Главная » Досуг » В преддверии Успенского поста. Грех ли есть яблоки до яблочного Спаса? Яблочный Спас: почему до него нельзя есть яблоки

В преддверии Успенского поста. Грех ли есть яблоки до яблочного Спаса? Яблочный Спас: почему до него нельзя есть яблоки

С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21) . И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды» , – заповедует Святая Церковь.

Питание во время Успенского поста

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов - всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия

Марина Чижова

  • Откуда появилась традиция?
  • В чем смысл освящения плодов?
  • Монастырский устав
  • Что и когда принято освящать?
  • В чем суть праздников?
  • Суеверия, связанные с традицией

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что - выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно - до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас - яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа - так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа - целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник - Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти здесь.

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды - дары Божии - по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас - это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева - тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт - иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы - райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас - это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.

Многие верующие просто трясутся от стараха, что нельзя есть яблоки до Преображения и мед до 14 августа... в Греции и жарких странах не едят виноград, арбузы и дыни... да много чего боятся верующие... Вобщем нашла вот тут одну статью священника о.Игоря Илюшина и полностью согласна.

СУЕВЕРИЕ – КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

Наша конференция носит название “Церковные суеверия”. У Церкви, конечно, суеверий быть не может, поэтому правильнее обозначить такие суеверия “церковными” (в кавычках), или еще лучше – около-церковными, псевдо-церковными и даже анти-церковными. Церковь всегда боролась с суевериями, а если таковые все же появлялись, они исходили от неосведомленности людей и своевременно осуждались Церковью.

Если мы заглянем в “Толковый словарь русского языка” Владимира Даля, то найдем там следующее объяснение суеверию – “ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно”.

Современное общество людей именующих себя “верующими”, к сожалению, оказывается именно суеверным. Такие люди к Церкви относятся суеверно. Принимают Таинство святого Крещения с мыслью о том, чтобы не болеть, ходят в храм для того, чтобы постоять под куполом – подзарядиться, ставят свечи, чтобы исполнилось то или иное желание.

Основная масса таких верующих ходит в храм два раза в год: на Крещение Господне – за святой водой, и на Пасху – освятить куличи и яйца. Все это суеверный подход к Церкви, то есть ошибочный, пустой, ложный и потребительский.

Суеверие – это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира. Здесь и сокрыта подмена веры в Бога суеверием, а значит идолослужением. Суеверие рождено страхом человека пред какими-либо явлениями, из Священного Писания мы знаем, что в доверии и любви к Богу “нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение” (1Ин.4:18). Суеверный человек действительно мучается и чтобы избежать неприятностей, хватается за любую ниточку, вместо того, чтобы довериться Богу, начинает впадать в идолопоклонство.

И раз сегодня мы говорим о “церковных” суевериях, то ложную, суетную веру можно найти не только в среде мирян, но и в среде клира. Некоторые клирики обольщаясь своим духоносным положением, начинают верить в свои “высокие” достоинства перед Богом. К таким суевериям можно отнести известное явление “младостарчества”, суеверного, ложного старчества. Например, когда раздаются сомнительные благословения не брать продукты, на этикетках которых есть печать антихриста (имеется ввиду штрих-код), а если и брать, то вырезать ее и сжигать в церковной печи. Или известная недавняя проблема с ИНН, паспортами, карточками и прочим.

Как видно из опыта современной церковной жизни – “церковные” суеверия на сегодняшний день очень серьезная проблема, которую нужно решать немедленно и на высоком уровне.

Большинство суеверий появляется из-за неосведомленности людей, из-за отсутствия информации. Когда традиция остается, а ее объяснение изменяется – происходит деградация традиции. Например, не ешь яблоки до Преображения – отбираешь у усопших. Отсюда, из-за ложной мотивации, сама традиция становится языческой.

Обратимся к Святому Евангелию, Господь с учениками срывают и едят колосья в субботу, не умывают руки, Господь исцеляет в субботу и говорит: “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27) – вот ответ Самого Господа на все традиции обросшие суеверным идолопоклонством, в которых усматривается отношение к Богу не как к любящему Отцу, а как к карателю.

Есть и другая опасность – принимать за суеверия благочестивые обычаи. Такие как, креститься на храм, читать молитву перед выходом из дома и другие. Поэтому нужно определить четкую грань между благочестивыми обычаями и суевериями.

Каким образом бороться с “церковными” суевериями и возможно ли их победить? Дерзну ответить на этот вопрос словом “ДА”. “Церковные” суеверия победить можно.

В храме, конечно, это проповедь, а в миру - это миссионерство. Люди подвержены суеверию, потому что их так кто-то научил, этот кто-то подчас некомпетентен. Задача Церкви научить человека верить в Бога, а не суеверить в кумира. Господь Иисус Христос призывает нас: “идите, научите все народы” (Мф.28:19), наша сегодняшняя задача сводится не только к одному народу, но к той части народа, который именует себя верующими. Речь идет о людях подверженных “церковным” суевериям.

Нужно использовать все возможные средства массовой информации: телевидения и радио, особенно перед великими церковными праздниками. Не просто рассказывать о событии праздника и комментировать Богослужение, а объяснять важность церковной жизни, постоянного посещения Богослужений, участия в таинствах Церкви, особенно Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин, и предостерегать людей от суеверного подхода к Богу.

Если сегодня миссионеры не идут сами на агитационную проповедь в мир, то когда сам народ идет в наши храмы – мы просто обязаны наставить каждого случайно зашедшего, пусть даже заблудившегося христианина.

Зная тот факт, что верующие люди подверженные церковным суевериям, приходят в храм несколько раз в году, а именно, на Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху. Необходимо в эти дни бесплатно раздавать, например, вместе с Крещенской водой, буклеты в которых разъяснять смысл праздника и отношение христианина к святой воде, церковным таинствам, посещению богослужений. В таких буклетах должны находиться молитвы, и разъяснения о важности молитвенного общения с Богом. Желательно, чтобы каждый человек, пусть даже случайно зашедший в храм, в любой день года, мог получить бесплатно такой буклет. Уверяю, что храмы от этого не только не потеряют, но приобретут новых людей нашедших истину.

Дорогие отцы, братия и сестры! Я надеюсь, что нашими общими стараниями проблема “церковных” суеверий, в течение ближайшего времени будет исчерпана.

Священник Игорь Илюшин,

клирик храма во имя иконы Божией Матери “Державная”

Суеверие?
Вопрос:
- Добрый день, о.Андрей.
1. Я только недавно начала воцерковляться и у меня пока нет духовного отца. Можно в молитве я буду (хотя бы пока) указывать Ваше имя, т.к. Вы уже не раз направляли меня в своих ответах и не раз помогали мне ответами на вопросы других христиан этого сайта в дни уныния и маловерия?
2. Батюшка, недавно мне сказали, что кто делал аборты (прости нас, Господи) не могут есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Это суеверие или церковное правило?

1. Да, конечно, можете, и за молитвы буду только благодарен.
2. Это суеверие и глупость. Есть русская традиция не есть яблоки до Преображения, но это тоже только традиция. Если где-нибудь в южных районах страны их не есть до Преображения, то придется есть гнилые. Спаси Христос!

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея... Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов - очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4 ). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая - благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая - Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8 ). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать - «...повиноватися уставу святых отец...»

В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.

Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта