Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.
Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:
Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.
Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.
Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:
Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!
Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:
Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?
Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.
Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.
По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.
В конце восклицательных предложений на письме ставится Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.
Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.
Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.
Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:
Сегодня был такой хороший день!
В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:
Сегодня был такой хороший день.
Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:
Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!
Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:
Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!
В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.
И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:
Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!
В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.
Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске - на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.
За примерами побудительных предложений вдалеке ходить не надобно. Весь из нас произносит десятки побудительных предложений в день: «Пора вставать!», «Скорее завтракай!», «Уроки сделай вначале!», «Вася, домооой!» Будет предложение по интонации восклицательным либо вопросительным, в обоих случаях вы склоняете иного человека выполнить вашу свободу. Дабы сделать это грамматически правильно, разглядим подробнее, что же такое побудительные предложения .
Выходит, если к вам обратились с побудительным предложением («Вася, стремительно домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася теснее дома») либо с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если предложение будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» либо «Васька, ну ты идёшь?» – то данный пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, возможнее каждого, будет стоять в повелительном наклонении: «Иди отсель, Петя!» (Ну, сколько теснее дозволено склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме сослагательного наклонения: «А не пошёл бы ты отсель!» И даже в форме изъявительного наклонения: «Пошёл отсель!» Последнее звучит не дюже почтительно, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого применяют инфинитив: скажем, суровое «Не курить!» – то такие предложения называют «негативно-побудительными».Правильные помощники побудительного предложения – специальные частицы. По-научному они еще именуются модально-волевыми. Все они нам красиво знакомы: «Пускай!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И легко необходимая частица «бы». Но изредка довольно каждого лишь одного существительного в именительном падеже, дабы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» – мигом додумаетесь, к чему хотел всподвигнуть вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пускай же задачи с определением побудительных предложений отныне будут вам неизвестны! И пускай эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а экстраординарно в виде почтительных и щекотливых просьб. Скажем: «Не выпить ли нам чайку?». Либо «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася…»
«Infinitivus» – в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 столетия, «инфинитив » определяли как «неопределенное наклон глагола». При чем тут наклон, и какое положительное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?
Современные словари трактуют инфинитив
легко – «неопределенная форма глагола» (такие слова, как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это внятно, но потому что язык – представление физическое, есть ли у инфинитив
а оглавление? Данный вопрос до сего времени вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив
нулевой формой (и с отсутствием оглавления), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклон». Есть также и последователи «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не энергичного и не пассивного – вновь же в ветхой обычии либо в традициях других языков, скажем, английского). Самая парадоксальная версия – инфинитив
вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Сложно сказать, нулевое наклон либо нулевой залог у инфинитив
а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это верно. Инфинитив же, наоборот, может входить в состав сказуемых (глагольных). Скажем, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный глагол («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные глаголы некоторыми изыскателями также причисляются к инфинитив
ам, правда это суждение представляется ложным, потому что постфикс –ся (себя) теснее несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив
– неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сего времени остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки склоняются к тому, что это флексия (то есть морфема, объединяющая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив
а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, нужно подметить, что в разговорной речи инфинитив
может в предложениях со значением сообщения, движения, речи, направления, начала либо продолжения исполнять функцию нулевого сказуемого. Скажем, «Мы ужинать», «Пора ехать» «Дети – спать!».
Видео по теме
Наклонением именуется непостоянный морфологический знак глагола, присутствующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к действительности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.
Видео по теме
Побудительное предложение
Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.). Грамматические средства оформления побудительных предложений: 1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее!
(Л. Толстой). К барьеру!
(Чехов); 2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной
(Пушкин). Продолжать огонь!
(Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала!
(Грибоедов). Ты бы ушла, Настя
(Леонов). Пошёл с дороги!
(Горький); 3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука!
(Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает
(Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём
(Панова).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
См. вопросительное предложение …
У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия
Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов
Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов
Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов
Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).
Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? );
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);
3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).
Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.
Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).
Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).
Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).
И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.
Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л).
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).
Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); - А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят ; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).
Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).
Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.
Л. Ф. Бердник
Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке
В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудительные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сходство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рассматривали вопросительные предложения как одну из разновидностей побудительной речи. В книге «Очерки по теории синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определенном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о структурно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.
Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:
Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.
Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.
Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам побуждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встречаются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обязательного ответа, например:
- Скажи мне, Яков, зачем ты стучишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, расхожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).
Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложений указывалось в работах А.М. Пешковского,
О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предложения выделяются три семы: сема вопроса, сема сообщения и сема побуждения (под семой понимается минимальный элемент грамматического значения).
Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в определенной ситуации и с особой интонацией. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и побуждение к действию. Рассмотрим особенности таких предложений.
Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.
В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выраженный модальными глаголами хотеть, желать, мочь, иногда в сочетании с вежливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выраженным, например:
Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).
Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнознаменательные глаголы, например:
Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Островский).
Значение побуждения может быть выражено инфинитивными вопросительными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение усиливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале предложения и указанием на адресат в форме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа:
А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).
Побудительное значение часто обнаруживается в неместоименных вопросительных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочетании с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всегда узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:
Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).
Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудительное значение. Так, побудительное значение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными словами почему, отчего с частицей бы , отрицанием не и дательным падежом адресата, например:
Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытаться взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.
Обычно в таких предложениях преобладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.
Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:
Что же вы не посидите? Я подогрею самоварчик. (К. Федин); Что же вы не веселитесь... ну? (Л. Леонов).
В разговорной речи часто встречаются такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приезжаете?
В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вносит новые экспрессивные оттенки в семантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопросительной формы.
Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:
А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).
В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.
Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаголов.
В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.
При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.
Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?
Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями требования, приказа, команды, распоряжения, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой переходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостережение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных предложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его присутствие проявляется в оттенках передаваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициальным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить побуждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопросительно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.
С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудительном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопросительной форме сближается с угрозой:
Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтматов).
В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особенностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).
Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуждения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество побуждения меняется: оно либо усиливается, становится более жестким, категоричным, либо, наоборот, смягчается.
Чаще всего вопросительное предложение выступает со значением простого побуждения к конкретному действию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значение приглашения, например:
Кваску, господа, не угодно ли? (Короленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).
Вопросительно-побудительные предложения со значением просьбы отличаются особой деликатностью выражения просьбы, близкой к упрашиванию:
- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Иванович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).
Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с модальным словом может быть (может ):
Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).
Вопросительно-побудительные предложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, ненавязчиво. Совет всегда обосновывается, поддерживается контекстом, например:
- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопожертвования. (Д. Гранин).
Вопросительно-побудительные предложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:
- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).
Вопросительно-побудительные предложения выражают и побуждение к совместному действию, которое также более непринужденно, естественно, неофициально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложением:
Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)