Главная » Красота » Что такое морфологическая адаптация. Основные пути и формы адаптаций живых организмов к условиям среды. Фотопериодизм. Приспособления к среде обитания

Что такое морфологическая адаптация. Основные пути и формы адаптаций живых организмов к условиям среды. Фотопериодизм. Приспособления к среде обитания

Морфологические адаптации включают изменения формы или строения организма. Пример такой адаптации – твердый панцирь , обеспечивающий защиту от хищных животных. Физиологические адаптации связаны с химическими процессами в организме. Так, запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения. Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя . Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов. Например, кровососание у комаров обеспечивается сложной комбинацией таких адаптаций, как развитие специализированных частей ротового аппарата, приспособленных к сосанию, формирование поискового поведения для нахождения животного-жертвы, а также выработка слюнными железами специальных секретов, которые предотвращают свертывание высасываемой крови.

Все растения и животные постоянно адаптируются к окружающей среде. Чтобы понять, как это происходит, необходимо рассматривать не только животное или растение в целом, но и генетическую основу адаптации.

Генетическая основа.

У каждого вида программа развития признаков заложена в генетическом материале. Материал и закодированная в нем программа передаются от одного поколения другому, оставаясь относительно неизменными, благодаря чему представители того или иного вида выглядят и ведут себя почти одинаково. Однако в популяции организмов любого вида всегда присутствуют небольшие изменения генетического материала и, следовательно, вариации признаков отдельных особей. Именно из этих разнообразных генетических вариаций процесс приспособления отбирает те признаки или благоприятствует развитию таких признаков, которые в наибольшей степени увеличивают шансы на выживание и тем самым на сохранение генетического материала. Адаптация, таким образом, может рассматриваться как процесс, посредством которого генетический материал повышает свои шансы на сохранение в последующих поколениях. С этой точки зрения, каждый вид олицетворяет собой успешный способ сохранения определенного генетического материала.

Чтобы передать генетический материал, особь любого вида должна иметь возможность питаться, дожить до периода размножения, оставить потомство и затем распространить его на возможно большей территории.

Питание.

Все растения и животные должны получать из окружающей среды энергию и различные вещества, прежде всего кислород, воду и неорганические соединения. Почти все растения используют энергию Солнца, трансформируя ее в процессе фотосинтеза . Животные получают энергию, питаясь растениями или другими животными.

Каждый вид определенным образом приспособлен к тому, чтобы обеспечивать себя питанием. Ястребы имеют острые когти для захватывания добычи, а расположение глаз в передней части головы позволяет им оценить глубину пространства, что необходимо для охоты при полете на большой скорости. У других птиц, например цапель, развились длинные шея и ноги. Они добывают пищу, осторожно бродя по мелководью и подстерегая зазевавшихся водных животных. Дарвиновы вьюрки – группа близкородственных видов птиц с Галапагосских островов – представляют классический пример высокоспециализированной адаптации к разным способам питания. Благодаря тем или иным адаптивным морфологическим изменениям, в первую очередь в строении клюва, одни виды стали зерноядными, другие – насекомоядными.

Если обратиться к рыбам, то хищники, например акулы и барракуды, имеют острые зубы для поимки добычи. Другие, например мелкие анчоусы и сельди, добывают мелкие частицы пищи путем фильтрации морской воды через гребневидные жаберные тычинки.

У млекопитающих прекрасным примером адаптации к типу питания служат особенности строения зубов. Клыки и коренные зубы у леопардов и других кошачьих исключительно остры, что позволяет этим животным удерживать и разрывать тело жертвы. У оленей, лошадей, антилоп и других пастбищных животных большие коренные зубы имеют широкие ребристые поверхности, приспособленные для пережевывания травы и иной растительной пищи.

Разнообразные способы получения питательных веществ можно наблюдать не только у животных, но и у растений. Многие из них, в первую очередь бобовые – горох, клевер и другие – развили симбиотические, т.е. взаимовыгодные, отношения с бактериями: бактерии переводят атмосферный азот в химическую форму, доступную для растений, а растения предоставляют бактериям энергию. Насекомоядные растения, такие, как саррацения и росянка, получают азот из тел насекомых, пойманных ловчими листьями.

Защита.

Окружающая среда состоит из живых и неживых компонентов. Живое окружение любого вида включает животных, питающихся особями этого вида. Адаптации хищных видов направлены на эффективную добычу пищи; виды-жертвы приспосабливаются, чтобы не стать добычей хищников.

Многие виды – потенциальные жертвы – имеют защитную или маскирующую окраску, которая скрывает их от хищников. Так, у некоторых видов оленей пятнистая шкура молодых особей незаметна на фоне чередующихся пятен света и тени, а зайцев-беляков трудно различить на фоне снежного покрова. Длинные тонкие тела насекомых-палочников тоже трудно увидеть, потому что они напоминают сучки или веточки кустов и деревьев.

У оленей, зайцев, кенгуру и многих других животных развились длинные ноги, позволяющие им убегать от хищников. Некоторые животные, например опоссумы и свиномордые ужи, даже выработали своеобразный способ поведения – имитацию смерти, которая повышает их шансы на выживание, поскольку многие хищники не едят падали.

Некоторые виды растений покрыты шипами или колючками, отпугивающими животных. Многие растения имеют отвратительный для животных вкус.

Факторы окружающей среды, в частности климатические, нередко ставят живые организмы в трудные условия. Например, животным и растениям часто приходится приспосабливаться к крайним значениям температуры. Животные спасаются от холода, используя изолирующий мех или перья, мигрируя в места с более теплым климатом или впадая в зимнюю спячку. Большинство растений переживает холода, переходя в состояние покоя, эквивалентное спячке у животных.

В жару охлаждение животного происходит за счет потоотделения или частого дыхания, увеличивающего испарение. Некоторые животные, в особенности пресмыкающиеся и земноводные, способны впадать в летнюю спячку, которая по сути аналогична зимней, но вызвана жарой, а не холодом. Другие просто ищут прохладное место.

Растения могут до некоторой степени поддерживать свою температуру, регулируя интенсивность испарения, которое имеет то же охлаждающее действие, что и потоотделение у животных.

Размножение.

Критическим этапом в обеспечении непрерывности жизни является размножение – процесс, в ходе которого происходит передача генетического материала следующему поколению. Размножение имеет два важных аспекта: встречу разнополых особей для обмена генетическим материалом и выращивание потомства.

К числу адаптаций, обеспечивающих встречу особей разного пола, относится звуковая коммуникация. У некоторых видов большую роль в этом смысле играет обоняние. Например, котов сильно привлекает запах кошки в период течки. Многие насекомые выделяют т.н. аттрактанты – химические вещества, привлекающие особей противоположного пола. Запахи цветков являются эффективной адаптацией растений для привлечения насекомых-опылителей. Некоторые цветки сладко пахнут и привлекают питающихся нектаром пчел; другие пахнут отвратительно, привлекая мух, питающихся на падали.

Зрение тоже очень важно для встречи особей разного пола. У птиц брачное поведение самца, его пышные перья и яркая окраска привлекают самку и подготавливают ее к копуляции. Окраска цветка у растений часто указывает, какое животное необходимо для опыления этого растения. Например, цветки, опыляемые колибри, окрашены в красный цвет, который привлекает этих птиц.

Многие животные выработали способы защиты своего потомства в начальный период жизни. Большинство адаптаций такого рода относятся к поведенческим и включают такие действия одного или обоих родителей, которые повышают шансы на выживание детенышей. Большинство птиц строит гнезда, характерные для каждого вида. Однако некоторые виды, например воловья птица, откладывают яйца в гнезда других видов птиц и вверяют детенышей родительской заботе вида-хозяина. У многих птиц и млекопитающих, а также у некоторых рыб имеется период, когда один из родителей идет на большой риск, беря на себя функцию защиты потомства. Хотя такое поведение иногда грозит гибелью родителю, оно обеспечивает безопасность потомства и сохранение генетического материала.

Целый ряд видов животных и растений использует иную стратегию размножения: они производят на свет огромное число потомков и оставляют их незащищенными. В этом случае низкие шансы на выживание у отдельной подрастающей особи оказываются сбалансированы многочисленностью потомства.

Расселение.

Большинство видов выработало механизмы для удаления потомства от тех мест, где оно появилось на свет. Этот процесс, называемый расселением, увеличивает вероятность того, что потомство будет подрастать на еще не занятой территории.

Большинство животных просто избегает мест, где слишком сильна конкуренция. Однако накапливаются свидетельства в пользу того, что расселение обусловлено генетическими механизмами.

Многие растения приспособились к распространению семян с помощью животных. Так, соплодия дурнишника имеют на поверхности крючочки, которыми они цепляются за шерсть проходящих мимо животных. Другие растения образуют вкусные мясистые плоды, например ягоды, которые поедаются животными; семена проходят через пищеварительный тракт и неповрежденными «высеваются» в другом месте. Для распространения растения используют и ветер. Например, ветром переносятся «пропеллеры» семян клена, а также семена ваточника, имеющие хохолки из тонких волосков. Степные растения типа перекати-поле, приобретающие к моменту созревания семян шарообразную форму, перегоняются ветром на большие расстояния, по пути рассеивая семена.

Выше были приведены лишь некоторые наиболее яркие примеры адаптаций. Однако практически каждый признак любого вида является результатом адаптации. Все эти признаки составляют гармоничную совокупность, что позволяет организму успешно вести свой особый образ жизни. Человек во всех его признаках, от структуры головного мозга до формы большого пальца на ноге, является результатом адаптации. Адаптивные признаки способствовали выживанию и размножению его предков, имевших те же самые признаки. В целом концепция адаптации имеет большое значение для всех направлений биологии.




Адаптации (приспособления)

Биология и генетика

Относительный характер адаптации: соответствуя конкретной среде обитания адаптации теряют свое значение при ее изменении заяцбеляк при задержке зимы или при оттепели ранней весной заметен на фоне пашни и деревьев; водные растения при пересыхании водоемов погибают и т. Примеры адаптации Вид адаптации Характеристика адаптации Примеры Особая форма и строение тела Обтекаемая форма тела жабры плавники Рыбы ластоногие Покровительственная окраска Бывает сплошная и расчленяющая; формируется у организмов живущих открыто и делает их незаметными...

Адаптации(приспособления)

Адаптация (или приспособление) - это комплекс морфологических, физиологических, поведенческих и иных особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий успех в конкуренции с другими особями, популяциями или видами и устойчивость к воздействию факторов окружающей среды.

■ Адаптация - результат действия факторов эволюции.

Относительный характер адаптации: соответствуя конкретной среде обитания, адаптации теряют свое значение при ее изменении (заяц-беляк при задержке зимы или при оттепели, ранней весной заметен на фоне пашни и деревьев; водные растения при пересыхании водоемов погибают и т.д.).

Примеры адаптации

Вид адаптации

Характеристика адаптации

Примеры

Особая форма и строение тела

Обтекаемая форма тела, жабры, плавники

Рыбы, ластоногие

Покровительственная окраска

Бывает сплошная и расчленяющая; формируется у организмов, живущих открыто, и делает их незаметными на фоне окружающей среды

Серая и белая куропатки; сезонная смена цвета меха у зайца

Предостерегающая окраска

Яркая, заметная на фоне окружающей среды; развивается у видов, имеющих средства защиты

Ядовитые земноводные, жалящие и ядовитые насекомые, несъедобные и обжигающие растения

Мимикрия

Менее защищенные организмы одного вида по окраске напоминают защищенных ядовитых другого вида

Некоторые неядовитые змеи похожи по окраске на ядовитых

Маскировка

Форма и окраска тела делает организм похожим на предметы окружающей среды

Гусеницы бабочек по окраске и форме похожи на сучки деревьев, где они обитают

Функциональные приспособления

Теплокровность, активный обмен веществ

Позволяют жить в разных климатических условиях

Пассивная защита

Структуры и особенности, определяющие большую вероятность сохранения жизни

Панцири черепах, раковины моллюсков, иголки ежей и др.

Инстинкты

Роение у пчел при появлении второй матки, забота о потомстве, поиск пищи

Повадки

В минуты опасности изменяется поведение

Кобра раздувает капюшон, скорпион поднимает хвост


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11790. Средства поиска информации в Интернете 907 KB
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу Мировые информационные ресурсы Средства поиска информации в Интернете Методические указания к выполнению лабораторных работ предназначены для студентов специальности 080801.65 Прикладная инфо
11791. Работа в виртуальной машине Microsoft Virtual PC 259.48 KB
Отчёт по лабораторной работе №1: Работа в виртуальной машине Microsoft Virtual PC Список причин выключения компьютера раздела Shutdown Event Tracker: Other Planned Выключение или перезагрузка по неизвестной причине. Выберите эту опцию если другие причины выключения/перезагру
11793. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и аварийно-опасных химических веществ (АОХВ) 106 KB
В настоящее время в РФ функционирует более 3.5 тыс. объектов, на которых имеются СДЯВ. Суммарная площадь загрязнения при потенциальных авариях может захватить территорию, на которой проживает более трети населения страны. Статистика последних лет свидетельствует, что ежегодно происходит около 50 крупных аварий с выбросов СДЯВ
11794. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 122.5 KB
Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью широких слоев населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
11795. Маршрутизация в IP-сетях 85.4 KB
Лабораторная работа №3 Маршрутизация в IPсетях Цели работы: научиться объединять две сети при помощи компьютера исполняющего роль маршрутизатора; научиться настраивать Windows Server 2003 в качестве маршрутизатора; изучить возможности утилиты route. За...
11796. DHCP-сервер: установка и управление 141.22 KB
Лабораторная работа № 4. DHCPсервер: установка и управление Цели работы: научиться устанавливать и удалять DHCPсервер; научиться настраивать область действия DHCPсервера; научиться выполнять резервирование адресов. Задание 1. Назначить серверу сетевые...
11797. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЗДРА-ВООХРАНЕНИЯ 74 KB
Под мобилизацией в Российской федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов, муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени
11798. Индукция магнитного поля земли и ее определение 385.32 KB
Магнитные взаимодействия, как между электрическими токами, так и между магнитами осуществляются посредством магнитного поля. Магнитное поле можно представить наглядно следующим образом. Если проводники с током продеть через лист картона и насыпать на лист маленькие магнитные стрелки, то они расположатся вокруг проводника по касательным к концентрическим окружностям

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

Учебник адресован учащимся 11 класса и рассчитан на преподавание предмета 1 или 2 часа в неделю.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.


Рис. 33. Зимняя окраска зайца

Итак, в результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям окружающей среды. Закрепление в изолированных популяциях различных адаптаций может в итоге привести к образованию новых видов.

Вопросы для повторения и задания

1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.

2. Почему одни животные имеют яркую, демаскирующую окраску, а другие, наоборот, – покровительственную?

3. В чём состоит сущность мимикрии?

4. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.

5. Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?

6. Являются ли физиологические адаптации факторами, определяющими уровень приспособленности организма в целом?

7. В чём сущность относительности любого приспособления к условиям обитания? Приведите примеры.

Подумайте! Выполните!

1. Почему не существует абсолютного приспособления к условиям обитания? Приведите примеры, доказывающие относительный характер любого приспособления.

2. Детёныши кабана обладают характерной полосатой окраской, которая с возрастом исчезает. Приведите аналогичные примеры изменения окраски у взрослых особей по сравнению с потомством. Можно ли считать эту закономерность общей для всего животного мира? Если нет, то для каких животных и почему она характерна?

3. Соберите информацию о животных с предостерегающей окраской, обитающих в вашем регионе. Объясните, почему знание этого материала важно для каждого. Сделайте информационный стенд об этих животных. Выступите с сообщением по этой теме перед школьниками младших классов.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Повторите и вспомните!

Человек

Поведенческие адаптации – врождённое безусловно-рефлекторное поведение. Врождённые способности существуют у всех животных, в том числе и у человека. Новорождённый ребёнок умеет сосать, глотает и переваривает пищу, моргает и чихает, реагирует на свет, звук и боль. Это примеры безусловных рефлексов. Такие формы поведения возникли в процессе эволюции как результат приспособления к определённым, относительно постоянным условиям окружающей среды. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому все животные рождаются уже с готовым комплексом таких рефлексов.

Каждый безусловный рефлекс возникает на строго определённый раздражитель (подкрепление): одни – на пищу, другие – на боль, третьи – на появление новой информации и т. д. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны и проходят через спинной мозг или ствол головного мозга.

Одной из наиболее полных классификаций безусловных рефлексов является классификация, предложенная академиком П. В. Симоновым. Учёный предложил разделить все безусловные рефлексы на три группы, отличающиеся по особенностям взаимодействия особей друг с другом и с окружающей средой. Витальные рефлексы (от лат. vita – жизнь) направлены на сохранение жизни индивида. Их невыполнение ведёт к гибели особи, а для реализации не требуется участия другой особи того же вида. В эту группу относят пищевые и питьевые рефлексы, гомеостатические рефлексы (поддержание постоянной температуры тела, оптимальной частоты дыхания, сердцебиения и т. п.), оборонительные, которые, в свою очередь, делят на пассивно-оборонительные (убегание, затаивание) и активно-оборонительные (нападение на угрожающий объект) и некоторые другие.

К зоосоциальным, или ролевым, рефлексам относят те варианты врождённого поведения, которые возникают при взаимодействии с другими особями своего вида. Это половые, детско-родительские, территориальные, иерархические рефлексы.

Третья группа – это рефлексы саморазвития. Они не связаны с адаптацией к конкретной ситуации, а как бы обращены в будущее. Среди них исследовательское, подражательное и игровое поведение.

<<< Назад
Вперед >>>

Поведенческие адаптации - это выработанные в процессе эволюции особ-ти поведения, позволяющие приспособиться и выжить в опр условиях среды.

Типичный пример - зимний сон у медведя.

Также примерами могут служить 1)создание убежищ, 2)передвижение с целью выбора опт температурных условий, особенно в усл-х экстремальных t. 3)процесс выслеживания и преследования добычи у хищников, а у жертв - в опр ответных реакциях (например затаивание).

Обычный для животных способ приспособления к неблагоприятным периодам - миграция.(сайгаки ежегодно уходят на зиму в малоснежные южные полупустыни, где зимние травы в связи с сухостью климата более питательны и доступны. Однако летом травостои полупустынь быстро выгорают, поэтому на период размножения сайгаки переходят в более влажные северные степи).

Примеры : 4)поведение при поиске пищи и полового партнера, 5)спаривание, 6)выкармливание потомства, 7)избегание опасности и защита жизни в случае угрозы, 8)агрессия и угрожающие позы, 9)заботу о потомстве, которая повышает вероятность выживания детёнышей, 10)объединение в стаи, 11)имитация ранения или смерти в случае угрозы нападения.

21.Жизненные формы, как рез-т приспособления организмов к действию комплекса экологических ф-ров. Классификация жизненных форм растений по К.Раункиеру, И.Г.Серебрякову, животных по Д.Н.Кашкарову.

Термин «жизненная форма» был введен в 80-х Е. Вармингом. Он понимал под жизненной формой «форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания». Это очень глубокое опр-ние.

Жизненные формы как типы приспособительных структур демонстрируют :1)разнообразие путей приспособления разных видов растений даже к одним и тем же условиям,

2)возможность сходства этих путей у растений совершенно неродственных, принадлежащих к разным видам, родам, семействам.

->Классификация жизненных форм основана на стр-ре вегетативных органов и отражает IIи конвергентные пути экологической эволюции.

По Раункиеру: применил свою систему для выясн-я взаимосвязи жизненных форм растений и климата.

Он выделил важный признак, хар-щий приспособление растений к перенесению неблагоприятного времени года - холодного или сухого.

Этот признак - положение почек возобновления на растении по отношению к уровню субстрата и снегового покрова. Раункиер связал это с защитой почек в неблагоприятное время года.

1)фанерофиты - почки зимуют или переносят засушливый период «открыто», высоко над землей (деревья, кустарники, деревянистые Лианы, эпифиты).


-> они обычно защищены спец почечными чешуями, имеющими ряд приспособлений для сохранения конуса нарастания и молодых зачатков листьев, заключенных в них от потери влаги.

2)хамефиты - почки располагаются почти па уровне почвы или не выше 20-30 см над ней (кустарнички, полукустарнички, стелющиеся растения). В холодном и умер климате эти почки очень часто получают зимой дополнительную защиту, помимо собственных почечных чешуи: они зимуют под снегом.

3)криптофиты - 1) геофиты -почки находятся в земле на некоторой глубине (они подразделяются на корневищные, клубневые, луковичные),

2) гидрофиты- почки зимуют под водой.

4)гемикриптофиты - обычно травянистые растения; их почки возобновления нах-ся на уровне почвы или погружены очень неглубоко, в подстилку, образуемую листовым отпадом,- еще один дополнительный «покров» для почек. Среди гемикриптофитов Раункиер различает «иротогеиикриптофиты » с удлиненными побегами, ежегодно отмирающими до основания, где распол-ся почки возобновления, и розеточные гемикриптофиты , у которых укороченные побеги могут зимовать на уровне почвы целиком.

5)терофиты - особая группа; это однолетники, у которых все вегетативные части отмирают к концу сезона и зимующих почек не остается,- эти растения возобновляются на след год из семян, перезимовывающих или переживающих сухой период на почве или в почве.

По Серебрякову:

Использовав и обобщив предложенные в разное время класс-ции, он предложил называть жизненной формой своеобразный габитус – (хар-ная форма, внешний вид орг-ма) опргрупп растений, возникающий в рез-те роста и развития в опр усл-х – как выражение приспособленности к этим условиям.

Основа своей классификации - признак продолжительности жизни всего растения и его скелетных осей.

А. Древесные растения

1.Деревья

2.Кустарники

3.Кустарнички

Б. Полудревесные растения

1.Полукустарники

2.Полукустарнички

В. Наземные травы

1.Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз)

2.Монокарпические травы (живут несколько лет, цветут один раз и отмирают)

Г. Водные травы

1.Земноводные травы

2.Плавающие и подводные травы

Жизненная форма дерева оказывается выр-ем приспособления кнаибблагоприятным для роста условиям.

Влесах влажных тропиков - больше всего видов деревьев (до 88% в амазонской области Бразилии), а в тундре и высокогорьях настоящих деревьев нет. В области таежных лесов деревья представлены всего несколькими видами. Не более 10–12% от общего числа видов составляют деревья и во флоре умеренной лесной зоны Европы .

По Кашкарову:

I. Плавающие формы.

1. Чисто водные:а) нектон; б) планктон; в) бентос.

2. Полуводные:

а) ныряющие; б) не ныряющие; в) лишь добывающие из воды пищу.

II. Роющие формы.

1.Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей).

2.Относительные землерои (выходящие на поверхность).

III. Наземные формы.

1. Не делающие нор: а) бегающие; б) прыгающие; в) ползающие.

2. Делающие норы:а) бегающие; б) прыгающие; в) ползающие.

3. Животные скал.

IV. Древесные лазающие формы.

1.Не сходящие с деревьев.

2.Лишь лазающие по деревьям.

V. Воздушные формы.

1.Добывающие пищу в воздухе.

2.Выискивающие пищу с воздуха.

Во внешнем облике птиц в знач мере проявляются приуроченность их к опртипам местообитаний и характер передвижения при добывании пищи.

1) древесной растительности;

2) открытых пространств суши;

3) болот и отмелей;

4) водных пространств.

В каждой из данных групп выделяют специфические формы:

а) доб-щие пищу с помощью лазания (голуби, попугаи, дятловые, воробьиные)

б) добывающие пищу в полете (длиннокрылые, в лесах - совы, козодои, над водой - трубконосые);

в) кормящееся при передвижении по земле (на открытых пространствах - журавлиные, страусы; лесные - большинство куриных; на болотах и отмелях - некоторые воробьиные, фламинго);

г) добывающие пищу с помощью плавания и ныряния (гагары, веслоногие, гусиные, пингвины).

22.Основные среды жизни и их характеристика: наземно-воздушная и водная .

Наземно-воздушная - обитает большинство животных и растений.
Она хар-ся 7 основными абиотическими факторами:

1.Низкая плотность воздуха затрудняет поддерж формы тела и провоцирует образ-е опорной системы.

ПРИМЕР: 1.Водные растения не имеют механич тканей: они появляются только у наземных форм. 2.У животных обязательно имеется скелет: гидроскелет (у круглых червей), или наружный скелет (у насекомых), или внутренний (у млекопитающих).

Малая плотность среды облегчает передвижение животных. Многие наземные виды способны к полету .(птицы и насекомые, но есть и млекопит, амфибии и рептилии). Полет связан с поиском добычи или расселением. Обитатели суши разм-ся только на Земле, которая служит им опорой и местом прикрепления. В связи с активным полетом у таких организмов модифицированы передние конечности и развиты грудные мышцы .

2) Подвижность воздушных масс

*обеспечивает сущ-е аэропланктона. В его состав входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений.

Эта экологгруппа орг-в адаптировалась благодаря большой отнSпов-ти крыльев, выростов, паутины, либо за счет очень мелких размеров.

* способ опыления растений ветром - анемофилия - хар-н для берез, елей, сосен, крапивы, злаков и осок.

*расселение с помощью ветра: тополя, березы, ясени, липы, одуванчики и др. Семена этих растений имеют парашютики (одуванчики) или крылышки (клен).

3) Низкое давление , норма=760 мм. Перепады давления, по ср-ю с водной средой обитания, очень малы; так, на h=5800 м оно составляет лишь половину своей нормальной величины.

=>почти все обитатели суши чувствительны к сильным перепадам давления, т. е. являются стенобио́нтами по отношению к этому фактору.

Верхняя граница жизни для большинства позвоночных -6000 м, т.кс высотой падает давление , а значит и уменьшается растворимость о в в крови. Для сохранения постоянной концентрации О 2 в крови частота дыхания должна увеличиваться. Однако, мы выдыхаем не только СО 2 , но и водяные пары, поэтому частое дыхание должно неизменно приводить к обезвоживанию орг-ма. Эта простая зависимость не хар-на только для редких видов организмов: птиц и некоторых беспозвоночных, клещей, пауков и ногохвостков.

4) Газовый состав отличается высоким содержанием О 2: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Поэтому только на суше могла возникнуть гомойоте́рмность - способность поддерживать постоянную t тела за счет внутренней энергии. Благодаря гомойтермности птицы и млекопитающие могут сохранять жизненную активность в самых суровых условиях

5) Почва и рельеф очень важны, прежде всего, для растений.Для животных более важна структура почвы, нежели ее хим состав.

*Для копытных, совершающих длитмиграции по плотному грунту, адаптацией явл-ся уменьшение кол-ва пальцев и =>уменьшение Sпов-ти опоры.

*Для обитателей сыпучих песков хар-но увеличение Sпов-ти опоры (вееропалый геккон).

*Плотность грунта важна и для норных животных: луговых собачек, сурков, песчанок и других; у некоторых из них развиваются копательные конечности.

6) Значительный дефицит воды на суше провоцирует развитие разнообразных адаптаций, направленных на экономию воды в организме :

Развитие органов дыхания, способных поглощать О 2 из воздушной среды покровов (легкие, трахеи, легочные мешки)

Развитие водонепроницаемых покровов

Изм-е выделитсистемы и продуктов обмена (мочевины и мочевой кислоты)

Внутреннее оплодотворение.

Помимо обеспечения водой, осадки играют и экологическую роль.

*Снег знач уменьшает колебания t на глуб от 25 см. Глубокий снег защищает почки растений. Для тетеревов, рябчиков и тундряных куропаток сугробы -место ночевки, т.е при 20–30 o мороза на глубине 40 смtсохр-ся ~0 °С.

7) Температурный режим более изменчив, чем водной. ->многие обитатели суши эврибио́нтны к этому ф-ру, т. е. способны сущ-ть в широком диапазоне tи демонстрируют весьма различные способы терморегуляции.

Многие виды животных, обитающих в районах, где зимы снежные, осенью линяют, меняя цвет шерсти или перьев на белый. Возможно, такая сезонная линька птиц и зверей также является адаптацией - маскирующей окраской, что характерно для зайца-беляка, ласки, песца, тундряной куропатки и других. Однако, не все белые животные сезонно меняют окраску, что напоминает нам о неопр изм-ти и невозможности рассматривать все св-ва организма как полезные или вредные.

Водная . Вода покрывает 71% S земного или 1370 м3. Осн масса воды - в морях и океанах – 94-98%, в полярных льдах содержится около 1,2% воды и совсем малая доля – менее 0,5%, в пресных водах рек, озер и болот.

В водной среде обитает около 150 000 видов животных и 10 000 растений, что составляет всего 7 и 8 % от общего числа видов Земли. Т.О на суше эволюция шла намного интенсивнее, чем в воде.

В морях-океанах, как в горах, выражена вертикальная зональность .

Всех обитателей водной среды можно разделить на три группы.

1) Планктон - бесчисленные скопления крошечных орг-мов, которые не могут самост двигаться и переносятся течениями в пов-ном слое морской воды.

Он состоит из раст и живорганизмов- веслоногие рачки, икра и личинки рыб и головоногих моллюсков, +одноклеточные водоросли.

2) Нектон - большое число орг-в свободно плавающих в толще мирового океана. Самые крупные из них - голубые киты и гигантская акула, питающиеся планктоном. Но есть среди обитателей толщи воды и опасные хищники.

3) Бентос - обитатели дна. Некоторые глубоководные обитатели лишены органов зрения, но больш-во может видеть и при тусклом свете. Многие обитатели ведут прикрепленный образ жизни.

Приспособления гидробионтов к высокой плотности воды:

У воды высокая плотность (в 800 раз >плотности воздуха) и вязкость.

1) У растений очень слабо развиты или отсутствуют механические ткани – им опора сама вода. Большинству свойственна плавучесть. Хар-но активное вегетативное размножение, развитие гидрохории – вынос цветоносов над водой и распространение пыльцы, семян и спор поверхностными течениями.

2)Тело имеет обтекаемую форму и смазано слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб.

У пассивно плавающих животных - выросты, шипы, придатки; тело уплощается, происходит редукция скелетных органов.

Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ передвижения (головомоллюски).

У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычна редукция зрения, развитие осязательных органов.

Приспособления гидробионтов к подвижности воды:

Подвижность обусловлена приливами и отливами, морскими течениями, штормами, разными уровнями высотных отметок русел рек.

1) В проточных водоемах растения и животные прочно прикрепляются к неподвижным подводным предметам . Донная поверхность для них в первую очередь – субстрат. Это зеленые и диатомовые водоросли, водяные мхи. Из животных - брюхоногие моллюски, усоногие раки +прячутся в щелях.

2) Разл формы тела. У рыб проточ вод тело в поперечнике круглое, а у рыб, обит-х у дна- тело плоское.

Приспособления гидробионтов к солености воды:

Природным водоемам свойствен определенный химсостав. (карбонаты, сульфаты, хлориды). В пресных водоемах концентрация солей не >0,5 г/, в морях – от 12 до 35 г/л (промилле). При солености более 40 промилле водоем называют гипергалинным или пересоленным.

1) *В пресной воде (гипотоническая среда) хорошо выражены процессы осморегуляции. Гидробионты вынуждены постоянно удалять проникающую в них воду, они гомойосмотичны .

*В соленой воде (изотоническая среда) конц-ция солей в телах и тканях гидробионтов одинакова с конц-цией солей, растворенных в воде – они пойкилоосмотичны . ->у обитателей соленых водоемов осморегуляторные функции не развиты, и они не смогли заселить пресные водоемы.

2) Водные растения способны поглощать воду и питательные вещества из воды – «бульона», всей поверхностью , поэтому у них сильно расчленены листья и слабо развиты проводящие ткани и корни. Корни служат для прикрепления к подводному субстрату.

Типично морские и типично пресноводные видыстеногалинные, не переносят знач изменений в солености воды. Эвригалинных видов немного. Они обычны в солоноватых водах (щука, лещ, кефаль, приморские лососи).

Приспособление гидробионтов к составу газов в воде:

В воде О 2 - важнейший экологический фактор. Источник его – атм-ра и фотосинтезирующие растения.

При перемешивании воды и при уменьшении t содержание О 2 возрастает. *Некоторые рыбы очень чувствительны к дефициту О 2 (форель, гольян, хариус) и потому предпочитают холодные горные реки и ручьи.

*Другие рыбы (карась, сазан, плотва) неприхотливы к содержанию О 2 и могут жить на дне глубоких водоемов.

*Многие водяные насекомые, личинки комаров, легочные моллюски тоже толерантны к содержанию О 2 в воде, т.к они время от времени поднимаются к пове-ти и заглатывают свежий воздух.

Углекислого газа в воде достаточно – почти в 700 раз >, чем в воздухе. Он исп-ся в фотосинтезе растений и идет на формирование известковых скелетных образований животных (раковины моллюсков).

Животные и растения вынуждены приспосабливаться ко множеству факторов, причем эти приспособления вырабатываются в процессе определенного промежутка времени, часто в процессе эволюции и естественного отбора, закрепляясь на генетическом уровне.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) – приспособления строения и функций организмов к условиям среды в процессе эволюции.

При анализе организации любого животного и растения всегда обнаруживается поразительное соответствие формы и функций организма условиям среды. Так, среди морских млекопитающих дельфины обладают наиболее совершенными приспособлениями к быстрому движению в водной среде: торпедообразная форма, особое строение кожи и подкожной клетчатки, повышающее обтекаемость тела, а следовательно, и быстроту скольжения в воде.

Различают три основные формы проявления адаптаций: анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие.

Анатомо-морфологические адаптации – это какие-то внешние и внутренние особенности в строении тех или иных органов растений и животных, позволяющие им обитать в определенной среде при определенном сочетании экологических факторов. У животных часто связаны с образом жизни, характером питания. Примеры:

· Твердый панцирь черепах, обеспечивающий защиту от хищных животных

· Дятел – долотообразный клюв, жесткий хвост, характерное расположение пальцев.

Физиологические адаптации заключаются в способности организмов изменять некоторые свои физиологические процессы при наступлении критических периодов в их жизни

· Запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения.

· Глубокий покой у многих растений, произрастающих в средних широтах северного полушария, впадение в оцепенение или в спячку у некоторых животных с наступлением холодного периода).

· Биологические антифризы, увеличивающие вязкость внутренних сред и препятствующие образованию кристаллов льда, которые разрушили бы клетки (до 10 % у муравьев, до 30 % у ос).

· В темноте чувствительность глаза к свету повышается в течение часа во много тысяч раз, что связано как с восстановлением зрит, пигментов, так и с изменениями в нервных элементах и нервных клетках коры головного мозга.

· Примером физиологических адаптаций являются также особенности ферментативного набора в пищеварительном тракте животных, определяемые набором и составом пищи. Так, обитатели пустынь способны обеспечивать свою потребность во влаге путем биохимического окисления жиров.

Поведенческие (этологические) адаптации – это формы приспособительного поведения животных. Примеры:

· Для обеспечения нормально теплообмена с окружающей средой: создание убежищ, суточные и сезонные кочевки животных с целью выбора оптимальных температурных условий.



· Колибри Oreotrochis estella , живущая в высокогорных Андах, строит гнезда на скалах, причем на стороне, обращенной к Востоку. В течение ночи камни отдают тепло, накопленное за день, тем самым обеспечивая комфортную температуру до утра.

· В районах с суровым климатом, но снежными зимами температура под снегом может быть на 15-18ºС выше внешней. Посчитано, что белая куропатка, ночуя в подснежной лунке, экономит до 45 % энергии.

· Многие животные используют групповые ночевки: пищухи род Certhia (птицы) собираются в холодную погоду группами до 20 особей. Аналогичное явление описано у грызунов.

· Приспособительное поведение может появляться у хищников в процессе выслеживания и преследования добычи.

Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов . Например, кровососание у комаров обеспечивается сложной комбинацией таких адаптаций, как развитие специализированных частей ротового аппарата, приспособленных к сосанию, формирование поискового поведения для нахождения животного-жертвы, а также выработка слюнными железами специальных секретов, которые предотвращают свертывание высасываемой крови.

Одно из фундаментальных свойств живой природы – это цикличность большинства происходящих в ней процессов, что обеспечивает адаптацию растений и животных при своем развитии с основным периодическим факторам. Остановимся на таком явлении в живой природе как фотопериодизм.

Фотопериодизм – реакция организмов на сезонные изменения долготы дня. Открыт В. Гарнером и Н. Аллардом в 1920 г. во время селекционной работы с табаком.

Свет оказывает ведущее влияние на проявление суточной и сезонной активности организмов. Это важный фактор, поскольку именно смена освещенности обуславливает чередование периода покоя и интенсивной жизнедеятельности, многие биологические явления у растений и животных (т.е. влияет на биоритмику организмов).

Например, до поверхности Земли доходит 43 % солнечных лучей. Растения способны улавливать от 0,1 до 1,3 %. Они поглощают желто-зеленый цвет спектра.

И сигналом о приближении зимы для растений и животных является уменьшение долготы дня. У растений происходит постепенная физиологическая перестройка, накопление запаса энергетических веществ перед зимним покоем. По фотопериодической реакции растительные организмы делятся на две группы:

· Организмы короткого дня – зацветание и плодоношение наступает при 8-12 часовом освещении (гречиха, просо, конопля, подсолнечник).

· Организмы длинного дня. На цветение и плодоношение у растений длинного дня необходимо удлинения дня до 16-20 часов (растения умеренных широт), для которых снижение долготы дня до 10-12 часов является сигналом приближения неблагоприятного осенне-зимнего периода. Это картофель, пшеница, шпинат.

· Нейтральные к длине для растения. Цветение наступает при любой длине дня. Это одуванчик, горчица и томат.

Подобное обнаруживается и у животных. В течение суток активность у каждого организма приходится на определенные часы. Механизмы, позволяющие организмам циклически менять свое состояние называются "биологическими часами".

Библиографический список к разделу

1. Гальперин, М.В. Общая экология: [учеб. для сред. проф. образования] / М.В. Гальперин. - М. : Форум: Инфра-М, 2006. – 336 с.

2. Коробкин, В.И. Экология [Текст] / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 575 с.

3. Миркин, Б.М. Основы общей экологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по естественнонауч. специальностям / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова; [под ред. Г.С. Розенберга]. - М. : Унив. кн., 2005. – 239 с.

4. Степановских, А.С. Общая экология: [учеб. для вузов по экол. специальностям] / А.С. Степановских. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ, 2005. – 687 с.

5. Фуряев, В.В. Общая экология и биология: учеб. пособие для студентов специальности 320800 очн. формы обучения / В.В. Фуряев, А.В. Фуряева; Федер. агентство по образованию, Сиб. гос. технол. ун-т, Ин-т леса им. В. Н. Сукачева. - Красноярск: СибГТУ, 2006. – 100 с.

6. Голубев, А.В. Общая экология и охрана окружающей среды: [учеб. пособие для всех специальностей] / А.В. Голубев, Н.Г. Николаевская, Т.В. Шарапа; [под ред. авт.] ; Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования "Моск. гос. ун-т леса". – М. : МГУЛ, 2005. - 162 с.

7. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 379 с. : схем. - Библиогр.: с. 366-368. - 103.72 р.

Контрольные вопросы к разделу 3

1. Понятие среды обитания, ее виды.

2. Что такое экологические факторы, как их классифицируют?

3. Понятие о лимитирующем факторе, примеры.

4. Закон оптимума-пессимума (рисунок). Примеры.

5. Закон взаимодействия экологических факторов. Примеры.

6. Закон толерантности (Шелфорда). Примеры.

7. Экологические правила: Д. Аллена, К. Бергмана, К. Глогера.

8. Адаптации живых организмов, их пути и формы. Примеры.

9. Фотопериодизм, биологические ритмы: понятие, примеры.


РАЗДЕЛ 4: ПОПУЛЯЦИОНННАЯ ЭКОЛОГИЯ





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта