Главная » Жизнь » Биография жан жака руссо. Жан Жак Руссо: педагогические идеи. Просветительство и воспитание

Биография жан жака руссо. Жан Жак Руссо: педагогические идеи. Просветительство и воспитание

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

(1712-1778) французский философ, писатель, композитор

Жизнь Жан Жака Руссо была настолько переполнена событиями, что могла бы стать содержанием многотомного романа. Несмотря на постоянные перемещения, лишения и материальные проблемы, он создал целый ряд выдающихся произведений, став одним из основоположников психологического направления в литературе.

Отец Жана Руссо был часовщиком, очень искусным в своем ремесле, мать происходила из пасторской семьи. Но Руссо не довелось ее узнать: она умерла при родах. Поэтому отец баловал своего сына и много занимался с ним. Но в десять лет старший Руссо повздорил с неким французским капитаном, местным видным землевладельцем. Чтобы сохранить честь и свободу, он был принужден бежать из Женевы и на всю жизнь оставить родину.

С тех пор Жану пришлось жить в людях, служить то помощником клирика, то учеником гравера, то лакеем, то гувернером, то учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Встретив случайно госпожу де Варенс, Жан Руссо поступает к ней в услужение и двенадцать лет проводит в ее доме. Это было самое спокойное время в его жизни. Отец когда-то научил его читать, и теперь юноша получает возможность заняться самообразованием, прочитать Рабле , Вольтера , Локка, других гуманистов и просветителей. Руссо даже пробует сочинять музыкальные произведения и разрабатывает новую систему записи нот с помощью цифр. Ведь некоторое время ему удалось посещать музыкальную школу при соборе. Позже он издаст специальную книгу по данному предмету.

С 1741 года начинается период странствий Жана Жака Руссо. Он переезжает в Париж, где ему удается устроиться секретарем французского посольства в Венеции. Он сближается с виднейшими просветителями - Дидро, д"Аламбером - и получает предложение написать ряд статей для музыкального раздела создаваемой ими «Энциклопедии». Их публикация сразу же принесла Жану Жаку Руссо известность.

В начале пятидесятых годов он становится известным как философ, приняв участие в конкурсе философских работ, объявленном Дижонской Академией на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые поставил задачу изучения человека и познания его природы, его обязанностей и предназначения. Продолжением этой работы стали трактаты «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (1762), в которых Руссо говорил о том, что изначально все люди были равны, а цивилизация привела к расслоению общества, политическому неравенству и эксплуатации народов. Так была заложена основа идеального устройства общества, основанного на правах естественного человека, равенства между людьми и демократической формы правления в виде всеобщего собрания.

Свои идеи естественного воспитания он изложил и в художественной форме - в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Любимой книгой Жана Руссо на всю жизнь остался «Робинзон Крузо» Даниель Дефо , поэтому и в «Эмиле» он прославляет физический труд как основу обучения и воспитания.

Не скрывая своих взглядов, Жан Жак Руссо отстаивает «религию сердца», выступив тем самым против официальной религии. Вероятно, писатель считал вероисповедание внешней оболочкой, поэтому легко перешел из католичества в кальвинизм. Для него важнее было внутреннее содержание. Но церковники не приняли доктрину Руссо, «Эмиль» был сожжен рукой палача сначала в Париже, а затем и противниками французских католиков швейцарскими протестантами. Спасаясь от преследований, писатель перебирается из Франции в Швейцарию, а Ватикан вносит «Эмиля» и «Об общественном договоре» в список запрещенных книг.

Потом Жан Руссо уезжает в Англию, где живет у философа Д. Юма. Он приехал по его приглашению и даже получал пенсию в 100 фунтов от короля Георга III. Некоторая стабильность позволяет ему продолжить работу над своими мемуарами, получившими характерное название «Исповедь». Они были опубликованы в 1782-1789 годах.

Главным художественным произведением Жана Жака Руссо является роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где выведен совершенно новый тип героя, не знатного и не богатого, но наделенного богатым духовным миром и способного на глубокие душевные переживания. До Руссо литература не знала такой глубины чувств и страстей, смерть героини заставляла читателей проливать слезы по поводу ее безвременной кончины. Не случайно, что в течение XVIII века роман выдержал семьдесят изданий.

Верный себе, Жан Руссо проводит здесь значимую для себя мысль - каждое чувство должно быть взаимным, поскольку нельзя противиться зову природы, нужно любить и быть счастливым. Даже в наши дни такая откровенная декларация чувств звучит необычно.

Последнее произведение Жана Жака Руссо - «Исповедь» - также поразило читателей. Хотя автор и остановился на 1765 годе и не смог писать о годах нового изгнания, он воссоздал душевный мир человека, жившего в сложную, неоднозначно оцениваемую сегодня эпоху. Руссо открывает перед нами сам процесс рождения собственных чувств, переживаний, настроений. Иногда он беспощадно откровенен, иногда явно умалчивает о некоторых моментах своей жизни. В его произведении был сделан шаг к созданию психологической прозы последующих столетий.

Дополняя «Исповедь», Жан Жак Руссо пишет «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775-1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777-1778), где хотел подвести итоги своей жизни, создав образ одинокого человека, мечтающего о покое и единении с дикой и романтической природой.

Известно, что молодой Л. Толстой прочитал все двадцать томов французского издания сочинений Руссо. Кстати, практически сразу же после публикации произведения писателя становились известными в России. Уже в 1761 году в книжной лавке Московского университета можно было купить первое издание романа «Юлия, или Новая Элоиза». Известна отрицательная оценка книг Руссо, Екатериной II . Но тем не менее героиня Александра Пушкина , Татьяна увлекалась именно первым романом Жана Жака Руссо.

Кроме прозаических произведений, он писал стихи и поэмы, которые, как и его комедии, не отличаются живостью характеров и потому не имели особого успеха. Больше удались Руссо его драматические опыты: созданная им как поэтом и композитором музыкальная пастораль «Деревенский колдун» была поставлена в 1752 году и в следующем году опубликована. Она приятно разнообразила слух слушателей на фоне тяжеловесной классической оперы. Известно, что она была представлена в Фонтенбло перед Людовиком XV. Пьеса Руссо «Пигмалион», которая была поставлена в 1770-м и опубликована в 1771 году, по отзыву И. Гёте, «сделала эпоху», став первой музыкальной мелодрамой.

В жизни Жан Жак Руссо был сложным и непредсказуемым человеком. Годы скитаний наложили отпечаток на его характер: он был эгоистичен, чувствителен и сентиментален, полагая лучшим представителем человечества самого себя. Педантизм Руссо обусловил четкий почерк, а мания величия и мания преследования привели к тому, что он отказывался читать письма, если ему был незнаком почерк отправителя. Даже своих собак он называл необычно - Герцог и Султан (всего у Руссо одно время было семь животных).

Сохраняя личную независимость, только в 1769 году он узаконил свои отношения с неграмотной парижской горничной Терезой Левассёр. Под влиянием идей Платона, изложенных в «Республике», своих пятерых детей он отдал в формировавшийся госпиталь.

Жан Жак Руссо обожал играть на спинете - предке фортепиано - и собирать растения.

Жан Жак Руссо биография кратко французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения изложена в этой статье. Руссо — крупнейший представитель сентиментализма.

Жан Жак Руссо краткая биография

Жан Жак Руссо появился на свет в Женеве 28 июня 1712 года. Мать Руссо умерла во время родов, а отец, женившись вновь, отдал его на обучение сначала к нотариусу, потом к граверу. С детства он очень любил читать.

Родной город Руссо покинул в марте 1728 году. Дальнейшее его обучение было прерывистым: то он обучался в Туринском монастыре, то работал в доме аристократов лакеем. Потом вновь учился в семинарии. Из-за тирании хозяина, он покидает Женеву. После Жан Жак совершает пешее путешествие по Франции и Швейцарии. Чтобы занять свою нишу в жизни писатель сменил несколько работ – наставника, учителя, секретаря. Параллельно с этим сочинял музыку. С 1743 по 1744 — работает в Венеции секретарем французского посольства.

Не имея денег, он не мог жениться на девушке из богатой семьи, поэтому его женой стала обычная служанка. В 1749 году получает премию от Дижонской академии и начал плодотворно сочинять музыку. Он стал популярен.

Руссо в 1761 году публикует 3 романа — «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». После выхода второй книги, общество не поняло ее, и принц Конти объявил «Эмиль» запретной литературой, которую необходимо сжечь. А автора книги сочли предателем, поддав судебному расследованию.

Жан Жак Руссо в страхе расправы бежит из страны. И хотя принц Конти суд заменил ссылкой, автору «Эмиль» всю жизнь мерещились невероятные пытки и костры. Долгие месяцы скитаний привели его на территорию прусского княжества.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ, политический теоретик, писатель и композитор, разработчик прямой формы государственного правления. Его работы о системе образования, о правительстве и на темы морали оказали большое влияние на лидеров французской революции и на представителей романтизма в литературе и искусстве. В его философии господствует теория о том, что любой человек, хороший и правильный по своей природе, портится и развращается при любом контакте с обществом. Руссо был так противоречив и настолько влиятелен, что Жорж Санд назвала его “Святой Руссо”, в то время как Вольтер называл его “чудовищем”, а Лев Толстой, например, говорил, что самое большое влияние в жизни на него оказали Евангелие и Руссо.


Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака. Первые десять лет жизни Жан-Жак провел на руках отца и тетки, молодой девушки, к которой он сохранил на всю жизнь самые теплые чувства. Добрая девушка как умела ухаживала за племянником, наблюдала за его здоровьем, охраняла от последствий его слабого и болезненного сложения. Ее нежные заботы запечатлелись в чувствительном сердце ребенка и, быть может, еще более содействовали развитию этой чувствительности. Ее искренние песни Руссо со слезами на глазах напевал и в последние годы своей жизни. Немногое могла дать эта девушка своему питомцу, но это немногое было: доброе сердце, справедливость, народная поэзия, музыкальные напевы. Non multa, sed multum. [Не много, но многое (лат.).] И доброе семя пало на добрую почву любящей, нежной, восприимчивой натуры.


С самого детства Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Отец мальчика, часовщик Исаак Руссо, вступил в конфликт с офицером французской службы и в1722 г. был вынужден уехать из Женевы. Пока Жан-Жак жил с отцом, они часто ночи напролет вместе читали художественную литературу тех лет. Позже, когда отец покинул Женеву, Жан Жак, которому в наследство осталась библиотека деда, уже сам выбирал себе книги для чтения. Огромную роль в его дальнейшем интеллектуальном развитии сыграли прочитанные им произведения Бюффона, Фонтенеля, Вольтера, аббата Сен-Пьера. Жан-Жака отдали учиться к нотариусу, позже (в1725 г.) – к граверу. Не стерпев тирании хозяина, Руссо в 1728 покинул родной город.


Дальнейшее образование получал не стабильно. Характерен эпизод из этих лет скитания, о котором Руссо позже поведал в «Исповеди». Странствуя вблизи Лиона, Руссо забрел в деревню и попросил какого-то крестьянина накормить его за плату. Крестьянин предложил вначале лишь ломоть грубого ржаного хлеба и снятое молоко. Только разговорившись с путешественником и убедившись, что имеет дело с «порядочным молодым человеком», который не выдаст его, крестьянин, опасливо озираясь, достал мясо и вино, спрятанные от сборщика налогов, и объяснил, что погибнет, если кто-нибудь увидит у него эти припасы. «То, что он в связи с этим мне рассказал и о чем я понятия не имел, произвело на меня неизгладимое впечатление; он заронил в мою душу семя той непримиримой ненависти, которая впоследствии выросла в моем сердце против притеснений, испытываемых несчастным народом, и против его угнетателей… ».


В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство. В1729 г. Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище.


В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в1740 г. место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.


В 1742 Жан Жак Руссо переселился в Париж. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро , в котором он сразу распознал светлый ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.


В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, ставшей спутницей его жизни. Женился он из-за материального недостатка, но не был счастлив в браке. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдал их в воспитательный дом.


В1749 г. Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.


Получив премию Дижонской академии в 1749 году, Руссо начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены.


Жан Жак Руссо - представитель сентиментализма, главной особенностью которого были чувства. Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь», ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.


В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.


Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.


Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. В Женеве были сожжены «Эмиль» и «Об общественном договоре», а Руссо был объявлен вне закона.


В 1762-67 гг. Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии . В1770 г., достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью».


“Исповедь” – самое выдающееся произведение Руссо. Это автобиографияческий роман. Цель книги – “…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы”, во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью и правдивостью Руссо обнажает свое сердце, “…все свои сокровенные мысли…”, не боясь рассказать “…о себе самом самые отвратительные вещи…”. Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество.


Находясь в тяжелом психическом состоянии и обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в деревню Эрменонвиль на севере Франции под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена. Скончался Жан Жак Руссо 2 июля1778 г. в Эрменонвиле. Маркиз де Жирарден похоронил его на острове в собственном парке.


В 1781 году, вскоре после смерти писателя, когда на его могиле на Тополином острове в Эрменонвиле, было установлено каменное надгробие, двадцатилетний, еще никому не ведомый Фридрих Шиллер писал в потаенной тетради:


Монумент, возникший злым укором

Нашим дням и Франции позором,

Гроб Руссо, склоняюсь пред тобой!


В 1794 г., в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон.

«Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека»

Первая строчка из Книги I «Эмиль, или О воспитании»
Жан-Жака Руссо


«С человека теперь спрашивают не порядочности, а таланта…»

Жан-Жак Руссо

Французский мыслитель.

Его фраза: «Свобода, равенство, братство» - стала лозунгом французской революции.

И именно Жан-Жак Руссо сделал качественный скачок и провозгласил знаменитый педагогический тезис, заключающийся в том, что «ребёнок не есть маленький взрослый».

Его произведения были неугодны властям, как во Франции, так и в Швейцарии. Женевское правительство запретило автору появляться в пределах Женевского округа.
В 1762 году малый совет Женевской республики принял такое постановление о произведениях Жан-Жака Руссо «Эмиль» и «Общественный договор»: «...разорвать их и сжечь... перед ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».

Цитируется по по книге: Жан- Жак Руссо, Трактаты, М., «Наука», 1969 г., с. 664.

Ж.-Ж. Руссо о мышлении: «Протестанты обычно более образованны, чем католики. Это и понятно: учение первых требует обсуждения, учение вторых - подчинения. Католик должен подчиняться решениям, которые ему сообщают, протестант должен научиться решать сам».

Жан-Жак Руссо, Исповедь. М., «Аст»; «Полиграфиздат», 2011 г., с. 70.

Последние годы Жан-Жака Руссо протекали более размеренно: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью; приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых. Он стал снова заниматься и музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок на данные тексты; он назвал этот сборник «Песни утешения в горестях моей жизни». После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа; он до конца оставался страстным любителем прогулок пешком».

Генриетта Роланд-Гольст, Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения, М., «Новая Москва», 1923 г., с. 267-268.

«Один из величайших людей человечества - французский философ Жан-Жак Руссо , бесспорно, величайший человек, и то, что он много раз говорил противоречия, ошибался, иногда даже говорил просто глупости, это его не унижает. Он был и оставался великим человеком. Я думаю, что каждый из нас был бы счастлив один раз в жизни быть так глуп, как Руссо. Руссо одну из своих книг (потрясающую книгу, такой книги, собственно говоря, в истории человечества нет) посвятил рассказу о себе. Но мало ли, вы скажете, книг, где люди рассказывают о себе? Сколько людей пишет автобиографии! А что значит писать автобиографию? Перед Руссо встал вопрос, который перед людьми мелкими не возникает: о чём я не буду говорить? И он ответил: я буду обо всём говорить , я расскажу самые стыдные свои поступки - не большие преступления, в которых легко признаться даже с гордостью, не великую добродетель, а мелкие гадости, выйду - как он написал в виде эпиграфа - «без кожи и в коже», то есть сдеру кожу и покажу всё».

Лотман Ю.М. , Человек и искусство / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 526.

«Он первый из крупных мыслителей XVIII века порывает с рационализмом и по принципу и по форме самого философствования. На место разума он решительно ставит непосредственное свидетельство чувства и внутренний голос совести. «Чувство» приобретает у него значение гносеологического критерия истинности и источника нравственного законодательства. По остроумному выражению Рассела , Руссо стал вдохновителем систем мышления, которые «выводят не относящиеся к человеку факты из человеческих чувств (which infer non-human facts from human emotions)». Руководящую роль чувства Руссо распространил на весь мир социальных и этических отношений. Тем самым он ополчился и против феодального религиозного мировоззрения, и против схоластики богословия, и против односторонней рассудочности боровшихся с нею новаторов науки и философии».

Асмус В.Ф. , Жан Жак Руссо / Историко-философские этюды, М., «Мысль», 1984 г., с. 135.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта