Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;
- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Список литературы
1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.
Каким бы бережным не было отношение предприятия к имуществу, с течением времени оно изнашивается либо устаревает. Приходится ликвидировать объекты. Как формируется акт о списании при ликвидации основных активов?
Имущественные объекты на предприятии выбывают по разным причинам. Это может быть и полный физический износ, и необходимость замены оборудования на более новое и прочие причины.
В любом случае нужно документально засвидетельствовать списание основного средства. Для этого составляется специальный акт. Как формируется сей документ?
При списании основного средства определенный объект исключается из баланса предприятия. Процесс списывания выполняется в строго определенном порядке. В преддверии списания формируется комиссия специального назначения.
Она проводит техническую экспертизу и анализ характеристик основного средства. Это позволяет установить текущее состояние объекта.
По результатам осмотра готовится заключение о возможности восстановления или последующего применения и целесообразности данных действий.
Если по итогам исследования выясняется, что использовать актив и дальше нельзя, составляется акт осмотра. В нем указываются причины, по которым требуется списать объект.
На основе заключения комиссии основное средство снимается с баланса, о чем и составляется .
Списанием основных средств в бухгалтерии и налоговом учете именуется списывание объектной стоимости по причине его неприменения.
Здесь под списыванием ОС понимается исключение из бухгалтерского учета суммы стоимости имущества, какое выбыло, ликвидировано либо больше не способно приносить субъекту выгоду экономического характера.
Под ликвидацией объекта подразумевается не только списывание его с учета, но и признания соответствующей ему недоамортизированной стоимости в учете.
Списывать активы предприятие никто не обязывает. То есть субъект может продолжать хранить пришедшее в негодность и неиспользуемое имущество. При этом объекты будут продолжать учитываться в качестве основных активов.
Актом списания основных средств называется документ, который являет собой основу для снятия с учета ликвидированных объектов.
Все наличествующие у субъекта объекты принимаются к учету на документальной основе. Следовательно, вплоть до документального оформления выбытия объект считается существующим и используемым.
Все основные средства, какие находятся на балансе предприятия, облагаются имущественным налогом.
При определении налогооблагаемой базы и начислении налоговых сумм не имеет значения пригодность имущества к использованию и возможность получения дохода от его применения.
Основанием для его учета становится отображение объектов в балансе организации. То есть если по каким-то причинам основные средства пришли в негодность, устарели, ликвидированы или выбыли, нужно списать их с учета.
Суть списания основных средств – это прекращение их учета как основных фондов. Остаточная стоимость недоамортизированного имущества списывается в убытки предприятия.
Документальное оформление списания необходимо независимо от т ого, что послужило причиной. Разница лишь в виде сопутствующей документации.
Так, если основное средство пришло в негодность или ликвидировано по причине стихийного бедствия, аварии или иного чрезвычайного происшествия, потребуется подтверждение от ответственных структур.
Например, справка от МЧС или подобной инстанции. Когда объект списывается вследствие износа морального или физического, основанием выступает акт списания.
Составляется таковой по итогам проверки имущества специальной комиссией. Создавать акт списания ОС можно по рекомендованному формату либо разработанному самостоятельно образцу.
После списывания основное средство перестает учитываться в учете – оно не инвентаризуется, на него не начисляется амортизация, не учитывается в налогооблагаемой базе и т.д. Также объект списывается с материально-ответственных лиц.
Правила, по каким формируется информационная база по основным средствам, определены Положением по бухучету ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Таковое принято .
Для списывания основных средств готовится акт по форме №ОС-4. В нем указываются:
Акт о списании ОС создается в двух экземплярах. Они заверяются членам комиссии. На основании первого экземпляра в бухгалтерии осуществляется дальнейшее оформление списания с бухучета.
Второй документ сохраняется у лица и становится основанием для передачи на складское хранение или реализации деталей и составных частей, остававшихся после списания.
Причинами списывания с учета основного средства могут становиться:
В целом все возможные причины списывания ОС возможно поделить на две группы.
Так объекты могут списываться вследствие:
Если объект выбывает по причине его передачи, то документальным оформлением становится оформление , значит имеет место выбытие ОС.
О списывании речь идет, когда наличествуют непреодолимые причины, не позволяющие использовать имущество. И вот в этой ситуации составляется акт списания основного средства.
Списывание объекта основных фондов должно исполняться в предопределенном порядке. Сначала на основании приказа руководителя образуется специальная комиссия.
В нее входят ответственные за сохранение объекта сотрудники, главный бухгалтер и специалисты.
При необходимости могут привлекаться сторонние эксперты и представители разных инспекций, контролирующих использование отдельных типов имущества.
Комиссия осуществляет обследование объекта, руководствуясь технической документацией и сведениями бухучета. По итогам осмотра рассматривается возможность дальнейшего употребления имущества.
Если оное не представляется вероятным, устанавливаются надлежащие причины. Также анализируется, насколько целесообразным является воссоздание объекта или его ремонт.
Когда основное средство вышло из строя ранее поставленного срока эксплуатации по причине ненадлежащего обращения, то устанавливаются виновные лица.
Работа комиссии оканчивается составлением акта осмотра, то есть заключения. Затем готовится акт списания основных средств.
Заключение комиссии или акт осмотра ОС не имеет типовой формы. Поэтому можно использовать для оформления самостоятельно разработанную организацией форму.
Основное требование к документу – это наличие реквизитов, обязательных для первичной документации. В акте осмотра указываются следующие сведения:
Случается, что отдельные части основного средства можно использовать. Например, детали, материалы или узлы могут пригодиться для ремонта иных объектов либо их можно реализовать.
В этом случае комиссия оценивает данные части объекта, основываясь на рыночных ценах. Если акт осмотра подтверждает необходимость ликвидации основного средства, составляется акт списания.
Актом дефектным именуется документ, в котором перечислены изъяны, раскрытые комиссией при осмотре объекта. Кроме того в данном акте указываются количественные параметры дефектов. Документ не учитывает показатели стоимостного характера.
Специальная комиссия определяет все имеющиеся неисправности объекта, единицы измерения их и численность. На основании дефектного акта подготавливаются рекомендации.
Посредством подробного изучения дефектного акта и сметы становится возможным сделать вывод о целесообразности дальнейшего использования ОС.
Выбытие пришедших в негодность средств труда документально оформляется актом по . Негодным объект признается при наличии физического износа либо морального.
Так имущество может прийти в негодность с невозможностью ремонта или просто устареть по своим техническим характеристикам. Списание негодного имущества происходит на основании приказа руководителя о списании ОС.
Специально созданная комиссия контролирует процессы осмотра объекта и готовит акт о списании. Документ подписывается всеми членами комиссии и непосредственно руководителем.
Сведения о выбытии основного средства отображаются в . Таковая хранится организацией не меньше пяти лет с даты списывания ОС.
Форма ОС-4 представляет собой бланк, состоящий из трех таблиц.
Евгений Маляр
Навигация по статье
Все основные средства рано или поздно приходят в негодность. Станки, оборудование, да и сами капитальные здания ветшают и больше не могут использоваться по прямому назначению. В конечном счёте судьба этих внеоборотных фондов – быть списанными с баланса. О том, как правильно это сделать, будет рассказано в этой статье.
К основным фондам относятся дорогостоящие средства производства, служащие более года. Они списываются с баланса предприятия по следующим возможным причинам:
В каждой из перечисленных ситуаций требуется документальное оформление, предусматривающее фиксацию на бумаге причин, и отражение в бухгалтерской отчётности соответствующих хозяйственных операций.
Согласно пункту 28 Правил бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01), списанию подлежат основные фонды, использование которых не может приносить предприятию финансовой выгоды.
В бюджетных учреждениях порядок списания устаревших, уничтоженных или похищенных внеоборотных активов несколько отличается от норм, действующих для коммерческих структур. Обусловлено это тем, что собственником основных фондов в данном случае является государство, и потому во многих случаях требуется разрешение вышестоящей инстанции на право распоряжения особо ценным имуществом, стоящим на балансе (перечень позиций приведен в Законе № 7-ФЗ, статья 9.2 п. 11). Есть объекты, списать которые руководители бюджетных организаций могут и сами, если они при этом не вносятся в уставной капитал других фирм. Общий принцип снятия с баланса, тем не менее, остаётся одинаковым.
В ситуации, когда списание пришедшего в негодность имущества, стоящего на балансе, становится актуальной задачей, вопрос об исполнении решает руководитель предприятия, издающий приказ о создании ликвидационной комиссии.
В свою очередь, комиссия, выполняя это распоряжение, составляет акт. О том, как должны проходить эти процессы, рассказ впереди, однако следует понимать, что именно они дают основание бухгалтерии делать проводки. Всё остальное – «дело техники».
План счетов в 2019 году изменений не претерпел, и есть основания предполагать, что в ближайшее время он останется неизменным. Заключение комиссии состоит в констатации фактического состояния имущества, оценке целесообразности его дальнейшего использования и обоснованности ликвидации. В некоторых случаях (когда прийти к каким-то выводам самостоятельно трудно или невозможно) приглашаются сторонние эксперты.
Списание основных средств производится согласно установленной для каждого конкретного случая формы, утвержденной Минфином. Если при заполнении бланков возникают сложности, можно использовать образец.
Скачать образец
В зависимости от причины, по которой имущество требуется снять с баланса, меняются корреспондентские счета, участвующие в данной операции. Наиболее распространённые типы проводок рассмотрены ниже.
Самый простой случай – когда объект «умер естественной смертью», то есть полностью исчерпал свой срок эксплуатации, а после этого благополучно вышел из строя. В этом случае он не обладает никакой ценностью в стоимостном выражении, так как полностью амортизирован. После того как акт составлен и подписан членами комиссии, а затем завизирован руководителем, бухгалтерия может снимать актив с учёта, не нарушая при этом баланса, проводя запись между субсчётом 01.1 (по первоначальной стоимости) и 01.2 (сумма полной амортизации).
При преждевременном моральном или физическом износе задача усложняется. На активе баланса числится полная сумма начальных затрат на приобретение объекта (субсчёт 01.1), с другой же стороны амортизация начислена неполная, то есть списанию подлежит объект с остаточной стоимостью, определить которую очень просто (нужно отнять от начальной стоимости сумму амортизации). Проводка будет выглядеть так:
По кредиту сч. 01–1 списывается полная стоимость ликвидируемого актива на дебет 01.2. Затем списывается амортизация со сч. 02. Затем следует проводка сумм амортизации (Дт 02 – Кт 01.1). В результате на счёт 01.2 попадает остаточная стоимость имущества (разница между дебетом и кредитом счёта 01.2). «Недоамортизированная» часть учитывается как расходы и списывается на счёте 91.2 (Дт 91.2 – Кт 01.2). Счёт закрыт.
Основанием для списания служат два документа – акт ликвидационной комиссии и договор купли-продажи. Проводки следующие:
Имущество, не представляющее ценности для одного владельца, может быть нужным для другого. Если списанный актив приобретает качество паевого взноса, бухгалтерия пользуется счётом 58. Проводки:
НДС не начисляется, так как паевой взнос – это не реализация.
Да, такое может быть, но важно, чтобы за актом безвозмездной помощи не стояла скрытая продажа (за наличные), что является нарушением закона. Порядок списания примерно такой же, как и при продаже или износе (НДС начисляется исходя из рыночной цены актива), с той разницей, что выполняется проводка Дт99 – Кт91.9 на сумму финансового результата (фактически жертвуемого убытка).
Чаще всего эта ситуация возникает в отношении недвижимости. Что-либо другое сложно списать не полностью, а вот часть строений, к примеру, внутри завода, действительно можно снести. При этом основная часть цехов остаётся и функционирует, но общая стоимость активов и суммы их амортизационных отчислений снижаются. Операции отражаются в счёте 91.
Процедура списания основных фондов не предусматривает приказа как такового. Руководство, издавая такой документ, выражает своё намерение ликвидировать какой-либо дорогостоящий объект, «висящий» на балансе, а заодно назначает исполнителей, что, вероятно, и составляет важнейшую часть текста подобного распоряжения. Основанием для действий бухгалтерии служит не приказ, а договор (если речь идёт о мене, дарении, продаже или любом другом способе отчуждения) или акт о полной непригодности объекта к эксплуатации.
Тем не менее, на многих фирмах действует практика, согласно которой инициация списания выражается приказом. Какой-либо строгой утверждённой его формы нет (в отличие от акта), но примерный образец может выглядеть так:
Образец приказа
В документе кратко обосновывается решение о ликвидации названного объекта, чаще всего экономической нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации и (или) ремонта, а также:
Приказ подписывают все лица, упомянутые в нем, для чего в нижней части листа печатаются их фамилии с «полочками».
Процесс списания основных средств на любом предприятии неизбежен. Мало того что оборудование закономерно стареет, появляются новые его типы, но случаются и аварии, и стихийные бедствия, в результате которых имущество, движимое и недвижимое, приходит в негодность. Многочисленные примеры того, как фонды выходят из строя преждевременно и неожиданно, могут занять не одну страницу убористого текста. Нередки случаи, когда автомобили, совсем ещё новые, разбиваются в ДТП до такой степени, что ремонтировать нечего, и хорошо, если при этом не страдают люди. Из-за перепадов напряжения или других нарушений условий нормальной эксплуатации портится электронное и электрическое оборудование. Есть и такое явление, как моральное устаревание, часто случающееся внезапно, когда ещё не износившаяся физически техника оказывается ненужной или предназначенной для производства более невостребованного товара.
Наиболее распространённой и целесообразной причиной списания основных фондов является невозможность их дальнейшего коммерческого использования, а затраты на восстановление при этом неоправданно велики.
В последние годы появились новые термины, обозначающие ранее не учитываемые причины для досрочного вывода оборудования:
Экологическое старение. Под ним понимается несоответствие новым природозащитным требованиям, принятым на законодательном уровне. Если, к примеру, очистные сооружение предприятия не отвечают установленным стандартам, их следует менять, а старые списывать вместе с расходами на демонтаж;
Социальный износ. В этом случае причиной списания может стать принятие законодательных актов, отображающих более жёсткие требования к производственным отношениям, и, как следствие, основным фондам.
Требования к оформлению актов списания основных фондов жёсткие. В утверждённых Госкомстатом РФ (Постановление 7 от 21 января 2003 г.) формах допустимы (при необходимости) дополнения, но любое редактирование возможно по письменному разрешению руководителя организации и должно быть обосновано, исключать же какие-либо графы нельзя.
Однотипный бланк ОС-4 является наиболее универсальным и потому используется чаще других. Его легко можно скачать бесплатно на нашем сайте:
Скачать бланк ОС-4
Эта форма предполагает возможность утилизации пригодных деталей, механизмов или узлов и служит основанием для их оприходования на склад, а также дальнейшего полезного использования в производственных целях или продажи.
Форма акта ОС-4 предназначена для списания широкого спектра активов, но для снятия с баланса автотранспорта используется другая, ОС-4а (или ОС-4б для нескольких объектов) которая выполняется в трёх экземплярах (один предназначен для снятия машины с государственного учёта в ГИБДД).
Если имущество отчуждается по причине безвозмездной передачи другому собственнику или продаётся, то следует применять форму акта ОС-1 (приёма-передачи).
В любом случае документ содержит ряд общих обязательных для заполнения пунктов:
При моральном износе дефектный акт к форме ОС-4 не нужен, а вместо него прилагается приказ руководителя.
Главная обязанность членов ликвидационной комиссии состоит в заполнении трёх таблиц, содержащихся в бланках форм ОС.
За исключением формы ОС-4б, все остальные выполняются в двух экземплярах, один из которых передаётся бухгалтеру и служит основанием для проводок, а второй вручается сотруднику, назначенному ответственным за сохранность списываемых основных средств, который сдаёт утилизированные изделия на склад.
Венчает процесс списания объектов, относящихся к основным фондам (сейчас их чаще называют внеоборотными активами) заседание ликвидационной комиссии. Её ориентировочный состав уже перечислялся, и остаётся лишь добавить, что он может собираться отдельно при каждом подобном случае или быть постоянным, но в любом случае включает представителей руководства, бухгалтерии и производственных подразделений.
Результат заседания комиссии оформляется протоколом с прилагаемым к нему пакетом документов, которые составляются в произвольной форме. При этом, протокол должен соответствовать нескольким обязательным условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 834 от 14 октября 2010 года и более поздних приложениях к нему, а именно:
Типовой образец протокола комиссии по списанию ОС в расширенном виде содержит:
После этого, в случае достижения согласия, процесс списания можно считать успешно завершённым.
Любое оборудование имеет свой срок эксплуатации, после которого его необходимо списать. Чтобы сделать это правильно, нужно действовать в определенном порядке, регламентированном законом. Как провести списание основных средств в 2017 году рассмотрим в статье.
Любой бухгалтер, непосредственно занимающийся приемкой, начислением амортизации и списанием основных средств, должен четко знать порядок действий и необходимый список документов. В противном случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы относительно правомерности списания, отсутствия обязательных документов.
Прежде чем проводить списание основных средств на предприятии, необходимо изучить приказ Минфина РФ №33н от 20 июля 1998 года. Он содержит в себе информацию об обязательных мероприятиях и документах, регламентирует порядок учета ОС.
Списание ОС кажется делом обычным и простым, но на деле предприятию необходимо составить ряд бумаг, которые бы подтверждали правомерность выбытия основных средств.
Выбытию предшествует оформление приказа о создании специальной комиссии, которой поручается провести списание основных средств (документальное оформление образования такой комиссии строго обязательно). В состав ее включаются следующие лица:
В ходе создания комиссии определяются их полномочия. Методические указания предусматривают включение в этот список следующего функционала:
По завершению осмотра объекта специальной комиссией составляется акт на списание. Форму этого документа утверждает руководитель организации. При желании можно использовать и унифицированные акты, утвержденные 21 января 2003 года после выхода постановления Госкомстата РФ №7. Если предприятие самостоятельно разрабатывает формы актов, то они обязательно должны соответствовать требованиям, отображенным в федеральном законе №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.
В ходе работы комиссии могут быть составлены акты следующих форм:
При передаче основного средства иным организациям используется акт приемки-передачи. Именно он является обоснованием для проведения списания в этом случае.
Главным документом, подтверждающим работу комиссии, является акт о списании. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения о списываемом объекте основных средств:
После составления акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Только после этого в инвентарную карточку объекта проставляется информация о его выбытии. Этим занимается главный или другой уполномоченный бухгалтер. Инвентарная карточка должна храниться на предприятии после выбытия объекта еще в течение 5 лет.
Все бухгалтерские записи делаются на основании акта о списании. Документ составляется обязательно в двух экземплярах. Их передают следующим лицам:
Согласно методическим указаниям, при списании объекта основных средств организация обязательно должна составить соответствующий акт. Какие-то дополнительные документы составлять в соответствии с законодательством не требуется. Например, приказ на списание основных средств, образец которого поможет составить бумагу правильно, обязательным не является.
Но иногда налоговые органы могут запросить его при проверке предприятия. Такое возможно, если во время процедуры списания появились связанные с ней расходы. Иногда приказ нужен, чтобы указать его в качестве основания для составления акта о списании.
Письмо Минфина РФ №03-03-06/1/454 от 9 июля 2009 года тоже дает понять, что приказ на списание во избежание путаницы лучше составлять. Но ни в одном законодательном акте не указано, как должен выглядеть такой документ, поэтому составлять его можно в произвольной форме.
Кроме стандартных реквизитов (номер и дата составления приказа, наименование организации, город) в тексте приказа должно быть:
Все лица, получающие указания в соответствии с приказом, должны проставить подпись, свидетельствующую об их ознакомлении с документом. Обязательно подписывает приказ и руководитель предприятия.
Списание основных средств подразумевает внесение изменений в баланс предприятия. Ответственный бухгалтер, зная причины, делает соответствующие записи. Из-за того, по какой причине происходит списание основных средств, проводки могут использоваться разные.
Если организация проводит списание из-за износа объекта, то необходимо использовать следующие проводки:
Если же предприятие решило продать основное средство другой организации, то применяются такие проводки:
В этом случае остаточная стоимость отображается в составе прочих доходов. Дополнительно отображается выручка в соответствии с проводкой Д62 – К91. Необходимо отразить и размер начисленного НДС проводкой Д91 – К68.
Речь идет о ситуации, когда основное средство передают другой организации в качестве вложения. Впоследствии изначальный владелец объекта будет получать дивиденды. Списание первоначальной стоимости и амортизации проходит так же, как и в двух предыдущих случаях, а вот саму передачу отображают следующей проводкой: Д58 – К01 (субсчет).
Существует и несколько других специфичных ситуаций, требующих использования особых проводок в бухучете предприятия.
Акт на списание, приказ о списании – оба эти документа требуют указывать причины списания основных средств (примеры, термины помогут разобраться с возможными ситуациями).
В приказе Минфина РФ № 26н от 30 марта 2001 года сказано, что если основное средство выбывает из основного фонда организации или не может принести доход организации, то его стоимость необходимо списать.
Приказ Минфина РФ №91н от 13 октября 2003 года в качестве обоснования для выбытия основных средств указывает, что объект не используют на постоянной основе в производственных или управленческих целях.
Если же рассматривать списание основных средств более глобально, то можно выделить следующие причины:
Любое основное средство (за редким исключением) теряет свои качественные характеристики, выходит из строя. Использование такого оборудования со временем становится невыгодным для предприятия. Различают следующие разновидности износа:
Физический износ может совпадать со сроком эксплуатации. Тогда все затраты на его приобретение будут полностью амортизированы. Если же изнашивание объекта произошло раньше установленного срока, то часть стоимости нужно будет учитывать при списании.
Износ – не единственная причина для списания объектов ОС. Например, его могут просто продать другой компании. В этом случае составляется не акт о списании, а акт приема-передачи. Если ОС используют для внесения взноса в УК другой компании, то тоже используется акт приема-передачи, в этом случае стоимость объектов относится не на расходы, а признаются финансовыми вложениями.
Организация может потерять основные средства в результате их хищения или кражи. Тогда дальнейшие действия зависят от того, возможно ли установить ответственное лицо, является ли оно работником организации.
Причин для списания основных средств много, каждая из них имеет определенный регламент дальнейших процедур, требует отнесения понесенных расходов на определенные счета, а, следовательно, и составления соответствующих проводок.
Списание основных средств из-за его непригодности для дальнейшего использования не проводится без использования соответствующего документального подтверждения. Для наличия доказательств составляются следующие документы:
Причин, по которым используется дефектная ведомость на списание основных средств (образец поможет правильно внести всю необходимую информацию), может быть несколько:
Важнейшей частью дефектной ведомости является указание фактов, ввиду которых использовать основное средство на предприятии нельзя, а его списание нужно провести как можно быстрее. Чтобы вся обязательная информация была отображена в документе, необходимо составлять его в соответствии с определенной структурой.
Правильно составленная дефектная ведомость должна содержать в себе следующие данные:
После составления документа его должны подписать все члены комиссии.
Списание основных средств имеет немало нюансов и сложностей, которые необходимо изучить еще до начала процедуры ликвидации объектов ОС. Зная порядок проведения списания в соответствии с конкретными причинами, составления проводок и необходимых документов, организация сможет правильно провести списание, а в случае проверки налоговой службой сможет предоставить все бумаги, подтверждающие законность и обоснованность совершенных действий.
При проведении данной процедуры оформляется специальный документ.
В данном блоке разберем правила оформления акта списания унифицированной формы ОС-4, обязательно ли пользоваться именно ею.
Бланк относится к первичной документации, детально фиксирующей процесс аннулирования ОС. По информации из акта:
Списывают ОС при документальном доказательстве их непригодности или окончании срока полезного использования.
Директор организации утверждает и дает распоряжение о формировании комиссии, контролирующей процесс и подписывающей соответствующий акт.
Основной причиной снятия с учета объекта ОС выступает его непригодность по различным причинам. К примеру, в организации был пожар, и оборудование оказалось повреждено.
Прежде чем провести списание объекта, осуществляется его осмотр, по факту которого составляется .
Когда подтверждается непригодность ОС к использованию, запускается процесс списания и оформляется соответствующий акт.
Его составлением занимается все также комиссия, проводившая обследование имущества .
В состав должно входить не меньше 3 человек.
Сюда можно включить руководителей различных подразделений и сторонних экспертов.
Документ оформляется только после тщательного осмотра списываемого основного средства. Все члены комиссии должны проставить свои визы на документе.
Если один из них не желает ставить свою подпись, об этом делается специальная запись.
Заполнять акт допускается в произвольном виде или по утвержденной в компании форме. Но, большинство компаний используют унифицированную форму ОС-4.
Такой акт может заполняться на один или несколько объектов сразу.
Основные правила заполнения формы ОС-4:
Верхняя часть бланка включает информацию:
Основная часть бланка должна состоять из 3 таблиц . Перед каждой из них нужно прописать причину списания объекта.
Допустим: основное средство устарело, неверная эксплуатация оборудования, повреждения в результате аварии и др. Содержание таблиц должно быть следующим:
Сведения о состоянии списываемого объекта |
|
Характеристика ОС |
|
Информация о затратах |
|
Под второй таблицей прописываются выводы членов комиссии о результатах осмотра ОС. Также здесь перечисляются сопроводительные документы и прописывается состав комиссии.
Под заключительной таблицей подробно прописываются результаты списания, а также проставляется виза главного бухгалтера.
Акт допускается заполнять от руки либо печатать на компьютере (другой печатной технике).
Важно! Подписи членов комиссии и руководителя должны быть «живыми» (оригинальными).
Когда форма ОС-4 заполняется вручную, используется шариковая ручка черного или синего цвета. Использование карандаша для заполнения документа недопустимо. Ошибки и исправления в подобной документации не допускаются.
Унифицированный бланк ОС-4 составляется в количестве двух штук . Один из них передается в отдел бухгалтерии. На его основании сотрудник отдела отражает списание и передает на склад для проведения утилизации.
При возникновении необходимости можно делать копии документа.
Причины списания основного средства могут быть разнообразны.
Основными причинами выбытия являются:
В строчке о результатах списания обозначается денежное выражение убытка в результате снятия с учета основного средства. Предположим, «убыток равен две тысячи рублей».