Главная » Дом » Биологические олимпиады. Школьный этап олимпиады по биологии. Плазматическая мембрана участвует –

Биологические олимпиады. Школьный этап олимпиады по биологии. Плазматическая мембрана участвует –

В данном разделе собрана информация о различных биологических олимпиадах, проходящих как в России, так и за рубежом. Данная информация может быть полезна как школьникам, так и их наставникам.

Информация об олимпиадах представлена в двух вариантах:
Кратком - дано только краткое описание олимпиады и ссылка на официальный сайт
Подробном - представлены описание, задания олимпиады за разные года и списки победителей (только для Всероссийской, Международной олимпиад и олимпиад Кировской ЛМШ)

Для того, чтобы оперативно получать на адрес своей электронной почты информацию об обновлении данного раздела сайта

Олимпиада проводится Министерством образования и местными органами управления образованием по всей территории России. В настоящее время олимпиада включает 4 этапа: школьный, муниципальный (городской), региональный (областной) и заключительный. Победители и призеры заключительного этапа в 11 классе получают право зачисления без экзаменов в любой ВУЗ страны на факультет по профилю "биология". Из победителей заключительного этапа так же формируется сборная команда России на Международную биологическую олимпиаду. Олимпиада является одним из самых старых и массовых биологических соревнований в России.

Международная Биологическая олимпиада (IBO) является высшим соревнованием среди учащихся средних школ разных стран. Каждая из стран-участниц присылает четырех учащихся из числа победителей соответствующих национальных соревнований (для РФ это Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии).

Традиционно в начале и в конце каждой смены ЛМШ проводятся Вступительная и Заключительная Олимпиады, состоящие из тестовых и практических заданий. Тестовые задания данных олимпиад достаточно высокого уровня сложности и могут быть полезны для подготовки к региональному и заключительному этапам Всероссийской биологической олимпиады.

Летняя биологическая олимпиада проходит в начале июля, участвовать в ней могут школьники 7-11 классов, а так же студенты ВУЗов России и стран СНГ. Олимпиада проводится через Интернет в один тестовый тур. Задания олимпиады довольно высокого уровня, т.к. они формируются на основе заданий Вступительной олимпиады Кировской Летней многопредметной школы (где проходят обучение многие призеры и победители Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии). Участие в олимпиаде будет полезно в качестве тренировки перед предстоящими выступлениями на Всероссийской олимпиаде. Регистрация на Летнюю олимпиаду начинается ежегодно в середине апреля.

Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников была организована в 1962 году по инициативе академика М.А. Лаврентьева. По Решению Российского совета олимпиад школьников Всесибирская открытая олимпиада школьников включена в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 год по математике (2 уровень), физике(2 уровень), химии(3 уровень), биологии (3 уровень) и информатике (2 уровень). Особенностью олимпиады является также то, что призеры олимпиады приглашаются в Летнюю физико-математическую школу, проводимую в Академгородке (г.Новосибирск), по результатам обучения в которой старшеклассники принимаются в физико-математическую школу, ныне Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета.

Биомедицинская олимпиада проходит с 2005 года на факультете Фундаментальной медицины МГУ. Задачи представлены в виде вопросов открытого типа, связанных с медицинской биологией и исследованиями здоровья человека. При решений задач требуется знание как медицинских аспектов и приложений биологии, так и наличие биологического мышления и творческий подход.

Олимпиады в Москве:

Старейшая биологическая олимпиада России (и СССР) - проводиться с 1951 года. Проходит в несколько туров на Биологическом факультете МГУ. Отличительной особенностью является то, что олимпиадные задания представлены в виде открытых задач, требующих для успешного решения не только знаний определенных фактов, но и развитого биологического мышления и творческого подхода.

Олимпиады для поступающих в МГУ:

National Biology Competition, University of Toronto, Canada (in English)

Достаточно интересная олимпиада высокого уровня, организуемая одним из крупнейших университетов Канады. Проводиться в виде тестирования. Отличительной особенностью является открытость соревнования - поучаствовать в ней могут не только граждане Канады, но и других стран. Для этого необходимо совсем немного: зарегистрировать координатора и учреждение на сайте олимпиады, ну и естественно знание английского языка на уровне чтения-понимания.

Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

Немного статистики о нашей работе:

  • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
  • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
  • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
  • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

5 шагов навстречу учителю

Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

  1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
  3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
  4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
  5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение задач.

Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

Как мы подсчитываем результаты?

Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

Все очень просто:

  • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
  • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
  • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
  • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
  • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
  • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

  • банковской карты (онлайн);
  • квитанции, в отделении Почты России;
  • электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

Городская олимпиада школьников по биологии (школьный тур) 2013-2014

9 класс

Часть А. Выбрать один правильный ответ из четырёх:

А1. К симбиотическим организмам относятся:

1 )водоросли 3)плауны

2)грибы 4)лишайники

А2. Болевые рецепторы кости расположены в:

1)красном костном мозге 3)жёлтом костном мозге

2)надкостнице 4)губчатом веществе кости

А3.К пищевым ферментам,расщепляющим белки, относятся:

1)мальтаза 3)трипсин

2)амилаза 4)желчь

А4. Самое низкое давление крови в

1)нижней полой вене 3)сонной артерии

2)аорте 4)капиллярах ног

А5. Бактериофаги-это

1)антибиотики 3)бактерии

2)вирусы 4)фагоциты

А6.Обмен веществ между кровью и тканью происходит в...

1)артериях 3)мышцах

2)венах 4)капиллярах

А7.Улитка-это орган...

1)обоняния 3)осязания

2)слуха 4)равновесия

А8. При работе с микроскопом ваш глаз смотрит в...

1)объектив 3)зеркало

2)окуляр 4)микропрепарат

А9. Человеку, страдающему гипофункцией щитовидной железы, врач назначил бы лечение...

1)тироксином 3)гликогеном

2)адреналином 4)инсулином

А10. Плод картофеля называют...

1)клубнем 3)корневищем

2)корнеплодом 4)ягодой

А11. Нервные узлы в нервной системе человека относятся к...

1)периферическому отделу 3)коре больших полушарий

2)центральному отделу 4) спинному мозгу

А12. Какой иммунитет возникает после перенесённого заболевания ребёнком краснухи...

1)естественный врождённый 3)искусственный активный

3)естественный приобретённый 4)искусственный пассивный

А13. Пекарские дрожжи относятся к...

1)грибам 3)животным

2)бактериям 4)растениям

А14. Кровь относится к типу ткани...

1)Нервная 3)эпителиальная

2)мышечная 4)соединительная

А15. Регенерация тканей является следствием...

1)взаимодействия клеток 3)деления клеток

2)питания клеток 4)возбудимости

А16. Способность простейших образовывать цисту, помогает им в...

1)питании 3)размножении

2)дыхании 4)переживании неблагоприятных условий

А17. Божьи коровки относятся к отряду:

1)прямокрылых 3)двукрылых

2)жёсткокрылых 4)перепончатокрылых

А18. К полинуклеотидам относятся...

1)белки 3)полисахариды

2)нуклеиновые кислоты 4) липиды

А19. Термин клетка был предложен...

1)Левенгуком 3)Линнеем

  1. Гуком 4) Ламарком

А20. Таламус и гипоталамус-это отделы мозга...

1)среднего 3)мозжечка

3)продолговатого 4) промежуточного

ЧАСТЬ В

В1. и В2.-выберите 3 ответа из 6.

В1.Выберите процессы, в результате которых в клетке запасается энергия.

1)биосинтез белка 4)окисление питательных веществ

2)удвоение ДНК 5)бескислородное дыхание

3)фотосинтез 6)деление клеток

Ответ:_______________

В2. Укажите особенности царства Грибы.

  1. клеточные стенки содержат целлюлозу
  2. запасное вещество гликоген
  3. клеточные стенки содержат хитин
  4. тело образовано мицелием
  5. в клетках содержатся пластиды
  6. играют в биоценозе роль продуцентов ответ_______________

В3 и В4-Установите соответствие

В3.Установите соответствие между химическим веществом и признаками:

2- БЕЛКИ

ответ

В4. Установите соответствие между организмами и способами их питания.

В5. Определите хронологическую последовательность биологических открытий.

А) Клеточное ядро Б) Световой микроскоп В) Клетка Г) электронный микроскоп

Д) Эндоплазматическая сеть ответ_______________________

ЧАСТЬ С

Дайте развёрнутый ответ

С1. В чём заключается отличие между искусственным и приобретённым естественным иммунитетом?

С2. Что такое гомеостаз? Приведите примеры регуляции функций организма эндокринной системой.

С3. В организм человека постоянно поступают вещества из внешней среды.Для чего это необходимо?

Ответы:

ЧастьА

№ залания

А10

Ответ

№ задания

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

Задания для проведения школьного этапа

олимпиады школьников по биологии 2015-2016г.г.

9 класс

Задания части I . Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

    Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

    Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;

Б) анаэробы;

В) гетеротрофы;

Г) аэробы.

    Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

    Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

    К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

    У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

    Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

    Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

В) грибницы;

Г) плодовых тел.

    У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

    При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

    Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

    Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

    Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

    В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;

Б) хрусталик;

В) зрачок;

Г) стекловидное тело.

    У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

    углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

Г) аминокислоты.

    Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

    К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

    Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

    В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живые организмы;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

    У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

    Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;

Б) запечатлений;

В) безусловных рефлексов;

Г) условных рефлексов.

    К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

    К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

    Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Задания части II . ЧастьII включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

    В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

    К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

    У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

    Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

    В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

    Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

    Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

    К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

    Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III . Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

    Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

    Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

    В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

    Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

    Все растения содержат хлоропласты.

    Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

    Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

    Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

    Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

    У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

    Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

    Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

    Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

    Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV . Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

    Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

    Семейства

    Признаки семейств

    1. Крестоцветные

    2. Пасленовые

    А. Лепестков 4

    Б. Лепестков 5

    В. Лепестки свободные

    Г. Лепестки сросшиеся

    Д. Тычинок 5

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

Матрица ответов на олимпиады школьников по биологии.
2015/2016 уч. год. 9 класс

Задание 1. [ 25 баллов]

Задание 2. [ 2 0 баллов]

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

Задание 4.

Эритроциты

Лейкоциты

Задания части I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. В зародыше семени у высших семенных растений могут присутствовать:

а) две семядоли;
б) одна или две семядоли;
в) одна, две или больше семядолей;
г) одна семядоля.

2. Среди листопадных растений красной осенней окраски не имеют листья:

а) березы повислой;
б) рябины обыкновенной;
в) клена платановидного;
г) вяза шершавого.

3. Среди тканевых элементов высших растений наибольшую длину имеют:

а) клетки-волокна склеренхимы;
б) клетки-членики сосудов (ксилемы);
в) клетки столбчатого мезофилла;
г) клетки аэренхимы.

4. Ткань, представленная на рисунке поперечного среза, носит название:

а) эпидермис;
б) мезофилл;
в) аэренхима;
г) пробка.

5. В процессе селекции сорта современного картофеля по сравнению с дикорастущими предками не:

а) увеличили размер клубней;
б) лишились способности накапливать алкалоиды в листьях;
в) повысили устойчивость к фитофторе;
г) утратили опушение листьев.

6. Различные типы плодов могут иметь растения, принадлежащие к семейству:

а) злаки;
б) бобовые;
в) сложноцветные;
г) розоцветные.

7. К растениям, вероятно, исчезнувшим на территории Самарской области, принадлежит:

а) башмачок крупноцветковый;
б) пион тонколистный;
в) тюльпан дубравный;
г) горечавка перекрестнолистная.

8. Необходимость микоризы для развития растений, высокая специализация цветка по отношению к насекомым-опылителям, исключительно мелкие размеры семян – все эти признаки относятся к представителям семейства:

а) лилейные;
б) пасленовые;
в) орхидные;
г) бромелиевые.

9. Представленная на схеме часть жизненного цикла сосны происходит:

а) в начале лета;
б) весной;
в) в середине лета;
г) осенью.

10. Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:

а) девона;
б) карбона;
в) перми;
г) триаса.

11. Коричневая или оливковая окраска бурых водорослей объясняется:

а) отсутствием хлорофиллов;
б) наличием водорослевых пигментов фикобилинов;
в) обилием желтых и оранжевых пигментов, дополнительных по отношению к хлорофиллу;
г) мощным развитием покровных тканей.

12. Среди представителей высших грибов преобладание в жизненном цикле стадии двуядерного мицелия (дикариона) характерно для класса:

а) аскомицеты;
б) базидиомицеты;
в) дейтеромицеты;
г) зигомицеты.

13. Каких птиц не существует в природе:

а) птица-секретарь;
б) птица-мышь;
в) птица-носорог;
г) птица-бегемот.

14. Златоглазка относится к отряду:

а) сетчатокрылых;
б) вислокрылых;
в) веерокрылых;
г) равнокрылых;

15. Гиеновидная собака относится к семейству:

а) куньих;
б) волчьих;
в) медвежьих;
г) енотовых.

16. Какая рыба не встречается в природе:

а) рыба-клоун;
б) рыба-мичман;
в) рыба-тряпка;
г) рыба-рулевой.

17. Рептилии эволюционно произошли от:

а) кистеперых рыб;
б) бесчерепных;
в) амфибий;
г) двоякодышащих рыб.

18. Какое приспособление является адаптацией птиц к полету:

а) двойное дыхание;
б) двойная аккомодация зрения;
в) двойной прыжок;
г) раздвоенный хвост.

19. Что не является основным принципом классификации насекомых на отряды:

а) строение крыльев;
б) строение ротового аппарата;
в) строение конечностей;
г) тип развития.

20. Араморфозом млекопитающих является:

а) различное строение хвоста;
б) различное строение ушей;
в) различное строение зубов;
г) различное строение конечностей.

21. Среди простейших не имеет специальных органоидов для передвижения:

а) эвглена;
б) амеба;
в) инфузория;
г) трипаносома.

22. Семейство цаплевые относятся к отряду:

а) трубконосые;
б) веслоногие;
в) голенастые;
г) фламингообразные.

23. Какого отряда амфибий не существует:

а) бесхвостые;
б) бескрылые;
в) безногие;
г) хвостатые.

24. К насекомым с полным превращением не относятся:

а) чешуекрылые;
б) жесткокрылые;
в) прямокрылые;
г) двукрылые.

25. Фильтрация первичной мочи происходит в:

а) почечной лоханке;
б) в дистальном отделе извитых канальцев;
в) в петле Генле;
г) в капсуле Шумлянского-Боумена.

26. Кислород в скелетных мышцах запасается белком:

а) гемоглобином;
б) миоглобином;
в) кальмодулином;
г) альбумином.

27. К инкапсулированным нервным рецепторам относятся:

а) тельца Фатер-Пачини;
б) тельца Мейснера;
в) болевые рецепторы;
г) нервно-мышечные веретена.

28. Слизь в желудке выделяется одноклеточными железами:

а) главными клетками;
б) добавочными клетками;
в) обкладочными клетками;
г) бокаловидными клетками.

29. В коре головного мозга у человека не бывает доли:

а) зрительной;
б) лобной;
в) теменной;
г) височной.

30. К подвижным соединениям костей относятся:

а) синхондрозы;
б) синостозы;
в) диартрозы;
г) синдесмозы.

31. Нервная система в процессе онтогенеза образуется из:

а) зародышевой эктодермы;
б) зародышевой энтодермы;
в) внезародышевой эктодермы;
г) мезодермы.

32. Чтобы выработать условный рефлекс «свет – слюна», необходимо:

а) действовать светом и пищей одновременно;
б) сначала давать пищу, потом включать лампочку;
в) дать часть пищу, включить лампочку и дать оставшуюся пищу;
г) сначала включить лампочку, потом дать пищу.

33. Антитела образуют клетки иммунной системы:

а) В-лимфоциты;
б) плазмоциты;
в) Т-лимфоциты;
г) нейтрофилы.

34. Подкожный жир у человека выполняет функцию:

а) усиление плавучести;
б) улучшение осанки;
в) сохранение тепла;
г) увеличение массы тела.

35. Фоторецепторами у человека являются:

а) колбочки и палочки;
б) палочки и кувшинчики;
в) кувшинчики и колбочки;
г) колбочки и стрелочки.

36. Из мышечных волокон состоят мышцы:

а) гладкие;
б) сердечные;
в) скелетные;
г) в кровеносных сосудах.

37. Полиаденирование мРНК необходимо для:

а) прохождения через поры кариолеммы;
б) определения кратности трансляции;
в) защиты мРНК от лизосом;
г) соединения мРНК с рибосомой.

38. Свойством генетического кода не является:

а) избыточность;
б) коллинеарность;
в) линейность;
г) тождественность.

39. Для стабилизации рибосом необходимы ионы:

а) Са2+;
б) Nа+;
в) K+;
г) Mg2+.

40. В клетках эукариот не происходит процесс:

а) уксуснокислое брожение;
б) молочнокислое брожение;
в) гликолиз;
г) β-окисление жирных кислот.

41. Примером взаимодействия неаллельных генов является:

а) плейотропия;
б) пенетрантность;
в) полимерия;
г) доминирование.

42. В эксперименте мышам ввели меченый (по 3Н) тимидин. В каких клеточных структурах будет обнаружено излучение:

а) в рибосомах;
б) в эухроматине;
в) в гетерохроматине;
г) в ядрышке.

43. Согласно синтетической теории эволюции, к элементарным эволюционным факторам относится:

а) наследственность;
б) изоляция;
в) дрейф генов;
г) изменчивость.

44. Организмы, адаптированные к узким пределам выносливости экологических факторов, называются:

а) стенотопные;
б) эвритопные;
в) узкоспециализированные;
г) целеэкотопные.

45. Однослойным зародышем является:

а) нейрула;
б) бластула;
в) гаструла;
г) фистула.

46. Одноклеточным организмам присущи формы раздражимости:

а) рефлексы;
б) тропизмы;
в) настии;
г) таксисы.

47. Критерием вида не является:

а) свободное скрещивание;
б) анатомическое строение;
в) эволюционное развитие;
г) гендерный состав.

48. Лимитирующими экологическим факторами называют:

а) ограничивающие организмы по пище;
б) выходящие за границы пределов выносливости:
в) короткие по времени действия;
г) границы ареалов.

49. Первичной сукцессией является:

а) заселение горнодобывающих отвалов;
б) восстановление леса после пожара;
в) зарастание пруда;
г) угнетение биогеоценоза.

50. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи;
б) митохондрии и лизосомы;
в) микротрубочки и аппарат Гольджи;
г) ядрышко и рибосомы.

51. Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями;
б) соотношением белков и липидов;
в) пространственным расположением молекул;
г) генетической информацией.

52. Основной целью Международной биологической программы «Геном человека» являлось:

а) лечение наследственных заболеваний;
б) изучение генотипа человека;
в) определение нуклеотидной последовательности ДНК человека;
г) развитие генной инженерии.

53. Синдром Марфана относится к группе мутаций:

а) генных;
б) анэуплоидии;
в) полиплоидии;
г) хромосомных.

54. Каталитическую функцию могут выполнять:

а) только белки;
б) белки и ДНК;
в) белки и липиды;
г) белки и РКН.

55. Коэнзимами не могут быть:

а) витамины;
б) нуклеотиды;
в) гормоны;
г) ионы металлов.

56. Если в панмиктической популяции частота встречаемости доминантного гена равна 0,2, какова будет частота встречаемости в этой популяции гетерозигот:

а) 0,04;
б) 0,32;
в) 0,16;
г) 0,08.

57. Какие вещества не относятся к липоидам:

а) холестерин;
б) нейтральный жир;
в) миелин;
г) прогестерон.

58. Какая из приведенных ниже экосистем считается наиболее устойчивой:

а) степь;
б) поле пшеницы;
в) березовая роща;
г) саванна.

59. Какое явление не относится к главным направлениям эволюции по А.Н. Северцеву:

а) идиоадаптация;
б) араморфоз;
в) общая дегенерация;
г) дивергенция.

60. Фактором формирования рода Homo sp. не является:

а) возникновение речи;
б) изготовление орудий труда;
в) прямохождение;
г) формирование второй сигнальной системы.

Задания части II. Задание включает 15 вопросов с одним вариантом ответа из четырех или пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. На поверхности плодов у перечисленных растений обычно присутствует матовый налет, в котором находятся клетки дрожжей.

I) Виноград;
II) Земляника;
III) Слива;
IV) Томат;
V) Тыква.

а) I, II, III, IV, V;
б) I, II, III, IV;
в) I, III;
г) II, III.

2. Среди суккулентов – засухоустойчивых растений, имеющих водозапасающие ткани в различных органах, имеются листовые и стеблевые. В приведенном списке растений листовыми суккулентами не являются:

I) Алоэ;
II) Филлокактус;
III) Мамиллярия;
IV) Эхиноцереус;
V) Литопс.

а) II, III, IV;
б) I, II, IV;
в) III, IV, V;
г) I, II, III.

3. Настоящие деревья имеются среди представителей следующих семейств:

I) Розоцветные
II) Березовые
III) Пальмовые
IV) Злаки
V) Бобовые.

а) I, II, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, V;
г) I, III, V.

4. К царству прокариот относятся:

I) стрептококки;
II) эхинококки;
III) пневмококки;
IV) стафилококки;
V) диплококки.

а) I, II, III, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

5. Араморфозами у млекопитающих являются:

I) теплокровность и разнообразие конечностей;
II) волосяной покров и дифференциацию зубов;
III) матка и теплокровность;
IV) вскармливание детенышей молоком;
V) подкожная жировая клетчатка.

а) II, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, III, IV;
г) I, IV, V.

6. К отряду перепончатокрылых относятся:

I) пчелы и термиты;
II) наездники и осы;
III) осы и стрекозы;
IV) пчелы и наездники;
V) шмели и блестянки.

а) I, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, III, V;
г) II, IV, V.

7. Обмен газов в альвеолах легких обеспечивается следующими факторами:

I) тонкой стенкой капилляров и вязкостью крови;
II) большой поверхностью альвеол и сильным током крови в капиллярах;
III) тонкими стенками альвеол и медленным током крови в капиллярах;
IV) тонкими стенками капилляров и большой поверхностью легких.

а) I, III;
б) III, IV;
в) II, IV;
г) I, IV.

8. Желудочный сок содержит в своем составе:

I) пепсин, трипсин, липазу и HCl;
II) пепсин, слизь, липазу, HCl;
III) пепсин, амилазу, HCl;
IV) пепсин, слизь, нуклеазу, HCl;
V) пепсин, химозин, HCl.

а) II, V;
б) II, IV;
в) II, IV, V;
г) I, III, IV.

9. Менструальный цикл контролируется гормонами:

I) гонадотропинами и эстрагенами;
II) экстрагенами;
III) экстрагенами и тироксином;
IV) экстрагенами и холецистокинином.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) I, III;
г) III, IV.

10. Никотин, присоединяясь к тубулинам, нарушает полимеризацию микротрубочек. Это может вызывать в организме человека следующие патологические изменения:

I) «утренний» кашель курильщиков;
II) внематочную беременность;
III) нарушение всасывания микроворсинками;
IV) мужское бесплодие;
V) иммунологические патологии.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV;
г) I, II, III, IV, V.

11. Феномен эмбриональной индукции, открытой Х. Шпеманом, подтверждается следующими опытами:

I) пересадка эпителия кишечника головастика в иннуклеированную клетку;
II) пересадка хорды под эктодерму с образованием нервной трубки;
III) пересадка зачатка хвоста в мезодерму;
IV) пересадка глазного яблока под эктодерму с образованием хрусталика.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) II, IV;
г) III, IV.

12. Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;
II) биохимический и онтогенетический;
III) генеалогический и эволюционный;
IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;
V) близнецовый и популяционный.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

13. Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;
II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;
III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;
IV) популяция – основная единица эволюции вида;
V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.

а) I, III, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

14. К группе хромосомный мутаций относятся:

I) делеции;
II) анэуплоидия;
III) транслокации;
IV) добавление в триплет аденина;
V) инверсии.

а) I, III, V;
б) I, II, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

15. Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;
II) разветвленными сетями питания;
III) нарушением круговорота веществ и энергии;
IV) обедненным видовым составом;
V) большей продуктивностью.

а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) II, III, IV, V.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений

Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите, к каким выделенным Н.И. Вавиловым центрам происхождения относятся следующие группы возделываемых человеком растений:

1) Рис, сахарный тростник, огурец, манго;
2) Ячмень, пшеница, виноград, инжир, дыня;
3) Овес, лен, лук, капуста, свекла;
4) Кукуруза, фасоль, батат, стручковый перец;
5) Кофе, арбуз, сорго, банан.

Центры: А – средиземноморский, Б – переднеазиатский, В – индийский, Г – эфиопский; Д – мексиканский.

2. Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

1) 3 1 3 1
3 1 2 1
2) 2 0 3 3
1 0 2 3
3) 1 0 0 3
1 0 0 3
4) 2 1 2 3
2 1 2 3
5) 0 0 3 3
3 1 3 3

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А – заяц, Б – корова, В – кошка, Г – хомяк; Д – шимпанзе.

3. Соотнесите гормоны, образуемые в организме человека, с железами внутренней секреции. Гормоны:

1) тироксин;
2) АКТГ;
3) прогестерон;
4) мелатонин;
5) глюкагон.

Железы: А – островки Лангерганса, Б – щитовидная железа, В – яичник, Г – аденогипофиз; Д – промежуточная доля гипофиза.

4. Готовясь к выступлению по проблеме происхождения жизни, ученик нашел в литературе пять подходов в этом вопросе:

1) жизнь существует вечно;
2) живое возникает самопроизвольно и постоянно;
3) жизнь возникла биохимическим путем;
4) зародыши жизни занесены из Вселенной;
5) живое создано Высшими силами.

Помогите докладчику соотнести эти положения с названиями теорий происхождения жизни на Земле.
Теории: А – самозарождение, Б – естественная эволюция, В – креационизм, Г – перманентность жизни; Д – панспермия.

5. Соотнесите органоиды эукариотической клетки с выполняемыми ими функциями. Функции:

1) осуществление экзоцитоза;
2) проведение цикла Кребса;
3) синтез липидов, углеводов и белков;
4) движение у сперматозоидов;
5) автолиз клетки.

Органоиды: А – ЭПР, Б – аппарат Гольджи; В – лизосомы, Г – митохондрии; Д – микротрубочки.

Ответы:

Часть I .

Часть II .

Часть III .

Номера правильных предложений __1, 2, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23 _

Часть IV .

Теории происхождения

Органоиды

Вконтакте





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта