Главная » Красота » Зарождение и довоенное развитие японской авиации. Боевая авиация и пво "страны восходящего солнца" Японские военные самолеты второй мировой войны

Зарождение и довоенное развитие японской авиации. Боевая авиация и пво "страны восходящего солнца" Японские военные самолеты второй мировой войны

Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки Фирсов Андрей

Японская армейская авиация

Японская армейская авиация

Первый опыт полетов японская армия приобрела еще в 1877 г с использованием аэростатов. Позже во время русско-японской войны под Порт-Артуром два японских аэростата совершили 14 успешных подъемов с целью ведения разведки. Попытки же создания аппаратов тяжелее воздуха предпринимались частными лицами еще в 1789 г - в основном мускулолетов, но они не привлекли внимания военных. Только развитие авиации в других странах в первые годы 20-го века привлекло внимание японских официальных лиц. 30 июля 1909 г на базе Токийского университета и персонала армии и флота была создана исследовательская организация по военному воздухоплаванию.

В 1910 г "общество" направило во Францию капитана Йоситоси Токугаву, а капитана Кумазо Хино - в Германию, где им следовало приобрести и освоить управление самолетом. Обратно в Японию офицеры вернулись с бипланом Фармана и монопланом Граде, а 19 декабря 1910 г состоялся первый полет самолета в Японии. В течение 1911 г, когда Японией было приобретено уже несколько типов самолетов, капитаном Токугавой был спроектирован улучшенный вариант самолета Фармана, который был построен армейской воздухоплавательной частью. После подготовки еще нескольких пилотов за рубежом приступили к обучению полетам и в самой Японии. Несмотря на обучение довольно большого числа пилотов и их стажировку в 1918 г во французских ВВС, японские армейские летчики в боях первой мировой войны так и не поучаствовали. Однако в течение этого периода японская авиация уже приобрела видимость отдельного рода войск - в составе армейского транспортного командования был создан воздушный батальон. В апреле 1919 г часть уже стала дивизионом под командованием генерал-майора Икутаро Иноуйе.

В результате поездки во Францию миссии полковника Фауре, включавшей 63 опытных пилота, было приобретено несколько самолетов, снискавших себе славу во время боев первой мировой. Так, SPAD S.13C- 1 был принят на вооружение японской императорской армии, "Ньюпор"-24С-1 выпускался фирмой Накадзима в качестве учебного истребителя, а разведчик "Сальмсон" 2А-2 строился на Кавасаки под обозначением "тип оцу 1". Несколько машин, включая Сопвич "Пап" и "Авро"-504К, было закуплено в Великобритании.

К 1 мая 1925 г был организован армейский воздушный корпус, что возвело наконец авиацию в род войск наравне с артиллерией, кавалерией и пехотой. Во главе воздушного штаба корпуса ("Коку хомбу") был поставлен генерал-лейтенант Киничи Ясумицу. К моменту организации воздушного корпуса в его составе оказалось 3700 офицеров и до 500 самолетов. Практически сразу вслед за этим в корпус стали поступать и первые самолеты японской разработки.

За первое десятилетие существования воздушного дивизона, а потом корпуса, он принимал незначительное участие в боях в районе Владивостока в 1920 г и в Китае в 1928 г во время "Циньянского инцидента". Однако за следующее десятилетие армейские ВВС уже играли значительную роль в многочисленных конфликтах, развязанных Японией. Первым из них стала оккупация Маньчжурии в сентябре 1931 г, а в январе 1932 г - "шанхайский инцидент". К этому времени воздушные силы армии имели на вооружении уже несколько типов самолетов японской разработки, включая легкий бомбардировщик "тип 87" разработки Мицубиси, разведчик "тип 88" фирмы Кавасаки и истребитель "тип 91" Накадзимы. Эти самолеты позволили японцам без труда добиться превосходства над китайцами. В результате этих конфликтов японцы организовали марионеточное государство Маньчжоу-Го. С этого времени армейская авиация Японии развернула широкую программу модернизации и расширения своих сил, приведшую к разработке многих из тех типов летательных аппаратов, с которыми японцы вступили во вторую мировую войну.

Во время проведения этой программы перевооружения, 7 июля 1937 г возобновились бои в Китае, переросшие в полномасштабную войну - "второй китайско-японский инцидент". На начальном периоде войны авиация армии была вынуждена уступить первенство в проведении основных наступательных операций авиации своего вечного соперника - флота, и ограничилась лишь прикрытием наземных частей в районе Маньчжурии, формируя новые части и подразделения.

К этому времени основной единицей армейской авиации был воздушный полк - "хико рентай", состоящий из истребительной, бомбардировочной и разведывательной (или транспортной) эскадрилий ("чутай"). Первый опыт боев в Китае потребовал реорганизации частей, и была создана специализированная, меньшая по составу часть - группа ("сентай"), ставшая основой японской авиации во время войны на Тихом океане.

Сентай обычно состоял из трех чутаев с 9-12 самолетами и штабного звена - "сентай хомбу". Группу возглавлял капитан-лейтенант. Сентай объединялись в авиадивизии - "хикодан" под командованием полковника или генерал-майора. Обычно хикодан имела в своем составе три сентая в различных комбинациях из "сентоки" (истребительных), "кейбаку" (легкобомбардировочных) и "юбаку" (тяжелобомбардировочных) частей. Две или три хикодан составляли "хикосидан" - воздушную армию. В зависимости от потребности тактической обстановки создавались отдельные подразделения меньшего состава, чем сентай - "докурицу дай сидзуго чутай" (отдельная эскадрилья) или "докурицу хикотай" (отдельные авиакрылья).

Высшее командование армейской авиации подчинялось "дайхоней" - имперской верховной штаб- квартире и непосредственно "санбо сохо" - начальнику штаба армии. В подчинении начальника штаба находилась "коку сокамбу" - высшая авиационная инспекция (отвечала за подготовку летного и технического персонала) и "коку хомбу" - воздушный штаб, которые помимо боевого управления отвечали за разработку и производство самолетов и авиамоторов.

По мере поступления новых самолетов японской разработки и производства, а также подготовки летного персонала, авиация императорской армии все шире использовалась в боях в Китае. Одновременно японская армейская авиация дважды участвовала в кратковременных конфликтах с Советским Союзом у Хасана и на Халхин-Голе. Столкновение с советской авиацией оказало серьезное влияние на взгляды японской армии. В глазах штаб-квартиры армии Советский Союз стал главным потенциальным противником. С прицелом на это вырабатывались требования к новым самолетам, оборудованию и строились вдоль границы с Забайкальем военные аэродромы. Поэтому воздушный штаб в первую очередь требовал от самолетов сравнительно небольшой дальности полета и возможность действовать в суровых морозах. В результате самолеты армии оказались совершенно неподготовленными для полетов над просторами Тихого океана.

Во время планирования операций в Юго- Восточной Азии и на Тихом океане армейская авиация в силу своих технических ограничений должна была в первую очередь действовать над материковой частью и крупными островами - над Китаем, Малайей, Бирмой, Ост-Индией и Филиппинами. К началу войны армейская авиация из имевшихся 1500 самолетов выделила 650 в состав 3-й хикосидан для наступления на Малайю и в 5-ю хикосидан, действующую против Филиппин.

3-я хикосидан включала:

3-ю хикодан

7-ю хикодан

10-ю хикодан

70-й чутай - 8 Ки-15;

12-ю хикодан

15-ю хикотай

50-и чутай - 5 Ки-15 и Ки-46;

51-и чутай - 6 Ки-15 и Ки-46;

83-ю хикотай

71-й чутай - 10 Ки-51;

73-й чутай - 9 Ки-51;

89-м чутай - 12 Ки-36;

12-й чутай - Ки-57

5-я хикосидан включала:

4-ю хикодан

10-ю хикотай

52-й чутай - 13 Ки-51;

74-й чутай - 10 Ки-36;

76-й чутай - 9 Ки-15 и 2 Ки-46;

11-й чутай - Ки-57.

За первые девять месяцев войны авиация японской армии достигла впечатляющих успехов. Только в Бирме встретилось довольно серьезное сопротивление английских летчиков и американских добровольцев. С ростом сопротивления союзников на границах Индии наступление японцев к июлю 1942 г застопорилось. Во время боев этого периода японские пилоты хорошо зарекомендовали себя в боях с той "коллекцией" образцов самолетов, которую собрали союзники на Дальнем Востоке.

С осени 1942 г по октябрь 1944 г японская армия оказалась втянутой в войну на истощение, неся все увеличивающиеся потери в боях на Новой Гвинее и в Китае. Несмотря на то, что союзники отдавали приоритет войне в Европе, в течение этих двух лет им удалось добиться численного превосходства своей авиации в Азии. Там им противостояли все те же самолеты японской армии, разработанные еще до войны и уже быстро стареющие. Ожидать же поступления современных машин в большом числе японцам не приходилось. Особенно это касалось бомбардировщиков. И Мицубиси Ки-21, и Кавасаки Ки-48 имели слишком малую бомбовую нагрузку, слабое вооружение и практически полное отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования баков. Несколько в лучшем положении были истребительные части, получившие Ки-61 "Хиен", но основу истребительной авиации армии все еще составляли плохо вооруженные и малоскоростные Ки-43 "Хаябуса". Только разведчик Ки-46 отвечал своим задачам.

К октябрю 1944 г, когда война вошла в новую фазу, а союзники высадились на Филиппинах, японская армия стала получать современные бомбардировщики типа Мицубиси Ки-67 и истребители Накадзима Ки-84. Новые машины уже не могли помочь японцам в условиях подавляющего численного превосходства авиации союзников, поражения следовали одно за другим. В конце концов война пришла и к порогу самой Японии.

Налеты на Японские острова начались с 15 июня 1944 г, сначала с баз в Китае, потом с островов Тихого океана. Японская армия была вынуждена стянуть для защиты метрополии многочисленные истребительные части, но все имевшиеся в наличии истребители Ки-43, Ки-44, Ки-84, Ки-61 и Ки-100 не обладали необходимыми летно-техническими характеристиками, чтобы эффективно противодействовать налетам "Сверхкрепостей". К тому же японская авиация оказалась совершенно неподготовленной для отражения ночных налетов. Единственным приемлемым ночным истребителем оказался двухмоторный Кавасаки Ки-45, но отсутствие локатора и небольшая скорость делали и его малоэффективным. На все это накладывалась постоянная нехватка топлива и запчастей. Выход японское командование видело в использовании довольно большой массы устаревших самолетов в самоубийственных (таятари) вылетах камикадзе, которые впервые были использованы в обороне Филиппин. Конец всему этому положила капитуляция Японии.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

КОМУ БЫЛА НУЖНА РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА? (По материалам А. Бондаренко.)Русско-японская война, начавшаяся в далеком 1904 году… Кто бы сейчас сказал, почему эта война началась, кому и для чего она была нужна, почему именно так все получилось? Вопрос отнюдь не праздный, ибо

Из книги Афганская война. Боевые операции автора

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

ГЛАВА 5. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В ночь на 9 февраля 1904 года внезапным нападением на Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась Русско-японская война. Броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» были подорваны торпедами японских

Из книги Мины российского флота автора Коршунов Ю. Л.

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Армейская разведка Военное и морское министерства имели собственные разведывательные службы. Каждая из них получала информацию из различных источников и снабжала ею собственное министерство для обеспечения его деятельности. Вместе они поставляли основную массу

Из книги Все для фронта? [Как на самом деле ковалась победа] автора Зефиров Михаил Вадимович

Армейская мафия Одним из самых громких в годы войны стало уголовное дело против военнослужащих 10-го учебного танкового полка, расквартированного в Горьком. В данном случае воровская малина расцвела ни где-нибудь, а там, где должны были готовить молодое пополнение для

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Глава 1 Русско-японская война 1904-1905 годов Потери японской армии погибшими и умершими составили 84 435 человек, а флота – 2925 человек. В сумме это дает 87 360 человек. В армии умерло от болезней 23 093 человека.Общая убыль японской армии и флота убитыми и умершими от ран, а также

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

Японская армия Вооруженные силы состоят из постоянной армии с ее рекрутским резервом, терр. армии и ополчения. В мирное время содержатся лишь войска постоянной армии в кадровом составе и жандармские отряды в Корее, Маньчжурии, на Сахалине и на Формозе. При мобилизации

Из книги Современная Африка войны и оружие 2-е издание автора Коновалов Иван Павлович

Авиация Совершенно справедливо говорить и о том, что Африка - во многом «свалка» всевозможных военных и гражданских самолётов и вертолётов, причём их зачастую используют далеко не по назначению во время военных действий.И дело даже не в НУРСах (неуправляемых реактивных

Из книги Афганская война. Все боевые операции автора Рунов Валентин Александрович

Под винтом вертолета (Армейская авиация) За год до ввода советских войск в Афганистан советская авиация уже выполняла различные задания в приграничных районах, а также и в глубине территории этой страны. Полеты самолетов и вертолетов имели в основном разведывательные и

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Из книги В тени восходящего солнца автора Куланов Александр Евгеньевич

Приложение 1. Японская пресса о русских семинаристах «Господа! Как вы знаете, Россия является в мире сильным государством. Она хвасталась званием цивилизованной державы. Другие люди также соглашались с этим. Поэтому о таких делах, как командирование в Японию учеников

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Кому была нужна русско-японская война? На первый взгляд в 1904 году все началось внезапно и неожиданно.«Ко мне подошел полковой адъютант и молча передал депешу из штаба округа: «Сегодня ночью наша эскадра, стоящая на внешнем Порт-Артурском рейде, подверглась внезапному

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

5.2. Японская армия Японская 1-я армия генерала Куроки Тамесада состояла из 36 батальонов пехоты, 3 саперных батальонов, 16 500 носильщиков-кули, 9 эскадронов кавалерии и 128 полевых орудий. Всего в районе города Ичжоу, на правом берегу реки Ялу, сосредоточилось более 60 тысяч

Из книги Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941-1945 автора Бегунова Алла Игоревна

АРМЕЙСКАЯ ШКОЛА Сверхметкий стрелок может работать в группе.Людмила Павличенко, упомянув о боевой операции на Безымянной высоте, которую снайперы удерживали семь дней, описала основные правила такой работы. Четко распределив обязанности в группе, вычислив расстояние

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

АВИАЦИЯ В еще более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 двигателей этого рода

Империалистические круги Японии продолжают активно наращивать военный потенциал страны под видом создания «оборонительных сил», составной частью которых является авиация.

Судя по сообщениям иностранной печати, возрождение японских ВВС началось в 50-е годы в рамках созданного при непосредственной помощи Пентагона «корпуса общественной безопасности». После преобразования этого корпуса в «силы самообороны» (июль 1954 года) авиацию выделили в самостоятельный вид вооружённых сил. К этому времени её численность составляла около 6300 человек, в ней имелось примерно 170 устаревших самолётов американского производства. В 1956 году ВВС (16 тыс. человек) уже включали два авиационных крыла, четыре группы управления и предупреждения, шесть авиационных школ. Самолеты базировались на восьми аэродромах.

По данным зарубежной печати, формирование ВВС в основном было завершено к началу 60-х годов. В их состав вошли боевое авиационное командование с тремя авиационными направлениями, имевшими авиационные крылья (четыре истребительных и одно транспортное). Летчики готовились в учебном авиационном командовании, а наземные специалисты - в пяти авиационных технических школах, объединенных в учебный технический центр, который затем был преобразован в учебное авиатехническсе командование. В то время снабжением частей и подразделений занималось командование МТО, в которое входили три центра снабжения. Всего в ВВС числилось 40 тыс. человек.

Важную роль в последующем развитии военно-воздушных сил Японии сыграли третья и четвертая пятилетние программы строительства вооружённых сил. По третьей программе (1967/68 - 1971/72 финансовые годы) устаревшие истребители F-86F и F-104J заменялись самолётами F-4EJ (рис. 1), выпускаемыми японской промышленностью по американской лицензии. В были закуплены разведывательные самолёты RF-4E. На смену транспортному поршневому самолёту C-4G был создан собственный транспортный реактивный самолёт С-1 (рис. 2), а для обучения лётного состава сконструирован учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-2 (рис. 3). На базе последнего разработан одноместный самолёт непосредственной авиационной поддержки FS-T2.

Рис. 1. Истребитель F-4EJ «Фантом»

В ходе реализации четвертой программы (1972/73 - 1976/77 финансовые годы), главной задачей которой считается коренная модернизация японских вооружённых сил, в том числе и ВВС, продолжается поставка в части новой авиационной техники. Как сообщалось в иностранной печати, к 1 апреля 1975 года в военно-воздушных силах находилось уже около 60 истребителей F-4EJ (всего намечено приобрести 128 самолётов). Со второй половины 1975 года ожидалось поступление в части самолётов FS-T2 (заказано 68 единиц).

Систему ПВО страны начали создавать в начале 60-х годов. Наряду с истребительной авиацией, составившей её основу, в неё вошли ракетные подразделения ЗУР. В 1964 году имелось уже две группы ЗУР «Найк-Аякс» (в каждой по зенитно-ракетному дивизиону). По планам третьей программы строительства вооружённых сил сформированы две группы ЗУР «Найк-J» (японский вариант ракеты ). В 1973 году к ним прибавилась еще одна группа этих ракет. В это же время ЗУР «Найк-Аякс» были заменены ракетами «Найк-J».


Рис. 2. Транспортный самолёт С-1

Ниже дается краткая характеристика современного состояния ВВС Японии.

Состав ВВС Японии

На середину 1975 года численность личного состава ВВС Японии была около 45 тыс. человек. На вооружении состояло более 500 боевых самолётов (в том числе до 60 истребителей F-4EJ, свыше 170 F-104J, около 250 F-86F и почти 20 разведчиков RF-4E и RF-86F), примерно 400 самолётов вспомогательной авиации (более 35 транспортных и 350 учебных самолётов). Кроме того, имелось не менее 20 вертолётов и приблизительно 150 ПУ ЗУР «Найк-J». Авиация базировалась на 15 авиабазах и аэродромах.


Рис. 3. Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Организация ВВС Японии

Военно-воздушные силы Японии включают штаб ВВС, боевое авиационное командование, учебные авиационное и авиатехническое командования, командование МТО, а также части центрального подчинения (рис. 4). Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.


Рис. 4. Схема организации ВВС Японии

Боевое авиационное командование не является высшим оперативным объединением ВВС. Оно состоит из штаба, расположенного в Футю (близ Токио), трёх авиационных направлений, отдельной истребительной авиационной группы на о. Окинава, отдельных частей и подразделении, в том числе разведывательной авиационной эскадрильи.

Авиационное направление считается специфической оперативно-территориальной организационной единицей, характерной только для ВВС Японии. В соответствии с территориальным делением страны на три зоны ПВО (Северную, Центральную и Западную) созданы три авиационных направления. Командующий каждым из них отвечает за деятельность авиации и противовоздушную оборону в зоне своей ответственности. Общая схема организации авиационного направления изображена на рис. 5. Организационно направления различаются между собой только количеством авиационных крыльев и групп ЗУР.


Рис. 5 Схема организации авиационною направления

Северное авиационное направление (штаб на авиабазе Мисава) прикрывает с воздуха о. Хоккайдо и северо-восточную часть о. Хонсю. Здесь размещены истребительное авиационное крыло и отдельная истребительная авиационная группа, вооружённые самолётами F-4EJ и F-1U4J, а также группа ЗУР «Найк-J».

Центральное авиационное направление (авиабаза Ирумагава) отвечает за оборону центральной части о. Хонсю. Оно включает три истребительных авиационных крыла (самолёты F-4FJ, F-104J и F-86F) и две группы ЗУР «Найк-J».

Западное авиационное направление (авиабаза Касуга) обеспечивает прикрытие южной части о. Хонсю, а также о-вов Сикоку и Кюсю. Его боевые силы составляют два истребительных авиационных крыла (самолёты F-104J и F-86F), а также две группы ЗУР «Найк-J». Для обороны архипелага Рюкю на о. Окинава (авиабаза Паха) размещены оперативно подчиненная этому направлению отдельная истребительная авиационная группа (самолёты F-104J) и группа ЗУР «Найк-J», входящая в его состав. Здесь же находятся отряды: МТО, управления и предупреждения, а также базовый.

Как сообщалось в иностранной печати, истребительное авиационное крыло (рис. 6) - основная тактическая единица японских ВВС. Оно имеет штаб, боевую группу (две-три истребительные авиаэскадрильи), группу МТО, состоящую из пяти отрядов различного назначения, и группу аэродромного обслуживания (семь-восемь отрядов).


Рис. 6 Схема организации истребительного авиационного крыла

Крыло управления и предупреждения действует в зоне своего направления (сектора ПВО). Его основная задача - своевременное обнаружение воздушных целей, их опознавание, а также оповещение командиров частей и подразделении ПВО о воздушном противнике и наведение на него истребителей. В крыло входят: штаб, группа контроля воздушной обстановки, три-четыре группы управления и предупреждения, группы МТО и базового обслуживания. Крыльям управления и предупреждения Северного и Западного авиационных направлений подчинено по одному подвижному отряду обнаружения и предупреждения, предназначенному для усиления радиолокационного прикрытия на наиболее важных направлениях или для замены вышедших из строя стационарных РЛС.

Группа ЗУР «Найк-J» может поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Она состоит из штаба, дивизиона ЗУР трёх- или четырёхбатарейного состава (по девять ПУ в батарее), отряда МТО и отряда обслуживания.

Отряд МТО авиационного направления несёт ответственность за организацию снабжения частей и подразделений боевой техникой, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом.

Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (аэродром Ирумагава), непосредственно подчиненная штабу боевого авиационного командования, оснащена самолётами RF-4E и RF-80F. Она имеет штаб, отряд МТО и отряд аэродромного обслуживания.

Учебное авиационное командование обеспечивает подготовку летно-подъёмного состава ВВС. Оно включает штаб, одно истребительное и три учебных авиационных крыла, а также учебный авиаотряд. Обучение ведется на самолётах Т-1А, Т-2, T-33A и F-86F.

Учебное авиатехническое командование, объединяющее пять авиационных технических школ, готовит специалистов для обеспечивающих и вспомогательных служб военно-воздушных сил.

Командование МТО занимается долгосрочным планированием, закупками и распределением боевой техники, вооружения и предметов снабжения в соответствии с потребностями боевых и вспомогательных частей и подразделений ВВС. Командованию МТО подчинены три базы снабжения.

К частям центрального подчинения относятся транспортное авиационное крыло и крыло спасательной авиации. Первое предназначено для перебрасывания по воздуху войск и грузов, а также для высадки воздушных десантов. В крыло входят: штаб, транспортная авиационная группа, включающая две авиационные эскадрильи и учебный авиационный отряд (самолёты С-1, YS-11 и С-40), а также группы МТО и аэродромного обслуживания. Задача второго крыла состоит в поиске и спасении экипажей самолётов (вертолётов), потерпевших аварию непосредственно над территорией Японии или над прибрежными водами. Составные элементы крыла - штаб, восемь спасательных отрядов, размещённых в различных районах страны, учебный авиаотряд и группа МТО. На его вооружении находятся самолёты MIJ-2, Т-34 и вертолёты S-G2, Y-107.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования вооружённых сил с использованием истребителей F-4EJ, F-104J, F-8GF и ЗУР «Найк-J» из состава военно-воздушных сил. Кроме того, для этих целей привлекаются имеющиеся в сухопутных войсках Японии 3УР (семь зенитный групп - до 160 ПУ). Наблюдение за воздушным пространством осуществляют 28 радиолокационных постов. Для централизованного управления силами и средствами ПВО используется автоматизированная система .

Боевая подготовка личного состава ВВС Японии направлена в первую очередь на отработку задач ПВО страны. Экипажи тактических истребителей и транспортных самолётов обучаются выполнению задач авиационной поддержки и обеспечения действий сухопутных войск и в меньшей мере - военно-морских сил.

Японское военное руководство считает, что возможности авиации страны не соответствуют в полной море современным требованиям ведения боевых действий в первую очередь потому, что большая часть состоящей на вооружении авиационной техники изношена. В связи с этим принимаются меры по замене устаревших истребителей F-86F и F-104J. С этой целью японские специалисты изучают боевые возможности истребителей зарубежных стран (американских F-16, F-15 и F-14, шведского , французского и других), производство которых можно было бы освоить на японских предприятиях по лицензиям. Помимо этого, японские фирмы увеличивают выпуск современных самолётов F-4FJ, FS-T2, С-1 и T-2.

Опубликованные в иностранной печати сведения о японских ВВС показывают, что находящаяся на их вооружении авиационная техника постоянно улучшается в качественном отношении, а организационная структура систематически совершенствуется. Характерным в строительстве ВВС является то, что они все в большей и большей степени комплектуются авиационной техникой собственного производства.

Двадцатый век стал периодом интенсивного развития военной авиации во многих европейских странах. Причиной появления стала потребность государств в противовоздушной и противоракетной защите экономических и политических центров. Развитие боевой авиации наблюдалось не только в Европе. Двадцатое столетие - это время наращивания мощи ВВС которой также стремилось обезопасить себя, стратегические и государственно важные объекты.

Как все начиналось? Япония в 1891-1910 годы

В 1891 году в Японии были запущены первые летательные машины. Это были модели, использующие резиновые моторчики. Со временем был создан побольше, в конструкции которого имелся привод и толкающий винт. Но данное изделие ВВС Японии не заинтересовало. Рождение авиации произошло в 1910 году, после приобретения самолетов “Фарман” и “Гранде”.

1914 год. Первый воздушный бой

Первые попытки использования японской боевой авиации были предприняты в сентябре 1914 года. В это время армия Страны восходящего солнца вместе с Англией и Францией противостояла немцам, дислоцирующимся на территории Китая. За год до этих событий ВВС Японии для учебных целей приобрели два двухместных самолета “Ньюпор NG” и один трехместный “Ньюпор NM” 1910 года выпуска. Вскоре эти авиаединицы стали применяться и для боев. ВВС Японии в 1913 году в своем распоряжении имели четыре самолета “Фарман”, которые конструировались для разведки. Со временем они стали применяться для нанесения авиаударов по врагу.

В 1914 году немецкая авиация совершила атаку на флот в Цингатао. Германия в то время использовала один из лучших своих летательных аппаратов - “Тауб”. В ходе этой военной кампании самолеты ВВС Японии совершили 86 вылетов и сбросили 44 бомбы.

1916-1930 годы. Деятельность компаний-производителей

В это время японскими компаниями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” проводятся разработки уникальной летающей лодки “Йокосо”. С 1916 года японские производители создавали конструкции лучших авиационных моделей Германии, Франции и Англии. Такое положение вещей длилось пятнадцать лет. С 1930 года компании начинают производство самолетов для ВВС Японии. Сегодня этого государства входят в десятку самых сильных армий мира.

Отечественные разработки

К 1936 году японскими фирмами-производителями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” были сконструированы первые самолеты. ВВС Японии уже обладали двухмоторными бомбардировщиками отечественного производства G3M1 и Ки-21, разведывательными самолетами Ки-15 и истребителями А5М1. В 1937 году конфликт между Японией и Китаем разгорелся снова. Это повлекло за собой приватизацию Японией крупных промышленных предприятий и восстановление над ними государственного контроля.

ВВС Японии. Организация командования

Руководителем военно-воздушных сил Японии является главный штаб. В его подчинении находится командование:

  • боевого обеспечения;
  • авиации;
  • связи;
  • учебное;
  • группа обеспечения безопасности;
  • испытательное;
  • госпиталь;
  • отдел контрразведки ВВС Японии.

Боевой состав ВВС представлен боевыми, тренировочными, транспортными и специальными самолетами и вертолетами.

Являясь самостоятельным видом вооруженных сил, призваны решать следующие основные задачи: обеспечение ПВО, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перевозок и десантирование войск и грузов. Учитывая важную роль, которая отводится ВВС в агрессивных планах японского милитаризма, военное руководство страны уделяет большое внимание наращиванию их боевой мощи. В первую очередь это делается за счет оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием. С этой целью в последние годы при активном содействии США в Японии было развернуто производство современных боевых самолетов F-15J, управляемых ракет AIM-9P и L «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», вертолетов СН-47. Завершены разработки и начат серийный выпуск зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, реактивных учебно-тренировочных самолетов Т-4, УР ASM-1 класса «воздух - корабль», новых стационарных и мобильных трех-координатных РЛС и т. д. В настоящее время заканчивается подготовка к развертыванию производства на японских предприятиях зенитных ракетных комплексов «Патриот» по американской лицензии.

Все это, а также продолжающиеся поставки оружия из США позволили японскому руководству значительно укрепить свои ВВС. В частности, за последние пять лет на их вооружение поступило около 160 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе свыше 90 истребителей F-15J, 20 тактических истребителей F-1, восемь самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», шесть транспортных самолетов С-130Н и другая авиационная техника. За счет этого четыре истребительные авиационные эскадрильи (201, 202, 203 и 204-я) были перевооружены самолетами F-15J, завершено укомплектование истребителями-бомбардировщиками F-1 трех эскадрилий (3, 6 и 8-й), сформирована 601-я эскадрилья ДРЛО и управления (самолеты Е-2С «Хокай»), начато перевооружение 401-й транспортной эскадрильи самолетами С-130Н. Из зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, а также переносных ЗРК «Стингер» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» сформирован первый смешанный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (смзрадн) ПВО. Кроме того, на вооружение ВВС продолжали поступать трехкоордн-натные стационарные (J/FPS-1 и -2) и мобильные (J/TPS-100 и -101) РЛС японского производства, которые заменяли устаревшие американские станции (AN/FPS-6 и -66) в радиотехнических войсках ВВС. Сформированы также семь отдельных мобильных радиолокационных рот. На завершающем этапе находятся работы по модернизации АСУ ПВО «Бейдж».

Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся организация и состав, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Японии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ. Руководство военно-воздушными силами осуществляет командующий, который одновременно является начальником штаба. Основные силы и средства ВВС сведены в четыре командования: боевое авиационное (БАК), учебное авиационное (УАК), учебное авиационно-техническое (УАТК) и материально-технического обеспечения (МТО). Кроме того, имеется несколько частей и учреждений центрального подчинения (организационная структура ВВС показана на рис. 1).

С августа 1982 года систематически проводятся специальные летно-тактические тренировки, целью которых является отработка японскими летчиками перехватов бомбардировщиков противника в условиях широкого применения средств РЭБ. В роли последних выступают американские стратегические бомбардировщики В-52, которые осуществляют постановку активных помех бортовым РЛС истребителей, выполняющих перехват. В 1985 году было выполнено 12 таких тренировок. Все они проводились в зоне боевой подготовки ВВС Японии, расположенной западнее о. Кюсю.

Помимо упомянутых выше, еженедельно проводятся совместно с американской авиацией летно-тактические тренировки по совершенствованию навыков летного состава в выполнении перехватов и ведению групповых воздушных боев (от пары до звена самолетов с каждой стороны). Продолжительность такой тренировки одна-две летные смены (по 6 ч).

Наряду с совместными японо-американскими мероприятиями командование ВВС Японии систематически организует летно-тактические тренировки авиационных, зенитных ракетных частей и подразделений как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС страны.

Плановыми мероприятиями боевой подготовки истребительной авиации являются проводимые с 1960 года ежегодные учения-соревнования подразделений боевого и авиационного командования. В ходе их выявляются лучшие авиационные части н подразделения, изучается опыт их боевой подготовки. В таких учениях-соревнованиях участвуют команды от всех частей БАК, а также от учебных эскадрилий 4 иакр у учебного авиационного командования, расчеты от дивизионов ЗУР «Найк-J» и команды операторов РЛП и пунктов наведения.

В каждой авиационной команде четыре боевых самолета и до 20 человек летного и технического состава. Для проведения соревнований, как правило, используются авиабаза Комацу, одна из наиболее крупных зон боевой подготовки ВВС, расположенная над акваторией Японского моря северо-западнее Комацу, а также авиационные полигоны Амагамори (северная часть о. Хонсю) и Симамацу (о. Хоккайдо). Команды соревнуются в выполнении перехватов воздушных целей, ведении групповых воздушных боев, нанесении ударов по наземным и морским целям, в том числе с осуществлением практических бомбометаний и стрельб.

В иностранной печати отмечается, что ВВС Японии обладают широкими боевыми возможностями и их экипажи имеют высокий уровень профессиональной подготовки, который поддерживается всей системой повседневной боевой учебы и проверяется в ходе упомянутых выше различных учений, соревнований и других мероприятий. Средний годовой налет летчика истребительной авиации составляет около 145 ч.

РАЗВИТИЕ ВВС . В соответствии с пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии (1986-1990) дальнейшее наращивание мощи ВВС планируется осуществлять главным образом за счет поставок современных самолетов, зенитных ракетных комплексов, модернизации авиационной техники и вооружения, а также совершенствования системы контроля воздушного пространства и управления.

Программой строительства намечается продолжить осуществляемые с 1982 года поставки самолетов F-15J ВВС страны и довести их общее количество к концу 1990 года до 187 единиц. К этому времени планируется перевооружить истребителями F-15 еще три эскадрильи (303, 305 и 304-ю). Большую часть состоящих на вооружении самолетов F-4EJ (сейчас их насчитывается 129 единиц), в частности 91 истребитель, намечается модернизировать с целью продления срока их эксплуатации до конца 90-х годов, а 17 машин переоборудовать в самолеты-разведчики.

В начале 1984 года было решено принять на вооружение ВВС американские зенитные ракетные комплексы «Пэтриот» и перевооружить ими все шесть зенитных ракетных дивизионов ЗУР «Найк-J». Начиная с 1986 финансового года намечено ежегодно выделять средства на закупку четырех ЗРК «Пэтриот». Поступление их в ВВС начнется в 1988 году. Первые две учебные батареи планируется сформировать в 1989 году, а с 1990-го приступить к перевооружению зенитных ракетных дивизионов (по одному ежегодно).

Программой строительства ВВС предусматривается также продолжение поставок из США транспортных самолетов С-130Н (для 401-й эскадрильи транспортного авиакрыла), количество которых к концу 1990 года намечено довести до 14 единиц.

Расширить возможности системы контроля воздушного пространства планируется за счет увеличения количества самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» (до 12), что, по мнению японских специалистов, позволит перейти к круглосуточному боевому дежурству. Кроме того, к 1989 году намечено завершить модернизацию АСУ силами и средствами ПВО «Бэйдж», в результате которой значительно возрастет уровень автоматизации процессов сбора и обработки данных о воздушной обстановке, необходимых для управления активными силами ПВО. Продолжится перевооружение радиолокационных постов ПВО современными трехкоординатными РЛС японского производства.

Проводятся также и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие ВВС страны. В частности, продолжаются НИОКР по выбору нового боевого самолета, который должен заменить тактический истребитель в 90-х годах, изучаются вопросы целесообразности принятия на вооружение ВВС самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛО и управления .

Полковник В. Самсонов

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» в 1935-1938 гг. Он представлял собой цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной. Всего было выпущено 588 машин, в т.ч. Ki-10-I – 300 машин и Ki-10-II – 280 машин. ТТХ машины: длина – 7,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 10 м; площадь крыла — 23 м²; масса пустого – 1.4 т, взлетная – 1,7 т; двигатель — Kawasaki Ha-9 мощностью 850 л.с; скороподъемность – 1 000 м/м; максимальная скорость – 400 км/ч, практическая дальность – 1 100 км; практический потолок – 11 500 м; вооружение – два 7,7-мм пулемета Тип 89; экипаж — 1 человек.

Ночной тяжелый истребитель выпускался компанией «Kawasaki» в 1942-1945 гг. Всего было выпущено 1,7 тысяч машин в четырех серийных модификациях: Ki-45 KAIa, Ki-45 KAIb, Ki-45 KAIc и Ki-45 KAId. ТТХ машины: длина – 11 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 15 м; площадь крыла – 32 м²; масса пустого – 4 т, взлетная – 5,5 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-102 мощностью 1 080 л.с; объем топливных баков – 1 тыс. л; скороподъемность – 11 м/с; максимальная скорость – 547 км/ч; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 9 200 м; вооружение – 37-мм пушка Но-203, две 20-мм Хо-5, 7,92-мм пулемет Тип 98; боекомплект 1 050 патронов; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 2 человека.

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» в 1942-1945 гг. Он имел цельнометаллическую полумоноковую конструкцию фюзеляжа, бpонезащиту пилота и пpотектиpованные баки. Всего было выпущено 3,2 тысячи машин в двух серийных модификациях: Ki-61-I и Ki-61-II, которые различались оснащением и вооружением. ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 20 м²; масса пустого – 2,8 т, взлетная – 3,8 т; двигатель – Kawasaki Ha-140 мощностью 1 175 — 1 500 л.с; объем топливных баков – 550 л; скороподъемность – 13,9 — 15,2 м/с; максимальная скорость – 580 — 610 км/ч, крейсерская – 450 км/ч; практическая дальность – 1 100 – 1 600 км; практический потолок – 11 000 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5, два 12,7-мм пулемета Тип Но-103, боекомплект 1 050 патронов; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» на базе «Ki-61 Hien» в 1945 г. путем замены двигателя жидкостного охлаждения на двигатель воздушного охлаждения. Всего было выпущено 395 машин в двух модификациях: Ki-100-Іа и Кі-100-Ib. ТТХ машины: длина – 8,8 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 20 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,5 т; двигатель – Mitsubishi Ha 112-II мощностью 1 500 л.с скороподъемность – 16,8 м/с; максимальная скорость –580 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 11 000 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5 и два 12,7-мм пулемета Тип Но-103; экипаж — 1 человек.

Двухмоторный, двухместный, дальний истребитель-перехватчик выпускался компанией «Kawasaki» на базе «Ki-96» в 1944-1945 гг. Всего было построено 238 машин. ТТХ машины: длина – 11,5 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 15,6 м; площадь крыла – 34 м²; масса пустого –5 т, взлетная – 7,3 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-112 мощностью 1 500 л.с; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 580 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 10 000 м; вооружение – 57-мм пушка Но-401, две 20-мм пушки Но-5 и 12,7-мм пулемет Тип Но-103; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 2 человека.

Одноместный истребитель цельнометаллической конструкции «N1K-J Shiden» выпускался компанией «Kawanishi» в 1943-1945 гг. в двух серийных модификациях: N1K1-J и N1K2-J. Всего было выпущено 1,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,9 — 9,4 м; высота – 4 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 23,5 м²; масса пустого –2,7 – 2,9 т, взлетная – 4,3 — 4,9 т; двигатель – Nakajima NK9H мощностью 1 990 л.с; скороподъемность – 20,3 м/с; максимальная скорость – 590 км/ч, крейсерская – 365 км/ч; практическая дальность – 1 400 — 1 700 км; практический потолок – 10 700 м; вооружение – две 20-мм пушки Тип 99 и два 7,7-мм пулемета или четыре 20-мм пушки Тип 99; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» в 1942-1945 гг. Всего было выпущено 621 машину таких модификаций: J-2M1 – (8 машин), J-2M2 — (131), J-2M3 (435), J-2M4 — (2), J-2M5 — (43) и J-2M6 (2). ТТХ машины: длина – 10 м; высота – 4 м; размах крыла – 10,8 м; площадь крыла — 20 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,4 т; двигатель — Mitsubishi MK4R-A мощностью 1 820 л.с; скороподъемность – 16 м/с; максимальная скорость – 612 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 1 900 км; практический потолок – 11 700 м; вооружение – четыре 20-мм пушки Тип 99; бомбовая нагрузка – 120 кг; экипаж — 1 человек.

Ночной двухмоторный истребитель цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» на базе разведчика «Ki-46» в 1944-1945 гг. Он представлял собой низкокрылый моноплан с убираемым хвостовым колесом шасси. Всего было выпущено 613 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 11 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 14,7 м; площадь крыла – 32 м²; масса пустого – 3,8 т, взлетная – 6,2 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-112 мощностью 1 500 л.с; объем топливных баков – 1,7 тыс. л; скороподъемность – 7,4 м/с; максимальная скорость – 630 км/ч, крейсерская – 425 км/ч; практическая дальность – 2 500 км; практический потолок – 10 700 м; вооружение – 37-мм пушка и две 20-мм пушки; экипаж — 2 человека.

Барражирующий истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» в 1944 г. на базе бомбардировщика Ki-67. Всего было выпущено 22 машины. ТТХ машины: длина – 18 м; высота – 5,8 м; размах крыла – 22,5 м; площадь крыла – 65,9 м²; масса пустого –7,4 т, взлетная – 10,8 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-104 мощностью 1900 л.с; скороподъемность – 8,6 м/с; максимальная скорость – 550 км/ч, крейсерская – 410 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 12 000 м; вооружение – 75-мм пушка Тип 88, 12,7-мм пулемет Тип 1; экипаж — 4 человека.

Двухмоторный ночной истребитель выпускался компанией «Nakajima Aircraft» в 1942-1944 гг. Всего было построено 479 машин в четырех модификациях: J-1n1-C KAI, J-1N1-R (J1N1-F), J-1N1-S и J-1N1-Sa. ТТХ машины: длина – 12,2 — 12,8 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 17 м; площадь крыла — 40 м²; масса пустого – 4,5-5 т, взлетная – 7,5 — 8,2 т; двигатели – два Nakajima NK1F Sakae 21/22 мощностью 980 – 1 130 л.с; скороподъемность – 8,7 м/с; емкость топливных баков – 1,7 — 2,3 тыс.л; максимальная скорость – 507 км/ч, крейсерская – 330 км/ч; практическая дальность – 2 500 – 3 800 км; практический потолок – 9 300 – 10 300 м; вооружение – две-четыре 20-мм пушки Тип 99 или 20-мм пушка и четыре 7,7-мм пулемета Тип 97; экипаж — 2 человека.

Истребитель выпускался компанией «Nakajima» в 1938-1942 гг. в двух основных модификациях: Ki-27a и Ki-27b. Он представлял собой одноместный цельнометаллический низкоплан с закрытой кабиной и с неубирающимся шасси. Всего было выпущено 3,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 7,5 м; высота – 3,3 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 18,6 м²; масса пустого – 1.2 т, взлетная – 1,8 т; двигатель — Nakajima Ha-1 мощностью 650 л.с; скороподъемность – 15,3 м/с; максимальная скорость – 470 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 10 000 м; вооружение – 12,7-мм пулемет Тип 1 и 7,7-мм пулемет Тип 89 или два 7,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa

Самолет выпускался фирмой «Nakajima» в 1942-1945 гг. Он представлял собой цельнометаллический одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан. Задняя часть фюзеляжа представляла собой единое целое с хвостовым оперением. У основания крыла располагались выдвижные цельнометаллические закрылки, увеличивая не только кривизну его профиля, но и площадь. Всего было выпущено 5,9 тысяч машин в трех серийных модификациях — Ki-43-I/II/III. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3,3 м; размах крыла – 10,8 м; площадь крыла – 21,4 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Nakajima Ha-115 мощностью 1 130 л.с; скороподъемность – 19,8 м/с; объем топливных баков – 563 л; максимальная скорость – 530 км/ч, крейсерская – 440 км/ч; практическая дальность – 3 200 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Но-103 или две 20-мм пушки Хо-5; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался фирмой «Nakajima» в 1942-1944 г. Он имел полумонококовый фюзеляж, низкорасположенное крыло с цельнометаллическими закрылками, оснащенными гидроприводом. Пилотская кабина была закрыта каплевидным фонарем кругового обзора. Шасси трехопорное с двумя основными стойками и хвостовым колесом. Все колеса шасси в полете убирались гидросистемой и прикрывались щитками. Всего было выпущено 1,3 тысячи самолетов. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 9,5 м; площадь крыла – 15 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 3 т; двигатель — Nakajima Ha-109 мощностью 1 520 л.с; объем топливных баков – 455 л; скороподъемность – 19,5 м/с; максимальная скорость – 605 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – четыре 12,7-мм пулемета Но-103 или две 40-мм пушки Хо-301, боекомплект 760 патронов; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж — 1 человек.

Одноместный истребитель выпускался фирмой «Nakajima» в 1943-1945 гг. всего было выпущено 3,5 тысячи машин в таких модификациях: Ki-84, Ki-84-Iа/b/с и Ki-84-II. Он представлял собой свободнонесущий низкокрыльный моноплан цельнометаллической конструкции. Он имел бронезащиту пилота, протектированные топливные баки и убирающиеся шасси. ТТХ машины: длина – 9,9 м; высота – 3,4 м; размах крыла – 11.2 м; площадь крыла – 21 м²; масса пустого – 2,7 т, взлетная – 4,1 т; двигатель – Nakajima Нa-45 мощностью 1 825 — 2 028 л.с; объем топливных баков – 737 л; скороподъемность – 19,3 м/с; максимальная скорость – 630 — 690 км/ч, крейсерская – 450 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 11 500 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5, два 12,7-мм пулемета Тип Но-103 или четыре 20-мм Но-5; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта