Главная » Свадьба/Замужество » Библия ветхий завет для детей. Библейские рассказы. Благовещение Божией Матери

Библия ветхий завет для детей. Библейские рассказы. Благовещение Божией Матери

Бог создал людей хорошими, без греха, а они стали грешить и не могли уже перестать. И тогда Бог решил спасти их от греха. Для этого Он послал Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Он родился человеком и спас людей. Но родиться человеком Господь мог только от Пречистой Девы. И послал Бог Архангела Гавриила к Деве Марии, чтобы он Ей сказал об этом. Гавриил пришел к Ней и сказал: «Ты угодила Богу. Радуйся! На Тебя найдет Дух Святой и родится от Тебя Христос. Ты будешь Богородица». Дева Мария подумала и ответила: «Я раба Господня. Пусть будет, как ты сказал».

Рождество

Но человек рождается только после того, как люди станут мужем и женой. Никто не знал о том, что сказал Деве Марии Архангел Гавриил, и чтобы люди не удивлялись, что у Девы Марии будет ребенок без мужа, Она обручилась со старцем Иосифом, которого потом так и называли Обручник. Когда пришло время родиться Младенцу, Дева Мария и Иосиф оказались в городе Вифлееме. Места в гостиницах для них не нашлось, и они остановились в пещере, служившей укрытием от дождя для домашних животных. Тут у Девы Марии родился Младенец Христос. Поклониться родившемуся Царю пришли к пещере три мудреца. Они принесли Ему дары как Царю и Богу. Пришли и пастухи: они в поле услышали пение Ангелов: «Слава в вышних Богу!»

Крещение

В то время на земле жил святой Иоанн, Предтеча Господень. Он знал, что скоро должен родиться Христос, и всех призывал встретить Его. Для этого он исповедовал людей и крестил их в реке Иордан: «Покайтесь! - призывал он, - Скоро придет Спаситель». Христос, когда ему исполнилось тридцать лет, пришел к Иоанну и сказал: «Крести Меня». Иоанн смутился и ответил, что лучше бы Христос крестил его, Иоанна, но Христос его остановил: «Делай, как Я сказал. Так исполнится воля Божия». И вошел в воду. Иоанн крестил Его и с этого времени стал называться не только Предтечей (т. е. Предшественником), но и Крестителем Господним. Когда Христос выходил из воды, Дух Святой в виде голубя сошел на Него с неба и раздался голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный!»

Преображение

Однажды Господь наш Иисус Христос позвал апостолов Петра, Иакова, Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Отойдя от них немного, Он стал молиться, и вдруг апостолы увидели, что лицо Его просияло как солнце, а одежды стали ослепительно белыми. Еще они увидели, что стоят и беседуют с Господом пророки Моисей и Илия. И тут сошло с неба и покрыло всех облако, из которого послышался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором всё Мое благоволение. Его слушайте!» Апостолы были так потрясены чудом, что от страха упали и закрыли руками глаза. Христос поднял их со словами: «Встаньте, не бойтесь!» И запретил им говорить о виденном. Когда они встали, чудесного света и пророков уже не было. Всё было как прежде.

Воскрешение Лазаря

В Вифании, возле Иерусалима, жили сестры Марфа, Мария и брат их Лазарь. Господь наш Иисус Христос любил их и навещал. Однажды, когда Он был далеко от них, Его друг Лазарь заболел и вскоре умер. Тогда Он решил пойти в Вифанию и воскресить его. Рыдающей Марфе Христос сказал: «Воскреснет брат твой». Он пошел к вырубленной в скале гробнице, и все пошли за Ним. «Отвалите камень!» - приказал Он и стал молиться, прося Бога Отца воскресить Лазаря. Потом громко воскликнул: «Лазарь! Выходи!» И совершилось великое чудо: четыре дня пролежавший в гробу Лазарь поднялся и вышел. Все, кто видел это, прославили Иисуса Христа как истинного Бога, поняв, что и всех людей Он может воскресить.

Тайная Вечеря

На Пасху собрались Христос и апостолы в одном доме в Иерусалиме. Перед тем, как сесть за стол, Он вымыл ноги апостолам и велел им всегда прислуживать друг другу. После этого, разломив хлеб, Христос подал его ученикам со словами: «Примите, ядите! Это есть тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов». Потом благословил чашу с вином: «Пейте из нее все! Это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая». Так навсегда установил Господь в Церкви Святое Причащение как единственную для людей возможность очиститься от грехов и соединиться со Христом. В тот же день за столом с Ним был предатель Иуда, который предал Его врагам за тридцать сребреников.

Распятие

Схватив Иисуса Христа ночью в Гефсиманском саду, иудеи допрашивали Его и издевались над Ним. Потом привели к римскому правителю Пилату и требовали распять Его. Пилат видел, что Христос невиновен, но уступил иудеям. Воины Пилата тоже издевались над Христом: били, надели терновый венец, шипы которого вонзились в Его голову. За городом, на холме Голгофа, Его распяли: прибили гвоздями руки и ноги к Кресту. С Ним рядом распяли двух разбойников, которые были казнены за свои преступления, а Христос принял добровольные мучения и смерть за преступления всех людей. Один разбойник насмехался над Ним, а другой, поняв, что это безгрешный Бог, раскаялся в своих преступлениях и тут же был помилован Богом. После смерти он сразу попал в Рай.

Жены Мироносицы

Умершего Христа похоронили в новой гробнице.
Иудеи не верили, что Христос может воскреснуть и поэтому вход в нее запечатали печатью и поставили стражу. Они боялись, что ученики Его могут выкрасть тело, сказав, что Он воскрес. Но на третий день, в воскресенье, Он действительно воскрес! Стражники, видевшие это, упали и долго лежали как мертвые. Рано утром пришли сюда святые жены мироносицы. Они принесли душистое масло миро, чтобы помазать им тело Христа, поэтому их называют мироносицы. Они вошли в гробницу и увидели, что Христа в ней нет. Только ангел находился там. Потом к гробнице прибежали ученики Его, апостолы Петр и Иоанн. Они были потрясены этим событием, правда, не все сразу уверовали в то, что Христос воскрес!

Вознесение

После Своего воскресения Христос несколько раз являлся Своим ученикам. Он входил к ним в дом сквозь затворенные двери и даже садился с ними за стол и ел. Он встречался им на пути, являлся на берегу озера, когда они ловили рыбу. В это время Он открывал им смысл Священного Писания, укреплял их в вере, обещая быть с ними всегда. Он так и находится всегда рядом с теми, кто Ему не изменяет. Но после Своего воскресения в Своей новой плоти Он провел на земле только сорок дней. Однажды, беседуя с учениками, Он пришел в Вифанию и здесь, отступив от них, благословил их и вознесся на небо. Так, пребывая одновременно на небе и в душах верных Ему людей, Он помогает им избавляться от греха.

Сотворение мира.

Вы знаете, как всё погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Однако Бог не хотел, чтобы все оставалось так, и Он сотворил этот чудесный мир. Мы знаем, что само собой ничего не создается. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром Творце.
В Священной Книге Библии описано сотворение мира по Слову Бога:
"В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер. и было Утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево. приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было утро: день третий".

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было Утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо".
Вся земля. сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире и имели общение со своим Творцом.

Сотворение первых людей.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал."
Имя мужчины было Адам, а женщины - Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их.
Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, "посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал". Господь поручил им возделывать и хранить этот сад.
Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу - поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми.
------ *Почему Бог сказал: "Сотворим?" Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: "Coтворим".


Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».

  • «Не хлебом одним будет жить человек,
    но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.

    Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.

    Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.

    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»(). Всякая встреча с Библией – это доброе себя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ().

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.

    При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.

    Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» (). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

    Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.

    Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.

    Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

    Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.

    Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.

    Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.

    Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832-1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.

    Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.

    Притчи и образы

    Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.

    Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.

    Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.

    Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.

    Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.

    С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.

    При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.

    Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.

    Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.

    При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.

    Изучая историю битвы с амаликитянами (), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.

    Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.

    Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.

    Тактильная память

    У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.

    Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.

    Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.

    С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.

    Методическая база

    Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.

    Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.

    В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.

    К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).

    Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.

    Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.

    Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.

    Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.

    Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.

    В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.

    1. Поднятие самооценки. Практически каждый подросток ощущает собственную неполноценность в какой-либо области жизни. Необходимо помочь ему осознать собственную нужность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чувство нужности. Один из церковных приходов проводил опрос, по результатом которого стало ясно, что молодые люди ищут в воскресной школе, прежде всего, друзей. Для детей переходного возраста важно чувствовать принадлежность к определённой группе и очень хорошо, если такой группой является христианское содружество.
    3. Общение с противоположным полом. Одна из важных проблем подросткового периода – сложность правильного выстраивания отношений с противоположным полом. Приобрести такой навык в домашних стенах достаточно сложно, однако, церковные собрания призваны научить молодых людей правильному общению между собой.
    4. Социальная адаптация. Каждый подросток задаётся вопросами о собственной важности для общества и личных целях в нём. Знакомясь с Библией и православным вероучением, молодой человек получает возможность найти ответы на некоторые личные вопросы.

    Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.

Пересказала Г. П. Шалаева


Печатается с разрешения издательства ООО «Филологическое общество “СЛОВО”»


© ООО «Филологическое общество “СЛОВО”», 2009

© ООО «Филологическое общество “СЛОВО”», оформление, 2009

* * *

Самая главная книга на земле называется Библия. Эта книга поможет тебе узнать и понять, откуда началась земля, на которой мы живём, и как появилось вокруг всё то, что мы видим, также о том, откуда произошли и как жили люди много-много тысяч лет назад.

В этой книге ты познакомишься с теми событиями, которые происходили давно, а точнее в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали жить на земле и, конечно, совершали много ошибок. А Бог помогал им и учил их жить. Не удивляйся этому, ведь уметь жить и быть при этом добрым и честным, великодушным и справедливым очень и очень непросто. Этому надо учиться.

А ещё… почаще прислушивайся к тому, что у тебя внутри. Правильно: есть сердце и другие органы. А есть ещё и душа. Надо прислушиваться к своей душе. Иногда её называют совестью. Но совесть – это только часть души. Сложно понять? Ничего. Хорошо уже, если ты задумаешься над этим.

Но не спеши это делать сразу. Сначала внимательно прочитай текст и задумайся над этим. Ты узнаешь, откуда произошли люди, поймёшь, откуда началась земля, на которой мы живём, и как появилось вокруг всё то, что мы видим.

А сейчас – в добрый путь!

Читай и размышляй!

* * *

Когда-то, давным-давно, не было ни земли, на которой мы живём, ни неба, ни солнышка. Не было птичек, не было цветов, не было зверей. Не было ничего.

Конечно, ты прав – это скучно и неинтересно.

Но дело в том, что и скучать-то тогда было некому, потому что не было и людей. Это очень трудно представить, но когда-то так и было.

Ты спросишь, а откуда же всё появилось, всё то, что окружает тебя: ярко-голубое небо, щебечущие птички, зелёная трава, разноцветные цветы… А ночное небо в звёздочках, а смена времён года… И многое-многое другое…

А было всё так…

Сотворение мира

В начале Бог сотворил землю и небо.

Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.

Ну разве можно что-то сделать в темноте?

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.

Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы. Свет он назвал днём, а тьму ночью. Так прошёл первый день.



На второй день Бог создал небесный свод.

И разделил воду на две части.

Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи.

На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на земле, и пустил ручейки и реки, образовались озёра и моря; а свободную от воды сушу Бог назвал землёй.

Посмотрел Бог на дела рук своих, и ему очень понравилось то, что он сделал. Но всё равно чего-то не хватало.

Земля стала зелёной и красивой.

На четвёртый день он создал светила на небе: Солнце, Луну, звёзды. Чтобы освещали они землю днём и ночью. И чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года, дни и месяцы.



Так, по желанию Бога и его трудами возник прекрасный мир: цветущий, яркий, светлый! Но… пустой и безмолвный.

Утром пятого дня в реках и морях заплескалась рыба, самая разная, большая и маленькая. От карасиков до китов. По морскому дну поползли раки. Заквакали в озёрах лягушки.

Запели птички и начали вить себе гнёзда на деревьях.

И вот наступило утро шестого дня. Едва рассвело, как леса и поля наполнились новой жизнью. Это звери появились на земле.




На краю поляны прилёг отдохнуть лев. В лесной чаще притаились тигры. Неторопливо пошли на водопой слоны, с ветки на ветку запрыгали обезьяны.

Ожило всё вокруг. Стало весело.

И тогда же, на шестой день, Бог создал ещё одно существо, самое главное существо на земле. Это был человек.

Как ты думаешь, почему человек считается главным на земле?

Потому что Бог создал его по своему образу и подобию.

И наказал Бог человеку, что тот будет управлять всем на земле и владычествовать над всем живущим и растущим на ней. А чтобы человек мог это делать хорошо, Бог вдохнул в него душу и разум. Первым на земле стал человек по имени Адам.

А на седьмой день Бог отдыхал после трудов своих, и день этот стал праздничным на все времена.

Посчитай дни недели. Шесть дней человек трудится, а на седьмой отдыхает.

Только после усердного и полезного труда бывает настоящий отдых. Не так ли?

Жизнь в Раю

На востоке земли Бог посадил прекрасный сад. Все самые красивые деревья и цветы росли здесь. По саду текла глубоководная река, в которой было приятно купаться. Этот уголок земли назывался Раем.

Здесь Бог и поселил Адама, а чтобы тому не было скучно, решил дать ему жену.

Навёл Бог на человека крепкий сон, а когда Адам уснул, взял у него одно ребро и сделал из него женщину.

Проснулся Адам, увидел рядом другого человека и сначала удивился, а потом очень обрадовался. Ведь ему было скучно одному.

Так появилась на земле женщина, и стали звать её Евой.

В Раю росли самые разные деревья: яблони и груши, персики и сливы, ананасы и бананы и много других – каких только душе угодно!

Среди этих деревьев росло одно, которое называлось деревом познания добра и зла.

Бог разрешил человеку срывать плоды с любых деревьев и есть их, но ни в коем случае не трогать плодов с дерева познания.

Адам и Ева слушались Бога. Они были очень довольны своей жизнью, и ничто их не тревожило.

Ещё бы! Они купались, когда хотели, гуляли по саду, играли с маленькими зверятами. Все дружили между собой, и никто никого не обижал.

Так продолжалось долгое время, и так было бы всегда, но…



Жил в Раю змей, который отличался от всех других зверей особой хитростью.

Однажды Ева стояла возле дерева познания добра и зла, и к ней подполз змей.

– Я вижу, что вы с Адамом срываете плоды со всех деревьев, а с этого не берёте. Почему? Посмотри, какие они красивые и, наверное, очень вкусные! – прошипел змей.

Ева ему на это ответила:

– Бог запретил нам срывать плоды с этого дерева, потому что если мы их съедим, то умрём.

Засмеялся змей:

– Нет, – сказал он, – Бог обманул вас. Если вы попробуете плоды с этого дерева, то не умрёте, а станете такими же мудрыми, как сам Бог. Вы поймёте, что такое добро и зло. А Бог этого не хочет.

Женщина не удержалась от соблазна. Она забыла запрет Бога, а может быть, не захотела его вспоминать: ведь, действительно, плоды были такие красивые и аппетитные на вид.

– Ничего не будет плохого, – подумала Ева, – если я сорву всего один плод. Бог даже не узнает об этом. А мы с Адамом станем мудрыми.



Сорвала она плод с дерева познания добра и зла и стала есть его.

Как ты думаешь, откуда пошло выражение «змей-искуситель» (в смысле соблазняющий). Не отсюда ли?

Пришла Ева к мужу и уговорила его тоже попробовать вкусный плод.

И открылись глаза у них. Посмотрели они друг на друга и поняли, что они нагие, хотя раньше это казалось им вполне естественным. А сейчас стало вдруг стыдно, и они спрятались за дерево.

В это время дня, когда было не так жарко, Бог обычно гулял по саду и любил, чтобы его сопровождал Адам.

Вот и сейчас он позвал его, но Адам не захотел выходить из своего укрытия.

– Адам, где ты? – опять позвал Бог.

Наконец Адам ответил ему:

Бог удивился ещё больше:

– Чего же ты испугался, ты ведь никогда раньше не прятался! Что случилось?

– Мне стало стыдно, что я голый, поэтому я и спрятался, – ответил Адам.

Бог давно обо всём догадался, но он хотел, чтобы Адам сам ему обо всём рассказал:

– Кто сказал тебе, что ты голый? Уж не ел ли ты плодов с дерева, с которого я запретил тебе есть?

Что оставалось делать Адаму? Пришлось сознаться. Но он сказал, что это жена заставила его. Ева же во всём обвинила змея, сказав, что он уговорил её съесть запретный плод.

Рассердился Бог на змея и проклял его.

А теперь давай порассуждаем вместе. Конечно, змей виноват. Но каждый должен сам отвечать за свои поступки.

Если бы Адам и Ева не захотели нарушать запрет Бога, разве змей мог бы заставить их? Нет, конечно.

Вспомни и ты свои поступки. Бывает, наверное, так, что тебе очень хочется сделать что-то, что не разрешают, и ты нарушаешь запрет. А потом говоришь, что кто-то другой виноват, потому что уговорил тебя это сделать.

Ведь змей-искуситель чаще всего сидит в нас, а не рядом.

Подумай об этом.

Наказал Бог Адама с Евой: одел их в звериные шкуры и выгнал из Рая. Теперь они тяжёлым трудом должны были добывать себе пищу и больше не вернулись обратно в Рай.

Каин и Авель

Адам и Ева очень переживали свою разлуку с Богом и старались заслужить его прощение, показать ему свою любовь.

Но как это сделать? Ведь Бог не разрешал им даже близко подходить к воротам Рая и поставил там на страже крылатого херувима с огненным мечом.

Тогда люди и придумали жертвоприношение: приносили Богу подарки, чтобы он знал, что они помнят его и любят.

Богу, конечно, было приятно. Но он принимал подарки не от каждого человека.

Ты поймёшь это, когда прочитаешь очень печальную историю о том, что произошло с детьми Адама и Евы.

Было у Адама и Евы два сына. Старшего звали Каином, он работал в поле, выращивая хлеб. А младший, Авель, пас овец.

Однажды братья решили принести Богу свои дары, как это всегда делали их родители.

Они развели костёр на большой поляне и положили на него свои дары. Каин – колосья спелой пшеницы, а Авель принёс молоденького ягнёнка из своего стада, заколол его и тоже положил на костёр.

Бог знал, что Авель добрый и хороший человек, и поэтому подарок его принял сразу.

Каин же показался ему не таким добрым, и он не захотел принимать его дар. Каин, конечно, обиделся и очень огорчился.

Тогда Бог сказал ему:

– Отчего ты огорчился? Если будешь делать добро, то жертва твоя будет принята, а если будешь творить зло, то грех будет преследовать тебя, и ты не сумеешь преодолеть его.



Но, к сожалению, Каин не последовал совету Бога. Наоборот, ходил совсем мрачный и очень завидовал брату.

– Авелю хорошо, – думал он, – теперь Бог будет ему помогать.

Грех завидовать другому человеку, зависть вызывает злобу. Но если бы Каин вовремя это понял!

Заманил он однажды Авеля в поле и убил его.

Бог, конечно, всё видел, но ещё надеялся, что Каин ужаснётся тому, что сделал, и раскается.

Спросил он Каина:

– Где Авель, брат твой?

Но Каин и не думал сознаваться.

– Не знаю, – ответил он, – разве я сторож брату моему.

Разгневался Бог ещё больше.

– Что же ты сделал?! – сказал он Каину. – Ведь ты убил своего брата! Голос крови его взывает ко мне. Я проклинаю тебя. Ты уйдёшь отсюда и больше не увидишь своих родителей и никогда не вернёшься домой. Будешь вечным изгнанником и скитальцем!

Вот так Бог наказал Каина. Но это ещё не всё. Он наложил на лицо Каина особый знак, по которому все люди, как только видели Каина, сразу понимали, что он преступник, и избегали его.

Так до сих пор и бытует выражение: «Каинова печать».

Подумай, к кому оно может относиться?

Ной строит ковчег

Прошло время, и много стало на земле людей.

Но все они очень огорчали Бога: обманывали, грабили, убивали друг друга в бесконечных войнах.

Бог, конечно, пытался вразумить их, он всё ещё надеялся, что люди станут добрее и благоразумнее. Но всё было напрасно.

Тогда Бог решил так: люди будут жить ещё 120 лет, и если они всё-таки не исправятся, тогда он уничтожит всё живое на земле.

И что же? Ты думаешь, люди испугались, попросили у Бога прощения и постарались быть лучше?

Ничего подобного! Они даже внимания не обратили на его предостережение и так же продолжали разбойничать и бездельничать.

Тогда Бог окончательно разочаровался в людях и даже пожалел о том, что сотворил их.

Жил, однако, на земле человек, который всегда поступал так, как учил Бог. Звали его Ной. Он был добрым и честным, никого не обманывал и никому не завидовал. Жил своим трудом и своих сыновей учил жить так же.

За это Бог и любил Ноя. Позвал он его однажды и сказал:

– Люди продолжают творить зло, и за это я всех накажу. Скоро случится великий потоп, и после этого ничего живого на земле не останется. Но ты и твои сыновья дадите продолжение жизни доброй и справедливой. Поэтому делай то, что я тебе скажу.

И научил Бог Ноя как построить ковчег.

Наутро Ной и его сыновья принялись за работу. Рубили высокие деревья, делали из них брёвна и несли их на берег.



Когда досок, брёвен и брусьев накопилось много, они начали сооружать корабль.

Сбежались все соседи, даже прохожие останавливались в недоумении, что же такое делают эти люди. И, конечно, не упустили случая поиздеваться:

– Этот Ной с сыновьями всегда были ненормальными; все гуляют, а они только и знают, что работают да Богу молятся. А сейчас так и совсем с ума сошли, смотрите, что они придумали.

Ной, конечно, не слушал бездельников. Пускай издеваются. Он лучше знал, что ему делать и как жить.

Через некоторое время на воде закачался огромный ковчег. Он был сделан из прочного дерева гофер, стены его внутри и снаружи и все щели были тщательно заделаны смолой. Внутри ковчег состоял из трёх ярусов, которые соединялись лесенками.

Он был сделан на совесть, прочно; всё было приспособлено для того, чтобы в этом ковчеге можно было жить столько, сколько понадобится.

И ещё Бог сказал Ною:

– Когда всё будет готово, войди в ковчег с сыновьями и их жёнами, а также возьми с собой всех зверей, птиц и пресмыкающихся по паре, и семена всего, что растёт на земле.

Ной, как всегда, всё исполнил в точности.

Вот уж потешались над ним люди.

– Вы только посмотрите! Как будто ему нет места на земле. Он ещё и плавать собрался.

Но ведь ты знаешь, как говорят: «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последний». Так получилось и на этот раз.

Потоп

Как решил Бог, так он и сделал.

Как только дверь ковчега закрылась, полил дождь. Он не прекращался сорок дней и сорок ночей и был такой сильный, что вода поднялась высоко и залила всю землю.



Погибло на ней всё живое. Никому не удалось спастись. Только ковчег невредимый плавал по безбрежному водному пространству.

А вода всё прибывала и прибывала. Её было так много, что она покрыла даже самые высокие горы и самые высокие деревья, которые росли на вершинах гор.

Вода стояла на всей земле ещё сто пятьдесят дней.

Наконец дождь прекратился, и постепенно, очень медленно, начала убывать вода.

А ковчег всё плыл. И ни Ной, ни его сыновья не знали, где они находятся и куда плывут. Но они полностью полагались на волю Бога.

И вот 17 числа на седьмой месяц плавания остановился Ноев ковчег у горы Арарат. Ты знаешь, где находится эта гора? Правильно, в Армении.

Воды было ещё очень много, и только через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона. Но птица скоро вернулась: нигде не было суши.



Через некоторое время Ной выпустил голубя, но тот тоже вернулся, не найдя суши.

Через семь дней Ной снова выпустил голубя, и когда тот вернулся, все увидели, что в клюве он принёс веточку масличного дерева. А это значило, что вода убыла и появилась суша.



Когда же Ной выпустил голубя ещё через семь дней, тот уже не вернулся.

Тогда и Ной открыл крышу ковчега, вышел наверх и увидел, что земля вокруг уже почти сухая.

Вышли все из ковчега, выпустили зверей, птиц. И благодарили Бога за своё спасение.

Бог тоже был рад, что сохранил жизнь на земле, и решил, что никогда больше не нашлёт на землю потоп, никогда не даст погибнуть жизни.

Благословил он Ноя и его сыновей, а в знак своего примирения с людьми повесил на небе радугу.

Знаешь ли ты, что такое радуга? Видел ли ты её когда-нибудь?

Сразу после непродолжительного летнего дождя, когда сверху ещё падают последние капли, между небом и землёй появляется разноцветный выгнутый мостик. Это и есть радуга.

Когда ты её увидишь, вспомни, пожалуйста, за что Бог рассердился на людей и что произошло после этого.

Вавилонское столпотворение

Прошло ещё время. Опять на земле стало много людей.

Но они помнили, что в наказание людям Бог наслал потоп. Отцы рассказывали об этом детям, а те, когда вырастали, передавали эти рассказы своим детям.

Так и жили люди дружно, весело и понимали друг друга, так как говорили на одном языке. Они хорошо работали и многому научились.

Посуди сам. Люди научились обжигать кирпичи и строить из них высокие дома. Конечно, ни космических кораблей, ни даже самолётов они ещё не придумали, но всё равно гордились тем, какие они умные и как много знают и умеют.

И все думали, что бы им такое сделать, чтобы оставить память о себе на все времена. И придумали:

– Давайте построим башню. Высокую-превысокую. До самого неба!

Сказано – сделано. Нашли большую гору и начали строить. Очень весело и дружно работали люди: одни добывали глину, другие лепили из неё кирпичи, третьи обжигали их в печах, четвёртые несли кирпичи на гору. А там другие брали эти кирпичи и складывали из них башню.

Со всех сторон приходили люди и тоже включались в работу. Желающих строить башню было очень много, и им надо было где-то жить. Так вокруг башни появился город. Назвали его Вавилон.

Бог долго наблюдал за работой, хотел понять, что же делают люди и для чего они строят такую высокую башню.

– Вряд ли они собираются жить в ней, – рассуждал он, – для жилья такая башня неудобна. (Лифтов ведь тогда ещё не было, а подниматься так высоко по ступенькам тяжело.) Просто так строить? Зачем?

Наконец Бог понял, для чего люди строят эту башню. Они хотят показать, какие они умные и всемогущие.

Не понравилось ему это. Не любит Бог, когда люди гордятся понапрасну и превозносят себя.

И что же он сделал, чтобы им помешать?



Нет, он не стал разрушать башню, а поступил по-другому.

В ту же минуту поднялся сильный-сильный вихрь и унёс все слова, которые люди говорили друг другу. Закрутил, завертел их. И всё смешал.

Когда же вихрь успокоился, и вокруг стало тихо, люди опять принялись за работу. Но что это?!

Они перестали понимать друг друга. Каждый заговорил на каком-то незнакомом и непонятном другому языке.

И работа, конечно, разладилась: один просил другого сделать что-то, а тот делал наоборот.

Снизу кричали:

– Возьмите кирпичи!

А сверху передавали кирпичи обратно.

Маялись они так маялись, да и бросили всё. Теперь одна забота оставалась – как бы найти в этом столпотворении говорящих на одном языке.

Так и разошлись все люди небольшими группками по разным уголкам земли, стали жить отдельно, каждая группка в своей стороне (стране). А потом и вовсе отгородились границами друг от друга.

Башня стала понемногу разрушаться.

А от названия города Вавилон, где Бог смешал все языки в наказание людям за их дерзость и гордыню, произошло ещё одно выражение, которое тебе, может быть, знакомо: «Вавилонское столпотворение».

С тех пор люди живут на земле по-разному: в одной стране устанавливаются одни законы и правила, в другой – другие.

Да и сами люди разные: умные, глупые, весёлые и печальные, злые и добрые.

Только есть для всех один общий закон, который установил Бог, – злые люди рано или поздно бывают наказаны. И это правда. Но если человек осознаёт свои ошибки и кается – Бог прощает его.

Господь Бог терпелив. Он надеется, что постепенно люди изменятся и будут заботиться не только о теле, но и о душе своей. Будут больше думать и размышлять о смысле жизни, о том, для чего они родились на свет Божий. Ведь, наверное, не только для того, чтобы есть, пить и развлекаться. Но и не для того только, чтобы работать дни и ночи.



Человек рождается, чтобы выполнить своё предназначение в жизни. У каждого оно своё. Но у всех людей должно быть одно общее предназначение – делать друг другу только доброе и хорошее. Ведь это не так сложно.

Дух Божий живёт в каждом человеке. Но люди слепы и не понимают этого. А когда они прозреют и поймут, то изменятся.

Господь Бог мог бы силой установить Царство Божье на земле, но он не хочет этого делать. Люди должны сами понимать, что хорошо, а что плохо. Только вот беда – у каждого человека своё понимание хорошего. Все люди желают себе добра, но понимают его по-своему.

Для некоторых людей хорошая жизнь – это когда можно всё время гулять, отдыхать, праздновать и ничего не делать.

Другие считают, что для того чтобы устроить себе хорошую жизнь, они могут обманывать других людей, грабить и даже убивать.

Господь Бог хочет, чтобы для всех было одинаково хорошо. А это может произойти, если каждый человек будет думать не только о себе, но и о других людях. Это не так сложно, если соблюдать те десять правил, которые Господь завещал нам всем выполнять.

Эти правила называются «заповедями».


Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5 6

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос - вот герои эпических библейских сказаний.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева - в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина - плоды земли - отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Долголетие первых людей.

Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама - Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра - два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная - пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила - женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета- величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон - сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев -новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола - как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам -одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это - известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря-последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление - молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра - новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста - библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте - завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта