Главная » Волосы/Прически » Что такое восприятие времени в психологии. Субъективное восприятие времени и его нарушения - психология из первых рук. Организация и методы исследования

Что такое восприятие времени в психологии. Субъективное восприятие времени и его нарушения - психология из первых рук. Организация и методы исследования

Восприятие пространства

Восприятие неподвижных, статичных предметов - тема, пусть и хорошо проработанная в общей и экспериментальной психологии, до сих пор, тем не менее, не закрыта. И при этом значительно более сложным вопросом является восприятие движения и времени.

Изучать проблемы восприятия нельзя в отрыве от физиологических особенностей нашего организма. Восприятие, в том числе и восприятие движения, осуществляется благодаря очень сложному физиологическому механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Как известно, окружающие нас образы проецируются на сетчатку глаза. Если тот или иной образ (например автомобиля) движется по сетчатке, это будет считаться движением или не будет? Может быть и так, и не так. Автомобиль проехал мимо - его образ проскользил по сетчатке. Мы перевели свой взгляд - образ стоящего автомобиля тоже скользнул по сетчатке. Может быть и иначе. Мы стоим и смотрим на стоящий автомобиль - его образ покоится на сетчатке. Мы провели глазами вслед проезжающему автомобилю - образ так же неподвижен на сетчатке.

Как известно из физики, во вселенной нет какой-то центральной точки отсчета, начала координат. Нет и "объективно нулевой" скорости: нет таких объектов, про которые можно сказать точно, что они стоят на месте (обратное, по крайней мере, не доказано). В физике любые скорости - относительны. Так и в нашем зрительном восприятии, мы не измеряем некоторую универсальную скорость, пусть даже и относительно поверхности Земли. Мы оцениваем скорость относительно нас самих .

Скорость пролетающих мимо объектов, а также пробегающих, проползающих, проплывающих и т.д., мы оцениваем двояко:

Пассивно (не следя глазами за объектом),

Активно (следя за ним).

В первом случае скорость оценивается как раз по скорости перемещения образа по сетчатке - с рядом поправок, разумеется. Это не самый точный способ. Хотя бы потому, что перемещения образа по сетчатке показывают угловую скорость объекта, и, чтобы узнать его скорость, надо знать расстояние до него. Глаз тем временем сфокусирован на другом объекте, который и помещен в зону лучшей видимости. Расстояние можно оценить по косвенным признакам, например по реальному размеру объекта и размеру образа на сетчатке глаза. Однако этот реальный размер не всегда известен. Если речь идет об автомобиле известной марки, то размер его наблюдателю известен. Если же пролетел камень или неизвестная птица - размер у них может быть разный.

Активной восприятие более точно. Мы следим за объектом. Он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Наш глаз настолько "умный", что даже пытается предвидеть перемещения объекта, чтобы ни на долю секунды не выпускать его из поля зрения.

Как известно, человек выжил в процессе жестокого естественного отбора. Если учесть, что этот процесс происходил многие миллионы лет, то становится понятным стремление природы к совершенству. Так оказалось, что мы оцениваем движение окружающих предметов не по состоявшемуся движению глаза, а только по одному такому намерению. Это сберегает несколько миллисекунд, но и одна миллисекунда может оборвать целую ветвь эволюции. Эрнст Мах, чтобы выяснить, будет ли человек в состоянии воспринимать движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза, провел следующий эксперимент. Глаза испытуемых были обездвижены с помощью специальной замазки, которая не позволяла поворачивать глаза. Когда испытуемый пробовал повернуть глаза, ему начинало казаться, что предметы вокруг двигаются. Таким образом, в мозгу фиксируется не движение глаз, а лишь попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).

В работе зрительного восприятия большое значение отводится интеллектуальным механизмам обработки информации. Далеко не всегда объект движется перпендикулярно оси наблюдения, оставаясь примерно на одном расстоянии от наблюдателя. Как раз обычно наблюдаемые объекты двигаются, несколько приближаясь или удаляясь. Пример - мы стоим на обочине и наблюдаем, как какая-то машина едет в нашу сторону; чтобы оценить ее скорость надо оценить угловую скорость и изменение расстояния до машины; при этом, чтобы оценить изменение расстояние до машины, сначала надо оценить само это расстояние, это тоже не так просто, на самом деле; могут учитываться и косвенные обстоятельства - например, геометрия дороги или громкость звука, издаваемого машиной.

Косвенных признаков много, и они играют весьма значительную роль в восприятии скорости. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей (так называемое "кинетическое положение"). Примеры кинетических положений: наклонное положение, размытость очертаний предмета (особенно размытость вдоль одной линии).

При этом следует отметить, что процесс восприятия довольно сильно замкнут в себе. Своим интеллектом и сознанием мы можем быть твердо уверены в том, что предмет находится на одном месте, но впечатление движения все равно может иметь место. Таковы, например, зрительные иллюзии. Нарисованные объекты могут казаться движущимися, если расположены особенным образом. Шагая вечером или ночью по улице, можно заметить, что луна как бы движется вместе с тобой - "идет" параллельным курсом.

Теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Утверждается, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт и др.).

В теориях второй группы утверждается, что восприятие движения имеет специфическое качество, которое не сводится к элементарным ощущениям. Подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения не сводится к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Гештальтпсихологи (М. Вертгеймер и др.) восприятие движения считают специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Гештальтпсихологами было в частности показано, что из двух предметов, при прочих равных условиях, обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

В восприятии скорости большое значение имеет прагматический аспект. Дело в том, что природа не наградила нас способностью оценивать скорость движения в каких-либо физических величинах. Наблюдая движущийся на нас автобус, мы не осознаем информацию, что он движется со скоростью 62 км/ч, однако понимаем, что скорость большая, больше, чем та, на которую мы способны, и лучше всего это убраться с дороги такого "зверя". Это обстоятельство облегчает работу восприятия, давая возможность оценивать скорость лишь по весьма грубой порядковой шкале.

Восприятие времени

Восприятие времени изучено меньше, чем восприятие пространства. Нет специализированного органа, занимающегося восприятием времени, нет поэтому и более-менее объективных экспериментов на восприятие времени, сопровождающихся наблюдением за этим органом.

Время можно рассматривать (многие физики и математики этим и занимаются) как четвертое измерение пространства. Как двухмерные бумажки могут образовать трехмерную стопку из бумажек, так и трехмерные кубы, если было бы настоящее четвертое измерение, могли образовать четырехмерную "стопку-мегакуб". Один момент времени плавно и быстро перетекает в другой момент, все эти моменты можно рассматривать каждый в отдельности как трехмерный куб, а в совокупности - как "стопку-мегакуб".

Представим теперь, что кто-то взял кинопленку и разрезал ее на отдельные кадры. Потом все эти кадры были сложены в одну стопку (довольно высокую). Если обладать рентгеновским зрением, то теперь можно наблюдать тело главного героя (героини) не в виде плоской фигуры, а в виде объемной. И весь этот объем отражает два часа жизни этого героя, но мы можем наблюдать его в один момент.

Примерно так было бы, если бы мы были обладателями полноценного восприятия времени. Если бы мы разбили вазу, а потом нас попросили бы представить то, как это произошло, то мы представили бы не несколько картинок-фаз этого события (вот я задел ее локтем, вот она летит на паркет, вот лежат осколки), а полноценную четырехмерную картинку. Это было бы похоже на четырехмерное дерево: сначала ваза цела - это ствол, потом разбилась на части - отсюда ветки.

Разумеется, полноценное восприятие времени потребовало бы колоссальных ресурсов нашего мозга. Даже трехмерные объекты (например шахту или здание сложной планировки) нам удается воспринимать с трудом, а тут четыре измерения...

В широком смысле восприятие времени это и есть восприятие всей этой гипотетической четырехмерной картины. Непосредственное наблюдение этого континуума позволило бы наглядно видеть некоторые причинно-следственные связи. Четырехмерный локоть соприкоснулся с четырехмерной вазой-осколками - ствол вазы после этого несколько смещен в пространстве, а потом распадается на ветви. Нельзя, конечно, было бы видеть более тонкие причинно-следственные связи, не видимые глазом: почему, например, зазвонил телефон.

Для нас восприятие времени - лишь очень приблизительное подобие того, что могло бы быть. В основном восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира. Для нас восприятие времени это:

Восприятие перемещения объектов в пространстве,

Восприятие трансформации этих объектов,

Восприятие взаимодействия двух и более объектов,

Установление наглядных причинно-следственных связей.

Элементарными формами восприятия времени являются процессы восприятия длительности и последовательности событий. В узком смысле восприятие времени это и есть восприятие длительности и последовательности тех или иных событий.

Базовым инструментом для оценки длительности событий являются элементарные ритмические явления организма, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от количества этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

"Биологические часы" работают не так точно, как хотелось бы. В значительной степени они оценивают не объективное, всеобщее время, а субъективное, которое зависит от того, какими событиями был заполнен оцениваемый промежуток. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Работа "биологических часов" зависит и от эмоциональных переживаний. Было показано, что если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Уважаемые читатели! Я хочу познакомить Вас с гипотезой о психологических и психофизиологических явлениях, связанных с особенностями субъективного восприятия времени. Эта гипотеза на первый взгляд противоречит нашему опыту и привычным ощущениям. Подавляющее большинство воспринимает время, как некий острый дефицит. Времени, как кажется, всегда не хватает. Многочисленные тренинги направлены на обучение "рачительному времяпользованию".

Тем не менее, в тексте утверждается, что для многих категорий людей это совсем не так. И это утверждение основывается на экспериментальных данных. Хотя я выполнил эту работу более 20 лет назад, она никогда ранее не публиковалась. Несмотря на небезупречное изложение, рекомендую дочитать до конца, так как это имеет непосредственное отношение к жизни каждого из нас.

Понятие "время" все еще остается загадочным. Не ясна даже егофизическая природа. Тем не менее, мы все оперируем этим понятием и считаем его чем-то в высшей степени реальным. Примем за основу, что так оно и есть. Будем считать, что реальное или объективное время – это то, что показывают самые точные часы для всех жителей нашего часового пояса.

Однако, помимо реального или объективного времени, общего для всех (далее ОВ), у каждого из нас имеется свое собственное ощущение течения времени. Назовем его субъективным (далее – СВ). Это как бы наши собственные ручные часы, показания которых обычно очень близки к ОВ, но могут иногда чуть-чуть запаздывать или забегать вперед.

СВ начинает заметно отклоняться от ОВ главным образом ввиду ситуативных обстоятельств. Так, мы знаем, что иногда время "летит". О каком времени мы говорим? Разумеется, об ОВ, хотя нам прекрасно известно, что оно течет равномерно. Когда нам хорошо, когда мы заняты чем-то интересным и пр., наше субъективное время как бы замедляется, а то и останавливается. И вдруг, хотя по нашим ощущениям прошло "всего ничего", часы свидетельствуют, что нам уже давно пора спатыньки. Как правильно выразить это искажение? Следует сказать, что наше СВ отстало от ОВ, что оно "опаздывает". И, наоборот, когда нам скучно, нечем заняться или мы заняты неинтересной деятельностью, "время тянется бесконечно". Снова мы применяем метафору к О-времени, хотя "виной всему" наше С-время, которое в данном случае сильно опережает ОВ, т.е. "спешит".

Что помимо наших психологических состояний, обусловленных ситуативно (интерес, азарт, эмоциональный подъем или, напротив, безделье, скука, ожидание), может влиять на субъективное восприятие времени, т.е. на СВ? Определенные вещества. Они меняют наше СВ вне зависимости от ситуации. Так сказать, принудительно. К таким веществам относятся некоторые лекарственные препараты, алкоголь, различные виды наркотиков. О лекарствах мы сегодня говорить не будем, а остановимся исключительно на алкоголе и, отчасти, наркотиках. Они как раз относятся к числу веществ, "убивающих время". Мы видим, что и в этом случае мы используем метафору по отношению к ОВ. И делаем это неправомерно, что и запутывает ситуацию. На самом деле, речь идет исключительно о субъективных ощущениях. И они-то как раз совершенно обратны метафоре. СВ замедляется при применении алкоголя и наркотиков. С ОВ ничего не происходит.

Я столь подробно останавливаюсь на том, какое из времен меняется и как, потому что, в отличие от пространственных характеристик, временнЫе характеристики представимы труднее. Здесь возникает опасность запутаться в трех соснах. Поэтому надо быть особенно внимательными, чтобы не воспринять некоторые метафоры типа "спешит", "опаздывает" с точностью до наоборот. Меняется только СВ и мы должны быть аккуратны, чтобы понять – как оно меняется.

Итак, большинство знает на собственном опыте, что после приема алкоголя СВ резко меняет свой ход – оно замедляется. Причем, тем сильнее, чем больше доза алкоголя. Мы же находимся во власти иллюзии, что это ОВ начинает нестись вскачь. Казалось бы, только что было 7 часов. Глядишь, а уже 10. А через минуту уже бьет полночь. Не так ли? Ну, а потом просто наступает провал. ОВ "убито". То же самое можно сказать и о действии большинства наркотиков. Во всех случаях ОВ "прошло быстрее", чем без приема этих веществ. Создается впечатление, что это и является целью для групп людей, которые ПОСТОЯННО прибегают к алкоголю или наркотикам. И не только для них. Сюда же можно причислить и азартных игроков, завсегдатаев казино, любителей разных спортивных зрелищ. Просто они для "убыстрения" О-времени (на самом деле, для замедления СВ) используют иные средства.

Но ведь мы так ценим время, так дорожим им? Да, каждый из нас порой мается от скуки и желает, чтобы часы безделья или ожидания поскорее прошли. Но это ситуативное желание. Оно, как правило, быстро сменяется "обычными" состояниями, когда времени не хватает и нам хочется замедлить его бег. Что же побуждает людей к постоянному "убиению" времени? Какая потребность лежит в основе такого поведения?
У меня возникла следующая идея: в "норме", т.е. для большинства людей, показания ОВ и СВ очень близки Для простоты примем, что они просто совпадают в большинстве случаев (хотя это не совсем так). Лишь иногда они заметно расходятся под влиянием ситуативных факторов или при приеме определенных веществ. Но эти расхождения легко и быстро корректируются объективными факторами – ритм жизни, режим рабочего дня, необходимость осуществить запланированные ранее действия и пр., и пр.

Но если есть временная "норма", то, возможно, существует и временная или "таймическая" патология? Или, скажем мягче, девиация. У некоторых категорий индивидов по непонятным нам причинам существует ПОСТОЯННОЕ отклонение СВ от ОВ? Причем такое отклонение возможно в обе стороны. Либо СВ постоянно опережает ОВ, т.е. "спешит". Сюда и относятся описанные ранее группы алкоголиков, наркоманов, азартных игроков. Либо, наоборот, постоянно отстает. Ясно, что к такой категории должны, например, относиться люди с гипоманиакальным поведением. И, вероятно, не только они.

Но сейчас мы займемся только первой группой. Итак, если существует феномен, что у людей определенных групп наблюдается "спешка" СВ, то это можно проверить экспериментально. Я как раз тогда (80-е годы) работал психологом в наркологической клинике и у меня не было проблем с испытуемыми. Эксперимент был очень прост: было 2 группы испытуемых – больные алкоголизмом, у которых была диагносцирована 2 стадия болезни и контрольная группа, состоящая из здоровых (в этом смысле) людей – сотрудников больницы, знакомых и пр.

Каждый испытуемый должен был по моему сигналу подождать, ничего не делая (И НЕ СЧИТАЯ ПРО СЕБЯ!), когда по его мнению пройдет одна минута и сказать "Стоп".

Я специально запасся таймером, фиксирующим время с точностью до десятитысячных, так как был уверен, что различия между испытуемыми двух групп будут минимальны. Каково же было удивление, когда оказалось, что алкоголики не только всегда ошибаются ТОЛЬКО в одну сторону, но и что их "ошибка" оказывается необычайно велика. Самые "точные" из них ошибались не менее, чем на 15 секунд (т.е. по их мнению минута истекала через 45 секунд).

Были и рекордсмены, говорившие "стоп" до истечения 20 секунд. Средняя ошибка в этой группе из 43 испытуемых составила 24 секунды, т.е. в среднем минута О-времени длилась лишь 36 секунд по их "субъективным часам".

В контрольной группе (37 человек) ошибки наблюдались в обе стороны. Хотя тоже в среднем наблюдалась тенденция к "спешке" С-времени. Но у этих испытуемых средняя ошибка составила только 7 секунд (ср. с 24 секундами у другой группы). В контрольной группе тоже был 1 рекордсмен, "ошибавшийся" на 30 секунд. И что бы вы думали? Он оказался завсегдатаем бегов, всю свою жизнь проводившим на ипподроме!

Результаты были настолько впечатляющими, что я провел второй этап эксперимента. Все - то же самое, но я просил испытуемых определить промежуток не в 1, а в 2 и в 3 минуты.

И вот что выяснилось: в группе больных пропорция, т.е. соотношение ошибки к длительности промежутка, который требуется оценить, остается практически неизменной. Т.е. если минута у них субъективно длится только 36 секунд, то 2-минутный интервал длится всего 1мин 14 сек., т.е. они "спешат" на 46 секунд. Иными словами расхождение между СВ и ОВ увеличилось практически вдвое, а соотношение, т.е. величина ошибки остается без изменений. При интервале в 3 минуты она даже несколько возрастает, но я счел это артефактом.

В контрольной группе также пропорция сохраняется, что только подтверждает предположение, что субъективная переоценка или недооценка времени является довольно константной характеристикой.

Если мы экстраполируем результаты при оценке коротких промежутков времени (от 1 до 3 минут) на гораздо более длинные временные интервалы, то придем к неизбежным выводу, что в сутках, измеряемых в реальном, т.е. в О-времени у такого человека оказывается изрядное количество лишних часов. Даже если предположить, что этот избыток как-то корректируется общим ритмом жизни и пр., все равно оказывается, что часа 3-4 в сутках, как минимум, оказываются "лишними".

Понятно, что такая особенность субъективного восприятия времени должна привести к целому букету особых психологических и психофизиологических явлений. Здесь мы оказываемся в абсолютно неизученной с этой точки зрения и захватывающе интересной области. Так, например, если у детей наблюдается такая же особенность, т.е. рассогласование С- и О-времени, то легко предположить, что "спешка" С-времени должна неизбежно породить ослабление внимания во время школьных занятий, вообще, и каждого урока, в частности. Особенно, в последней трети каждого урока. Кроме того, у него должны наблюдаться такие симптомы, как быстрая утомляемость, пассивность, апатия, сонливость в вечерние часы, когда по его "С-часам" уже наступил поздний вечер, расстройства сна и пр.

Отклонение СВ может также объяснить такое явление, как расстройства питания. Ведь если чувство голода связано с С- временем, а многие данные позволяют думать именно так, то становится понятно, что у людей со спешащими С-часами, это чувство возникает раньше, чем в норме. Отсюда – постоянные "перехваты" и "перекусы" то печенья, то орешков. А если вспомнить, сколько "лишних" часов появляется в реальных сутках, то и ест он не 3, а, минимум, 4 раза в день. Вот этот лишний раз и компенсирует чувство голода в оказавшиеся "лишними" часы.

Можно было бы еще долго говорить о разнообразных нарушениях, которые получают неожиданное объяснение, исходя из гипотезы о девиации восприятия времени, но мы отложим этот разговор на будущее. Ограничимся лишь самым общим утверждением, что человек, чьи субъективные сутки заканчиваются регулярно намного раньше реальных, должен испытывать сильный общий дискомфорт. Естественно, что для уменьшения этого дискомфорта он ищет и находит "экспериментальным" путем те "лекарства", которые позволяют ему вычерпать постоянно образующееся лишнее время, "убить" его. И эти средства были уже указаны выше – алкоголь, наркотики, азартные игры и пр.

Таким образом, мы должны совершенно по-новому взглянуть на проблему этих людей, а, главное, на методы их лечения. Становится понятно, почему многочисленные способы снижения наркозависимости не приносят нужных результатов. Отказ от алкоголя и наркотиков с помощью таблеток, уговоров, страха (все эти торпеды, кодирование и пр.) и т.д., оказывается малоэффективным. А если и оказывается, то зачастую приводит к еще более серьезным негативным последствиям. И понятно почему – причина, которая вынуждает эти категории людей прибегать к столь разрушительным "лекарствам", не устранена.

Вполне возможно, что категории людей, страдающих от "спешки" СВ, не ограничиваются только наркоманией, страстью к азартным играм и пр. Просто другие группы просто не принимают этих "лекарств"(см. о возможных симптомах у детей и людей с избыточным весом)

Ранее, для того, чтобы объяснить совокупность симптомов тех или иных психологических расстройств или отклонений, приходилось привлекать совершенно разные объяснительные модели. Более того, возникала мозаика причин. Одна из них хорошо объясняла один или несколько симптомов, но заведомо н была связана с другими симптомами и явлениями. Для них приходилось искать другую причину. В результате, приходилось объединять разнородные причины, чтобы объяснить общую картину характерных нарушений. В итоге возникало сложное многокомпонентное объяснительное "чудовище", отдельные элементы которого не стыковались, а то и просто противоречили один другому. Предлагаемая концепция предпочтительнее их хотя бы в том, что практически все нарушения можно объяснить, как следствия единой причины – нарушения субъективного восприятия времени.

Мне могут указать, что причина или причины такого искажения восприятия времени неизвестны. Да, это так. Но, во-первых, выяснением механизмов такого искажения ранее практически не занимались (или, скажем, мало занимались). В этом случае, по крайней мере, ясно, что искать и на что требуется обратить внимание. Во-вторых, не исключено, что нарушение этих механизмов будет легче обнаружить, чем искать ответ, разматывая запутанный клубок разноплановых и противоречивых объяснений. Наконец, в-третьих, также не исключено, что, выявив дефект, "часовщики" смогут исправить его относительно легко.

Но даже если это и не так, возникают некоторые идеи, связанные с новыми, иногда парадоксальными способами лечения и профилактики таких нарушений. Но об этом поговорим в следующий раз.

Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time perception ) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И . М . Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.).

На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему:

· атемпоральность,

· фенологический и циклический календари,

· живая хронология и линейный счет,

· квантование и релятивизация времени.

Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д . Г . Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы» ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , илиimpairments of time perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах.

1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания).

2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора. В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др.

Вопросы восприятия человеком объективного течения времени давно интересуют философов, историков, психофизиологов, психологов, педагогов и социологов. Изучая типы субъективного восприятия времени, ученые усматривают их связь с такими характеристиками личности, как адаптивность, психическая зрелость, социальная интегрированность, уровень интеллекта и т.д.

Цель настоящей работы – выявить соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени.

I . Обзор некоторых концепций субъективного восприятия времени.

В области истории и философии наиболее заметны работы Льва Гумилева и Франсуа Артога, рассматривающих категорию "время" применительно к этносам, культурам и периодам их развития. Предметом их исследования стал тип исторического мышления, который самым непосредственным образом связан с отношением к прошлому, настоящему и будущему, господствующему в обществе на конкретном этапе его развития.

Лев Гумилев на уровне этнопсихологии выделяет четыре "чувства времени": игнорирование, пассеизм, актуализм, футуризм .

Народы с первой системой восприятия игнорировали время как таковое. Реальны в их жизни, для их сознания были только конкретные события. А время, отсчет которого не приносит "никакой пользы для той деятельности, которая их кормит", воспринимается как некая абстракция.

  • Пассеизм – ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. "...прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед..."
  • Актуализм – отношение ко времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность. "Люди этого склада... хотят жить сейчас и для себя".
  • Футуризм – восприятие времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность. "Это игнорирование прошлого и настоящего ради будущего... реальной признается только мечта..."

Франсуа Артог пишет о трех типах исторического мышления, уточняя, что один из типов разбивается на два подтипа: пассеизм, презентизм и футуризм .

  • Пассеизм у Артога – это такое восприятие времени, когда будущее располагается не впереди, а "сзади", ибо оно созидается исключительно по тем образцам, которые черпаются из прошлого, и в этом смысле ничем от него не отличается.
  • Презентизм характеризуется культом настоящего, однако может проявляться как пассивно-потребительское отношение к реальности, либо как активно-созидательное с целью заручиться местом в истории, запечатлеть себя в ней.
  • Футуризм – подчинение всего, что происходит в обществе, будущему. Тому будущему, которое не повторяет прошлое под копирку, а предвидится и становится ориентиром.

Кроме глобально-исторического отношения ко времени на уровне этносов, значительный интерес представляют исследования, изучающие восприятие времени на индивидуально-личностном уровне.

В отечественной психологии личностно-временная проблематика активно разрабатывается усилиями К.А.Абульхановой-Славской , В.И.Ковалева , , Л.Кублицкене , В.Ф.Серенковой и др.. В концепциях, развивающих это направление, психологами вводится понятие “личностное время”, под которым понимается "психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения как сложное развивающиеся целостное образование – способ жизни” .

В частности, В.И. Ковалев выделил четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий способы жизни личности , которые отличаются способом организации жизнедеятельности, направлением интереса во временной трансспективе и широтой воспринимаемого временного диапазона.

  • Люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью временного кругозора.
  • Представители функцинально-действенного способа жизни – энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.
  • Отличительные особенности созидательно-преобразующего отношения ко времени: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одно из условий которой – оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансспектива.
  • Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее.

В области психофизиологии, в свою очередь, рассматривается проблема адаптации человека к течению реального времени как необходимого условия для успешной ориентации в окружающей среде. Так Б.И. Цуканов вводит понятие "собственная единица времени" (СЕД), которая играет роль своеобразного индивидуального "шага", измеряющего текущее время. Экспериментальным путем Б.И. Цуканов выделил четыре коэффициента, соотносящих длительность собственной единицы времени человека со временем объективным и определяющих опережение или отставание субъективно переживаемого времени относительно течения времени реального.

  • У людей с коэффициентом СЕД, равном 0,7, субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Они устремлены вперед, в будущее.
  • При коэффициенте СЕД 0,88 человек тоже устремлен в будущее, но не теряет интереса к настоящему, как у первого типа.
  • Человек с коэффициентом СЕД, равном 1,0 , привязан к реальному времени. Его субъективное время течет вместе с реальным.
  • При коэффициенте СЕД 1,1 наблюдается отставание субъективного времени от реального. Человек ориентирован в прошлое.

Отмечалось также, что на субъективное восприятие времени влияют условия и содержание деятельности человека. Е.М. Гареев установил, что усложнение деятельности усиливает тенденцию к недооценке временных интервалов, то есть к ускорению субъективного течения времени относительно времени реального.

Примечательно, что ученые из разных областей науки, рассматривая вопрос, как на уровне индивидуальности, так и на уровне человеческих общностей, опираясь на разные методологии, используя разные технологии, в своих исследованиях приходят к выводам, которые согласуются между собой и укладываются в систему из четырех типов субъективного восприятия времени. Представляется возможным обозначить эти типы как

  • обращение интереса субъекта к прошлому,
  • обращение интереса субъекта к настоящему в статике,
  • обращение интереса субъекта к настоящему в динамике,
  • обращение интереса субъекта к будущему.

II . Соционический аспект субъективного восприятия времени.

В связи с вышесказанным возникает вопрос, а каковы могут быть соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени?

Наиболее очевидной и логичной представляется гипотеза о привязке конкретных типов восприятия времени к качественным параметрам обработки информации – мерности функций.

1. Параметры опыта – характеристика индивидуального или личностного (социального) опыта, полученного от рождения и наработанного человеком в течение жизни в процессе принятия решений и исполнения воздействий.

При обработке информации в соответствии с этими параметрами, человек всегда обращен в прошлое, в тот опыт, который был накоплен ранее. Какие-либо проявления человека по функциям Модели А, которые в обработке информации ограничиваются только этими параметрами (болевая и суггестивная), представляют собой, по сути, простой перенос усвоенных ранее моделей поведения и реагирования в реальное настоящее. Настоящее становится повторением прошлого, что характерно для пассеизма в классификации Франсуа Артога. Поверхностность, стереотипность и односторонность проявлений болевой и суггестивной функций нашли отражение в описании обыденного способа жизни В.И. Ковалевым. А способность человека решать только простые знакомые задачи по этим функциям рождает тенденцию к замедлению субъективного течения времени, к отставанию от времени реального, что смещает внутренний акцент внимания человека в прошлое и соответствует значению 1,1 для коэффициента СЕД по Б.И. Цуканову.

Учитывая специфику обработки информации функциями ментального и витального колец, можно сказать, что болевая функция ориентирована на осознание информации с опозданием, постфактум, ее решение всегда базируется на уже прошлой информации. Суггестивная функция также запаздывает в обработке принимаемой информации, что, кстати, объясняет факт, на который ссылаются многие люди в описании своего опыта. Довольно часто приходится слышать, что ценность информационной подпитки суггестивной ПФ по-настоящему осознается только после потери этой подпитки.

Такой тип восприятия времени может быть обозначен как "прошлое".

Небольшой пример про девушку ИЛЭ. После десяти минут ерзания на стуле она, наконец, приходит к выводу: "Неудачный стул я выбрала, там какая-то дырка в сидении". То есть, одномерной интровертной сенсорике понадобилось десять минут для того, чтобы окончательно распознать информацию, хотя процесс обработки начался уже в тот момент, когда девушка села на стул.

2. Параметры норм – характеристика норм, правил, обычаев, принятых приемов и стандартов (индивидуальных или социальных), которых следует придерживаться в процессе принятия решений или исполнения управляющих воздействий.

Очевидно, что для такой обработки информации необходим и происходит перенос фокуса внимания человека на настоящее. Активное утверждение себя в социальном настоящем (ролевая функция) или индивидуальном настоящем (референтная функция) согласуются с описаниями установок функционально-действенного способа жизни (В.И Ковалев) и презентизма (Франсуа Артог). Двухмерные функции способны справляться с решением более сложных задач, чем одномерные, что ускоряет субъективное течение времени по сравнению с обработкой информации по одномерным функциям. Можно предположить, что скорость реального и субъективного времени выравниваются, т.е. коэффициент СЕД принимает значение 1,0 (Б.И. Цуканов).

Такой тип субъективного восприятия времени мы можем назвать "статичным настоящим", подчеркивая, что обработка информации по двумерным функциям позволяет человеку реагировать на текущие процессы в их реальной временной позиции, но без понимания тенденции развития этих процессов.

Ролевая функция оценивает и реагирует на информацию в момент ее поступления, однако без четкого понимания, к чему это может привести.

Референтная функция активно отзывается и быстро реагирует на поступающую информацию, но здесь также процесс интересен ради самого процесса, без далеко идущих перспектив. Такие перспективы могут предполагаться на уровне "не плохо было бы", однако не просматриваются реально.

Характерная особенность реакций по ролевой функции, которую часто описывают – это недальновидность, отсутствие стратегии в совершаемых действиях. Реакция почти всегда не соответствует ситуации (то недолет, то перелет; то недостарался, то перестарался), а результаты, к которым приводят действия по ролевой, зачастую оказываются неожиданными для самого человека. Типичен пример с ролевой экстравертной сенсорикой, которая в порыве самоутверждения в социуме берет на себя много ответственности, и ее обладатель уже потом, в процессе реализации этой ответственности, понимает, что груз оказался непосильным.

3. Параметры "ситуации" - характеристика условий, "обстановки" (индивидуальной или социальной) принятия решения или исполнения управляющих воздействий.

Условия и обстановка – характеристики текущего момента, то есть, настоящего времени. А привнесение элемента творчества, характерное для функций Модели А, обрабатывающих информацию в соответствии с параметром "ситуации" (творческая и ограничительная), можно охарактеризовать как привнесение динамики в текущий момент. Фактически, третий параметр обработки информации позволяет человеку домысливать сиюминутное, конструировать и внедрять новую информацию, изменяя текущие тенденции. В классификации В.И.Ковалева такое взаимодействие с действительностью характерно для созидательно-преобразующего способа жизни и согласуется с описанием активно-созидательного подтипа презентизма (Франсуа Артог). Трехмерные функции решают уже по-настоящему сложные задачи, что проводит к ускорению субъективного течения времени, опережению реальности, однако пока без отрыва от настоящего, что по Б.И.Цуканову соответствует коэффициенту СЕД 0,88.

Такой тип субъективного восприятия времени мы можем охарактеризовать как "динамичное настоящее", подчеркивая, что обработка информации по трехмерным функциям позволяет человеку реагировать на текущую реальность с учетом ее желаемых изменений.

Творческая функция, работающая в режиме динамичного настоящего, фиксирует события в момент их наступления и принимает решение в настоящем с точки зрения соблюдения (или изменения) динамики и тенденции развития процесса. Собственно, это и есть творчество в настоящем.

Ограничительная функция, принимая решение в режиме динамичного настоящего, в основном ориентирована на критику и прерывание неблагоприятного с ее точки зрения развития событий.

4. Параметрическое время – момент индивидуального или социального времени в прошлом, настоящем или будущем, относительно которого принимается или исполняется соответственно индивидуальное или социальное решение.

По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т.е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива – это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевые понятия, раскрывающие суть трансспективы - “чувственно-мысленный обзор”, а также “субъективно-ценностное обобщение и отношение” личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности .

Уже из самого определения четвертого параметра обработки информации следует, что параметрическое время задает максимальную ширину временной трансспективы, которая характерна для созерцательно-рефлексивного способа жизни (по В.И. Ковалеву), и только этот параметр обработки информации дает возможность заглянуть в то далекое будущее, которое становится культом в футуризме Франсуа Артога. Четырехмерные функции отличаются высокой скоростью решения сложных, комплексных, глобальных задач. На практике отмечено, что часто человек не может пояснить ход мыслей, приведший к выводу, сделанному в рамках аспекта четырехмерной функции. Решение приходит практически мгновенно, а разложить процесс обработки информации на этапы самому человеку не представляется возможным. Субъективное течение времени максимально ускоряется относительно времени реального, человек мыслит на опережение и ориентирован в будущее, что, согласно Б.И Цуканову, соответствует коэффициенту СЕД 0,7.

Такой тип субъективного восприятия времени можно назвать "будущее" и в том смысле, что интерес человека в обработке информации по четырехмерным функциям ориентирован в будущее, и в том смысле, что глобальное видение ситуации, обеспеченное наличием четвертого параметра обработки информации, позволяет достраивать картину настоящего теми возможностями, которые могут быть реализованы в будущем.

Базовая функция в своем стремлении в будущее нацелена на прогноз, ее решение базируется на перспективах (или отсутствии оных), которые она видит в будущем.

Фоновая функция в своем стремлении в будущее, в силу специфики блока Ид, нацелена на предупреждение, ее решение базируется на опасностях (или отсутствии оных), которые она предвидит.

Отдельно хотелось бы остановиться на понимании термина "прогноз".

В соционической теории зачастую принято связывать это понятие исключительно с аспектом "интровертная интуиция", а не с параметрами обработки информации. Однако, например, толковый словарь Ожегова предлагает такое значении этого термина: "Основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-н. П. погоды. П. болезни. П. событий" . То есть, прогноз может рассматриваться как принцип обработки, который может быть применен к информации разного рода.

Например, способность четырехмерной интровертной сенсорики предсказать вкус незнакомого блюда еще на стадии прочтения рецепта – это, по сути, прогноз. Или способность четырехмерной интровертной этики почувствовать родную душу в полузнакомом человеке еще до того, как отношения в настоящем начнут развиваться, тоже не что иное, как прогноз. И т.п.

В качестве примера нацеленности на прогноз базовой функции можно привести случай с мужчиной СЛИ. Через некоторое время пребывания в комнате он произносит: "Начинает становиться душновато..." После чего встает и идет искать окно, которое можно открыть, возится с замками, из подручных средств создает конструкцию, удерживающую окно открытым. В изначальном посыле четко озвучен именно прогноз развития ситуации. Еще не душно и даже не душновато, но если ничего не предпринять, то через какое-то время будет нечем дышать. Решение в связи с прогнозом принято, после чего творческая экстравертная логика начинает менять тенденции процессов в настоящем, влияя на развитие ситуации.

Таким образом, охват временной трансспективы, тип субъективного восприятия времени и характер обработки информации по каждой функции Модели А можно представить в следующем виде:

Функция Охват временной трасспективы и тип субъективного восприятия времени Характер обработки информации
Базовая Прогноз
Творческая Созидание
Ролевая Прошлое, статичное настоящее Участие
Болевая Прошлое Осознание
Суггестивная Прошлое Принятие
Референтная Прошлое, статичное настоящее Отклик
Ограничительная Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее Пресечение
Фоновая Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее, будущее Предупреждение

III . Выводы и предположения.

1. Все ситуации и события в жизни человека, информацию о которых он воспринимает, в абсолютном большинстве случаев мультиаспектны и обрабатываются всеми функциями Модели А. Но функции обрабатывают информацию по своим аспектам с разной скоростью, что влияет на время комплексного понимания ситуации. Это время может варьироваться от долей секунды до нескольких месяцев, в зависимости от стандартности/нестандартности воспринимаемой информации, и в большей степени зависит от того, насколько замедлятся при обработке информации одномерные функции.

2. Сопоставление субъективного и реального течения времени наталкивает на выводы о синхронности и последовательности реагирования функций на текущую реальность. Наиболее быстрые и мыслящие на опережение четырехмерные базовая и фоновая сразу выдают прогноз и предупреждение о потенциальном развитии ситуации. Далее тандем творческой и ограничительной (созидания и пресечения) вносит свои коррективы в тенденции и динамику отслеживаемых процессов. Ролевая и референтная участвуют в настоящем, включены в процесс его течения, а болевая и суггестивная с запозданием понимают, что же произошло.

3. Л.Н. Гумилев, описывая типы ощущения времени в этнопсихологии, отмечал, что у каждого человека одновременно присутствуют все типы, но какой-то один преобладает. Видимо, акцент на работе по определенной функции Модели А будет фиксировать человека в том типе субъективного ощущения времени, который с этой функцией связан, и в одном из способов жизни личности, описанных В.И. Ковалевым.

4. Довольно интересно рассмотреть развитие разного рода процессов в рамках социального настоящего, и формирование социальных стереотипов с точки зрения разнесения во времени участия в этих процессах представителей разных ТИМов.

Когда мы говорим об участии в процессах социума, мы говорим о функциях ментального кольца Модели А, так как витальное кольцо, скорее, контролирует эти процессы, чем создает их.

Базовая функция в своих прогнозах опережает текущее время, становясь информационным новатором по тому аспекту, который обрабатывает. Творческая функция с аналогичным аспектом в динамичном настоящем воплощает идеи базовой. Ролевая функция в статичном настоящем попадает под влияние процесса, спровоцированного творческой. А болевая уже фиксирует факт того, что она была свидетелем этого процесса в прошлом.

Пример на базе информации по интровертной сенсорике.

Базовая БС (СЛИ, СЭИ) делает прогноз, что блюдо из свинины с абрикосами будет вкусным.

Творческая БС (ЛСЭ, ЭСЭ), подхватывая идею, в динамичном настоящем готовит такую свинину, воплощая идею в максимально доступной форме, и угощает всех.

Ролевая БС (ИЛИ, ИЭИ) в статичном настоящем фиксирует факт, что сейчас свинину готовят с абрикосами, и тоже готовит блюдо так, как научила творческая.

Болевая БС (ЛИЭ, ЭИЭ) просто ест эту свинину и потом вспоминает, что это, пожалуй, было вкусно.

Таким образом, можно сказать, что, в соответствии со временем (очередностью) информационного участия в развитии процессов социума, человек по своей базовой функции становится новатором, по творческой - последователем, по ролевой – участником, а по болевой функции – свидетелем процессов.

Это движение информации, кстати, иллюстрирует превращение оригинальной идеи в социальный стереотип. Подобные процессы не обязательно имеют глобальный масштаб. Часто это могут быть какие-то мелочи, касающиеся словотворчества, новой технологической бытовой выдумки, нового рецепта напитка или блюда, которые, распространяясь через «сарафанное» радио, через полгода-год становятся банальными и привычными.

Резюме.

Изложенная гипотеза углубляет понимание специфики обработки информации каждой функцией, связывает понятие информационного метаболизма с такими категориями как стиль жизни и социальная адаптация, раскрывает новые аспекты в проявлениях искажений и акцентов ТИМа. И это не полный список вопросов, которые можно прояснить, вводя в соционическую теорию понятие типа субъективного восприятия времени.

Список литературы.

1. Абульханова–Славская К.А. "Стратегия жизни". // М.: Мысль, 1991

2. Аугустинавичюте А. "Соционика" (в 2-х т). // СПб.: Terra Fantastica , 1998.

3. Букалов А.В. "Психоинформационное пространство и структура событий в физическом пространстве-времени. Синхроника".// "Физика сознания и жизни, космология и астрофизика", № 2, 2002.

4. Букалов А.В. "Структура и размерность функций информационного метаболизма". // "Соционика, ментология и психология личности". № 2. 1995.

5. Гареев Е.М. "Межцентральные взаимоотношения неокортекса при оценке времени и ее психофизиологические закономерности". Дис. канд. биол. наук. // Уфа, 1987.

6. Гумилев Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли". // СПБ.: "Азбука-классика", 2002.

7. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей". // М.: Астрель, 2003

9. Ковалев В.И. "Личностное время как предмет психологического исследования". Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Т.1 // Черновцы, 1991.

10. Кублицкене Л.Ю. "Личностные особенности организации времени". Автореферат. дис. канд. психол. наук. // М., 1989.

11. Мильчина В. Реферат по книге Francois Hartog . "Regimes d’historicite. Presentisme et experiences du temps". // Paris: Editions du Seuil, 2003.

12. Серенкова В.Ф. "Типологические особенности планирования личностного времени". Автореферат дис. канд. психол. наук. // М., 1991.

13. Цуканов Б.И. "Время в психике человека". // Одесса: "Астро Принт", 2000.

14. Шульман Г.А. "О творчестве, о функциях, о ТИМах…"// "Соционика, ментология и психология личности". № 5. 2005.

Новикова В.Ю. Соционическая природа субъективного восприятия времени // СМиПЛ,2008, №5.

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей – влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени . Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле . Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов . С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем . Данные выводы представляют собой выводы в рамках психофизиологической школы. Таким образом, можно сделать предположение об управлении временем на физиологическом уровне с помощью разных веществ, однако, путем угнетения нервной системы, что может негативно сказаться на последующей активности.

Н.Н. Трубников в своей работе «Время человеческого бытия» вывел следующие постулаты в отношении времени .

Время движется от прошлого к будущему. Что заключает в себе утверждение, вытекающее из данного постулата: время не может двигаться из прошлого в будущее. Соответственно, наше сознание совершает то невозможное, которое не может иметь места в реальном мире – идет из настоящего в прошлое – вспоминает.

Второй постулат гласит: Момент “теперь” есть настоящее время, отделяющее прошлое от будущего. Согласно его логике, человеку следует жить в настоящем, тем самым, отделяя свое прошлое от еще не свершившегося будущего. Проблема состоит в том, что часто люди живут либо в субъективном прошлом, либо мыслями ушли в будущее. И момент «теперь» стирается в их понимании, что влечет за собой ряд психологических проблем.

Третий постулат заключается в том, что прошлое никогда не возвращается. Опять же, человеческое сознание делает исключение и для этого правила. В мыслях, образах и идеях прошлого человек может вспомнить событие и, таким образом, его «вернуть».

Четвертый постулат говорит нам, что мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее. Он имеет четкий вектор направленности в будущее, призывая откинуть сожаления о том, что прошло. Беря во внимание способность сознания, вытаскивать из памяти события уже прошедшие, очень важно помнить о том, что свершившееся изменить невозможно – мы можем принять его и пытаться изменить лишь последствия. Что автоматически избавляет от сожаления. Принятие событий – один из аспектов созревшей личности.

Из этого постулата вытекает и пятый: мы можем иметь протоколы прошлого, но не будущего, а значит, прошлое детерминировано, а будущее недетерминировано (6 постулат).

Т.П. Зинченко рассматривает время через показатель его субъективности восприятия событий и явлений. Она говорит, что субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Таким образом, время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные интервалы. Таким образом, субъекты, которые пережили травмирующие события, часто говорят о том, что время тянулось, а минуты шли часами. Это наглядно иллюстрирует данное положение .

С. Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии» делит восприятие времени на восприятие последовательности явлений, их длительности, темпа и ритма. Рассмотрим этот подход более подробно.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие - как уже ранее воспринимавшиеся, третьи - как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий . Однако нужно уточнить, что данное восстановление в памяти прошедшего может иметь ошибки. На это влияют эмоциональность индивида, субъективная значимость события, сила эмоционального выплеска, которую спровоцировало событие. Например, в стрессовых ситуациях индивид часто не может вспомнить, как события следовали друг за другом.

Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга. На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте .

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности .

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени .

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

В восприятии темпа отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны - быстроты следования одних элементов за другими.

В восприятии ритма отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Субъект различает ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки - из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками - паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений .

Интересен взгляд С.Л. Рубинштейна на структуру временного восприятия. Он выделяет восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности, что перекликается с вышеописанными теориями. «Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т. д. По крайней мере, у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в "чувстве", или ощущении времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе» .

Так же, он выдвигает интересную идею о том, что оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела. Но надо помнить о том, что восприятие времени обусловлено не только ею, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Соответственно, чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется .

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется: "Грустные часы длинны", - как говорит Ромео у Шекспира .

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько "чувством" того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин. Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это "теперь", которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанной с текучестью времени .





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта