Главная » Стильные вещи » Танки Великобритании. Английские танки времен Первой и Второй мировой войны, современные танки. Британские танки Легкие танки великобритании

Танки Великобритании. Английские танки времен Первой и Второй мировой войны, современные танки. Британские танки Легкие танки великобритании

28 июля 1914 года над Европой загремела канонада новой войны. Тогда ещё никто не предполагал, что этот конфликт станет глобальной борьбой на истощение. Все участники планировали разбить своих противников за несколько месяцев решительного наступления. Но в схватку ввязывались всё новые государства, армии несли огромные потери, и в конце концов Европа оказалась перечёркнутой линиями окопов от северных до южных морей. Наступления приносили всё меньше результатов: десятками, а то и сотнями тысяч убитых расплачивались буквально за несколько отвоёванных километров. В попытках как-то переломить патовую ситуацию участники войны изобретали всё новые средства уничтожения. Именно в эти годы появились отравляющие газы, огнемёты, впервые был применён самолёт-истребитель. И именно тогда в Британии изобрели танк.

Впервые танки участвовали в бою 15 сентября 1916 года на реке Сомма. Бронированные чудовища проломили немецкую оборону, однако результат был достигнут только на тактическом, но не на оперативном уровне. Вообще, в Первой мировой войне танки не сыграли решающей роли. Ещё более двух десятилетий должно было пройти, чтобы новая военная техника сполна раскрыла свой потенциал. За эти годы предстояло не только усовершенствовать конструкцию танков, но и научиться правильно их применять. Удивительно, но у британцев — пионеров танкостроения — проблемы возникли как с первым, так и со вторым аспектом.

Как обычно, главной причиной этих проблем был человеческий фактор. Начнём с того, что в Военном министерстве Британии было немало откровенных противников развития бронетанковых сил. Историк Д. Браун писал о том, что отношение военных чиновников к танковому корпусу было отмечено духом неудовольствия и зависти. Крайней степенью неприязни были заявления о том, что танки — напрасная трата военного бюджета.

В лагере сторонников тоже не всё было гладко. Здесь не могли прийти к единому мнению относительно того, какая роль должна в будущем отводиться танку на полях сражений. Отчётливо выделялись две точки зрения. Согласно первой, танк должен был наступать вместе с пехотой, прикрывать её броней и помогать сражаться с вражеской пехотой. Бороться с укреплёнными точками, танками и пушками врага должна была артиллерия. Сторонники второй точки зрения склонялись к тому, что танки надо применять так же, как кавалерию. По их мнению, танки должны были быстро прорываться в тылы противника, наносить удары по коммуникациям, складам, атаковать части, находящиеся на марше и не готовые к эффективному отпору.

В конечном счёте англичане решили, образно говоря, сесть на два стула сразу. Было создано разделение на пехотные и крейсерские танки. Первые были медленными и хорошо бронированными, а вторые отличались большой скоростью, но тонкой бронёй. При этом вооружение у них было приблизительно одинаковым. Хотя поначалу пехотные танки вообще планировалось оснащать только пулемётами. Потом всё-таки дошли до оснащения боевых машин орудиями. Но как у пехотных, так и у крейсерских танков калибр пушек был долгое время ограничен, а в боекомплект не включались осколочно-фугасные снаряды.

Рассмотрим немного внимательней оба «семейства» британских танков начального периода Второй мировой войны.

Пехотные танки, как уже говорилось, поначалу не имели пушечного вооружения. Типичным примером такой машины была Matilda I, выпуск которой начался в 1937 году. Это был неповоротливый, но хорошо бронированный танк. Когда в 1940 году британцы впервые схватились с немцами, оказалось, что германские противотанковые средства зачастую не в состоянии обеспечить пробитие этого танка. К сожалению, преимущество в защите напрочь стиралось очень малой огневой мощью машины.

В 1939 году начался выпуск пехотного танка Matilda II, ставшего наиболее тяжело бронированным английским танком начала войны. Его 60-мм броню гарантированно пробивали только 88-мм зенитные орудия и 76-мм пушки немецких противотанковых установок Marder II. В отличие от своей тёзки предыдущей модификации, Matilda II была вооружена 2-фунтовой пушкой. В принципе, для самого начала войны этого было достаточно. Но уже к середине 1942 года Matilda II перестала быть сколь-нибудь значимой в роли орудийного танка. А установить на неё более мощную пушку не представлялось возможным из-за малых размеров башни и диаметра погона.

Самым удачным пехотным танком начала войны признан Valentine. Эта машина получила боевое крещение в 1941 году в Северной Африке. Выпуск «Валентайнов» осуществлялся вплоть до 1944 года, хотя уже в 1942 году танк считался безнадёжно устаревшим. Однозначными его недостатками были малая скорость и слабое орудие. В отличие от «Матильды II», усилить вооружение «Валентайна» удалось: в 1942 году была разработана башня под 57-мм (6-фунтовое) орудие. Башня была тесной и вмещала всего двух человек, что отрицательно сказывалось на эффективности работы экипажа. Говоря о танке Valentine, нельзя не отметить, что около половины построенных машин были отправлены по ленд-лизу в СССР.

Что касается крейсерских танков Великобритании, то к началу Второй мировой войны они всё ещё были далеки от совершенства и отличались крайней ненадёжностью. Причём это было характерно для всей техники данного класса. Родоначальниками крейсерских танков были машины американского инженера Уолтера Кристи.

Первенцем среди крейсерских танков стал Vickers Mk I, выпускавшийся малой серией с 1934 года. Он практически не участвовал в войне, хотя небольшое количество данных машин оставалось в войсках вплоть до 1941 года. Остальные были отведены в тыл и использовались в качестве учебных.

Попыткой исправить это плачевное положение стал танк Vickers Mk IV. Толщину его брони сумели довести до 30 мм. Делалось это путём наваривания дополнительных листов на башню и прочие уязвимые места. Эта добавочная броня придала башне Mk IV необычную шестигранную форму, впоследствии перешедшую к крейсерскому танку Covenanter. Кроме этого, были проведены небольшие работы по улучшению ходовой части. Mk IV стал более боеспособным по сравнению со своими предшественниками, но всё равно ломался непозволительно часто.

В 1940-1941 годах англичане терпели серьёзные поражения практически на всех фронтах. Франция, Северная Африка, Греция — везде британские танки проигрывали своим противникам. Иногда это происходило по причине технического несовершенства, иногда — из-за некомпетентных командиров. Пришлось сделать выводы и принять меры.

Во второй части статьи мы расскажем, как развивалось бронетанковое вооружение Британии дальше.

Следите за новостями!

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен" , но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

Мы продолжаем знакомить вас со всем многообразием бронетехники, которую можно встретить в Armored Warfare: Проект Армата . Сегодня мы поговорим о британских танках от холодной войны и до наших дней.

Вторая мировая война прочно утвердила роль танка как основы самостоятельного рода войск, но она же сделала очевидными его слабости. Среди военного руководства мировых держав зазвучали голоса, утверждавшие, что танк как вид оружия устарел, однако сдавать бронированных монстров в утиль никто не спешил. Пусть война кончилась, но о мире говорить было рано: на смену Второй мировой пришла холодная война, грозящая перерасти в ядерную, и танкам в ней готовилась ключевая роль. Кроме грозного оружия, они превратились в знак военного присутствия, внушительный символ военной мощи. Иметь собственный танк и не зависеть от союзников всегда было для великих держав вопросом престижа. Танкостроение продолжило развиваться — но в каждой стране по-своему.

Министерство обороны в штыки принимало идею «универсального» танка, и лишь в последние годы войны она постепенно получила признание и начала претворяться в жизнь. А после завершения Второй мировой британская армия сократила танковые войска до одной дивизии, разместив её в Германии как недвусмысленный намек Советскому союзу. К этому времени стали очевидны недостатки британской военной доктрины, строго делившей танки на «пехотные» и «крейсерские», что вело к калечаще узкой специализации.

«Центурионы» в пустыне Негев. Photo by Fritz Cohen (1913-1981); licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Основным танком британской армии стал «Центурион», поставленный на вооружение в 1946 году. Он с блеском показал себя в Корейской войне 1950-1953 годов. Его боевые качества ценились так высоко, что в разное время он стоял на вооружении 20 различных стран, купивших его напрямую или, как Дания и Нидерланды, получивших в рамках американской военной помощи. На экспорт ушло больше половины от произведённых 4423 танков. Снятый с производства в 1962 году, кое-где до сих пор на вооружении стоит если не сам «Центурион», то его производные, например южноафриканский «Олифант».

Африканский «Олифант», младший брат британского «Центуриона». Photo by Danie van der Merwe; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

В самой же Британии с 1966 года на смену «Центуриону» пришел «Чифтен» — танк, инновационный во многих отношениях. Так, впервые в истории танкостроения водитель располагался полулёжа, что позволило значительно уменьшить высоту корпуса в передней части и одновременно увеличить наклон лобовой брони. Двигатель, основанный на немецком авиационном «Юнкерс Юмо», был приспособлен для работы на различных типах горючего, от бензина до дизельного топлива, — особенность, ставшая обязательным стандартом для боевой техники НАТО.

«Чифтен». Photo by Peeteekayy; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Параллельно с «Чифтеном» разрабатывалась и другая, куда более необычная бронетехника. Так, в 60-х годах в рамках программы Project Prodigial был создан прототип истребителя танков FV4401 Contentious. Сверхлегкий, с командой из двух человек, он был рассчитан на воздушную доставку и парашютирование в зону конфликта. Чтобы облегчить машину, конструкторы избавились от башни. Размещённая прямо в корпусе 84-мм пушка имела крайне ограниченный угол горизонтальной и нулевой угол вертикальной наводки: по вертикали орудие предполагалось наводить при помощи гидравлической подвески, наклоняя его вместе с корпусом.

Прототип FV4401 Contentious. Photo by Simon Q from United Kingdom; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Другая экспериментальная машина COMRES 75 была создана в рамках англо-германского проекта «Основной боевой танк будущего» и также не имела башни: орудие устанавливалось на выносном лафете, что уменьшало вес машины и повышало защищённость экипажа. Интерес к безбашенным танкам подхлестнул шведский Stridsvagn 103 — машина с уникальной компоновкой, чье орудие, жестко закрепленное в корпусе, наводилось, как и у Contentious, поворотом танка и наклоном корпуса на подвеске. В итоге, однако, командование Британской армии высказалось против безбашенных танков, отдав предпочтение классической компоновке бронетехники.

Экспериментальный COMRES 75 c 83,8-мм пушкой на выносном лафете. Crown copyright 1968

До конца 70-х «Чифтен» оставался лидером среди танков НАТО как по защищённости, так и по огневой мощи. Этому способствовала непрерывная модернизация. Хотя заметно усовершенствовать само орудие, несмотря на упорный труд, не удалось. Боевая мощь танка заметно выросла благодаря модернизации систем управления огнем: танк получил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, приборы ночного видения, систему выверки прицела. Велись работы и над усовершенствованием брони: танк был оснащен комбинированной бронёй «Чобхэм» с керамическими вставками. Модернизированная модель «Чифтена», выпущенная в 1980 году, получила название «Челленджер». Параллельно Британия производила экспортную версию танка «Шир» для Иордании, где он был поставлен на вооружение под именем «Халид».

В 1998 году на вооружение британской армии поступил новый танк — «Челленджер 2», оснащенный усовершенствованным 120-мм нарезным орудием (это единственный современный ОБТ с нарезной пушкой) и секретной комбинированной броней нового поколения «Дорчестер» с возможностью установки дополнительных противокумулятивных экранов. Все это не могло не сказаться на массе и мобильности танка: 62-тонный «Челленджер 2» развивает на шоссе максимальную скорость 56 км/ч.

Crown copyright 2014

«Челленджер 2» хорошо показал себя в ходе Иракской войны, продемонстрировав отличную проходимость и феноменальную живучесть: в 2003 году в ходе городского боя один из этих танков выдержал полтора десятка попаданий из реактивных гранатометов, сохранив экипаж невредимым. В бою у Басры группа из 14 «Челленджеров» уничтожила равную по численности колонну иракских Т-55 без единой потери. На сегодняшний день «Челленджер 2» остается одним из самых тяжелых и защищенных танков мира. Тем не менее, в 2009 году производившая его корпорация BAE Systems объявила о сворачивании производства «Челленджеров» и закрытии заводов в Британии по причине отсутствия заказов. Возможно, когда придет время перевооружаться, британской армии придется осваивать немецкую или американскую бронетехнику.

На сегодня это все. В ближайшее время будут опубликованы подобные обзоры военной техники Франции и Германии.


Здравствуйте, товарищи танкисты! Сегодня мы рассмотрим британскую ветку развития танков (в игре World of Tanks), а точнее я вам опишу все её плюсы и минусы как можно подробнее с моей точки зрения и, возможно, помогу вам определиться в выборе нации.

Популярность танков Великобритании в World of Tanks

Танки к бою, джентльмены! За королеву! Следующие фразы вошли крепко в мысли о Британии у многих людей. После обновления с вводом британской техники она стала самой популярной (что обычно и встречается после ввода новых танков – их популярность резко возрастает на фоне другой техники). Хоть танки Великобритании и ничем особо не отличаются от других танков, они всё же нашли своих почитателей (хотя есть пару машин, заслуживающих внимания и очень индивидуальных в игре). Топовые машины – самые популярные, как, впрочем, и многие другие, но самыми яркими из них являются противотанковые самоходные артиллеристские установки .

Достоинства и недостатки британских танков

С первого взгляда может показаться, что британские танки не имеют каких-либо особенностей или существенных отличий от техники прочих наций. Это не совсем так. Особенности есть, но они крайне неудачно сбалансированы из-за исторического предназначения танков в Англии. Самым ярким плюсом техники является «английская» точность. Для выяснения плюсов и минусов техники окунёмся в историю британского танкостроения и для чего они вообще были нужны.

Немного истории

Военно-морской флот в Англии был развит лучше всего (ввиду географического положения данного государства), а кроме флота мало какие направления были развиты. Тогда британское командование задумалось над разработкой тяжёлых машин, для прикрытия пехоты в бою (ещё во времена Первой Мировой войны). Построив первые танки, и успешно применив их в бою, было решено развивать данную отрасль. У первых танков Второй Мировой войны было узкое назначение: прорыв укреплений и нападение в тыл противника. Поэтому для прорыва использовались танки с высоким бронированием, а для «тыловых войн» использовались «крейсерские» танки . К кавалерийским (крейсерским) танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. Самыми типичными представителями данного класса танков можно назвать ветку лёгких танков Британии.

А теперь вернёмся к достоинствам и недостаткам, исходя из исторического значения.

  • Однозначным плюсом можно назвать то, что в «крейсерском» значении британцы добились своего: Covenanter, Crusader, Cromwell, Comet идеально подходят для захода в тыл на скорости и высекания артиллерии противника. К плюсам можно отнести лобовую броню некоторых машин (таких как Black Prince, Matilda, Valentine и практически все противотанковые самоходки Британии). У средних танков броня похуже, но некоторый наклон даёт шанс непробития, а башня традиционно может держать неплохой удар. Неплохие у Британцев и пушки: имеют хорошее бронепробитие, быстрое сведение и не слишком долгую перезарядку. Часть машин имеет подвижность, скорость и манёвренность. Британские танки имеют хороший обзор.
  • К минусам относится разовый урон за выстрел, т.к. он очень маленький (кроме фугасниц и топовой пт-сау FV215b (183)). У части техники плохая броня корпуса. Огромными минусами тяжело бронированных танков Британии являются скорость, манёвренность и легко доступные для пробития обширные «мягкие» точки.

Общее

Техника делится на 4 начальные ветки развития WoT: пт-сау, лёгкие танки (полная быстроходная «крейсерская» линейка), лёгкие танки (до тяжёлых танков) и средние танки (до тяжёлых танков).

Пт-сау

Британские противотанковые установки славятся своей бронёй, а также неплохими скорострельными и пробивными пушками. Можно получить море удовольствия от их пробития и брони на любом уровне боёв, но сильно негодовать от их скорости. В целом о них можно сказать, что британские танкостроители добились своих целей, когда строили эти машины в качестве несокрушимых крушителей укреплений. Их трудно пробивать и они имеют скорострельные орудия, так что расправиться с такими махинами в ближнем бою будет проблематично для многих игроков, а на дальних дистанциях будет трудно выцеливать уязвимые места. Однако, со своей небольшой скоростью британские противотанковые установки становятся лакомой мишенью для артиллерии противника. Самыми интересными и популярными моделями являются АТ 2, Valentine AT, Alecto и FV215b (183).

«Крейсерские» лёгкие танки

Лёгкие танки Британии начальных уровней (да и все танки Британии до 4 уровня – самый настоящий картон). Лёгкие танки начальных уровней схожи между собой полностью на обеих ветках. Они легко бронированы, имеют одинаковое оборудование и одинаковые пушки. Несмотря на свою броню, лёгкие танки обладают пробивными пушками, а также имеют орудие Pom-Pom, стреляющее двумя снарядами, притом каждый из них идёт дуплетом. «Крейсерские» лёгкие танки доходят до Cromwell, а начиная него идут средние танки. Кромвелль обладает отличной динамикой и неплохим орудием, крайне слабой бронёй и после него идут менее поворотливые машины, с более хорошими пушками. Самым худшим танком на этой линии является, пожалуй, Comet, не имеющий ни брони, ни нормальной скорости, ни хорошей пушки (отвратительное пробитие в 148 единиц).

Лёгкие танки (до тяжёлых танков)

В целом они очень схожи с «крейсерскими» лёгкими танками, т.е. они тоже являются «крейсерскими», но приводят уже к тяжёлым машинам. Имеют они худшую броню, по сравнению с первой ветвью лёгких танков, а в остальном точно такие же. На четвёртом уровне на пути попадается Valentine (на котором многие не долго задерживаются) и с пятого уровня начинается ветвь тяжёлых танков Великобритании. Начинается она с тяжёлого танка Churchill I. Танк имеет неплохое орудие. Оно точное, пробивное, достаточно скорострельное и наносит неплохой урон. Танк имеет хорошую броню (никак не сравним с ленд-лизовскимим черчиллями), но малую скорость.

Средние танки

Хоть они и средние, но всё равно плохо бронированы. Эти танки имеют посредственную динамику, косые, но пробивные и наносящие урон пушки. Интересны они во всём только пушками. На четвёртом уровне мы получаем отлично бронированный танк Matilda, который не по зубам даже некоторым пятым уровням. Матильда имеет на выбор две хорошие пушки. Одна фугасница, а другая скорострелка-дырокол. На пятом уровне мы опять же выходим к тяжёлому танку Churchill I.
Тяжёлые танки Британии неплохо бронированы во лбу, имеют хорошие пушки (кроме Black Prince) и хорошо чувствуют себя в боях с одноуровневыми «одноклассниками».

Итог

Подытожив, можно сказать, что британские танки хороши для опытных игроков , т.к. новичок не сможет понять всей сути (если она, конечно, имеется где-то, кроме противотанковых самоходных артиллеристских установок). Британскую технику неплохо прокачать до 8-10 уровня, чтобы просто поездить в рандомных боях, без особых посягательств на «грозный нагиб» или ещё что-либо в этом духе. На ней просто катаются, так сказать, для души (опять же, кроме пт-сау, там другая история). Упоминать противотанковые самоходки Британии стоит обязательно, т.к. её броня и орудия наводят жуть на многих игроков и ездят на них, как на танках прорыва. Артиллерией пока что Британцы обделены, но, надеюсь, ненадолго. Не стоит забывать об «английской» ювелирной точности орудий и поэтому многих французских «артоводов» может заинтересовать новая, наверняка соответствующая английским стандартам по точности артиллерия.

Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта