Главная » Стильные вещи » Модулирующий период. Краткий курс муз формы. Формы музыкальных произведений

Модулирующий период. Краткий курс муз формы. Формы музыкальных произведений

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

Период

Мелодико-синтаксические структуры

Периодическая повторность мелодико-ритмического оборота служит важным фактором закономерно упорядоченного расчленения небольших построений. В связи с этим в основе классификации мелодико-синтаксических (мелодико-тематических) структур лежит соотношение мотивной повторяемости или неповторяемости (подобие или неподобие).

1. Периодичность – последовательность элементов одинаковой продленности (за количеством тактов – 4+4, 2+2+2+2, 1+1+1+1).

2. Сложение (суммирование) – сопоставление двух или нескольких построений со следующим объединительным построением, которое равняется их сумме (2+2+4, 4+4+8 и так далее).

3. Дробление – сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, которые равняются ему в сумме (4+2+2, 8+4+4 и так далее).

4. Дробление с замыканием (или суммированием) (2+2+1+1+2, 4+4+2+2+4 и так далее).

5. Двойное суммирование (1+1+2+4, 2+2+4+8).

Период – это изложение законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенное кадансом.

Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход».

Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция – экспозиционная, дополнительная – неэкспозиционная.

Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма, где появилась эстетика фрагмента, сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихотворений. В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле «Прелюдий».

Признак окончания периода – полная совершенная каденция.

Классификация структурных видов периода делается на основе нескольких критериев:

I. По количеству предложений или отсутствию делений на предложения:

1) период из двух или трех предложений;

2) период единого строения (слитный):

Период единого строения может иметь непрерывное гармоническое развитие с единственным кадансом в конце.

II. По тематическому сходству или несходству начал предложений:

1) период повторного строения (а+а).

(а+а") Штрих означает несущественные фактурные изменения: перенесение в другой регистр, орнаментику, распевание.

(а+а 1) Единица означает существенные структурные или тонально-гармонические изменения;

2) период неповторного строения (а+b);

3) период секвентно-повторного строения (иногда не выделяют как самостоятельный вид периода) – второе предложение повторяет первое на другой высоте (а+а 1);

III. По метрическому признаку:

1) квадратный (количество тактов кратно 4):

(а + a) или (а + b)

2) неквадратный.



Неквадратность может возникать из-за:

a) расширения (внутри периода, до каденции, за счет секвенции, прерванного оборота, интенсивного внутреннего развития):

б) сжатия (усечения) второго предложения (редко) (Мендельсон, Песня без слов №30);

в) наложения (совпадение окончания предыдущего построения с началом следующего):

(а+ а 1)
8 8;

г) органической неквадратности (характерно для русской музыки, где количество тактов в предложениях может быть равно 5, 6, 7 и т.д.).

IV. По тонально-гармоническим признакам:

1) однотональные (начинаются и заканчиваются в одной тональности);

2) Модулирующие (заключительный каданс в иной тональности, нежели начало периода);

3) при одинаковом серединном и заключительном кадансах образуется период из тождественных предложений (используется часто в пьесах для детей, в музыке с народным оттенком);

4) завершенные неустойчивым кадансом (редко).

V. По степени тематической развитости:

1) элементарные (построение типа периода);

2) развитые.

В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых – не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше во втором предложении.

VI. По степени завершенности:

1) замкнутый (заканчивается тонической функцией в основной или побочной тональности):

2) разомкнутый (заканчивается не на тонике):

Разомкнутый период может в самом конце вообще избежать какой-либо каденции и перейти в следующий раздел формы. Это часто встречается в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д. (Бетховен, соната №20, менуэт).

VII. По взаимодействию с другими формами , возникающему при совпадении периода с произведением (с чертами простых форм, рондо, вариаций, сонатной формы):

1) аналогия с двухчастной формой (ааba) (Бетховен, 7 соната, II ч.; Чайковский, 6 симфония, I ч., ПП). Такой же эффект создает расширение третьего предложения:

(a+b+b 1) – Бетховен, финал 8 сонаты;

2) черты простой трехчастной формы естественны для периода из трех предложений, где переход от второго к третьему идентичен соотношению середины и репризы трехчастной формы:

(a+a 1 +a 2) – Шопен, прелюдия №9; Чайковский, симфония №5, II ч.;

3) с чертами вариационности: Шопен, Ноктюрн Es-dur;

4) с сонатными отношениями – чаще в сложном периоде:

В XIX–XX веках:

(а доп + a 1 доп)
→D D T T (Шопен, Ноктюрн ор. 72 №1).

Классическим видом является период повторного или неповторного строения, квадратный, с полным совершенным заключительным кадансом, несущий экспозиционную функцию.

Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения – это наиболее крупные части периода. Между двумя кадансами периода образуется функциональное тяготение на расстоянии.

Сложный (двойной) период имеет две структурные разновидности:

1) из 4 предложений, объединенных попарно в 2 сложных предложения с 4 кадансами;

2) из 2 сложных предложений, не делящихся на простые, с двумя кадансами. При этом первое предложение модулирует.

Сложный период отличается от простого повторного (или варьированно повторенного) тем, что при простом повторе заключительный каданс остается тем же, хотя могут быть небольшие изменения в фактуре, а в сложном периоде меняется заключительный каданс.

Периоды могут быть очень больших размеров. Например, в Скерцо h-moll Шопена период состоит из двух предложений по 60 тактов с разными каденциями.

Это период повторного строения (1 строчка), квадратный (2 строчка), однотональный (последняя строчка), замкнутый.

(a + b)
4 6
D T
E-fis

Период неповторного строения, неквадратный (за счет расширения), модулирующий, замкнутый.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения. Существуют формы: период, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сонатная.

ПЕРИОД – музыкальная форма, выражающая законченную музыкальную мысль и состоящая обычно из двух предложений по 4--8 тактов в каждом предложении. В переводе с греческого – определённый, замкнутый круг времени. Форму периода имеют некоторые прелюдии Шопена.

ДВУХЧАТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – это форма, состоящая из 2-х периодов (частей). Если части похожи по музыкальному материалу, то форму обозначают АА1, а если части контрастны, то АВ.

ТРЁХЧАСТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей (каждая из которых - период) и её третья часть обычно повторяет первую. Поэтому такую форму ещё называют репризной. Буквенное обозначение такой формы АВА. Иногда реприза бывает измененной, тогда форма обозначается АВА1. Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей, каждый раздел представляет собой 2-частную или простую 3-частную форму. Буквенное обозначение АВСАВ. Например, «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

РОНДО – это муз. форма, в которой основная тема – РЕФРЕН – повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с другими разнообразными темами – ЭПИЗОДАМИ. В переводе с франц. «рондо» -- хоровод, хождение по кругу. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг Буквенное обозначение АВАСАDА.

ВАРИАЦИИ – муз.форма, в которой основная тема повторяется в изменённом виде несколько раз, т.е. варьируется. Может меняться ритм, тембр, лад. АА1А2А3… -- у классиков 6 вариаций. Встречаются вариации на две темы – двойные вариации. Буквенное обозначение АВА1В1А2В2А3В3А4В4…- . Напр., симфоническая фантазия Глинки «Камаринская».
Вариации зародились в народном творчестве. В профессиональной музыке появились в XV в. Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сонатных циклов, сюит.

СОНАТНАЯ форма или ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО (сонатное allegro) – муз. форма, основанная на развитии двух основных тем – главной и побочной, а также связующей и заключительной партий. Сонатная форма имеет 3 раздела:
1)ЭКСПОЗИЦИЯ – в переводе «показ» -- темы излагаются в разных тональностях;
2)РАЗРАБОТКА – драматический центр, кульминация произведения. Темы ГП и ПП сопоставляются, сталкиваются. Возможно развитие не всех тем. Для этого раздела характерны модуляции, отклонения в далёкие тональности.
3)РЕПРИЗА – раздел, в котором повторяются темы экспозиции – все в основной тональности или в одноимённой.
В сонатной форме может быть ВСТУПЛЕНИЕ и КОДА – заключительный раздел, итог всей сонатной формы (в переводе с ит. -- хвост).
Форма сонатного аллегро сформировалась в творчестве «венских классиков». Обычно в этой форме пишут первые части сонат, симфоний, концертов.

Категории:

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи . Музыкальное произведение делится на части , называемые построениями . Границей между построениями служит цезура . Признаками цезуры являются 1) пауза , 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор , 4) контраст .

Музыкальное построение , содержащее законченную музыкальную мысль , называется периодом . Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку. Наибольшие части, на которые делится период , называются предложениями . Предложения делятся на фразы , фразы - на мотивы . Мотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

1. Периодичность - образуется при сочетании одинаковых по размерам фраз (2т+2т+2т+2т). Шопен Вальс №9 (Ля-бемоль мажор)

2. Суммирование - образуется от сочетания 2-х или нескольких коротких фраз и одной протяженной. Григ "Смерть Озе" из сюиты Пер Гюнт (1+1+2)

3. Дробление - образуется от сочетания более длинной фразы и 2-х или нескольких коротких. Чайковский. Вальс из Детского альбома.(4+2+2).

4. Дробление с замыканием . Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов . Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение . По строению периоды бывают

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7 (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений . Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

II. Тематизм .

1. Повторный период . Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление .

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта [email protected]

Раздел 2. Простые формы

2.1. Период

период (определение)

виды периодов

период как одночастная форма

ПЕРИОД – простейшая музыкальная форма, представляющая относительно законченную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Период – это форма тематического материала в гомофонно-гармонической музыке. Само понятие периода возникло еще в древней Греции, где применялось в риторике. Значительно позже оно было внесено в музыкознание. Окончательная же кристаллизация различных типов этой формы состоялась в классической музыке (середина XVIII века).

Структурные элементы периода: наиболее крупными элементами периода является предложение (типичный период состоит из двух предложений). Более мелкими элементами являютсяфраза и мотив . Мотив может состоять из более мелких единиц, называемых субмотивами. Фраза представляет собой объединение нескольких мотивов, завершающихся остановкой или паузой или повтором. Мотивом называется группа звуков, содержащая одну сильную долю.

Периоды можно классифицировать учитывая их тематическое, тональное строение и внутреннюю структуру.

С тематической точки зрения различают два типа периодов: повторной

и неповторной структуры . В первом случае период состоит из двух (реже – трех) предложений, похожих тематически. Отсюда – эффект повторности материала при его развертывании и соответствующее название целой структуры. Первое предложение периода зовется начальным, а второе – следующим. Их подобие может иметь в целом очень широкие градации – от тождественности к сходству самих лишь начал, а потому принципиальная схема такого периода может быть выражена так: а+а1. Первое предложение при этом в самых простых случаях завершается половинной каденцией на доминанте (или полной несовершенной), а второе – полной совершенной каденцией (в начальной или другой тональности). При всей простоте такой структуры в ней проявляется сильное объединительное действие гармонических функций на уровне формы: доминанта первого предложения разрешается (на расстоянии) в тонику второго. Обе функции хорошо улавливаются ухом – ведь они приходятся на важные, идентичные по значению точки структуры. К специфическим случаям повторного строения следует отнести построение, в котором второе предложение является полностью тождественным с первым, но смещенным по высоте (транспонированным). Такой период можно бы назвать транспозиционным.

Период неповторного строения наоборот, как уже говорит само название, повторности тематического материала в отмеченном более высокие смысле избегает. Здесь возможны два варианта структуры. В первом из них период строится по типу а+б, то есть из двух предложений, которые с точки зрения материала являются разными. Такие периоды сохраняют те же типичные соотношения гармонических каденций, что и периоды повторного строения

структуры: благодаря этим каденциям и становится возможным деление на предложения. При этом между обоими, тематически непохожими предложениями, существуют разнообразные связки – ритмические, интонационные и так далее, которые обеспечивают единство целого построения.

Второй вариант периода неповторного строения – период, который не делится на предложения, является сплошным, монолитным (без половинной каденции). Такой период с точки зрения структуры (с заключительной каденцией) становится подобным предложению (и так часто определяется), хотя и исполняет типичную для периода роль изложения темы.

С точки зрения тонального строения важным является, в первую очередь,

определение крайних точек периода – его начала и завершения. С этой точки зрения есть смысл различать периоды однотональные – то есть такие, которые начинаются и заканчиваются в одной и той же тональности, и модулирующие – то есть те, которые завершаются в другой тональности. Для классического и близких к нему стилей наиболее употребляемыми оказываются модуляции в доминанту или параллельную тональность (при главной минорной тональности), хоть не раз попадаются и другие варианты. Звуковой материал однотональных периодов может быть различным: либо выдержанным в пределах диатоники, либо с использованием хроматики, в том числе благодаря отклонениям (в последнем случае период называется модуляционным). Описанные выше типы периода имеют конечную каденцию (чаще всего на тонике), которая замыкает тематическое развитие в них. Поэтому такие периоды зовут замкнутыми.

Отсутствие завершенной заключительной каденции в периоде дает основание называть его незамкнутым или разомкнутым (часто заканчивается на доминанте).

С точки зрения метрической структуры - способа сочетания, группирования тактов - периоды разделяются на квадратные и неквадратные . Первые из них содержат 8, 16, реже кратное 4 большее число и образуют два, реже четыре предложения. Вторые этой норме не отвечают и общее количество тактов в периоде и его предложениях не является кратным четырем (9, 10. 11 тактов и т.д.).

Для определения квадратности или неквадратности структуры важным является не так общее количество тактов, как их группирование; например, восьмитакт может иметь неквадратное группирование – 5+3. Периоды, которые охватывают 12 тактов и состоят из 3 предложений, занимают промежуточное место.

Различают следующие виды неквадратных периодов:

период с дополнением; после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;

период с расширением; предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже.

Кроме нормативных периодов (нормальный экспозиционный период), существуют разнородные отклонения от отмеченных схем:

сложный период (с большим количеством тактов и расширенными, самостоятельными дополнениями);

двойной период, который характеризуется двойной экспозицией тематического материала. Он состоит из двух периодов, причем второй может немного отличаться от первого

Таблица 2

По тематизму

По масштабу

По тональности

повторного строения

квадратный

однотональный

неповторного строения

неквадратный

модулирующий

слитного строения

с дополнением;

модуляционный

с расширением

с дополнением;

с расширением

Таблица 3

Варианты формы:

Структура:

a+a1

a+a1 +a+a2

a+a 1+2т - с дополнением;

a+a 1+2т - с расширением

Особенности формы:

квадратный/неквадратный;

повторного/неповторного строения;

неделимый на предложения;

замкнутый/незамкнутый;

повторенный;

однотональный/модулирующий.

Наличие иного материала:

вступление;

дополнение/расширение;

заключение (кода)

Поскольку период является формой завершенной или относительно завершенной музыкальной мысли, он может выступать и как форма самостоятельного произведения (одночастная форма). В классическом стиле она встречается скорее как исключение, и то преимущественно в композициях инструктивного значения (этюды Черни). Еѐ можно было встретить в баховское время (маленькие прелюдии И.С.Баха). Но больше всего одночастная форма заявила о себе в творчестве романтиков в инструментальной миниатюре (Ф.Шопен, О.Скрябин). Самостоятельная композиция требует, чтобы в ней были

представлены все более важные стадии: экспонирование материала, его определенное развитие и завершение. Поэтому в данном случае типичными являются расширенные периоды или периоды с дополнением. Кроме того, простая одночастная форма применяется в темах старинных вариаций, пассакалий, чакон, в качестве вступления в крупное произведение, в качестве куплета в вокальной музыке, народной песне (особенно танцевального характера).

2.2. Простая двухчастная форма

определение; происхождение формы

безрепризная пр2хч форма

репризная пр2хч форма

усложнения формы

Простая двухчастная форма состоит из двух частей, каждая из которых является простым построением, не сложнее периода (a+b).

Происхождение и развитие простой двухчастной формы связано в первую очередь с бытовыми танцами и песенными жанрами. Эта форма коренится в народной музыке и тесно связана с сопоставлением двух частей: запева и припева. Ряд танцев 17 века (алеманда, куранта, менуэт, гавот) сочинялись в так называемой старинной двухчастной форме типа а а1, в которой вторая часть вдвое или втрое преобладает первую. В 18 веке она была характерна для лендлеров, а в 19 – для циклических вальсов. Разнообразные примеры двухчастной формы встречаются в песнях и танцах Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, инструментальных пьесах и романсах Чайковского, темах вариаций, массовых песнях, романсах и как составная часть более сложных форм, партиях сонатной и рондо-сонатной форм.

Первая часть простой двухчастной формы, в которой экспонируется основная музыкальная тема, представляет собой период, реже - большое предложение. Во второй части происходит последующее развитие и завершение музыкальной мысли. Каждая часть двухчастной формы может повторяться. Первый период часто модулирует в доминантовую или параллельную тональность. Вторая часть заканчивается в главной тональности. Тональная замкнутость является основным признаком завершенности и самостоятельности двухчастной формы.

Простая двухчастная форма бывает в двух вариантах:

Безрепризная простая двухчастная форма - она основывается на контрастном соединении двух построений, обеспечивая единство целого средствами тональности (а+а1 в+в1). Вторая часть такой формы бывает либо контрастной, либо развивающей. В первом случае тематический материал носит более-менее самостоятельный характер, во втором случае происходит использование тематических элементов из первой части (вторичное изложение, продленное развитие).

Репризная простая двухчастная форма - она, во второй части совмещает две функции, которые реализуются последовательно, - функции контраста и завершения – репризы (а+а1 в+а1). Вторая часть этой формы как бы делится на две секции, первая дает определенный контраст, а вторая повторяет одно из предложений первой части. Репризное предложение может быть расширенным.

Первая часть простой двухчастной формы характеризуется экспозиционным типом изложения:

с тематической стороны ей свойственны повторность или подобие обоих предложений, уравновешенность мелодической линии;

с гармонической - период может быть однотональным или модулирующим в тональности доминантовой группы или параллельный мажор;

по размеру - это чаще квадратный период 4+4, 8+8.

Вторая часть совмещает в себе черты срединности и стойкости и завершается в основной тональности. Форма второй части – обычно период или большое предложение.

В вокальных произведениях, написанных в простой двухчастной форме, иногда есть вступление и заключение (по типу коды). В целом общими чертами простой двухчастной формы является связь с бытовыми жанрами, песенно-танцевальный тематизм, небольшие размеры, четкость строения, опора на квадратность.

Простая двухчастная форма может усложняться за счет повторения частей, например:

Таблица 4

a a b b (||: a:||: b

Простая 2-х частная форма с повторенными частями

Простая 2-х частная форма с повторенной первой

Простая 2-х частная форма с повторенной второй

a b a b1

Простая двойная 2-х частная форма

Для анализа произведения:

Таблица 5

Простая 2-ч форма

Варианты формы:

Структура:

a+a 1b+a 1 – репризная;

a+a 1b+b – безрепризная;

a+a1 b

Особенности формы:

1 часть: период;

2.3. Простая трехчастная форма

определение; область применения формы

особенности частей

разновидности формы

Простой трехчастной называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых не сложнее периода. Первая часть является изложением темы, вторая часть называется - середина, а третья часть – реприза – повторение первой части.

Простая трехчастная форма используется:

в самостоятельных произведениях различных жанров (прелюдии, этюды, ноктюрны, детские пьесы, танцы, арии, романсы и т.д.);

как составная часть более крупной формы;

как отдельная часть цикла;

в оперных и балетных номерах.

Простая трехчастная форма такая симметричная форма, все составные части которой с масштабной точки зрения являются приблизительно равными. Уже с этой точки зрения данная форма имеет более широкие, по сравнению с двухчастной, возможности для введения более развитого контраста, который, в свою очередь, требует для уравновешивания целого полной, соответствующей первой части формы, тематической репризы. Именно по этой причине нерепризные трехчастные формы, в отличие от двухчастных, являются в инструментальной музыке явлением редким, обусловленным преимущественно влиянием песенных форм и жанров (например, тема квартета Ф. Шуберта "Смерть и девушка"). Однако встречаются варианты формы в которой не соблюдаются пропорции частей, нередко середина превышает размеры первой части, например пьесе «Эстрелла» из «Карнавала» Р. Шумана: 12+16+8 тактов.

Первая часть простой трехчастной формы является однотональным или модулирующим периодом из двух предложений, реже двойным, с расширением, с дополнением, квадратным, неквадратным, разомкнутым периодом или предложением. Тип изложения - экспозиционный.

Вторая часть - середина, которая в той или иной мере противопоставляется крайним разделам. Для середины характерен развивающий неустойчивый тип изложения, типичны дробление, отклонения, секвенции и другие приемы развития. По форме середина может представлять: период; малое (8т) или большое предложение (16т); или являться построением не являющимся

периодом, например построенном на: чередовании ходообразных построений; на секвенции или дроблении или повторении гармонически неустойчивых оборотов; нередко используются полифонические приемы развития: канонические имитации, контрапункт и т.д.

Третья часть, которая, как и середина, не содержит более сложные структуры, чем период, является репризой и повторяет музыкальный материал первой части. Общий принцип трехчастной формы с точки зрения тематического и тонального строения имеет несколько интерпретаций. Самые простые образцы простой трехчастной формы представляют собой один и тот же материал, проведенный трижды: в тональностях тоники, доминанты (или параллельного мажора) и опять тоники. Середина в таких случаях является транспозицией первой части в другую тональность и контраст в форме обеспечивается в первую очередь на тональном уровне. Кроме того, здесь может в незначительной мере варьироваться ритм, гармония, фактура (а+а1+а).

Сложнее организованной является форма, в которой средняя часть строится как свободное, за характером неустойчивое развитие предыдущего тематического материала. Средствами, которые служат достижению неустойчивости, является дробление тематического материала, секвенции, отклонения, использование методов мотивной и полифонической разработки и др.; середину в таких случаях можно рассматривать как модулирующую часть, которая контрастирует с крайними (a+R+a).

Другой тип простой трехчастной формы возникает тогда, когда среднюю часть наполняет новая, структурно и тонально оформленная тема. Отсюда и часто употребляемое определение таких форм как двотемных, в отличие от описанных выше однотемных. Но в ряде случаев новая тема может вводиться по принципу производного контраста, то есть строиться из интонаций предыдущего тематического материала (a+b+a).

Иногда случаются как бы мешаные способы построения средней части. Да, в частности, в скерцо из сонаты ор. 2 № 2 Л.Бетховена (до трио) средняя часть распадается на два, тематически и функционально отличных, разделы. Первый из них развивает предыдущий материал и осуществляет модуляцию из Ля мажора в соль-диез минор, который есть, в данном случае, целью предыдущего тонального развития; второй, зато, вводит новую тему, которая однако избегает каденционного завершения и, модулируя, возвращается в основную тональность(a+Rb+a) – промежуточная форма. Кроме того, середина может быть переходом (типа связки) без ярко выраженного тематизма(a+пер.+a).

Гармоническое развитие в средней части можно cвести к трем видам:

1. новая тональность не устанавливается, но и не употребляется тоника в основном виде;

2. встречаются отклонения в родственные тональности;

3. от начала середины появляется новая тональность, но в конце раздела есть возвращение в основную тональность, часто с остановкой на ее доминанте (возможен органный пункт).

Виды реприз:

вариационная (варьированная) - с фактурными изменениями;

сокращенная - проводится не полностью, чаще всего это предложение;

динамическая (динамизированная) - изменение фактурных, гармонических, структурных и других средств, которые могут быть достаточно значительными и существенно влиять на характер тематического материала.

Простая трехчастная форма может иметь вступление и коду.

Простая трехчастная форма может усложняться за счет повторения частей:

Таблица 6

Простая 3-х – 5-частная форма.

Двойная простая трехчастная; с тональными или

другими преобразованиями частей.

Простая 3-х частная форма с повторенными частями

или двойная.

Простая 3-х частная форма с повторенной первой

a b1

Простая 2-х – 3-х частная форма.

Простая трехчастная безрепризная форма или

с тональной репризой.

Промежуточная форма (между простой и сложной

трехчастной).

Для анализа произведения:

Таблица 7

Простая 3-ч форма

a b a1

Варианты формы:

||: a:||: b a:||

Структура:

a+a1 b a+a1

a+a1

Особенности формы:

1часть – период или большое предлдожение;

2 часть – форма различна;

3 часть: реприза –

точная (буквальная); измененная

(варьированная; сокращенная;

тональная; динамизированная).

Наличие иного материала:

вступление

связки; предыкт;

заключение (кода)

Формы производные от простой двух и трехчастной формы:

Формы, которые по внешним структурным признакам принадлежат к более сложным, но по средствам формообразования, смыслу и содержанию представляют собой простые песенные формы, являются производными. Одна из наиболее стабильных форм такого типа образуется способом наложения простой трехчастной формы и простой двухчастной формы. Схема еѐ такова:

Реприза такой формы одновременно являетсяэкспозиционной частью сцепленной с ней простой двухчастной формы. В такой форме четыре части. После простой трехчастной следует ещѐ одна часть, которая представляет собой нормативную вторую часть простой двухчастной безрепризной формы. Подобную структуру имеет пьеса «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ план анализа музыкального произведения (или его части),

написанного в форме периода

1. Анализируемый музыкальный материал это музыкальное произведение или его часть.

если часть: как она завершается (совершенной каденцией или другим образом);

если музыкальное произведение: его жанровая принадлежность, особенности содержания, необходимость выбора данной формы в связи с содержанием и жанром.

2. Тип изложения музыкального материала в периоде экспозиционный: так ли это? По каким признакам это определено?

3. Формообразующее значение мелодии (см. направленность мелодического движения) в данном периоде.

4. Формообразующее значение гармонии (см. кульминацию, каденции предложений).

5. Строение периода: неделимый, из двух или более предложений. Представить схему периода, обозначив строчными буквами предложения, указав на число тактов в каждом из них и другие особенности строения.

6. Если это большой (сложный) период – по каким признакам это определено.

7. Если делится на предложения: характеристика каденций каждого из них, значение различий в каденциях для формообразования.

8. Если это период, состоящий из двух предложений,:

квадратный он или нет (по каким признакам это определено, какая связь с содержанием, жанром).

повторного или неповторного строения (по каким признакам это определено, какая связь с содержанием, жанром).

9. Это период однотональный (замкнутый) или модулирующий

если период модулирующий: место модуляции, ее значения для данного периода.

если этот период – часть другой формы: значение модуляции или замкнутости для связи с другими частями формы.

10.Есть ли вступление к периоду, дополнение, расширение. Их значение для формообразования, необходимость включения этих элементов в связи с содержание, жанром.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта