Главная » Макияж » Цветовой круг ньютона - цветовые системы. Цветовой круг ньютона

Цветовой круг ньютона - цветовые системы. Цветовой круг ньютона

По материалам сайтов:
http://designofsite.ru/teorija-dizajna/2 3-cvetovoj-krug,
http://designinfoline.ru/?p=78

Ученые всего мира до сих пор не пришли к единому мнению о природе цвета. На этот счет существует два мнения. И. В. Гете , поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе. В то время как И. Ньютон, первым исследовавший свойства света и цвета, утверждал, что в природе объективно существует только белый цвет, а все другие цвета - это реакция наших глаз на определенную длину волны. И до сих пор этот спор между физиками и «лириками» не привел к единому мнению.
Пока ученые спорят, дизайнеры и художники активно используют открытие И.В. Гете: его цветовой круг . Его открытие по значимости для цветоведения сравнивают с открытием таблицы Менделеева для химии. Цветовой круг известен любому, кто мало-мальски интересуется теорией цвета. Он имеет большое прикладное и научное значение, потенциал которого до сих пор еще полностью не раскрыт.
Цветовой круг - универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена. Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.
Гете первым выявил положительное и отрицательное влияние цвета на личность человека.
- Положительными цветами, по его мнению, являются цвета желто-красного спектра , использование которых в интерьере и в одежде приводит к увеличению количества энергии и общему подъему настроения.
- Отрицательными цветами являются цвета сине-фиолетового спектра , применение которых вызывает угнетение настроения и общего психологического тонуса.
- Зеленый цвет И.В.Гете считал нейтральным. Он писал, что глядя на зеленый, «душа отдыхает».

Едва ли нужно вспоминать продолжение и цепочку идей этого великолепного эпизода, который каждый знает: приход королевы в Спарте, смутные тревоги, которые распространяются в ее душе, зловещие предсказания; полет Хелен в замок, где Фауст ждал своего божественного любовника с отрядом северных людей, который следовал за ней в Грецию; мистические свадьбы в заколдованной Аркадии, рождение прекрасного евфорианца, ребенок обещал прославленные судьбы, сына, который носил в нем, с кровью богов, которые Элен передала ей, пылким соком современных страстей.

Благодаря работам И. Ньютона, уже было известно, что белый цвет распадается на семь основных цветов, составляющих радугу. Все вы конечно же помните, что радуга состоит из 7 цветов:

Красного -Оранжевого -Желтого -Зеленого -Голубого -Синего -Фиолетового

Размышляя о том, как рождается цвет, Гете выявил чистые цвета - те, которые нельзы получить путем смешивания, а можно лишь взять готовыми. Это Красный, Желтый и Синий Он же сделал вывод о том, что Оранжевый, Зеленый и Фиолетовый - это смешанные цвета, которые получаются путем смешивания основных в разных пропорциях. Вообще же между чистыми основными цветами находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой.
Гете пошел дальше и предположил, что один из существующих цветов, не являющийся в радужным, может быть продолжением фиолетового и началом красного. И этот цвет - пурпурный . Найдя это недостающее звено, Гете смог «закруглить радугу» и создать свой цветовой круг.
Таким образом, он показывает нам зарождение бесконечного количества оттенков из трех основных цветов.

Символ прозрачен, и Гёте на этот раз не скрывал его тайны. Он дает его тем, кто хочет услышать это в своих письмах и в своих беседах. Из первых поступков, - сказал он, - названия классических и романтических начинают резонировать. Не будем ли мы из этого учиться оценивать с этой высокой точки зрения все, вплоть до его истинной эстетической ценности, как старой, так и новой? Пусть Элен теперь подчиняется ее судьбам!

Даже в этой оригинальной концепции и которая перемещает нас через символ, Гете оставляет нам некоторые сожаления. В идеальной свадьбе Хелен и Фауст хорошо праздновать объединение древнего искусства и современной поэзии; но это непонимание интересов классической древности, чтобы дать ему как аккомпанемент, а рядом с ним, в классическую субботу, хор монстров. Уже Фиоркис-Мефистофель беспокоит меня своей спектральной фигурой. Странная идея желать акклиматизировать уродство в мире древнего искусства, на родине Элене!

Круг Гете помогает находить гармоничные цветовые сочетания.
Так, дополнительные цвета находятся на противоположных концах диаметра круга, например:
- оранжевый-синий;
- желтый-фиолетовый;
- красный-зеленый.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.
Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.
Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.
Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь. К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Но в классической Субботе, чье название состоит из двух слов, которые выливаются в связь, какой злой гений педантской эрудиции вдохновляет Гете думать о выполнении его работы с самыми отвратительными явлениями? Почему он хотел писать под грустным вдохновением ведьм из Фессалии? Духовно сказано, что это «романтизм классической древности». Гете тоже забыл это замечание именно о том, что «фоккады»: «рожденные ночью», говорят они, близкие тьмы, почти неизвестные нам самим, другим абсолютно, нас никогда не видели, воспроизведенные искусством.

Эти бесформенные, почти безымянные монстры, ползающие по мелководьям мифологии, должны были остаться там. Гете был вдвойне не прав, чтобы вывести их из своей печально известной тени и произвести их в свете искусства; он скомпрометировал классическую древность и почти почти не отдавал почти все части своего стихотворения: просто наказание за то, что для любовника Греции и Хелен было своего рода поэтическим нападением, святотатством. Язычество Гёте - обширная аллегория природы. Он служит для выражения многообразных аспектов разумной реальности, понимания их различных и движущихся форм аллегорическими выражениями, столь же разнообразными, как и эти формы.

Комплиментарные (дополнительные) цвета
Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний - посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. Используются в мягких, комфортных и нераздражающих композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, пожалуй, дизайнеру стоит выбрать один цвет главным, второй - поддерживающим, а третий использовать для акцентирования. Также следует позаботиться о достаточном контрасте в аналоговой композиции.

Говорят, что политеизм Гете был украшением его пантеизма. Ничего более справедливого и лучшего не сказал. Только орнамент перегружен изобилиями орнаментов посредственного вкуса; он подавляет идею о том, что он должен просто украшать. Эпизод Гомункула и классическая ночь Вальпюргиса абсолютно значимы только благодаря символике естественных сил, стремящихся последовательно к форме, к жизни, к относительному совершенству, которым они способны. Гомункул представляет это стремление к тому, что существует только у власти для полного и полного существования; Фауст, который ходит в этой уникальной компании через чары и ужасы этой фессалийской магии, завершает символ, ища Хелен, и представляет стремление всей природы к совершенной форме, к красоте.


Контрастная триада
Контрастная триада - вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета - используйте контрастную триаду.

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых - комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проце было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные - вспомогательными.

Квадратная схема
Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудаленные по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Цветовой круг: заключение.
Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Первая мысль имеет величие. Нам разрешат не расходиться в эпизодах без видимой связи, без видимых отношений, и указывать лишь несколькими особенностями сложную организацию и тонкое развитие концепции поэта: странную фантазию, которая идет от равнин Фарсалии до границы Пенеуса и берегов Эгейского моря, через сказочное население монстров и призраков, детей ночи!

Гомункул - это желание жизни, вздох природы к существованию. Он кажется мне двоюродным братом Гегеля. Двусмысленный продукт науки Вагнера, который, опираясь на свой тигель на протяжении полувека, надеется наконец найти жизнь там в неожиданной комбинации веществ и искусстве Мефистофеля, который хотел бы представить эту иллюзию старый ученый, Гомункул - всего лишь жалкая человеческая форма, плененная в кристалле фиала, фосфоресцирующего маленького существа, звенящего, жестикулирующего, говорящего, не имея, собственно говоря, ни тела, ни мысли.

Дизайнеру, ровно как и визажисту, нельзя ограничивать себя правилами, нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг - хорошая проверка их гармоничности.

Это ритуал человеческой науки, авангарда, временной фигуры, чистой возможности быть в начале формы. Он хочет завершить себя и присоединиться к волшебному каравану, организованному Мефистофелем, чтобы открыть принцип и источники жизни. Эти священные источники должны быть встречены таинственным соглашением законов природы, где древняя и бессмертная красота вылупилась во всем своем великолепии в Греции; но именно в романтической Греции, в Фессалии, поэт ведет нас в ту самую ночь в Вальпургиеве, посвященную субботе.

В классической субботе мы можем выделить три части, каждая из которых символически представляет собой фазу в истории пластических эволюций природы, действие в великой драме творения. В первом мы встречаем только эскизы бытия, гигантские и причудливые игры творческой силы, чудовищные произведения элементарных сил без фиксированной формы, определяемые без гармоничных пропорций, реальные игры титанов: колоссальные муравьи, грифоны, аримаспы, сфинксы, сирены. Вторая часть знаменует собой ощутимый прогресс в процессах и искусстве природы.

Мы каждый день взаимодействуем с цветами - выбирая палитру нового интерьера, расцветку платья, тон макияжа или лака для ногтей, мы ищем подходящий к обстановке или атмосфере оттенок. В торговых павильонах, сами того не подозревая, мы отдаем предпочтение тому или иному товару, в первую очередь ссылаясь на его цвет.

Одним из основателей «учения о цвете», человеком, объяснившим цветовые предпочтения людей с точки зрения психологии, является знаменитый философ и поэт Иоганн Вольфганг Гёте. предложенный им в XIX веке, как основа теории несмотря на отсутствие признания со стороны современников, активно используется и сегодня.

На берегах Пенеуса - полубоги воды, нимфы, кентавры и Хирон, в конце концов, фигуры все еще нерешительны и плавают, хотя уже приближаются к завершенным и гармоничным формам. В третьей части, которую можно назвать человеческим периодом, работа творения закончена: каждый из мифологических богов имеет свою роль и использование. Период путаницы уступил место тому периоду, когда установлен порядок, где закон преобладает и регулирует анархию сил, где все организовано и распределено. В то же время наука пробуждается; это действительно возраст человека, так как это возраст научной мысли, изучающей феномены, ставящие под сомнение условия существования, отвергающие сказочные объяснения, вводящие во всем мире естественные принципы, а не мечты и выдумки.

Личность создателя цветовой концепции

Гёте Иоганн Вольфганг родился в 1748 году в торговом городе Германии - Франкфурте-на-Майне. Это один из самых выдающихся философов и поэтов конца XVIII - начала XIX века. Однако мало кому известно, что Иоганн Вольфганг был также ученым-естествоиспытателем - он собрал значительную коллекцию минералов, в честь него был назван один из них - гётит, а также был удостоен чести увековечить свое имя в названии одного из кратеров на планете Меркурий.

Этот период символизируется именами Фалеса и Анаксагора, представляющими две элементарные силы, воду и огонь, а также конкурирующие теории нептунианцев и вулканцев, между которыми империя геологии. Эпизод заканчивается встречей Протей, который показывает Гомункулусу великую тайну: В море вы должны взять свое происхождение! Протей переводит эту пантеистическую идею по-своему на принцип и начало жизни, которые натуралист Окен выражал таким образом: Свет освещает соленую воду, а вода живет. Вся жизнь исходит от моря, никогда с континентом.

Сам человек является ребенком теплого и влажного моря, где он растет, около земли. Закон метаморфоза и жизнь от моря под воздействием солнца - великие пантеистические аксиомы, которые поэт провозглашает последним результатом, верховным завоеванием науки. Праздник моря, священный источник существования, венчает этот странный эпос классической субботы.

К одному из главных достижений сего мужа в сфере естественных наук относится «цветовой круг Гёте» - учение о цвете и его сочетаниях, опубликованное в 1810 году в книге «К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre). В ней ученый изложил свой субъективный взгляд на природу цвета, а также раскрыл вопросы относительно человеческого световосприятия. Данная теория шла вразрез с преобладающим в то время физическим учением о природе цвета, в связи с чем не была всерьез воспринята современниками. Однако Иоганн Вольфганг и не стремился объяснить указанное явление с точки зрения физики. Больше всего его волновал вопрос: «Какие чувства и эмоции вызывает у человека тот или иной цвет?»

Вместо того, чтобы сбиваться с пути в деталях этих концепций, бесконечной детали, тонкой и часто окутанной отчаянной безвестностью, мы считаем, что более интересно рассмотреть вопрос, который, естественно, навязывается нам в конце этого исследования, Почти все великие произведения Гете несут, хотя и в меньшей степени, чем это, следы вечной смеси и как попытку слияния позитивной науки и поэзии. В какой степени эта смесь легитимна? Разве поэзия не должна страдать от этого слишком знакомого района науки?

Великий художник физического мира Александр фон Гумбольдт поставил этот вопрос и разрешил его в очень ясном смысле, в том же смысле, что и сам Гете; но он разрешил это доктриной, в то время как Гете попытался решить ее по самому факту - по искусству. Основываясь на мысли его знаменитого брата Гийома, он утверждает, что нет ничего более легитимного, чем эта ассоциация, что сама по себе и по своей природе поэзия, наука и философия не могут быть разделены, Это одна из тех эпох цивилизации, в которой все способности человека все еще запутаны, и когда по эффекту по-настоящему поэтичного уклада он ссылается на это первое единство.

Теории о природе цвета

В современном мире существует два подхода к определению природы цвета:

  • В рамках первого подхода, приверженцами которого являются представители точных наук, цвет является не чем иным, как реакцией глаза человека на длину световой волны. Указанный подход также можно назвать «подходом человеческого субъективизма», в рамках которого каждый человек видит цвет по-своему.
  • В рамках второго подхода, второе название которого - «цветовой круг Гёте», цвет рассматривается как объективно существующая в природе субстанция.

Философские размышления о структуре мира натолкнули Гёте на мнение о реальности существования цвета в природе. После чего ученый решил рассмотреть каждый из них с точки зрения психологии и определить степень его влияния на мозг человека.

Хотя на первый взгляд может показаться странным желание объединить поэзию, которая живет по форме, цвету, разнообразию, с простейшими, самыми абстрактными идеями, которые являются самой сущностью науки, эту смесь не следует опасаться. Такой страх мог возникнуть только из узкого взгляда на вещи или с мягкой сентиментальности. В увеличенной перспективе природа более известна широкой компенсацией за магическую и чудесную силу, которая берется из нее. Чтобы ограничить себя одним примером, не ощущение вечности больше возбуждает нас в интуиции астрономического бесконечности, чем детское воображение этого свода лазурного созвездия с гвоздями который когда-то представлял для человека звездное небо?

Однако утверждать, что цветовой круг Иоганна Гёте - истинно философское учение, в корне не верно. Изначально палитра состояла из 6 цветов, а в XIX веке расширена до 24 единиц немецким физиком Вильгельмом Освальдом.

Цветовая палитра

Люди, работающие с цветами и подбирающие гармоничные оттенки, используют цветовой круг Гете.

Простота и общность законов, потрясающее разнообразие комбинаций, действия и реакции явлений, сложность деталей, которые бесконечно пересекаются на живой паутине Вселенной, в этих взглядах, источник ярких, поэтических эмоций, глубоко новых, столь же великих, как бесконечный? Г-н де Гумбольдт опровергает тезис Берка и всех тех, кто утверждает с ним, что незнание природы природы является единственным источником поэтического восхищения и чувства возвышенного. Берк смущает, восхищается изумлением. Невежество не производит ничего, кроме одурманивания и ужаса перед неизвестными вещами, из глубокого знания, что рождается чувство мужественного восхищения.

  • Основные цвета круга: красный, синий и желтый. Их отличительная особенность - они не могут быть получены путем смешения других красок и существуют сами по себе.
  • Оранжевый, зеленый и фиолетовый - цвета второго порядка. Их получают путем смешивания основных единиц
  • Далее идут цвета третьего порядка, созданные путем смешивания основного и второстепенного цвета.

Каждый из них является энергетическим сгустком, вызывающим у людей определенные эмоции.

Наука ищет то, что является постоянным, фиксированной сущностью явлений, исконными и порождающими законами, постоянными отношениями, устойчивыми формами, типами. Итак, каковы законы, типы, формы, если не идеи, которые человеческая наука может извлечь из эмпирического наблюдения, и с помощью которых мы доминируем над сырьем фактов? Таким образом, хорошо понятая природа разделяется на идеи. И что может быть красивее, чем природа, замеченная в идеях? Чем глубже приобретает знание своей сущности, тем больше удовольствия - созерцание, более благородное и возвышенное удовольствие.

Цветовой круг Гёте: фото

Существует 2 разновидности круга.

1. Палитра из 6 цветов.

2. Палитра из 24 цветов.

Темперамент цвета

В процессе эмпирических исследований было установлено, что субъективные ощущения человека изменяются на 3-4 градуса в зависимости от окраски стен комнаты. В связи с этим Иоганн Вольфганг установил темперамент для каждого цвета в зависимости от его «температуры» по шкале «теплый - холодный».

  • Желтый и оранжевый цвета Гёте отнес к «положительным», так как при взгляде на них человек радуется, приобретает радужные эмоции.
  • Синий и фиолетовый - к отрицательным. Помещения, наполненные указанным цветом, холодные и пустые.
  • Чисто красный и зеленый ученый причислял к нейтральным.

При добавлении того или иного оттенка характеристика цвета меняется на положительную, отрицательную или нейтральную.

Порядок сочетания

Модельеры, дизайнеры, стилисты и визажисты - все люди, работающие с цветами, используют в своей практике цветовой круг Гете и руководствуются следующими правилами:

Правило № 1. Лучше всего комбинируются цвета, лежащие друг напротив друга. они также называются комплементарными. К примеру, фиолетовый и желтый взаимно дополняют друг друга и усиливают.

Правило № 2. Цвета, расположенные на вершинах одного из треугольников, гармоничны. К примеру, синий, фиолетовый и зеленый. Указанное правило также называют «трехцветной гармонией».

Правило № 3. Цвета, расположенные на вершинах квадрата, гармоничны. К примеру, синий, фиолетовый, желтый и оранжевый. Данное правило также называют «цветовым комплементом».

Правило № 4. Цвета, расположенные на цветовом круге рядом, хорошо сочетаются друг с другом. Они называются аналоговыми. Обычно за основу берется один из них, а второй выступает в качестве дополнения для расставления акцентов.

Правило № 5. Оттенки, расположенные на одной вершине треугольника, можно комбинировать в любом количестве. Современный цветовой круг Гете насчитывает 24 вершины. Цвет каждой из них можно разложить на десятки оттенков и использовать их в работе или творчестве.

Правило № 6. можно комбинировать друг с другом в любом количестве. К таковым относятся: белый, коричневый, серый, черный.


Цветовая концепция круга в современном мире

Наука не стоит на месте, в том числе и колористка. В современной модели лежит концепция, которую создал в начале 19 века Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Цветовой круг Гёте за 2 века был увеличен до 24 цветов благодаря исследованиям Иттена и Освальда и положен в основу современной цветовой концепции. Как и ранее, являются красный, синий и зеленый - современная модель RGB (Red, Grey, Blue). Однако теперь она представлена не самостоятельными цветами, а градиентными кругом.


Цвет играет огромную роль в нашей жизни, и определенные оттенки стали нарицательными в современном мире. К примеру, красный символизирует опасности и ошибки, а зеленый - наоборот, призыв к действию. Это неписаные правила, которые внес в нашу жизнь Цветовой круг, созданный им в начале XIX века, за последующие столетия был увеличен на 18 цветов - с 6 до 24. Однако концепция цвета, созданная им на основании психологических предпочтений человека, несмотря на отсутствие научной обоснованности, крайне эффективно используется и в XXI веке, став основой для современных цветовых моделей.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта