Главная » Уютный дом » 3 ступенчатая система охраны труда. Трехступенчатый контроль

3 ступенчатая система охраны труда. Трехступенчатый контроль

> "В чем заключается обучение по охране труда для работников рабочих профессий? " > Дата публикации: 2017-04-27 10:21:00

АНО ДПО "ЦПР Профи" проводит обучение по направлениям:

На предприятии я занимаюсь охраной труда, промышленной безопасностью, экологией и пожарной безопасностью. Предприятие относится к ОПО - хранение и переработка растительного сырья - мельница, мы делаем муку для детского питания. По растительному сырью очень мало можно найти. Очень хотелось бы примерный перечень документов, которые должны быть на нашем предприятии (с учетом ОТ и промбезопасности). Это первое. И еще: наш руководитель хочет видеть 3-х ступенчатый контроль, ведение журнала. Журнал у нас есть. но руководителю не нравится его заполнение на первой ступени. Вроде бы как везде заполняют, но не устраивает. Хотелось бы получить рекомендации по заполнению журнала 3-х ступенчатого контроля и проведение самого контроля именно на 1 ступени и именно с учетом ОТ и ПрБ по растительному сырью. Пожалуйста, посоветуйте, на что обращать внимание мастерам смен и как правильно заполнить журнал. Спасибо.

Вот Вам пример, как нужно вести записи в журнале трехступенчатого контроля, в частности, на первой ступени. ЖУРНАЛ трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда,производственной санитарии

ОО «Зерновой», цех первичной переработки сырья _____________________________________________________________________________________

(наименование предприятия, организации)

Начат: “__” _________ 20__ г.

Окончен: “__” _________ 20__ г.

№ ступени, ФИО,
должность работника

Дата, время проведения контроля Выявленные нарушения Мероприятия по устранению нарушений Ответствен-ные за выполнение мероприятий Срок выполнения Отметка о выполнении Подпись руководителя работ
1 2 3 4 5 6 7 8
24.06.2016 У механика Ильина И.В. треснула изоляция на пассатижах Заменить на исправные. Неисправный инструмент уничтожить Кладовщик Ряхин В.П. 24.06.2016 Устранено. Ряхин. Бригадир Жулин
25.06.2016 Светильник над загрузкой без сетки Установить сетку Механик Крылов Ю.С 25.06.2016 Устранено. Ряхин Бригадир Жулин
25.06.2016 В помещении для очистки мешков не сразу включается приточно-вытяжная вентиляция. Запоздание составляет более 5 минут. Устранить нарушение п.553 ФНП "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 560 Бригадир Жулин В.А. 27.06.2016 Устранено Бригадир Жулин Начальник цеха Козлов В.П.
26.06.2016 В помещении для очистки мешков нужно заменить лампы освещения Заменить на исправные. Электрик Деин В.П. 26.06.2016 Устранено. Деин Бригадир Жулин
27.06.2016 После ремонта приточно¬ вытяжной вентиляции остались куски кабеля. Помещение захламлено. Привести помещение в порядок. Электрик Деин В.П., механик Крылов Ю.С. 27.06.2016 Устранено. Крылов Деин Бригадир Жулин

1-я ступень контроля – проводится непосредственным руководителем работ (бригадиром, дежурным по станции, сменным мастером и т. д.) как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены). Первая ступень контроля предусматривает ежедневное (ежесменное) обследование состояния охраны и условий труда до начала работ руководителем работ совместно с уполномоченными по охране труда (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации по организации и проведению трехступенчатого контро-ля за состоянием охраны труда распространяются на все организации, предприятия и уч-реждения (далее -предприятия) независимо от организационно-правовых форм и форм соб-ственности.
1.2. Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива предприятия за со-стоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требо-ваний трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры производства, дальнейшему сниже-нию производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответ-ственность за состояние охраны труда всех работников - от рядового работника до ру-ководителя организации, т.е. - контроль снизу доверху.
1.3. Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии со статьей 20 Фе-дерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.
1.4. В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится в следующем порядке:
на первой ступени - на участке цеха (производства), в смене или бригаде (далее - уча-сток);
на второй ступени - в цехе, на производстве или участке предприятия (далее - цех);
на третьей ступени - на предприятии в целом.
1.5. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют работода-тель и руководитель профсоюзного или иного представительного органа работников.

II. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Первая ступень трехступенчатого контроля осуществляется руководителем со-ответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и уполно-моченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по организа-ции работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" от 8 апреля 1994 г. № 30). Контроль проводится ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) и в течение рабочего дня (смены).
2.1.1. При наличии в составе участка, смены нескольких мастерских, бригад первая ступень проводится всеми мастерами. Начальник участка (старший мастер) в этом случае обязан обеспечить ежесменное качественное проведение первой ступени всеми мастерами.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей про-веркой;
состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необ-ходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
состояние проходов, переходов, проездов;
безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроуста-новках и электроинструментом;
соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пылеулавливаю-щих устройств;

наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защи-ты (СИЗ);
наличие у работающих удостоверений по охране труда и технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

2.3. Выявленные при проверке нарушения и недостатки вносятся в специаль-ный журнал по первому этапу (приложение №1), определяются сроки и ответствен-ные за исполнение.
2.4. Устранение выявленных нарушений правил и норм техники безопасности, требующих неотложного решения, должно проводиться незамедлительно под непосред-ственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устране-ния этого нарушения.
2.5. Журнал первого этапа контроля за состоянием охраны труда должен храниться у руководителя участка.
2.6. Руководитель участка и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда должны на сменных собраниях информировать свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки на первой ступени контроля и о принятых мерах.
2.7. Ежедневно в конце смены руководитель участка должен отчитываться перед ру-ководством цеха о состоянии охраны труда на производственном участке.

III. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой началь-ником цеха, производства, как правило, еженедельно, но не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха (служба тех-нолога, механика, энергетика и др.), уполномоченные лица по охране труда, инженер служ-бы охраны труда предприятия и медработник, закрепленный за цехом (при его наличии).
3.2. Участки и график проверки устанавливаются председателем комиссии по согла-сованию с членами комиссии.
3.3. На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
организацию и результаты работы первой ступени контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений профсоюзного или другого представительного органа работников, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой норма-тивно-технической документации по охране труда;
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроуста-новках и с электроинструментом;
соблюдение графиков и планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических ре-жимов и инструкций;
состояние переходов и галерей;
состояние уголков охраны труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сиг-нальных цветов и знаков безопасности;
наличие и состояние защитных, специальных и противопожарных средств и уст-ройств, контрольно-измерительных приборов;
соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;
своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
наличие и правильность использования работающими СИЗ;
обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

3.4. Результаты проверки записываются в журнале второй ступени (приложение 1), При этом комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха, производства назначает ис-полнителей и сроки исполнения.
Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами цеха, то начальник цеха, производства по окончании работы комиссии обязан доложить об этом вышестояще-му руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающим или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
3.5. Журнал второй ступени должен храниться у председателя комиссии - на-чальника цеха, производства. Начальник цеха, производства должен организовать выпол-нение мероприятий по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.
3.6. Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют инженер службы охраны труда предприятия и уполномоченный по охране труда.
3.7. Ежемесячно начальник цеха и уполномоченное лицо по охране труда цеха ин-формируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе и о ходе выполнения меро-приятий, намеченных комиссиями второй и третьей ступеней трехступенчатого контроля.
3.8. Один раз в месяц начальник цеха должен отчитываться перед руководителем предприятия о состоянии охраны труда в цехе.

IV. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

4.1. Третья ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал (как пра-вило, один раз в месяц) комиссией, возглавляемой руководителем или главным инжене-ром предприятия и руководителем профсоюзного или иного представительного органа ра-ботников.
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда или руко-водитель службы охраны труда, председатель совместной комиссии по охране труда, руко-водители подразделений.
К контролю рекомендуется привлекать внештатных государственных инспекторов по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Проверка проводится в присутствии руководителя и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда проверяемого подразделения.
4.2. График проверки согласовывается с профсоюзным или иным представительным органом работников, утверждается руководителем предприятия.
4.2.1. Проведение в установленное для третьей ступени время совещаний, не касаю-щихся вопросов охраны труда, или отвлечение членов комиссии от участия в ее работе за-прещается.
4.3. Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведе-ния проверок по отдельным объектам предприятия.

4.4. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени кон-троля;
выполнение предписаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений вы-шестоящих хозяйственных органов, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, и другими документами;
выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых, несча-стных случаев со смертельным исходом и аварий;
состояние дел по аттестации рабочих мест по условиям труда;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и приле-гающих к ним мероприятий в соответствии с требованиями нормативно-технической доку-ментации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, пере-ходов и галерей;
соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности и другой нормативно-технической документации по охране труда;
эффективность работ приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газо-улавливающих устройств;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного обо-рудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами инди-видуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ре-монта;
обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
проведение периодических медицинских осмотров;
обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;
организацию лечебно-профилактического обследования работающих;
выплату возмещения вреда в связи с травмой или профессиональным заболеванием;
состояние кабинетов охраны труда;
организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безо-пасности труда;
пересмотр инструкций по охране труда;
подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
4.5. Результаты проверки должны оформляться актом и обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия. На совещании рассматривается положительный опыт, в а также заслушиваются руководители цехов, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения государственных стандартов безопасности труда, правил и норм охраны труда.
Проведение совещания оформляется протоколом, по его итогам издается приказ, с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков ис-полнения и ответственных лиц.

4.6. Целесообразно проведение третьей ступени контроля совмещать с "Днем охраны труда", проводимом на предприятии. Акт проверки состояния охраны труда на III ступени контроля идентичен акту проверки результатов проведения "Дня охраны труда".

Проведение Дня охраны труда должно способствовать улучшению общего состояния усло-вий труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности в учреждении; усилению контроля со стороны руководителя и специалиста за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда.

Приложение 1

Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда

________________________________________________________
(наименование цеха, участка)

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п средняя зарплата пострадавшего.

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

Текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

Ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

Еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

Ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

Проведение комплексных и целевых проверок;

Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

Общественный контроль.

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

Состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

Организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

Организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

Выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

Выполнение ОРД;

Выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

Техническое состояние зданий и сооружений;

Состояние технологического оборудования;

Состояние электрохозяйства;

Состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

Состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

Состояние санитарно-бытовых помещений;

Состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

Состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

Наличие:

Схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

На рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».


7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда - согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

8.2. Учет по охране труда - объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

Оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

Систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

Бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

Систематическое планирование учетного процесса;

Непрерывность ведения учета;

Получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

Выполнение плановых мероприятий;

Расследование несчастных случаев на производстве;

Причины несчастных случаев;

Состояние условий труда;

Производственную санитарию;

Безопасность оборудования;

Состояние безопасности технологического оборудования;

Выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

Оперативного - на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

Статистического - на руководителя службы охраны труда;

Бухгалтерского - на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

Выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

Определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

Разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется "спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта