Главная » Досуг » Георгий вицин во время войны. Георгий вицин занимался йогой и любил смачных женщин. Положительный киногерой с легким налетом иронии

Георгий вицин во время войны. Георгий вицин занимался йогой и любил смачных женщин. Положительный киногерой с легким налетом иронии

Заслуженный артист РСФСР (1959)
Народный артист РСФСР (1977)


Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю)1917 года. Год с 1917-го на 1918-й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком - он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детствабыл очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.

Вот что он вспоминал об этом: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г. Бирман, А.И. Благонравова и В.Н. Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного. Сталин тут же подарил братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме "Иван Грозный", и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях.

Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицин оказалась трещина в ребре, но Вицин не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер - в детективных, исторических и лирических.

В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но самое главное - он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывал Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…»

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все - трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О. Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»:

«Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена-перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов - есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин - воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин - мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: "Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше", - стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя - свобода. Они появились на экране в начале 60-х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом - молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где тройка Никулин-Вицин-Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех - вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине:


«Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во-первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой - Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым.Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…»

Георгий Вицин (1917-2001) – знаменитый актер, полюбившийся российским зрителям под псевдонимом «Трус». Несмотря на то, что во многих фильмах он играл алкоголиков и дурачков, сам актер не пил и не курил, занимался йогой. Бывало так, что после команды «Мотор!» Вицин вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Несмотря на невзрачную внешность, дамы его любили и закидывали любовными письмами.

Вицин родился в Выборгской губернии. Вскоре родители переехали с Москву. Отец Георгия, отравленный газом во время войны, вскоре умер, а мама несла на себе все заботы по дому. Она сменила множество профессий, и даже работала билетершей в Колонном зале Дома Союзов. Иногда она брала сына на концерты и спектакли, и, возможно, тогда в нем проснулся интерес к профессии актера. В 12 лет Георгий стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.
Вспоминая детские годы, Вицин писал: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…» После школы Георгий поступил в училище Малого театра, но был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью он прошел испытания сразу в трех студиях и был принят во все. Выбор пал на училище имени Вахтангова, где Вицин учился с 1934 по 1935 годы. В 1936 году в театре Ермоловой поставили «Укрощение укротителя», где молодой Вицин блестяще сыграл сексуально-озабоченного старичка. Публика была в восторге от актера. Правда, однажды за кулисы ворвался разгневанный генерал с требованием сократить «неприличный текст». Позже Вицин ушел в кинематограф, но всю жизнь ценил театр и считал, что нет такого понятия, как киноактер. Вначале Вицин снимался в разножанровых фильмах, но стал знаменит благодаря комедиям. В комедийный жанр он попал практически случайно, когда после неудачных проб на роль Овода, шел по коридору Ленфильма и встретил ассистента режиссера Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль «Запасной игрок». Правда, режиссер был поражен, что «молодому актеру», как он считал, почти 37 лет. Стоит отметить, что Вицин выглядел очень молодо долгие годы и в 40 лет мог играть 17-летнего юношу, и 70-летнего старика. К роли спортсмена Вицин отнесся очень ответственно, и месяц ежедневно тренировался на стадионе. Однажды на репетиции боксерского поединка с Павлом Кадочниковым он получил травму ребра, но не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
В картине «Женитьба Бальзаминова» он стал единственным кандидатом на роль недоросля Миши, но запуск фильма состоялся, когда актеру было уже 48 лет. Вицин вначале наотрез отказался играть юношу Бальзаминова, но режиссер Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п». Вицин вспоминал, что сам себя тогда гримировал. Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Вицин потом, смеясь, называл картину «Женитьбой Бальзамированного». Вообще-то Вицин очень следил за своим здоровьем. После того, как в 8 лет затянулся папиросой на лестнице в школе, он больше никогда не курил. Однажды, перепив на Новый год, он также понял, что лучше совсем не пить. «Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье», - говорил он.
На съемках «Кавказской пленницы» его с трудом уговорили выпить кружку пива. Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». После нескольких дублей с шиповником, кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!. Тогда Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!». В конце концов трезвеннику Вицину пришлось осушить целую кружку настоящего пива. Самое удивительное, что во время, когда многие не знали, что такое йога, Вицин активно ею занимался. К йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они познакомились на «Джентльменах удачи» и потом подружились. Савелий Крамаров в своей заботе о здоровье порой переходил разумные пределы. Когда его спрашивали: «Савелий, хочешь чаю?», он интересовался: «У вас вода из-под крана? Тогда я лучше кефир. А кефир у вас с рынка? Нет? Тогда я лучше сока бы выпил. А сок у вас свежевыжатый? Нет? Я, если честно, вообще пить не хочу». Вицин ему говорил: «Савелий, любую бяку можно нейтрализовать силой мысли. Йоги пьют воду из реки, в которой стоят!».
Тем не менее, несмотря на то, что оба играли в фильмах «полудурков», в жизни они были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии статей о йоге (йога тогда была полузапрещена) он передал Вицину. Вицин регулярно проводил очищение организма, старался правильно питаться. Актер регулярно медитировал, причем строго по расписанию. Иногда, после очередной команды «Мотор!» он смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса».
Савелий Крамаров вспоминал, что Вицин был убежден: ключ к успеху в кинематографе у него кроется как раз в этих занятиях. «Процесс съёмок - очень тяжёлая, муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться», - говорил любимец российских зрителей. Не все одобряли «заморское» увлечение Георгия. Нонна Мордюкова, играющая роль купчихи Белотеловой, после поцелуя с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».
Впрочем, не все женщины обзывали его «трупом». Некоторые даже считали, что Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживал женщин. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу, но он никогда не был сторонником мимолетных связей. Правда, однажды он увел жену у своего начальника. В 1936 году 19-летний актёр Вицин влюбился в 35-летнюю актрису Дину Тополеву. Она ответила ему взаимностью. Все бы ничего, но Дина была женой народного артиста СССР Николая Хмелёва, худрука театра им. Ермоловой. Она ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.
Что удивительно, Хмелёв простил жену и «подлого» ученика Вицина, по-прежнему давая ему новые роли. Спустя многие годы он вновь поступил благородно, когда Тополева осталась одна и сильно болела. Николай Павлович приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Вицин же был уже с другой женщиной, ставшей ему законной супругой. Это была Тамара Мичурина, которая работала бутафором в театре. Тамара была женщиной аппетитной, во вкусе худого Вицина. Друзья помнят, что он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик». С Тамарой они познакомились на Пасху, когда в кабинет, где работала Тамара, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке, чтобы похристосоваться. После троекратного поцелуя они заглянули друг другу в глаза, и после этого начали встречаться, причем Вицин ухаживал за своей пассией очень красиво. Позже они поженились и она родила ему дочь.
Тамара общалась с бывшей возлюбленной Вицина. Она вспоминала: «Мы с ней были подругами. Когда ее не стало, это случилось в 70-х, если вдруг возникала в моей жизни непростая ситуация, отец говорил: «Как жаль, что Нади уже нет. Она бы тебе сейчас все объяснила...» Надежда - личность. Общение с ней – ценность». В 2001 году у актера случился сердечный приступ на сцене, вскоре его не стало. После смерти вокруг его имени началась некрасивая заварушка. Газеты писали, что он умер в нищете и одиночестве, что бомжевал и собирал бутылки. Наталья Варлей возражает: «Как же так - рядом с ним была любимая жена!».
Дочь Вицина пишет, что издевательства над семьей не закончились и сейчас. «Недавно, облапошив строителя, журналисты украли из квартиры папы книги и папку с моими детскими рисунками». Они написали, что дочь Вицина выбросила архивы отца на помойку и стали распускать слухи, что родные даже продают его могилу. Наталья Варлей считает, что в последние годы Вицин жил так, как ему уже хотелось - не молодился, кормил кошек и собак. «Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души». Иван Дыховичный писал о Вицине: «Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».


Евгений Матвеев
Участник Великой Отечественной войны. На фронте пробыл недолго. За отличное знание военного дела был назначен преподавателем в Тюменское пехотное училище. Рвался обратно на фронт, но его многочисленные прошения так и остались без внимания.


Алексей Смирнов
Разведчик, командир огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознаменного минометного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознаменной ордена Ленина дивизии прорыва РГК. Награжден орденами Славы II и III степени, орденом Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».


Николай Трофимов
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Военно-Морского Флота. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».


Элина Быстрицкая
Во время войны работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».


Иннокентий Смоктуновский
Участник битвы на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении Киева.
Дошел до Берлина. Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией».


Зиновий Гердт
Старший лейтенант саперной роты. На фронт ушел добровольцем. В феврале 1943 года под Белгородом был тяжело ранен в ногу, перенес 11 операций, в результате которых нога стала короче на 8 сантиметров, хромота осталась на всю жизнь. Награжден орденом Красной Звезды.


Николай Боярский
Участник Великой Отечественной войны, закончил войну в Кенигсберге. Награжден орденами Славы II и III степени, орденом Красной Звезды и другими медалями.


Павел Луспекаев
Ушел добровольцем на фронт в 15 лет. Член партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Получил тяжелое ранение в руку разрывной пулей, чудом избежал ампутации.
В ходе одного из разведрейдов пролежал в снегу четыре часа, серьезно обморозив ноги. Впоследствии из-за этой травмы врачи вынуждены были ампутировать Луспекаеву обе стопы.


Антонина Максимова
Участница Великой Отечественной войны, радистка.


Николай Гринько
Гвардии старшина, стрелок-радист на бомбардировщиках дальнего действия, комсорг полка. Награжден медалью «За боевые заслуги».


Сергей Бондарчук


Леонид Чубаров
Участник Великой Отечественной войны. Артиллерист.


Евгения Козырева
Участница Великой Отечественной войны, на фронт ушла добровольцем.


Владимир Гуляев
Летчик-штурмовик 826 Витебского штурмового авиаполка 335 штурмовой авиадивизии.
Совершил 60 боевых вылетов. Воевал в Белоруссии, Прибалтике. Несколько раз был ранен и контужен.
Единственный из актеров-фронтовиков, дважды награжденный орденами Красного Знамени и дважды - орденами Отечественной Войны I степени.
Участник Парада Победы 24 июня 1945 года


Петр Глебов
На фронт ушел добровольцем. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от гитлеровских самолетов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы».


Гуля Королева
Санинструктор, участница Великой Отечественной войны. Ушла добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка.
Погибла 23 ноября 1942 года возле хутора Паньшино, под Сталинградом. Во время боя за высоту 56,8 вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат уничтожила 15 солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление. Награждена орденом Красного Знамени (посмертно).


Олег Голубицкий
Участник Великой Отечественной войны.


Валя Литовский - Пушкин в фильме «Юность поэта», погиб летом 1941 года под Минском.


Владислав Стржельчик
Участник Великой Отечественной войны, служил в пехоте. Награжден орденом Отечественной войны II степени.


Николай Дупак
На фронте с первых дней войны. Гвардии лейтенант. Служил в пехоте в в 6-м гвардейском корпусе. Трижды был тяжело ранен. В 1943 году комиссован по инвалидности. Кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени.


Владимир Иванов
На фронте с февраля 1942 года. Всю войну провел на передовой в артиллерийской разведке. Трижды был ранен.


Борис Битюков
Участник Великой Отечественной войны
. В 1939-1945 годах служил в РККА. Воевал с первого до последнего дня.


Евгений Весник
Воевал три года. Награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Кенигсберга», двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией».


Николай Прокопович
На фронте с 18 лет, с 1943 года. Прошел боевой путь от солдата до командира отделения. В апреле 1945 года в Германии был ранен, войну закончил в госпитале под Берлином в звании старшего сержанта. Награжден шестью медалями и орденом «Отечественной войны» II степени.


Владимир Этуш
Доброволец. Закончил школу военных переводчиков в Ставрополе. Сражался в горах Кабарды и Осетии, освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Старший лейтенант, помощник начальника штаба полка. В 1943 году был тяжело ранен и комиссован. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».


Георгий Юматов
С 1942 года - юнга на торпедном катере «Отважный», спустя год - рулевой. Освобождал Будапешт, Бухарест, Вену. Награжден орденом Отечественной войны II степени, матросской медалью Ушакова, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».


Михаил Пуговкин
На фронт ушел добровольцем. Разведчик, служил в 1147-м стрелковом полку.
Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».


Григорий Плужник
В первые дни войны, отказавшись от брони, ушел добровольцем на фронт. Участвовал в Сталинградской битве и освобождении Румынии. Младший лейтенант, техник-телеграфист. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».


Владимир Самойлов
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени.


Владимир Заманский
Танкист. Прибавив себе возраст, в 16 лет добровольцем ушел на фронт. Горел в танке, спас командира. Награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу».
В конце войны был незаконно осужден и получил девять лет лагерного режима.


Сергей Гурзо
В 16 лет добровольцем ушел на фронт. В Польше в 1944-м получил тяжелое ранение, после чего год лечился в госпиталях.


Николай Еременко-старший
В 15 лет пошел на фронт, был ранен, попал в окружение, оказался в плену, несколько раз пытался бежать из фашистского концлагеря. Затем воевал в составе подпольной группы Сопротивления.


Леонид Оболенский
В октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушел в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. Бежал из плена. До освобождения Молдавии скрывался в монастыре под Бендерами под именем монаха Лаврентия. После войны был арестован и осужден. В 2005 году (посмертно) реабилитирован.


Володя Константинов.
Ушел на фронт в 1941 году. Погиб в марте 1944-го под Таллинном. Первая и последняя роль - Петя-Гулливер в кинокартине Александра Птушко «Новый Гулливер».


Борис Иванов
Лейтенант интендантской службы. Воевал на Северо-Западном фронте. Начальник штаба батальона в 14-м гвардейском полку 7-й гвардейской дивизии 10-й гвардейской армии. В апреле 1942 года был тяжело ранен и до сентября лежал в госпиталях с угрозой ампутации руки. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней.


Михаил Глузский
с 1940 года служил в РККА, участник Великой Отечественной войны.


Павел Винник
В 16 лет, приписав себе недостающие годы, стал солдатом стрелкового полка. Дошел до Берлина. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».


Николай Пастухов
В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Воевал в составе латышской дивизии получил специальность связиста, служил в танковой части, был ранен.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией».


Федор Никитин
В 1941—1943 годах участвовал в обороне блокадного Ленинграда. Был командиром взвода народного ополчения Ленинградского фронта.


Евгений Буренков
Ушел на фронт со школьной скамьи, прошел всю войну. Воевал в составе частей Краснознаменного Балтийского флота. Награжден орденом Красной Звезды.


Александр Вокач
В 1944 году ушел добровольцем на фронт, воевал, служил до 1947 года в летных войсках.


Боря Ясень - Мишка Квакин в фильме «Тимур и его команда» погиб в начале войны.


Владимир Басов
Капитан, командир батареи 424 мотострелкового полка 14-й зенитной артиллерийской Рижской дивизии Резерва ГК СВГК, заместитель начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».


Василий Корзун
В 1941 году добровольцем ушел в армию и был направлен на фронт в звании младшего лейтенанта. Участвовал в боях, получил ранение. Войну окончил в Эстонии. Награждён Орденом Красной Звезды


Владимир Кашпур
Участник Великой Отечественной войны. Штурман авиации, принимал участие в боевых действиях. Награжден медалью «За победу над Германией».


Валентин Зубков
Участник Великой Отечественной войны. Летчик-истребитель.

Алексей Ванин
Участник Великой Отечественной войны. Приписав себе год, добровольцем ушел на фронт. Воевал в составе Сталинской Сибирской дивизии, был ранен. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».


Николай Засухин
Участник Великой Отечественной войны. С 1940 года в течение шести лет служил в армии.


Алеша Лярский - Леша Пешков в фильме «Детство Горького» - ушел в 17 лет добровольцем на фронт, погиб 15 февраля 1943 года под Ленинградом.


Алексей Миронов
В 17 лет ушел добровольцем в армию, приписав себе год. Командир огневого взвода 1342-го зенитного артиллерийского полка 23-го зенитной артиллерийской дивизии. Воевал на Северо-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в битве за Москву, Курской битве, битве за Днепр, освобождении Правобережной и Западной Украины, штурме Берлина.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».


Николай Федорович Волков
Танкист. Оборонял Москву, воевал под Ржевом, в Первом Забайкальском фронте в 17 армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией»

Перепостил


Георгий Михайлович Вицин (официально: 23 апреля 1918, Петроград, РСФСР; фактически: 23 апреля 1917 (именно эта дата указана на могиле Георгия Вицина), Териоки, Великое княжество Финляндское - 22 октября 2001, Москва, Россия) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1990).

Скромный и незаметный человек, чьим кредо было «Жизнь надо прожить тихо». Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех - это великое… Смеяться - естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь… ненормального человека».

Георгий Вицин в городе Териоки (в настоящее время Зеленогорск), который относился в то время к Финляндии, входившей в состав Российской империи. Его мать Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго.

Новорожденный Гоша был настолько слаб и болезнен, что врачи пугали родителей: «Ваш сын вряд ли когда-нибудь будет ходить». Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мама отправила мальчика в лесную школу, где преподавали йогу. Со временем увлечение ею переросло для Георгия Михайловича в жизненную философию. Надо сказать, что учился Вицин в школе на одни тройки, только по рисованию была четвёрка. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьез заняться" театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности.

В 18 лет Вицин поступил в Театр Ермоловой. И сразу - как в пропасть головой - влюбился в актрису Дину Тополеву. Чувство было сильным, но безнадежным. Ведь Тополева не только намного его старше, но и замужем. Причем за худруком театра Николаем Хмелевым, которого Вицин боготворил и считал своим учителем! Дина ответила на его чувство, от супруга ушла. И самое удивительное - Хмелев не изменил своего отношения к Гоше, по-прежнему считал его одним из лучших актеров.В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет.

А потом 38-летний Георгий приворожил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина. Впервые она увидела его на портрете в коридоре театра, когда пришла устраиваться на работу декоратором. Казалось бы, ничем не примечательная внешность. Но глаза! Их взгляд она надолго запомнила. Они прожили в браке больше полувека. Их дочь Наташа - художник.

Но отношения с Диной Гоша не порвал. Более того, до самой смерти она оставалась членом его семьи. Немыслимо? Только не для тех, кто знал Георгия Михайловича! Вспоминает А. Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова:
- Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной - Прим. ред.) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето... Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке.

Георгий Михайлович терпеть не мог жару. Он предпочитал быть, что называется, всегда «застегнутым» - в пиджаке, закрытых ботинках, с зонтиком. Но, как назло, большинство его звездных съемок проходит летом, да еще и на юге. Но даже 30- градусная жара не могла изменить его дресс-код. А на восклицания «Да вы с ума сошли! В такой зной!» Вицин спокойно и достойно отвечал: «Природа не может быть против меня». И действительно. Съемочная группа даже вывела примету: если прилетает Вицин, погода обязательно испортится, начнутся дождь и шторм. Но если для съемок нужно солнце, Георгий Михайлович не сопротивлялся природе. Ради них на тридцатиградусной жаре он готов был провести весь день.

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный"). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В фильме "Она вас любит" (1956) по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".

Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Он мог выпить свою рюмку водки, но выглядело это смешно. «Гош, ну выпей!» Знаете, как уговаривают. Или когда он неважно себя чувствовал. Тогда он позволял себе выпить. Но пил так: брал стопку или рюмку, вот так делал (показывает, будто полощет горло) и ставил. Вот это выпивка для него была. Какая-то скорее дезинфекция... Кроме того, он не курил. Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"

Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

По словам актёра
- Ну если я еще на съемочной площадке, а мне пора заниматься йогой, я просто останавливаю процесс и говорю, что мне срочно надо постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса. Режиссер, конечно, рвет на себе волосы, но ничего не поделаешь - у меня йога.

Сценарист Яков Костюковский уверяет:
- При мне этого никогда не было, и без меня, я уверен, этого не могло быть. Он был настолько тактичен, что никогда бы не позволил себе сорвать съемку.

Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии". Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994). Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя". Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.

Спасала его только обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей». Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу - подкармливать птиц. Доставались вкусные кусочки и окрестным бродячим кошкам и собакам - мимо их бед Георгий Михайлович тоже не мог пройти спокойно. Так и получалось, что к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда. В семье держали двух попугаев и собаку.

Когда в октябре 2001 года актера не стало, на его похороны принесли клетки с 12 голубями. И когда гроб выносили из подъезда, птиц выпустили. Но один голубь упал замертво... 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни. Памятник, который поставлен на его могиле на Ваганьковском кладбище, возведен на народные деньги, которые при жизни актер не принял.

В парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 (к 460-летнему юбилею города и 90-летию Вицина) открыт памятник Георгию Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». Художник-скульптор Юрий Кряквин. В 1973 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снят фильм-портрет «Георгий Вицин» (режиссёр Владимир Томберг).

Интересные факты-
# Выяснилось, что в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви младенец Георгий Вицин действительно записан 1917 годом! Рядом с записью - дата «23 апреля». Но это - день святого Георгия, в честь которого назвали мальчика. А дата рождения - 5 апреля! Мать Вицина исправила год на 1918, чтобы устроить сына в оздоровительную лесную школу.
# Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать шесть лет Георгий Вицин изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». В тридцать семь - восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть лет сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»).
# Вицин интересовался книгами и монетами.

Награды и звания
# Заслуженный артист РСФСР (1959).
# Народный артист РСФСР (1977).
# Народный артист СССР (1990).

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".

Его мать Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, преодолев свою закомплексованность, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. «Лечение» начал активно. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил «всерьез заняться» театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 — и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу театра-студии под управлением великого актера Николая Хмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, а Вицин занял в труппе заметное положение. «На него» ходили. Покупая билеты, в кассах нередко спрашивали, кто сегодня играет — и, если не Вицин, могли развернуться и уйти. О нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский» в 1951 году (до этого вкино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме «Иван Грозный»).Снимался Георгий Вицин в самых разножанровых фильмах и прославился в роли Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок» (1954). Перед съемками «Запасного игрока» Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

Зрителям приглянулся герой Вицина — застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм «Она вас любит» (1956), где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью.В этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой «поклонницы Клавы», в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя «с легким налетом иронии».

Но тут начался второй период творчества Вицина — «эпоха Труса». Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым — Моргуновым и Балбесом — Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этих образов был собирательным, обобщающим.Трус Вицина в комедиях «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1961) , «Операция Ы» (1965), «Кавказская пленница» (1966) (История создания фильма). , «Семь стариков и одна девушка» был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника в «Джентльменах удачи» (1971). Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю — здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей «масочной линии».

К сожалению ему мало предлагалось таких ролей со «взрывчатым» вторым планом, подобной папаше из комедии «Не может быть!» (История создания фильма) (1975). Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова (История создания фильма). « и Тебенков из комедии «Опекун», Хмырь «Джентльмены удачи» (История создания фильма). , Тютюрин «Неисправимый лгун», сэр Эндрю «Двенадцатая ночь», Сем «Деловые люди» и конечно же главная роль — это трус из бессмертных комедий Гайдая. А съемки в телевизионном «Кабачке 13 стульев» лишь прибавили ему популярности.Георгий Вицин мог просто мастерски перевоплощаться. В сорок восемь лет он сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь — восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица».

К маске «труса» Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева «Комедия давно минувших дней». Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев» (История создания фильма). Но в результате результат получился весьма жалким. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук-музыкант («Дюймовочка») и многие другие.

Георгий Михайлович был женат. Его жена — Тамара Федоровна — племянница знаменитого ученого Мичурина. Дочь Наташа — художник.Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку.Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Кроме того, он не курил. Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»Не смотря на обилие его персонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: «Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя».Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!».





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта