Главная » Стильные вещи » Выработка круглого звучания на уроках вокала. Дипломная работа: Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки. Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Выработка круглого звучания на уроках вокала. Дипломная работа: Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки. Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

В тембре, заключены почти все качества голоса. Красивый, правильно оформленный тембр – показатель полноценной и наиболее совершенной работы голосового аппарата. Тембр голоса (фр. timbre – колокольчик) – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова.

Для педагога, работающего с учеником, исходной задачей является воспитание и совершенствование тембра. Надо помнить, что этимособым качеством никогда нельзя жертвовать в угоду громкости или умению «брать» более высокую ноту. В академическом стиле пения тембр формируется на основе смешанного типа голосообразования, когда «голосовые связки колеблются ни по чисто грудному, ни по чисто фальцетному типу, а в их колебаниях одновременно присутствуют и грудной, и фальцетный механизмы работы». Причем «характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика». В связи с последним для формирования естественного смешанного голосообразования у певцов особое значение приобретает форма и система применяемых вокальных упражнений и умелое использование их педагогом. Опыт показывает, что, заботясь при воспитании певца в первую очередь о качестве тембра, удается достигнуть успеха в выявлении и развитии всех других качеств его голоса и вокальной речи.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего пения приходят в класс, имея определенные недостатки в тембре голоса. Порочные тембры могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

К порочным тембрам относят, например, тремолирующий, горловой, зажатый, гнусавый, гудкообразный и др. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато. Под вибрато понимается легкое вибрирование голоса, сопутствующее певческому голосообразованию и отсутствующее в речевом. Вибрато украшает тембр и придает голосу живой, трепещущий, выразительный характер. Если вибрато осуществляется слишком часто, то слушатель воспринимает его как «барашек» в голосе, если чересчур редко – то создается впечатление качания голоса. Напряженная работа гортани, тотчас же сказывается на характере вибрато. При нахождении более правильного, менее напряженного состояния гортани во время фонации улучшается и качество вибрато. У мастеров вокального искусства вибрато отличается большой ровностью и постоянством. Это воспринимается нашим слухом как устойчивость, определенность звукообразования. Гортань таких певцов работает свободно, без лишнего напряжения, что и рождает ровное вибрато. У неопытных певцов гортань напряжена, работает неустойчиво, поэтому вибрато у них непостоянно, неровно. На слух такой голос не льется, имеет неопределенный, неустойчивый характер. У детей, с их фальцетной манерой голосообразования, вибрато обычно выражено плохо.

Степень овладения красивым вибрато, возможности исправления его дефектов всегда ограничены природными данными индивидуума. Педагог должен уметь разобраться в голосе ученика и, если имеются те или иные дефекты вибрато, целенаправленно воспитывать голос в нужном направлении.

Проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Под форсированным звучанием голоса следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. Постепенно, в результате форсированного пения стирается тембр и начинает нарушаться вибрато. Форсировка трудно поддается исправлению, но при постоянной систематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утерянных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, исключив на время все, что может толкать певца к форсированному звучанию. Снимая лишние напряжения на упражнениях, вокализах и позднее на правильно подобранном репертуаре, постепенно можно добиться значительных улучшений в голосообразовании. Начиная работать над снятием форсировки, следует помнить, что избавление от нее приходит не сразу, а достигается постепенной тренировкой голосового аппарата в смысле смягчения голоса и нахождения более естественно звучащих нот. Нельзя сразу переводить певца, который форсирует, на облегченное звучание, иначе голос может «сняться с опоры», потерять профессиональное звучание.

Зажатость звука сочетается обычно с горловым оттенком, поэтому, в сущности, речь идет о едином недостатке, сущность которого состоит в неверной работе голосовой щели. При правильной работе гортани создается впечатление, что у певца широко открыто горло и звук идет, как бы ничего по пути не задевая. При зажатом или горловом звучании создается впечатление, что горло сжато, и звук как бы выжимается, с известным усилием проходя через гортань. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая уменьшает фазу смыкания голосовых связок и при- водит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием, на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосом склонным к зажатию, к горловому звучанию.

Носовые звуки («гнусавость»).

Если мягкое нёбо опущено, воздух свободно поступает в носовую полость, а выгнувшийся горбом язык максимально сужает объём полости рта и препятствует свободному прохождению воздуха во рту, что часто бывает у людей поющих верхние ноты, то все звуки приобретают явственно слышимый носовой призвук. Это, так называемая, гнусавость. Развитие подвижности мягкого нёба имеет очень важное значение для певца. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создаёт условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук («гнусавость»).

Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба – это формирование правильной позиции зевка. Зевните, сомкнув губы,запомните при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом челюсти разомкнуты, губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить при этом, что во рту лежит горячая картофелина, но чтобы она не выпала, губы стягиваются в пучок. Отработка развития мускулатуры зева – это длительный процесс и может порой занимать 3-5 месяцев. Порочные призвуки в тембре голоса возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата. Педагог должен работать над их исправлением, зная причину того или иного недостатка. Тембр может быть значительно улучшен, если педагог правильно борется с недостатками. «Качание», «барашек» в голосе, как и его гудкообразный характер, связаны с нарушениями вибрато, поэтому все внимание педагога должно быть направлено на снятие лишнего напряжения шейных мышц, освобождения гортани. Горловой тембр, зажатие звука происходят от излишне активной смыкательной работы голосовых связок. Педагог поступит правильно, если будет временно расслаблять их чрезмерно плотное смыкание. Форсировка разрушающе действует на голос, вызывая появление «качки» и заметное ухудшение тембра. Изменение насыщенности звучания, легкий репертуар, подвижные упражнения – помощники в борьбе с форсировкой. Хотя тембр в значительной степени определяется природными свойствами голосового аппарата, он может меняться под влиянием работы над голосом. Работа над тембром голоса является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

Комплексный характер певческого процесса и взаимосвязанное формирование всех певческих умений и навыков, а также всех качеств музыкального слуха, внимания, мышления. Характеристика периодов формирования певческого голоса и основных певческих умений (дыхание, выразительность и чистота интонирования, дикция и артикуляция, техническая подвижность голоса, тембр звучания, чистота унисона и др.), содержание, методы и результаты.

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов . Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться нахудожественном замысле композитора . Поэтому выработкапевческих навыков является одной из актуальных проблемвокальной педагогики . Выработкавокально -хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитиеммузыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимися. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случаяприемов исполнения . На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания.

В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки - вырабатываем нижнереберно -диафрагматическое дыхание , требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука,расширением диапазона , красотой тембра, гибкостью,подвижностью голоса , тонкой и разнообразнойнюансировкой .

Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования . Ощущения эти помогают отбору необходимыхисполнительских средств в пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формированиеисполнительских навыков и приемов , которые придаютпевческому звучанию необходимуюхудожественную окраску .

В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения . Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешениюзадач вокального обучения : учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работеголосообразующего аппарата .

Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся? Искусство пения требует овладения сложным комплексомхудожественно -технических элементов . Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре надансамблем в двух- и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучанияхоровых партий .

Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенногодирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весьхоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного - к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии спевческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Новая песня , новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новыйметодический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя-все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения-искусством пения.

Необходимо показать всю прелесть, богатство, разнообразие этого вида искусства , возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.Четвертое условие -охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Концентрация упражнений вокруг определеннойхудожественно -технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.

Например, известно, что пение g а t о считается основойвокального искусства . Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыкамипения поп g а to , то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

    Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

    Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

    Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

    Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

    Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

    Пение «по цепочке»;

    Моделирование высоты звука движениями руки;

    Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

    Настройка на тональность перед началом пения;

    Устные диктанты;

    Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;

    Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

    В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;

    Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

    Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.

    представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

    вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

    вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

    выработка активного pianoкак основы воспитания детского голоса;

    при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

    расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

    целенаправленное управление дыхательными движениями;

    произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

    беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

    проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

    речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

    нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

    вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

    сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

    творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

    запись основных правил пения на плакатах;

    постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

    организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

    юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

    различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

    одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

    использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

    формирование личностного и социального смысла певческой деятильности.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

В. П. Морозов писал: «Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукооброзования..»

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизвидению.

МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»

г.Кингисепп

Конспект открытого занятия на тему :

.

Педагог дополнительного образования

    Общие сведения:

Дата проведения: __________

Помещение: класс эстрадного пения

Год обучения: 2 год обучения

Возраст: 7 лет

    Тема открытого учебного занятия

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения

    Цель учебного занятия и задачи

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

*обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

    Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

    Форма организации работы . Индивидуальная.

    Структура учебного занятия (этапы).

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 30 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII . Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 5 мин

2. Основной этап:

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин

Артикуляционная гимнастика. 8 мин

Вокальные упражнения 8 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

Подведение итогов 4 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

V Ш. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX . Методы обучения .

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X . Оборудование и материалы.

Учебный класс

Фортепиано

Микрофон

Ноутбук

XI . Методическое обеспечение.

Литература:

    Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

    Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

    Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

    Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru

Наглядные пособия. Дидактический материал.

Презентация с иллюстрацией по теме.

Рисунки

Конспект открытого занятия.

Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

    Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

(П – преподаватель, Г – учащийся)

П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Г: без чёткой дикции и слов

    Основной этап. 30 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

Г. (Ответ ученика)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 8 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки .

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям .

П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения : 8 мин

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Г. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта