой архитектурной традиции 18 века.

В храме на Даниловском кладбище собрано большое количество православных икон, которые являются важными объектами для поклонения.

Известными и чтимыми иконами являются:

  • икона «Скоропослушница»;
  • Богородица «Иверская»;
  • икона с частицами мощей Серафима Саровского;
  • образ Матроны Московской;
  • ковчег с мощами святых Господних угодников.
    Такое количество святынь привлекает не только местных жителей, но и приезжих туристов. Неудивительно, что на богослужения приходит большое количество людей. Традиционно нуждающиеся прихожане могут попросить о свершении церковных треб в свою пользу — заказать литургию, Сорокоуст или молитву о здравии.

Даниловское кладбище

Это место имеет сильную энергетику, так как на протяжении целого столетия там хоронили представителей православного духовенства, хотя история этого кладбища началась значительно раньше, в 1771 году. К могилам пасторов и митрополитов, кто при жизни исцелял людей силой молитвы, и сегодня приезжают многие паломники.

Это интересно! С 1952 года посетителей кладбища стало значительно больше, так как многие люди желали совершить путешествие в часовню святой Матроны (блаженной Матроны Московской), чье тело нашло упокоение на этих землях.

В 2003 году на кладбище был погребен московский митрополит Питирим. В 2018 году к Господу отошел протоиерей, известный православный служитель Иоанн Слугин. Отдав служению в храме много лет жизни, отец Иоанн нашел упокоение в окрестных землях.

От посещения этого храма у меня остался неприятный осадок. Еще при подходе удивило то, что ранее прозрачная металлическая ограда "задрапирована" сплошным уродливым забором на манер дач "новых русских". Подумал, может там стройка какая.
  Дальше больше, захожу во двор, делаю вот эту фотографию, но тут подошел охранник и очень вежливо сказал что настоятель запретил фотографировать. Долго извинялся - было видно, что он сам смущен.
  Ничего подобного ни в России, ни за рубежом, я не видел. А ведь при советской власти храм был украшением парка, хоть и не действовал. Теперь не поймешь, то ли склад, то ли завод какой посреди парка.
  Я всегда был сторонником возвращения храмов церкви, но столкнувшись с подобным случаем, усомнился в целеесообразности этого, без введения закона ограничивающего подобное самоуправство вздорных батюшек.
  Полез в интернет посмотреть, что же это за настоятель такой дикий, может сектант какой или древний старец, который на склоне жизни..., ну понятно что бывает "на склоне жизни".
  И вот, на сайте http://www.spb-army.narod.ru/sob.htm нашел:
Наш собеседник - игумен Сергий (Рыбко) . Бывший хиппи, ныне настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Автор многих статей и книг, в том числе и книги о рок-музыке "Современная культура: сатанизм, или богоискательство?"
  .............................................................................................................
  Наш собеседник, иеромонах Сергий (Рыбко), в дни своей юности в конце 70-х был хорошо известен в московской СИСТЕМЕ (хиппи) под кличкой Юра-Террорист .
Задача нового раздела - рассказ о миссионерской деятельности настоятеля храма игумена Сергия (Рыбко) среди современной неформальной молодежи (хиппи, панков, рокеров). Здесь планируется разместить ссылки на интересные сайты, репортажи о поездках священника, беседы с интересными людьми.

  Вот те на! Там же предложение: "пишите письма, обсуждаем все вопросы". Написал: мол зачем же батюшка так то? Ответа, конечно, не получил. А что он мог ответить: "Моему ндраву не перечь, хочу и буду".

Все вышеописанное происходило в 2010 г. Наступил 2012 г., снова я пошел в храм и снова с фотоаппаратом (битому неймется). И о, чудо! Спокойно фотографировал, причем в присутствии какого-то батюшки. И хотя, уродливый сплошной забор остался, но прогресс налицо.
  И только я порадовался, хоть и малым, но шагам батюшки Рыбко к вменяемым горизонтам, как неугомонный батюшка опять отметился, на этот раз по крупному.

Игумен Сергий (Рыбко)


  Вот некоторые выдержки из прессы и интернета:
У входа в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве висит листок бумаги с таким текстом: «Уважаемые прихожане! В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу. «Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки.
  Настоятель храма игумен Сергий (Рыбко)».

  Ну, насчет "супермаркетов и автостоянок", это он погорячился - как раз наоборот, сейчас музеи превращают в храмы. Но это мелочь. Главное вот здесь: "Благословляю применять физическую силу". Защищать, конечно надо, но вот беда какая - как определить "кощунство" ? Каждый сам будет это делать? Человек с фотоаппаратом или в джинсах или в коротком платье - это кощунство? Кому-то может показаться, особенно с не совсем трезвых глаз или по дурости, что именно так. И сразу "физическую силу" - батюшка благословил.
  А вот еще батюшкин перл:
"Вообще-то мы ожидаем помощи от государства, поскольку оно позиционирует себя как правовое. Но если такой помощи не будет, то ничего удивительного, что православные будут защищать свои храмы хотя бы и дубинами."
  Я, вот пенсионер. После более чем сороколетнего стажа получаю нищенскую пенсию. Если от государства помощи нет, благославляет ли меня батюшка воровать и грабить?
  Или вот еще: "Мы не пацифисты.." - то есть Христос нам не указ. Мне казалось, что он как раз и был первым пацифистом, пришедшим в мир наполненый злобой.
  В общем, как был Юра-Террорист, так и остался - видать игуменом Сергием быть просто выгоднее.
  Когда-то Валентин Гафт написал эпиграмму на коллегу-еврея: "Когда таким пути открыты, растут ряды антисемитов." Думается, когда открыты пути таким как Юра-Террорист, растут ряды противников РПЦ (не путать с Православием). Московский храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище Московской епархии

Храм расположен в парке Фестивальный. Проезд до метро Марьина Роща, далее 5 мин. пешком по пешеходному переходу через Сущевский вал.

Лазаревский деревянный храм

Храм на Лазаревском кладбище любил святой патриарх-исповедник Тихон , который нередко служил тут в 1920-х годах. До года при храме существовало сестричество, сестры которого помогали бедным и больным, заботились о храме, пели на клиросе. Одна из сестёр этой общины, О. И. Подобедова, вспоминала, что в то время члены старались как можно меньше знать друг о друге, чтобы по неосторожности или под пытками в НКВД не выдать кого-нибудь. Некоторые из сестёр действительно пострадали.

В один из воскресных дней года храм был внезапно оцеплен милицией и настоятелю объявили о закрытии храма и конфискации имущества. После этого крест-мощевик и иконы храма бесследно пропали. Здание передавалось заводу под общежитие для рабочих. В году было уничтожено и Лазаревское кладбище , а на месте погребения умерших устроили детский парк и танцплощадку. По словам свидетелей, в парке играли в футбол черепами, а в алтаре храма обитали бродячие собаки. Есть документы, свидетельствующие, что храм был приговорён богоборцами к разрушению. Но нашлись сотрудники Главнауки и Центральных реставрационных мастерских которые признали храм памятником архитектуры первой категории и тем спасли его от разрушения и устройства в нем колумбария.

Внучка одного из клириков храма, протоиерея Александра Соколова , свидетельствовала, что её дед, умирая в декабре году, пророчески предсказал своим близким, что будет такое время, когда храмы вновь откроются, будет совершаться служба и в храме на Лазаревском кладбище. В то время близкие сочли это бредом умирающего, но спустя десятилетия слова стали претворяться в жизнь.

Возрождение храма

Храм Сошествия Святого Духа был возвращен Церкви в году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские Театра оперетты. Первые тяжелые труды по возрождению изуродованного храма выпали на долю отца Иоанна Мазова , а с года настоятелем стал иеромонах Сергий (Рыбко) с которым трудиться в храм пришло много молодежи. При храме собралась небольшая девическая община, члены которой взяли на себя бескорыстный труд: петь на клиросе, участвовать в восстановительных работах, убирать храм и территорию, вести занятия в воскресной школе, работать в книгоиздательстве и иконописной мастерской и т. д. В году при храме образовано сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского . Храм постепенно восстанавливался трудами прихожан и благотворителей; от крупных пожертвований приход отказывался.

Архитектура

Трехпрестол ьный каменный храм был построен по архитектурному типу "корабля ": круглая ротонда , с короткой трапезной частью , с двумя колоколенками , венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы.

Духовенство

Настоятели

  • Никита Скворцов (1857 - ок. 1892)
  • Владимир Остроухов (1901 - 1914)
  • Николай Скворцов (9 августа 1914 - 15 июня 1917)

Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.


Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г.


Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.


Духовская церковь. 1476-1477 гг. Вид с северо-запада


В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.


Духовская церковь. 1476-1477 гг.
Вид с восточной стороны

На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов.


Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).


Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков).


Висевший на звоннице церкви особый - «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.



Внутреннее убранство Духовской церкви
Слева - н
адгробие митр. Платона (Левшина)


Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.


Тайная Вечеря.
Фрагмент Царских Врат Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.


Духовская церковь. Фото нач. XX века





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта