Главная » Дети и родители » Психологические различия между полами. Физические и психологические различия между полами. Теории развития половой идентичности

Психологические различия между полами. Физические и психологические различия между полами. Теории развития половой идентичности


Нижегородский филиал

Государственный Университет

Высшая школа экономики

Эссе по психологии:

«Психологическое различие между полами. Существует ли оно?»

«Существует ли психологическое различие между полами»?

На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?

3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.

Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина - это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.

В доказательство хочу привести анекдот:

«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»

Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.

Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.

Если pассматpивать этот вопpос исторически, нельзя не заметить, что тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности - феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества pазличались очень pезко и казались поляpными; 2) эти pазличия освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми; 3) мужские и женские функции была не пpосто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный обpаз женщины констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов. Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и поляpными. Hекотоpая неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие - об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными. Во-втоpых, они значительно полнее, чем pаньше учитывают многообpазие индивидуальных ваpиаций. В-тpетьих и это особенно важно, они отpажают не только мужскую, но и женскую точку зpения. Согласно идеалу «вечной женственности», буpжуазной моpали XIX в., женщина должна быть нежной, кpасивой, мягкой, ласковой, но в то же вpемя пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энеpгичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядpо мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые чеpты: чтобы быть с мужчиной на pавных, женщина должна быть умной, энеpгичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некотоpыми свойствами, котоpые pаньше составляли монополию мужчин (только в пpинципе).

Отсюда - пеpеоpиентация теоpетической психологии. Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина - «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств. Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана - Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.). Эти шкалы пpедполагают, что индивиды могут в пpеделах какой-то ноpмы pазличаться по степени М и Ф. Однако свойства М-Ф пpедставлялись пpи этом альтеpнативными, взаимоисключающими: высокая М должна коppелиpовать с низкой Ф и обpатно, пpичем для мужчины ноpмативна, желательна высокая М, а для женщины - Ф. Вскоpе, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляpизуются на "мужские" и "женские". Кpоме того, pазные шкалы (интеллекта, эмоций, интеpесов и т.д.) в пpинципе не совпадают дpуг с дpугом - индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма феминным в дpугих отношениях. Hапpимеp, соpевновательные виды споpта издавна считались мужскими. Женщины-споpтсменки обычно обнаpуживали низкие показатели по тpадиционным измеpениям феминности, и ученые были склонны считать их хаpактеp скоpее маскулинным. Однако недавнее исследование гpуппы канадских теннисисток и гандболисток и сpавнение их со споpтсменами-мужчинами выявили ложность этого пpедставления. Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.

Особенности восприятия женщин и мужчин с точки зрения идеалов являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций.

Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.

С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам.

Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения (иначе его съест тигр!:)), хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо установлено, что девочки пpевосходят мальчиков в веpбальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агpессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

Использованная литература:

1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие. СПб., 1998.
2. «Словарь гендерных терминов».

3. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.

Подобные документы

    Конфликты в семьях и способы их управления. Анализ психологических различий между полами. Экспансивность женщины и скованность мужчины. Насколько различно видят мир мужчины и женщины, настолько часто возникают между ними конфликты по этому поводу.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Психология половых различий. Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами. Типы темперамента по И. Канту. Анатомические и физиологические особенности мужского и женского мозга. Исследование половых различий Э. Маккоби и Кэрол Джэклин.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2011

    Раскрытие психологических аспектов суицидального поведения и описание гендерных особенностей аутодеструкции. Исследование индивидуально-психологических различий между женщинами и мужчинами с аутодеструктивным поведением. Механизмы психологической защиты.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2013

    Проблема психофизиологии пола и различий между мужчиной и женщиной. Анатомо-физиологические основы дифференциации лиц мужского и женского пола, особенности их полового созревания. Психофизиологические аспекты половой дифференциации когнитивных процессов.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2012

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Психодиагностические методы предназначены для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, для выявления различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. Понятие о тесте.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2009

    Понятие о генетической психофизиологии. Роль генетических и средовых факторов в формировании физиологических систем организма и индивидуально-психологических различий личности. Место психофизиологических исследований в системе психогенетических знаний.

    реферат , добавлен 09.12.2014

    Эффективность применения Q-критерия Розенбаума. Оценка различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного, как часть комплексных диагностических, учебных, психокоррекционных и иных программ; описание и ограничения.

    практическая работа , добавлен 11.10.2009

    Исследование гипотезы о существовании различий в уровне способности к эмпатии, социально-психологических установках, терминальных и инструментальных ценностных ориентациях у представителей разного пола и о связи между данными факторами у девушек и юношей.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2013

    Рассмотрение понятия "гендер" как особенностей мужского и женского поведения, мышления, отношения между полами. Коммуникативная грамотность и трудности общения людей с противоположным полом. Специфические особенности врожденной мимики и жестикуляции.


Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.

Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характер-ных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близости некоторых пси-хологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией "естественной" противопо-ложности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.

Специальные психологические исследования, ориентированные на изучение проблемы различий между полами, искали и продолжают искать ответы на следующие вопросы:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?

Наиболее часто в психологической литературе подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенческих проявлений. Рассмотрим имеющиеся ответы на оба вопроса в каждой из четырех сфер личностного развития: когнитивной, мотивационной, моральной и поведенческой.

Когнитивном сфера

Для ответа на первый вопрос - описания отчетливо установленных психологических разли-чий между полами - обратимся к статье Т.Н. Виноградовой и В.В. Семенова (1993), в которой про-анализированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усред-ненным показателям интеллектуального развития не различаются, коэффициент интеллектуально-сти у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измере-ния коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби н К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин, по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин, по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin С.N., 1974).

Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 месяцам. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков.

Зрительно-пространственные способности - это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т.Л. Хилтон в 1985 г. суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских старшеклассников (общее число испытуемых более 23 тысяч.) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Тот же автор провел сравнение с данными аналогичного исследования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились. Этот факт можно объяснить следующим: либо у девушек существенно возросли зрительно-пространственные способности, либо у экспериментаторов снизилась установка найти различия в этой сфере.

Есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве, И даже у более младших детей были обнару-жены различия в понимании пространственных отношений. Кода в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).

Наиболее острые дискуссии среди специалистов вызывает вопрос о математических способностях. Математика всегда считалась мужской сферой деятельности, и в тестах математических способностей мужчины, как правило, превосходят женщин. По данным психометрических исследований, среди учеников начальной школы различий в уровне математических способностей не обнаруживается, эти различия начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления. Исследователи К. Бенбоу и Дж. Стенли связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденной способностью решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин.

Второй вопрос, на который мы собирались ответить после описания психологических половых различий, получивших достоверные подтверждения в результате исследований, - это вопрос о природе этих различий. Все варианты возможных интерпретаций могут быть объединены в две группы: 1) влияние биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин; 2) роль социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей.

Физиологические различия между полами столь очевидны, что некоторые исследователи попытались найти биологические основания наблюдаемых различий и в когнитивной сфере. Наиболее популярными в последние годы являются объяснения половых различий, основанные на гормональной регуляции и особенностях межполушарного распределения функций у мужчин и женщин.

Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо в пубертатный период. Английский психолог Р.Л. Вудфилд сопоставлял выполнение женщинами тестов на пространственную способность до родов и после них, т.е. в периоды, когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в те моменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов), заметно улучшалось выполнение пространственных тестов.

Наряду с этим в настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функционально специализацией мозговых полушарий. Существуют данные, что правое полушарие становится специализированным для пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек. Результаты клинических исследований и исследований здоровых испытуемых указывают на более выраженную тенденцию к латерализации вербальных и пространственных функций у мужчин и к билатеральному представительству обоих типов функций у женщин. "В целом, биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не объясняют всей сложности имеющихся данных, хотя данные биологии весьма значимы, особенно когда речь идет о мозговой латерализации" (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993. С. 68).

В числе социально-психологических факторов дифференциации познавательных способностей могут быть выделены следующие:

1) определенные традиции и культурные экспектации, которые в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром интериоризуются и влияют в дальнейшем на его мотивацию, систем ценностей, степень уверенности в себе и пр.;

2) поведение родителей и педагогов, связанное с внушением детям представлений о стереотипных половых ролях, о "мужском" и "женском" типах поведения, "мужских" и "женских" профессиях;

3) явная и скрытая дискриминация женщин, которая существует в научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном поприще.

В обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия. Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш. Раллис и ею коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие курсы по математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущем работать в этих областях. К. Бенбоу получила аналогичные результаты. Она сообщает, что из 2 тысяч математически одаренных американских учащихся 63% мальчиков и 30% девочек избирают специализацию в математических дисциплинах, кроме того, мальчики в два раза чаще избирают карьеру ученого-исследователя.

Причина этого факта заключается, скорее всего, в том, что с раннего возраста девочки привыкают к мысли, что математика - не их сфера деятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Сфера научной деятельности традиционно считается мужской сферой. Так, среди кандидатов наук женщины составляют 28%, среди докторов - 14%, среди профессоров, членов-корреспондентов и академиков - 1% (Калабихина И., 1995). Учебники, а также средства массовой информации рисуют образ науки и ученого, который гораздо лучше вписывается в маскулинизированную, или патриархальную систему ценностей. Воспринимается образ науки и типичного ученого - сильнейший детерминирующий фактор в выборе карьеры, но, как видно из экспериментов, соответствующий образ оказывается малопривлекательным для женщин. Действительно, женщины, стремящиеся добиться успеха в науке, сталкиваются с серьезными проблемами: их стремление к достижениям, поглощенность исследовательской работой окружающие часто расценивают как утрату женственности или как способ компенсировать неудачи в личной жизни (Женщины в науке, 1989). Эта ситуация типична практически для всех стран. Так, профессор психологии Джил Моравски пишет: "Половая асимметрия современного общества выражается, в частности, в маргинальном положении женщин-ученых, которые постоянно переживают ситуацию выбора: научная самостоятельность или личные привязанности, карьера или семья, престиж или научная истина и т.д. Положение маргинала (как в науке, так и в обществе) лишает женщину научной смелости и формулировке гипотез, препятствует воспитанию последователей и созданию научных школ" (Morawski J.G., 1990).

Таким образом, многочисленные исследования способностей мужчин и женщин в когни-тивной сфере показывают, что по сравнению с универсально-биологической социокультурная детерминация различий играет более значимую роль.

Мотивационная сфера

Исследования особенностей мужчин и женщин в сфере мотивации в основном касались изучения мотивации достижений. В 1972 г. психолог Мартина Хорнер предложила концепцию "Боязнь успеха". Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация - избегание неудачи. Женщинам и девушкам свойствен феномен "боязнь успеха". Они не хотят приобретать профессию и осваивать сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать менее женственными, т.е. они боятся социальных последствий успеха.

В исследовании Д. Спенса и Р. Хельмрайха мотив достижения у мужчин и женщин изучал-ся в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, и у мужчин выше мотивация совершенствования и соревнования. У других групп испытуемых (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования снизились, но по соревновательности различия оставались статистически значимыми, у мужчин мотив соревнования значимо выше, чем У женщин (Deaus К., 1985).

Различия между мужчинами и женщинами в мотивационной сфере имеют социокультурную детерминацию.

Сфера морали

Мысль о том, что добродетель каким-то образом связана с полом, что стандарты и критерии морали различны для женщин и мужчин, была центральной в этическом мышлении многих западных философов. В конце XIX - начале XX века и западных странах по этому вопросу утвердились следующие мнения: женские добродетели, которых недостает мужчинам, это сочувствие, сострадание, благожелательность, скромность; но они же - следствие того, что у женщин нет мужской рассудочности, способности действовать на основе принципов. Женщин часто считали неспособными к объективному или универсальному суждению, к разумным действиям. Они, как полагали, больше зависят от частностей и чаше, чем мужчины, поддаются эмоциям. Такие суждения основывались на мнении, что существуют системные различия между мужской и женской личностями в структуре мужской и женской психики (Гримшоу Д., 1993).

Отправной точкой работы К. Гиллиган "Иным голосом: теория психологии и развития женщин" стал анализ исследования Лоуренса Колберга о развитии моральных представлений у детей. Подобно тому, как Жан Пиаже попытался определить уровни познавательного развития детей, Л.Колберг предпринял попытку выявить ступени морального развития детей на основе их ответов на вопросы, как разрешить моральную дилемму. Высшей была признана ступень, на кото-рой при решении моральных дилемм наблюдалось обращение к усвоенным ранее правилам и принципам морали посредством логического выбора приоритетов. К. Гиллиган детально анализи-рует метод Л. Колберга на примере, когда он разбирает случаи с двумя одиннадцатилетними деть-ми - Джеком и Эми. Джека и Эми попросили решить следующую дилемму. У человека по имени Хайнц умирает жена, но у него нет денег на лекарства для нее. Должен ли он украсть лекарства, чтобы спасти жизнь своей жены? Джеку ясно, что Хайнц должен украсть лекарства; его ответ вращается вокруг правил, охраняющих жизнь и имущество. В ходе беседы он описал дилемму как "математическую задачу с людьми", как задачу, которая может быть решена при помощи логичес-кой разработки приоритетов для каких-то правил. Эми ответила совсем по-другому. Хайнцу, по ее мнению, следует пойти и поговорить с аптекарем, чтобы попытаться найти решение этой пробле-мы. Для Эми, доказывает Гиллиган, актеры в этом этюде не столько оппоненты в соревновании прав, сколько члены сети отношений, от продолжения которых они зависят. Если Джек считает, что ситуации нуждается во вмешательстве через систему логики или закона, то Эми видит необходимость во вмешательстве через связь в отношениях (Гримшоу Д., 1993).

Исходя из стереотипного представления, что процесс рассуждения у женщин более прими-тивный, чем у мужчин, Л. Колберг уверен, что в одном и том же возрасте мальчики по сравнению с девочками находятся на более высокой ступени морального развития. К. Гиллиган соглашается с тем, что мужчины и женщины на темы морали рассуждают по-разному, однако не соглашается с утверждением Л. Колберга, что уровень морального развития женщин ниже, чем у мужчин.

Как подчеркивает К. Доу, по отношению к детям разного пола в процессе социализации используются противоположные принципы морального развития. Для мальчиков - принцип индивидуализации (акцент сделан на отделении ребенка от взрослых), а для воспитания девочки используется принцип кооперации: акцент делается на привязанности и заботе о других (Deaux К., 1985). Это в дальнейшем и определяет особенности морально-нравственного развития детей в более старшем возрасте.

Отвечая на вопрос о детерминантах половых различий в сфере морального развития, можно заключить, что в этом случае имеет место социокультурная детерминация различий.

Сфера поведения

В сфере поведенческих проявлений наиболее часто подчеркиваются половые различия в проявлениях агрессии, конформности и эмпатии.

Агрессия. В исследовании необихевиористского направления (А. Бандура, А. Биллер) была обнаружена большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но авторы объясняли это разными социально одобряемыми моделями поведения.

Е. Маккоби и К. Джеклин считали агрессию единственным видом социального поведения, где явно проявляются половые различия. Опираясь на культурные и межвидовые исследования (у самцов животных агрессивность выше, чем у самок), они утверждали, что половые различия в агрессии биологически детерминированы (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).

Уже спустя три года после выхода их книги А. Фроди со своими сотрудниками отвергли мнение о биологической обусловленности половых различий агрессивности. Женщины, по их данным, не менее агрессивны, чем мужчины, если расценивают свои действия как справедливые или свободные от ответственности за них. Присущее женщинам чувство вины часто приводит к подавлению агрессивности там, где мужчины ее не скрывают. Не лишено резона и замечание о том, что агрессивность традиционно приписывается мужчинам, служит предметом их гордости и потому гораздо чаще упоминается в самоотчетах, тогда как женщины склонны умалчивать о ней.

В целом же, полагают они, правильнее говорить не о половых различиях агрессивности, а половых различиях ее детерминации в разных ситуациях (Каган В.Е., 1991).

Т. Тайгер проанализировал 94 исследования и определил, что в 52 из них выявлено преобладание агрессивности у лиц мужского пола, в 5- у женского, а в 37 - различий вообще не найдено Следовательно, заключил он, выводы о биологической обусловленности половых различий агрессивности недостоверны.

Е. Маккоби и К. Джеклин в 1980 г. провели дополнительные исследования, что позволило им отстаивать свое мнение, высказанное ранее. Они ссылались на данные о том, что мальчики уже в 3-5 лет более агрессивны, чем девочки, а поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различия следует считать врожденными (Deaux К., 1985).

Все перечисленное является иллюстрацией сложности вопроса психологии половых различий. Проблема заключается еще в том, что понятие "агрессия" не имеет более или менее четкого и однозначного определения. Многие противоречия могут быть сняты, различать стили агрессивного поведения и говорить об инструментальной агрессии; количественный критерий для описания половых различий агрессивности вряд ли можно считать адекватным.

Конформность. Проведено немало исследований, в которых получены данные, что девоч-ки в отличие от мальчиков более зависимы и боязливы. Так, например, в исследовании Б. Фагот получены факты, подтверждающие, что девочки по сравнению с мальчиками более застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны. Они легче подвергаются фрустрации, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству. Б. Фагот обнаружила, что среди детей второго года жизни девочки в три раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, и родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков (Кон И.С., 1988).

Е. Маккоби и К. Джеклин отмечают, что никакой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип, что женщины зависимы. Эта черта в раннем детстве характерна для детей обоего пола, но закрепляется она главным образом в поведении девочек и становится устойчивой чертой личности, так как поддерживается социальными ожиданиями окружающих людей и в первую очередь родителями (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).

Американская исследовательница психологии половых различий К. Доу, анализируя данные о более высокой конформности женщин по сравнению с мужчинами, полученные в исследовании Eccles, высказывает обоснованное предположение: конформность женщин выше, потому что их статус в обществе ниже, чем статус мужчин. В целом она подчеркивает, что фактор пола объясняет всего 1 % различий в поведении людей (Deaux К., 1985).

У исследователей половых различий конформности нет сомнений в том, что в этом случае различия имеют социокультурную детерминацию.

Эмпатия. Эмпатическая способность, при самых разных методических подходах к ее изучению, начиная с первых дней жизни более выражена у лиц женскою пола. Н. Эйзенберг-Берг и П. Массен полагают, что особенности социализации влияют на развитие эмпатии только у мальчиков. Но П. Бланк с сотрудниками нашли, что с возрастом превосходство девочек (женщин) возрастает в отношении произвольных невербальных сигналов (например, управляемое выражение лица) и снижается и отношении непроизвольных (тон, жесты). В ходе развития, считают они, женщины осознают, что слишком хорошее "прочтение" непроизвольных коммуникативных сигналов чересчур обязывает, а потому "невыгодно" (Каган В.Е., 1991). Таким образом, существует тенденция к выравниванию половых различий эмпатии по мере взросления: мальчики научаются си, а девочки отвыкают. Но полностью различия не нивелируются. Так, в работе К. Deaux (1985) указывается, что женщины лучше кодируют и лучше декодируют невербальные сигналы. В исследовании, проведенном М.Л. Бутовской (1997), было выявлено, что поведение девочек характеризуемся меньшей агрессивностью, большей склонностью к эмоциональному сопереживанию, большей концентрацией внимания на других.

Исследователи эмпатии не пришли к более или менее согласованному мнению относительно детерминации этой психологической характеристики. Ряд исследований подтверждает биологическую, ряд - социокультурную детерминацию.

Итак, анализ работ, посвященных изучению проблемы психологии половых различий, показывает, что многие различия между полами, до сих пор считавшиеся "константными" (например, уровень интеллектуальных способностей и морального развития), не нашли подтверждения в повторных исследованиях. Одни исследователи пришли к этому заключению, доказывая ошибочность или неадекватность используемых экспериментальных методов и произвольность интерпретации полученных данных. Другие попытались осмыслить половую дифференциацию как социальный процесс. Психологи этого направления стремились показать, как культурно-историческая специфика восприятия и истолкования половых различий формирует устойчивые стереотипы маскулинности-фемининности, поддерживаемые авторитетом психологической науки. Эти представители психологической науки сыграли более значительную роль в ниспровержении ортодоксальных постулатов о психологии половых различий.

Проблема психологии половых различий, вероятно, еще длительное время будет привлекать исследователей. Представляется, что более продуктивным в этом направлении может быть не поиск новых различий между мужчинами и женщинами, а концентрация внимания на фактах сходства в особенностях их личности и поведенческих проявлений. Такой подход будет способствовать реконструкции ортодоксальных представлений о феномене пола как детерминанте социальной роли и психологического поведения.

Страница 1

На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?

3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.

Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина – это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.

В доказательство хочу привести анекдот:

«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»

Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.

Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.

Психологическая структура
Психологическая структура судебной деятельности складывается из: 1.Познавательной; 2.Конструктивной; 3.Воспитательной; Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей с...

Охрана прав женщин и детей
* Охранять право женщин на труд. Наделить женщин равными с мужчинами правами на производство и хозяйствование, повысить экономическое положение женщин. Расширить сферы занятости, увеличить шансы на трудоустройство, повысить уровень занят...

Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОЛАМИ


  • Маскулинность и феминность

  • Гендерные роли

Мужчина и женщина – это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда

Д. Мардзини

Маскулинность и феминность

В нашей стране проблема психологических различий между мужчинами и женщинами чаще была предметом анализа в художественной литературе, чем объектом исследования в научных трудах. Половые различия рассматривались либо с анатомо-физиологической точки зрения, либо с художественной. А ведь наличие существенных психологических различий между мужчиной и женщиной ни у кого не вызывает сомнений – даже на уровне бытовых представлений. К сожалению, эти же бытовые представления настолько укоренились в сознание людей, что нередко искажают истинную картину изучаемого явления из-за неосознанных установок самих исследователей. Кроме этого, если половые различия в физиологическом плане остаются неизменными, то в психологическом плане эти различия являются динамической характеристикой, и изменения в социальной среде ведут к изменениям в степени их выраженности и в содержании.

В отечественной психологической науке долгое время психологии половых различий как бы и не существовало. Показателен тот факт, что взяв любую из немногих работ, связанных с полом, мы видим ссылки либо на врачей (и рассматривается или сексологический, или психиатрический аспект проблемы), либо на педагогов, причем в этом случае ссылки идут на труды, изданные в 20-е–30-е годы. Если же говорить об отечественных психологических работах, то здесь можно назвать работы Б. Ананьева
и его сотрудников, И. Кона, И. Клецину, А. Кочаряна, Д. Исаева, В. Когана, В. Кришталя и др. Собственно, бесполость нашей психологии объяснить достаточно легко. С одной стороны, оторванность в этом вопросе от мирового научного процесса: до начала перестройки в нашей стране не издавались работы многих ученых, в которых интерпретация поведения человека, тех или иных его психических проявлений была так или иначе связана с половыми признаками. С другой стороны, эти исследования были как бы и не нужны: объявив о равенстве мужчины и женщины, это равенство стали понимать как тождество. Чего только стоило бесполое обращение «товарищ», призыв к женщинам «сесть на трактор» и т. п. Совместное обучение, общая трудовая деятельность, резкое уменьшение исключительно мужских и исключительно женских профессий в известной мере нивелировали традиционные различия в нормах поведения и, в какой-то мере,
в психологии. Почти стопроцентная занятость женщин в общественном производстве забрала у мужчины статус единственного кормильца и главы семьи, что привело к ломке традиционной системы половых ролей и соответствующих им культурных стереотипов. Стереотипы маскулинности
и феминности стали менее полярными и эта некоторая неопределенность ролевых ожиданий вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу.

При рассмотрении вопроса половой дифференциации в историческом плане можно сделать вывод, что практически до ХХ века мужские и женские виды деятельности и личностные качества резко различались и противопоставлялись, причем эти различия представлялись нерушимыми, так как обосновывались либо религиозными догматами, либо биологическим половым диморфизмом. Функции мужчины и женщины рассматривались иерархически, и женщине стандартно отводилась подчиненная, зависимая роль. С изменением социальной ситуации стали меняться и нормативные представления о поведенческих и психических свойствах, характерных для мужчины и для женщины. Пол стал рассматриваться не только как биологические понятие, но и как социальное – то есть стал пониматься как комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. В англоязычной литературе даже используются различные термины для разграничения этих понятий: sex – как биологический пол, связанный прежде всего с размножением, и gender, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Понятие «гендер» было введено в социальные науки Энн Оклей в 70-е годы ХХ века, оно происходит от греческого слова «генос», означающего происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. По своему значению оно близко к русскому понятию «род». Первоначально интерес зарубежных исследователей был сосредоточен на доказательстве существования гендера (то есть главной задачей было выявление обусловленности различий между мужским и женским в культуре и в социуме, небиологическими факторами), но с конца 80-х годов интерес ученых сконцентрировался на выявлениях зависимости гендерных ролей от типа культурного. Описать весь спектр различий женского и мужского мира очень сложно, но основные тенденции можно представить следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Психологические различия между мужчинами и женщинами

Выявленные различия

Различия не

выявлены

Возможные различия (требуются дальнейшие исследования)

1

2

3

Активность

В возрасте от 2 до 2,5 лет мальчики проявляют большую активность в общих играх, чем девочки. С возрастом повышается активность тех и других, но юноши становятся более активными в сту-денческие годы


Общительность, внушаемость, самоуважение, стремление к до-стижениям, усво-ение ролей, способность к анали-тическому мышлению, подверженность влиянию наследственных факторов и среды

Осязательная чувствительность, страх, робость
и склонность к беспокойству, активность, способность к конкуренции

Речевые способности

В начале жизненного пути речевые навыки у девочек развиваются быстрее, чем у мальчиков. С дошкольного возраста до ранней юности речевые навыки мальчиков и девочек примерно одинаковы. Приблизительно с 11 лет девочки превосходят мальчиков. Эта тенденция усиливается во время учебы в школе и, вероятно, в дальнейшем


Реагирование на слуховые и зрительные стимулы

Стремление к власти, уступчивость, потребность о ком-то заботиться
и склонность
к «материнскому поведению», пассивность

Зрительное и пространственное воображение

Имеется в виду зрительное восприятие фигур в пространстве и их соотношения между собой. Хотя в детстве у девочек и мальчиков наблюдаются примерно одинаковые способности, в школьные годы мальчики начинают проявлять более ярко выраженную


Продолжение табл. 1

Существует ли психологическое различие между полами?

На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?

3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.

Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина - это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.

В доказательство хочу привести анекдот:

«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»

Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.

Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.

Если pассматpивать этот вопpос исторически, нельзя не заметить, что тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности - феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества pазличались очень pезко и казались поляpными; 2) эти pазличия освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми; 3) мужские и женские функции была не пpосто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный обpаз женщины констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов. Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и поляpными. Hекотоpая неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие - об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными. Во-втоpых, они значительно полнее, чем pаньше учитывают многообpазие индивидуальных ваpиаций. В-тpетьих и это особенно важно, они отpажают не только мужскую, но и женскую точку зpения. Согласно идеалу «вечной женственности», буpжуазной моpали XIX в., женщина должна быть нежной, кpасивой, мягкой, ласковой, но в то же вpемя пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энеpгичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядpо мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые чеpты: чтобы быть с мужчиной на pавных, женщина должна быть умной, энеpгичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некотоpыми свойствами, котоpые pаньше составляли монополию мужчин (только в пpинципе).

Отсюда - пеpеоpиентация теоpетической психологии. Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина - «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств. Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана - Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.). Эти шкалы пpедполагают, что индивиды могут в пpеделах какой-то ноpмы pазличаться по степени М и Ф. Однако свойства М-Ф пpедставлялись пpи этом альтеpнативными, взаимоисключающими: высокая М должна коppелиpовать с низкой Ф и обpатно, пpичем для мужчины ноpмативна, желательна высокая М, а для женщины - Ф. Вскоpе, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляpизуются на "мужские" и "женские". Кpоме того, pазные шкалы (интеллекта, эмоций, интеpесов и т.д.) в пpинципе не совпадают дpуг с дpугом - индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма феминным в дpугих отношениях. Hапpимеp, соpевновательные виды споpта издавна считались мужскими. Женщины-споpтсменки обычно обнаpуживали низкие показатели по тpадиционным измеpениям феминности, и ученые были склонны считать их хаpактеp скоpее маскулинным. Однако недавнее исследование гpуппы канадских теннисисток и гандболисток и сpавнение их со споpтсменами-мужчинами выявили ложность этого пpедставления. Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.

Особенности восприятия женщин и мужчин с точки зрения идеалов являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций.

Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.

С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам.

Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения (иначе его съест тигр!:)), хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо установлено, что девочки пpевосходят мальчиков в веpбальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агpессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

Использованная литература:

1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие. СПб., 1998.2. «Словарь гендерных терминов».

3. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта