Главная » Уютный дом » Ттх современных радиолокационных станций вооруженных сил нато. Организация объединенной системы пво нато. Американская система ПРО

Ттх современных радиолокационных станций вооруженных сил нато. Организация объединенной системы пво нато. Американская система ПРО

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (Россия, г.Тула)

Перспективный мобильный зенитный ракетный комплекс MEADS (Medium Extended Air Defense System) предназначен для обороны группировок войск и важных объектов от оперативно-тактических баллистических ракет с дальностью полета до 1000км, крылатых ракет, самолетов и беспилотных летательных аппаратов противника.

Разработка системы осуществляется базирующимся в Орландо (США) совместным предприятием MEADS International, в состав которого входят итальянское подразделение компании MBDA, немецкая LFK и американская компания Lockheed Martin. Управление разработкой, производством и поддержкой ЗРК осуществляет созданная в структуре НАТО организация NAMEADSMO (NATO Medium Extended Air Defence System Design and Development, Production and Logistics Management Organization). США финансирует 58% затрат в рамках программы. Германия и Италия обеспечивают 25% и 17%, соответственно. Согласно первоначальным планам, США намеревались закупить 48 ЗРК MEADS, Германия - 24 и Италия - 9.

Концептуальная разработка нового ЗРК началась в октябре 1996 года. В начале 1999 года подписан контракт стоимостью $300млн на разработку прототипа ЗРК MEADS.

Согласно заявлению первого заместителя инспектора ВВС Германии генерал-лейтенанта Норберта Финстера, MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны страны и НАТО.

Комплекс MEADS является основным кандидатом для немецкой Taktisches Luftverteidigungssystem (TLVS) - системы противовоздушной и противоракетной обороны нового поколения с гибкой сетевой архитектурой. Возможно, что комплекс MEADS станет основой национальной системы ПВО/ПРО в Италии. В декабре 2014г., польская Инспекция по вооружению проинформировала, что проект MEADS International будет участвовать в конкурсе по комплексу противовоздушной обороны Narew малого радиуса действия, предназначенного для обороны от самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет.

Состав

Система MEADS имеет модульную архитектуру, что позволяет повысить гибкость ее применения, производить в различных конфигурациях, обеспечить высокую огневую мощь при сокращении обслуживающего персонала и снизить затраты на материальное обеспечение.

Состав комплекса:

  • пусковая установка (фото1 ,фото2 ,фото3 ,фото4 Томас Шульц, Польша);
  • ракета-перехватчик;
  • пункт боевого управления (ПБУ);
  • многофункциональная радиолокационная станция;
  • РЛС обнаружения.

Все узлы комплекса размещается на автомобильных шасси повышенной проходимости. Для итальянской версии комплекса используется шасси итальянского тягача ARIS с бронированной кабиной, для германской - тягача MAN. Для транспортировки ЗРК MEADS могут использоваться самолёты C-130 Hercules и Airbus A400M.

Мобильная пусковая установка (ПУ) ЗРК MEADS оснащена пакетом из восьми транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), предназначенных для транспортировки, хранения и запуска управляемых ракет-перехватчиков. ПУ обеспечивает т.н. пакетное заряжание (см. фото1 , фото2 ) и отличается малым временем перевода в боевое положение и перезаряжания.

В качестве средства поражения в составе ЗРК MEADS предполагается использовать ракету-перехватчик PAC-3MSE компании Lockheed Martin. РАС-3MSE отличается от своего прототипа - противоракеты увеличенной в полтора раза зоной поражения и возможностью использования в составе других систем ПВО, включая корабельные. РАС-3MSE оснащается новым маршевым двигателем двукратного включения диаметром 292 мм фирмы Aerojet, системой двухсторонней связи ракеты с ПБУ. Для повышения эффективности поражения маневрирующих аэродинамических целей помимо использования кинетической боевой части, предусмотрена возможность оснащения ракеты осколочно-фугасной БЧ направленного действия. Первое испытание РАС-3MSE остоялось 21 мая 2008 г.

Сообщалось о проведении исследований и опытно-конструкторских работ по использованию в составе комплекса MEADS управляемых ракет и класса "воздух-воздух", модернизированных для наземного запуска.

ПБУ предназначен для управления сетецентричной системой ПВО открытой архитектуры и обеспечивает совместную работу любой комбинации средств обнаружения и пусковых установок, объединенных в единую систему противовоздушной и противоракетной обороны. В соответствии с концепцией "подключил и воюй" средства обнаружения, управления и боевого обеспечения системы взаимодействуют между собой как узлы единой сети. Благодаря возможностям пункта управления, командир системы может оперативно подключать или отключать такие узлы в зависимости от боевой ситуации без выключения всей системы, обеспечивая быстрый маневр и концентрацию боевых возможностей на угрожаемых направлениях.

Использование стандартизированных интерфейсов и открытой сетевой архитектуры обеспечивает ПБУ возможность управления средствами обнаружения и пусковыми установками из состава различных систем противовоздушной обороны, в т.ч. не входящими в ЗРК MEADS. При необходимости ЗРК MEADS может взаимодействовать с комплексами , и др. ПБУ совместим с современными и перспективными системами управления, в частности, с системой воздушного командования и управления НАТО (NATO"s Air Command and Control System).

Комплект аппаратуры связи MICS (MEADS Internal Communications Subsystem), предназначен для организации совместной работы узлов ЗРК MEADS. MICS обеспечивает защищённую тактическую связь между РЛС, пусковыми установками и ПБУ комплекса через высокоскоростную сеть построенную на базе стека IP протоколов.

Многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС Х-диапазона обеспечивает обнаружение, классификацию, определение государственной принадлежности и сопровождение воздушных целей, а также наведение ракет. РЛС оснащена активной фазированной антенной решеткой (см. ). Скорость кругового вращения антенны составляет 0, 15 и 30 оборотов/мин. Станция обеспечивает передачу команд коррекции на борт ракеты-перехватчика через канал обмена данными Link 16, что позволяет осуществлять перенацеливание ракеты на траектории, а также выбор наиболее оптимальной ПУ из состава системы для отражения атаки.

По утверждению разработчиков многофункциональная РЛС комплекса отличается высокой надежностью и эффективностью. В ходе испытаний РЛС обеспечила поиск, классификацию и сопровождение целей с выдачей целеуказания, подавление активных и пассивных помех. ЗРК MEADS может одновременно обстреливать до 10 воздушных целей в сложной помеховой обстановке.

В состав многофункциональной РЛС включена система определения государственной принадлежности "свой-чужой", разработанная итальянской фирмой SELEX Sistemi Integrati. Антенна системы "свой-чужой" (см. ) расположена в верхней части основной антенной решетки. ЗРК MEADS стал первым американским комплексом, допускающим использование в своем составе криптографических средств других государств.

Мобильная РЛС обнаружения разрабатывается для MEADS фирмой Lockheed-Martin и представляет собой импульсно-доплеровскую станцию с активной ФАР, работающей как в неподвижном положении, так и при скорости вращения 7,5 об/мин. Для поиска аэродинамических целей в РЛС реализован режим кругового обзора воздушного пространства. К числу конструктивных особенностей РЛС также относятся высокопроизводительный процессор обработки сигналов, программируемый генератор зондирующих сигналов и цифровое адаптивное устройство формирования диаграммы направленности.

В ЗРК MEADS имеется автономная система электроснабжения, в состав которой входит дизель-генератор и распределительно-преобразовательный блок для подключения к промышленной сети (частота 50 Гц/60 Гц). Система разработана компанией Lechmotoren (г. Альтенштадт, Германия).

Основной тактической единицей ЗРК MEADS является зенитный ракетный дивизион, в состав которого планируется включить три огневые и одну штабную батарею. В составе батареи MEADS - РЛС обнаружения, многофункциональная РЛС, ПБУ, до шести пусковых установок. Минимальная конфигурация системы включает по одному экземпляру РЛС, пусковой установки и ПБУ.

Тактико-технические характеристики

Испытания и эксплуатация

01.09.2004 NAMEADSMO подписала с совместным предприятием MEADS International контракт стоимостью 2 млрд дол и 1,4 млрд евро (1,8 млрд дол) на реализацию этапа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе создания ЗРК MEADS.

01.09.2006 Ракета-перехватчик PAC-3MSE выбрана в качестве основного средства поражения комплекса MEADS.

05.08.2009 Завершено эскизное проектирование всех основных составляющих комплекса.

01.06.2010 При обсуждении проекта оборонного бюджета США на 2011 ф.г. сенатская комиссия по делам ВС (SASC) выразила обеспокоенность стоимостью программы MEADS, которая превышает смету на $1млрд и реализуется с задержкой на 18 месяцев. Комиссия рекомендовала МО США прекратить финансирование разработки MEADS в случае, если программа не пройдет этап защиты рабочего проекта. В ответе министра обороны США Роберта Гейтса, направленном в адрес комиссии сообщалось, что график программы согласован, проведена оценка стоимости разработки, производства и развертывания MEADS.

01.07.2010 Компания Raytheon предложила пакет модернизации состоящих на вооружении бундесвера ЗРК Patriot, обеспечивающий повышение их характеристик до уровня ЗРК MEADS в срок до 2014г. По оценке компании Raytheon, поэтапный процесс модернизации позволил бы сэкономить от 1 до 2 млрд евро без снижения боеготовности вооружённых сил ФРГ. Министерством обороны Германии принято решение о продолжении разработки ЗРК MEADS.

16.09.2010 Программа разработки ЗРК MEADS успешно прошла этап защиты рабочего проекта. Проект был признан соответствующим всем предъявляемым требованиям. Результаты защиты направлены странам-участницам программы. Оценка стоимости программы составила $19 млрд.

22.09.2010 В рамках выполнения программы MEADS представлен план работ по снижению затрат на жизненный цикл комплекса.

27.09.2010 Успешно продемонстрирована возможность совместной работы ПБУ MEADS с комплексом командования и управления ПВО НАТО. Объединение средств эшелонированной противоракетной обороны НАТО осуществлялось на специальном испытательном стенде.

20.12.2010 На авиабазе Fusaro (Италия) впервые продемонстрирован ПБУ, размещенный на автошасси итальянского тягача ARIS. Еще пять ПБУ, запланированные для использования на этапах испытаний и сертификации комплекса, находятся в стадии производства.

14.01.2011 Компания LFK (Lenkflugkorpersyteme, «MBDA Дойчланд») объявила о поставке совместному предприятию «MEADS интернэшнл» первой пусковой установки ЗРК MEADS.

31.01.2011 В рамках выполнения работ по созданию комплекса MEADS были успешно завершены испытания первой многофункциональной радиолокационной станции.

11.02.2011 Министерство обороны США сообщило о намерении прекратить финансирование проекта MEADS после 2013 ф.г. Поводом послужило предложение консорциума об увеличении сроков разработки комплекса на 30 месяцев сверх первоначально заявленных 110. Продление сроков потребует увеличение объема финансирование проекта со стороны США на $974млн. По оценке Пентагона, общий объем финансирования возрастет до $1,16млрд, а начало производства будет отложено на 2018 год. Тем не менее, МО США решило продолжить этап разработки и испытаний в рамках установленного в 2004 году бюджета без выхода в фазу производства.

15.02.2011 В письме, направленном МО ФРГ в комитет по бюджету Бундестага, отмечено, что в связи с возможным прекращением совместной разработки комплекса, приобретение ЗРК MEADS в обозримом будущем не запланировано. Результаты выполнения программы могут использоваться в рамках национальных программ создания систем ПВО/ПРО.

18.02.2011 Германия не будет продолжать реализацию программы создания системы ПВО/ПРО MEADS после завершения этапа разработки. По заявлению представителя Оборонного ведомства Германии, оно не сможет финансировать следующую стадию проекта в случае выхода из него США. Отмечено, что официальное решение о закрытии программы MEADS пока не принято.

01.04.2011 Директор по коммерческому развитию MEADS International Марти Койн сообщил о своих встречах с представителями ряда стран Европы и Ближнего Востока, которые высказали намерение принять участие в проекте. Среди потенциальных участников проекта названы Польша и Турция, которые заинтересованы в закупке современных комплексов ПВО/ПРО и получении доступа к технологиям производства подобных систем. Это позволило бы завершить программу разработки системы MEADS, которая оказалась под угрозой закрытия после отказа военного ведомства США от участия в этапе производства.

15.06.2011 Компания Lockheed Martin поставила первый комплект аппаратуры связи MICS (MEADS Internal Communications Subsystem), предназначенный для организации совместной работы узлов ЗРК MEADS.

16.08.2011 Завершено тестирование программного обеспечения системы боевого командования, управления, контроля, связи и разведки комплекса в Хантсвилле (штат Алабама, США).

13.09.2011 С помощью интегрированного тренажерного комплекса выполнен имитационный пуск ракеты-переватчика ЗРК MEADS.

12.10.2011 MEADS International начала комплексные испытания первого ПБУ MEADS на испытательном объекте в Орландо (штат Флорида, США).

17.10.2011 Корпорация Lockheed Martin выполнила поставку комплектов аппаратуры связи MICS, предназначенных для использования в составе комплекса MEADS.

24.10.2011 Первая пусковая установка ЗРК MEADS прибыла на территорию ракетного полигона White Sands для всестороннего тестирования и подготовки к летным испытаниям, запланированным на ноябрь.

30.10.2011 МО США подписало поправку №26 к базовому меморандуму, предполагающую реструктуризацию программы MEADS. В соответствии с этой поправкой перед завершением контракта на проектирование и разработку MEADS в 2014 году предусматривается проведение двух испытательных пусков с целью определения характеристик системы. Согласно заявлению представителей МО США, одобренное завершение разработки MEADS позволит американскому оборонному ведомству использовать созданные в рамках проекта технологии при реализации программ разработки перспективных систем вооружения.

03.11.2011 Директора по национальным вооружениям Германии, Италии и США одобрили поправку к контракту, предусматривающую финансирование двух испытаний по перехвату целей для системы MEADS.

10.11.2011 На авиабазе Pratica di Mare выполнена успешная виртуальная имитация поражения аэродинамических и баллистических целей с помощью ЗРК MEADS. В ходе испытаний пункт боевого управления комплекса продемонстрировал возможности по организации произвольной комбинации пусковых установок, средств боевого управления, командования, контроля, связи и разведки в единую сетецентричную систему противовоздушной и противоракетной обороны.

17.11.2011 На ракетном полигоне White Sands успешно выполнено первое лётное испытание системы MEADS в составе ракеты-перехватчика PAC-3 MSE, облегчённой пусковой установки и пункта боевого управления. В ходе испытания был выполнен пуск ракеты на перехват мишени, атакующей в заднем полупространстве. После выполнения задачи ракета-перехватчик самоликвидировалась.

17.11.2011 Опубликована информация о начале переговоров по вступленияю Катара в программу разработки ЗРК MEADS. Катар выразил заинтересованность в использовании комплекса для обеспечения безопасности чемпионата мира футболу 2022 года.

08.02.2012 Берлин и Рим оказывают давление на Вашингтон с целью продолжения финансирования Соединенными Штатами программы разработки MEADS. 17 января 2012 года участники международного консорциума MEADS получили новое предложение от США, которое фактически предусматривало прекращение финансирования программы уже в 2012 году.

22.02.2012 Корпорация Lockheed Martin сообщила о начале комплексных испытаний третьего ПБУ системы MEADS в Хантсвиле (шт. Алабама, США). Испытания ПБУ запланированы на весь 2012 год. Два ПБУ уже задействованы в испытаниях системы MEADS на авиабазах Pratica di Mare (Италия) и Орландо (штат Флорида, США).

19.04.2012 Начало комплексных испытаний первого экземляра многофункциональной РЛС ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare. Ранее сообщалось о завершении первого этапа испытаний станции на объекте компании SELEX Sistemi Integrati SpA в Риме.

12.06.2012 Завершены приёмо-сдаточные испытания автономного блока электроснабжения и связи ЗРК MEADS, предназначенного для предстоящих комплексных испытаний многофункциональной радиолокационной станции комплекса на авиабазе Pratica di Mare. Второй экземляр блока проходит испытания в техническом центре самоходных и бронированных машин вооруженных сил Германии в Трире (Германия).

09.07.2012 Первый мобильный испытательный комплект ЗРК MEADS доставлен на территорию ракетного полигона White Sands. Комплект испытательного оборудования обеспечивает проведение в реальном масштабе времени виртуальных испытаний комплекса MEADS по перехвату целей без пуска ракеты-перехватчика для различных сценариев воздушного нападения.

14.08.2012 На территории авиабазы Pratica di Mare проведены первые комплексные испытания многофункциональной РЛС совместно с пунктом боевого управления и пусковыми установками ЗРК MEADS . Сообщается, что РЛС продемонстрировала ключевые функциональные возможности, в т.ч. возможность кругового обзора воздушного пространства, захват цели и ее сопровождение при различных сценариях боевой обстановки.

29.08.2012 Ракета-перехватчик PAC-3 на территории ракетного полигона White Sands успешно уничтожила мишень, имитирующую тактическую баллистическую ракету. В рамках испытания были задействованны две мишени, имитирующие тактические баллистические ракеты, и беспилотный самолет MQM-107. Залповый пуск двух ракет-перехватчиков PAC-3 обеспечил выполнение задачи по перехвату второй цели-тактической баллистической ракеты. По опубликованным данным все задачи испытаний были выполнены.

22.10.2012 На территории авиабазы Pratica di Mare успешно завершен очередной этап испытаний системы определения государственной принадлежности комплекса MEADS. Все сценарии работы системы были испытаны в увязке с американской системой идентификации "свой-чужой" Mark XII/XIIA Mode 5 радиолокационного комплекса контроля воздушного пространства ATCBRBS (Air Traffic Control Radar Beacon System). Общий объем сертификационных испытаний составил 160 экспериментов. После интеграции системы с многофункциональной РЛС ЗРК MEADS выполнены дополнительные испытания.

29.11.2012 ЗРК MEADS обеспечил обнаружение, сопровождение и перехват цели MQM-107 с воздушно-реактивным двигателем на территории ракетного полигона White Sands (штат Нью-Мексико, США). В ходе испытаний в составе комплекса были задействованы: пункт боевого управления, легкая пусковая установка для ракет-перехватчиков PAC-3 MSE и многофункциональная РЛС.

06.12.2012 Сенатом Конгресса США, несмотря на просьбу президента США и Министерства обороны, принято решение не выделять средства на программу создания ЗРК MEADS в следующем финансовом году. В одобренный сенатом оборонный бюджет не были включены $400.8млн, необходимых для завершения программы.

01.04.2013 Конгресс США принял решение о продолжении финансирования программы разработки ЗРК MEADS. Как сообщало агентство Reuters, Конгресс одобрил законопроект, гарантирующий выделение средств на покрытие текущих финансовых нужд до 30 сентября 2013 года. Данным законопроектом предусмотрено выделение $380млн на завершение этапа разработки и испытаний комплекса, что позволит избежать аннулирования контрактов и негативных последствий в международном масштабе.

19.04.2013 Модернизированная РЛС обнаружения испытана в условиях совместной работы в составе единого комплекса средств ЗРК MEADS. В ходе испытаний РЛС обеспечила обнаружение и сопровождение малогабаритного самолёта, передачу информации ПБУ MEADS. После её обработки ПБУ выдал данные целеуказания на многофункциональную РЛС комплекса MEADS, которая осуществила допоиск, распознавание и дальнейшее сопровождение цели. Испытания проводились в режиме кругового обзора в районе аэропорта Hancock (г.Сиракуса, шт. Нью-Йорк, США), расстояние между РЛС составляло более 10 миль.

19.06.2013 В пресс-релизе компании Lockheed Martin сообщается об успешных испытаниях ЗРК MEADS в составе единой системы ПВО с другими зенитными комплексами, состоящими на вооружении стран НАТО.

10.09.2013 Первая пусковая установка ЗРК MEADS на шасси немецкого грузового автомобиля была доставлена в США для испытаний. На 2013 год запланированы испытания двух пусковых установок.

21.10.2013 В ходе испытаний на территории ракетного полигона White Sands многофункциональная РЛС ЗРК MEADS впервые успешно выполнила захват и сопровождение цели, имитирующей тактическую баллистическую ракету .

06.11.2013 В ходе испытаний ЗРК MEADS для оценки возможностей комплекса по обеспечению круговой обороны выполнен перехват двух целей, одновременно атакующих с противоположных направлений. Испытания проходили на территории ракетного полигона White Sands (штат Нью-Мексико,США). Одна из мишеней имитировала баллистическую ракету класса , мишень QF-4 - крылатую ракету.

21.05.2014 Система определения государственной принадлежности "свой-чужой" комплекса MEADS получила эксплуатационный сертификат от Управления контроля воздушного пространства министерства обороны США.

24.07.2014 Завершёны демонстрационные испытания ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare. В ходе двухнедельных испытаний возможности комплекса по работе в различной архитектуре в т.ч. под управлением вышестоящих систем управления были продемонстрированы для немецкой и итальянской делегаций.

23.09.2014 Завершены шестинедельные эксплуатационные испытания многофункциональной РЛС из состава ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare (Италия) и на территории германского центра ПВО концерна MBDA в Фрейнхаузене.

07.01.2015 ЗРК MEADS рассматривается в качестве кандидата на соответствие требованиям к системам противовоздушной и противоракетной обороны нового поколения в Германии и Польше.

На Казанском авиационном заводе на август этого года запланирован первый полет дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, сообщает РИА Новости. Это новая модификация бомбардировщика Ту-22М3, принятого на вооружение еще в 1989 году.

Свою боевую состоятельность самолет продемонстрировал в Сирии, нанося удары по террористическим базам. Использовали «Бэкфайеры», как прозвали эту грозную машину на Западе, и во время Афганской войны.

Как отмечает сенатор Виктор Бондарев, экс-главком ВКС России, самолет обладает огромным потенциалом по модернизации. Собственно, такова и вся линейка бомбардировщиков Ту-22, создание которой началось в ОКБ Туполева в 60-е годы. Первый прототип совершил стартовый полет 1969 году. Первая же серийная машина Ту-22М2 была принята на вооружение 1976 году.

В 1981 году в строевые части начал поступать Ту-22М3, который стал глубокой модернизацией предыдущей модификации. Но на вооружение он был принят лишь в 1989 году, что было связано с доводкой ряда систем и внедрением ракет нового поколения. На бомбардировщике установлены новые двигатели НК-25, более мощные и экономичные, с электронной системой управления. В значительной степени заменено бортовое оборудование - от системы электроснабжения до РЛС и комплекса управления вооружением. Существенно усилился комплекс обороны самолета.

В результате появился самолет с изменяемой стреловидностью крыла со следующими характеристиками: Длина - 42,5 м. Размах крыла - от 23,3 м до 34,3 м. Высота - 11 м. Вес пустого самолета - 68 т, максимальный взлетный - 126 т. Тяга двигателей - 2×14500 кгс, тяга на форсаже - 2×25000 кгс. Максимальная скорость у земли - 1050 км/ч, на высоте - 2300 км/ч. Дальность полета - 6800 км. Потолок - 13300 м. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24 т.

Главным результатом модернизации стало вооружение бомбардировщика ракетами Х-15 (до шести ракет в фюзеляже плюс четыре на внешней подвеске) и Х-22 (две на подвеске под крыльями).

Для справки: Х-15 - это сверхзвуковая аэробаллистическая ракета. При длине в 4,87 м она вписывалась в фюзеляж. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность у Х-15 была равна 300 км.

А Х-22 - сверхзвуковая крылатая ракета, дальность которой достигает 600 км, а максимальная скорость - 3,5М-4,6 М. Высота полета - 25 км. Ракета также имеет две боевые части - ядерную (до 1 Мт) и фугасно-кумулятивную массой 960 кг. В связи с чем ее условно прозвали «убийцей авианосцев».

Но в прошлом году на вооружение была принята еще более совершенная крылатая ракета Х-32, которая является глубокой модернизацией Х-22. Дальность возросла до 1000 км. Но главное - существенно увеличилась помехозащищенность, способность преодолевать зоны активного действия комплексов радиоэлектронной борьбы противника. При этом габариты и вес, а также боевая часть остались прежними.

И это хорошо. Плохо то, что в связи с прекращением производства ракет Х-15 их стали постепенно снимать с вооружения с 2000 года из-за старения твердотопливной смеси. При этом замену старой ракете не подготовили. В связи с чем сейчас бомбоотсек Ту-22М3 загружают только бомбами - как свободнопадающими, так и корректируемыми.

В чем главные недостатки нового варианта вооружения? Во-первых, к высокоточному оружию перечисленные бомбы не относятся. Во-вторых, самолет для полной «выгрузки» боекомплекта должен производить бомбометание в самом пекле ПВО противника.

Раньше эта проблема решалась оптимально - вначале ракетами Х-15 (среди которых была противорадиолокационная модификация) наносился удар про РЛС систем ПВО/ПРО, расчищая тем самым путь для своей главной ударной силы - пары Х-22. Теперь боевые вылеты бомбардировщика связаны с повышенной опасностью, если, конечно, столкновение происходит с серьезным противником, владеющим современными ЗРК.

Существует и еще один неприятный момент, из-за которого прекрасный ракетоносец существенно уступает по возможности своим собратьям по Дальней авиации ВВС России - Ту-95МС и Ту-160. С «двадцать второго» на основании договора ОСВ-2 сняли оборудование для дозаправки в воздухе. В связи с чем боевой радиус ракетоносца не превышает 2400 км. Да и то только если лететь налегке, с половинной ракетно-бомбовой нагрузки.

В то же время у Ту-22М3 нет ракет, которые могли бы существенно повысить ударную дальность самолета. У Ту-95МС и Ту-160 такие есть, это дозвуковая крылатая ракета Х-101, имеющая дальность в 5500 км.

Так вот, работы по модернизации бомбардировщика до уровня Ту-22М3М идут параллельно со значительно более секретными работами по созданию крылатой ракеты, которая восстановит боевую эффективность этой машины.

В КБ «Радуга» с начала нулевых годов разрабатывается перспективная крылатая ракета, которая очень ограниченно была рассекречена лишь в прошлом году. Да и то только по части конструкции и характеристик. Это «изделие 715», которое предназначено в первую очередь именно для Ту-22М3М, но сможет использоваться и на Ту-95МС, Ту-160М и Ту-160М2. Американские военно-технические издания утверждают, что это чуть ли не копия их дозвуковой и самой дальней ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM. Однако очень бы этого не хотелось. Поскольку эти, по характеристикам Трампа, «умные ракеты», как недавно выяснилось - умны до своеволия. Некоторые из них во время ставшего знаменитым на весь мир последнего на сегодняшний день неудачного обстрела западными союзниками сирийских объектов, вопреки воли хозяев на самом деле полетели бить курдов. Да и дальность у AGM-158 JASSM по современным меркам скромная - 980 км.

Усовершенствованный российский аналог этой заокеанской ракеты - Х-101. Кстати, она также сделана в КБ «Радуга». Конструкторам удалось существенно снизить габариты - длина уменьшилась с 7,5 м до 5 м или даже меньше. Диаметр уменьшен на 30%, «похудев» до 50 см. Этого оказалось достаточно для того, чтобы разместить «изделие 715» внутри бомбоотсека нового Ту-22М3М. Причем, сразу в количестве шести ракет. То есть теперь, наконец, с точки зрения тактики боевого применения мы снова имеем все то же самое, как было и при эксплуатации снимаемых с вооружения ракет Х-15.

Внутри фюзеляжа модернизированного бомбардировщика ракеты будут размещаться в пусковой установке револьверного типа, аналогичной барабану с патронами у револьвера. Во время запуска ракет барабан пошагово поворачивается, и ракеты последовательно отправляются к цели. Такое размещение не ухудшает аэродинамических качеств самолета и, следовательно, позволяет экономно расходовать топливо, а также максимально использовать возможности сверхзвукового полета. Что, как было сказано выше, особенно важно для «однозаправочного» Ту-22М3М.

Разумеется, конструкторы «изделия 715» не могли даже теоретически, одновременно увеличивая дальность полета и уменьшая габариты, добиться еще и сверхзвуковой скорости. Собственно, и Х-101 - ракета не скоростная. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М, на финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность - ЭПР порядка 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета - от стелящегося до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. При этом круговое вероятное отклонение от цели на полной дистанции в 5500 км равно 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения. На финальном участке работает оптико-электронная головка самонаведения, которая ведет ракету по карте, заложенной в памяти.

Эксперты предполагают, что по дальности и прочим характеристикам «изделие 715» если и будет уступать Х-101, то незначительно. Оценки лежат в диапазоне от 3000 км до 4000 км. Но, конечно, ударная мощь будет отличаться. Х-101 имеет массу боевой части в 400 килограммов. Столько в новую ракету «не влезет».

В результате принятия на вооружение «изделия 715» высокоточный боекомплект бомбардировщика не только возрастет, но и окажется сбалансированным. Так, у Ту-22М3М появится возможность, не приближаясь к зоне ПВО, предварительно обработать «малютками» радары и ЗРК. А потом, подойдя поближе, нанести удары по стратегическим объектам мощными сверхзвуковыми ракетами Х-32.

Командованием НАТО определенно следующее назначение объединенной системы ПВО:

Ø не допускать вторжение авиационных средств возможного противника в воздушное пространство стран НАТО в мирное время;

Ø максимально воспрепятствовать нанесению ими ударов в ходе военных действий, чтобы обеспечить функционирование основных политических и военно–экономических центров, ударных группировок ВС, РТС, авиационных средств, а также других объектов стратегического значения.

Для выполнения этих задач считается необходимым:

Ø обеспечить заблаговременное предупреждение командования о возможном нападении путем непрерывного наблюдения за воздушным пространством и добывания разведывательных данных о состоянии средств нападения противника;

Ø прикрытие от ударов с воздуха ядерных сил, важнейших военно–стратегических и административно–экономических объектов, а также районов сосредоточения войск;

Ø подержание высокой боевой готовности максимально возможного количества сил и средств ПВО для немедленного отражения нападения с воздуха;

Ø организация тесного взаимодействия сил и средств ПВО;

Ø при возникновении войны – уничтожение средств воздушного нападения противника.

В основу создания объединенной системы ПВО положены следующие принципы:

Ø прикрытие не отдельных объектов, а целых районов, полос

Ø выделение достаточных сил и средств для прикрытия наиболее важных направлений и объектов;

Ø высокая централизация управления силами и средствами ПВО.

Общее руководство системой ПВО НАТО осуществляет Верховный Главнокомандующий ОВС НАТО в Европе через своего заместителя по ВВС (он же главком ВВС НАТО), т.е. главком ВВС является командующим ПВО.

Вся область ответственности объединенной системы ПВО НАТО подразделена на 2 зоны ПВО:

Ø северная зона;

Ø южная зона.

Северная зона ПВО занимает территории Норвегии, Бельгии, ФРГ, Чехии, Венгрии, и прибрежные воды стран и подразделяются на три района ПВО («Север», «Центр», «Северо-восток»).

В каждом районе по 1–2 сектору ПВО.

Южная зона ПВО занимает территорию Турции, Греции Италии, Испании, Португалии, бассейна Средиземного моря и Черного морей и подразделяется на 4 района ПВО

Ø «Юго-восток»;

Ø «Юг-центр»;

Ø «Юго-запад;

Районы ПВО имеют по 2–3 сектора ПВО. Кроме того, в границах Южной зоны создано 2 самостоятельных сектора ПВО:

Ø кипрский;

Ø мальтийский;


Для целей ПВО используется:

Ø истребители – перехватчики;

Ø ЗРК большой, средней и малой дальности;

Ø зенитная артиллерия(ЗА).

А) На вооружении истребителей ПВО НАТО состоят следующие группы истребителей:

I. группа – F–104, F–104E (способны атаковать одну цель на средних и больших высотах до 10000м с задней полусферы);

II. группа – F–15, F–16(способны уничтожить одну цель со всех ракурсов и на всех высотах),

III. группа – F–14, F–18, «Торнадо», «Мираж–2000» (способны атаковать несколько целей с различных ракурсов и на всех высотах).

На истребители ПВО возлагается задача –– перехват воздушных целей на максимально возможных высотах ударениях от места базирования над территорией противника и вне зоны ЗРК.

Все истребители имеют пушечное и ракетное вооружение и являются всепогодными, оснащенные комбинированной системой управления оружием, предназначенной для обнаружения и атаки воздушных целей.

Эта системе как правило включает:

Ø РЛС перехвата и прицеливания;

Ø счётно–решающее устройство;

Ø инфракрасный визир;

Ø оптический прицел.

Все БРЛС работают в диапазоне λ=3–3,5см в импульсном (F–104) или импульсно–доплеровском режиме. Все самолёты НАТО имеют приёмник об облучении от РЛС, работающим в диапазоне λ=3–11,5см. Базируются истребители на аэродромах, удалённых от линии фронта на 120–150км.

Б) Тактика истребителей

При выполнении боевых задач, истребители применяют три способа боевых действий:

Ø перехват из положения «Дежурство на а/д»;

Ø перехват из положения «Дежурство в воздухе»;

Ø свободная атака.

«Дежурный на а/д» – основной вид боевых задач. Применяется при наличии развитой РЛС и обеспечивает экономию сил, наличие полного запаса топлива.

Недостатки: смещение рубежа перехвата на свою территорию при перехвате маловысотных целей

В зависимости от угрожающего положения и вида тревоги дежурные силы истребителей ПВО могу находится в следующих степенях боевой готовности:

1. Гот.№1 – вылет через 2мин, после приказа;

2. Гот.№2 – вылет через 5мин, после приказа;

3. Гот.№3 – вылет через 15мин, после приказа;

4. Гот.№4 – вылет через 30мин, после приказа;

5. Гот.№5 – вылет через 60мин после приказа.

Возможный рубеж встречи ВТС с истребителем из этого положения составляет 40–50км от линии фронта.

«Дежурство в воздухе» применяется для прикрытияглавной группировки войск в наиболее важных объектов. При этом полоса группы армий разбивается на зоны дежурства, которые закрепляются за авиачастями.

Дежурство производится на средних, малых и больших высотах:

–В ПМУ – группами самолетов до звена;

–В СМУ – ночью – одиночными самолетами, смена кот. производится через 45–60мин. Глубина – 100–150км от линии фронта.

Недостатки: –возможность быстрого противников районов дежурств;

Ø вынуждены чаще придерживаться оборонной тактики;

Ø возможность создания противником превосходства в силах.

«Свободная охота» для уничтожения воздушных целей в заданном районе, не имеющим сплошного прикрытия ЗРК и сплошного радиолокационного поля Глубина – 200–300км от линии фронта.

Истребители ПВО и ТИ, оснащені БРЛС обнаружения и прицеливания, вооруженные р «воздух–воздух», применяют 2 способа атаки:

1. Атака с передней ПОЛУСФЕРЫ (под 45–70 0 к курсу цели). Применяется в случае, когда заранее насчитывается время и место перехвата. Это возможно при продольной проводки цели. Он является наиболее быстрым, но требует высокой точности наведения как по месту, так и по времени.

2. Атака с задней ПОЛУСФЕРЫ (в приделах сектора курсового угла 110–250 0). Применяется против всех целей и со всеми видами вооружения. Он обеспечивает высокую вероятность поражения цели.

Имея хорошее вооружения и переходя от одного способа атаки к другому, один истребитель может выполнить 6–9 атак , что позволяет сбить 5–6 самолетов ВТА.

Существенным недостатком истребителей ПВО, а в частности БРЛС истребителей, является их работа, основанная на применении эффекта Доплера. Возникают так называемые «слепые» курсовые углы(ракурсы сближения с целью), при которых РЛС истребителя не в состоянии осуществить селекцию (выделение) цели на фоне мешающихся отражений земли или пассивных помех. Эти зоны не зависят от скорости полета атакующего истребителя, а определяются скоростью полета цели, курсовыми углами, сближения и минимальной радиальной составляющей относительной скорости сближения ∆Vсбл., задаваемой ТТХ БРЛС.

БРЛС способна выделять только те сигналы от цели, кот. имеют определенную ƒ min Доплера. Такой ƒ min является для БРЛС ± 2 кГц.

В соответствии с законами радиолокации
, где ƒ 0 – несущая, С–Vсвета. Такие сигналы приходят от целей, имеющих V 2 =30–60 м/с.. Для достижения этой V 2 ВС должно выполнять полет в курсовом угле q=arcos V 2 /V ц =70–80 0 , а сам сектор слепых курсовых углов => 790–110 0, и 250–290 0 соответственно.

Основными ЗРК в объединенной системе ПВО стран НАТО являются:

Ø ЗРК большой дальности (Д≥60км)–«Найк-Ггеркулес», «Патриот»;

Ø ЗРК средней дальности (Д=от 10–15км до 50–60км) – усовершенствованный «Хок» («У–Хок»);

Ø ЗРК малой дальности (Д=10–15км) – «Чапарэл», «Рапра», «Роланд», «Индиго», «Кросаль», «Джавелин», «Авенджер», «Адатс», «Фог–М», «Стингер», «Блоумайп».

Зенитные средства ПВО НАТО по принципу использования подразделяются на:

Ø Централизованного использования, применяются по плану старшего начальника в зоне , районе и секторе ПВО;

Ø Войсковые средства ПВО, входящие по штату в состав сухопутных войск и применяются по плану их командира.

К средствам применяющимся по планам старших начальников относятся ЗРК большой и средней дальности. Здесь они работают в режиме автоматического наведения.

Основным тактическим подразделением зенитных средств является–дивизион илиравнозначные ему части.

ЗРК большой и средней дальности при достаточном их количестве используются для создания зоны сплошного прикрытия.

При малом их количестве прикрываются только отдельные, наиболее важные объекты.

ЗРК малой дальности и ЗА используются для прикрытия сухопутных войск, а/д и т.д.

Каждое зенитное средство обладает определенными боевыми возможностями по обстрелу и поражению цели.

Боевые возможности – количественные и качественные показатели, характеризующие возможности подразделений ЗРК по выполнению ими боевых задач в установленное время и в конкретных условиях.

Боевые возможности батареи ЗРК оценивается следующими характеристиками:

1. Размеры зон обстрела и поражения в вертикальных и горизонтальных плоскостях;

2. Число одновременно обстреливаемых целей;

3. Время реакции системы;

4. Способность батареи к ведению длительного огня;

5. Количество пусков при обстреле данной цели.

Указанные характеристики могут быть заранее определены только для неманеврирующей цели.

Зона обстрела – часть пространства, в каждую точку которой возможно наведение р.

Зона поражения – часть зоны обстрела в пределах которой, обеспечивается встреча р с целью и её поражение с заданной вероятностью.

Положение зоны поражения в зоне обстрела может изменятся в зависимости от направления полета цели.

При работе ЗРК в режиме автоматического наведения зона поражения занимает такое положение, при котором биссектриса угла, ограничивающего зону поражения в горизонтальной плоскости, всегда остаётся паралельной направлению полёта на встречу цели.

Так как цель может приближаться с любого направления, то зона поражения может занимать любое положение при этом биссектриса угла, ограничивающего зону поражения, поворачивается вслед за разворотом самолета.

Следовательно , разворот в горизонтальной плоскости на угол, больший чем половина угла, ограничивающего зону поражения, равносилен выходу самолёта из зоны поражения.

Зона поражения любого ЗРК имеет определенные границы:

Ø по Н – нижнюю и верхнею;

Ø по Д от пуск. уст. – дальнюю и ближнюю, а также ограничения по курсовому параметру (Р), который определяет боковые границы зоны.

Нижняя граница зоны поражения – определяется Нmin стрельбы, при которой обеспечивается заданная вероятность поражения цели. Она ограничена влиянием отражения излучаемой от земли на работу РТС и углами закрытия позиций.

Угол закрытия позиции (α) образуется при наличии превышения рельефа местности и местных предметов над позицией батарей.

Верхние и данные границы зон поражений определяются энергетическим ресурсом р.

Ближняя граница зоны поражения определяется временем неуправляемого полёта после пуска.

Боковые границы зоны поражения определяются курсовым параметром (Р).

Курсовой параметр Р – кратчайшее расстояние (КМ) от точки стояния батареи да проекции лини пути самолета.

Число одновременно отстреливаемых целей зависит от количества РЛС облучения (подсвета) цели в батареи ЗРК.

Время реакции системы – это время, проходящее от момента обнаружения воздушной цели до момента впуска ракеты.

Количество возможных пусков по цели зависит от дальнего обнаружения цели РЛС, курсового параметра Р, Н цели и Vцели, Т реакции системы и времени между пусками ракет.

Краткие сведения о системах наведения оружия

I. Командные системы телеуправления –управления полетом осуществляется с помощью команд, формируемых на ПУ и передаваемых на истребители или ракеты.

В зависимости от способа получения информации различают:

Ø –командные системы телеуправления I вида (ТУ–I);

Ø –командные системы телеуправления II вида (ТУ–II);


- устройство сопровождения цели;

Устройство сопровождения ракеты;

Устройство формирования команд управления;

Приемник командной радиолинии управления;

Пусковые установки.

II. Системы самонаведения –системы, в которых управление полетом р осуществляется командами управления формируемыми на борту самой ракеты.

При этом информация необходимая для их формирования выдаётся бортовым устройством (координатором).

В таких системах используется самонаводящиеся р, в управлении полётом которых ПУ участие не принимает.

По виду энергии, используемой для получения информации о параметрах движения цели различают системы – активные, полуактивные, пассивные.

Активные – системы самонаведения, в кот. источник облучения цели установлен на борту р. Отражение от цели сигналы принимаются бортовым координатором и служат для измерения параметров движения цели.

Полуактивные – источник облучения ЦЕЛИ размещён на ПУ. Отраженные от цели сигналы используются бортовым координатором для изменения параметров рассогласования.

Пассивные – для измерения параметров движения ЦЕЛИ используется энергия, излучаемая целью. Это может быть тепловая (лучистая), световая, радиотепловая энергия.

В состав системы самонаведения входят устройства, измеряющие параметр рассогласования: счётно-решающий прибор, автопилот и рулевой тракт

III. Система теленаведения – системы управления ракетами, в кот. команды управления полетом формируются на борту ракеты. Их величина пропорциональна отклонению ракеты от равносигнального управления, создаваемого радиолокационными визирами пункта управления.

Такие системы называются системами наведения по радиолучу. Они бывают однолучевые и двухлучевые.



IV. Комбинированные системы наведения –системы, в кот. наведение ракеты на цели осуществляется последовательно несколькими системами. Они могут находить применение в комплексах дальнего действия. Это может быть комбинация командной сист. телеуправления на начальном участке траёктории полета ракеты и самонаведение на конечном, или наведение по радиолучу на начальном участке и самонаведение на конечном. Такая комбинация систем управления обеспечивает наведение ракет на цели с достаточной точностью при больших дальностях стрельбы.

Рассмотрим теперь боевые возможности отдельных ЗРК ПВО стран НАТО.

a) ЗРК большой дальности

ЗРК – «Найк–Геркулес» – предназначен для поражения целей на средних, больших высотах и в стратосфере. Он может применятся для поражения наземных ЦЕЛЕЙ ядерными боеприпасами на Д до 185км. Находится на вооружении армий США, НАТО, Франции, Японии, Тайваня.

Количественные показатели

Ø Зона обстрела –круговая;

Ø Д max предельной зоны поражения(где еще возможно поражение цели, но с низкой вероятностью);

Ø Ближняя граница зоны поражения =11км

Ø Нижн. Граница зоны пор.–1500м а Д=12км и до Н=30км с увеличением дальности.

Ø V max p.–1500м/с;

Ø V max пораж.р.–775–1200м/с;

Ø n max рак.–7;

Ø t навед (полета) ракеты–20–200с;

Ø Темп стрельбы–за 5мин→5 ракет;

Ø t / разверт. Подвижного ЗРК –5–10ч;

Ø t / свёртывания –до 3ч;

Качественные показатели

Система управления ЗУР «Н–Г» радиокомандная при раздельном радиолокационном сложении за целью ракетой. Кроме того путём установки на борту спецаппаратуры может осуществлять самонаведение на источник помех.

В системе управления батареей используются импульсные РЛС следующих типов:

1. 1 РЛС целеуказания работающая в диапазоне λ=22–24см, типа AN/FRS–37– Д max отн.=320км;

2. 1 РЛС целеуказания с (λ=8,5–10см) с Д max отн.=230км;

3. 1 РЛС слежения за целью (λ=3,2–3,5см)=185км;

4. 1 РЛС определен. дальности (λ=1,8см).

Батарея одновременно может обстреливать только одну цель, т. к РЛС слежения за целью и ракетой могут сопровождать одновременно только одну цель и одну ракетой, а таких РЛС в батареи по одной.

Ø Масса обычной БЧ.– 500кг;

Ø Ядерн. БЧ. (трот. экв.)– 2–30кТ;

Ø Стартовая m рак .–4800кг;

Ø Тип взрывателя – комбинированный (контакт + радиолокац.)

Ø Радиус поражения на больших высотах:– ОФ БЧ–35–60м; Яд. БЧ– 210-2140м.

Ø Вероятн. Поражения неманеврир. цели 1 рак. на эффективн. Д –0,6–0,7;

Ø Т перезарядки ПУ –6мин.

Сильные зоны ЗРК «Н–Г»:

Ø большая Д поражения и значительная досягаемость по Н;

Ø возможность перехвата высокоскоростных целей»

Ø хорошая помехозащищенность всех РЛС батарей по угловым координатам;

Ø самонаведения на источник помех.

Слабые стороны ЗРК «Н–Г»:

Ø невозможность поражения цели летящей на Н>1500м;

Ø с увеличением Д →уменьшается точность наведения ракеты;

Ø сильно подвержена помехам РЛС по каналу дальности;

Ø уменьшение эффективности при стрельбе по маневрирующей цели;

Ø не высокая скорострельность батареи и невозможность обстрела одновременно больше одной цели

Ø низкая мобильность;

ЗРК «Пэтриот» – является всепогодным комплексом, предназначенным для поражения самолетов и баллистических ракет оперативно–тактического назначения на малых высотах
в условиях сильного радиопротиводействия противника.

(На вооружении США, НАТО).

Основной технической единицей является дивизион в составе 6 батарей по 6 огневых взводов в каждой.

В состав взвода входят:

Ø многофункциональная РЛС с ФАР;

Ø до 8 ПУ установок ЗУР;

Ø грузовой автомобиль с генераторами, электропитанием для РЛС и КПУО.

Количественные показатели

Ø Зона обстрела - круговая;

Ø Зона поражения для неманеврирующей цели (см. рис.)

Ø Дальня граница:

на Нб-70км (ограничен по Vцели и Rи ракеты);

на Нм-20км;

Ø Ближняя граница поражения (огранич. по t неупр. полета ракеты) - 3км;

Ø Верхняя граница зоны пораж. (огранич. по Rу ракеты = 5 ед.) - 24км;

Ø Минимал. граница зоны поражения - 60м;

Ø Vрак. - 1750м/с;

Ø Vц.- 1200м/с;

Ø t пол. рак.

Ø tпол.рак.-60сек.;

Ø nмакс. рак. - 30 ед.;

Ø tреакц. сист. - 15сек;

Ø Темп стрельбы:

Одна ПУ -1 рак. через 3сек.;

Разные ПУ - 1 рак. через 1сек.

Ø tразвёрт.. комплекса -. 30мин.

Качественные показатели

Система управления ЗУР «Пэриот» комбинированная:

На начальном этапе полета ракеты управление осуществляется командным методом 1-го вида, при подлете ракеты к цели (за 8-9с) осуществляется переход с командного метода на мет. наведения через ракету (командное наведение 2-го вида).

В системе наведения используется РЛС с ФАР (AN/MPQ-53). Она позволяет обнаруживать и опознавать воздушные цели, сопровождать до 75-100 целей и обеспечить данными для наведения до 9 ракет на 9 целей.

После старта ракеты по заданной программе входит в зону действия РЛС и начинается её командное наведения, для чего в процессе обзора пространства производится сопровождение всех выбранных целей и наводимых ракетой. Одновременно командным методом может наводится 6 ракет на 6 целей. При этом РЛС работает в импульсном режиме в диапазоне l= 6,1-6,7см.

В этом режиме сектор обзора Qаз=+(-)45º Qум=1-73º. Ширина луча 1,7*1,7º.

Командный метод наведения прекращается, когда до встречи Р. с Ц. остается 8-9 сек. В этот момент происходит переход с командного метода на метод наведения через ракету.

На этом этапе при облучении Ц. и Р. РЛС работает в импульсно-доплеровском режиме в диапазоне волн =5,5-6,1 см. В режиме наведения через ракету сектор сопровождения соответствует, ширина луча при подсвете 3,4*3,4º.

D мах обн. при =10 - 190 км

Старт mр – 906 кг

Зарубежные военные специалисты отмечают, что если раньше основным вооружением зенитных ракетных частей и подразделений ВВС стран НАТО были ЗРК большой и средней дальности действия и , разработанные в США, то сейчас в дополнение к ним все большее распространение получают ЗРК малой дальности действия () и » ().

Рис. 1 Позиция управления ЗРК «Найк-Геркулес». На переднем плане РЛС слежения за целью, на заднем - РЛС обнаружения цели.

ЗРК большой и средней дальности

Командование НАТО эти комплексы планирует использовать для прикрытия с воздуха крупных промышленных объектов и районов сосредоточения войск.

Всепогодный ЗРК большой дальности «Найк-Геркулес» (США) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами, летящими в основном на средних и больших высотах. Однако, как сообщалось в зарубежной печати, в результате проведенных испытаний было установлено, что этот комплекс в отдельных случаях можно использовать для борьбы с тактическими баллистическими ракетами.

В состав огневого подразделения (батареи) входят: зенитные управляемые ракеты; пять РЛС, размещенных на позиции управления (РЛС обнаружения малой мощности, РЛС слежения за целью, РЛС слежения за ракетой, радиодальномер, РЛС повышенной мощности для обнаружения малоразмерных целей); пункт управления запуском ракет и их наведения на цель; до девяти стационарных или мобильных пусковых установок; источники питания; вспомогательное оборудование (транспортно-заряжающее, контрольно-проверочное и т. д.). Позиция управления ЗРК «Найк-Геркулес» показана на рис. 1.

Всего в состав дивизиона может входить до четырех батарей. По данным иностранной печати, комплекс «Найк-Геркулес» неоднократно подвергался модернизации в целях повышения надежности его элементов и снижения эксплуатационных расходов.

Всепогодный ЗРК большой дальности «Бладхаунд» Мк.2 (Великобритания) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами. Состав огневого подразделения (батареи): ЗУР; РЛС подсветки цели (стационарная и более мощная или мобильная, но менее мощная «Файрлайт»); 4-8 пусковых установок, имеющих по одной направляющей; пункт управления запуском ракет. Батареи «Бладхаунд» Мк.2 объединяются в эскадрильи.

Информация о воздушных целях передается непосредственно на РЛС подсветки цели от своей РЛС обнаружения или от РЛС из состава общей системы обнаружения и предупреждения, развернутой на данной территории.

ЗРК «Бладхаунд» состоят на вооружении частей и подразделений ВВС Великобритании, которые базируются на территориях этой страны и . Кроме того, ими оснащены ВВС Швеции, Швейцарии и Сингапура. Серийное производство этих комплексов прекращено, а для их замены в Великобритании и Франции разрабатывается новый ЗРК.

Всепогодный ЗРК средней дальности «Хок» (США) создан для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами, летящими на малых и средних высотах.

Рис. 2. ЗРК средней и малой дальности: а - самоходная пусковая установка зенитных управляемых ранет «Хок» (на базе гусеничного транспортера ХМ-727); б - пост наведения и управления ЗРК с пусковой установкой на позиции; в - зенитным ракетный комплекс , установленный на гусеничном бронетранспортере; г - пусковая установка ЗРК «Кроталь» (слева) и РЛС слежения за целью (справа)

В состав огневого подразделения (батареи) входят: ЗУР; РЛС обнаружения, работающая в импульсном режиме; РЛС обнаружения, работающая в режиме непрерывного излучения; две РЛС подсветки цели; радиодальномер; пункт управления; шесть ПУ (каждая имеет три направляющих); источники питания и вспомогательное оборудование. Для подсветки цели используются РЛС малой и повышенной мощности (последняя применяется при стрельбе по малоразмерным воздушным целям).

На вооружении ВВС состоит и самоходный вариант ЗРК «Хок», созданный на базе гусеничных транспортеров ХМ-727 (рис. 2, а). В состав этого комплекса входят транспортеры, на каждом из которых размещена ПУ с тремя направляющими. На марше эти транспортеры буксируют на прицепах все необходимое для развертывания батареи радиолокационное и вспомогательное оборудование.

Зарубежная печать сообщает, что в настоящее время в США принят на вооружение усовершенствованный ЗРК «Хок». Основное его отличие от базового варианта заключается в том, что новая ракета (MIM-23B) имеет повышенную надежность, более мощную боевую часть и новый двигатель. Была также усовершенствована наземная аппаратура управления. Все это, по мнению американских специалистов, позволило увеличить дальность действия ЗРК и вероятность поражения цели. Сообщается, что союзники США по НАТО планируют наладить выпуск по лицензии всей необходимой аппаратуры и оборудования, чтобы модернизировать имеющиеся у них ЗРК «Хок».

ЗРК малой дальности

В основном это , предназyfченные для борьбы с низколетящими самолетами при обороне авиабаз и других отдельных объектов.

Яснопогодный ЗРК «Тайгер Кэт» (Великобритания) предназначен для борьбы с дозвуковыми и околозвуковыми низколетящими самолетами (может использоваться и для стрельбы по наземным целям). Создан он на базе корабельного варианта ЗУРО , который за последние годы неоднократно подвергался модернизации.

Состав огневого подразделения: ЗУР; пост наведения и управления с бинокулярным прицелом, радиопередатчиком команд, ЭВМ и пультом управления; ПУ с тремя направляющими; программный блок подготовки запуска ЗУР; генератор; вспомогательное и запасное оборудование (рис. 2, б).

Комплекс «Тайгер Кэт» высокомобильный. Все оборудование огневого подразделения размещается на двух автомобилях типа «Лендровер» и двух буксируемых ими прицепах. Боевой расчет пять человек. Предусматривается возможность размещения этого ЗРК на различных бронированных машинах. В последнее время в комплекс включается РЛС ST-850, что, по мнению английских специалистов, позволит использовать его в любых метеорологических условиях.

По данным зарубежной печати, ЗРК «Тайгер Кэт» находится также на вооружении ВВС Ирана, Индии, Иордании и Аргентины.

Яснопогодный ЗРК «Рапира» (Великобритания) создан для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими самолетами.

Состав огневого подразделения: ЗУР, съемный блок визуального слежения, РЛС обнаружения воздушных целей (включает систему опознавания и радиопередатчик команд), объединенная с ней ПУ (четыре направляющие), съемный блок литания. Расчет пять человек.

Комплекс высокомобильный. Все оборудование огневого подразделения размещается на двух автомобилях «Лендровер» и двух буксируемых ими прицепах. Предусмотрена возможность размещения оборудования ЗРК на гусеничных бронированных машинах (рис. 2, в).

Основной вариант комплекса яснопогодный. Однако для работы комплекса в любых погодных условиях создана и испытана специальная РЛС. Первые ЗРК, в состав которых входит эта РЛС, уже поступили на вооружение некоторых подразделений полка наземной обороны ВВС Великобритании. ЗРК «Рапира» имеются также на вооружении ВВС Ирана и Замбии.

Всепогодный ЗРК «Кроталь» (Франция) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими самолетами.

Состав огневого подразделения: РЛС слежения за целью, ПУ с четырьмя направляющими радиопередатчик команд, инфракрасное следящее устройство и вспомогательное оборудование. Управление тремя огневыми подразделениями осуществляется с командной машины, где размещена импульсно-доплеровская РЛС обнаружения воздушных целей. Сообщается, что дальность обнаружения типовой цели составляет 18,5 км. РЛС, снабженная специальной ЭВМ, обнаруживает одновременно до 30 воздушных целей, однако в режиме автосопровождения может работать только по 12 целям. Все оборудование огневого подразделения размещается на бронеавтомобиле (рис. 2, г).

Министерство обороны США в процессе продолжающейся гонки вооружений проводит большие работы по совершенствованию существующих и созданию новых ЗРК, например типа SAM-D (разрабатывается для сухопутных войск США) и типа SLIM (для ВВС США).

Комплекс SAM-D (Surface to Air Missile-Development) всепогодный, большой дальности действия; предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами на всех высотах (исключая предельно малые). В начале 80-х годов им планируется заменить состоящие на вооружении ЗРК «Найк-Геркулес».

Американские специалисты считают, что применяемый в РЛС метод выборки данных с временным уплотнением каналов позволит наводить одновременно несколько ЗУР на разные цели или выбирать одну цель из группы.

Работы над ЗРК находятся в стадии испытаний экспериментальных образцов ЗУР и ПУ. Начата отработка системы наведения. Одновременно с этим специалисты ищут пути упрощения и удешевления ЗРК.

Будет всепогодным дальностью действия до 1300 км. Он предназначается для борьбы в основном со сверхзвуковыми воздушными целями в системе ПВО США. По предварительным расчетам максимальная скорость полета ЗУР комплекса SLIM (рис. 3) будет соответствовать числу М=4 - 6. Система наведения комбинированная. Возможные способы боевого использования: с укрепленных наземных или подземных сооружений и с самолетов-носителей. Запуск и наведение могут осуществляться либо с борта самолета, оборудованного системой обнаружения и управления, либо с земли.

В американской печати сообщалось, что в настоящее время в СШ А закончены предварительные теоретические расчеты по созданию ЗРК SLIM.

Страница 1 из 3


На вооружении армий многих государств наряду с самоходными и буксируемыми зенитными ракетными комплексами и ствольной зенитной артиллерией состоят переносные зенитные ракетные комплексы ближнего действия. Основное назначение их - борьба с низколетящими целями. Комплекс «Ред Ай» - первый из поступивших на вооружение стран НАТО. Он включает в себя пусковую установку (ружье), блок батареи-охладителя и зенитную управляемую ракету (ЗУР). Пусковая установка представляет собой трубу из литого стеклопластика, в которой хранится ЗУР. Труба герметична и заполнена азотом. Снаружи на ней расположены телескопический прицел и приспособления для подготовки и пуска ракеты. В боевых условиях после пуска труба повторно не используется. Телескопический прицел имеет 2,5-кратное увеличение, поле зрения его 25". В оптической системе прицела находятся сетка с делениями для внесения поправок на упреждение, а также два клинообразных подвижны/ индекса, сигнализирующих о готовности ЗУР к пуску и о захвате целей головкой самонаведения (ГСН).

Блок батареи-охладителя предназначен для снабжения электроэнергией бортовой аппаратуры ракеты (системы охлаждения газообразным фреоном чувствительного элемента ГСН). Этот блок подсоединяется к пусковой установке через специальную розетку-штуцер. Он является одноразовым и при несостоявшемся пуске подлежит замене.

Ракета FIM-43 одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка». Двигатель твердотопливный. Наведение на цель производится пассивной ИК-головкой самонаведения. Взрыватель боевой части ударный, замедленного действия, с предохранительно-исполнительным механизмом и самоликвидатором.

Основными недостатками комплекса «Ред Ай» являются, во-первых, его неспособность поражать цели на встречных курсах, во-вторых, отсутствие в составе ЗРК аппаратуры опознавания «свой - чужой». В настоящее время в сухопутных войсках и морской пехоте США комплекс «Ред Ай» заменяется ЗРК «Стингер». Однако он остается на вооружении армий некоторых стран НАТО.

ЗРК «Стингер» способен поражать в условиях хорошей видимости низколетящие воздушные цели не только на догонных, но и на встречных курсах. В состав комплекса входит аппаратура опознавания «свой - чужой». Ракета FIM-92A выполнена по аэродинамической схеме «утка». В Носовой ее части имеются четыре аэродинамические поверхности. Пуск ракеты из контейнера производится с помощью отделяемого стартоврго ускорителя, который за счет наклонного расположения сопел относительно корпуса ЗУР сообщает ей начальное вращение.

Аэродинамические рули и стабилизаторы раскрываются после вылета ракеты из контейнера. С целью поддержания вращения ЗУР в полете плоскости хвостового стабилизатора установлены под углом к ее корпусу.

Маршевый двигатель твердотопливный, с двумя режимами тяги. Он включается, когда ракета удалится от места пуска на 8 м. В первом режиме разгоняет ракету до максимальной скорости. При переходе на второй режим уровень тяги снижается, оставаясь, однако, достаточным, чтобы поддерживать сверхзвуковую скорость полета.

На ракете установлена всеракурсная ИК-головка самонаведения, работающая в диапазоне волн 4,1-4,4 мкм. Приемник излучения охлаждаемый. Совмещение оси оптической системы головки с направлением на цель в процессе слежения за ней осуществляется с помощью гироскопического привода.

Транспортно-пусковой контейнер, в котором размещается ракета, сделан из стеклопластика. Оба конца контейнера закрыты крышками, разрушающимися при пуске. Передняя крышка выполнена из материала, через который проходит ИК-излучение. Срок хранения ракеты в контейнере 10 лет.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта