Главная » Уютный дом » Основные особенности ударения в русском языке. Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития пис

Основные особенности ударения в русском языке. Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития пис

Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный , экспе́ртный , проходно́й ) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть , на́чал , начала́ , на́чали ). Кроме того, ударение может меняться с течением времени .

Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света ), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило» , - писал А.С. Пушкин).

Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог , на́чал и нача́л , догово́р и до́говор ). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рог , баржа́ и ба́ржа , камфара́ и ка́мфора , комба́йнер и комбайнёр , щепо́ть и щёпоть .

Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).

Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.

Например, в речи моряков - компа́с , рапо́рт , в речи медиков - флюорографи́я , афази́я , эпилепси́я , тогда как основным нормативным вариантом является произношение - ко́мпас , ра́порт , флюорогра́фия , афа́зия , эпиле́псия .

Обратите внимание

Далеко не все из профессиональных вариантов входят в сферу литературных. Так, в речи горняков распространено произношение до́быча угля , ру́дник , в речи медиков - а́лкоголь , ко́клюш , психопати́я , наркомани́я , однако единственным литературным вариантом является следующее произношение - добы́ча угля , рудни́к , алкого́ль , коклю́ш , психопа́тия , наркома́ния .

Некоторые из вариантов произношения соотносятся как основной и допустимый, но устаревающий, постепенно утрачиваемый.

Например, прилагательное безу́держный может произноситься и с ударением на последующем слоге - безуде́ржный , но этот вариант уже выходит из употребления. Аналогичное соотношение вариантов де́вичий и деви́чий (второй - устаревающий).

Интересное явление наблюдается в отношении произношения слов колледж и коллеж . Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение колле́дж . Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант (ко́лледж ) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношения ко́лледж как основной литературной нормы.

Обратите внимание

Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку́мент , мага́зин , кило́метр , ква́ртал , а́лкоголь , мо́лодежь , чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

заброни́ровать место в гостинице - забронирова́ть орудие; приво́д в милицию - при́вод в механизме; осенняя мокрота́ - кашель с мокро́той ; языково́й барьер - языко́вая колбаса; занято́й человек - за́нятое место; первозданный ха́ос - в доме хао́с/ха́ос ; ша́баш ведьм - шаба́ш на работе; работать эле́ктриком - цвет электри́к ; вяза́нка дров - кофта-вя́занка .

Существительное уголь в значении «вещество, используемое как топливо» может иметь два равноправных ударения в косвенных падежах: добыча угля́/у́гля , а в значении «кусок перегоревшего дерева» - только одно ударение на основе: кусочек у́гля .

Наибольшие трудности обычно вызывает постановка ударения в иностранных словах, словах книжных, устаревших или только вошедших в язык. Вместе с тем колебания в постановке ударения наблюдаются и в целом ряде широко употребительных слов.

При всей прихотливости и сложности русского ударения в языке можно обнаружить определённые модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны отклонения, колебания внутри одной модели.

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Основные понятия фонетики.

Вопрос 2

Речевой такт – Фонетическое слово – Слог – Речевой звук –

Вопрос 3

Слог –

Ударение Интонация –

Вопрос 4

Артикуляционные.


Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

По уровню шума: По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

С акустической точки зрения

Вопрос 10

Слогораздел – граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. Проблема установления слогораздела возникает в случаях, когда в слове имеется стык согласных. В античном языкознании граница слога устанавливалась всегда после гласного. М. В. Ломоносов сформулировал правило, согласно которому в начале слога может быть только такое сочетание согласных, какое возможно в начале слова. Аванесов, понимавший слог как волну сонорности, утверждал, что в начале слога согласные могут располагаться лишь по принципу возрастающей звучности. Если же первый согласный более звучен, чем второй, то он отходит к предыдущему слогу. Изучение артикуляционно – акустических характеристик речевых последовательностей показывает, сто в русском языке фонетическая связь между начальным согласным и последующим гласным существенно теснее, чем связь между гласным и последующим согласным. Соответственно любое высказывание распадается на цепь открытых слогов независимо от качества сочетающихся согласных, места ударения, а также морфологических и межсловных границ.

Вопрос 11

«Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского ударения. Место ударения в слове»

Ударение – выделение каким – либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1) Слова в составе фонетического слова – словесное ударение; 2) Слова в составе синтагмы – синтагменное ударение; 3) Синтагмы в составе фразы – фразовое ударение; 4) Какого – либо слова для подчёркивания его особого значения – логическое ударения.

Словесное ударение – вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического, слогового ударения. Словесное ударение может быть свободным. Свободное словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные и делимитативные функции.

Вопрос 12

«Смыслоразличительная функция русского ударения. Неподвижное и подвижное ударение. Клитики»

Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом - том), ударение (мУка - мукА), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?)

Неподвижное и подвижное ударение. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т.е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например, в русском языке)

Клитика – слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога. Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой – то одной части речи, либо к словоформам любой части речи последние называются транскатегориальными.

Вопрос 13

«Фразовое, тактовое и логическое ударение»

Фразовое ударение – это ударение, которое получает слово, как член предложения. В отличие от словарного ударения, которое имеют все слова, фразовое ударение получают только знаменательные части речи.

Тактовое ударение – это ударение в ритмической речи, оно проявляется через определённое количество слогов, создаёт музыкальность и ритм.

Логическое ударение – это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости.

Вопрос 14

«Интонация. Интонационные конструкции, их типы. Функции интонации: такто - и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная»

Интонация – совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Интонационные конструкции – совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака, имеет план выражения и план содержания.

Вопрос 15

«Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Понятие чередования»

Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема.

Терминов фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделённые значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка – морфем, слов и их форм – принципиально не возможно без фонем, из которых строятся их означающие.

Чередование – парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.

Вопрос 16

«Типы чередований: позиционные, фонетические и исторические. Параллельные и пересекающиеся чередования»

Позиционные чередования – чередование звуков, всецело зависящее от фонетических условий (от изменения фонетической позиции звука в слове). Иногда позиционное чередование называют позиционной меной звуков.

Фонетические чередования – чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями: изменение звучания связано с позицией звука ‘не меняет состава фонем в морфеме. Чередование ударных и безударных гласных, чередование звонких и глухих согласных.

Исторические чередования - чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка.

Параллельные чередования – п ри параллельном чередовании ударных гласных образуются вариации основных гласных фонем, различающиеся между собой в зависимости от положения в слове и от положения по отношению к согласным звукам.

Пересекающиеся чередования – чередование гласных не верхнего подъёма, связанное с метом гласного звука по отношению к ударению.

Вопрос 17

«Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Фонологические школы»

Система фонем. Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Интегральные признаки - это такие признаки звуков, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные. Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Фонологические школы

Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы:

1) Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) – школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема – психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема – звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;

2) Московская фонологическая школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) – школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как "подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе морфемы;

3) Пражская фонологическая школа (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон) – школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место внутрисистемные отношения между фонемами.

Вопрос 18

«Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства мягких и твёрдых согласных и от положения по отношению к ударению»

Фонетические чередования могут образовывать пересекающиеся ряды, имеющие общие члены, либо параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области гласных обусловлены положением под ударением или без ударения, фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

фонетические можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания.

Вопрос 19

«Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, месту и способу образования»

Вопрос 20

«Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем»

Вопрос 21

«Исторические изменения в фонетике. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция»

На известном памятнике Петру Первому в Ленинграде есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий звук [р"] произносили и в таких словах, как: се[р"]п, ве [р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была здесь не случайна. Мягкость [р"] была обязательной в положении после [е] перед губным или заднеязычным согласным.

Всякий живой язык характеризуется непременной особенностью - он изменяется.

В современном русском языке в сочетаниях двух мягких согласных первый отвердевает. Это отвердение очень медленное, оно сначала осуществляется в одних сочетаниях, потом в других, в одних словах раньше, в других - позднее.

Исследователи русского языка конца XIX - начала XX в. отмечали, что в литературном языке той эпохи губные согласные перед мягкими заднеязычными тоже произносились мягко: я[м"]ки, ла[ф"]ки (лавки). Сейчас такое произношение полностью ушло из литературного языка и его можно встретить только в диалектах.

Современные фонетические чередования - свидетельство происходивших некогда в языке звуковых процессов. Например, в русском языке чередование звонких согласных с глухими на конце слова и перед глухими: зу[б]ы- зу[п] -зу[п]ки, боро[д]а - боро[т] - боро[т]ка, . Такое чередование сложилось в результате того, что звонкие на конце слова и перед глухими оглушились.

Фонетический процесс заканчивается, когда ему уже не на что распространяться. Тогда на смену фонетическому процессу приходит фонетическое чередование.

Редукция - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.

Аккомода́ция - один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной.

Ассимиляция - в фонетике уподобление соседних звуков один другому.

Диссимиля́ция - в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше.

Вопрос 22

«Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения»

Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правила устной речи.

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

Старшая и младшая нормы

В русской орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Стили произношения

Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению произносительных вариантов. В разговорном стиле, нейтральном со стилистической точки зрения, отсутствует столь выраженное стремление к безупречному произношению и возможны произносительные варианты (ср. рус. просят - [пpо́с’ут] и [про́с’ът]). Может быть выделен и сниженный, просторечный стиль. Книжный и просторечный стили охватывают не всю лексику языка, а лишь некоторый её круг: для книжного стиля его составляют слова, относящиеся к сферам науки, техники, искусства, политики, для просторечного - лексика, принадлежащая к сферам быта, обиходной жизни. Охват двух названных стилей также неодинаков у разных носителей языка.

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Фонетика – это раздел языкознания, в котором изучается звуковая система вещания. Итак, предметом изучения фонетики являются звуки речи: их природа, сочетаемость, закономерные изменения звуков в речевом потоке и их обусловленность. Задача фонетики – изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы – состав и ударение. Звук – это мельчайшая единица речи, материальная оболочка слов. Отдельно взятый звук не имеет какого – либо значения, он его приобретает лишь в составе слов и морфем, выполняя функцию распознавания их значений. Фонетика имеет важное значение. Знание процессов создания звуков, их свойств, закономерностей сочетаемости – одна из предпосылок повышения культуры устной речи. Фонетика тесно связана с другими языковедческими дисциплинами: графикой, орфографией, орфоэпией, а также лексикой, морфологией, синтаксисом и стилистикой. Основные понятия фонетики.

Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются. Основные фонетические единицы. Звук речи – это минимальная единица цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными фонетическими свойствами. Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части: 1) дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, трахея), который создаёт необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т.е. язык, губы; 4) Головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата. Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные. В зависимости от участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

Вопрос 2

«Сегментные и суперсегментные фонетические единицы» Линейные единицы ещё называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно – акустической спецификой. Артикуляционно – акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи.Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегмент речевого потока. Фраза – самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений.Речевой такт – это часть фразы, выделяемая ритмико – интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт – понятие интонационное, выдыхательная группа – понятие физиологическое, синтагма – понятие семантико – синтаксическое.Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря, клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным.Слог – это минимальная фонетико – фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико – артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые.Речевой звук – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Наука о звуках речи называется фонетикой.

Вопрос 3

«Слог, ударение, интонация как суперсегментные единицы»

Слог – наименьшая произносительная единица языка, то есть наименьшая единица речевой цепочки. Слогообразование: гласные, сонорные, шумные. В слоге должен быть либо один гласный, либо один сонорный. Типы слогов: прикрытые (начинаются с согласного), неприкрытые (начинаются с гласного), открытые (оканчиваются на гласный звук), закрытые (оканчиваются на согласный звук). Ударный слог – в русском языке слог более длительный, чем остальные, более напряжённый, более низкий, чем остальные. По отношению к ударному слогу различают предударные и заударные слоги.

Ударение может быть мелодическим, акцентным и тоническим. Способы выделения ударного слова: более громкое, низкое и долгое произношение – придаёт речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания. При этом существует зависимость силы, длительности ударного слога. У каждого гласного есть свой порог. Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные. Интонация – различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально – стилистических различий высказываний. В интонации следует различать 2 аспекта: - Коммуникативный: интонация представляет собой средство выражения смысловой стороны речи. Оно сообщает, является ли высказывание законченным. – Стилистический: интонация – средство стилистического выражения эмоций.

Вопрос 4

«Акустические и артикуляционные характеристики звуков» Акустические. Общей теорией звука занимается акустика. Звук речи, как и всякий другой звук, физическое явление, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду и воспринимаемое человеческим ухом. Колебания физического тела, например, голосовых связок, могут быть ритмичными упорядоченными, в результате этого возникают звуки определённой устойчивой частоты, или тоны. Наряду с этим колебания бывают неравномерные, неупорядоченные, им соответствуют шумы, иногда тон и шум объединяются в один тоно – шумовой звук. В языковых звуках тоны возникают при колебании голосовых связок в гортани, а также при ответных колебаниях воздуха в надгортанных полостях. Так в основном рождаются гласные, тогда шумы возникают в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. К шумам относятся глухие согласные. Звук также характеризуются длительностью, или долготой, т.е. продолжительностью данного звука с его количеством колебаний во времени. Классификация звуков речи по акустическим характеристикам Гласные: по длительности – долгие и краткие. Согласные: по соотношению тона и шума – сонорные и шумные (звонкие и глухие)

Артикуляционные.

Работа органов речи по производству звуков называется артикуляцией. В артикуляции 3 этапа: приступ, выдержка и отступ. Физиологический элемент артикуляции и называется кинемой. По отсутствию или наличию преграды на пути струи воздуха, по напряжённости органов речи и по силе воздушной струи все звуки делятся на гласные и согласные, а согласные в свою очередь – на сонорные и шумные; а шумные ещё – на звонкие и глухие. Иногда один звук производится двумя артикуляциями: есть звуки дифтонги и трифтонги. В целом биологическая сторона звуков определяется местом их образования, т.е. участием тех или иных органов речи, а акустическая – способом работы этих органов. Все языки имеют в своей структуре звуки с особой артикуляцией. Место образования согласных звуков определяется теми органами речи, которые участвуют в артикуляции. Например, губно – губные, губно - зубные, язычные, среди них: переднеязычные зубные, переднеязычные нёбные, среднеязычные и заднеязычные. По способу образования русские согласные звуки характеризуются так: щелевые, смычные, смычно – проходные


Вопрос 5

«Классификация гласных звуков по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации» По степени подъёма языка: верхний подъём – [и],[ы],[у]; средний подъём – [э],[о]; нижний подъём – [а] По наличию или отсутствию лабиализации: лабиализованные – [о], [у]; нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а]

Вопрос 6

«Классификация согласных звуков по месту образования» Губно – губные: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; губно – зубные: [ф],[ф’],[в],[в’]; переднеязычные: кончик языка вверху – [т],[д],[н],[л],[л’],[р’],[р],[ш],[ж],[щ],[ч]; кончик языка внизу: [т’],[д’],[н’],[с],[с’],[з],[з’],[ц]; заднеязычные – [к],[к’],[г],[г’],[х],[х’]

Вопрос 7

«Классификация согласных звуков по способу образования» Смычно – взрывные: [п], [п’],[б],[б’],[т],[т’],[д],[д’],[к],[к’],[г],[г’]; смычно – проходные: [м],[м’],[н],[н’],[л],[л’]; щелевые: [ф][ф’][в][в’][с][с’][з][з’][ш][ж][щ][j][х][х’]; смычно – щелевые: [ц],[ч]; дрожащие: [р][р’].

Вопрос 8

«Классификация согласных звуков по уровню шума, участию или неучастию голоса в образовании звука, по твёрдости - мягкости»

По уровню шума: сонорные: [р], [л],[м],[н],[j]; шумные: [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[к],[п],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ч],[ш]; По отсутствию или наличию голоса: звонкие: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з];глухие: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч‘]; По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

«Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов»

C артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, её звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Вопрос 10

«Слогораздел в русском языке»

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. [Дунев, 2003]

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным. [Дунев, 2003]

Лексикологическая - является дополнительным средством различения слов (амтлас - атламс),

Морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова (румки - руким),

Некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (имначе - инамче).

Местом ударения различают следующие варианты слов:

Общеупотребительные и профессиональные (добымча - домбыча),

Литературные и диалектные (хомлодно - холодном),

Литературный и просторечный (магазимн - магамзин),

Нейтральный и разговорный (звонимшь - звомнишь) [Дунев, 2003].

Подобные варианты в русском языке встречаются нечасто. Очень редко варианты ударения бывают равноценными: твомрог - творомг (оба варианта соответствуют литературной норме). Русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. [Дунев, 2003]

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: наспину, подруки. [Голованова, 2013]

Особенности русского словесного ударения.

1). Характеризуется каксиловое, или динамическое(ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью). [Голованова, 2013]

2).Подвижное(возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова), при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением. [Голованова, 2013]

3). Некоторые слова могут иметь не одно а 2 или 3 ударения - одно основное, другие - побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

Сложные слова из двух основ древнерусский

Многие сложносокращённые слова стройматериалы

Слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка

В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка. [Голованова, 2013]

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется: хлебозавод, достоверный. [Голованова, 2013]

4). Ударение может меняться с течением времени. Например, прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании, а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло днемвное светило», - писал Пушкин). [Голованова, 2013]

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпией (orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].

Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила произношения.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб , са[т] – сад , любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг , поро[к] – порог и т. д.

Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад брат , раб арап , раз час . Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег век , снег р ек, друг мук .

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка , про[п]ка – пробка . Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба , [з]губить – сгубить .

Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн , здн , стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный , по[зн]о – поздно , че[сн]ый – честный , уча[сл]ивый – участливый . Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш , сж и зж , зж и жж , сч , зч , тч и дч , тц и дц .

СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Свойства Примеры
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к ка­кому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения - индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу берег, товарищ, молодец, перевезённый, переквалифицировался руки - руки, нарезать - нарезать; еду - еду, ворона - ворона
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и то­го же слова Присуща - 90 % слов современного русского языка задеть - задели - заденешь - задень; буква - буквы - буквами; ленивый - ленива - ленивы - ленивее
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка нести - несете - несут; брал - брала - брали; двадцать - двадцатью
Вариативностькак возможность различного положе­ния в одном и том же слове и в одной и той же морфе­ме творог - творог; налил - налил; даришь, дарить
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный

Болычева Е. М.

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а.

Примеры второго типа встречаются крайне редко.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта