Главная » Стильные вещи » Коряки к какой группе принадлежат. Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков. Наличие говоров, диалектов

Коряки к какой группе принадлежат. Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков. Наличие говоров, диалектов

Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков .

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е -40-е годы XX века , - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав’чывав" ) - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в’эемлелг’у - лесновцы, ӄаяӈынылг’у - карагинцы, элутэлг’у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

На корякском языке частично выходила газета «Народовластие ». По состоянию на 2012 год корякские странички регулярно печатаются в газете «Абориген Камчатки».

Фонология

Для корякского характерен сингармонизм гласных.

Ударение

В подавляющем большинстве случаев ударение в двусложных словах падает на первый слог. В то же время в двусложных словах, образованных редупликацией корневой морфемы на слух определить ударение бывает весьма сложно. В словах, где более 2 слогов характерно помещать ударение на предпоследний слог (имеются исключения). Таким образом ударение не фиксируется на каком либо слоге основы, а сдвигается при изменении слова. В словах, имеющих более 4 слога относительно равномерно чередуются ударные и безударные слоги.

Редукция гласных в безударном слоге невелика, и в ударном и в безударном слоге они сохраняют свои качества.

Морфология

Корякский язык относится к языкам агглютинативного типа. В каждом корякском слове выделяется корневая и аффиксальная морфема (обычно несколько). Аффиксальные морфемы имеют несколько функций, такие как: 1. Уточнение, дополнение или преобразование главного лексического значения слова; 2. Выражение грамматических категорий; 3. Синтаксическая связь слова с другими словами предложения.

Словообразование

Как и в других чукотско-камчатских языках, для корякского характерно явление редупликации корня слов. Этим способом образовано значительное количество имён существительных. Повтор корневой морфемы может быть как полным, так и неполным. Примеры: гилгил (льдина), вэтвэт (работа), вилвил (цена, плата), г’ылг’ыл (снег), кыткыт (наст), нымным (селение), мыгмыг (волна), тилтил (крыло), томтом (хвоя), чольчоль (соль), г’ичг’ич (капля) и др. Примерами слов с неполной редупликацией могут служить: алаал (лето), в’унэв’ун (кедровая шишка), гийигий (лестница), ипиип (пар, дым), йиттыйит (морошка), кымгыкым (блоха), кыччакыч (пена), тимитим (плот), энмыэн (скала) и др. Иногда в корякском языке имеются слова с одним и тем же значением, образованные редупликацией и аффиксально, например: милгымил и милгын (огонь, костёр).

Важную роль в словообразовании играет также сложение двух основ, например: таӄлеваӈъян - пекарня (от слов таӄлеваӈ-кы - ‘печь хлеб’ и я-яӈ-а - ‘дом’); ынпыӄлавол - старик (от слов н-ынпы-ӄин - ‘старый’ и ӄлавол - ‘муж’); калитыник - вышивать (от слов кали-кал - ‘роспись’ и тыник - ‘шить’), в’йитиӈу-н - вдох (от слов в’йи - ‘воздух’ и тиӈу - ‘втягивать, тянуть’). Характерно также то, что составные слова иногда становятся источником образования новых лексических единиц, например: гаймо лыӈык - желать, гаймо лыӈгыйӈык - желание. Ряд широкоупотребительных морфем корякского языка употребляется и как корневые и как аффиксные.

Другой способ словообразования - аффиксация (в корякском характерно добавление как суффиксов, так и префиксов). Примеры: почта-лг’-ын - почтальон; корова-тг’ол - говядина; нывэлы-ны - остановка. В корякском имеются различные деривационные суффиксы: уменьшительный суффикс -пиль/пэль (несёт также уменьшительно-ласкательный оттенок); увеличительный -нэӄу/наӄо и др. Примеры: яяӈа (дом) - яя-пэль (домик); милут (заяц) - милютэ-пиль (зайчик), в’ала (нож) - в’ала-наӄо (большой нож) и др.

Суффикс -чг служит для образования существительных с пренебрежительным или отрицательным оттенков, например: милут (заяц) - милота-чг-ын (зайчишка). Этот суффикс может входить также в личные имена для придания отрицательного оттенка. Существительные, означающие самку животного образуются при помощи префикса -ӈэв/ӈав , например: коня (конь) - ӈав’коня (кобыла). Для образования существительных со значением детёныш животного используется префикс -ӄай , например: ӄайӈын (медведь) - ӄай-кайӈын (медвежонок).

Грамматическое число

В корякском выделяют единственное, множественное и двойственное числа. Числа фактически различают лишь в основной форме существительных, тогда как в падежных формах грамматическое число не выражается: гыйника (зверем, двумя или многими зверями).

Диалекты

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык . В настоящее время в КАО основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

В основу классификации корякских диалектов положен признак соответствия звуку й в якающих диалектах (к якающим относится и чавчувенский) звуков т, р в такаюше-ракающих диалектах: чавчувенское йайаӈа , апукинское йайаӈа , алюторское рараӈа , палланское рараӈа , карагинское рараӈа (ср. чук. йараӈы ) - дом; чавч. йайол , апук. йайол , алют. татул , пал. таттол , караг. татол - лиса.

Некоторые употребительные слова полностью совпадают в диалектах: в’ала - нож (чавч., караг., пал., алют.) и далее в тех же диалектах - мимыл - вода, милгын - огонь, мыгмыг - волна, ынныын - рыба, ӄэтаӄэт - кета, пиӈпиӈ - зола, лиглиг - яйцо. Наряду с этим есть лексические расхождения: чавч. кмин, ыпиль , караг. ненег, уп , пал. унюнюпи - ребёночек; чавч. калал , караг. ассуас , пал. ачуач - горбуша; чавч. г’аткэн, , карат. нынырхак, , пал. нынакк, ин - плохой"; в большинстве слов, сопоставляемых по диалектам, обнаруживаются звуковые соответствия: чавч. йайатык и алют. таратык - уронить; чавч. ӈыток и алют. ӈытукки - выходить; чавч. пэлак и алют. пилак - оставить; чавч. эчги и алют. асги - сегодня.

Различия в склонении существительных сводятся, в основном, к различной группировке локативных падежей. В паланском, карагинском нет форм двойственного числа, чавчувенский регулярно соответствующие формы образует.

В чавчувенском, апукинском, рекинниковском настоящее время глагола выражается конфиксом ку-/ко-…-ӈ , в паланском, алюторском, карагинском показатель настоящего времени -ткын (ср. чук. -ркын ).

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой. У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4 % всех коряков».

Письменность

Корякский язык входит в число младописьменных языков. Письменность на корякском языке была создана в 1931 году . Первый алфавит корякского языка базировался на латинице :

A a B в Є є D d E e Ә ә F f G g
H h I i Ь ь J j K k L l M m N n
Ņ ņ Ŋ ŋ O o P p Q q R r S s T t
Ţ ţ U u V v W w Z z

Материалы по корякскому языку

Словари

  • Корсаков Г. М. Нымыланско-русский словарь. - Л., 1939.
  • Молл Т. А. Корякско-русский словарь. - Л., 1960.
  • Жукова А. Н. Русско-корякский словарь. - Л., 1967.
  • Жукова А. Н. Словарь корякско-русский и русско-корякский. - 2-е изд. - Л., 1989.
  • Мудрак О. А. Этимологический словарь чукотско-камчатских языков. - М., 2000.
  • Пронина Е. П. Учебный тематический словарь разговорной лексики корякского языка. - СПб., 2002.
  • Пронина Е. П. Картинный словарь корякского языка. - СПб., 2003.

Грамматика

  • Жукова А. Н. Грамматика корякского языка. Фонетика и морфология. - Л., 1972.
  • Жукова А. Н. Язык паланских коряков. - Л., 1980.
  • Жукова А. Н. Корякский язык: Учебник для учащихся педагогических училищ. - Л., 1987.
  • Стебницкий С. Н. Очерки по языку и фольклору коряков. - СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН, 1994.
Категория : Чукотско-корякская ветвь Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков .

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е -40-е годы XX века , - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав"чывав" ) - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в"эемлелг"у - лесновцы, ӄаяӈынылг"у - карагинцы, элутэлг"у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

Распространённость

Диалекты

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык . В настоящее время в КАО основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

В основу классификации корякских диалектов положен признак соответствия звуку й в якающих диалектах (к якающим относится и чавчувенский) звуков т, р в такаюше-ракающих диалектах: чавчувенское йайаӈа , апукинское йайаӈа , алюторское рараӈа , палланское рараӈа , карагинское рараӈа (ср. чук. йараӈы ) - дом; чавч. йайол , апук. йайол , алют. татул , пал. таттол , караг. татол - лиса.

Некоторые употребительные слова полностью совпадают в диалектах: в"ала - нож (чавч., караг., пал., алют.) и далее в тех же диалектах - мимыл - вода, милгын - огонь, мыгмыг - волна, ынныын - рыба, ӄэтаӄэт - кета, пиӈпиӈ - зола, лиглиг - яйцо. Наряду с этим есть лексические расхождения: чавч. кмин, ыпиль , караг. ненег,уп , пал. унюнюпи - ребёночек; чавч. калал , караг. ассуас , пал. ачуач - горбуша; чавч. г"аткэн, , карат. нынырхак, , пал. нынакк, ин - плохой"; в большинстве слов, сопоставляемых по диалектам, обнаруживаются звуковые соответствия: чавч. йайатык и алют. таратык - уронить; чавч. ӈыток и алют. ӈытукки - выходить; чавч. пэлак и алют. пилак - оставить; чавч. эчги и алют. асги - сегодня.

Различия в склонении существительных сводятся, в основном, к различной группировке локативных падежей. В паланском, карагинском нет форм двойственного числа, чавчувенский регулярно соответствующие формы образует.

В чавчувенском, апукинском, рекинниковском настоящее время глагола выражается конфиксом ку-/ко-…-ӈ , в паланском, алюторском, карагинском показатель настоящего времени -ткын (ср. чук. -ркын ).

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой. У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4% всех коряков».

Письменность

Корякский язык входит в число младописьменных языков. Письменность на корякском языке была создана в году. Первый алфавит корякского языка базировался на латинице :

A a B в Є є D d E e Ә ә F f G g
H h I i Ь ь J j K k L l M m N n
N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p Q q R r S s T t
Ţ ţ U u V v W w Ƶ ƶ

В году буква Є є была заменена на C c

в письменность переведена на русскую графику - использовались все буквы русского алфавита, а также диграф Нг нг . В -е годы были добавлены буквы В"в" Г"г" К"к" Н"н" . В -е годы алфавит был реформирован ещё раз и принял современный вид:

А а Б б В в В" в" Г г Г" г" Д д Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Ӄ ӄ Л л
М м Н н Ӈ ӈ О о П п Р р С с Т т
У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

В основу письменности был положен чавчувенский диалект. Этот выбор аргументировался тем, что по-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Оленеводы-чавчувены по численности превышали любую другую группу.

Первый корякский букварь был создан С. Н. Стебницким. В -е издавались учебники для начальной школы, художественная оригинальная и переводная литература. Был переведен на корякский язык текст Конституции. Издание литературы на корякском языке было на десятилетия прервано в годы Отечественной войны и послевоенные годы. Прервано также было исследование корякского языка.

С введением письменности корякский язык расширил свои функции. В школах Корякского округа корякский язык преподаётся как предмет. Издаётся учебная и художественная литература, публикуются фольклорные произведения. Регулярно ведутся радио- и телепередачи. Газет на корякском языке в настоящее время не издаётся.

Для младописьменного корякского языка не выработаны нормы, которые характеризуют языки с развитой литературой. Существование письменности, обучение в школе, повышение мотивации к овладению корякского языка оказывают постепенно нормирующее влияние на письменность. В период, предшествующий развитому двуязычию, чавчувенский диалект, на котором говорили коряки-оленеводы на всей территории расселения коряков, обнаруживал некоторые наддиалектные черты. В настоящее время средством междиалектного общения часто является русский язык. Язык фольклора не отличается от разговорного, хотя имеет свои стилистические особенности и, как правило, передается на диалекте рассказчика. Фольклор послужил основой создания первых литературных произведений на корякском языке.

Обучение в школе включает преподавание корякского языка. Овладение корякским языком начинается в детских дошкольных учреждениях. Преподавателей корякского языка готовят в Корякском педучилище и на факультете народов Крайнего Севера в РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге . В окружном центре работает Институт усовершенствования учителей.

Внешнее влияние

Контакты с народами, близкими по языку и культуре (чукчи) или по культуре (эвены), отразились в небольшом количестве лексических заимствований, направление которых не всегда точно определено.

Корякско-русские контакты дали целые пласты лексических заимствований. С потоком заимствованных слов, входящих в корякский язык как при устном общении, так и через письменность в процессе школьного обучения, усваиваются звуки, не характерные для звукового состава диалектов корякского языка: б, д, ж, з, щ, ц: бригада, библиотека, дробь (математическая; ср. тропья - ружейная дробь), журнал, газета, знамя, рыбозавод, овощи, цифра.

Коряки

( нымыланы, чавчувены, алюторцы)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

Коряки на пути к женитьбе создают себе множество трудностей. Тот, кто хочет вступить в брак, должен предварительно принести своему будущему тестю подарки. Если тот их примет, жених поступает в услужение к тестю, причем выполняет наиболее тяжелую работу: пасет оленей, ищет дрова и т. п. Если жених нравится отцу невесты, тот дает ему в возмещение за несколько лет работы, иногда даже за десять, свою дочь. Если жена мужу разонравилась, он может отправить ее обратно к родителям, но его работа на тестя оказывается в этом случае напрасной. Многоженство у коряков разрешено, однако жених должен пройти все это каждый раз, когда хочет взять себе новую жену.

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Лицо у коряков по большей части круглое, реже продолговатое; цвет кожи у них темно-желтый, но у женщин несколько нежнее и белее. Нос не особенно приплюснут, скулы не слишком выдаются, встречаются мужчины с орлиным носом. Лоб чаще высокий, глаза узкие и почти всегда темные. Рот большой, губы красные и не очень толстые. Верхняя губа несколько удлинена и придает лицу некоторое выражение. У коряков почти нет бороды, они вырывают бороду, когда она растет. Волоса у них черные, блестящие, прямые. густые и мягкие. Женщины заплетают две косы; мужчины стригутся очень коротко и оставляют расти только один кружок вокруг головы. Очень редко мужчины носят длинные волоса, в таком случае они их заплетают. Коряки обыкновенно среднего роста, хорошо сложены и сильны. Женщины у них маленького роста, толстые, но руки и ноги у них отличаются изяществом форм.

Кроме своего родного языка, очень, впрочем, бедного, коряки изредка говорят на языке чукчей, отчасти знакомом всем соседним народам. Местные русские говорят на корякском языке: им необходимо знать его для заключения торговых сделок. Корякский язык неблагозвучный; но так как он беден словами, то ему научиться нетрудно.

Коряки разделяются по месту жительства и образу жизни на кочевников (оленных) и оседлых. Последние подразделяются на четыре племени, говорящие разными наречиями. Кочевники говорят на своем особом наречии.


Некоторые кочевые коряки из-за постоянных конфликтов с чукчами разорились, лишились своих стад и впали в страшную нищету. Коряки-кочевники отличаются от оседлых племен тем, что все их существование зависит от оленеводства. Оленеводство было главной причиною сохранения их народности и древних обычаев. Северный кочевник имеет весьма ограниченные жизненные потребности. Есть у него кое-что, чем он может утолить свой голод - он и счастлив, и благословляет свою судьбу.


У оседлых же коряков, добывающих себе пропитание охотою, мы видим совершенно иное: если охота не удалась,- им нечего обменять на зимние съестные припасы, и тогда они принуждены питаться рыбою вместо говядины, к которой они уже привыкли. Вследствие неудачной охоты они делают долги, или идут в батраки, утрачивая таким образом свою независимость, забывая свои первобытные нравы, обычаи и национальные привычки.

На женщине лежит все домашнее хозяйство, кроме того, она обшивает всю семью и занимается выделкою оленьих шкур.

На обязанностях мужчины лежат все тяжелые работы по дому и вне дома. Молодые парни часто проводят лето со своими стадами далеко от юрт, расположенных по берегам рек и озер, для более удобного занятия рыбной ловлей. Пастухам приходится питаться одними только кореньями или от охоты на морских животных, преимущественно на тюленя, по причине огромного количества жира, добываемого из него.

Добывание леса для топлива сопряжено с большими трудностями: нередко корякам приходится пройти верст десяток и достать только немного мелкого кустарника. Кроме того, мужчины занимаются изготовлением байдарок и саней, оружия для охоты, рыбной ловлей и меновой торговлей. Коряки ежегодно платят ясак пушным зверем и еще обязаны содержать почтовое сообщение с Камчаткой.

В семейной жизни, как мужья и как отцы, - коряки отличаются нежностью чувств. От природы они добры, честны и справедливы. Гостеприимны до нерасчетливости: другу своему они отдают последний грош. Темперамента они по большей части живого, любят поострить, наделены от природы здравым смыслом, горячим воображением и иногда отпускают весьма удачные остроты. Но если их обидеть - тогда они не скоро забудут нанесенной им обиды и при случае отомстят за нее. Вообще в них хорошие качества берут верх над дурными, но, тем не менее, всякий мало-мальски образованный человек невольно отталкивается от них по причине их крайней нечистоплотности, перешедшей все границы. Невозможно без полнейшего отвращения смотреть на приготовление их пищи; одежда их с головы до ног усеяна разными скверными насекомыми; с самого дня рождения они никогда не моются; только случайно как-нибудь выкупаются в воде, упав в реку.

"Живописная Россия", т.12, ч.2, "Приморская и Амурская области", 1895:

Ныне оседлые коряки от русских торговцев заимствовали ложь, обман и воровство, а от американских китоловов - пьянство и распущенность нравов. При этих пороках оседлые коряки уничтожают в огромном количестве опьяняющий сибирский мухомор, продаваемый им тайно русскими купцами, так как торговля им запрещена законом, а этот яд может развратить и низвести человека до самого низкого уровня. Кочующие коряки, редко видя русских купцов и американских китоловов, не употребляют, или очень мало, русскую водку и американский ром, а потому умеренны, целомудренны, человечны и стоят выше оседлых в нравственном, физическом и умственном отношении.

В православие крещена только часть оседлых коряков, остальные кочевые и оседлые коряки принадлежат к шаманству. При шаманских их обрядах важную роль играет волчья шкура, потому что они почитают волка, считая его слугою злого духа. Многоженство допускается обрядами коряков, хотя они редко имеют более одной жены. У коряков существует странный обычай закалывать умирающих, что делается или самими умирающими, или кем-нибудь из окружающих, и в таком случае с большой церемонией среди всего кочевья. Умерших не зарывают в землю, по невозможности рыть замерзшую почву, но сжигают и пепел развеивают по воздуху.

Современные источники

Коряки- народ, коренное население северных районов Дальнего Востока.

Самоназвание

Тундровые коряки: чавчыв, чавчывав (оленевод).

Береговые коряки: нымылъын, нымылъу (житель, поселянин).

Этноним

Тундровые: чавчувены.

Береговые: нымыланы

Антропологический тип

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов.

Численность

Всего по переписи 2002 года: 8743 человека, в том числе в РФ 8743 человека.

Из них Камчатский край - 7328 человек и Магаданская область (Северо-Эвенский район). – 888 человек.

Численность коряков в населённых пунктах

Камчатский край:

Пгт Палана 1212

Село Тымлат 706

Село Манилы 565

Село Седанка 446

Село Лесная 384

Село Вывенка 362

Пгт Оссора 351

Село Тиличики 329

Село Карага 289

Село Слаутное 254

Село Таловка 254

Город Петропавловск-Камчатский 245

Село Тигиль 203

Село Хаилино 201

Село Воямполка 163

Село Ивашка 162

Село Хайрюзово 102

Магаданская область:

Село Верхний Парень 262

Пгт Эвенск 234

Село Тополовка 160

Расселение и территориально-хозяйственные группы

По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых.

Тундровые коряки, кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей.

Включают: каменцы (побережье Пенжинской губы) паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос) итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос) апукинцы (низовья реки Апука)

Береговые коряки, оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом.

Включают: паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная) алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка) карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат)

К береговым корякам близки кереки (берег Берингового моря между бухтой Наталья и мысом Наварин), в советское время включавшиеся в состав коряков.

Этногенез

История коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры.

В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники т.н. охотской культуры (1 тыс. н.э., культура морских зверобоев, рыболовов, охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений ХV1 - ХV11 вв.

Основу охотской куль туры составили внутриконтинентальные неолитические традиции (Прибайкалье) и юго-восточные компоненты (Приамурье).

Язык

Корякский язык относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков.

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е-40-е годы XX века, - «коряцкий», «нымыланский».

Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский».

Каждая группа говорила на своём языке включала несколько более мелких территориальных групп:

Исконный язык Тундровых коряков, собственно корякский.

Исконный язык береговых коряков, алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский.

С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык.

В настоящее время основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой.

У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории упраздненного КАО.

Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4% всех коряков».

Традиционное жилище

Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга (яяна) – жилище цилиндроконической формы, основу которого составляли три шеста высотой от трех с половиной до пяти метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем.

Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами.

Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов.

На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу.

Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна) по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м.

Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре.

Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища.

Их скрепляли наверху поперечными балками.

От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши.

Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья – заслон из прутьев или циновок.

К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей.

Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей.

Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие.

В период промыслового сезона входили через боковой коридор.

Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей.

Вдоль боковых стен подвешивали спальные полога, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды.

В начале ХIХ в. у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы.

К концу ХIХ в. у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя.

В центре устанавливалась железная или кирпичная печь с трубой, вдоль стен сооружались деревянные нары.

Традиционное хозяйство

В хозяйстве оседлых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Морской зверобойный промысел – основное занятие коряков Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев.

Охотничий сезон, который весной носил индивидуальный, а осенью коллективный характер, начинался в конце мая – начале июня и продолжался до октября.

Основными орудиями были гарпун (в`эмэк), сети.

Во время охоты использовали кожаные байдары (култаытвыыт – «лодка из шкур лахтака») и одноместные челны-каяки (мытыв).

Промышляли лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку.

До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы и алюторцы охотились на китообразных.

Добычей моржа занимались апукинцы, алюторцы и карагинцы.

К концу ХIХ в., в результате истребления китов и моржей, промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство.

Ловили в основном рыбу лососевых пород.

Использовали запоры, сети ставного и сачкового (с мешком-сачком) типа, удочки (эег`унэн) и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун.

Рыболовство дополнялось охотой на копытных, пушных и др. зверей и птиц, собирательством дикорастущих ягод, съедобных корней, у карагинцев и паланцев – огородничеством и скотоводством.

Среди орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (когда насторожка срывается и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. основным стало огнестрельное оружие.

Приобщение к оленеводству произошло у коряков в XI-XVI веках вследствие его заимствования отдельными группами оседлых зверобоев у эвенков в районе Пенжинской губы, а также на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающем к Чукотке.

Первоначально оленеводство лишь дополняло уже сложившийся хозяйственный комплекс прибрежных жителей - охоту на морского зверя и диких оленей, рыболовство и приморское собирательство, но позднее оно трансформировалось в специализированное пастбищное оленеводство.

Для кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов.

В течение года оленеводы совершали четыре главных перекочевки: весной – перед отелом, на ягельные пастбища, летом – в места, где было меньше гнуса (кровососущих насекомых – комаров, мошек и пр.), осенью – ближе к стойбищам, где происходил массовый забой оленей, и зимой – короткие перекочевки недалеко от стойбищ.

Основными орудиями труда пастухов были аркан (чав`ат) – длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и возвращающаяся после броска к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада.

Зимой кочевые охотились на пушных зверей.

Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур.

В древности корякам было известно гончарство.

Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей.

Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания травы.

Каменные топоры, наконечники копий использовались еще в начале ХХ в., и поныне.




Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовление изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское).


На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван).


Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный.

Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни.



Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Семья

Основой социальной жизни была большая патриархальная семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии.

Во главе ее стоял старейший мужчина.

Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя.

По истечении его следовал так называемый обряд "хватания" (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела).

Это давало право на брак.

Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу.

Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората вдовец должен жениться на сестре умершей жены.

Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей.

Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья.

Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.

Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг.

Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами.

Религия и обрядность

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом и Пантеизмом.

Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила.

Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утесам).

Практикуются жертвоприношения собак и оленей.

Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гаданий, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.).

Существовал профессиональный и семейный шаманизм.

Были развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки).

Болезнь и смерть, для защиты от которой совершали различные жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами, приписывали вредоносной деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, так как верили, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше.

Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище.

В это время спать строго запрещалось.

Основной способ погребения – сожжение на костре из кедрового стланика. С покойником на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, модель лука и стрел, продукты, подарки умершим родственникам.

Для береговых коряков южных групп, крещеных еще в ХVIII в., был характерен православный похоронно-поминальный обряд, переплетенный с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником, как с живым.

Традиционная одежда

Одежда была глухого покроя.

Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские наряду с оленьими использовали шкуры морских животных.

Украшали одежду мехом собак и пушных зверей.

Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду.

Зимний и летний мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние – из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги.

До конца ХIХ в. у береговых коряков сохранялись штаны из тюленьих шкур, которые охотники надевали во время промыслового сезона.

Поверх кухлянки для защиты от снега надевали широкую рубаху – камлейку с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также летом в сухую погоду.

Во время дождя оленеводы надевали камлейки из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

До начала ХХ в. у алюторцев сохранялась непромокаемая камлейка-дождевик из кишок моржа.

Охотники на морского зверя надевали ее поверх меховой одежды.

Зимняя и летняя мужская обувь была башмаковидного покроя с длинным, до колен или коротким, до щиколоток, голенищем.

Зимнюю обувь шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной кожи оленя с подстриженным ворсом; подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (части шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

Меховой мужской головной убор – малахай капорообразного покроя с наушниками носили зимой и летом.

В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя двойной меховой комбинезон до колен.

Оленные коряки для нижнего комбинезона подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые, коряки приморские – чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса, украшенные меховой мозаикой.

Для летних комбинезонов использовали продымленную шкуру оленя или ровдугу, украшая их полосками красной ткани, вставленными в швы.


Поверх комбинезона женщины носили зимой двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью– меховую рубаху гагаглю (кагав`лён) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки.

Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеной шерсти нерпы, бисером.

Специальных головных женских уборов не было.

Во время перекочевок женщины оленных коряков надевали мужские малахаи.

Женская обувь, голенища которой украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, по покрою и материалам совпадала с мужской.

Зимой носили двойные меховые рукавицы.

До пяти-шестилетнего возраста детям шили комбинезон с капюшоном (калны`ыкэй,кэкэй): зимой двойной, а летом – одинарный.

Рукава и штанины комбинезонов грудных детей зашивали, а после того, как они начинали ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь.

В одежде детей, достигших пяти-шестилетнего возраста, уже четко прослеживалось половое различие.

Фольклор

Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни.

Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) – Вороне.

Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник.

Бытуют сказки о животных.

Самостоятельными персонажами в них чаще всего бывают мыши, медведь, собаки, рыбы, морские звери.

В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки).

В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).

Музыка представлена пением, речитированием, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах.

К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов – г`эйнэчг`ын.

Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты.

Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон – пропеллер-жужжалка и др.

Главные праздники оседлых коряков ХIХ – начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных.

Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных.

До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды.

Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.).

После выполнения обрядов шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.

Главный осенний праздник кочевых коряков – коянайтатык – «перегонять оленей», устраивался после возвращения стад с летних пастбищ.

После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.

История

В русских документах первые упоминания о коряках встречаются середины XVII века.

Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры, а с ХVII века наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи.

Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Следует отметить, что взаимоотношения береговых коряков, нымыланов с русскими в первые десятилетия русской колонизации складывались весьма сложно.

Казачьи отряды, продвигавшиеся к от Охотска и Анадыря, встречали ожесточённое сопротивление, причём война с охотскими береговыми коряками тянулась вплоть до середины XVIII века, и в ходе её нымыланы потеряли более половины общей численности.

Особенно сильно пострадали алюторцы, паланцы, а также пенжинские коряки, численность которых сократилась в 3-4 раза.

Кроме того, сильное опустошение среди нымыланов произвела также и эпидемия оспы в 1769-70 годах.

Тундровые коряки, чавчувены приняли российское подданство и согласились платить ясак, причём казаки нередко привлекали их к походам против береговых коряков.

В то же время происходили и частые военные столкновения чавчувенов с оленными чукчами, которые также воевали с русскими.

К началу 80-х годов XVIII века, когда чукотско-корякские войны прекратились.

Чавчувены потеряли более половины населения, лишились части оленей и вынуждены были уступить чукчам и эвенам часть своей территории, откочевав от Анадыря к Гижиге и далее на Камчатку.

Общая численность береговых и оленных коряков к концу XVIII века достигала пяти тысяч человек.

Со 2-й половины XVIII века установились мирных отношений береговых коряков с русскими первопроходцами и начинается постепенное сближение двух народов, появляются русские поселения - Гижига, Пенжино и др.

В XIX веке контакты коряков с соседними племенами ещё более расширяются, особенно с ительменами (карагинцы и паланцы) и северных групп чавчувенов с «оленными» чукчами.

Национальная кухня

Основная пища оленеводов - оленье мясо в основном в вареном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды).

Замороженным мясом питались в дороге.

Все оленные группы коряков заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой.

Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков.

Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососевой. Мясо морских животных варили или замораживали.

Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи.

В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор.

Как и другие палеоазиатские народы Северо-Восточной Сиби­ри, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов.

Корякский язык

Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, наиболее близок чукотскому языку , что объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различное время обособлялись языки современных народов Северо-Восточной Сибири . Вначале это был ительменский язык, длитель­ное время развивавшийся автономно, а затем чукотский и корякский языки, которые сосуществовали в условиях достаточ­но активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых со­ответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. В связи с мнением о возможности наделения алюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

Хозяйство

В культурно-хозяйственном отношении коряки делятся на 2 группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочева­ли в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков Колымы. Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в культурно-хозяйственном отношении, иногда обозначаются как этнотерриториальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Берингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее к северу - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный на­род численностью около 100 человек). На юге, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном побережье, расселяются паланцы. Сложнее определя­ется культурно-хозяйственный статус алюторцев , которые расселены на восточном побережье от залива Корфа к югу и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве сочетаются олене­водство, рыболовство и охота. Сейчас алюторцев выделяют в самостоятельный народ. Различия между перечисленными группами фиксируются в языке на уровне диалектов, а в культуре - в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например, у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев - охота на морского зверя).

История

История коряков связывается с автохтонной основой фор­мирования их культуры. В бассейне Охотского моря архе­ологами выявлены памятники так называемой охотской культуры (I тыс. н. э., культура морских зверобоев, рыболовов и охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякские культурные традиции, в относительной хронологической непрерывности сохранившейся вплоть до древнекорякских поселений XVI-XVII вв. Основу охотской культуры составили внутриконтинентальные неолитные традиции (Прибай­калье) и юго-восточные компоненты (Приамурье). Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами , что фикси­руется практически во всех сферах культуры. С XVII в. наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Непосредственные контакты с русскими изменили их хозяйство и быт, прежде всего береговых коряков. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Ко времени знакомства с русскими у коряков отсутствова­ла родовая организация. Поселения оседлых коряков уже в XVII в. формировались как территориально-общинные объединения, не об­ладавшие экзогамными признаками. В конце XIX в. в области производства и распределения сохранялись черты первобытного коллективизма. У паренцев, итканцев, каменцев существовали особые коллективы - «байдарные объединения», где на время морского зверобойного промыс­ла объединялись орудия труда и рабочая сила. «Байдарные объединения» организовывались на основе родственного прин­ципа. Они не только выполняли производственные функ­ции, но представляли собой устойчивые социальные структуры, внутренняя жизнь которых регламентировалась нормами обыч­ного права, традициями и обрядами. При распределении добычи промысла не существовало единых правил. На­иболее ярко выраженная форма уравнительного распределения имела место при охоте на кита. Добытый кит становился достоянием всех жителей поселка. В летнее время груп­пы родственников объединялись для совместного лова ры­бы. Добычу делили поровну. Производственная и общественная жизнь оленных коряков сосредоточивалась в стойбище, где вокруг хозяйства крупного оленевода обычно группировалось несколько более мелких. Обитатели стойбища были связаны отношениями родства и свойства. Население стойбища достигало иногда 50-70 человек. Главой, т. е. распоряди­телем хозяйственной жизни стойбища считался владелец большей части стада. Несколько стойбищ, кочующих на определенной тер­ритории, объединялись в группы, связанные кровными, брачными узами или экономическими отношениями и возглавляе­мые старостами. Формы собственности - общинная на пастбища и частная на оленьи стада. Оленеводческое хозяйство чавчувенов до его изменения в советский период оставалось патриархально-натуральным с заметными чертами первобытно-общинных отношений.

Мировоззрение

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Вселенная представлялась в виде 5 миров: земли, населенной людьми, 2 миров над ней и 2 подземных. Верхний мир - обиталище Верховного су­щества, которое отождествлялось с солнцем, рассветом, природой, вселенной. Верхний из подземных миров пред­ставлялся населенными злыми духами, а нижний - обите­лью теней мертвых. Миры, составляющие вселенную, взаимопроницаемы. Существовал профессиональный и семейный шаманизм . Специальные шаманские одежды у коряков не было. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утесам). Практикуются жертво­приношения собак и оленей. Бытуют культовые пред­меты - аняпели (особые камни для гадания, священ­ные доски в виде антропоморфических фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и прочее).

Семья

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX в. была большая патриархальная семья. Известно мно­гоженство, хотя в конце XIX в. оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала кузенов, в случае патрилокального брака практиковалась отработ­ка за жену. Соблюдались обычаи левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Культура коряков

Этническая культура коряков представлена 2 хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовст­вом. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков значимость данных видов хозяйства была неодинакова. У алюторцев оленеводство сочетается с дополнительным промысловым комплексом. Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направ­ленности соответствует самодийскому. Региональные отличия состоят в менее протяженных маршрутах сезонных пере­кочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойби­ща, отсутствии пастушеской собаки. Для алюторцев характерны меньшее количество оленей в хозяйстве и коопера­ция малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. У коряков-оленеводов существовал высокоспециализированный олений транспорт . Основу хозяйства оседлых коряков составляли рыбо­ловство (карагинцы, алюторцы, паланцы), морской зверо­бойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63% хозяйств коряков. Пушная охота до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, ди­кого оленя. Особенностями культуры оседлых коряков были упряжное собаководство и более разнообразные средс­тва передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Промысел

Специфика промысла определяла характер расселения. Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга представляла собой каркасный остов из жердей, который обтягивался по­крышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом мездрой внутрь. В диаметре яранга имела около 10 м, в высоту - 4 м. Внутри яранги к стенам крепили меховые спальные по­логи, каждый на одну семью. В отдельных пологах жили взрос­лые неженатые мужчины и незамужние женщины. Количество обитателей одной яранги в конце XIX - начале XX в. достигало 25 человек. Хозяйственных построек у чавчувенов не было. У оседлых коряков преобладающей формой жилища была полуземлянка с оригинальным воронкообразным сооружением на крыше. Стены делались из деревянных плах. В центре жилища находился очаг. Входили в землянку зимой че­рез дымовое отверстие, летом - через специальный пристраи­ваемый коридор с плоской крышей. Спали оседлые коряки, как и оленеводы, в меховых пологах. Большинство селе­ний оседлых коряков размещалось в устьях рек, на берегу моря, в них жили зимой и летом. У паланцев имелись зимние поселки вдали от мест промысла, летом они пе­реселялись на побережье в летние жилища. Поселения различались по числу жителей: поселки паланцев на­считывали 200 человек и более. Большинство поселков апукинцев состояло из 1 полуземлянки. Своеобразный вид поселкам оседлых коряков придавали хозяйственные постройки - ба­лаганы, крытые сухой травой. Под влиянием русских у отдельных групп коряков уже в середине XVIII в. стали появляться срубные жилища.

Одежда

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кух­лянки, штанов и капора. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щи­колоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. Женская зимняя обувь отличалась высокими голенищами. В комплект женской зимней одеж­ды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Детской одеждой служил комбинезон. Летняя одежда коряков име­ла тот же покрой, что и зимняя, но изготовлялась из более легких материалов - ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей и всегда была одинарной. Особой промысловой одежды у коряков не существовало, для нее лишь предпочитали собачьи шкуры или ровдугу. Отличительными особенностями ритуальной одежды (погребальной и танцевальной) были богатый и характерный орнамент, а также цвет меха.

Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. Украшениями служили браслеты, серьги, подвески, которые делались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов. Магическое значение имели прически и женская татуировка. Мужчины состригали волосы, оставляя лишь кружок на макушке или узкий ободок вокруг головы. Женщины расчесы­вали волосы на прямой пробор и заплетали в 2 тугие косы, которые украшали ниткой бисера.

Пища коряков

Основная пища оленеводов - оленье мясо, в основном в варе­ном виде. Сырыми съедались почки, мозг, хрящи. Из крови и содержимого желудка варили похлебку. Вяле­ное мясо шло на приготовление ритуальные блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Копыта квасили в крови, молодые отростки рогов ели варены­ми. В качестве подспорья к мясной пище заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Ры­ба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы из лососевых.

Мясо морских животных варили или замораживали. Ценился жир морских животных, его ели сырым или топ­леным с мясом либо юколой. Повсеместно употребля­лись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средст­ва использовался мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Декоративно-прикладное искусство коряков

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и ме­талла (муж.). Корякские мастерицы - виртуозы северной меховой мозаики, искусно подбирающие сочетания светлых и темных тонов меха. Меховые мозаичные полосы нашиваются на подолы кухлянок в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистичные фигурки зверей, сцен­ки из их жизни. В вышивке преобладает техника глади. Особенно богато орнаментировались спинки гагаглей. Особая область женского искусства коряков - художественное оформление меховых ковров. Техника исполнения их декора - стачи­вание кусочков светлого и темного меха, применялась также вышивка цветными нитками по меху.

В резьбе по дереву мужчины-резчики использова­ли орнамент сложной формы, характерный также для древних палеоазиатов: завитки, парные спирали на ножке («рога барана»). Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавлива­лись костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками. Большим искусством изготовления изделий из металла отличались паренские кузнецы.

Корякские доспехи

Праздники

Традиционные праздники коряков сезонные. У оленеводов вес­ной, когда после отела стадо подгоняют к стойбищу, отмечался праздник рогов (кильвей), осенью - праз­дник забоя оленей. У приморских охотников перед нача­лом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) - празд­ник нерпы - хололо (оло-ло). Существовали праздни­ки «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и прочих. В семьях, где рождались близнецы, устраивался особый «волчий праздник», т. к. близнецы считались родствен­никами волков. На праздниках исполнялись обрядовые пляски, представляющие натуралистичное подражание движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оле­ней, воронов. Традиционный танец млавытын сопровождался характерным гортанным хриплым пением. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). Из музыкальных инструментов наряду с узкоободным бубном распространен варган (так называемый зубной бубен в виде костяной или железной пластинки). В последние де­сятилетия успешно развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографии (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства. В Корякском автономном округе созда­ны объединения художников-любителей и литераторов. Особой известностью пользуются художник Кирилл Кильпалин и писатель Коянто (В.В. Косыгин).

пгт Палана 1212

село Тымлат 706

село Манилы 565

село Седанка 446

село Лесная 384

село Вывенка 362

пгт Оссора 351

село Тиличики 329

село Карага 289

село Слаутное 254

село Таловка 254

город Петропавловск-Камчатский 245

село Тигиль 203

село Хаилино 201

село Воямполка 163

село Ивашка 162

село Хайрюзово 102

Магаданская область:

село Верхний Парень 262

пгт Эвенск 234

село Тополовка 160


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

Остаётся только добавить, что Камчатка - одно из .





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта