Главная » Дети и родители » Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных. Позиционная мена согласных с нулем звука. Позиционные изменения и позиционная мена согласных звуков в современном русском языке

Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных. Позиционная мена согласных с нулем звука. Позиционные изменения и позиционная мена согласных звуков в современном русском языке

Позиционная мена согласных связана со следующими отношениями:

1. Глухих-звонких шумных в положении перед шумными, т.е. перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (л а [ф к] а, л о [ш к] а), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие ([зд"] е л а т ь, о [дг] а д а т ь).

В результате позиционной мены образуется перекрещивающийся тип пози­ционно меняющихся глухих-звонких согласных:

п − б п " − б " ф − в ф " − в "

т − д т " − д " с − з с " − з "

ш − ж ш " − ж " к − г к " − г "

(т.е. перед согласными выступают глухие и звонкие (П - Б), а в других позициях или только глухие (П), или только звонкие (Б)).

2. Твердых-мягких согласных перед [е], т.е. если с гласными [а], [о], [у] соче­таются как твердые, так и мягкие согласные ([м о л] - [м" о л] и т.д.), то в сочета­нии с [е], как правило, выступают только мягкие согласные (ф. по[ра] - [за[р" а], но по[р" е] - [за[р" е]).

В результате такой позиционной мены образуется также перекрещивающий­ся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных:

п−п" б−б" ф−ф" в−в"

м−м" т−т" д−д" с−с"

з−з" н−н" л−л" р−р"

(т.е. в позициях перед [а], [о], [у] выступают как твердые, так и мягкие со­гласные (т - т" и т.д.), а в позиции перед [е] - только мягкие ([т"] и т.д.).

Однако синтагматический закон в современном русском языке здесь дейст­вует ограниченно:

1) перед [е] выступают твердые шипящие [ш], [ж] и аффриката [ц] (ш[э]сть, ж[э]сть, ц[э]лый);

2) перед [е] выступают твердые согласные в заимствованных словах и аббре­виатурах ([купэ], [мэр], [вэф] и др.).

Позиционные изменения согласных связаны со следующими соотношения­ми:

1. Твердых - мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твер­дые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, произносятся мягко . Это наблюдается:

1) при произношении зубных перед мягкими зубными, а также перед [ч"], [ш"]: [с"н"]е г, ба[н"т"]ик, пу[т"н"]ик, [з"д"]елать, [с" - т"]еми, и[с"- с"]ебя и др.;

2) при произношении зубных перед мягкими губными: вё[т"в"]и, [д"в"]е, [с"м"]ерить, и[з"б"]ить, [с"-в"]едром и т.д.;

3) при произношении губных перед мягкими губными: га[м"м"]е, су[м"м"]е, [в"в"]ёл, [в"м"]есте и др.

2. Глухих аффрикат [ч"], [ц] и глухого фрикативного [х] перед звонкими шумными на стыке двух слов при слитном произношении звуков, т.е. [ч"] изменя­ется в звонкие [д"ж"]: [доч"] - [дод"ж-бы"], [ц] изменяется в звонкие [дз]: [^т"ец] - [^т"едз-бы], [х] изменяется в звонкий фрикативный [γ]: [п^тух] - [п^туγ-бы].

3. Сонорных согласных после глухих шумных в конце слова и сонорных согласных перед глухими шумными в начале слова, сонорные согласные в этих позициях оглушаются : пухл [пухл], пёстр [п"остр], рта [р m а], мха [мxа].

§ 3. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных зависит от их ударного и безударного положений.

Гласные звуки русского языка, выступающие под ударением и в остальных безударных слогах.

В результате такой позиционной мены образуется параллельно перекрещивающийся тип позиционно меняющихся ударных и безударных глас­ных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, не различаясь в одной позиции (под ударением), заменяются гласным другого качества в иных позициях.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних предшествующих и последующих твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в ударном слоге.

По отношению к соседним твердым и мягким согласным гласные под ударением могут быть в восьми позициях . Если любой согласный условно обозначить буквой t, а гласный - буквой а, то различные позиции ударного гласного можно представить в виде следующих формул:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский язык

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. курский государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика Графика Орфоэпия Орфография
Учебно-практическое пособие для бакалавров дефектологического факультета Курск 2012 Печатается по решению редакционно-и

Фонетическое членение речи
Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и фразовым ударением, заключенное между двумя дли

Ударение
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов неодносложного слова или слова в составе речевого такта или фонетической фразы. Словесное

Интонация
Интонация –ритмико-методическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. У каждого говорящего

Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат- это совокупность органов, которые используются для производства речи (см. рис.). Произносительный аппарат: 1 - твердое

Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция - это специальный способ записи речи в пол­ном соответствии с ее звучанием, употребляемый в научных целях. Основной принцип фонетической транскрипции заключается

Изменение гласных А, О, Е после твердых и после мягких согласных
V) в русской фонетической транскрипции используется j, которого нет в русском алфавите и который обозначает среднеязычный согласный, н

Слогоделение
Слогоделение – это реальная или потенциальная граница между слогами. Слог – отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с

Понятие фонем

Понятие фонем
Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые,

Понятие фонем
Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые,

Дифференциальные и избыточные признаки фонем
Фонемы могут противопоставляться друг другу по одному, двум или более признакам, причем: 1) есть такие постоянные признаки, по которым различаются хотя бы две фонемы, совпадающие по осталь

Состав сильных гласных фонем
Постоянными (конститутивными) признаками для гласных фонем русского литературного языка являются степень подъема языка и наличие-отсутствие ла­биализации. Поэтому можно установить сле

Гласные фонемы в слабых позициях
Позиции без ударения являются слабыми для гласных фонем. В этих позици­ях выступают слабые гласные фонемы. Следует различать слабые гласные фоне­мы I предударного слога и слабые гласные фонемы оста

Состав сильных согласных фонем
Для согласных фонем русского литературного языка постоянными, консти­тутивными признаками являются степень участия голоса и шума, место образова­ния, способ образования, твердость и мягкость. Можно

Соотносительные ряды согласных фонем
В русском литературном языке есть 2 группы согласных фонем, которые, в отличие от других согласных, образуют в фонетической системе соотносительные ряды. Первая группа - это парные

Графика
Письмо возникло как средство общения дополнительно к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно

Орфография
Орфография(от греч. orthos – «правильный», «прямой» и grapho – «пишу»), или правописание,- это система правил, регулирующих напис

Словарь терминов
Аллофон – конкретный звук, представляющий фонему речи; обобщенное название вариантов и вариаций фонемы. Алфавит – совокупность расположенн

Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон , который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.

В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем.

Гласные фонемы.

Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д.



Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов.

фонема звук примеры звук
‹а› Λ сΛды́, мΛла́ Ъ па́лъчикъ, шъгΛмۥэ́р
’‹а› И э ч’и э сы, ¯ш’и э вۥэлۥ Ь пۥьтΛчо́к, вы́глۥьнул
‹о› Λ вΛда́, кΛса́ Ъ вы́къвътۥ, вълΛкно́
‹э› Ы э (э) ы э та́ж, ы э гза́мۥьн Ъ шъпΛто́к, кры́шъчкъ
’‹э› И э вۥи э сна́ Ь лۥьдۥи э но́ǐ, за́рۥвъ
После ж, ш, ц ‹э› Ы э жы э на́, цы э на́ шы э пта́л
‹у› У тупۥи́к, убра́тۥ У путۥи э во́ǐ
’‹у› У бۥуро́, чۥуло́к У бۥурΛкра́т, дۥа́дۥушкъ
(’) ‹и› → и, игла́, бۥилۥэ́т И инжы э нۥэ́р, ма́кۥи
→ ы дымо́к, жывоǐ Ы бытΛво́ǐ, жывΛпۥисۥьц


Согласные фонемы .

По звонкости – глухости (сильные позиции):

1) перед гласными (дом – том, кость - гость);

2) перед сонорными согласными (слой - злой);

3) перед [j] (съ ј езд – раз ј ъезд);

4) перед [в] (свой – взвой)

По звонкости – глухости (слабые позиции):

1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]);

2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);

По твердости – мягкости (сильные позиции):

1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять);

2) в конце слова (граб - грабь)

По твердости – мягкости (слабые позиции):

1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена);

2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)


П o-J зиционные изменения гласных в русском литературному языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих цС последующих - согласных, прежде всего - твердых и мягких. Это| воздействие наиболее ярко обнаруживается тогда, когда гласные нахо-"1 дятся в ударном слоге. Именно в этой позиции в литературном языке! выступают все гласные, которые были охарактеризованы выше, однако/ выступают они не всегда в одном и том же виде. По отношению к со«-| седним согласным гласные под ударением могут быть в следующих.? восьми позициях:
  1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: [й]ва, [у]хо, [о]ко, [а]лый V ’
  2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: [йв’]е, [у-л’]ей, и, [ал’]енький. ’Ц
  3. После твердого перед твердым согласным: [был], [дул], [пэр], f (хор], [бал]. К
IV После мягкого перед твердым: [б’и]л, [л’-у]к, [л’е]с, [н’-о]с, [м’-а]т. -Ц
  1. После твердого перед мягким: [бьгл’], [сут’], [пэ р’и]; [нб-с’ит], Щ 1ма-т’]. _ 4j?
  2. После мягкого перед мягким: [б’ил’и], [л’ут’ик], о [л’ёс’]е, Ц [т’бт’]я, [м’ат’]. i-
  3. В абсолютном конце слова после твердого: ра[бы], в ле[су], .Ж шос[сэ], ки[но], ви[на].
  4. В абсолютном конце слова после мягкого: ве[л’й], rotp’y], Щ в ок[н’ё], в[с’-о], мо[р’-а]. 5,
Если внимательно рассмотреть эти позиции и характер гласных || в них, то можно установить, что [а], [о] и [у] выступают как наиболее /jj. независимые от качества соседних согласных в положении между твер- А- дыми согласными, в абсолютном начале слова перед твердыми и в абсолютном конце слова после твердых; в положении же рядом с мягкими согласными они подвергаются изменениям, которые заключаются в том, что под воздействием этих согласных [а]ч[о] и [у] передвигаются в более переднюю зону образования. Если учесть, что в русском языке воздействие предшествующего согласного на гласный всегда сильнее, чем воздействие последующего согласного на этот гласный, то можно считать, что особенно независимы от позиции гласные [а], [о] и [у] в абсолютном начале слова перед твердым согласным. Это подтверждается еще и тем, что в такой звуковой характеристике [а], [о], [у] выступают и в изолированной позиции, т. е. вне связи с другими звуками. Значит,
1 Гласный [с] в абсолютном начале слова под ударением выступает только в местоимениях этот, этакий, в слове энный и в междометиях эх, эва.
для этих гласных звуковой их вид [а], [о], [у] является основным, а 1-а] - [а-] - [а], [-о] - [о-] - [б], [*уЗ - [у] - [у] - разновидностями основного вида. Именно поэтому [а], [о], [у] оцениваются как непередние гласные (см. §61): все более передние их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
Что же касается гласных [е] и [и], то они наиболее независимы в положении абсолютного начала слова перед твердым согласным \ в абсолютном конце слова после мягкого и в положении после мягкого перед твердым согласным. В такой же звуковой характеристике, как в этих позициях, они выступают и в изолированном употреблении. Соседние же твердые согласные оказывают на [е] и [и] воздействие, сообщая им передвижку в более заднее образование (ср.: [йз]бы - [в-ыз]бу, [с’е]в - [сэ]В), а если эти гласные попадают в позицию между мягкими согласными, они становятся напряженными, закрытыми. Поэтому для данных гласных звуковой их вид [е], [и] является основным, а [э] - [э-] - [ё] и [ы] - [ы-] - [и] - разновидностями основного вида. Именно это обстоятельство обусловливает трактовку [е] и [и] как гласных переднего образования (см. § 61): все более задние, а также напряженные, закрытые их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних твердых и мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
В этом плане в несколько особом положении находится гласный [ы], который может быть произнесен в изолированной позиции (и с этой точки зрения [ы] как будто бы может быть приравнен к [е] и [и]), однако отсутствие этого гласного в абсолютном начале слов в русском языке, с одной стороны, и явная связь [и] и [ы], выражающаяся в изменении [и] в [ы] после твердых согласных (ср.: [ир]а - [к-ыр’]е, [и]стбрия - пре[ды]стбрия и т. п.),- с другой, обусловливают возможность трактовки [ы] как разновидности [и].
Воздействие согласных на гласные, таким образом, определяет позиционные изменения гласных в положении под ударением. Такие же позиционные изменения испытывают гласные и в безударных позициях, с той только разницей, что в безударных слогах, по синтагматическим законам русского литературного языка, выступают не все и не те же самые гласные, что в положении под ударением (см. ниже).
Позиционные изменения ударных гласных в русском литературном языке могут считаться достаточно устойчивыми, однако степень передвижки непередних гласных в переднюю зону образования и степень передвижки передних гласных в непереднюю зону или приобретения ими напряженности и закрытости неодинаковы как для положения гласных в окружении разных по характеру образования согласных, так и для разных носителей литературного языка.
Позиционная мена гласных в русском литературном языке зависит от их ударного и безударного положений.
Дело заключается в том, что русский язык характеризуется словес-
1 В силу ограниченности [е] в абсолютном начале слова (см. выше) эта позиция для данного гласного должна быть исключена.
кым силовым ударением, при котором гласный ударного слова отличается от гласных безударных слогов большей напряженностью артикуляции, большей долготой и громкостью; например, гласный [у] в [ум]
более напряжен, долог и громок, чем [у] в [ума] или в [углд’ит’].
В связи с тем что в многосложном слове ударный гласный оказывается более сильным, гласные безударных слогов ослабляются и могут иметь иное качество. Если сравнить русские ударные и безударные гласные, то можно установить, что гласные [у], [и] и [ы] в безударных слогах становятся слабее, короче или произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, но качественно они являются теми же гласными, что [у], [и], [ы] под ударением, например: [ух]о - [ушной] - [уткл]нос, [йв]а - [игла] - [игрлк’й], [сыр]о - [сырой] - [сырл- ват]. Лишь количественное ослабление испытывают эти гласные и в заударных слогах, например: [воду], [кб-н’и], [рыбы]; [пб-пълу], [крбл’ик’и], [вьг в’ьл-бы].
В отличие от этих звуков гласные [а], [о], [е] в безударных слогах не выступают, и в соответствии с ними в положениях без ударения в русском литературном языке произносятся иные гласные.
В русском литературном языке есть различия между гласными, которые выступают под ударением, в первом предударном слоге и в остальных безударных слогах. Под ударением могут быть шесть гласных: [а], [о], [е], [у], [и] (после мягких) и [ы] (после твердых); в первом предударном слоге выступают гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [л] (после твердых) и [ие] (после мягких); в остальных безударных слогах - гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [ъ] (после твердых) и [ь] (после мягких).
Гласный [л] - это звук, имеющий характер [а], но более краткий. Он произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о] ([дал] - [длла], [дом] - [длма]). Гласный [ие] - это звук [и], склонный к [е], переднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с [а], [о], [е] под ударением ([п’ат’] - [п’иет’й], [н’-ос] - [н’иесу], [л’ес] - в [л’иесу]). Гласный [ъ] - так называемый редуцированный (ослабленный) звук заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после твердых согласных в соответствии с [а] и [о] под ударением (во втором предударном слоге: [сат] - [съд]овбд, [воды] - [въд]о- вбз; в заударных слогах: [дал] - [выдъ"я], [дом] - [на-дъм]). Гласный [ь] -*оже редуцированный звук, но переднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных в соответствии с ударными [а], [о], [е] во втором предударном слоге: [п’ат’] - [п’ьт]а- чбк, [л’-от] - [л’ьдЬкбл, [л’ес] - [л’ьсЬвбз; в заударных слогах: [запр’йч’] - [выпр’ьк], [в’-ол] - [выв’ьл], [л’ес] - [вьгл’ьс]).
Следовательно, можно установить, что в первом предударном слоге в русском литературном языке выступают гласные верхнего подъема нелабиализовакные [и] и [ы] и лабиализованный [у] и гласные неверхнего подъема [л] после твердых и [ие] после мягких согласных. В остальных безударных слогах выступают те же гласные верхнего подъема, а также гласные неверхнего подъема [ъ] после твердых и [ь] после мягких согласных. Различения гласных среднего и нижнего подъемов, как это наблюдается под ударением, в безударных слогах нет: гласные верхнего подъема противопоставлены здесь единой группе гласных неверхнего подъема, причем в этой последней группе нет лабиализованных звуков.
Позиционная мена ударных и безударных гласных обусловлена синтагматическим законом, согласно которому в безударных слогах могут быть гласные только двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а в зоне неверхнего подъема - только нелабиализованные гласные.
Можно установить соответствия между ударными и безударными гласными, но эти соответствия свидетельствуют лишь о закономерной позиционной мене гласных под ударением и без ударения, а не о позиционных изменениях: данная позиционная мена осуществляется последовательно, как отражение закономерностей функционирования фонетической системы русского литературного языка.
В результате такой позиционной мены в русском литературном языке образуется параллельно перекрещивающий- с я тип позиционно меняющихся ударных и безударных гласных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, различаясь в одной позиции, заменяются одним гласным другого качества в иных позициях. Этот ряд позиционно меняющихся гласных может быть представлен в следующем виде:
Таким образом, особенности функционирования фонетической системы русского литературного языка связаны прежде всего с действием в ней синтагматических законов сочетаемости звуковых единиц, определяющих характер позиционной мены согласных и гласных звуков на синтагматической оси системы. Закономерная позиционная мена согласных и гласных обусловливает внутренние связи звуковых единиц в системе, их организацию в единое целое.
Вместе с тем в фонетической системе, в результате влияния одних звуковых единиц на другие в потоке речи, развиваются и позиционные изменения звуков, не обусловленные синтагматическими законами и потому проявляющиеся не столь последовательно, как позиционная
Однако и позиционная мена, и позиционные изменения обуслов- ;ают специфику фонетической системы современного русского литературного языка и особенности ее функционирования.

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях. Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП).Различают позиции: ударная – звук остается без изменений (сильная позиция); первая предударная – первая степень редукции; вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят. См. таблицу.

Не забудем про явления абсолютного начала слова, где А и О и в первой, и во второй позиции будет одинаково /\ (вместо /\ для первой и ожидаемого Ъ для второй позиции: АПЕЛЬСИН. Э соответственно и в первой и во второй позиции будет (вместо в первой и Ъ во второй): ЭТАЖЕРКА [ т/\ж’эркъ].

*Иногда после твердых шипящих Ж, Ш, Ц в первой позиции А вместо ожидаемой /\ звучит , как Э: такие слова нужно просто запомнить – ЖАКЕТ, ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, СОЖАЛЕТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, РЖАНОЙ, ЖАСМИН, ЛОШАДЕЙ, ДВАДЦАТИ, ТРИДЦАТИ. Но это – уже не к мене, а к следующей теме (изменения), а также – в орфоэпию.

Позиционные изменения. К позиционным изменениям относятся явления аккомодации гласных перед мягкими и после мягких согласных. Аккомодацией называется процесс взаимоприспособления звуков разной природы (гласного к согласному или наоборот).После мягкого согласного непереднерядный гласный продвигается по образованию вперед и вверх в начале произношения (прогрессивная аккомодация), перед мягким – в конце (регрессивная аккомодация), между мягким – на всем протяжении произнесения (прогрессивно-регрессивная аккомодация).

Для звуков О, А, Э – только под ударением – возможны все 4 случая; для звуков У – и под ударением, и нет все 4 случая; для Ы и под ударением и без ударения возможны только 2 случая Ы и Ыя, для И точка спереди не ставится, поскольку после твердого он не употребляется – 2 случая И и ы. Иногда вместо Ё (между мягкими) обозначают к – ПЕТЬ [п’кт’]. Й и J рассматриваются как мягкие.

Еще один случай позиционных изменений – прогрессивная аккомодация начального И в Ы, когда к корню присоединяется приставка на согласный: ИГРА – ПОДЫГРАТЬ (к изменениям это относится, так как знает исключения – ПЕДИНСТИТУТ возможно и произнесение И).

Нефонетические процессы в области гласных.

в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ

Чередование РАЗ//РОЗ относится к фонетическим типам написания и является одним из редких случаев отражения на письме не исторического, а фонетического чередования в пределах одной фонемы – сильная позиция О (под ударением, которое закономерно звучит в первой и второй позиции соответственно как /\ и Ъ, что отражается на письме как А.

Фонетические процессы в области согласных.

Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. 1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [Т]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [З] (ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[Т]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [Ф]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [С’Т’]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [ШШ], СЧАСТЬЕ [Ш’Ш’]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [Ч’Ч’]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [ЦЦ]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [ЦЦ]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [Ш’Ш’]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [ХК]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [К]//[К’]; 8) Вокализация фонемы J: как согласный звук j выступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

Примечание : В на конце причастных и деепричастных суффиксов не переходит в Ф; там так и есть Ф, ведь в сильной позиции как В оно никогда не звучит (нет чередования). То же самое – надо отличать, скажем, выпадение звука в синхронии СОЛНЦЕ и в диахронии ЧУВСТВО, где на современном уровне нет выпадения, т.к. нет чередования с полным его вариантом.

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения. 1) Ассимиляция по мягкости губных и зубных перед губными и Р перед губными (З’ВЕРЬ, ЛЮБ’ВИ). Старая норма требовала именно такого произношения, но сейчас, видимо, под влиянием орфографии, это не актуально. 2) Ассимиляция по мягкости перед j: чаще всего смягчается, но, снова под влиянием орфографии, перед разделительным Ъ, обозначающим j на стыке приставки и корня – звучит твердый согласный СЪЕСТ [С]; 3) Нерегулярная диссимиляция Ч перед Т или Н: ЧТО, КОНЕЧНО [ШТ] [ШН] (происходит не всегда – например НЕЧТО – уже только [ЧТ]); 4) Аккомодация по мягкости твердых перед Е – сейчас, во многих иноязычных словах, возможно и твердое произнесение согласного перед Е: МЕСТЬ [М’], но ТЕМП [Т]. 5) Оглушение сонора в позиции на конце слова после твердого ПЕТР. 6) Вокализация сонора – приобретение сонорным согласным слогового характера в скоплении согласных – КОРАБ[ъ]ЛЬ, ТЕМБ[ъ]Р. Все указанные процессы одновременно являются и орфоэпическими, т.к. колебания закономерного произношения – и есть причина орфоэпической вариантности.

Нефонетические процессы в области согласных.

1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [Ф]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [В]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые согласные): следы Л-эпентетикум – ЗЕМНОЙ//ЗЕМЛЯ [–]//[Л]; историческая диэреза (непроверяемая) ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА; суффиксы прилагательных СК//К; окончания ОВ(ЕВ)//– (ГРАММ//ГРАММОВ).

Примечание . Мена З//С в приставках типа ИЗ, ВОЗ, РАЗ, хотя и отражается на письме, на самом деле является не историческим, а живым, фонетическим процессом ассимиляции по звонкости-глухости: просто здесь реализовано фонетическое, а не фонематическое написание.

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта