Главная » Волосы/Прически » Проектная работа на тему: " Древнейшие виды письменности". Где и когда возникла письменность впервые

Проектная работа на тему: " Древнейшие виды письменности". Где и когда возникла письменность впервые

Как только человек приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать. Зачем? А затем, чтобы осталась память о мыслях, открытиях, событиях, интересных людях и т.д. Даже в то время, когда человек не умел еще толком говорить, он оставлял на стенах своих пещер восхитительные картины.


На самом деле оказалось очень сложным соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо. Письмо же заключается не просто в определенном количестве знаков, которые выражают конкретную мысль. В нем должно содержаться и содержание послания, чтобы другой смог прочесть его и произнести. Так как люди древнего мира не могли еще разделить речь на фразы, предложения на слова, а слова на звуки, они пытались отразить свои мысли в рисунках.

Письменность представляла собой набор неких мнемонических символов, по которым читатель мог понять, в чем дело, однако это не было отражением собственно речи или особенностей языка. Каждый, кто рисовал на стене всевозможные сцены, делал это по-своему. Но постепенно люди стали вырабатывать какую-то определенную систему символов, которые обозначали конкретные предметы: например, солнце могли изображать в виде круга с точкой посередине, и всем членам племени было ясно, что это именно солнце. Вырабатывались и конкретные, известные всем, символы, обозначающие такие понятия как «мужчина», «женщина», «вода», «огонь», «бежать» и т.д. Так и появилась первая система письменности - пиктографическое, или рисуночное, письмо.

Видимо, многие древние цивилизации применяли такую систему письма. Ведь это была самая простая форма для необходимых записей. Пиктограммы всегда были ясны и легки для изображения. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3 000 года до нашей эры египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Уже тогда каждый символ представлял собой небольшое изображение. Самым главным было то, что этот символ должен был соответствовать тому предмету, который изображался, то есть быть похожим на него.


Несмотря на все достоинства у пиктографического письма были и свои существенные недостатки. В чем же они заключались? Во-первых, на изображение пусть даже очень короткой истории необходимо было много времени, ведь каждый символ требовал тщательной прорисовки. Во-вторых, с помощью пиктограмм можно было изобразить лишь предметы, но невозможно было передать их цвет, какие-то абстрактные понятия, местоимения, личные имена. Именно на этом этапе появилась необходимость соединить устную и письменную речь в единую систему.

Когда писцы научились записывать связные тексты, у них на это, опять же, уходило очень много времени. Каков выход? А выход видели в упрощении символов. Так возникли символы, удобные и легкие, понятные и писцам, и читателям документов. Когда форма символа перестала напоминать рисунок, а превратилась лишь в сочетание черт, тогда человеческая письменность перешла на новую ступень развития - иероглифическое письмо .

Иероглифы служат для обозначения слов. Выделяют три группы иероглифов.

Первая группа - это логограммы, или идеограммы, то есть знаки, которые обозначают понятия, будь то предмет или действие.

Вторая группа - это символы, которые базируются на фонетическом принципе: к примеру, знак «ласточка» для обозначения прилагательного «большой». В древнеегипетском языке эти слова звучат примерно одинаково.

Третья группа - это детерминативы, то есть знаки, которые помогают читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. К примеру, в шумерской клинописи такие детерминативы ставились в виде вертикальной черты перед мужскими именами. Некоторые детерминативы ставились перед именами царей, цариц, названиями городов, рек, стран и т.д.

Постепенно система письма «один символ - одно слово» сменилась на систему «один символ - один слог». Это означает, что в системе письма стало гораздо меньше знаков - обычно от 30 до 100. Так как ни один из них не отражает объектов, поэтому написание их просто и состоит из простых линий и точек. В качестве примеров слогового письма можно привести кипрский силлабарий (1 200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.).

Однако на этом развитие письменности не закончилось. Около 1 100 года до нашей эры в Палестине был изобретен западносемитский алфавит . Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, который является предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.

Принцип алфавита очень прост: каждому знаку соответствует один звук. Письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Однако в самом финикийском алфавите на письме обозначались лишь согласные, в то время как гласные опускались. Стоит отметить, что человеку все же проще читать тексты с набором из 22 символов, нежели учить коллекции иероглифов из 2 000 штук.

У каждой буквы финикийского алфавита было свое название: алеф, бет, далет, зайин и т.д. Их порядок также был строго определен. И современные алфавиты мало что привнесли в эту систему. Греки добавили букв для гласных звуков и, таким образом, алфавит стал практически совершенным. Кстати, даже сегодня когда нам нужно выразить какую-либо идею для представителей любого языка, мы снова используем пиктограммы: знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды или же знаки в международном аэропорту. А значок $ является не чем иным, как идеограммой, символом, но никак не прямым изображением доллара.

Письменность -- знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность -- одна из форм существования человеческого языка.

Современная письменность развивалась на протяжении многих столетий

Можно выделить следующие этапы её формирования:

· Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью . Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то, раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя

следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка -- воду, птица -- небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо , в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

§ Пиктографическое письмо

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека.

Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть -- глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает«глаз» и как идеограмма --«зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. -- с.352 -- 353)

Примером идеографии может служить древнеегипетская письменность. Внешне она очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письма существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности-- иероглиф-- изображал отдельное слово. Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней-- это китайская иероглифика.

§ Иероглифическое письмо

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов. Иероглифическое письмо до сих пор широко пользуются в КНР. Китайские иероглифы легли в основу современной японской письменности. Всего в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.

§ Слоговое письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Важную роль в истории становления современного алфавита сыграли древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги. Но в финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков финикийцы создали новые знаки.

§ Алфавитное письмо

Настоящий-- не слоговой, а буквенный алфавит, где есть знаки не только для согласных, но и для гласных, появился впервые у древних греков. Они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались и другие народы древнего Средиземноморья-- ликийцы, лидийцы, фракийцы, карийцы, этруски. письменность язык алфавит знак

Впоследствии многие письменности, в том числе и латинский алфавит, возникли из греческого письма. Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.

Самая большая группа исторических источников – письменные. Письменность была изобретена более пяти тысяч лет назад. До нас дошли надписи, сделанные на камне, глине, папирусе, коже и т.д. Позже самым распространенным материалом для письма стала бумага. Благодаря различным письменным источникам мы можем узнать о событиях, которые произошли много лет и даже веков назад, для историков интересны любые письменные источники. Это могут быть хвалебные надписи, высекаемые в древности на камнях для всеобщего обозрения и рассказывающие о каких-либо великих деяниях правителей; или записи в хозяйственных книгах какой-либо семьи, дающие информацию об экономическом строе данного общества, а зачастую и о его (общества) социальной структуре. Даже личные письма дают неоценимую информацию об эпохе. К письменным историческим источникам относится также мемуарная литература, газетные статьи, научные труды, нормативные акты, философские работы и т.д.

Логика развития содержания письменности указывает, что возникновение письменности связано с распространением счёта и развитием хозяйства. Необходимость фиксировать соответствие разных материальных объектов их количеству обусловило потребность различать эти объекты при записи (фиксации). Первой примитивной формой письма было рисунчатое, где изображение максимально соответствовало форме материального объекта. Таким образом, устанавливалась чёткая взаимосвязь – один тип объекта – одно изображение. Такая форма записи позволяла передавать содержание слов или понятий, однако это содержание не было связано с фонетическим рядом называния объекта. Кроме того, такая запись не могла передавать сложные или отвлечённые смыслы. Эти первичные записи напоминали современные дорожные знаки, за изображениями которых стоит локальный смысл и ограниченная сфера применения.

Дальнейшим развитием рисунчатого письма стало письмо идеографическое. Значок «солнце» у египтян передавал не только значение астрономического объекта, но и такое понятие как «день», самостоятельное изображение которого практически невозможно. Таким образом, один и тот же значок передавал конкретное значение «солнце» и отвлечённое «день». Так осуществлялся переход к иероглифическому письму. Идеограммы превращались в сложные картины, отражающие целые фразы. Использование такого письма имело серьёзные ограничения, поскольку требовало создания всё новых и новых идеограмм по мере развития человеческой деятельности и вовлечения новых понятий в круг человеческого существования. Кроме того, иероглифическое письмо очень сложно, так как знак в нём может означать слово, слог или предложение. В древнем Египте в ходу было около 800 иероглифов. Научиться такому письму было крайне сложно, поэтому профессия писца очень ценилась.


Следующим шагом в развитии письменности был переход к фонетическому письму. В этом случае символ обозначал не только предмет и сходные с ним понятия, ни и те звуки, которые входят в название этого предмета. Рассмотрим пример. Египетское слово «дом» включает две согласные – n и p. Его писали знаком, который изображает план дома. Но слово «выходить» тоже включало в себя согласные n и p. И его со временем стали писать тем же знаком. Не следует думать, что слова «дом» и «выходить» были омонимами, т. е. одинаково звучащими словами, как русские слова «коса» (девичья) и «коса» (для косьбы). Они звучали различно: «дом» – видимо, как «пэр», а выходить – видимо, как «пирэ». Но в египетском языке, как и в некоторых других восточных языков, не было букв для гласных. Поэтому одним и тем же знаком можно было передать разные слова, содержащие согласные п и р, независимо от входящих в эти слова гласных звуках.

Но возникает вопрос: как же отличить слово «дом» от слова «выходить» при чтении, если писались они одинаково? Отличать их друг от друга помогал иероглиф-определитель. Современные учёные называют определители детерминативами. Все девять знаков, которыми мы пояснили значение слова «ДМ» – подлинные египетские детерминативы.

Следующим шагом в развитии письма был переход к алфавитным и односогласным знакам. В египетском алфавите существовало 24 согласные буквы. Однако, в древних системах письма, помимо идеограмм, определителей и алфавитных односогласных знаков, были знаки, передающие два и более согласных одновременно.

Подводя итог первого обзора письменности, можно определить следующую логику развития письменности. Первый этап – создание идеограмм, передающих общий смысл понятий. Второй этап – формирование фонетического письма, передающего звукосочетания, содержащиеся в произношении понятий. Третий этап – применение определителей для смысловой передачи идентичных звукосочетаний. Четвёртый этап – создание однозвуковых и слоговых обозначений.

Техника письма формируется в зависимости от материала, на котором происходит фиксация знака. Способ нанесения знака влияет на геометрию знака и его размеры. Длительное применение письменности, протяжённость текстов, приводят к экономии движения при письме. Такая экономия влияет на изменение формы знаков, упрощает их написание, формирует основы скорописи. На рисунке 3 хорошо прослеживается трансформация геометрии знаков письма в сторону их упрощения.

Дешифровка древней письменности начала активно развиваться в конце XVIII – нач. XIX века. Первыми объектами дешифровки были тексты египетских памятников и папирусов. Слава первооткрывателя целостного метода дешифровки научных текстов принадлежит французскому учёному Шампольону, который в 1822 году сумел подобрать ключ к «Розетскому камню» (плита, найденная в Египте, на которой одновременно находились надписи на египетском, коптском и греческом языках; надписи эти содержали один и тот же текст). Шампольон сумел правильно понять значение иероглифов. Он первым начал рассматривать египетское письмо как звуковое, а не как символическое идеографическое).

Древнеегипетская письменность была по своему составу смешанной. В ней использовались алфавитные принципы (один знак – одна буква), двух и трёх согласные звуки (один знак – несколько звуков), идеографическое изображение (один знак – одно слово) и детерминативы. В египетской письменности не использовалось обозначение гласных звуков. Репертуар египетских знаков содержит 24 согласных алфавитных знака, около 300 слоговых знаков и свыше 400 детерминативов. Правила комбинирования очень сложны. Кроме того, египтяне писали иероглифы во всех направлениях (кроме «снизу вверх»). Для указания направления письма головы людей, птиц и животных на письме были повёрнуты в сторону начала чтения. Слова в предложении не отделялись друг от друга; конец предложения не отмечался; знаки препинания отсутствовали. Развитие иероглифического письма привело к появлению иератических знаков. Репертуар этих знаков насчитывал около 600 единиц. Помимо текстовых записей египтяне широко использовали запись чисел. Числа от 1 до 9 обозначались вертикальными палочками, количество которых соответствовало числу. Более крупные числа изображались специальными значками. Порядок записи числа предписывал сначала писать более крупные числа, а потом более мелкие.

Первая расшифровка месопотамской письменности (самого древнего варианта – аккадской клинописи) была начата в 1837 году майором английской армии на персидской службе Генри Роулингсоном. Его работу подхватил учитель Эдвард Хинкс, а впоследствии и Юлиус Оперт. Далее её продолжил профессор Шпигель, опубликовавший в 1862 г. фундаментальный труд о правилах дешифровки месопотамских клинописей. Репертуар древнеаккадской письменности составляет около 400 знаков. По своему типу она очень близка к египетской. Её знаки многозначны. Один и тот же знак может означать слог, букву, понятие или сочетание этих значений. Сложность записи была таковой, что её первый дешифровщик Роулингсон был несколько раз на грани помешательства. И хотя на сегодняшний день опубликовано свыше 300 монографий по проблемам дешифровки месопотамской клинописи, её всё равно практически не понимают.

Клинопись стала предтечей огромной ветви семитских письменностей, которые впоследствии легли в основу всех современных европейских видов записи. Основу этих письменностей составляло фонетическое содержание знаков (один знак – один звук). Начало активной дешифровки семитских письменностей было положено в 1904 г., когда Флиндерс Питри обнаружил на Синайском полуострове камни с древнейшими письменами.

В начале I тыс. до н. э. в Финикии был изобретён алфавит, состоящий из 22 букв (только согласные). Позже, перенявшие этот алфавит греки, добавили гласные буквы. Все современные алфавиты: греческий, латинский, индийский, русский - восходят к различным вариантам финикийского алфавита.

Вопросы:

1. Какие источники чаще всего дают представление об истории отдельной семьи?

2. Для какого периода времени археология будет основным источником исторической информации? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Охарактеризуйте «плюсы» и «минусы» различных исторических источников.

4. Можно ли выделить среди различных видов исторических источников, раскрывающих историю государства самый главный? Свою точку зрения обоснуйте.

5. На основании приведённого отрывка из сочинения Публия Корнелия Тацита «Германия» попробуйте сделать выводы о развитии хозяйства у германцев. «Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращённая [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Пища [у них] простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод». К какому типу источников относится этот документ?

6. Как вы считаете, не стоит ли отказаться от изучения археологических памятников, относящихся к тем эпохам, когда уже существовали письменные источники? Свою точку зрения аргументируйте.

7. Почему майя пользовались одновременно несколькими календарями?

8. Можно ли применять китайский сельскохозяйственный календарь в России? Свою точку зрения обоснуйте.

9. Сделайте годовой зарубочный и узелковый календари. Придумайте носимый вариант.

10. Возможно ли использовать для календарного счисления иные периодичности помимо заката и восхода, фаз Луны и движения Солнца? Предложите свой вариант.

История и виды письменности

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Другими словами, письменность – это графическое изображение или запись речи.

Однозначной точки зрения по поводу времени зарождения письменности у ученых нет. Очевидно, что письменность

родилась из пиктографических рисунков, изображающих человека, животных, окружающие и бытовые предметы,

Хронологическим ориентиром для определения времени появления письменности в какой-то мере может служить

факт введения древними египтянами календаря. Их

календарь, модификацией которого мы пользуемся и поныне, был привязан к моменту одновременного солнцестояния,

восхода Сириуса и Солнца. Астрономы посчитали, что в

древности это событие происходило в 4241 и 2781 годах до нашей эры. Тогда и мог быть введен древнеегипетский календарь. Более поздняя дата – 2781 год – выпадает уже на то время, из которого до нас дошли письменные памятники, письменность уже была.

Так что, по всей видимости, как рассчитали ученые, календарь египтян отталкивается от астрономического события, имевшего место в 4241 году до нашей эры. К этому же времени можно косвенно привязать и зарождение письменности. Материальных письменных свидетельств, столь же древних, как календарь, не сохранилось. Но очевидно, что расчеты, необходимые для календаря, равно как и сама идея записи времени – все это предполагает наличие письменности. Таким образом, можно


предположить, что письменность возникла в Древнем Египте примерно в конце V - IV тысячелетии до нашей эры.

Есть, однако, другая версия по поводу времени

возникновения письма. Согласно этой версии, первенство принадлежит не древнеегипетским иероглифам, а шумерской клинописи. Клинопись (т.е. клинообразное письмо; английское cuneiform от латинского cuneus – «клин») возникла не позже конца IV тысячелетия до нашей эры и была в употреблении примерно до начала нашей эры. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат - на юге нынешнего Ирака. Затем политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на

дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним

из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и

дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для

библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи.

Благодаря такому способу записи многие письменные свидетельства шумеров сохранились до нашего времени.

Тогда как египтяне писали преимущественно на папирусе -

недолговечном материале. Благодаря этому шумеры имеют


больше материальных свидетельств в пользу первенства их письменности. А в пользу первенства письменности египтян говорит лишь красивая гипотеза с календарем, подтверждаемая астрономическими расчетами. Так или иначе, возникновение письменности можно отнести к концу V - IV тысячелетию до нашей эры.

Характерно, что и в Египте, и в Месопотамии

письменность развивалась в связи с потребностями учета и управления. Совершенно точно установлено, что потребность

в письменности была бюрократической и ритуальной

потребностью. Письмо изначально служило для подсчета жертвований, приношений в храмах, имущества царей и фараонов, а также для учета календарных и династических циклов. Эта бюрократическая функция избыточна для первобытного общества. Поэтому можно сказать, что до письменности люди жили первобытным строем, а с письменностью зародилась цивилизация.

Исторически сложились четыре основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, собственно слоговое и алфавитное. Рассмотрим кратко каждый тип письма.

В идеографическом письме используют идеограмму1– письменный знак, который обозначает понятие. Идеограмма

не является словом, потому что не имеет грамматической формы. Значение идеограммы - это в чистом виде идея,

понятие или даже набор понятий, связанных ассоциативно с изображаемым предметом. Так, например, изображение глаза

с капающими из него слезами обозначает горе в письменности майя. Знак, изображающий ногу, может означать и саму ногу, и действие «стоять», и действие

«ходить». Это всѐ иконические знаки, в которых означающее внешне похоже на означаемое.

1 От греческого «запись идей»


Этот тип письма существовал как развитая форма более древней пиктографии (рисуночного письма). Возможности передачи информации с помощью идеографии ограничены. Ведь число знаков–идеограмм может быть очень большим - практическим, таким же, каким может быть число самих понятий, предметов, идей – неограниченным. Чтобы передать неограниченное число понятий, приходиться, по сути, каждый раз «рисовать действительность». Собственно, этим и занимались авторы наскальных рисунков и пиктограмм. Очевидно, что наиболее типичные пиктограммы (глаз, нога, животное, воин, женщина, солнце и т. п.) постепенно стали идеограммами.

К наиболее известным системам идеографического письма относятся древнейшее египетское письмо. Его эволюция

наиболее изучена.

Иероглифы использовались египтянами от зарождения письменности вплоть до времени римской колонизации. Последние иероглифы использовались для монументальных надписей на памятниках2уже в античности (последняя запись относится к 394 году нашей эры). Таким образом, древнеегипетский язык, давший, предположительно, первые образцы письменности, просуществовал около 4 тысяч лет. Дольше, чем все известные ныне системы письменности. Ныне это – мертвый язык, который был утрачен и расшифрован заново в XIX веке.

Древняя египетская письменность существовала столь долго, что эволюционировала в рамках одного языка от зарисовки образов к записи идей, потом к записи слов и даже записи звуков. Ранние древнеегипетские иероглифы были, по сути, пиктограммами, то есть иконическими знаками –



2 Этим и объясняется происхождение слова «иероглиф» - от греческого hieros – «священный» и glyphe – «то, что вырезано» (например, на камне)


рисунками. Далее иероглифы постепенно отрывались от сходства с обозначаемым предметом, обозначали уже понятия (идеограммы), затем слова (логограммы). Поздние древнеегипетские иероглифы были не просто символами, обозначавшими различные идеи или слова, но также имели и фонетическую ценность, что позволило ученым говорить даже об алфавите фонетических иероглифов. Несомненно, эта фонетическая компонента древнеегипетской письменности нашла потом свое развитие у финикийцев и через них – у древних греков, родоначальников всех современных алфавитных систем письма.

Фонетические компоненты египетского письма обозначали только согласные звуки. Эта характерная особенность

египетского письма сохранилась при развитии письменности на Ближнем Востоке (через коптскую алфавитную

письменность, возникшую на основе древнеегипетского языка и древнегреческой письменности). И поныне арабы пишут лишь согласные буквы. Это достаточно экономный

способ записи, которым пользуются, например, некоторые абоненты в СМС-сообщениях: «Счс этот спсб пзвляет экнмть

услия, прдвая дстатчно инфрмции».

Иероглифы-идеограммы, строго говоря, нельзя читать в нашем привычном понимании, их можно интерпретировать,

истолковывать. А вот словесно-слоговое письм о позволило уже записать не понятия, а саму звучащую речь. Основной

частью этой системы здесь является идеограмма, то есть запись понятия, но появляются дополнительные элементы

(знаки, слоги), которые уточняют грамматическое или смысловое значение понятия. По сути, такие комбинированные знаки записывают уже отдельные слова.

Такие знаки, обозначающие слова, называются логограммами.

Если идеограмма, изображающая, например, птицу, обозначает и понятие «птица», и понятие «лететь» (надо каждый раз догадываться), то логограмма, связанная с


понятием птицы, в зависимости от дополнительных знаков, уже выражает какое-то конкретное слово: либо «птица», либо

«лететь».

Словесно-слоговым письмом была шумерская клинопись. И хотя протоклинопись (ранняя клинопись) была пиктографической, но в классическом клинописном письме большая часть знаков является логограммами – записью слов. Использовались также и слоговые клинописные знаки. Они применялись там, где важно передавать созвучия или смысловые оттенки - для записи имен собственных (особенно иностранных), названий мер и весов. Кроме того, слоговые клинописные знаки добавлялись к логограммам для выражения грамматических значений.

Единственные существующие сегодня древние системы письма словесно-слогового типа – это китайская (90% используемых знаков составляют логограммы) и производная от нее японская.

Слоговое письмо – это система письменности, в которой каждый знак передает какое-либо сочетание звуков (слог).

Например, знаки русского алфавита e, ѐ, ю, я , по сути,

являются слоговыми знаками, передающими созвучия (/je/,

/jo/, /ju/, /ja/).

Слоговые системы зачастую являются результатом модернизации словесно-слоговых систем. Наиболее широко

распространены слоговые системы письма в Индии и Юго-

Восточной Азии. Преимущество слогового письма – в меньшем числе знаков (100-300 против 6000-7000 иероглифов в китайском языке), а недостаток – некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

В алфавитных системах письма отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Историческим родоначальником всех видов алфавитного письма явилось древнесемитское (финикийское) письмо. Финикийская система письма содержала 22 знака, служащих для


обозначения согласных звуков. Новая система письменности дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся знаков (букв).

Исходным для развития всех западных алфавитов является греческое письмо. Оно возникло в X-IX веке до нашей эры.

Считается, что греческий алфавит возник на основе

финикийского. Греческий алфавит существенно отличался от всех существующих систем письма. Подобно финикийскому

и арамейскому, греческое письмо является фонетическим, в

котором знаки обозначают отдельные звуки. Однако если в финикийском языке на письме передавались лишь согласные звуки, то полногласный греческий язык потребовал и записи гласных звуков. Так появились гласные буквы. Некоторые ученые считают, что принцип записи гласных звуков древние греки взяли из другого древнесемитского алфавита – арамейского.

На основе древнегреческого возникли италийские алфавиты, в том числе этрусский (VII век до н.э.), а из него

древнегерманские руны. Из этрусского же, видимо, развилось

латинское письмо (VI век до н.э.).

Таблица 4.1 Виды письменности и их характеристики


Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
менность.
Идеогра- фическое письмо Знак передает понятие (идею), иногда несколько понятий одного ассоциативного ряда, например, ходить, стоять, нога и т.п. Ранние иероглифы. Древний Египет, Шумер, крито- микенская цивилизация. Рисуночное протописьмо майя, рисуночное письмо ацтеков. ?? (ок. V- IV тыс. до н.э.) Майя, ацтеки – с V века до н.э.
Словесно- слоговое письмо Знак передает не понятие, но конкретное слово. Специальные знаки передают звуковые сочетания (слоги) и грамматические значения, например, муж. или жен. род, мн. или ед. число и т.п. Количество знаков в письменности Поздний Древний Египет, шумерская клинопись, критское линейное письмо А, письменность майя, китайская иероглифика, японская иероглифика и японский силлабарий – слоговой алфавит. Ок. III-I тыс. до н.э. Древний Египет – до IV века н.э. Майя – I- XVI века н.э. Китай, Япония – до наших дней.

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
одного языка – несколько тысяч.
Слоговое письмо Знаки означают значимые созвучия – слоги. Количество знаков в письменности одного языка – несколько сотен. Юго-Восточная Азия, Индия. Примерн o с V века до н.э.
Алфавитное письмо (буквенное письмо) Знаки означают звуки и являются буквами. Количество знаков ограничено несколькими десятками. Финикийский, арамейский алфавиты, использовавшие знаки для обозначения звуковых компонентов по примеру египетских звуковых иероглифов. Древнегреческий алфавит, перенявший систему финикийского. от начала I тыс. до н.э. Гречес- кий алфавит – ок. X- IX веков до н. э. Совре- менные алфави- ты ведут свою родослов

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся затем в связи с распространением католицизма. Нелатинские письменности, распространенные на большей части Европы, постепенно были вытеснены латинским алфавитом. В христианских монастырях Европы было разработано множество различных стилей латинского письма: ирландский, англосаксонский, каролингский (во Франции), итальянский и т.п. Средневековые монахи не только исписывали страницы книг священными словами, выполненными этими стилями письма, но и превращали их в настоящие произведения искусства и, в конечном счете, получали богато украшенные рисунками манускрипты.

В IX веке группа греческих проповедников, которую возглавляли братья Кирилл и Мефодий, пришла в Южную

Европу, чтобы распространять христианство среди славянских народов. Славяне были обращены в

христианство, а Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык, который теперь называют

старославянским или церковнославянским.

Первые славяне-христиане пользовались двумя алфавитными системами – кириллицей и глаголицей. Согласно древним славянским преданиям, именно Святой Кирилл является создателем славянского алфавита, и его имя


носит кириллица. Однако в предании не говорится, какой из двух алфавитов на самом деле был изобретен Кириллом, и эта проблема вызывает серьезные споры среди ученых.

Кириллическое письмо, которым мы пользуемся, было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письма еще 19 букв для специфически славянских фонем (буквы ц, ш были взяты из еврейского квадратного письма, а остальные изобретены специально). Кириллица употреблялась православными славянами, а также (до XIX века) румынами. На Руси сначала пользовались глаголицей; кириллица сменила глаголицу в X–XI вв.

Древнее кириллическое письмо легко в основу письменности многих современных славянских языков

(русский, украинский, болгарский, сербский). Кириллическое письмо стало также использоваться для письменности

некоторых неславянских народов, обитавших на территории СССР и России и не имевших своей письменности. Однако в тех славянских странах, где распространена католическая

вера (Чехия, Словакия, Польша) используется латиница.

Как уже указывалось, первоначально письменность была не частной, а бюрократической функцией – дворцы и храмы

вели учет своего и завоеванного имущества, людей, кораблей,

воинов и т.п. Большинство самых ранних письменных документов являются, по сути, амбарными книгами. Другое

назначение ранней письменности – ритуальные и обрядовые

отчеты, придворные хроники, призванные увековечить религиозные ритуалы или деяния царей.

Долгие тысячелетия письменность не использовалась ни для чего другого, так как даже указы передавались гонцами. Да и для всех прочих форм коммуникации все еще служила

изустная традиция.

Иероглифическое письмо было уделом жрецов. На его изучение уходили годы. Более демократическое алфавитное

письмо уже могло стать навыком любого желающего. В

античности грамотность становится нормальным явлением


для свободных граждан (а в Афинах, судя по комедиям Аристофана, грамотны были даже и рабы). В античном мире письменность выходит из государственных канцелярий и храмов в дома и на улицы. Бюрократия и жрецы теряют исключительное право письма. А ведь некогда это право считалось сакральным. Непосвященного человека, узнавшего тайну письма, в доантичной древности чаще всего казнили.

Постепенно сфера применения письменности расширяется. Во-первых, функция ведения имущественных записей

становится доступна состоятельным гражданам. Во-вторых,

ритуальная функция письма также «идет в народ»: образованные люди стремятся оставить личные свидетельства, нечто вроде «Киса и Ося были здесь», которую оставила группа греческих наемников в VI веке до н.э.. О распространение грамотности свидетельствует, к примеру, вполне туристическая надпись на левой ноге статуи Рамзеса

Когда царь Псамметих пришел в Элефантину, те, кто плыл с Псамметихом, сыном Теокла, сделали эту надпись. А

прошли они выше Керкиса так далеко, как позволяла река.

Иноязычными предводительствовал Потасимто, а египтянами Амасис. Запись о нас сделали Архон сын Амебихо и Пелек сын Худамо.

То есть в этом партизанском отряде уже были свои писари. И люди уже считали себя вправе оставлять личное

свидетельство. Стоит добавить, что подобные ритуальные личные надписи весьма похожи на те, что делали, к примеру,

советские воины на стенах разрушенного Рейхстага в мае 1945 года.

Помимо реализации бухгалтерских и ритуальных функций

письменность начинает служить и для передачи сообщений. Она вытесняет гонцов-глашатаев и ведет к зарождению официальной, деловой и личной переписки.

И, наконец, письменность начинает выполнять мемуарную, а затем и художественную функцию – сначала


записываются деяния царей и героев, эпосы. Примерно в V веке до нашей эры были записаны первые величайшие литературные произведения, ранее жившие в устной традиции – поэмы Гомера. А потом сфера художественного словесного творчества описывает уже и жизнь простых людей.

Вот как новые возможности, связанные с письмом, описываются в шумерском эпосе о царе Гильгамеше3. Гильгамеш разговаривает со своим отцом, находящимся в царстве мѐртвых:

· Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого слова.

· Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.

· Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в состоянии запомнить знания наизусть?

· Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние, если не при помощи таблицы?

Как передать наставления внукам, если человек умирает, не

дождавшись их появления? А как передать любовное послание - не заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в памяти торговый договор, приговоры суда?

С античных времен письменность становится неотъемлемой частью не просто государственной, но и

общественной, а также личной жизни. У человека

появляются два вида коммуникативной практики, два вида речи – устная и письменная.

3 Гильгамеш жил около 2800 года до нашей эры. Эпизод эпоса воспроизводится по повести-пересказу В. Воскобойникова "Блистательный Гильгамеш".

Современная развивалась на протяжении многих столетий. Можно выделить следующие этапы её формирования:

  • Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой . Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало

в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка - воду, птица - небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо , представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо , в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

  • Пиктографическое письмо

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека.

Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть - глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает«глаз» и как идеограмма -«зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. - с.352 - 353)

Примером идеографии может служить древнеегипетская письменность. Внешне она очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письма существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности- иероглиф- изображал отдельное слово. Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней- это китайская иероглифика.

  • Иероглифическое письмо

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов. Иероглифическое письмо до сих пор широко пользуются в КНР. Китайские иероглифы легли в основу современной японской письменности. Всего в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.

  • Слоговое письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Важную роль в истории становления современного алфавита сыграли древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги. Но в финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков финикийцы создали новые знаки.

  • Алфавитное письмо

Настоящий- не слоговой, а буквенный алфавит, где есть знаки не только для согласных, но и для гласных, появился впервые у древних греков. Они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались и другие народы древнего Средиземноморья- ликийцы, лидийцы, фракийцы, карийцы, этруски.

Впоследствии многие письменности, в том числе и латинский алфавит, возникли из греческого письма. Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.

Алфавиты

Алфавиты , их еще называют фонематическими алфавитами, представляют собой набор букв, которые, как правило, выстраивают в определенном порядке. Каждая из таких букв представляет собой одну или более фонем. Как правило, буквы делятся на гласные и согласные. Это деление имеет свои особенности в каждом из языков, буквы, что вполне естественно, используются для того, чтобы слагать слова. В некоторых комбинациях букв используются такие сочетания, которые, когда их произносишь, слышаться как одна буква или звук. К таким вот сочетаниям можно отнести, к примеру, в английском языке следующие сочетания — sh, ch и th .

Непосредственно само слово алфавит произошло от латинского слова alphabetum (алфабетум). Это слово в свою очередь произошло от греческого слова (alphabetos), созданного от первых двух букв греческого алфавита– альфа (alpha) и бета — (beta). На сегодняшний день одними из самых известных и наиболее распространенных видов алфавита являются латинский и римский алфавиты, а также кириллица или славянский алфавит.

Славянский алфавит

Славянский алфавит (кириллицу) разработали на основе греческой письменности два ученых монаха из византийского города Солунь (ныне Салоники в Греции). Звали их Кирилл и Мефодий. В 1963 году во всех славянских странах праздновали юбилей- 1100 лет со времени создания первой славянской азбуки. А в Болгарии День славянской письменности празднуют каждый год- 24 мая. Строго говоря, кириллическая письменность, или кириллица,- это не единственная раннеславянская письменность. Одновременно с ней существовала еще так называемая глаголица (от слова«глагол»- по-старославянски«слово»). Она сложнее, чем кириллица. Некоторые ученые полагают, что Кирилл изобрел и кириллицу, и глаголицу: ведь многие буквы обеих азбук очень похожи. Другие думают, что одна из азбук существовала еще до Кирилла, но какая именно- мнения расходятся.

В кириллице 43 буквы. Между прочим, они использовались и для обозначения цифр: для этого над ними ставились черточки. И до сих пор кириллицей, в разных ее вариантах, пользуются в России, Болгарии и странах бывшей Югославии.

Современное начертание русский алфавит приобрёл в начале XVIII века, когда Пётр I ввёл новую форму письменных знаков- гражданский шрифт вместо церковнославянского. Развитие культуры, рост спроса на книги не только религиозные, но и научные и учебные, расцвет художественной литературы требовали более простой графики букв.

С течением времени некоторые из букв кириллицы оказались лишними, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки. Петровская реформа не избавила русскую азбуку от всех лишних букв, были официально исключены только некоторые из них. Вместе с тем в XVIII веке в нашем алфавите появились и две новые буквы:«й»- в 1735 году, и«ё»- в 1797-м. Букву«ё» впервые использовал писатель Н. М. Карамзин, автор повести«Бедная Лиза».

После 1917 года наш алфавит был освобождён от лишних письменных знаков. Исчезли фита, ижица, твёрдый знак в конце слов и ненавистная когда-то всем школьникам буква ять.
Современные системы письма большинства народов России построены на славяно-кирилловской основе. Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.

***
Справка :

Письменность - в широком смысле- совокупность письменных средств общения: система графики, алфавит, орфография.
Письменность- в узком смысле- совокупность письменных и литературных памятников какого-либо народа.
Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Типы письменности человеческих языков

  • Идеографический (пиктографический) - письменный знак привязан к определённому смыслу
  • Фоноидеографический - письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию
    • Логографический - письменный знак обозначает определённое слово
    • Морфемный - письменный знак обозначает определённую морфему (см.«Китайская письменность»)
  • Фонетический - письменный знак привязан к определённому звучанию
    • слоговый (силлабический) - каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:
      • собственно слоговое письмо - слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);
      • абугида - такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)
    • консонантный (квазиалфавитный) - на письме обозначаются только согласные. При своем развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные
    • Консонантно-вокалическое письмо - буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие«одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.
Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

  • Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем.
  • Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское - морфемное.

Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта