Главная » Вкусные рецепты » Русские истребители второй мировой войны. Советские самолеты второй мировой войны. Истребители, производством которых руководил Лавочкин

Русские истребители второй мировой войны. Советские самолеты второй мировой войны. Истребители, производством которых руководил Лавочкин

Боевые самолёты - хищные птицы неба. Вот уже более сотни лет они блистают в воинах и на аэрошоу. Согласитесь, сложно оторвать взгляд от современных многоцелевых аппаратов набитых электроникой и композитными материалами. Но в самолётах времён Второй мировой войны есть что-то особенное. То была эпоха великих побед и великих асов, который сражались в воздухе, глядя друг другу в глаза. Инженеры и авиаконструкторы из разных стран придумали множество легендарных самолётов. Сегодня представляем вашему вниманию список десяти самых известных, узнаваемых, популярных и лучших самолётов времён Второй мировой войны по версии редакции игры@mail.ru .

Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire)

Список лучших самолётов Второй мировой войны открывает британский истребитель «Супермарин Спитфайр». Вид у него классический, но чуть неуклюжий. Крылья - лопаты, тяжеловесный нос, фонарь в форме пузыря. Однако именно «Спитфайр» выручил Королевские военно-воздушные силы, остановив немецкие бомбардировщики во время битвы за Британию. Немецкие пилоты-истребители, с большим неудовольствие обнаружили, что британские самолёты ничуть им не уступают, а в манёвренности даже превосходят.
«Спитфайр» был разработан и поставлен на вооружение очень вовремя - в аккурат перед началом Второй мировой войны. Правда, с первой битвой вышел казус. Из-за сбоя радара «Спитфайры» были отправлены в бой с фантомным врагом и обстреляли свои же британские истребители. Зато потом когда англичане распробовали достоинства нового самолёта его, как только не использовали. И для перехвата, и для разведки, и даже в качестве бомбардировщиков. Всего было выпущено 20 000 «Спитфайров». За всё хорошее и в первую очередь за спасение острова во время битвы за Британию этот самолёт занимает почётное десятое место.


Heinkel He 111 как раз тот самолёт, с которым боролись английские истребители. Это самый узнаваемый немецкий бомбардировщик. Его невозможно спутать ни с каким другим самолётом, благодаря характерной форме широких крыльев. Именно крылья обеспечили Heinkel He 111 прозвище «летающая лопата».
Создавался этот бомбардировщик задолго до войны под видом пассажирского самолёта. Он очень хорошо проявил себя ещё в 30-х годах, но к началу Второй мировой войны начал устаревать, и по скорости, и по манёвренности. Какое-то время он продержался из-за способности выдерживать большой урон, но когда небо завоевали союзники, Heinkel He 111 был «разжалован» до обычного транспортника. Этот самолёт воплощает в себе само определение бомбардировщика Люфтваффе, за что и получает девятое место нашего рейтинга.


В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше - внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

Норт Америкэн Р-51 Мустанг (North American P-51 Mustang)


У американцев во Второй мировой войне участвовало множество типов истребителей, но самым знаменитым среди них был, конечно же, Р-51 Мустанг. История его создания необычна. Англичане уже в разгар войны в 1940 году заказали самолёты американцам. Заказ был выполнен и в 1942 первые «Мустанги» в числе Британских королевских ВВС вступили в бои. И тут оказалось, что самолёты настолько хороши, что пригодятся и самим американцам.
Самая заметная особенность самолёта Р-51 Мустанг - огромные топливные баки. Это делало их идеальными истребителями для сопровождения бомбардировщиков, чем они успешно занимались в Европе и в Тихом океане. Их также использовали для разведки и для штурма. Они даже немного бомбили. Особенно досталось от «Мустангов» японцам.


Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.


На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5» был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.
На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87)


Юнкерс Ю-87 «Штука» - немецкий пикирующий бомбардировщик. Благодаря способности вертикально падать на цель «Юнкерсы» укладывали бомбы с ювелирной точностью. Поддерживая истребительное наступление все в конструкции «Штуки» подчинено одному - попасть в цель. Воздушные тормоза не давали разогнаться во время пикирования, особые механизмы отводили сбрасываемую бомбу подальше от винта и автоматически выводили самолёт из пике.
Юнкерс Ю-87 - главный самолёт Блицкрига. Он блистал в самом начале войны, когда Германия шла победным маршем по Европе. Правда, потом выяснилось, что «Юнкерсы» очень уязвимы для истребителей, так что их использование плавно сошло на нет. Правда, в России благодаря преимуществу немцев в воздухе «Штуки» всё-таки успели повоевать. За характерные неубирающееся шасси их прозвали «лаптёжниками». Дополнительную известность «Штукам» принёс немецкий лётчик ас Ганс-Ульрих Рудель. Но несмотря на свою всемирную известность Юнкерс Ю-87 оказался на четвёртом месте в списке лучших самолётов Второй мировой войны.


На почётном третьем месте в рейтинге лучших самолётов Второй мировой войны находится японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. Это самый известный самолёт войны на Тихом океане. История этого самолёта очень показательна. В начале войны он был, чуть ли не самым продвинутым самолётом - лёгким, манёвренным, высокотехнологичным, с невероятной дальностью полёта. Для американцев Zero стал крайне неприятным сюрпризом, он на голову превосходил все, что у них было на тот момент.
Однако японское мировоззрение сыграло с Zero злую шутку, никто не подумал о его защите в воздушном бою - бензобаки легко горели, пилотов не прикрывала броня, да и о парашютах никто не подумал. При попадании Mitsubishi A6M Zero вспыхивали как спички, и у японских лётчиков не было шансов спастись. Американцы, в конце концов, научились бороться с Zero, они летали парами и атаковали с высоты, уходя от боя на виражах. Они выпустили новые истребители Chance Vought F4U Corsair, Lockheed P-38 Lightning и Grumman F6F Hellcat. Американцы признали свои ошибки и приспособились, а гордые японцы - нет. Устаревший к концу войны Zero стал самолётом-камикадзе, символом бессмысленного сопротивления.


Знаменитый Messerschmitt Bf.109 – главный истребитель Второй мировой. Именно он безраздельно господствовал в советском небе до 1942 года. Исключительно удачная конструкция позволила «Мессершмитту» навязывать свою тактику другим самолётам. Он отлично набирал скорость в пикировании. Излюбленным приёмом немецких лётчиков стал «соколиный удар», при котором истребитель пикирует на врага и после быстрой атаки вновь уходит на высоту.
Недостатки у этого самолёта тоже были. Завоевать небо Англии ему помешала невысокая дальность полёта. Сопровождать бомбардировщики «Мессершмитту» тоже было нелегко. На небольшой высоте он терял преимущество в скорости. К концу войны «Мессерам» крепко доставалось и от советских истребителей с востока и от союзных бомбардировщиков с запада. Но Messerschmitt Bf.109, тем не менее, вошёл в легенды как лучший истребитель Люфтваффе. Всего их было изготовлено почти 34 000 штук. Это второй по массовости самолёт в истории.


Итак, встречайте победителя в нашем рейтинге самых легендарных самолётов Второй мировой войны. Штурмовик «Ил-2» он же «Горбатый», он же «летающий танк», немцы чаще всего называли его «чёрная смерть». «Ил-2» особенный самолёт, он сразу задумывался как хорошо защищённый штурмовик, так что сбить его было в разы труднее, чем другие самолёты. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нём насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «Горбатые» снова отправлялись в бой. Даже если самолёт сбивали он частенько оставался в целости, бронированное брюхо позволяло, ему без проблем приземлятся в чистом поле.
«Ил-2» прошёл через всю войну. Всего же было изготовлено 36 000 штурмовиков. Это сделало «Горбатого» рекордсменом, самым массовым боевым самолётом всех времён. За свои выдающиеся качества оригинальную конструкцию и громадную роль во Второй мировой войне знаменитый «Ил-2» по праву занимает первое место в рейтинге самых лучших самолётов тех лет.

Во время Второй Мировой войны США использовали тысячи военных самолётов, которые во многом предопределили успех их победы над Японией. Тем не менее, сами самолёты, учувствовавшие на полях сражений, не смотря на то, что с момента их последнего глобального использования прошло около 70 лет, достойны внимания и по сегодняшний день.

Всего, во время Второй Мировой войны американцами использовалось 27 моделей боевых самолётов, каждый из которых имел свои собственные преимущества и недостатки, но существует 5 из них, которые должны быть удостоены особого внимания.

  1. Наиболее узнаваемым американским самолётом Второй Мировой является, конечно же, P-51, известный гораздо больше под названием «Мустанг». За десять лет, начиная с 1941 года, было выпущено 17 тысяч боевых самолётов, которые активно проявляли себя в боях и над Европой, и над Тихим океаном. Интересен тот факт, что выпуск такого большого количества самолётов был связан в первую очередь с тем, чтобы морально подавить противника, но на деле же выходило несколько иначе – примерно на один сбитый вражеский самолёт приходилось два сбитых P-51 Mustang. Что касается технических характеристик самолёта, то они были весьма современными для своего времени. Самолёт мог легко разгоняться до своей крейсерской скорости в 580 километров в час, а при необходимости, выдавливать из самолёта максимум, пилот мог разогнать боевую машину до 700 километров в час, что в ряде случаев превышает скорость даже современных самолётов.Начиная с 1984 года, самолёт P-51 Mustang был официально снят с вооружения, хотя де-факто это произошло ещё на два десятилетия раньше. Тем не менее, утилизировать самолёты власти США не стали, и теперь они используются частными лицами, или же находятся в музеях.

  1. Американский истребитель Lockheed P-38 Lightning также является одним из наиболее узнаваемых в театре военных действий проходивших во время Второй Мировой войны. За 5 лет было произведено чуть более 10 тысяч экземпляров этой боевой машины, и нужно отметить, что она великолепно проявила себя в боях над Тихим океаном. В отличии от других, Lockheed P-38 Lightning отличались простым управлением, и были весьма надёжны, однако, дальность полёта многоцелевого истребителя была весьма ограниченной – всего лишь 750 километров, из-за чего, самолёт мог действовать лишь на своей территории или в качестве самолёта-сопровождения (для увеличения дальности к нему крепились дополнительные баки с горючим). Самолёт получил название многоцелевого в виду того, что мог использоваться практически для любых задач – бомбометания, ударов по наземным силам противника, в качестве своего основного назначения – уничтожения самолётов противника, и даже в качестве самолёта-разведчика из-за своего тихого звука.

  1. Тяжёлый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator вселял настоящий ужас в своих врагов. Связано это с тем, что эти несли на себе целый арсенал бомб – полезная нагрузка составляла более 3.6 тонн, что позволяло подвергнуть ковровому бомбометания огромные районы. Бомбардировщик B -24 использовался исключительно в военных действиях Второй Мировой войны, причём как на территории Европы, так и для бомбардировки японского военного контингента в Тихом океане и за это время было выпущено почти 18.5 тысяч боевых единиц. Тем не менее, у самолёта был огромный недостаток, заключающийся в его скорости, составляющей всего лишь 350 километров в час, что делало его лёгкой мишенью без соответствующего прикрытия.

  1. Boeing B-17 Flying Fortress, известный больше под названием «Летающая крепость» является одним из самых известных американских военных бомбардировщиков времён Второй Мировой войны. Четырёхмоторная боевая машина наводила ужас при одном своём появлении, причём, самолёт был настолько качественно сконструирован, что при небольшом ремонте и сейчас может выполнять поставленные задачи. Американские военные самолеты второй мировой войны B-17 имели неплохую крейсерскую скорость – 400 км/ч, причём при необходимости, она могла быть увеличена до 500 км/ч. Тем не менее, важной особенностью данного бомбардировщика являлось то, что для того, чтобы уйти от вражеских истребителей, ему достаточно было подняться на большую высоту, а у B-17 она составляла почти 11 километров, что делало его недоступным для сил врага.

  1. Американские военные самолеты второй мировой войны Boeing B-29 Superfortress являются, пожалуй, самым известными. Связано это по большей части не с их количеством, и даже не с техническими характеристиками, а «прославились» эти боевые самолёты тем, что сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, тем самым применив впервые ядерное оружие. Для своего времени, скорость этих тяжёлых бомбардировщиков была чуть ли не фантастической – 547 км/ч, при том, что самолёты были нагружены 9 тоннами авиационных бомб. Кроме того, американские военные самолеты второй мировой Boeing B-29 Superfortress были практически недосягаемыми для истребителей противников, так как могли передвигаться на высоте более 12 тысяч метров. На сегодняшний день, из почти 4 тысяч произведённых боевых самолётов, полётопригодным остался только один, и тот, совершает свои полёты крайне редко.

Отмеченные американские военные самолеты являются частью большой истории, и, не смотря на то, что на сегодняшний день они не эксплуатируются, все они являются самыми узнаваемыми в мире, и по сей день.

Самые быстрые истребители Второй мировой войны: совецкие «Яки» и «Ла»; немецкие «Мессершмитт» и «Фокке-Вулф»; британский «Супермарин Спитфайр»; американские «Киттихоки», «Мустанги» и «Корсары»; японский «Митсубиши А6М Зер».

Летний ветерок щекотал траву на летном поле аэродрома. Через 10 минут самолет набирал высоту 6000 метров, где температура за бортом опускалась ниже –20°, а атмосферное давление становилось вдвое ниже, чем у поверхности Земли. В таких условиях ему предстояло пролететь сотни километров, чтобы затем вступить в схватку с противником. Боевой разворот, бочка, потом - иммельман. Бешенная тряска при стрельбе из пушек и пулеметов. Перегрузки в несколько “же”, боевые повреждения от огня противника…

Авиационные поршневые моторы времен Второй мировой продолжали работу в любых, подчас самых жестоких условиях. Чтобы понять, о чем идет речь, переверните современный автомобиль “вверх тормашками” и посмотрите, куда потечет жидкость из расширительного бачка.

Вопрос про расширительный бачок был задан неспроста. Многие из авиационных моторов расширительных бачков попросту не имели и охлаждались воздухом, сбрасывая избыточное тепло цилиндров напрямую в атмосферу.

Увы, столь простого и очевидного пути придерживались далеко не все: половина парка истребителей ВМВ имела моторы жидкостного охлаждения. Со сложной и уязвимой “водяной рубашкой”, насосами и радиаторами. Где малейшая пробоина от осколка могла стать фатальной для самолета.

Появление моторов жидкостного охлаждения стало неизбежным следствием погони за скоростью: уменьшение площади поперечного сечения фюзеляжа и снижение силы лобового сопротивления. Остроносый стремительный “мессер” и тихоходный И-16 с тупым широким носом. Примерно так.

Нет, не так!

Во-первых, интенсивность теплопередачи зависит от градиента (разности) температур. Цилиндры моторов воздушного охлаждения при работе раскалялись до 200°, в то время как макс. температура в системе водяного охлаждения была ограничена температурой закипания этиленгликоля (~120°). В результате появлялась необходимость в громоздком радиаторе, что увеличивало лобовое сопротивление, нивелируя кажущуюся компактность моторов водяного охлаждения.

Дальше - больше! Эволюция авиационных моторов привела к появлению “двойных звезд”: 18-цилиндровых моторов воздушного охлаждения ураганной мощности. Расположенные друг за другом, оба блока цилиндров получали достаточно хороший обдув, в то же время такой мотор помещался в пределах сечения фюзеляжа обычного истребителя.

С двигателями водяного охлаждения было сложнее. Даже с учетом V-образного расположения разместить такое кол-во цилиндров в пределах длины моторного отсека представлялось весьма проблематичным.

Наконец, КПД мотора воздушного охлаждения всегда был несколько больше, ввиду отсутствия необходимости отбора мощности на привод насосов системы охлаждения.

В результате самые скоростные истребители Второй мировой зачастую не отличались грацией “остроносого мессершмитта”. Однако, установленные ими рекорды скорости поражают воображение даже в век реактивной авиации.

Советский Союз

Победители летали на истребителях двух основных семейств - Яковлева и Лавочкина. “Яки” традиционно оснащались моторами жидкостного охлаждения. “Ла” - воздушного.

Поначалу первенство было за “Яком”. Один из самых маленьких, легких и вертких истребителей Второй мировой, “Як” оказался идеально приспособлен к условям Восточного фронта. Там, где основная масса воздушных боёв происходила на высотах менее 3000 м, а главным боевым качеством истребителей считалась их маневренность.

К середине войны конструкция “Яков” была доведена до совершенства, а их скоростные качества не уступали американским и британским истребителям - гораздо более крупным и технически изощренным машинам с двигателями фантастической мощности.

Рекорд среди Яков с серийным мотором принадлежит Як-3. Различные модификации Як-3 развивали на высоте скорость 650…680 км/ч. Показатели были достигнуты с применением двигателя ВК-105ПФ2 (V12, 33 л, взлетная мощность 1290 л.с.).

Рекордным стал Як-3 с экспериментальным двигателем ВК-108. После войны на нем была достигнута скорость 745 км/ч.

Ахтунг! Ахтунг! В воздухе - Ла-5.

Пока КБ Яковлева пыталось решить с капризным двигателем ВК-107 (предыдущий ВК-105 к середине войны исчерпал резервы наращивания мощности), на горизонте стремительно взошла звезда Ла-5. Новый истребитель КБ Лавочкина, оснащенный 18-цилиндровой “двойной звездой” воздушного охлаждения.

В сравнении с легким, “бюджетным” Яком, могучий Ла-5 стал очередным этапом в карьерах прославленных советских асов. Наиболее известным пилотом Ла-5/Ла-7 стал самый результативных советский истребитель Иван Кожедуб.

Вершиной эволюции “Лавочкиных” военных лет были Ла-5ФН (форсированный!) и его еще более грозный преемник Ла-7 с моторами АШ-82ФН. Рабочий объем этих монстров 41 литр! Взлетная мощность 1850 л.с.

Неудивительно, что “тупоносые” Лавочкины ничуть не уступали Якам по своим скоростным характеристикам, превосходя последние по взлетной массе, и как следствие - по огневой мощи и совокупности боевых характеристик.

Рекорд скорости для истребителей своего семейства установил Ла-7 - 655 км/ч на высоте 6000 м.

Любопытно, что опытный Як-3У, оснащенный мотором АШ-82ФН развил большую скорость, чем его “остроносые” братья с моторами жидкостного охлаждения. Итого - 682 км/ч на высоте 6000 м.

Германия

Подобно ВВС РККА, на вооружении Люфтваффе стояло два основных типа истребителя: “Мессершмитт” с мотором жидкостного охлаждения и “Фокке-Вулф” с воздушным охлаждением.

Среди советских пилотов, наиболее опасным противником считался Мессершмитт Bf.109, концептуально близкий легкому маневренному Яку. Увы, несмотря на всю арийскую гениальность и новые модификации двигателя “Даймлер-Бенц”, к середине войны Bf.109 окончательно устарел и требовал немедленной замены. Которой взяться было не откуда. Так и продули войну.

На Западном ТВД, где воздушные бои велись преимущественно на больших высотах, прославились более тяжелые истребители с мощным двигателем воздушного охлаждения. Атаковать порядки стратегических бомберов было куда удобнее и безопаснее на тяжеловооруженных бронированных “Фокке-Вулфах”. Они, словно нож в масло, вонзались в порядки “Летающих крепостей”, круша все на своем пути (FW.190A-8/R8 “Штурмбок”). В отличие от легких “Мессершмиттов”, чьи моторы умирали с одного попадания пули 50-го калибра.

Большая часть “Мессершмиттов” комплектовалась 12-цилиндровыми моторами “Даймлер Бенц” линейки DB600, крайние модификации из которых развивали взлетную мощность свыше 1500 л.с. Максимальная скорость самых быстрых серийных модификаций достигала 640 км/ч.

Если с “Мессершмиттами” все понятно, то с “Фокке-Вулфом” произошла следующая история. Новый истребитель с радиальным двигателем хорошо зарекомендовал себя в первую половину войны, но к началу 1944 года случилось неожиданное. Немецкая суперпромышленность не осилила создание новых радиальных двигателей воздушного охлаждения, в то время как 14-цилиндровый BMW 801 достиг “потолка” в своем развитии. Арийские юберконструкторы быстро нашли выход: изначально спроектированный под радиальный двигатель, истребитель “Фокку-Вулф” закончил войну, имея под капотом V-образные двигатели жидкостного охлаждения (упоминавшийся выше “Даймлер-Бенц” и потрясающий Jumo-213).

Оснащенные Jumo-213 “Фокке-Вулфы” модификации D достигли больших высот, во всех смыслах этого слова. Но успех “длинноносых” FW.190 был связан отнюдь не с радикальным преимуществами системы жидкостного охлаждения, а банальным совершенством двигателей нового поколения, по сравнению с устаревшим BMW 801.

1750…1800 л.с. на взлете. Свыше двух тысяч “лошадей” при впрыске в цилиндры смеси Methanol-Wasser 50 !

Макс. скорость на больших высотах для “Фокке-Вулфов” с двигателем воздушного охлаждения колебалась в пределах 650 км/ч. Последние из FW.190 с двигателем Jumo 213 могли кратковременно развить на больших высотах скорость 700 и более км/ч. Дальнейшее развитие “Фокке-Вулфов”, Танк-152 с тем же Jumo 213 оказался еще быстрее, развив 759 км/ч на границе стратосферы (кратковременно, с применением закиси азота). Впрочем, этот выдающийся истребитель появился в последние дни войны и его сравнение с заслуженными ветеранами попросту некорректно.

Великобритания

Королевская авиация летала исключительно на двигателях с жидкостным охлаждением. Такая консервативность объясняется не столько верностью традициям, сколько созданием чрезвычайно удачного двигателя “Ролл-Ройс Мерлин”.

Если поставить один “Мерлин” - получится “Спитфайр”. Два - легкий бомбардировщик “Москито”. Четыре “Мерлина” - стратегический “Ланкастер”. Подобным приемом можно было получить истребитель “Харрикейн” или палубный торпедоносец “Барракуда” - всего более 40 моделей боевых самолетов различного назначения.

Кто бы что ни говорил о недопустимости подобной унификации и необходимости создания узко-специализированной техники, заточенной под конкретные задачи, подобная стандартизация пошла лишь на пользу Королевским ВВС.

Каждый из перечисленных самолетов мог считаться эталоном своего класса. Один из самых мощных и элегантных истребителей Второй мировой, “Супермарин Спитфайр” ни в чем не уступал своим ровесникам, а его летные характеристики всякий раз оказывались выше, чем у его аналогов.

Наибольшие показатели имели крайние модификации “Спитфайра”, оснащенные еще более мощным двигателем “Роллс-Ройс Грифон” (V12, 37 литров, жидкостное охлаждение). В отличие от немецкого “вундерваффе”, британские моторы с турбонаддувом имели превосходные высотные характеристики, могли продолжительное время выдавать мощность свыше 2000 л.с. (“Грифон” на высококачественном бензине с октановым числом 150 выдавал 2200 л.с.). Согласно официальным данным, “Спитфайр” подсерии XIV развивал скорость 722 км/ч на высоте 7 километров.

Помимо легендарного “Мерлина” и менее известного “Грифона”, у британцев был еще один 24-цилиндровый супермотор “Нэйпиер Сейбр”. Оснащенный им истребитель “Хаукер Темпест” также считался одним из самых скоростных истребителей британской авиации на завершающем этапе войны. Установленный им рекорд на большой высоте составил 695 км/ч.

“Капитаны небес” пользовались широчайшим спектром истребительной авиатехники: “Киттихоки”, “Мустанги”, “Корсары”… Но в конечном итоге, все многообразие американской авиатехники сводилось к трём основным двигателям: “Паккард” V-1650 и “Аллисон” V-1710 с водяным охлаждением и чудовищной “двойной звезде” Пратт&Уитни R-2800 с воздушным охлаждением цилиндров.

Индекс 2800 был присвоен ей не спроста. Рабочий объем “двойной звезды” составлял 2800 куб. дюймов или 46 литров! В результате, её мощность превышала 2000 л.с., а у многих модификаций достигала 2400…2500 л.с.

R-2800 “Дабл Уосп” стал пламенным сердцем для палубных истребителей “Хэллкет” и “Корсар”, истребителя-бомбардировщика “Тандерболт”, ночного истребителя “Черная вдова”, палубного бомбардировщика “Саваж”, сухопутных бомбардировщиков A-26 “Инвейдер” и B-26 “Марадер” - всего около 40 типов боевых и транспортных летательных аппаратов!

Второй двигатель “Аллисон” V-1710 не снискал столь большую популярность, тем не менее, он использовался в конструкции могучих истребителей P-38 “Лайтнинг”, также в семействе знаменитых “кобр” (основной истребитель “Ленд-лиза”). Оснащенная этим двигателем P-63 “Кингкобра” развивала на высоте скорость 660 км/ч.

Гораздо больший интерес связан с третьим двигателем “Паккард” V-1650, который, при ближайшем рассмотрении, оказывается лицензионной копией… британского “Роллс-Ройс Мерлин”! Предприимчивые янки лишь оснастили его двухступенчатым турбонаддувом, что позволяло развивать мощность 1290 л.с. на высоте 9 километров. Для таких высот, это считалось невероятным большим результатом.

Именно с этим выдающимся мотором была связана слава истребителей “Мустанг”. Самый быстрый американский истребитель Второй мировой развивал на высоте скорость 703 км/ч.

Американцам на генетическом уровне была чужда концепция легкого истребителя. Но созданию крупных, хорошо оснащенных самолетов препятствовало основное уравнение существования авиации. Важнейшее правило, согласно которому невозможно изменить массу одного элемента, не затронув остальные элементы конструкции (при условии сохранения изначально заданных ТТХ). Установка новой пушки/бака с топливом неизбежно повлечет за собой увеличение площади поверхности крыла, что, в свою очередь, вызовет дальнейший рост массы конструкции. “Весовая спираль” будет виться до тех пор, пока все элементы самолета не увеличатся в массе, а их соотношение не станет равным первоначальному (до установки дополнительного оборудования). В этом случае, летные характеристики сохранятся на прежнем уровне, но все упрется в мощность силовой установки…

Отсюда - яростное стремление янки к созданию сверхмощных моторов.

Истребитель-бомбардировщик (истребитель дальнего сопровождения) Рипаблик P-47 “Тандерболт” имел взлетную массу, вдвое большую, чем масса советского “Яка”, а его боевая нагрузка превышала нагрузку двух штурмовиков Ил-2. По оснащению кабины “Тандерболт” мог дать фору любому истребителю своего времени: автопилот, многоканальная радиостанция, кислородная система, писсуар… 3400 патронов хватало на 40-секундную очередь из шести “Браунингов” 50-го калибра. При всем при этом, неуклюжий с виду “Тандерболт” являлся одним из самых быстрых истребителей Второй мировой. Его достижение - 697 км/ч!

Появление “Тандерболта” было не столько заслугой авиаконструктора Александра Картвелишвили, сколько сверхмощной двойной звезды “Дабл Уосп”. Кроме того, сыграла роль культура производства - ввиду грамотной конструкции и высокого качества сборки, коэффициент лобового сопротивления (Сх) у толстолобого “Тандерболта” был меньше, чем у остроносого немецкого “Мессершмитта”!

Япония

Самураи отвоевали войну исключительно на двигателях воздушного охлаждения. Это никак не связано с требованиями кодекса Бушидо, но всего лишь показатель отсталости японского ВПК. Японцы вступили в войну на весьма удачном истребителе “Митсубиши А6М Зеро” с 14-цилиндровым мотором “Накадзима Сакае” (1130 л.с. на высоте). С этим же истребителем и мотором Япония закончила войну, безнадежно уступив господство в воздухе уже к началу 1943 года.

Любопытно, что благодаря мотору с воздушным охлаждением японский “Зеро” обладал не столь низкой живучестью, как это принято считать. В отличие от того же немецкого “Мессершмитта”, японский истребитель нельзя было вывести из строя попаданием одной шальной пули в двигатель.

История... Все течет, все меняется. Остается только память.

Отгремела залпами Вторая Мировая война, а мы, вспоминая о сражениях, в которых не участвовали, спорим на темы, лучшего оружия, лучших воинов.

Давайте же поговорим сегодня о самолетах, расчищавших наше небо в годы Великого поединка. Истребители – великие чистильщики неба. Кого же можно назвать лучшим воином поднебесья?

Начало войны застало почти всю советскую истребительную авиацию на аэродромах. Почти 900 самолетов было сожжено немцами на земле, в первые часы войны. Горели И-16, «крысы», как их окрестили немцы в начале войны в Испании, видимо потому, что там «ишачок», как крыса, если вцепится, то уже не выпустит, из своих крепких зубов. Чадили И-15, «курносые», как их называли испанские республиканцы.

Пламя весело пожирало плоскости Миг-3 и Як-1, не успевших подняться в небо. То, что успели спасти, горело в перечеркнутом дымными шлейфами небе, шло на таран, направляемое героями, не умевшими вести воздушный бой, расстрелявшими попусту скудный боезапас.

Но, запасы великой страны были поистине неисчерпаемы. С восточных границ, в спешном порядке перебрасывались авиаполки, вооруженные новыми ЛаГГ-3. Но и это не спасало Советский Союз от подавляющего воздушного превосходства люфтваффе.

Як-1

Истребитель конструкции Яковлева. Легкий, маневренный, прост в управлении, но слабо вооруженный. Одна 20-мм пушка и один 12,7 мм пулемет.

МиГ-3

Истребитель конструкции Микояна и Гуревича. Очень некрасивая история вышла с его предшественником МиГ-1, или И-200, как задумывал его Король истребителей Поликарпов. Конструкторы просто присвоили себе разработку И-200, пока Поликарпов был в Германии, в поездке-экскурсии на германские авиазаводы.

Но Поликарпов рассчитывал И-200 под двигатель АМ-38, а Микоян с другом Гуревичем, поставили на машину более слабый двигатель АМ-35. Беда случилась с МиГ-3. Его сердце было настолько ненадежным, что могло отказать в любой момент, и отказывало. Гибли летчики не только асов люфтваффе, но нередко, принимали смерть «от коня своего» сталинские соколы

В конце 1941 года, Сталин приказал снять МиГ-3 с производства, хотя из остатков Миг-3 сформировали полк ПВО Москвы. Пилотами в полку были летчики-испытатели. Они

несколько реабилитировали норовистый МиГ. Объективности ради, отмечу, что и немцы не позволяли МиГ-3 показать себя с лучшей стороны. МиГ-3 – высотный самолет. Все его лучшие качества проявлялись на высоте свыше 4500 метров. Усвоив это, асы Геринга, при встрече с МиГами, просто уходили из-под атаки, на высоты, где МиГ терял все свои преимущества.

ЛаГГ-3 - «Лакированный Гарантированный Гроб»

Это имя дали советские летчики, летавшие на этом самолете. Слабый двигатель, тяжелая конструкция, слабое вооружение. Плохое поведение в управлении. Слабые стойки шасси, порой просто подламывались под стоящим на земле самолетом. Частенько этот упрямый конек-горбунок, просто на вираже, сваливался в штопор, из которого выходил с большой неохотой.

Такой был истребительный парк СССР. Про И-16, И-15 я вообще промолчу. Моральные и физические старцы. Все воздушные победы второй половины 41-го и первой половины 42-го годов – заслуга советских летчиков, сражавшихся за Родину в этот период. Многие не вернулись на свои аэродромы.

В средине 1942 года в войска поступают новые истребители, Як-7, учебный самолет, перепрофилированная воздушная парта. Як-1Б, усовершенствованный Як-1, и Як-9.

Як-9

Вот это уже была машина. Пушка на нем ставилась разная. 20-мм, 37-мм и 45-мм. Дальность полета в иных модификациях доходила до 1400 км. Он спокойно мог и сопроводить бомбардировщики к цели, и надрать хвосты рискнувшим приблизиться «мессерам». Способность Як-9 к модернизациям, стала его поистине главным козырем.

Як-9 К – самолет с противотанковым орудием на борту 45-мм пушка НС-45. Из-за пушки столь крупного калибра, в бою самолет могло развернуть, поэтому рекомендовано было вести огонь короткими очередями. Но если несколько снарядов попадали в цель, противник был обречен.

Самой удачной модификацией Як-9, был Як-9У. И двигатель, и оружие было, как говорится, «то, что доктор прописал». Но появился он в войсках только осенью 44-го года.

Истребитель P-39 «аэрокобра»

С мая 1942 года на фронте появляется новый истребитель P-39 «аэрокобра». Большая серия истребителей, почти 5000 единиц, поставленных по ленд-лизу из США в СССР, в тот числе и реэкспортированные из Англии 212 машин.. Первый бой «кобр» прошел 16 мая 1942 года в Заполярье. Потом «кобры» воевали на Кубани и на южном крыле советско-германского фронта. А. И. Покрышкин большую часть своих костров из немецких самолетов, сделал именно, на «моей кобряке», как он ее называл. Но была ли «кобра» лучшим истребителем войны? Посмотрим - посмотрим.

Кобру создали на фирме Белл. В 40-м году «кобру» заказали для Королевских ВВС. Но в Англии был сделан лишь один боевой вылет на штурмовку 9 октября 1941 года, после чего «кобры» в Англии не летали, а контракт с фирмой Белл был разорван. В ВВС США она тоже не прижилась.

Итак, друзья-американцы давали нам за золотишко, по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже».

Главным недостатком «кобры», была ее беззаветная любовь к штопору. А плоский штопор, она полюбила настолько, что не желала из него выходить. Главная причина аварийности «кобр» в ВВС РККА был этот самый штопор. И еще, «кобра» не любила, когда пилот покидал ее с парашютом. Часто, при прыжке из машины, пилот попадал под удар стабилизатора и, или травмировался, или погибал. Так получили травмы ног Герой Советского Союза Н. М. Искрин (май 1943) и, Борис Глинка (июль 1944).

При перегрузках, получало деформации и само хвостовое оперение.

Итак: краткий вывод – американские истребители Второй Мировой войны, просто хлам. И если бы не катастрофическая нехватка боевых машин на фронте, Покрышкин, Глинки, Лавриненков, Скоморохов, и многие другие наши асы, просто бы не летали на них. А история «кобр» оборвалась бы 9 октября 1941 года. Немцы предупреждали не о появлении в воздухе «кобр», они кричали: «Внимание! В воздухе Покрышкин!!!»

Про «Киттихаук» P-40, которых и сейчас хвалят американцы, я вообще вспомню только то, что именно на нем погиб, вследствие остановки мотора первый Дважды Герой в ВОВ Борис Сафонов, 30 мая 1942 года во время прикрытия конвоя PQ-16. Остановился двигатель и пилот, имевший возможность стать еще одним трижды героем, врезался в воду.

Р-51 «Мустанг» - его двигатель был незащищен и, любое попадание в него приводило к незамедлительной остановке.

В начале 1942 года над С. А. Лавочкиным нависает угроза того, что он перестанет быть нужным своей стране. Его ЛАГГ-3 не просто неудачная машина, летчики боятся летать на нем. Всему виной перетяжеленная конструкция и слабое сердце машины. Лавочкин находит блестящий выход.

Еще в 1936 году, для самолета Су-2 Аркадий Швецов разработал свой двигатель М-62. Уже в 1941 году, вследствие ряда модификаций Швецов создает М-82, впоследствии АШ-82. Двигатели этой модели предназначались только для Су-2, но когда Су-2 в начале 1942 года был снят с производства, большое число двигателей осталось на складах.

И вот Лавочкин, просто переделав моторный отсек ЛаГГ-3 и несколько облегчив конструкцию, получает совершенно новый истребитель. Эти работы уже производились тайком. Высочайшим решением, последний завод, который курировал Лавочкин, передают Яковлеву.

Михаил Родионов, первый секретарь Горьковского обкома партии, глава госкомиссии узнает о новом самолете. Но, комиссия собрана для испытаний Як-3. Летчик-испытатель Иван Федоров, выжал из «яка» все, до последнего. А на Ла-5 посадили малоопытного пилота. «Як» показался комиссии лучше и, решение вынесли в пользу Як-3. Федоров решил опробовать и Ла-5. Прокрутив на нем весь каскад фигур, прямо после полета, личным звонком Сталину спасает машину.

Итак, осенью 1942 года, поток Ла-5 хлынул на фронт. Немцы, встретив его, окрестили «новой крысой», за сходство с И-16. Они еще помнили, как И-16 горели в начале 1941 года, Асы Геринга расслабились, а послушный, легкий в управлении, Ла-5 оказался опасным врагом. Мало того, что как и ЛаГГ-3, имел крепкую конструкцию и не разваливался, после десятков прямых попаданий, так еще и маневренность вкупе со скоростью была высокая. Время виража 16,5-19 секунд, скорость перевалила за отметку 600. Да и зубастой оказалась русская крыса – две 20-мм пушки ШВАК.

Герой Советского Союза С. Горелов однажды, после тяжелого боя вернулся на аэродром. После посадки, техники, осмотрев машину, вынесли вердикт: «Ремонту не подлежит».

Еще, главным достоинством Ла-5 во время пилотажа, стало то, что он, как дисциплинированный солдат, не выполнял фигуру пилотажа «штопор», без прямого приказа пилота. А если уж штопорил, то выходил из него по первой команде. Теперь, с помощью «штопора», можно было и уйти из-под огня.

Шок у люфтваффе, после встреч с «новыми крысами» был настолько силен, что секретная директива Геринга, запрещает атаковать Ла-5, без численного превосходства.

С тех пор, эфир начали засорять непонятные слова: «Ахтунг! Ахтунг! Ин люфт ла-фюнф!!!»

(Внимание! Внимание! В воздухе ла-пять!!!»).

И вот, на фоне всего этого, с 1943 года, господство в воздухе у люфтваффе вырывали два основных типа самолетов «яки» и «лавочкины».

Все последующие модификации Ла-5 – это небольшие переделки конструкции, установка новых моторов. АШ-82Ф и АШ-82ФН. Соответственно: Ла-5Ф и Ла-5ФН.

Немецким ответом на появление Ла-5, стала массовая переброска с западного фронта ФВ-190. Машина весом в 6 тонн, с мощнейшим пушечно-пулеметным вооружением. Но и они проигрывали Ла-5, в маневренном скоростном бою.

Когда наши войска начали продвигаться на запад, авиация, порой отставала от переднего края на многие километры и, малый запас топлива сокращал время прикрытия войск. Сталин вызвал Лавочкина и, приказал увеличить запас топлива на Ла-5.

Лавочкин, выпросил у Верховного немного времени. Он заменил деревянные силовые элементы конструкции на дюралевые, чем существенно облегчил машину. За счет снижения веса конструкции, увеличился вес топлива, не повлиявший на летно-технические характеристики. Аэродинамики еще раз вылизали конструкцию. Самолет обрел несколько измененные стремительные формы. И получился Ла-7. Скоростной, маневренный и, с большим радиусом действия. Скорость и маневренность Ла-7 позволяла ему бить «фоккеров» и «мессеров», в независимости от погоды и политической ситуации.

Некоторые более поздние модификации несли 3 пушки ШВАК.

Почти 70 лет прошло со времен Великой Отечественной войны, а воспоминания по сей день не отпускают жителей России. В военное время основным оружием против противника были советские истребители. В небе чаще всего парили истребители И-16, который между собой называли ишачком. В на западе страны этой модели самолета было больше 40 процентов. Какое-то время это был лучший Разработал истребители известный авиаконструктор Поликарпов, предусмотрев уборку шасси.

Это был в мире с убирающимися шасси. Большая часть корпуса И-16 сделана из дюраля, очень легкого материала. Ежегодно модель этого истребителя совершенствовалась, укреплялся корпус, устанавливался более мощный двигатель, изменяли рулевую. В самолете фюзеляж состоял вовсе из балок и обшивался дюралевыми пластинами.

Главным врагом советского истребителя ВОВ И-16 был «Мессершмитт» Bf 109. Изготовлен он был полностью из стали, шасси убиралось, мощный двигатель - железная птица фюрера - лучший самолет Второй мировой войны немецких войск.

Разработчики советской и немецкой модели истребителя старались развить в самолете большую скорость и активный взлет, но мало уделяли внимания маневренности и устойчивости, поэтому множество пилотов погибло, не справившись с управлением.

Советский авиаконструктор Поликарпов работал над уменьшением размеров самолета и облегчением его веса. Машина получилась укороченная и округлая спереди. Поликарпов был уверен, что при меньшей массе самолета произойдет улучшение его маневренности. Длина крыла не менялась, раньше не было закрылков и щитков. Кабина летчика была маленькой, пилот имел плохой обзор, прицеливаться было неудобно, расход боеприпасов увеличивался. Конечно, такой истребитель уже не мог завоевать звание "Лучший самолет Второй мировой войны".

Немецкие авиаконструкторы первыми использовали в производстве крылатой машины мотор жидкого охлаждения, за счет чего она сохраняла неплохую маневренность и скорость. Передняя часть оставалась вытянутой и хорошо обтекаемой. Это был лучший самолет Второй мировой войны со стороны Германии. Однако мотор стал более уязвимым, чем раньше, в предыдущих версиях.

Конечно, немецкие с мощными моторами и аэродинамической формой превосходили советские аналоги по скорости, точности и высоте полета. Особенности немецких самолетов давали дополнительный козырь в руки противника, пилоты могли атаковать не только в лоб или сзади, но и сверху, а затем вновь подниматься в облака, скрываясь от советских летчиков. Пилотам И-16 приходилось исключительно защищаться, об активной атаке не могло быть и речи - слишком неравные силы.

Еще одним преимуществом немецкой техники была связь. Все самолеты оборудовались радиостанциями, что позволяло пилотам договариваться о тактике атаки советских истребителей и предупреждать об опасности. В некоторых отечественных моделях были установлены радиостанции, но пользоваться ими было практически невозможно из-за плохого сигнала и низкого качества оборудования. Но тем не менее для наших летчиков-патриотов И-16 был наилучший самолет Второй мировой войны.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта