Главная » Вкусные рецепты » «Бухенвальд на Кавказе». Воспоминания русского парня о чеченском рабстве. Олег Мельников: «В рабстве до сих пор находятся солдаты с первой Чеченской войны Русские солдаты рабы в чечне

«Бухенвальд на Кавказе». Воспоминания русского парня о чеченском рабстве. Олег Мельников: «В рабстве до сих пор находятся солдаты с первой Чеченской войны Русские солдаты рабы в чечне

Российский Северный Кавказ, как и полтора столетия назад, остается регионом, где по-прежнему сохраняется рабство, во всяком случае, работорговля. По официальным данным, озвученным министром внутренних дел РФ Владимиром Рушайло, на сегодняшний день в заложниках у чеченцев находится 872 человека. Но это те, чьи имена известны, чьей судьбой занимаются российские спецслужбы. Однако, кроме них, во многих "мирных" горных селениях томятся узники, о которых ничего не знают и правоохранительные органы, и родственники несчастных. Никто не может точно сказать, сколько их. Так что реальное число заложников может многократно превышать данные официальных ведомств.

МАТЬ ВЕЗЛА В СУМКЕ ГОЛОВУ СЫНА
Ростовчанка Любовь Васильевна Родионова в поисках сына в 1996 году исколесила всю Чечню. С отчаянной решимостью, присущей только матерям, добиралась до самых высоких инстанций "независимой Ичкерии" - была на приеме у самого Аслана Масхадова, встречалась с кровавыми "бригадными генералами" Русланом Гелаевым и Хаттабом. Будучи у последнего, случайно оказалась в фотокадре, снятом на "полароиде" одним из боевиков. Эта фотография и стала для простой русской женщины своеобразным пропуском-"вездеходом", с помощью которого она добывала сведения о своем Жене, пропавшем в чеченском плену.
Рядовой Евгений Родионов был схвачен бандитами на блокпосту и увезен в одно из высокогорных селений Шатойского района, в лагерь, где содержались рабы из числа военнопленных. Солдаты, чудом оставшиеся в живых, и местные жители рассказали Любови Васильевне страшные истории.
Пленных гоняли на самые тяжелые работы. Рабы под стволами автоматов возводили в каменном грунте укрепления для боевиков в Шатое и Бамуте. Жили в строго охраняемых норах и ямах, за малейшее непослушание или проявленную физическую слабость подвергались зверским избиениям и расстреливались. В течение только одного месяца из 150 пленных в живых осталось лишь 55 человек.
Но страшнее физических были муки нравственные. Чеченские абреки, в основном ваххабиты, пытками и надругательствами пытались сломить людей, обратить их в мусульманство. Вытравить из рабов самое главное - память о вере, семье, родных и близких. Превратить каждого в тупое и бездушное орудие, способное лишь орудовать киркой и лопатой.
Издевательства и пытки выдерживали не все. Так, солдаты Клочков и Лимонов согласились принять мусульманство и стать палачами. Им доверили нести охрану, участвовать в казнях своих товарищей, добивать тех, в ком еще теплилась жизнь.
Предателей доводили до крайней степени зомбирования. Когда однажды до лагеря добралась группа разыскивающих своих сыновей женщин, произошла поистине страшная история. Одна из женщин оказалась матерью Лимонова. Рыдая от счастья, она бросилась к нему, но сын, окруженный журналистами и боевиками, оттолкнул ее: "У меня нет матери, - сказал он, - у меня есть только Аллах. Я теперь не Костя, а Казбек". Потрясенная мать упала на руки людей и, перед тем как потерять сознание, прошептала: "Лучше бы ты умер..."
Евгений Родионов отказался изменить вере. За что и был казнен 23 мая 1996 под Бамутом, в день своего девятнадцатилетия. А на следующий день Бамут освободили федеральные войска. За деньги чеченцы - очевидцы казни - показали матери место, где был зарыт ее сын. Тело Жени изуродовали до неузнаваемости (кстати, по приказу Масхадова обезображенные тела федералам не выдавались), и у него не было головы. Любовь Васильевна вновь бросилась к чеченцу, указавшему ей могилу: "Деньги ты у меня взял, а сына из морга без головы мне не отдают. Где голова Жени?" Чеченец, видимо, участник казни, голову принес.
В Ростов мать возвращалась поездом. Из вещей была лишь сумка. Учуяв тяжелый, специфический запах, проводница вагона спросила: "Что вы везете, женщина?" И мать ответила: "Голову сына..."
ЗАЛОЖНИК УМЕР У НОГ ХОЗЯИНА
По данным статистики, пик захвата заложников чеченскими бандитами пришелся на 1996 год. Тогда взяли и обратили в рабство 427 человек, в основном гражданских лиц. Людей похищали прямо на улицах и вокзалах не только в самой Чечне, но и далеко за ее пределами.
Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД РФ сейчас проводит расследование преступной деятельности "банды братьев Ахмадовых", сделавшей похищение людей своим доходным бизнесом. В Урус-Мартане они построили собственную тюрьму, через которую прошли сотни рабов, в том числе взятые в заложники две женщины - ученые из Польши, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Яцина, офицеры федеральных войск.
Вскрываются жуткие вещи. Рабовладельчеством в Чечне занимаются не только мелкие бандиты, но и известные в Ичкерии полевые командиры. Минувшей зимой после боя в селении Катыр-Юрт военные обнаружили в поле изможденного, высохшего человека, от которого остались лишь кожа да кости. Как оказалось, раб с Украины умирал у ног своего погибшего хозяина. Перед смертью он успел рассказать, что в вырвавшемся из Грозного отряде Руслана Гелаева было около 500 рабов, которых бандиты использовали в качестве дармовой рабочей силы и "живого щита". Многие из невольников погибли на минном поле, остальных полевой командир увел с собой в горы.
Как ни дико это выглядит, немалая часть чеченского населения отнюдь не воспринимает рабовладение как нечто преступное и позорное. Этим испокон веков занимались их деды и прадеды, с гордостью носившие почетное звание "абреки". Круговой порукой связаны жители многих селений, особенно высокогорных, и сегодня. Здесь не только из боязни кровной мести, но и в силу давно сложившихся горских традиций не принято доносить друг на друга.
В дудаевско-масхадовской Чечне совершенно официально действовали невольничьи рынки. Абреки (теперь их называют полевыми командирами) открыто торговали людьми, например, в Грозном, на печально известной площади Минутка. Были такие же торжища в Урус-Мартане, Серноводске, в других населенных пунктах республики. Цены в зависимости от социального положения и физических данных бывших свободных граждан колебались от миллионов долларов до нескольких мешков муки.
С окончанием антитеррористической операции откроются многие ужасающие подробности чеченского рабовладельческого бизнеса. В республике уже ликвидированы 33 организованные группы, специализировавшиеся на захвате заложников. Объявлены в розыск 18 известных главарей таких банд. Трое "абреков" уже за решеткой - Салауди Абдурзакова, Салавдин Темирбулатов и некий Шуипов. Они дали показания, что всю торговлю живым товаром лично курировал близкий к братьям Басаевым и Хаттабу полевой командир Бауди Бакуев. Главный работорговец также находится во всероссийском розыске.
Как это ни странно, но сообщения о работорговле в Чечне воспринимаются уже как что-то привычное. А буквально на днях разразился скандал, в орбиту которого оказалась втянутой одна из, казалось бы, самых контролируемых республик Северного Кавказа - Дагестан. В ходе спецоперации, проведенной республиканским управлением по борьбе с организованной преступностью, в высокогорном селении Ратлуб были освобождены 16 человек - жители Украины, Урала, Волгограда, Ставрополя и Астрахани, находившиеся здесь в рабстве несколько лет. Приехавших в Дагестан в поисках заработка людей обманом завлекали в горы, где они становились рабами у местных жителей.
Самыми жестокими из рабовладельцев селения Ратлуб были братья Мусаевы, владеющие пилорамой. 61-летний раб Яков Айзен, родом из Волгограда, рассказывает: "Рубил лес без выходных. Бревна сплавляли по реке, стоя по пояс в ледяной воде. Кормили не лучше скота, а за отказ от работы жестоко избивали".
Убежать из плена было практически невозможно. Невольников держали в сараях под замками, за попытки бегства сурово наказывали.
Рабовладельчество в селении было делом настолько обыденным, что невольников содержала даже местная "интеллигентная элита" - директор, завуч и учителя ратлубской школы. Даже их дети имели "персональных" рабов в качестве домашней прислуги.
Бежать из заточения было в принципе бессмысленно. Милиционеры, призванные блюсти законы, состояли на довольствии у рабовладельцев и ретиво охраняли их "права" на живую собственность. Несчастные люди настолько были подавлены, что, когда руководивший операцией полковник милиции Раджаб Гасанов объявил им, что они свободны, те не сразу ему поверили: "А вы нас никому не продадите?.."
Ратлуб -не единственное дагестанское селение, где содержат невольников. По имеющимся у оперативников данным, около 30 граждан России еще содержатся на положение рабов в других селах и на хуторах Шамилевского района. Значит, "отбой" спецоперациям объявлять еще рано.

"Командующий войсками МО в Чечне генерал-майор Владимир Шаманов: "На днях мы освободили Харсеной. Неподалеку от селения, на берегу реки, мои ребята нашли двух симпатичных русских девчат, изможденных от побоев и издевательств. То, что они рассказали, меня потрясло...
...Их было трое - Катя, Валяй Лена. С ноября 1995 года они приезжали на вахту в Грозный, жили в поезде, который стоял в депо, со строителями. Работа была несложной: поддерживай порядок, топи печь да "титан" для чая. Строители - ребята спокойные, весь день трудились на восстановлении города, девушки только по вечерам и видели их.
Второго апреля их вахта прикомандированных на строительство заканчивалась. И девчата накануне отъезда домой решили сходить в баню, до которой было рукой подать. Но помыться в тот вечер им не удалось. Только вышли за ворота депо, как к ним подъехала "санитарка", из которой выскочили два бородача и запихнули девушек в машину.
Ехали долго, наконец машина остановилась. Их завели в одиноко стоящий домик, что находился на склоне горы. Внизу горели огни какого-то большого селения. Как потом выяснилось, это было село Комсомольское.
В избе без окон и дверей стоял жуткий холод. Русские девчонки, прижимаясь друг к другу, пытались согреться и уснуть. Они пока еще не догадывались, какая участь им уготована. Боевики, поглядывая в их сторону, грелись в машине. Домогательства Леонсио к бедной рабыне Изауре - детские шалости по сравнению с тем, что Валя, Катя и Лена испытали в чеченском плену.
Наутро привезли рабочих. Почти все русские. Их заставили забить окна, натянуть клеенку, сколотить нары и поставить "буржуйку". Вместе с заложниками приехало человек сорок боевиков.
Первый раз русских рабынь подняли ночью. Вывели во двор, стали избивать. Сначала были пощечины, затем пошли палки и кулаки. Били и ногами. Насладившись вдоволь своей жестокостью, боевики стали девчат успокаивать, расспрашивать, кто они такие, откуда, где работают. А потом начали насиловать, избивать и снова насиловать...

Этот кошмар продолжался месяца полтора. 10 мая их увели в горы, в Харсеной. Лену передали в другую банду, и где она сейчас, подружки не знают. Накануне специальной операции, 12 мая, Валю и Катю зверски избили и, поскольку они не могли самостоятельно передвигаться, отвели к речке и спрятали за бетонными плитами. Целый день, превозмогая боль, девчата пролежали под паляшим солнцем, а под вечер услышав шум двигавшейся машины подумали, что возвращается охранник, обещавший привезти Лену и забрать их. Из последних сил Катя и Валя начали отползать в сторону, чтобы спрятаться, но когда услышали русскую речь и увидели танк, позвали на помощь наших парней..." - из книги Асташкин Н. "По волчьему следу." М., 2005. С. 212-213.

Рабство на Северном Кавказе

Похищения людей в городах России с целью их дальнейшего вывоза в Дагестан стали достаточно распространенной практикой в последние годы. "Рекрутеры" ищут потенциальных работников на вокзалах Москвы, Саратова и других крупных городов. Чаще всего жертвами работорговцев становятся люди из провинции, приезжающие в крупные города на заработки. Помимо дагестанского рабства, стоит вспомнить, что в 1990-е годы в Чечне существовала практика похищения людей с целью их выкупа. Похищенные тогда тоже использовались как подневольные рабочие. Если заглянуть в более отдаленное прошлое, то можно увидеть, что использование рабского труда было типичным явлением для истории Кавказа.

Рабство на Кавказе: история

По сообщениям Иоганна Бларамберга, географа и военного топографа XIX века, состоявшего на службе в Российской императорской армии, в рабство в те времена попадали либо военнопленные, либо те, кто был уведен во время набегов на территорию противника. В мирное время людей похищать можно было только тайно, в противном случае похититель подвергался кровной мести .

Пленники оказывались в Анапе, Сухум-Кале (Сухуме), Поти и Батуме для продажи турецким торговцам, которые отвозили их в Стамбул, а оттуда в Египет и порты Леванта (восточное побережье Средиземноморья) .

В "Докладной записке начальника Дагестанской области Главнокомандующему Кавказской армией кн. Барятинскому" от 30 марта 1861 года сообщается, что на Кавказе класс рабов "образовался большею частью из пленных христиан, захваченных в хищнических набегах, и находится в самом унизительном состоянии, какое только можно создать для человека". Рабы и рабыни считались "принадлежностью владельцев своих, как и всякое другое домашнее животное, с которым хозяин вправе поступить, как он хочет". "Они берегут невольников своих… потому что, лишившись раба, понесут материальный ущерб", - говорилось в записке .

На Кавказе находились крупнейшие на Ближнем Востоке невольничьи рынки. В частности, такая ярмарка находилась в ауле Эндирей (ныне - село в Хасавюртовском районе Дагестана). Историк Семен Михайлович Броневский (1763-1830) называл Эндирей "главною ярмонкою для торга пленными". Эндирейцы скупали пленников у горцев в обмен на порох, хлеб, соль, а иногда и за деньги. Из Эндирея скованных пленников проводили большими конвоями "через земли чеченские, ингушские и черкесские скрытными дорогами мимо российских караулов до Анапы" .

Кроме того, практиковавшаяся в регионе в течение столетий работорговля вызвала появление посредников в лице купцов, у которых торговля рабами превратилась в специальный промысел. Дореволюционные историки писали: "Этого рода торговлею усиленно занимались армяне, которые не оставляли этого промысла и с появлением русских на Кавказе". Пользуясь своим положением, они помогали горцам воровать людей в наших пределах, получая за это соответствующее вознаграждение от горцев, а потом помогали русскому правительству в переговорах с горцами о выкупе тех же пленных – также не без вознаграждения, или же сами выкупали, чтобы перепродавать их русским…" .

Работорговля на Северном Кавказе продолжала существовать вплоть до 60-х годов XIX века .

Похищения, работорговля и принудительный труд в Чечне (1990-е годы)

Новая Россия столкнулась с проблемой рабства на Кавказе в начале 1990-х годов, когда власть в Чечне перешла в руки Джохара Дудаева и его сторонников. Позже, когда Чечня стала анклавом, исключенным из российского правового поля, принудительный труд стал в республике частью повседневной реальности.

В общей сложности в Чечне за 1990-е годы более 46 тысяч человек обращены в рабство или использовались на принудительных работах – от сбора дикорастущей черемши до строительства дорог в Грузию через Итум-Кале и Тазбичи . Часто наемные рабочие обманом привлекались в Чечню под предлогом заработка денег, однако оплаты за свою работу они так и не получали .

Не только невольничий труд, но и похищение людей с целью выкупа служило одним из источников дохода организованной преступности в Чечне. Первым в Чечне (в начале 1994 года) стал похищать людей с целью получения выкупа Рамазан Лабазанов, бравший в заложники новоявленных чеченских миллионеров, разбогатевших на операциях с фальшивыми авизо. С началом боевых действий в декабре 1994 года воюющие стороны практиковали друг другу продажу и обмен пленных и убитых. В первый год военной кампании боевики освобождали пленных солдат и офицеров в основном с пропагандистскими целями .

После того как осенью 1996 года российские войска были выведены из Чечни, бандиты стали брать в заложники людей, сотрудничавших с федеральными властями и режимом Доку Завгаева.

С середины 1997 года, когда были похищены журналисты НТВ и ОРТ и за них был выплачен огромный выкуп, похищения людей были поставлены на поток. Первоначально правоохранительные органы Чечни пытались бороться с этим бизнесом, но впоследствии сами включились в посреднические операции по торговле невольниками, и даже сами стали похищать людей .

Современное рабство в Дагестане

Другим регионом, для которого современное рабство превратилось в реальность, стал Дагестан. В мае 2014 года сотрудники МВД Дагестана начали проверку по поводу сообщения блогера Закира Магомедова о существовании в Махачкале рынка рабов на автобусной остановке.

Закир Магомедов в своем "Твиттере" написал, что автобусная станция "Пирамида" - это "черный рынок, где покупают рабов". По сообщению блогера, всего за 15 тысяч рублей можно купить мужчину и за 150 тысяч – девушку.

Большинство выявленных случаев принудительного труда в Дагестане связано с заводами по производству стройматериалов. При этом республика демонстрирует высокий рост безработицы.

Рабы в Дагестане - дешевая рабочая сила, которую завлекают на Кавказ в основном обманным путем - тот же товар, который можно купить, продать.

Видеосюжет "Рабство XXI века (Дагестан)"

В видеоблоге "Кавказского узла" показан сюжет о совместном рейде МВД Дагестана и молодежного движения "Альтернатива", проведенном в мае 2013 года, в результате которого были освобождены четверо рабочих. Со слов рабочих, с момента прибытия на место владелец цеха забрал у них документы и ни разу не выплачивал зарплаты, а когда некоторые выразили недовольство работой и условиями, заявил, что он заплатил за каждого из них 15 тысяч рублей, и они должны отработать.

Цитаты из фильма "Рабство XXI века (Дагестан)"

Владимир: " Меня, говорят, купили за 15 штук. Я ехал с документами, а некоторых везли в багажном отделении, как рабов в трюме".

Алексей: "В Москве отлавливают рабов на Казанском, Ярославском вокзалах. Предлагают работу, напаивают, накармливают и сажают в вагон. А когда приезжаешь в Дагестан - тут уже приходят покупатели. За меня, говорят, заплатили 15 тысяч".

Магомедшапи Магомедов (работодатель, начальник цеха): Я покупаю им все, что они просят из еды. Все вычитаю потом из их зарплаты. У нас договор был устный с ними такой. Никаких разрешений, лицензий у меня нет - здесь все так работают" 11 .

Происходящее в Дагестане, однако, не все склонны квалифицировать как рабство. Например, дагестанский юрист Расул Кадиев, комментируя в мае 2013 года истории о подневольном труде в республике, отмечал: "Надо различать незаконное удержание, похищение и принудительный труд. На этой неделе к нам пришел человек из Башкирии. Он сказал, что работал на кирпичном заводе, с ним не расплатились, и он бросил работу и ушел. В данном случае сложно сказать, что это было именно рабство. Его никто не удерживал, не охранял, ему просто не заплатили". Между тем, по словам юриста, "есть работа, на которую дагестанцы не идут". Труд на заводах стройматериалов тяжелый и низкооплачиваемый. Что же касается фактов принудительного труда, то это – "трудовой спор", когда "людей заставляют отрабатывать, не платят" 12 .

Истории "кавказских пленников"

Антон Кузнецов

В июне 2009 года из Дагестана в Липецкую область вернулся солдат Антон Кузнецов, пять лет считавшийся пропавшим без вести. По его словам, все это время он провел в рабстве , куда его продали командиры части.

Призывник из Липецкой области Антон Кузнецов ушел на срочную службу в 2003 году, а весной 2005 года исчез из части. По документам значилось, что Антон Кузнецов дезертировал в неизвестном направлении.

По словам Кузнецова, командиры одной из махачкалинских воинских частей, где он служил, передали солдата хозяевам частного кирпичного завода в "вечное пользование", а затем про него "забыли".

По возвращении Кузнецов был взят под стражу. Как выяснилось, он уже не был срочником. По документам, сразу же после приезда в Дагестан он подписал контракт. Однако сам солдат, по его словам, никаких документов не подписывал.

Сергей Хливной

У правозащитницы Светланы Ганнушкиной вызвал сомнение тот факт, что человек находился в рабстве столь долгий срок и не сбежал. Ганнушкина привела известный ей пример, когда проживший несколько лет в Ингушетии у местного фермера неместный мужчина вернулся на Северный Кавказ после недолгого пребывания на родине. Он попросился назад к фермеру по причине того, что не смог адаптироваться к российским реалиям. Под влиянием рабочей обстановки у фермера он бросил пить и курить и никуда больше не пожелал уезжать. Также, по словам Светланы Ганнушкиной, к ней обращались освобождённые с помощью активистов "Альтернативы" из Дагестана жители других российских регионов, которые не могли найти работу и жилье. "Я подозреваю, что в Дагестане им было лучше – они приехали чистые, кормленые", - отметила Ганнушкина.

Добровольное рабство

Андрей Попов

История рядового Андрея Попова, пропавшего в октябре 2000 года, активно обсуждалась в Интернете и в блогосфере. Вернувшись домой в августе 2011 года, Попов заявил, что его 11 лет насильно удерживали на кирпичных заводах Дагестана .

Главное военное следственное управление распространило информацию о том, что военнослужащий . Родственники Попова, а также он сам это опровергали, однако перед началом слушаний Попов заявил, что признает свою вину. Правозащитники считают, что на него было оказано давление.

В ходе судебного заседания в Саратовском гарнизонном военном суде Андрей Попов заявил , что его избивали на кирпичных заводах в Дагестане.

"Некоторые шрамы на теле получены в период того, когда я был в Дагестане. В результате побоев со стороны дагестанцев. Бывало такое, что отказывался работать. Это было на кирпичном заводе. Несколько случаев было. Дубинками били, ногами били. Когда падаешь, можно и на кирпич напороться", - рассказал Попов.

На вопрос судьи Игоря Суровцева о работе на последнем кирпичном заводе в Дагестане подсудимый заявил, что контроль над работниками осуществляли так называемые бригадиры из числа местных жителей. "Бригадиры-дагестанцы следили, чтобы не отрывались от работы, простоя чтобы не было. В противном случае могли избить", - отметил подсудимый.

По его словам, он жил на территории завода в общежитии, где было чуть более десятка спальных мест, притом что работников было порядка 200 человек. "Остальные спали на полу. Там была охрана, общежитие на ночь закрывалось", - добавил Попов.

Он сказал, что кирпичным заводом руководил человек по кличке "доктор Магомед". "На руки деньги не давали. Там всем обещали в конце сезона отдать. Обещали, но мало кто получал", - заявил он.

В сентябре 2011 года следователи вместе с Андреем Поповым посетили кирпичные заводы, на которых, по словам военнослужащего, его держали в рабстве . Директор Каспийского кирпичного завода ООО "Стройсервис" Магомед Раджабов обвинил Попова в распространении ложной информации .

Видеосюжет "Рядовой Попов - раб или дезертир?"

В видеоблоге "Кавказского узла" представлен сюжет о результатах проверки следователями военной прокуратуры одного из кирпичных заводов Дагестана, где, по словам Андрея Попова, он 11 лет содержался в рабстве. Владелец кирпичного завода Каспийска эту информацию опровергает, называя эту информацию враньем или наговором 13 :

Видеосюжет "Андрей Попов в Дагестане"

Продолжение следственных действий в Дагестане. Андрей Попов, обвиняемый в дезертирстве, в сопровождении следователей военной прокуратуры посещает кирпичные заводы вблизи Каспийска и села Мекеги Левашинского района, на которых, по его словам, он содержался в рабстве 14 :

Борьба с рабством в Дагестане

О случаях освобождения людей, незаконно удерживавшихся на предприятиях в Дагестане, неоднократно сообщал "Кавказский узел". В частности, в июне 2014 года сообщалось об освобождении трех человек из трудового рабства в Дагестане, среди которых – двое граждан Республики Белоруссия.

Согласно статистике Международной организации миграции, в 2010 году зафиксированы 103 случая рабства на территории страны и с россиянами – за пределами России. В 2011 году – 50, столько же – за девять месяцев 2012 года. Однако правозащитники уверены, что рабов в России сотни и тысячи. По данным ООН, в РФ – один из крупнейших в мире рынков работорговли .

По словам лидера общественной организации "Альтернатива" Олега Мельникова, почти все похищенные в Дагестан попали одним и тем же путем – к ним подходили люди на остановках, предлагали хорошую работу. Тех, кто не хотел ехать – спаивали, добавляли в еду снотворное. Так они оказались в Дагестане.

По словам Мельникова, в преступной связке работают несколько участников: "Тот человек, что находит людей в Москве и приводит к автобусу, за каждого получает минимум тысячу рублей". Водители, по словам Мельникова, также находятся "в доле". "На контрольно-пропускных пунктах именно водители договариваются с проверяющими", - отметил Мельников. В Махачкале этих людей покупают те, кому нужна дешевая рабочая сила .

В среднем похищенные проводят в Дагестане больше года. Наемных рабочих выгоняют, если они уже физически не могут работать.

По словам корреспондента "Комсомольской правды" Дмитрия Стешина, волонтеры, занимающиеся освобождением рабов, стараются не сообщать полиции про свои спецоперации заранее, потому что "были ситуации, когда сама же полиция предупреждала преступников – и рабов прятали" 17 .

По словам Закира Исмаилова – руководителя дагестанского отделения движения "Альтернатива", "были случаи, когда людям удавалось сбегать, но их тут же ловили патрульные ДПС и доставляли в отдел". А затем возвращали владельцам заводов .

Однако, по сообщениям прокуратуры Республики Дагестан , "фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено". Проверка прошла на заводах по производству кирпича в городах Махачкала, Кизилюрт, Кизляр, а также в других районах республики. По данным прокуратуры, у всех сотрудников заводов взяты объяснения об обстоятельствах их приезда в республику, их трудоустройства, условий жизни и работы, сказано на официальном сайте ведомства.

В ИТУМ-КАЛЕ корреспондентам "НГ" довелось встретиться с только что освобожденными рабами, которые живут в расположении местного временного РОВД. Когда-то эти люди обманом были вывезены из разных краев и областей России в Чечню, где до прихода федеральных сил они влачили жалкое существование. А теперь, временно обитающие по соседству с новосибирскими милиционерами в ожидании решения миграционных властей, они отъедаются и набираются сил. Усталые, измученные люди смотрели на нас с интересом и подозрительностью. Немногие из них делились воспоминаниями о прежней жизни, некоторые все-таки осмелились подойти поближе и завести разговор. Когда фотокорреспондент Артем Чернов попросил их встать рядом и не смотреть в объектив, все они покорно и почти одновременно выполнили его указания. Вот какую историю поведал нам один из них - Владимир Станиславович Росман.

Попал я сюда еще до первой войны, в 1992 году. В Астрахани познакомился с одним чеченцем, он предложил заработать денег в Чечне. Я строитель: кровельщик, каменщик, маляр-штукатур, все время работал на стройках, шабашках. Он меня обманул - не заплатил. Из Шали, куда он меня привез, я ушел в Аргун - там тоже денег не было, тоже обман. Оттуда убежал в Грозный, хотел выехать из Чечни, потому что понял, что здесь кругом обман.

Кормили?

Кормить-то кормили, работать же на них надо! В городе меня отправили в спецприемник, а там милиция таких, как мы, отлавливала и продавала...

Официальные органы внутренних дел?

Да, официальные. Продавали всего за 50 тысяч рублей. И меня продали. Попал сюда, пас баранов. Мой бывший хозяин - Магомед Амиров - теперь назначен здесь уполномоченным по сельскому хозяйству.

Как? Бывший рабовладелец при нынешней власти получил должность?

А что делать? Он оппозиционер. Он был в оппозиции в ту войну и в эту. Тут больше таких людей нет, некому власть доверить. Он хоть он и рабовладелец, но подходит этой власти.

Было желание выбраться отсюда?

Такое желание было всегда. Но со временем уже как-то привык. Мне обещали дать заем, скот, говорили, мол, будешь сам себе хозяин, но слова оставались словами. Верил, все время верил, ждал и вот, наконец, дождался...

У вас есть квартира, дом?

У меня мать в Осетии живет, там и дом есть. Отсюда к матери, естественно, поеду. Я и так уж семь лет как связь с ней потерял.

Судьбы таких людей в основном схожи. Другой узник - Петр Шаповалов, ему 60 лет, он из Ростовской области. В Чечне пробыл 12 лет - с 1988 года. Хромой, во рту нет ни одного зуба. Его история также банальна: проработал 3 месяца в Чечне, за работу не заплатили ни копейки, пытался бежать, его поймали, побили, второй раз - то же самое.

Еще один пример - Геннадий Шулико с Урала. В 1983 году он попал сюда, в Итум-Кале, в рабство. В свое время был музыкантом-трубачом в ресторанном оркестре. Его просто подпоили, наобещали золотые горы и в пьяном виде ввезли на территорию Чечни из Астрахани. Пробовал бежать 3 раза в сторону Грузии по перевалу. И каждый раз его возвращали назад, каждый раз побеги заканчивались сильными побоями. У него есть семья, которая, наверное, его ждет. Он сказал, что поедет домой, когда хоть чуть-чуть встанет на ноги.

На территории военной комендатуры Итум-Калинского района в начале мая находились 15 бывших рабов. 11 из них были освобождены разведчиками комендатуры, 4 - сотрудниками временного местного РОВД. Я попросил прокомментировать эту ситуацию старшего офицера по разведке Итум-Калинской военной комендатуры подполковника Юрия Щукина, чьи солдаты-разведчики отыскали по кошарам в горах 11 человек.

Из 11 человек только двое вывезены сюда силой, остальные - обманом, особенно те, кто здесь дольше находится. Как правило, их встречали на вокзалах, когда у них не было денег на билет. Заводили разговор, угощали в ресторане или где-нибудь на природе, бутылка водки, предложение подзаработать. Затем везли сюда, в горные районы, отбирали документы и заставляли работать практически за кусок хлеба. Отношение к этим людям было разное: некоторым попадались хорошие хозяева, которые кормили их со своего стола, других держали впроголодь - кусок лепешки, вода.

Имели ли они возможность бежать?

Имели, но только в то время, когда наши войска находились на территории Чечни. И то они со страхом бежали, потому что многие их попытки ранее заканчивались неудачей. Любой чеченец, встретившийся им на дороге, видя, что это русский, их задерживал, выяснял, где находится их хозяева, и возвращал обратно, мог и перекупить, а мог и просто убить... Все эти каменные дома, хоромы, которые вы видите, построены не чеченцами, а этими обманутыми людьми, вывезенными, кстати, не только с территории России. Здесь, в Итум-Кале, живет один грузин. Его хозяин ушел и сейчас живет, как ни парадоксально, в Грузии, а он содержит его хозяйство, пасет его отару, ухаживает за скотом... Когда мы их вывозили, они сначала отказывались ехать. Силой мы никого не забирали но, в конце концов они сами нас за это благодарили.

Военнослужащие комендатуры рассказали также историю о строительстве русскими рабами горной дороги, проложенной по ущелью. Мы видели эту дорогу: берущая начало в Итум-Кале, поднимаясь все выше в горы, серпантином опоясывая угрюмые каменистые склоны над бурлящим внизу Аргуном, она исчезала в туманной дымке среди малопроходимых перевалов, за которыми находится Грузия. По словам чеченцев и русских узников, эта дорога строилась после 1996 года, в перерыве между первой и второй войнами. Дорогу чеченцы строго охраняли: ставили посты, шлагбаумы. Ее не достроили, она совсем немного не доходит до грузинской границы. По мнению подполковника Щукина, для ее строительства понадобилась не одна тысяча людей, возможно, были и военнопленные. Однажды разведчики комендатуры обнаружили полуразложившийся труп военнослужащего, видимо, захваченного в плен где-нибудь на территории Дагестана на раннем этапе боевых действий. На теле солдата были следы издевательств: у него была отрублена кисть, переломаны ребра, руки и снесено полчерепа. Местные жители рассказали, что это был разведчик. Труп вывезен в Ростов-на-Дону для опознания. Но из 11 итум-калинских рабов ни один прямо не сказал, что он участвовал в строительстве дороги. Узники говорили об этом только намеками. Эти люди напуганы до предела и опасаются, что это станет известно их бывшим хозяевам, их разыщут и любая информация может стоить им головы.

Итум-Кале - Москва

По страницам газеты «Правды», Ярослав Русских, Учитель истории. Воронежская область
2011-10-03 09:53

ПОЗДОРОВАВШИСЬ за руку, мы начали расспрашивать друг друга о житье-бытье. Я сказал, что год назад бросил учительскую работу. В 2010 году, объявленном президентом Д. Медведевым Годом учителя, мне, педагогу с 30-летним стажем, зарплату снизили на 43 процента - пришлось осваивать профессию сторожа и дворника.

«А что-то тебя не было видно в последнее время?» - спросил я Сергея. «А я был в рабах», - ответил он и показал шрамы на груди и руке. «Хотите, покажу огнестрельную рану на ноге - так меня били и пытали». И Сергей коротко рассказал, как всё произошло.

В 2010 году он устроился на работу в Москве, жил у сестры. Однажды вечером в сентябре в Интернете Сергей увидел заманчивое предложение: фирма приглашала на работу здоровых молодых парней, обещая очень неплохую зарплату. Сергей бросил прежнее место работы и пошёл в эту «фирму». В первые два дня 20 молодых русских парней не были обременены, а на третий им предложили принести с собой паспорта - команда поедет на новый объект. Парней пригласили в «Икарус», один из руководителей «фирмы» сказал, что предстоит относительно долгий переезд, и раздал парням «минералку», чтобы утолять жажду в дороге. Попив её, парни вскоре уснули.

«Очнулись мы в Чечне, - продолжал Сергей, - из 20 парней два одноклассника из Астрахани куда-то исчезли, об их судьбе я до сих пор ничего не знаю».

В Чечне, куда их доставил «Икарус», у парней стали отбирать паспорта. Нежелавших отдавать жестоко избили, в том числе и Сергея. Ему за упрямство прострелили и ногу. Слава богу, пуля не зацепила кость.

18 русских парней загнали в каменный сарай. Кормили абы как: за 6 месяцев вес 185-сантиметрового Сергея сократился до 49 килограммов. Охранники-бородачи гоняли рабов каждый день на работу, «нерадивых» жестоко избивали.

Как же ты оттуда вырвался? - спросил я.

В конце февраля у чеченцев был какой-то большой праздник, и все наши охранники тоже ушли праздновать. Я уговорил девятерых парней бежать. Нам уже было всё равно, что случится при побеге. А может, повезёт, здесь-то нам ничего хорошего не светило. Наш побег удался. В начале марта 2011 года я вернулся в Москву, а затем сразу поехал домой, отъедаться. Мать меня искала, но ей ничего путного никто не сказал. После поправки я снова езжу в Москву на работу, но теперь опасаюсь «бешеных» заработков. О судьбе оставшихся в Чечне восьми парней ничего не знаю.

Прощаясь, Сергей попросил мой номер телефона и обещал позвонить, но пока звонка от него так и не было...

Мне, гражданину России, хотелось бы спросить вас, господа Медведев и Путин: до каких пор в Москве будут регистрироваться и существовать «фирмы», продающие наших русских парней и девчат в рабство? До каких пор по дорогам России можно свободно перевозить рабов: неужели ни один гибэдэдэшник не обратил внимания на автобус с бодрствующими чеченцами и постоянно спящими русскими парнями?

Мне хотелось бы спросить вас, господа Жириновский и Шеремет: до каких пор вы будете «драть глотку» по поводу якобы похищенного в Белоруссии «демократа»? Но что-то я ни слова не слышал от вас в защиту похищаемых в «демократической» Москве наших русских парней, становящихся потом рабами?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта