Главная » Дети и родители » Ребенок не идет в школу что делать. Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям

Ребенок не идет в школу что делать. Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям

Думается, многие родители сталкивались с проблемой, когда ребёнок наотрез отказывается ходить в школу. Причины, по которым дети отказываются посещать учебное заведение, бывают разными, а потому и выходы из сложившейся ситуации также различны.

Если ребёнок поступил в первый класс или перешёл в новую школу, вероятнее всего, его нежелание посещать занятия связано с периодом адаптации , который у каждого из детей длится по-разному. Кто-то быстро привыкает ко всему новому, активно знакомится и показывает себя, другие, напротив, – стеснительны, малообщительны и редко идут на контакт первыми – таким деткам бывает сложнее освоиться в новом классе, и им нужно больше времени.

Согласно данным специалистов, адаптационный период длится 2-3 месяца. В случае если он затянулся, стоит попробовать поговорить с ребёнком, узнать, как дела в школе, не довольствуясь ответом «Хорошо» или «Нормально». Вопросы надо ставить так, чтобы сын или дочь не могли ответить на них односложно.

Возможно, у школьника возник конфликт с учителем или одноклассниками , который следует решать своевременно, не доводя до истерик и психологических травм у ребёнка. В первую очередь следует поговорить с классным руководителем. Если проблема не решается, не надо уговаривать ребёнка подождать и убеждать, что всё наладится рано или поздно. Лучше забрать его из школы или перевести в другой класс. Это вполне возможно и не страшно. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что он под надёжной защитой.

Ещё одной частой причиной нежелания сына или дочери ходить в школу является неуспеваемость по одному или нескольким предметам . Не имея возможности освоить материал самостоятельно из-за неуверенности в себе или по иным причинам, школьник забрасывает учебники. Вполне логично, что идти с невыученными уроками ребёнку не хочется, и он решает оттянуть неприятный момент вызова к доске.

В чём скрывается причина такого страха? Нежелание показаться глупым и смешным или же погоня за хорошими оценками, которые требуются для того, чтобы получить похвалу от родителей?

Если это действительно так, родителям стоит подумать: не слишком ли высокие требования предъявляют они своему ребёнку? Ведь ребёнок – это личность, которая, как и любой взрослый, имеет свои особенности, интересы, свой взгляд на мир. Ребёнок должен учиться, потому что ему интересно, а не потому, что так хотят его родители.

Такая проблема тоже решается через разговор . Стоит поговорить с учителем, чтобы понять суть возникшей проблемы и найти адекватные пути её решения, и с самим ребёнком, чтобы понять, чего хочет он.

Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок учил уроки каждый вечер, не затягивая до ночи . Тут самое время снова вспомнить о том, что все дети разные. Надо учитывать, что даже если в семье есть старшие дети, которые учили уроки самостоятельно и всегда успешно, это вовсе не значит, что младший ребёнок также сможет самостоятельно выполнить домашнее задание в таком же качестве. Важно убедить ребёнка в том, что он талантлив, умён и сможет освоить предмет. А также следует помнить, что главное не оценка, а полученные знания.

Ещё одной причиной, которая часто встречается среди учеников начальной школы, – это разочарование ребёнка в школе как таковой . Дети, которые до этого момента посещали какие-то кружки или занятия, редко испытывают разочарование, потому что уже готовы работать. Сложности возникают с детьми, которые посещали только детский сад . Таким детям особенно важно рассказать о школе всю правду, не стараясь заманить ребёнка яркими описаниями. Можно рассказать дошкольнику о том, что ему предстоит попробовать себя в разных сферах и найти новых друзей, что всегда привлекательно. Кроме того, ребёнок должен быть готов к тому, что для того, чтобы было интересно на уроках нужно работать, к чему не готовы ещё ученики младших классов.

Важно помнить и то, что нежелание ребёнка ходить в школу может также быть связано с банальной усталостью из-за больших нагрузок в школе, кружках и секциях . Исправить ситуацию достаточно просто: родителям следует лично корректировать расписание ребёнка и его режим дня так, чтобы школьнику хватало время на отдых и на прогулки.

Вопрос: Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?

Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, сомнений, неуверенности в собственных силах.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к неутешительным результатам: ребёнок становится невнимательным, недисциплинированным, рассеянным, безразличным к выполнению учебных задач, быстро утомляется, отстаёт в учёбе, и просто не хочет идти в школу. Могут ли родители как-то помочь ему избежать этого, преодолеть сложный путь «дошкольник — школьник» без особых потрясений и лишних психологических травм?

Сегодня распространено мнение, что проблема современных детей — это отсутствие основополагающего вектора, цели в жизни, стремление получить всё и сразу. Но так ли это? Может, дело не в том, что они мало знают про то, каким должен быть «настоящий человек», не участвуют в общественной жизни, большую часть своего свободного времени проводят за компьютером или у телевизора?

За последние 20 лет наша страна претерпела такие глубокие и серьёзные изменения, что это не могло не коснуться школы. Совсем недавно реформы пришли и в школу. Главной в воспитании детей стала семья, ответственность за поведение и отношение ребёнка к учебному процессу теперь полностью легла на плечи родителей, и это совершенно естественно — задача учителя дать необходимый объём информации, а наша, родительская, задача — помочь своим детям воспринять новые знания. Школа перестала быть главным звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное. Мы остались один на один с проблемами наших детей. Так давайте учиться понимать их, не надеясь на помощь со стороны. Воспитание наших детей — исключительно наша личная ответственность.

Почему дети не хотят учиться?

Первое сентября для дошкольника, переступающего порог школы, это не только новый ранец, большой красивый букет цветов и новые друзья, это ещё и достаточно серьёзное испытание, предлагаемое ему жизнью.

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают выпускники одиннадцатых классов. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену подвижным детсадовским играм приходят ежедневные учебные занятия. Причём не очень понятные занятия.

Одна первоклассница с гордостью рассказывала о том, как она ходит в школу для того, чтобы стать хорошей ученицей. Она очень внимательно слушает учительницу, не разговаривает с соседом по парте, учит буквы, но только в детском саду ей нравилось больше, потому что там было интереснее, а ещё воспитатели её любили и разрешали бегать.

Первокласснику очень трудно понять, зачем он пришёл в школу, ему надо не только перестроиться из послушного ребёнка в хорошего ученика, но и осознать, что главное — это не умение «не шуметь», «не драться», а получение знаний. Происходит определённая подмена понятий «учиться» и «хорошо себя вести». На первый взгляд, в этом ничего страшного нет — ученик внимательно слушает, не отвлекается на уроках, соответственно, и знания придут. Но это не так. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требовании учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет вовсе не потому, что это необходимо для его собственного развития, просто за это его похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода. Дети не всегда могут объяснить свои переживания, поэтому и закатывают бессмысленные истерики по поводу платья, в котором они не пойдут в школу, того, что их рано разбудили, и каша на завтрак невкусная.

Одна из учениц на вопрос учительницы: «Наташа, ты почему сегодня такая грустная? Тебя кто-то обидел?», неизменно отвечала: «Мне мама запрещает ходить в школу в кроссовках». Однажды учительница, встретившись с её мамой, приняли совместное решение позволить девочке прийти на уроки в кроссовках (хотя, конечно же, красивое тёмно-синее платье лучше смотрится с туфельками). Но, получив разрешение носить кроссовки, Наташа на следующий же день заявила, что она всегда хотела ходить в школу только в сапогах.

И это вовсе не капризы. Это протест, выраженный доступным ребёнку способом. В такой ситуации, прежде чем запрещать ребёнку носить кроссовки, я посоветовала бы родителям аккуратно расспросить его о том, чем он занимается в школе и как к нему относятся товарищи по классу. Удобнее всего это делать в якобы случайно возникшей беседе, и ни в коем случае не спрашивать «в лоб»: «Что ты делала в школе? А ребята тебя не обижают?»

Даже если и обижают, мало кто в этом признается — это же не детский сад, «школьники не кляузничают родителям». Вашему ребёнку легче промолчать, чем выставить себя в роли ябеды или неудачника. Поэтому подобные беседы лучше всего начинать издалека, случайно вспомнив о ком-то из одноклассников или событии, в котором принимал участие класс. Никогда не торопитесь, имейте терпение и, возможно, узнаете больше, чем намеревались. Поспешите — ребёнок закроется и в следующий раз будет осторожнее вступать в диалог.

Итак, мы выяснили, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Как же помочь ему осознать необходимость «труда ради самого себя»? Конечно, можно поговорить с ним о будущем, рассказать о тех, кто плохо учился и не поступил в институт. Это очень полезная информация, особенно для первоклассника, для которого «институт» и «космос» — одинаково далеки, а может космос даже и поближе будет. Любые разговоры на тему счастливого будущего в этом возрасте бессмысленны! Дети живут настоящим. Естественно, они мечтают, но, уверяю вас, вовсе не о том, как они станут врачами или известными математиками, для них будущая карьера — это средство приобретения новой игрушки или возможности сходить в парк на аттракционы. И как тогда объяснить маленькому человеку важность посещения школы, убедить его в необходимости полного и окончательного расставания с «детсадовскими» представлениями о занятиях?

Не забывайте, пожалуйста, что, несмотря на новый статус, ваш ребёнок ещё мал, не стоит рассказывать ему о будущем поступлении в институт или о том, как он станет «дворником». Постарайтесь обойтись простыми примерами и мотивами: «Это так хорошо многое знать! Как же мы поедем летом отдыхать в Египет, когда ты не научился писать название этой страны красиво?» и т. д. Новая социальная ситуация развития требует от ребёнка особой деятельности — учебной.

Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности как таковой ещё нет, никто не занимается решением сложных математических задач, уроки имеют больше ознакомительный характер, нежели научный, многие из них выстроены в виде дидактических игр. Поэтому можно говорить об учебной деятельности как о способе формирования умения и желания учиться. Это особая специфическая задача младшего школьного возраста. К сожалению, ребёнок осознать этой специфики не может, деятельность, предлагаемая ему в школе, никак не соответствует его личному желанию, ему требуется конкретика, которую он может оценить сам и рассказать о ней родителям. В детском саду ему достаточно чётко объясняли: ведёшь себя хорошо — молодец, убрал кровать после дневного сна — молодец! На прогулке не убежал — совсем молодец! В школе такого нет, тем более в первом классе, когда оценок не ставят, а ты бесконечно выписываешь какие-то палочки в тетради, или рисуешь ёлочки на математике, или слушаешь книгу, которую читает учитель. Как ему, бедному, узнать — молодец он или нет! И тогда он идёт к учителю. И всё бы ничего, если бы он в классе один учился, а то ведь помимо него ещё 29 человек ждут оценки собственных трудовложений.

Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».

Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.

В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.

Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?

Психологи и педагоги отвечают на самый актуальный вопрос родителей перед началом учебного года.

«Мам, в школу что-то не хочется, а можно мне не ходить?» - этот вопрос, особенно в преддверии 1 сентября, звучит зловеще. Ребёнок всё лето отдыхал, набирался сил, эмоций. Нам кажется, что он должен был соскучиться по одноклассникам и учителям - а тут такой вопрос.

«Летидор» обратился за помощью к экспертам и спросил, нормально ли это, если ребёнок не горит желанием возвращаться в школу после каникул.

Комментрирует Екатерина Бредихина, директор проектов креативно-производственного отдела «Банды умников»

Совершенно нормально отказываться идти в школу. А вам бы хотелось менять возможность гулять с утра до вечера, играть с другими детьми, ездить на море или к бабушке на необходимость ежедневно рано вставать и идти в школу? Многие взрослые с содроганием вспоминают 1 сентября, что уж говорить про детей.

Чтобы уменьшить стресс от «смены декораций», я бы порекомендовала следующее:

Не заваливать ребенка занятиями с первого дня школы. Оставьте кружки на середину сентября, не начинайте всё сразу!

Гулять вместе после уроков или после вашего возвращения с работы, пока погода позволяет.

Не говорить о новом учебном годе с негативной окраской «вот, скоро начнется, придется взять себя в руки!»

Устроить классу небольшой праздник начала года.

Но только для детей, а не для родителей – с играми, квестами и кладом, а не сидением за столом и разговорами.

Обсудить с ребенком приближающийся учебный год: как скоро начнутся каникулы, какие интересные поездки и экскурсии будут.

Если ребенок воспринимает приближающееся 1 сентября слишком тяжело, возможно в школе есть серьезные проблемы (например, конфликт с одноклассниками или с учителем). В этом обязательно нужно разобраться вместе.

В самом крайнем случае любой учащийся имеет право обучаться одному или нескольким предметам выборочно дома. Возможно, стоит и вовсе задуматься о смене школы.

Комментрирует Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС

Возможно, мой ответ не понравится многим родителям, но отказ ребенка идти в школу – это нормально. Часто родители не учитывают физиологические особенности развития ребенка, не знают, как функционирует его нервная система, формируется мозг, и требуют от него невозможного - взрослой ответственности и обязательности. Но к семилетнему возрасту ребенок часто ни физиологически, ни психологически не бывает готов к школе.

Ведущей деятельностью у него остается игровая, и убедить его в необходимости изучать школьную программу достаточно сложно.

Остается только правильно замотивировать дошкольника, а сделать это непросто – ведь это требует большого терпения родителей и близкого окружения ребенка.

В первую очередь, стоит проявить к ребенку внимание, помнить о том, что, несмотря на то, что это ваше чадо, оно обладает своими особенностями темперамента и характера, у него уже сформировалось мнение по многим вопросам. Не стоит читать ребенку нотации, вспоминать свой опыт, манипулировать чувствами ребенка, а тем более угрожать ему наказанием или лишением каких-либо благ (сладостей, мультиков и т.п.).

Лучше всего заинтересовать ребенка, учитывая его потребности. Каждый родитель знает, что может увлечь ребенка, что представляет для него наибольший интерес – именно эти вещи и должны быть опорными для мотивации ребенка к обучению в школе. Ребенок должен понимать, что в школе он узнает именно то, что его интересует, научится тому, о чем давно мечтал, приобретет новых друзей.

Мотивация должна быть положительной, а не отрицательной – тогда и ребенок будет ходить в школу с удовольствием, и родители будут спокойнее.


Комментрирует Екатерина Сафонова, психолог проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Я – родитель»

Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок наотрез отказывается идти в школу. Причин для такого поведения может быть масса, и все они зависят от возраста ребёнка.

Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), значит, он не был к этому готов и адаптация протекает крайне болезненно. Ведь учебная деятельность ещё не стала ведущей, ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет.

Лучший способ проверить, готов ли малыш к школе - задать ему вопрос «ты хочешь в школу?» и получить на него громкий ответ «Да!».

Если ребёнок не хочет в школу, значит, его психика пока ещё не готова к такой деятельности. Лучшим выходом из ситуации будет – не отдавать ребёнка в школу в этом году и подождать до следующего, но, если ситуация этого не позволяет, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям.

Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то стоит бить тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учеба, а значит, она должна приносить ему максимальное удовольствие. Если этого не происходит, значит, ребёнку что-то мешает. Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, слишком высокая нагрузка (как в школе, так и на дополнительных занятиях) и масса других причин, которые необходимо выявить, и, исходя из них, искать выход из сложившейся ситуации.

Подростки (11-16 лет) чаще остальных детей отказываются идти в школу.

С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Всё, что хочет тинэйджер, это познавать мир чувств и эмоций, он экспериментирует, общается с ровесниками, влюбляется, конфликтует с собой и миром. Учёба совершено не вписывается в его поле интересов, и это нормально, но обычно главной мотивацией посещать школу для подростка является общение с одноклассниками. Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу отпадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.

Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. А вы, взрослые, любили ходить в школу?

Ребенок не хочет идти в школу - проблемный учитель?

Давайте разберем в корне неверное, на мой взгляд, мнение директора физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победителя Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максима Пратусевича. Он согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться , уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Почему я считаю это мнение неверным? Беда школьников вот в таких вот учителях и директорах, как бы застрявших в Советском Союзе. Всех по одну гребенку, всем - по лопате, и трудись! Напряженно трудиться должны уголовники, а дети - это цветы!

Давайте не будем забывать, что учеба и работа - это прежде всего удовольствие! И если для вас работа или учеба - тяжкий труд и совсем не в радость, то тогда - зачем? Учителя, начните с себя! Расширяйте свой кругозор! Наших детей не нужно "приучать". Они - не собаки!

У детей естественная потребность в обучении, их просто заинтересовать, нужно отойти от шаблонов "парт в ряд и учитель только у доски, у него власть, он раздает оценки". Учителю стоит стать другом для всех ребят! Вспомните Циолковского!

А вот по словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Весь мир в сфере обучения идет по пути индивидуальных физических и умственных способностей ребенка, которые ему даны от природы. Ну не могу я, к примеру, заставить ребенка кувыркаться через голову в 8 лет, у него страдает частично крупная моторика. Зато он отлично собирает конструктор из мелких деталей.

Спасибо, что сегодня существуют международные школы, вальдорфские школы, семейное обучение. У родителей есть небольшой выбор, правда за это часто приходится платить деньгами либо своим временем.

Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?

Ситуация, когда ребёнок заявляет о нежелании идти в школу - не редкость. И очень важно разобраться в причинах такой ситуации и насколько это является проблемой. Паниковать при первом же детском «не хочу» однозначно не нужно. Возможно, это признак усталости. Согласитесь, ежедневная рутина с довольно плотным графиком учёбы и домашних заданий в сочетании с большой нагрузкой программы могут утомить даже ребёнка позитивно настроенного на обучение. Вспомните своё нежелание идти на работу и мечты об отпуске. Если протест ребёнка носит именно такой характер, то это не проблема. Просто постарайтесь выбрать день для разгрузки, когда в сторону будут отложены все уроки и серьезные задания - немного лени или семейного отдыха на природе не повредит.

Совсем другой требуется подход, когда вы видите, нежелание идти в школу вызвано подавленным настроением ребёнка , если одни разговоры, о школе, учителях, учебе и одноклассниках заставляют его напрягать, впадать в раздражительность или агрессию, или наоборот в апатию. В таком случае можно говорить о существовании проблемы. И чем быстрей вы выясните причины и приступите к их устранению, тем лучше.


Ребенок не хочет идти в школу - наиболее распространённые причины

1. Конфликтные ситуации с одноклассниками или старшими учениками школы.
К сожалению, детскому коллективу свойственно проявлять жесткость. Они еще не могут объёмно оценить ситуацию и последствия своих действий, им кажется, что их мнение и восприятие окружающих является единственно верным, а, значит, и действия вполне оправданы. По факту же очень часто образуется тонкая грань дозволенного и становление собственной личности начинает осуществляться путем унижения и ограничения свобод другой личности. Если ваш ребёнок попал в конфликтную ситуацию со сверстниками, необходимо как можно скорей это выяснить.

2. Конфликт с преподавателем. Как не удивительно, но эта проблема актуальна не только для средней и старшей школы, но и учеников начальной школы. Просто в разных возрастных категориях эти конфликты имеют разную природу. Если мы говорим о старшеклассниках, то в основе конфликта зачастую лежит принцип отечественной образовательной системы, когда учителя ожидают от учеников исключительно послушания и даже не допускают саму идею, что ученики могут оспаривать какие-либо тезисы, высказывать своё мнение и искать новые гипотезы, решения и доказательства. В результате возникает конфликт. В первом же классе причинной может стать диссонанс темпераментов ребёнка и учительницы. Не случайно психологи рекомендуют выбирать для первоклассника не школу по престижности и элитности, а выбирать первого учителя. Гармония в отношениях между учеником и учителем в начальной школе во многом определяет его дальнейшую тягу к учебе и всему новому. Для получения более профильного перевод ученика в другие классы или школы рекомендуется в 8-9 классе.


3. Отсутствие интереса к самому процессу обучения. Обратите внимание, что корни этой причины могут быть разными:

  • отставание ребёнка по одному или нескольким предметам - он начинает чувствовать дискомфорт, неловкость и неуверенность, преимущества других учеников заставляют его замкнуться и нежелание идти в школу становится своеобразной защитной реакцией;
  • обратная ситуация - живой ум и любознательность ребёнка опережают школьную программу, а учителя не всегда проявляют интерес к таким детям и не пытаются сделать свои уроки более интересными за счет дополнительного материала; В результате ребёнок откровенно скучает и не видит смысла регулярно посещать школу;
  • Непосильная нагрузка для интеллектуальных возможностей ребёнка - особенно часто сталкиваются с такой проблемой родители, отдающие своих малышей в спецшколы с различными уклонами, очень важно не переоценить способности ребёнка, иначе учёба превращается в каторгу.

4. Семейные проблемы - невнимательность и недостаточный контроль со стороны взрослых, критические ситуации в виде разводов, болезни или смерти близких. Всё это стрессовые ситуации, которые ложатся тяжелым испытанием на психику детей и могут находить самые разные выражения, в том числе отказ от посещения школы.


Что делать, если ребенок не хочет идти в школу

Рассмотрим возможные решения для каждой из перечисленных выше причин:

1. Разрешайте ребёнку не ходить в школу! Если ребёнок будет в вас уверен и вы представляете интересы своего чада, тогда у него не будет потребности вызывать болезни для оправдания отсутствия в школе. Если он грустный, приболел, выражает истинное отрицание, не нужно никакого давления "Как же ты пропустишь школу?! Ты отстанешь от сверстников! Как же ты догонишь?" Сходите с ним внепланово в музей или мини-поход. В некоторых школах уже ввели каникулы каждую 5-ую неделю. Возьмите себе на заметку. Будьте ему другом, попробуйте разобраться с причиной отказа посещения школы. В сложных случаях не стесняйтесь обращаться к психологу.


2. При существовании конфликта со сверстниками очень важно собрать информацию о нём из разных источников. Дети имеют свойство преувеличивать или недоговаривать, особенно, если в этом присутствует и их вина. Поэтому поговорите с учителем, с другими родителями и детьми. Вам предстоит очень тонко балансировать - с одной стороны, вы должны дать почувствовать своему ребенку полную поддержку и защиту, но с другой стороны, вам предстоит разобраться в корне конфликта и найти истину, и только после этого приступить к примирению сторон. В некоторых случаях единственным решением становится смена школы.


3. Конфликт ребёнка с учителем - тяжелая тема, поскольку вы сталкиваетесь ситуацией, когда уже один взрослый человек с педагогическим образованием оказался бессилен в её разрешении. Ваши действия - откровенный разговор и с ребёнком, и с учителем. Если найти общий язык не удастся, возможно лучшее решение - смена класса или школы.


4. Определившись с причиной отсутствия интереса к учебе , вам предстоит предпринять активные усилия по исправлению ситуации:

  • подтяните предметы, по которым наметилось отставание - самостоятельно позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора;
  • разнообразьте досуг ребёнка - помогут секции, кружки, дополнительные занятия по любимым предметам;
  • научитесь любить ребёнка таким, какой он есть и не требовать от него непосильных усилий - страх разочаровать родителей является огромным угнетающим фактором; подумайте о переводе в школу со стандартной программой.


5. Мы не в силах предотвратить многие жизненные ситуации, но задача родителей и близких сделать их минимально травматичными для ребёнка. Не нужно ребенка дрессировать со школы. Все дети разные, может именно вашему подходит столь распространенное в мире течение "homeschooling", другими словами - домашнее (семейное) обучение? Ведь не школой единой? У ребенка естественная потребность к обучению. Стоит ли ее губить ненавистной ему в данный момент школой?

В конце концов можно поговорить с врачом и взять справку о щадящем режиме, и спокойно один день в неделю учиться дома. И ребенку меньше стресса - и вам спокойствие!

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражаться, если он что-то не понимает. Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта