Главная » Уютный дом » О датировке одного прижизненного изображения преподобного серафима саровского. Преподобный серафим саровский

О датировке одного прижизненного изображения преподобного серафима саровского. Преподобный серафим саровский

На многих конференциях уже звучали доклады о прижизненных изображениях великого старца преподобного Серафима Саровского и его иконографии. Эта тема привлекала и еще долгие годы будет привлекать историков, исследователей, сотрудников архивов и музеев. Портретов и изображений великого старца найдено много; определение авторства и даты их написания – дело специалистов. На многочисленных иконах есть изображения преподобного, но далеко не все они дают достоверное представление о том, как выглядел преподобный Серафим, когда был иеромонахом Саровского монастыря.

В недалеком прошлом мало кто мог предположить, что произойдут такие грандиозные события, связанные с преподобным Серафимом Саровским и Саровским монастырем. В 2003 году на самом высоком государственном уровне в присутствии Президента В.В.Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II прошло празднование столетия прославления преподобного Серафима. Затем в 2004 году было отмечено 250-летие со дня рождения великого старца, а в 2006 году весь православный мир отметил 300-летие Саровского монастыря. В этом же году Святейший Синод принял решение восстановить в Сарове мужской Успенский Саровский монастырь.

К этим праздникам готовились многие, в том числе и историки. Были проведены конференции, подготовлены экспозиции и было выпущено много книг, посвященных этим событиям. К столетию прославления преподобного Серафима Саровского вышла большая и объемная книга «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», подготовленная сотрудниками музея имени Андрея Рублева, в которой меня поразил карандашный портрет, а вернее набросок старца, сделанный художником В.Е. Раевым.

Известно, что художник В.Е.Раев вышел из арзамасской школы А.В.Ступина. Еще в 1994 году известный писатель из города Арзамаса Петр Еремеев написал статью, опубликованную в газете «Саров», в которой рассказал об арзамасцах, потрудившихся во славу Сарова.

Именно из Арзамасского Введенского монастыря пришел на Старое Городище монах Исаакий – основатель Саровского монастыря, в схиме Иоанн. Многие арзамасские купцы были благодетелями монастыря, их имена приводит в своей статье П.Еремеев, а некоторые из них даже были пострижены в монахи в Саровской пустыни. Арзамасцы — золотых дел мастера — покрывали золотом многочисленные купола и кресты саровских храмов, строили водопровод в монастыре. А еще много потрудились для монастыря художники арзамасской школы живописи академика А.В.Ступина.

Один из них, Василий Егорович Раев (1807-1870) – крепостной крестьянин, обладал художественным талантом, учился в школе А.В.Ступина, затем стажировался в Италии. Он получил звание академика за картину «Вид Рима». На свободу был выкуплен в 1838 году Обществом поощрения художников. В дальнейшем стал декоратором и пейзажистом.

Петр Еремеев цитирует воспоминания В.А.Раева, написанные им в конце жизни. Мы их приведем, поскольку они касаются Сарова, и я надеюсь, что они будут полезны всем интересующимся историей нашего края.

«Однажды настоятель Саровской пустыни прислал к А.В.Ступину своего монаха с просьбой прислать к ним в монастырь хорошего художника — списать портрет с преосвященного, который скоро приедет в Саров для освящения новой церкви над источником.

Александр Васильевич послал для этого в Саров Николая Михайловича Алексеева и меня с ним. Я был этому рад, мне давно хотелось посмотреть замечательный монастырь. Он расположен при устье двух рек Сарова и Сатиса. Даже часы на колокольне устроены так, когда они бьют четверти, что колокола как будто выговаривают: «Саров и Сатис вместе сошлись». И это они вызванивали отчетливо, и всякому понятно. (Монахи этот бой «слышали» по другому: Саровские колокола били: «Кто тя избежит, смертный час» — А.А.).

Местность Саровской пустыни чрезвычайно романтична – кругом дремучий лес, и когда на высокой колокольне заблаговестит громадный колокол (весом 1200 пудов, а это 19 тонн — А.А.) и его мелодичные звуки понесутся по лесу, тогда чудится, как будто все незримые силы природы запели свою таинственную песнь. При этой чарующей мелодии душа предается усладительным мечтам, не вышел бы из леса. Теперь становится понятным, почему Саровская пустынь отличается ото всех других монастырей своими духовными подвижниками, их высокому парению души…

В Саровской пустыни был иеромонах Палладий, который занимался живописью и имел несколько учеников, но все они писали образочки для богомольцев без всякого художественного достоинства. Нас с Алексеем в монастыре приняли ласково и поместили в мастерской этих живописцев. Они во все время нашего пребывания в монастыре водили нас на общую монастырскую трапезу, где мы вместе с монахами трапезовали при чтении жития святого того дня. Мне чрезвычайно понравилось это разумное установление – читать во время трапезы, все громадные стены ее были расписаны из евангельских событий, а пол всякий раз устилался еловой хвоей.

Живописцы нам показали все, что есть достопримечательного в монастыре, водили в пещеры, которые находятся под монастырем. Предание говорит, что эти пещеры прежде основания монастыря вырыты были разбойниками, которые в них жили. В богато-благолепном соборе есть прекрасная картина «Христос исцеляет расслабленного».

В это время в Саровской пустыни был замечательный по своей высокой жизни отшельник Серафим. Маленький в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором, он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. В глубине Саровского леса мы видели уединенные келейки отца Серафима им самим выстроенные. И в этом лесу есть пещеры отца Марка, тоже пустынножителя и схимника, предшественника Серафима и его учителя.

Мы прожили в Сарове неделю. Алексеев написал с преосвященного портрет похоже и хорошо, а я нарисовал вид монастыря с Северной стороны.

…Года через два или три – тогда Алексеев был уже в Петербурге, в академии — настоятель Саровской обители опять прислал своего монаха к Александру Васильевичу с просьбой направить художника написать портрет другого преосвященного, который объезжая свою епархию, обещался приехать в Саровскую пустынь.

В этот раз Александр Васильевич послал меня одного. Я с радостью поехал в Саров. Он мне понравился своими дремучими лесами, которые мне напоминали мою милую родину, мой Волок. Мне хотелось досыта нагуляться в прекрасном Саровском лесу и надышаться его бальзамическим воздухом. Еще хотелось видеть отца Серафима. Желания мои все исполнились: нагулялся до света в прекрасном лесу, видел отца Серафима и получил от него благословение, а портрет с преосвященного не кончил, написал только его одно лицо, архиерею не угодно было посидеть еще часика два, однако лицо вышло похоже, портрет так и остался в монастыре неоконченным».

Когда сошлись в одно время и в одном месте портрет художника В.Е.Раева «Пустынник Серафим Саровский» и его воспоминания, опубликованные в газете «Саров», не составляло труда, зная историю Саровского монастыря, определить время, когда художник мог сделать этот рисунок, уточнить даты приезда и фамилии тех преосвященных епископов, которые посещали Саров. Какой храм на источнике освящался, и кто в то время был настоятелем монастыря?

Из истории Саровского монастыря известно, что храм над источником строился в честь Иоанна Предтечи при игумене Нифонте (Василий Петрович Черницын) в 1821-1824 годах, но главный престол вновь построенного храма был освящен только 19 июня 1827 года преосвященным Тамбовским епископом Афанасием.

Можно утверждать, что в Саровской пустыни хранился портрет преосвященного Афанасия, написанный художником Арзамасской школы Николаем Михайловичем Алексеевым. В архиерейском доме Саровского монастыря была картинная галерея, где были выставлены портреты многих именитых гостей, посещавших монастырь. Именно для этой цели игумен Никон заказывал портреты епископов, под началом которых был монастырь.

В апреле 1829 года епископ Афанасий был перемещен в Новочеркасскую епархию и на его место назначен ректор Костромской семинарии преосвященный Евгений. В августе 1830 года, когда в Сарове отмечался главный престольный праздник в честь Успения Божией Матери, епископ Евгений посетил Саровскую пустынь и находился в ней с 15 по 17 августа. Вот в эти дни пытался создать портрет епископа Евгения художник В.Е.Раев, но до конца не сумел довести его, потому что у пресвященного Евгения не нашлось лишних двух часов для позирования. Зато у В.Е.Раева появилось свободное время, и он сумел побеседовать с великим саровским подвижником и даже получить его благословение. Именно в это время, по свежим впечатлениям В.Е.Раев мог сделать карандашный рисунок старца Серафима.

На рисунке отец Серафим действительно изображен небольшим согбенным старцем. В.Е.Раев в своем рисунке передает то впечатление, которое он получил, беседуя со старцем Серафимом, «замечательным по своей высокой жизни отшельником ». Как профессиональный художник он сумел передать нам знакомые по иконам черты лица старца, его глаза, бороду и усы, волосы, торчащие из-под монашеской шапочки. Но это не иконное изображение, это живой старец Серафим. Вот таким он был, когда его увидел В.Е.Раев и запечатлел на своем рисунке. На старце балахон из простой грубой ткани, он подпоясан какой-то скрученной тряпицей, или ремнем. Чувствуются теплые немного грустные глаза мудрого человека, который хочет побыть в одиночестве, а ему приходиться каждый день встречать сотни богомольцев, ежедневно приходящих в монастырь специально, чтобы его увидеть и побеседовать со знаменитым старцем.

Можно сказать, что нам и будущим поколениям повезло – сохранилось прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского. Этот портрет нарисован В.Е.Раевым в 1830 году, когда до кончины великого старца оставалось всего три года. Потомки с большой благодарностью будут вспоминать художника, глядя на прижизненный рисунок великого старца. Вот таким был в жизни иеромонах Серафим, еще не прославленный великий святой.

Кроме того, благодаря тому, что В.Е.Раев написал еще воспоминания о посещениях монастыря, мы можем прочувствовать и представить природу и ту атмосферу, в которую он окунулся в Саровском монастыре. Это не просто записки очевидца — это впечатления художника-пейзажиста.

Литература

  1. Газета «Саров» за 12-18 августа 1994 года.
  2. «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Москва издательство «Индрик» 2004 год.
  3. Иллюстрированная хронология Саровской пустыни. 2006 год.
  4. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. 1903 год

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.


Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».


После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.

Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.

Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.

Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. link

Несмотря на то что сам святой Серафим очень неохотно соглашался позировать художникам ему посвящено множество изображений от народных лубков до вышитой иконы, которую своими руками сделали великие княжны.

С момента кончины преп. Серафима Саровского, последовавшей 2 января 1833 года, до времени его канонизации в июле 1903 года прошло 70 лет. Однако, как это часто случается с наиболее чтимыми подвижниками, народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых.

Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился - еще задолго до появления канонических икон.

Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»

Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.

Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е - 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Живой и характерный набросок портрета старца. Подпись «Серафим Саровский. Пустынножитель»

Из воспоминаний художника арзамасской школы Раева известно, что во время обучения он дважды, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — писал Раев.

Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ.

Преподобны Серафим одет в клобук с полумантией, и шубу с меховой опушкой, опирается на палку, в левой руке - четки.

Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них - «Стояние на камне».

Стиль рисунка и образ святого Серафима при этом у разных художников получался по разному.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.

Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Святой с медведем - это другой, наверное самый излюбленный сюжет.

Вот другое его воплощение - на этот раз в технике эмали на медной основе. Начало XX века. Хранится в ЦАК МДА.

Монохромность, элементы лубка, использованные в изображении, указывают на литографированный оригинал эмалевой иконы.

Семья Царственных страстотерпцев тесно связана с преподобным Серафимом Саровским.
Император Николай II принимал непосредственное участие в канонизации святого старца.
Подробнее об этом можно прочесть .

В связи с участием царя в перенесении мощей преподобного Серафима в 1903 году был распространен соответствующий сюжет народных информационных лубков-литографий.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.

В первом ряду несущих раку с мощами - император Николай II.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва. Инв 94.

Схожий сюжет - другой ракурс.

В завершение - вышитая дочерьми царя Николая II икона.

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург.

Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Источники:
«Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Издательство «Индрик». Москва. 2004 г.

«Духовные светочи России» Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. Москва, МСД, 1999 г.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

Полезные статьи:

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы сможете узнать больше об образе Святого Серафима Саровского:

Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди - почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия.

Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Еще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима.

Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева.

Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного.

Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.

Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» извод

Обратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. - года прославления святого, - сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима.

Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами.

А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе.

Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося - такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.

Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми.

Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки - «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово.

Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой - близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу - точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима - близость к человеку.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского

Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902-1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3).

В храме Рождества Богородицы села Анискино - ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление).

Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии - редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским - в Покровском Хотькове монастыре.

В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться.

Список литературы:
1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006.
2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003.
3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004.
4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX - начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта