Главная » Секреты стиля » Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление водных преград. Как делать переправы по воде

Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление водных преград. Как делать переправы по воде

Водные препятствия очень часто могут стать проблемой, которую сложно решить, а в некоторых случаях реки и болота могут причиной отмены похода. А также при неправильном преодолении водного препятствия могут возникнуть несчастные случаи или проблемы со здоровьем. Поэтому всегда нужно на карте маршрута определить наличие рек, озер и болот, а если такие появятся на Вашем пути, то очень важно знать, как правильно их преодолевать.
В этой статьи представлены методические рекомендации по преодолению водных препятствий, которые разработаны В. Г. Варламовым.

Как переправляться через реку вброд

Брод - это неглубокое место в реке, по которому можно пересечь ее пешком или на автомобиле. Прохождение реки вброд есть наиболее частым случаем переправы. Если речка мелкая или очень узкая, что ее можно перепрыгнуть, то преодолеть такую реку не составляет больших усилий. Но для широких и глубоких рек нужно знать, как правильно выбрать место брода. Брод можно найти по таким внешним его признакам: рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, островки, перекаты, плесы, отмели, а также тропы и дороги, что спускаются к реке.

Ниже на рисунке показана обобщенная схема реки, где показаны возможные глубины на реке.

Следует отметить, что брод на различных реках может определяться иначе. Так на равнинных реках при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, ила, глубоких ям, коряг, тины, затопленных деревьев и других предметов, которые, могут вызвать серьезные осложнения при осуществлении переправы через реку. А вот в горной реке найти брод по внешним признакам еще сложнее. Здесь нужно определить ширину русла реки, возможную ее глубину, состояние дна и скорость течения. Очень важно выбрать тактику преодоления реки, т.е. после находки брода нужно выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег.

Если река очень сложная, то пользуются страховочной веревкой, которая со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. После успешной переправки реки, участник закрепляет веревку за надежный предмет, чтобы помочь переправиться другим туристам. Держась за веревку, туристы лицом навстречу течению переходят реку. Если река имеет очень большое течение, то к веревке нужно прикрепиться карабином или страховочной петлей. Чтобы не оставлять веревку, последний участник отвязывает ее и прикрепляется к ней, и потом с помощью шеста переправляется через реку. Считается, что безопаснее переправу через реку вброд осуществлять в одежде и обуви.

Как переправляться через реку над водой

Маленькую реку можно перепрыгнуть. А многие горные мелкие реки преодолеваются по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места. Если такого места нет, то можно вручную подкинуть несколько камней. В любом случае при переходе рек нужно пользоваться шестом (палкой) для страховки. В некоторых случаях, если реку невозможно перепрыгнуть (имеете тяжелый рюкзак или река имеет расстояние, что уже прыжок невозможен), можно опереться на шест и перепрыгнуть на противоположный берег оттолкнувшись от своего берега.

Наиболее удобной и безопасной есть переправа реки по бревну или дереву. В этом случае место для переправы выбирается таким, чтобы оно было узкое и имело приподнятые берега (чтобы вода не заливала бревно). Перед началом переправы бревно нужно укрепить с обеих сторон реки. Для установки бревна на другую сторону реки используют веревку, с помощью которой можно поднять его и направить на другой берег. Потом эту веревку привязывают на нужной высоте над бревном, чтобы использовать в качестве перил.

Переправу можно сделать, если есть дерево около реки. Его рубают таким образом, чтобы оно упало на противоположный берег. На противоположный берег по дереву переправляется первый участник без рюкзака и для надежности прикрепляет его.

В некоторых случаях на реке можно найти естественный завал, по которому можно ее перейти. Но перед этим нужно убедиться о его прочности.

Хотя в Карпатах большинство больших горных рек расположены около населенных пунктов, где есть мосты, все же вероятность встретить на своем пути бурную и глубокую реку есть высокой, особенно в период дождей, когда маленький ручей может превратиться в опасный поток воды. В этом случае осуществляют переправу используя натянутою веревку (или трос). В любом случае на противоположный берег должен перейти реку вброд один из туристов, чтобы закрепить конец веревки на другом берегу. Если это невозможно сделать, то можно попробовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (камень, дерево, кусты, выступ скалы и т. п.). После этого один участник похода переправляется по веревке на другой берег и надежно закрепляет ее конец. Второй конец также прочно закрепляется.

Чтобы сделать переправу через реку по веревке , туристы должны пристегнуться к двум веревкам карабинами от грудной обвязки и беседки. Переправа осуществляется ногами вперед, если веревки сильно наклонены к противоположному берегу. И, переправляемся головой вперед, если натянутые веревки имеют небольшой угол уклона или провиса.
Передвигаться по веревке нужно в горизонтальном положении за счет своего веса. Иногда используется вспомогательная веревка, которая пристегивается к карабинам, на которых переправляется турист. С помощью вспомогательной веревки другие участники могут вытягивать туриста. Все принадлежности и рюкзаки переправляют отдельно от людей.

Как правильно переходить реки и водоемы по льду

Зимой реки и озера покрываются льдом, по которому можно их перейти, если лед достаточно прочен. Поэтому перед выходом на лед необходимо проверить его состояние и затем предпринять все необходимые меры безопасности (ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5-7 метров). Обязательно при выходе на лед иметь наготове веревку и каждый участник должен иметь шест. Веревка и шест необходимы для случая проваливания участника похода под лед, чтобы его вытянуть из воды.

Как делать переправы по воде

По воде переправу можно осуществить с помощью лодок, байдарок, разборных катамаранов, надувных матрацов, надувных плотов, самодельных деревянных плотов. При переправе по воде нужно не перегружать судно людьми и грузом. Всегда перед переправой нужно проверить надежность соединения и грузоподъемность плавательных средств. В штормовую погоду переправу осуществлять нельзя.

Осуществление переправы вплавь

Переправу вплавь применяют тогда, если невозможно применить другие виды переправы через водоем. При такой переправе желательно использовать вспомогательную веревку, с помощью которой переправляют людей и рюкзаки (рюкзаки укладывается в полиэтиленовый мешок во избежание намокания). Если на реке имеем бурное течение, то в этом случае желательно отказаться от прохождения водной преграды, так как такая река может быть опасной.

Следующий наш урок будет о преодолении водных преград. Это может понадобиться в самый неожиданный момент. Приведу яркий пример из личного опыта.

Поехали мы в лес за ягодой. Недалеко, порядка 5-6 км. от ближайшей деревни. На двух машинах УАЗ-31519 (мой) и УАЗ – 452 (знакомый). В процессе езды по «волчьей дороге» мы переехали ручеек шириной сантиметров 50 и глубиной по щиколотку ребенка. Приехали на место, разбили лагерь, позавтракали, пустились за сбором даров леса. К вечеру вдруг заморосил дождь. Причем и дождем то это назвать было сложно – морось, тяжелый туман. Объявили отбой. Дождь продолжал идти. Утром, возвращаясь назад, мы увидели перед собой…. Да, как вы уже догадались – бурный поток в 4 – 5 метров шириной и около метра глубиной. А дождь все шел. Забегая вперед скажу, что ручей был форсирован обеими машинами в течение нескольких минут без всяких потерь. Но… Мы были подготовлены и имели большой опыт. А какое впечатление сей бурлящий поток произведет на новичка или неопытного джиппера?! Кроме судорожных попыток форсирования мы с большой вероятностью получим утопленный автомобиль. К слову сказать, ни одна наша машина не была оборудована шноркелями и не имела специальной подготовки.

Что ж, картину вы представили. Начинаем форсирование. Первое – это разведка. Желательно иметь для этого высокие сапоги (болотники) или, что вообще идеально – непромокаемый полукомбинезон (так называемая «химзащита»). Почему так серьезно? Да потому, что иногда проходится бродить в вешних, ледяных водах по пояс, чтобы найти некую лазейку для джипа. Если вы возвращаетесь и помните рельеф дна – это одно дело. Когда штурмуете неизвестное место – другое. Берем в руку веревку, которой вас будет страховать ваш товарищ. Если так получилось, что вы один, или у попутчиков нет сил (женщины, дети) – привяжите веревку к автомобилю. Это мера безопасности на случай сильного течения, судорог, ям и т.д. Если течение серьезное – обвяжите себя веревкой. Тщательно прощупываете ногами дно. Камни, галька? Отлично. Осталось лишь выбрать траекторию без валунов, чтобы не повредить подвеску и двигатель. Песок? Хуже, но не так критично – щупаем максимальную твердь. Ил, глина, органический ковер? Это уже много хуже.

Первые два варианта описывать я не буду – понятно и так, без подсказок. Опишу, как действовать в самой сложной обстановке – зыбучем, неустойчивом дне. Цепляем заранее к автомобилю трос, сматываем его и закинув на крышу или капот – закрепляем, в крайнем случае – закидываем через форточку в салон. Отлично, если у вас два троса – можно закрепить их сразу и спереди и сзади! Совсем здорово, если у вас есть лебедка! Определите якорь (валун, дерево, торчащие прочные коряги, столбы и т.д.) и заранее размотайте трос лебедки на длину, достающую до якоря, либо на максимальную длину, если якорь далековато. Смотайте трос и закрепите его в легкодоступном месте. Перед началом движения закрываем все окна и форточки – лишняя вода нам ни к чему. С пола салона убираем все вещи, размещаем их возможно выше. Если есть утеплитель – убираем, или просто плотно сворачиваем.

Если, как в УАЗ-31519, вентилятор имеет ременный привод (крутится от двигателя), то снимаем ремень, либо полностью ослабляем натяжение. Причин несколько. Во-первых, вращающийся вентилятор зальет всё вокруг (читай – двигатель) водой. Во-вторых, попав в воду на высоких оборотах лопасти вентилятора (из-за имеющегося положительного угла атаки и сопротивления воды) могут выгнуться вперед, намотав на себя соты радиатора и сам радиатор. В последнем, я, конечно, утрирую, но, надеюсь, вы поняли всю опасность.

Выгонять или нет ваших пассажиров – решать вам, на свой страх и риск в зависимости от обмундирования, возраста, и степени опасности водной преграды. Перебраться через спокойный ручеек можно и всем вместе… Но вот форсировать ревущий дождевой поток с детьми в салоне очень рискованно. Все зависит от обстановки, принимайте решение сообразно обстоятельствам.
Едем. Первое, что нужно понять и помнить наизусть – едем медленно, но ровно, примерно на одних оборотах. Если у вас УАЗ – закройте жалюзи радиатора.

Категорически нельзя залетать в воду с разгона! Помимо того, что вы можете получить гидроудар в радиатор, автомобиль поведет себя как дырявый поплавок. Джип сначала упрется в воду, потеряв часть скорости. Вывешаются и потеряют сцепление с дорогой задние колеса, машину начнет разворачивать. Вода волной заполнит моторный отсек, залив свечи и вариатор, возможно достав до карбюратора, и, если нет шноркеля, и до воздухозаборника. Затем машина резко всплывет, колеса потеряют грунт и ее унесет на более глубокое место. Там, начав погружаться, машина гарантированно встанет навеки.

Перегазовки недопустимы. Как только перед автомобилем вы увидели волну – регулируйте скорость, постарайтесь догнать ее (или, наоборот, чтобы она догнала вас). Причина этому проста – когда волна идет перед машиной в соответствии с графической синусоидой уровень воды в моторном отсеке – МИНИМАЛЕН!

Остановки НЕДОПУСТИМЫ. Особенно, если дно песчаное или илистое! Причина проста – стоячий автомобиль быстро замывается течением в песок, проваливаясь все ниже.

Если вдруг вы чувствуете, что машина вот-вот застрянет и глубина становится значительно больше расчетной, не паникуйте. Очень быстро включите задний ход и начните двигаться назад по вашей траектории. Внимание! НЕ допускайте ПРОБУКСОВКИ при трогании!

При этом учитывайте такую вещь, о которой говорят в народе: У страха глаза велики! А именно – при движении вперед, вы собираете перед собой воду и волна, естественно идущая перед вами, визуально поднимает уровень воды!

Следующая опасность. При сильном течении автомобиль может развернуть или потащить боком. Будьте к этому готовы! В этом случае нужно немедленно открыть все двери настежь. Салон заполнится водой и машина заякорится на месте. Если двигатель не заглох – осторожно продолжайте движение. Салон, конечно, вымокнет, но это меньшее из зол. Ведь «автоплывуны» в большинстве случаев водяной поток просто ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ.

При погружении в воду приготовьтесь к внезапному выбросу облака пара! Не пугайтесь, это нормально.

Если внезапно заглох двигатель и вы понимаете, что он заглох по вашей вине (например, из-за небрежного манипулирования органами управления), пробуйте тут же завести его. Если двигатель «схватил» - увеличивайте обороты плавно и тут же продолжайте движение. Если двигатель не завелся с двух попыток – дальше не продолжайте – вам не повезло. Извлекать машину придется с чьей-то помощью!

На берегу вы можете попробовать реанимировать двигатель. На бензиновом – откидываем крышку вариатора, просушиваем. Выкручиваем все свечи, прогоняем двигатель стартером, чтобы выгнать воду из цилиндров. Внимание! Не забудьте закоротить на массу высоковольтные провода, иначе есть риск спалить электрооборудование. Сниманием фильтр грубой очистки (как правило, расположен недалеко от бака), смотрим на наличие воды. Все протираем, сушим, вворачиваем и пробуем завести. В большинстве случаев двигатель заводится без особых проблем.

С дизелем все немного сложнее. Если коленвал вращается с трудом – вероятно мы получили гидроудар в цилиндрах и погнули шатуны. Тут уже нужен буксир или эвакуатор и предстоит очень серьезный ремонт.

По статистике матерых офф-роадеров, в подавляющем большинстве машины не могут преодолеть брод и наглухо вязнут не из-за технических проблем или сложного рельефа дня, а из-за элементарных ошибок экипажа.

В заключение несколько советов на всякий случай. Если вы понимаете, что преодоление бродов может быть не редким явлением, нужно элементарно оборудовать свой автомобиль. Несмотря на грозность мероприятия, она несложна и по деньгам недорога. Необходимые мероприятия:
- Устанавливаем шноркель (выведенный воздухозаборник).
- Дополнительно изолируем проводку. Изолента не пойдет, желательно затягивать в специальную мастику. Гидроизоляция проводов не является критической, особенно, если проводка целая и не старая (без поперечных микротрещин).
- Выводим под капот трубки вентиляции мостов, КПП, «раздатки» (и других узлов, имеющих сапуны – в зависимости от марки авто). Может быть для вас это будет открытием, но КПП или задний мост имеют так называемые «сапуны» - механическое перепускное приспособление для связи внутреннего объема с атмосферой. Цель сапунов – сброс или добор внутреннего давления, для того, чтобы не выдавило сальники и прокладки. При работе узла, масло в нем нагревается и расширяется. Если, допустим КПП сделать абсолютно герметичной, расширяющееся масло будет искать выход. А выход в самом слабом месте, коими и являются уплотнители. Происходит и обратный процесс – при погружении в воду, масло резко охлаждается и в агрегате создается отрицательное давление. Сапун «засасывает» воздух, чтобы сравнять давление. А при погружении в воду – вода и будет «засосана». Объяснять вам о последствиях нахождения воды внутри агрегата я не буду, это понятно любому здравому человеку.

Вышеперечисленным темам я посвящу отдельную статью с иллюстрациями на примере УАЗа. Конструирование на других автомобилях принципиально похоже.
Желаю удачи и удачных штурмов водяных преград!

На склонах холмов и горных склонах надо быть очень внимательным. Малейшая оплошность - и можно, поскользнувшись, упасть вниз. Здесь нужна дополнительная точка опоры. Для этого используют обыкновенную палку. Туристы называют её альпеншток.

Иногда удобнее идти вдоль ручья или прямо по нему. Но необходима осторожность: ручьи зачастую либо уходят в узкие ущелья или каньоны, либо обрываются водопадами. В таких местах можно подвергнуть себя большой опасности.

В горах часто приходится преодолевать реки и ручьи вброд. Желание не замочить ноги, перейти на другой берег, прыгая с одного камня на другой, часто заканчивается плачевно. Прыгнув на камень, можно поскользнуться, упасть в воду и вымокнуть полностью. К тому же при падении возможно не только повреждение ноги или руки, но человека может подхватить стремительное течение реки...

При движении по склону туристы опираются на палку (альпеншток)

Лучше выбрать удобное место и перейти реку вброд. Для этого подойдут широкие и неглубокие места. Если на реке есть камни, то не следует выбирать местом перехода участок выше камней (по течению). Там вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший.

Если человек один, надо использовать для перехода альпеншток и опираться на него.

Альпеншток помогает перейти реку

Можно переходить поток по двое-трое, ставя более слабых в шеренге ниже по течению. Тогда более сильный из переходящих принимает на себя основной напор воды и рассекает его.

Ни в коем случае нельзя переходить реку босиком: можно поранить ноги об острые камни или поскользнуться. Можно сиять перед бродом носки и надеть их на другом берегу, вылив воду из ботинок. Перед переправой следует ослабить ремни рюкзаков, чтобы при необходимости их можно было быстро сбросить.

В горах, если позволяет рельеф местности, лучше идти но хребтам. В этом случае и обзор увеличивается, и идти легче.

Крайне сложны переходы в лесу и тайге в зимнее время без лыж. Глубокий и рыхлый снег сильно затрудняет движение, делает его почти невозможным.

Для передвижения по глубокому снегу можно изготовить лыжи-снегоступы. Делают их в виде рамы из двух веток толщиной 2-2,5 см и длиной 150 см. Передний конец лыжи, распарив в воде, загибают кверху, а раму шириной не менее 30 см заплетают тонкими гибкими ветвями. В передней части лыжи делают из четырёх поперечных и двух продольных планок опору для ноги по размеру обуви.

Зимой можно двигаться по руслам замёрзших рек. Но внимание! В местах, где сильное течение, лёд тонкий, можно провалиться. Особенно опасно движение у обрывистых берегов. Часто под снегом находится вода, которая вышла на поверхность льда вследствие промерзания (на отмелях) воды до дна.

При движении по льду необходимо увеличить интервалы между людьми, растянуть или ослабить ремни рюкзаков, расстегнуть крепления лыж, приготовить верёвку.

Много неприятных минут могут доставить встретившиеся на пути болота. Поверхность их обманчива. Небольшие заболоченные участки можно пройти, наступая на кочки или корневища кустарников, настелив гать из жердей. Переходить вброд участки болота крайне опасно, и сделать это могут лишь местные жители, хорошо знающие безопасные места.

Чистая, тихо текущая река с прозрачной водой во сне предвещает радость, удовлетворение течением своей жизни.

Шум реки во сне предвещает какой-то скандал, ссору или зло. Иногда такой сон предупреждает об опасности.

Гладкая поверхность реки, отражающая окружающую природу, предвещает грядущие перемены, покой и счастливую, благополучную жизнь.

Если же в вашем сне отражение в воде будет отличаться от того, что должно бы там отражаться, то вас ждут большие разочарования, неудачи и обман близких людей. Неудачи, предрекаемые этим сном, могут неблагоприятно сказаться на вашем будущем.

Кровавую реку видеть во сне - знак большой беды, тяжелой болезни. Упасть в нее во сне - предвестье тяжелой болезни или смерти.

Молочная река во сне предвещает большую радость, прибыль, богатство и удовольствия.

Если вам приснится, что река вышла из берегов и затопила окрестности, то вас ждет большое потрясения и вам понадобится все ваше терпение, чтобы справиться с шоком. Такой сон также может означать большой скандал, который может плохо отразиться на вашем будущем.

Сон, в котором вы увидели, что река уносит вас своим течением, означает, что вам следует контролировать свои чувства и не пытаться сорвать зло на друзьях или близких, так как это может привести к разрыву каких-то отношений. Такой сон также предвещает опасность, болезнь или продолжительный судебный процесс.

Лучше увидеть во сне, что вы смогли выбраться из реки, так как в этом случае сон предсказывает, что вы сможете избежать опасности и благополучно довести начатое дело до конца.

Смотреть на реку с высокого берега во сне означает, что скоро вам предстоит дорога. Чем длиннее будет река, тем длиннее будет и ваша дорога.

Если вам приснится, что река преградила вам путь, то вам нужно приготовиться к преодолению больших трудностей, без чего ваше дело потерпит крах.

Переплыть реку во сне означает исполнение сокровенного желания или достижение большой цели. Такой сон часто предвещает получение большой прибыли.

Если во сне кто-то поможет вам переплыть реку, то вас ждет счастливый случай. Такой сон может предвещать выигрыш или неожиданные деньги.

Переходить реку вброд во сне - знак преодоления препятствий.

Если вам приснится, что в вашем доме течет спокойная река с чистой и прозрачной водой, то вскоре ваш дом посетит богатый гость, который может стать вашим покровителем и помочь вам устроить вашу судьбу.

Если же во сне река будет портить мебель или наносит вред вашим пожиткам, то вам следует опасаться скандалов или ссор в доме, так как это нарушит спокойное течение вашей жизни и повлечет длительный раздор между членами вашей семьи.

Прыгать в реку во сне означает, что вы надеетесь на поправку ваших дел в скором времени. Смотрите толкование: наводнение, тонуть, плыть.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

  • Чтобы правильно преодолеть реку, следует:

  • а) преодолевать реку вплавь, использовать надувные матрацы и камеры;

  • б) выбрать место, где вода выглядит спокойной, и переходить реку вброд, используя надувные камеры;

  • в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест или альпеншток.

  • Правильный ответ: в


  • а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но несоприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

  • б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;

  • в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол в окнах.

  • Правильный ответ: а


  • а) соприкосновения друг с другом нескольких электропроводов, находящихся под напряжением;

  • б) прикосновения мокрыми руками к электророзетке;

  • в) прикосновения к неисправной отключенной электропроводке .

  • Правильный ответ: б


а) полного сгорания газа;

  • а) полного сгорания газа;

  • б) неполного сгорания газа;

  • в) отключения электроэнергии в квартире

  • Правильный ответ: б


  • Если в соседней квартире произошел взрыв, дверь в вашу квартиру завалена, отключился свет, телефон не работает, то следует:

  • а) отключить газ, электричество, перекрыть воду, ждать спасателей, подавать сигналы из окна (балкона), стучать по металлическим предметам;

  • б) открыть входную дверь и попытаться очистить завал, чтобы выйти на лестничную площадку или на улицу;

  • в) подавать сигналы, стучать по металлическим предметам, пока не обрушится здание, а затем спуститься из окна по веревке.

  • Правильный ответ: а






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта