Главная » Мода и стиль » 105 мм орудие. Зеленый свет для легкой артиллерии. Долгая дорога к новой гаубице

105 мм орудие. Зеленый свет для легкой артиллерии. Долгая дорога к новой гаубице

105-мм полевые пушки, созданные по проекту французской фирмы Schneider, были основой польской дальнобойной артиллерии в начале Второй мировой войны, несмотря на то, что их дальность стрельбы была меньше, чем у новейших образцов этого класса. Первая пушка, известная как 105 mm armata wz. 1913 была стандартным французским орудием - Canon де 105 Mle 1913 (или L 13 S) периода ПМВ. Дальнобойная пушка (Armata dalekonosna) 105 mm wz. 1929 была экспортным образцом фирмы Schneider, отличаясь от прежнего орудия более длинным стволом и лафетом с раздвижными станинами. Последняя выпускалась в Польше. Часто их названия сокращали до wz.13 и wz.29.

Пушка 105 mm wz.1913.

Первый польский опыт применения 105 mm wz. 1913 относится к армии Галлера, созданной во Франции в 1917 году. Они входили в штат двух тяжелых артиллерийских полков, в составе которых находились 16 таких орудий. После Первой мировой войны, весной 1919 года армия вернулась в Польшу, вместе со всем своим вооружением.

Поскольку Польша находилась в состоянии войны с Россией, то с середины 1919 года начали последовали новые поставки артиллерийских орудий, включая 105 mm wz. 1913. Дополнительно весной 1919 года в Италии были куплены 12 аналогичных орудий итальянского производства модели Cannone da 105/28.

В июле 1919 года было создано семь тяжелых артиллерийских дивизионов, которые в своем составе имели 4-х орудийную батарею 105 mm wz. 1913, в дополнение к двум батареям 155 мм гаубиц. На 1 октября 1920 г. количество французских пушек достигло 65, итальянских -7 в резерве и еще 6 были установлены на бронепоезда и различные суда. После окончания Советско-Польского конфликта было принято решение утвердить wz. 1913 в качестве стандартного орудия тяжелых артиллерийских полков. В 1923-1927 годах, дополнительно закуплено 54 орудия. На протяжении 1931-1939 годов в польской артиллерии имелось 118 таких орудий.

Пушка 105 mm wz.1929.

После окончания ПМВ конструкторы Schneider разработали несколько новых экспортных моделей 105 мм полевых орудий, с раздвижными станинами и стволами с более длинными стволами. Что придавало орудию большую дальность стрельбы, чем у wz.1913. После испытаний орудия, в 1930 году Польша заказала новую модель 105-мм пушки, получившей индекс wz. 1929., а также приобрела лицензию на его производство в Zaklady Starachowickie в Стараховице.

К 1934 году насчитывалось 96 орудий, доставленных из Франции - общий объем поставок, вероятно, составил 100 штук (104 пушки имелось в 1937 году, но возможно эта цифра включает изготовленные в Польше орудия).

В Польше изготовлено в довоенное время было изготовлено 40-48 пушек.
Начиная с 1937 года максимальное производство пушек 105 mm wz. 1929 составило 4 орудия в месяц - самый малое число среди польских орудий.

Помимо wz.29, в Польше имелось две экспортных пушки Schneider - Мle 25/27, созданных для Греции. Орудия были куплены для испытаний, и в конечном итоге вошли в состав береговой батареи №32 ВМС Польши, на полуострове Хель.
Эти пушки имели одинаковую длину ствола и баллистические характеристики с пушкой 105 mm wz.29, но отличались более сложным лафетом с большим углом горизонтального наведения.

Кроме того, были приобретены две тяжелых дальнобойных пушки 105 mm Schneider Mle 1930 (L / 48), разработанный для Дании. Данные пушки были приобретены для ВМС Польши и состояли на вооружении береговой батареи № 33.

Боевое применение.

Согласно докладу генерала Миллера на июнь 1939 года, имелось 254 105-мм всех модификаций, в том числе 14 в резерве. В это время было заказано во Франции еще 44 пушки и часть из них, была доставлена до начала боевых действий. Вероятно, какое-то количество было доставлено после начала боевых действий, в результате чего общее количество оценивается в 262-270 пушек. Боекомплект составлял примерно 845 артиллерийский выстрелов на ствол, в расчете на 240 орудий.

105-мм орудия, в первую очередь, состояли на вооружении дивизионов тяжелой артиллерии 30 регулярных пехотных дивизий. В состав дивизиона помимо 3-х орудийной батареи 105-мм пушек входили две батареи из трех гаубиц 155 мм wz.17.

Дивизионы были кадрированными и подлежали мобилизации в случае войны. Были планы усиления дивизионов до двух 4-х орудийных батарей 105-мм пушек и двух 4-х орудийных батарей 155-мм гаубиц, но эти планы не были реализованы. Как не были реализованы планы оснащения тяжелой артиллерии резервных пехотных дивизий.

Помимо пехоты 105-мм пушки состояли на вооружении 8 тяжелых артиллерийских полков РГК. В составе полка имелся дивизион из 12 105-мм пушек и еще два дивизиона 155-мм гаубиц.

Существовала, также батарея из четырех пушек 105 мм wz.1929 в составе легкого военно-морского дивизиона береговой обороны, который располагался около Гдыни. Дивизион был стационарным, не имел никаких средств тяги, как с 105-мм пушкам, так и к 7 пушкам 75 mm wz.1897.

Следует отметить, что между 1932 и 1935 годами несколько орудий wz.29 (4-8?) состояли в штате 1-й мотострелкового артиллерийского полка в Стрый. В качестве средств тяги использовались полугусеничные тракторы Citroen-Kegresse P14, а позднее C4P, с помощью специальных подкатных тележек. В 1935 году они были выведены из состава моторизованной артиллерии в пользу 120 mm wz.78/09/31 пушек.

Использование в Германии и Финляндии.

Орудия, захваченные немцами, получили обозначения, соответственно, 10,5 cm K 13 (р) и K 29 (р) и состояли на вооружении частей береговой обороны. Например, в мае 1941 имелось 11 четырех пушечных батареи вооруженных польскими пушками, дислоцированными в Норвегии.

В октябре 1940 года немцы продали 54 орудий wz.1929 в Финляндию, где они получили индекс 105 K / 29. Они были использованы против Советского Союза на протяжении 1941-44 гг., в составе пяти тяжелых артиллерийских дивизионов и применялись в основном для контрбатарейной борьбы.

В 1944 году восемь пушек были потеряны. Остальные, будучи снабжены пневматическими шинами, хранились на складах долгое время уже после Второй мировой войны.. Следует отметить, что также Финляндия использовала 12 пушек 105 mm Mle 1913 купленные во Франции (105 К / 13).

Транспортировка пушек.

Буксировка 105-мм осуществлялась упряжкой из 8 лошадей с использованием артиллерийского предка. В положении для транспортировки ствол был оттянут назад. На передке ехало три члена расчета. Специальных зарядных ящиков в польской тяжелой артиллерии не существовало. Боеприпасы перевозили в специальных конных повозках.

Заключение.

Пушки 105 mm wz.1929 была единственным по настоящему дальнобойными орудиями польской артиллерии, хотя дальность их стрельбы была значительно ниже чем у их противников.

  • Немецкие пушки 10 cm sK18 били значительно дальше, на 19 075 м.
  • В СССР состояли на вооружении 107-мм пушки обр.1910/30 г. - модернизированные пушки Шнейдера, стрелявшие на 16 350 м, в тоже время как новейшее орудие 107-мм М-60 стреляла на дальность 18 130 м.
  • Пушек 105 mm wz. 1913 и 105 mm wz. 1929 было по-прежнему достаточно, чтобы противостоять гаубицам 10,5 cm le FH 18 и 15 cm sFH 18, но не более.

Основная проблема была скорее не в ТТХ польских 105-мм пушек, а в их малочисленности и отсутствии средств механической тяги.

Боеприпасы и ТТХ.

ТТХ польских пушек 105-mm wz.13 и wz.29.

ТТХ польских пушек 105-mm wz.13 и wz.29
wz.13 wz.29
Калибр, мм. 105 105
Максимальная дальность стрельбы, м. 12700 15500
УВН -6 + 37 0 0 +43 0
УГН 6 0 50 0
Начальная скорость снаряда, м/с. 360-550 600-660
Максимальная скорость стрельбы, в/мин. 8 6
Расчет, чел. 8 9
Длина в боевом положении, мм. 6300 6400
Длина с передком, мм. 9600 9200
Длина ствола, мм. 2987 3240
Ширина, мм. 2120 2250
Высота линии огня,мм. 1435
Масса в боевом положении, кг. 2300 2880
Масса в походном положении, кг. 2650 3410

В ходе русско-японской войны японская армия испытывала потребность в срочной замене сильно устаревшей к тому времени 105-мм полевой пушки фирмы Krupp, стоявшей на её вооружении. По заказу японского Военного министерства германская фирмой Krupp разработала в 1904 году новую 105-мм пушку, вскоре принятую на вооружение японской армии под обозначением «105-мм полевая пушка тип 38» (1905 года). Конструктивно она несколько отличалась от нового поколения орудий этой фирмы. В то время как на новых германских орудиях устанавливался клиновой затвор, на этой пушке был использован поршневой. В корытообразной люльке были смонтированы противооткатные приспособления, состоящие из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Подъемный механизм орудия - секторного типа. Лафет – однобрусный. Колесный ход (без подрессоривания), состоял из деревянных колес с металлическими ободами (для конной тяги).

В боекомплект орудия входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасной гранатой, бронебойным и зажигательным снарядами, а также шрапнелью. Боевой заряд – переменный. Максимальная дальность при стрельбе составляла 10 000 м.

Производство пушки началось на арсенале «Арисака» в 1907 году, а в войска она стала поступать с 1911 года. 105-мм полевая пушка тип «38» широко использовалась в японской армии, и в первую очередь в тяжелой полевой артиллерии, состоявшей из артиллерийских бригад двухполкового состава (по одному пушечному и одному гаубичный полку). Каждый полк состоял из двух дивизионов двухбатарейного состава (по 4 орудия в каждой батарее). К 1939 году в японской армии имелось 10 тяжелых артиллерийских бригад, 10 отдельных тяжелых артиллерийских полков и 5 отдельных дивизионов, которые дислоцировались, в том числе, и на Курильских островах.

На вооружении тяжелых пушечных полков состояли 105-мм пушки Арисака (образца 1905 года), 105-мм тяжелые пушки тип «14» (образца 1925 года) и 105-мм тяжелые гаубицы тип «92» (образца 1932 года). К началу Второй мировой войны 105-мм пушки тип «38» хотя и устарели морально, но продолжали служить верой и правдой вплоть до конца войны. В ходе советско-японской войны советским солдатам пришлось напрямую столкнуться со 105-мм полевыми пушками тип «38», находившихся на вооружении японских береговых батарей на Курильских островах.

Одна из таких пушек, тип «38», использовавшаяся японцами при отражении Курильского десанта 18 августа 1945 года в качестве казематного орудия в ДЗОТе, установленном на горе Сирэй-Сан (высота 171) на севере острова Шумшу, экспонируется в Центральном музее Великой Отечественной войны. В 2010 году в музей были доставлены поистине уникальные экспонаты - образцы японской боевой техники, обнаруженные в ходе поисковой экспедиции на Курильские острова Шумшу и Парамушир. После проведенных реставрационных работ эти экспонаты, и в том числе, 105-мм полевая пушка тип «38», заняли свое место на открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений на Поклонной горе.

Годы выпуска – 1907 - 1930-е годы

Всего выпущено – нет данных

Калибр - 105 мм

Масса в боевом положении - 2594 кг

Длина ствола – 3325 мм

Длина нарезной части - нет данных

Расчет - 10 человек

Скорость движения – до 12 км/ч

Скорострельность – 4 - 8 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы -10000 м

Дальность прямого выстрела – нет данных

Углы обстрела:

По горизонтали - 3°

По вертикали - -2° +35°

105-мм гаубица М2А1

Тактико-технические данные
Обозначение М2А1
Тип легкая гаубица
Калибр, мм: 105
Длина ствола, мм: 2574
Вес в боевом положении, кг: 1934
Угол ГН, град: 46
Угол ВН, град: -5; +65
Начальная скорость снаряда, м/с: 472
Макс. дальность стрельбы, м: 11430
Вес снаряда, кг: 14,97

Вступив в Первую мировую войну, США не имели собственных артиллерийских систем, но они многому научились у своих союзников Англии и Франции. Особенно сильное впечатление на американских военных произвела французская 75-мм пушка образца 1897 года. Предполагая наладить массовый выпуск орудия с такой же скорострельностью, военное ведомство США выдало в 1919 году заказ на разработку 105-мм гаубицы. В связи с отсутствием опыта у конструкторов работы сильно затянулись, и серийное производство орудия под обозначением М2А1 началось лишь в 1939 году, когда в Европе уже разгорелась война. В подразделения американской армии гаубица поступила в 1942 году и затем широко использовалась на всех театрах военных действий в Европе и на Тихом океане. В качестве полевого орудия непосредственной поддержки пехоты гаубица обладала довольно большой номенклатурой снарядов - от фугасных и до начиненных слезоточивым газом. Конструкция орудия отличалась простотой и надежностью благодаря оригинальному лафету, требовавшему от расчета минимума усилий для приведения гаубицы в боевое положение. Поэтому в полном обозначении 105-мм орудия нередко указывают и шифр лафета - М2А2. Нижний станок лафета был оборудован раздвижными станинами, одноосный ход - колесами автомобильного типа. Буксировалась гаубица грузовым автомобилем или гусеничным тягачом.

После окончания войны орудие М2А1 продолжало оставаться на вооружении армии США более 30 лет и послужило образцом для подражания во многих других странах мира. Всего до 1953 года американские заводы изготовили около 10200 гаубиц М2А1.

90-мм зенитная пушка М2

ротивовоздушной обороны объектов войск и территории страны. Пушка была разработана в США в 1942 году и в годы войны поставлялась в СССР по ленд-лизу. Благодаря высоким боевым качествам, заключающимся в значительной скорострельности, большой досягаемости по высоте и дальности, а также благодаря мощному снаряду 90-мм пушка была способна эффективно бороться почти со всеми самолетами германской авиации. Устройство пушки позволяло использовать ее также и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям.

Пушка имеет ствол-моноблок с автофретированной трубой и навинтным казенником. Соединение казенника с трубой осуществляется с помощью нарезки, расположенной на четырех секторах, чередующихся с гладкими секторами. Для направления движения ствола имеются два полозка (правый и левый), прикрепленных к стволу винтами. Затвор полуавтоматический, клиновой, перемещающийся в вертикальной плоскости.

Полуавтоматика - копирного типа. Копир укреплен на левой внутренней стороне люльки. Поворотом рукоятки копир может быть поставлен на автоматическое или на ручное открывание затвора.

Полуавтоматика обеспечивает автоматическое выполнение следующих операций: открывание затвора, экстрактирование гильзы, удержание затвора в открытом положении и закрывание затвора. Открывание затвора происходит при накате ствола. Закрывание затвора происходит при досылке патрона под действием пружины, помещенной в цилиндре, укрепленном на правой стороне казенника. Ударник взводится при открывании затвора, но может быть взведен и без открывания его поворотом рукоятки на правой стороне казенника. Верхний станок пушки представляет собой сварную конструкцию и в основном состоит из двух щек и плиты. На верхнем станке находятся: качающаяся часть орудия, механизмы подъемный, поворотный, уравновешивающий, механический установщик взрывателей, принимающие приборы с кабельной проводкой синхронной передачи от ПУАЗО, гидравлический регулятор с электромотором. Подъемный механизм - секторный, расположен с правой стороны верхнего станка. Поворотный механизм тумбового типа; он обеспечивает неограниченный поворот верхнего станка вокруг штыря горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имеют две скорости наводки (у лафета М1).

Нижний станок также сварной с четырьмя станинами. В боевом положении он ложится непосредственно на грунт. Основание станка (крестовина) имеет внизу вертикальные ребра для связи с грунтом. Ребра исполняют роль сошников, удерживая систему от перемещений при выстреле. Для улучшения устойчивости орудия при выстреле могут применяться забивные сошники. На походе три станины (задняя и боковые) складываются и крепятся к верхнему станку, а четвертая своим сцепным устройством соединяется с тягачом.

Управление огнем батареи 90-мм пушек велось с помощью ПУАЗО-М7, который вырабатывает азимут, угол возвышения и установку взрывателя. Выработанные ПУАЗО-М7 данные синхронно сообщаются принимающим приборам орудий батареи. Вращением маховиков механизмов наводки до совмещения механических индексов на принимающих приборах с электрическими осуществляется наводка орудия в упрежденную точку.

В системах с лафетами М1А1 механизмы наводки имеют силовые приводы. Управление силовыми приводами осуществляется от ПУАЗО-М7 синхронно. Этим достигается автоматическая наводка орудия (без участия орудийных наводчиков), чем увеличивается точность наводки и облегчается работа орудийного расчета.

Для стрельбы прямой наводкой по наземным целям на пушке установлены простейшие оптические прицельные приспособления - один телескоп для наводки по азимуту, а другой - для наводки по углу возвышения. Для стрельбы по зенитным целям применялись выстрелы с гранатами осколочного действия М71 (вес 9,55 кг) и М58 (вес 10,63 кг), снабженными механическими дистанционными взрывателями. Эти же гранаты, но с ударными взрывателями использовались для стрельбы По наземным целям. Специально для стрельбы по бронированным целям имелись выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами М77 (сплошными).

Для транспортирования пушек использовалась одноосная тележка с двумя двойными колесами. На раме тележки помещается в трех цилиндрах механизм подрессоривания, состоящий из двух компенсаторов, расположенных по краям, и буфера тележки, расположенного в середине. Во всех цилиндрах помещаются винтовые цилиндрические пружины. Компенсаторы, помимо подрессоривания, используются для облегчения перевода системы в боевое и походное положения.

Буфер тележки смягчает толчки на походе и ограничивает поворот оси и опускание тележки. При переводе в походное положение тележка сцепляется с нижним станком крюками и болтами, после чего система поднимается для походного движения с помощью компенсаторов.

Колеса с пневматическими шинами снабжены тормозами с электрическим и ручным приводами. Имеется приспособление для автоматического включения тормозов при отрыве орудия от тягача. Тяга механическая - грузовой автомобиль, грузоподъемностью от 3 т и выше (для удовлетворительных дорог), или гусеничный тягач. Скорость передвижения по хорошему шоссе до 55 км/ч.

«Долго запрягает, да быстро ездит» - пожалуй, именно эта поговорка лучше всего характеризует историю создания основного орудия американской полевой артиллерии времён Второй мировой войны. Долгая разработка увенчалась созданием 105-мм гаубицы М2А1 - весьма удачной артиллерийской системы, прошедшей всю войну и выпускавшейся до 1983 года.

Долгая дорога к новой гаубице

К концу Первой мировой войны основу американской артиллерии составляли орудия французской разработки - знаменитые 75-мм полевые пушки, а также (в гораздо меньшем количестве) более тяжёлые системы. Едва успели отгреметь сражения в Европе, как 11 декабря 1918 года по приказу начальника штаба армии США была создана Комиссия калибров (более известная как комиссия Вестервельта, по имени возглавившего её бригадного генерала), задачей которой была выработка рекомендаций для дальнейшего развития артиллерийских вооружений. 5 мая 1919 года комиссия представила доклад, определивший пути развития американской артиллерии на следующие два десятилетия.

Выводы Комиссии калибров охватывали практически всех роды артиллерии, но мы рассмотрим лишь те, которые касались лёгких полевых орудий. С одной стороны, комиссия подтвердила вывод, сделанный ещё в 1916 году американским военным агентом во Франции полковником Ч. Саммероллом о целесообразности перехода в дивизионном звене от 75–76-мм пушек к 100–105-мм гаубицам, более подходящим для позиционной войны. С другой - комиссия не сочла возможным полностью отказаться от лёгких пушек. В итоге было предложено параллельно развивать оба класса орудий.

В представлении членов комиссии лёгкая полевая гаубица должна была иметь калибр около 105 мм, массу снаряда 30–35 фунтов (13,62–15,89 кг) и дальность стрельбы до 12 000 ярдов (10 980 м). Угол возвышения должен был составлять 65°, что позволяло бы вести мортирную стрельбу. Желательным был круговой горизонтальный обстрел. Правда, от этой идеи почти сразу отказались из-за усложнения конструкции лафета. Орудие должно было иметь полуунитарное заряжание, основным типом снаряда был осколочно-фугасный, вспомогательным - шрапнель.

Лёгкая пушка должна была иметь калибр порядка трёх дюймов (76,2 мм). В основу её конструкции предлагалось заложить принцип универсальности - применения орудия в качестве не только полевого, но и зенитного. Однако, испытав несколько опытных образцов, американские военные поняли, что ничего хорошего из этого не выйдет, и идею забросили, ограничившись модернизацией имевшихся 75-мм пушек М1897 французского образца.

Что же касается вывода о целесообразности перехода к гаубицам в дивизионном звене, то он выдержал испытание временем: в 1920 году появились четыре опытных образца 105-мм гаубицы М1920. Длина ствола составляла 22 калибра. Орудия испытывались на двух различных лафетах: М1920Е с раздвижными станинами и коробчатом однобрусном М1921Е. Первый из них обеспечивал угол возвышения 80° и угол горизонтальной наводки 30°. Однобрусный лафет был проще и дешевле в изготовлении, но имел значительно худшие характеристики: угол возвышения составлял не более 51°, а угол горизонтальной наводки - всего 8°. По результатам испытаний Бюро полевой артиллерии сделало неутешительные выводы: все варианты гаубицы М1920, равно как и обе модели лафетов, были признаны чрезмерно сложными и тяжёлыми.

Во второй половине 1920-х годов в США появились ещё две модели 105-мм гаубиц. Орудие М1925 на однобрусном лафете М1925Е разрабатывалось в соответствии с требованиями Бюро полевой артиллерии. В это же время конструкторы арсенала «Рок-Айленд» в инициативном порядке спроектировали гаубицу Т2 на лафете Т2 с раздвижными станинами. Инициативная разработка столь сильно превзошла свою «конкурентку» по тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам, что Бюро было вынуждено признать её превосходство, отказавшись от доводки гаубицы М1925. Орудие Т2 стандартизировали как Howitzer M1 on Carriage M1 («гаубица М1 на лафете М1»), в январе 1928 года приняли на вооружение армии США, но всё ограничилось выпуском небольшой партии в 14 единиц. Массовым поставкам новой гаубицы мешала ограниченность бюджетных средств, поэтому, отработав технологию серийного производства, её выпуск свернули, сохранив возможность возобновить производство.

Тем временем совершенствование 105-мм гаубицы продолжалось. В 1933 году началась разработка нового лафета, приспособленного для буксирования механическими средствами, - прежний лафет М1 с деревянными колесами допускал применение лишь конной тяги. С 1936 года на испытания были последовательно представлены лафеты Т3, Т4 и Т5. Последний в феврале 1940 года стандартизировали как «лафет М2». В том же 1933 году началась доработка артиллерийской части с целью приспособить гаубицу для стрельбы унитарными выстрелами со шрапнельным снарядом. Изменению подверглась конструкция зарядной каморы. Доработанную гаубицу стандартизировали как М2, но в конечном итоге от применения унитарных выстрелов отказались - основным типом боеприпасов стал полуунитарный выстрел с осколочно-фугасным снарядом.

Наложив ствол М2 на лафет М2 (Т5) и внеся несколько мелких изменений, американские инженеры получили новое орудие, а в марте 1940 года оно было стандартизировано как Howitzer M2А1 («гаубица М2А1»).

Заголовок1

Заголовок2

105-мм гаубица М2А1.
militarymashup.co


Общее устройство гаубицы М2А1
the-blueprints.com

В дивизионном звене армии США по состоянию на июнь 1940 года насчитывалось 4 236 75-мм пушек М1897 (включая находившиеся на складах), 91 75-мм горно-вьючная гаубица и всего лишь 14 105-мм гаубиц М1 и М2. Гаубица М2А1 была запущена в серийное производство в апреле 1941 года. До сентября 1945 года Рок-Айлендский арсенал изготовил 8536 таких орудий (в том числе в 1941 году - 597, в 1942-м - 3325, в 1943-м - 2684, в 1944-м - 1200, в 1945-м - 730), составивших основу дивизионной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США во время Второй мировой войны.


Гаубица М2А1 на лафете М2А2.
acemodel.com.u

В ходе производства конструкция гаубицы подверглась лишь минимальным изменениям, коснувшимся лафета. В ноябре 1942 года высшие чиновники из Министерства обороны решили, что для прицепов весом до 5000 фунтов (2273 кг) тормоза ни к чему. Вследствие этого в мае следующего года на снабжение приняли лафет М2А1, лишённый тормозов. В августе того же года стандартизировали лафет М2А2, отличавшийся щитом улучшенной конструкции. Предусматривалось модернизировать до этого уровня все лафеты М2 и М2А1, но эти планы так и не были реализованы.

Конструкция 105-мм гаубицы М2А1

Гаубица М2А1 имела простую и рациональную конструкцию, оптимизированную для условий массового производства. Ствол длиной 22 калибра имел 34 правосторонних нареза; шаг нарезов - 20 калибров. Затвор горизонтальный клиновой, противооткатные устройства гидропневматические. Масса ствола с затвором составляла 483 кг, масса всей системы в боевом положении - 2259 кг.

После отказа в 1935 году от применения шрапнели в боекомплекте американских 105-мм гаубиц осталось лишь два вида снарядов: осколочно-фугасный М1 и дымовой. Уже в ходе Второй мировой войны на вооружение приняли остроконечный бронебойный снаряд, пристрелочный снаряд (с цветным дымом) и кассетный осколочный снаряд (применялся главным образом на Тихоокеанском театре военных действий). Заряжание полуунитарное. Имелось семь переменных зарядов. Вес метательного вещества в первом заряде составлял 238,42 г, в седьмом - 1241 г. Седьмой заряд обеспечивал осколочно-фугасному снаряду массой 14,96 кг начальную скорость в 472 м/с, максимальная дальность стрельбы при этом достигала 11 270 м.

Заслуживает внимания и сам снаряд М1. Принятый на вооружение в 1941 году, он до сих пор используется американской армией и ВВС (на самолётах-ганшипах АС-130). Длина снаряда составляет 494,8 мм, существует две его модификации: стандартная и «глубокого проникновения» - с усиленным корпусом, но уменьшенным зарядом взрывчатого вещества. Для снаряжения применяется два вида взрывчатого вещества: тринитротолуол и так называемая «композиция Б» - смесь тринитротолуола и RDX. Вес взрывчатого вещества для стандартных снарядов составляет 2,3 кг «композиции Б» либо 2,177 кг тринитротолуола, для снарядов «глубокого проникновения» - 2,087 кг либо 1,93 кг соответственно.

Лафет гаубицы имеет пневматический колёсный ход, раздвижные станины и небольшой щит. Ствол смещён максимально вперёд для обеспечения ведения огня на больших углах возвышения (из-за этого пришлось ввести в конструкцию лафета мощное пружинное уравновешивающее устройство). Угол вертикальной наводки считался вполне достаточным и составлял от –5 до +66°. Угол горизонтальной наводки также был сравнительно большим: по 23° вправо и влево. Единственным недостатком лафета считалась недостаточная длина станин, усложнявшая перекатывание орудия и взятие его на крюк.


Короткие станины лафета усложняли перекатывание гаубицы и взятие её на крюк.
ww2photo.se

В 1962 году гаубице М2А1 на лафете М2А1 присвоили обозначение М101, а на лафете М2А2 - М101А1. В обоих вариантах могли применяться стволы двух модификаций (М2А1 либо М2А2), а также противооткатные устройства одной из пяти модификаций - от М2А1 до М2А5. При этом лафеты были разные: М2А1 у гаубицы М101 либо М2А2 у М101А1. Прицельные устройства подверглись усовершенствованию и включали телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой «Elbow» M16A1D (3-кратное увеличение, поле зрения - 13°); панорамный прицел «Panoramic» M12A7S (4-кратное увеличение, поле зрения - 10°); квадрант М4А1. Боекомплект по-прежнему состоял из полуунитарных выстрелов, но их ассортимент был расширен и включал такие типы снарядов:

  • М1 - осколочно-фугасный;
  • М60 и М84 - дымовые (М60 также мог применяться в качестве химического - в этом случае он снаряжался горчичным газом);
  • М314 - осветительный;
  • М327 - полубронебойный (бронебойный с усиленным фугасным действием);
  • М444 - кассетный, содержавший 18 осколочных суббоеприпасов М39;
  • М546 - бронебойный трассирующий;
  • М548 - осколочно-фугасный улучшенной баллистики.

Массовое производство гаубиц на Рок-Айлендском арсенале продолжалось до 1953 года, общее количество изготовленных М2А1 было доведено до 10 202 единиц. Однако и в последующие годы выпуск гаубиц М101А1 периодически возобновлялся для удовлетворения экспортных заказов. Последний такой заказ (на 133 гаубицы) был получен в 1981 году от Индонезии, предприятие выполнило его к ноябрю 1983 года.

Служба

В конце 1930-х годов армия США начала перевод своих пехотных дивизий на новую, «треугольную» структуру. Артиллерия такой дивизии должна была состоять из трёх дивизионов 75-мм пушек и одного - 105-мм гаубиц (по 12 орудий в дивизионе). Поскольку серийных образцов 105-мм гаубиц пока не имелось, в дивизии вместо этих орудий ввели по дивизиону старых 155-мм гаубиц М1917 системы Шнейдера. По итогам немецкого блицкрига во Франции американские военные решили заменить 75-мм пушки 105-мм гаубицами, оставив в дивизии и дивизион 155-мм гаубиц, - такая организация дивизионной артиллерии существовала в течение всей Второй мировой войны.

Важным нововведением стала организация в каждом дивизионе центра управления огнём (ЦУО, англ. FDC - Fire Directio Center). Он позволял сосредоточить огонь дивизиона на одной цели, а после её поражения быстро перенести на следующую. Оборудование ЦУО обеспечивало связь с батареями и передовыми артиллерийскими наблюдателями, а также выработку данных для установки прицелов орудий. В 1941 году ЦУО появились и на уровне дивизий.


Операция «Торч» (высадка в Северной Африке в ноябре 1942 года) стала первой кампанией, в которой широко применялись 105-мм гаубицы М2А1.
armorama.com

В 1937 году армия США располагала лишь 25-ю дивизионами полевой артиллерии. К декабрю 1941 года (моменту вступления США в войну) их количество достигло 142-х, а к 1945 году превысило 700. 264 из них имели на вооружении гаубицы М2А1: 161 дивизион (147 в составе дивизий и 14 отдельных) на Европейском театре военных действий, 71 (соответственно, 62 и 9) на Тихоокеанском и 32 дивизиона на территории США.


Расчёт гаубицы М2А1 за боевой работой.
acemodel.com.

В 1942 году гаубицы М2А1 появились в Корпусе морской пехоты: в состав артполков дивизий ввели по одному дивизиону таких орудий наряду с тремя дивизионами 75-мм гаубиц. К началу крупных десантных операций на Сайпане и Гуаме артполки имели уже по два дивизиона 105-мм и 75-мм гаубиц, а к моменту высадки на Иводзиме в 1945 году - три и один соответственно.

Заголовок1

Заголовок2


Гусеничные транспортёры LVT не были штатными тягачами для гаубиц М2А1, но порой применялись в этом качестве. На фото - буксировка гаубицы на острове Иводзима, 1945 год.
acemodel.com.ua

Основные получатели американской помощи по программе ленд-лиза - Великобритания и СССР - особого интереса к американским артсистемам не проявили, обходясь собственными орудиями. СССР не получил ни одной такой гаубицы, британцам передали лишь 16 единиц. Гораздо нужнее американские гаубицы были Китаю и «Свободной Франции», получившим, соответственно, 476 и 223 М2А1. Ещё 223 этих гаубицы передали целому ряду латиноамериканских государств, вступивших в войну на стороне союзников, но в бою их применили лишь бразильцы, которые отправили в Италию пехотную дивизию, имевшую три дивизиона 105-мм гаубиц.


Рядовой Франсиско де Паула из состава Бразильских экспедиционных сил заряжает гаубицу М2А1. Надпись на выстреле переводится как «кобра курит» (кобра, курящая трубку, была эмблемой Бразильских экспедиционных сил). Район Массароза в Тоскане (Италия), 29 сентября 1944 года
bag-of-dirt.tumblr.com

Весьма широко 105-мм гаубицы применялись во время войны в Корее, причем по обе стороны фронта: как армиями США и Южной Кореи, так и частями китайских добровольцев, сражавшимися на стороне КНДР.


Гаубица М2А1 из состава артиллерии 25-й пехотной дивизии на позиции в районе Уирсона. Корея, 27 августа 1950 года
olive-drab.com

Последней кампанией американской армии, в которой широко применялись гаубицы М101А1, стала Вьетнамская война. Главной их задачей в этой войне стала непосредственная поддержка пехотных частей, в составе дивизионов гаубицы действовали относительно редко. Гораздо чаще они применялись побатарейно, повзводно или же даже отдельными орудиями. Довольно экзотичным стало применение гаубиц 1-го дивизиона 7-го артполка в качестве вооружения десантных катеров LCM-6. Впоследствии в качестве плавучих батарей использовались понтоны AMMI, собираемые из стандартных секций. Для двух гаубиц М101А1 применялся понтон размером 27,45 х 8,66 м, в оконечностях которого находились хранилища боеприпасов, в центре - жилое помещение, а между ним и артпогребами - позиции гаубиц (всё это защищалось бронелистами). Каждая батарея располагала тремя понтонами AMMI и пятью десантными катерами LCM-8 (три из них служили в качестве буксиров-толкачей понтонов, один - в качестве ЦУО, ещё один перевозил дополнительный боекомплект).

С 1966 года на смену М101А1 начали поступать новые 105-мм гаубицы М102. Старые системы постепенно передавались союзникам - к концу 1969 года Южный Вьетнам получил 730 гаубиц М101А1 (новых систем М102 было передано лишь 60). Год спустя южновьетнамская армия располагала 40 дивизионами 105-мм гаубиц (30 - в составе пехотных дивизий, 7 отдельных и 3 аэромобильные), а также сотней отдельных взводов М101А1 в укреплённых пунктах. Немалыми были и потери, особенно во время отражения крупномасштабных наступательных операций. Так, за период с 31 марта по 10 апреля 1972 года была потеряна 81 гаубица.


Последней операцией, в которой американские войска применяли гаубицы М101А1, стало вторжение на Гренаду в 1983 году.
olive-drab.com

За рубежом

В послевоенные годы американские 105-мм гаубицы поступили на вооружение армий нескольких десятков стран - прежде всего членов НАТО (Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, ФРГ, Франции). Получили их и внеблоковые Австрия и Югославия, а после распада последней - новые независимые государства. В Канаде, Австралии и Новой Зеландии М101А1 пришли на смену 25-фунтовкам британского образца. Если в Австралии и Новой Зеландии американские гаубицы уже заменены лицензионным вариантом английского орудия L118, то канадцы в 1997 году подвергли свои 105-миллиметровки модернизации (заменив ствол более длинным, 33-калиберным) и под обозначением С3 сохраняют некоторое количество этих систем на вооружении. Исходный вариант М101А1 обозначался в Канаде как С1 и выпускался по лицензии в 50-е годы прошлого века.

Из латиноамериканских проще упомянуть страны, которые не эксплуатировали американские 105-мм гаубицы, - это Коста-Рика и Панама. Во всех остальных государствах региона (от Мексики на севере до Аргентины на юге, а также в островных Гаити и Доминиканской Республике) эти орудия состоят на вооружении. Их количество в разных странах различно и колеблется от нескольких единиц до нескольких сотен (например, в Бразилии - свыше 250 единиц).

В Африке М101 менее распространены, но и в этом регионе можно назвать добрую дюжину стран, получивших эти системы. Эфиопия, Ливия и Либерия получили 105-мм гаубицы как военную помощь из США, а Мозамбику и некоторым другим государствам они достались «в наследство» от колонизаторов.

На Ближнем Востоке М101 применялись обеими сторонами израильско-иорданского и ирано-иракского конфликтов, использовались в армиях Ливана, Саудовской Аравии, Йемена. Довольно широко распространены американские 105-миллиметровки в Индокитае и на Дальнем Востоке (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Бирма, Тайвань, Южная Корея, Япония). На Тайване был налажен лицензионный выпуск М101А1, а в Таиланде эти орудия модернизировали с помощью голландских специалистов.

Литература:

  1. Hogg I. V. Allied Artillery of World War Two. - London: Crowood Press, 2007.
  2. McKenney J. E. The Organizational History of Field Artillery 1775–2003. –- Washington: CMH US Army, 2007.
  3. Sayern J. J. US Army Infantry Divisions 1942–43. - Oxford: Osprey Publishing, 2006.
  4. Zaloga S. US Field Artillery of World War II. - Oxford: Osprey Publishing, 2007.
  5. Харук А. Американская 105-мм гаубица // Наука и техника. - 2014. - № 10.

Вермахт
Артиллерийская 4-орудийная батарея 10-см. пушек на механической тяге танковой дивизии
Штат № 457 от 1.11.1941г.
(Batterie 10cm. Kanone (zu 4 Geschutzen) (mot.Z.) einer Panzerdivision))
(K.St.N.457 v. 1.11.1941)

В 1941 году в составе танковых дивизий Вермахта кроме танковых и мотострелковых полков имелся моторизованный артиллерийский полк (Artillerie-Regiment (mot.)), имевший в своем составе батарею разведки (Beobachtungs-Batterie) два легких моторизованных артиллерийских дивизиона (leichte Artillerieabteilung (mot)) и один тяжелый моторизованный артиллерийский дивизион (schwere Artillerie-Abteilung (mot)) .

В этом тяжелом артиллерийском дивизионе кроме двух тяжелых гаубичных батарей на механической тяге (schw. Feld-Haubitz-Bttr. (mot. Z.)) имелась также батарея 105 мм. пушек на механической тяге (Kanonen-Batterie (mot.Z.)).

В данной статье мы подробно разберем штат этой самой пушечной батареи.

От автора. Не раз приходилось слышать удивленные вопросы о том, как могла воевать танковая дивизия, которая потеряла все свои танки. Люди, не искушенные в военом деле, обычно полагают, что танковая дивизия это одни только танки. Много танков. Мол, нет танков, нет и дивизии.

Отнюдь. Танков в танковой дивизии не так уж и много. Полторы-две сотни. Один полк из четырех. Конечно, танки это главная ударная сила дивизии и без них она теряет свои преимущества перед пехотной или мотопехотной дивизией. Но остаются два мотострелковых полка и артиллерийский полк, не говоря о подразделениях боевого обеспечения. Держать оборону танковая дивизия без танков может вполне прилично. Да и наступать тоже может. Наступали же пехотные дивизии. Только старшие начальники уже не могут ей ставить те задачи, которые дивизия могла выполнять, когда она имела танки.

И еще небольшое примечание. В немецкой военной терминологии принято обозначать калибры орудий в сантиметрах, отбрасывая при этом дробную часть. У нас принято обозначать калибры в мм. Отсюда, пушки описываемой батареи у немцев обозначаются как 10cm Kanone, тогда как их калибр 105мм. Иногда это вводит историков в заблуждение и они полагают, что у немцев были 100мм. пушки, и 105мм. пушки.

Ну и уж вовсе неприлично артиллеристам историкам не знать, что советский 82-мм. миномет и немецкий 81мм. миномет имели совершенно одинаковый внутренний диаметр ствола - 81.4 мм. Почему наши округлили число в одну сторону, а немцы в другую, Бог их знает, но стрелять чужими минами могли и те и другие. Так что имеющее широкое хождение утверждение о том, что наши специально сделали калибр миномета больше с тем, чтобы немцы не могли стрелять из своих минометов нашими боеприпасами, не больше, чем легенда.

Итак, 4-орудийная батарея 105-мм. тяжелых пушек насчитывает 5 офицеров, 23 унтер-офицера и 112 солдат. Всего 140 человек.

Примечание. Звания в батарее кавалерийские.

Основное вооружение батареи 4 тяжелых орудия s.K.18 (справку по характеристикам орудия см. в конце статьи). Некоторые батареи вместо s.K.18 могли иметь на вооружении чешские трофейные пушки калибра 105 мм., получившие в Вермахте обозначение s.K.35(t). Тяга орудий полугусеничные тягачи Sd.Kfz.7.

Структурно батарея состоит из следующих подразделений:

*Группа управления (Gruppe Fuehrer), в которую входит командир батареи со своим водителем и батарейное отделение
(Batterietrupp).
*Команда связи (Nachrichtenstaffel), в которую, кроме командира и нескольких радистов на автомобильных рациях, входят еще
моторизованное среднее телефонное отделение типа b (mittlerer Fernsprechtrupp b (mot)) и
моторизованное отделение ранцевых радиостанций типа f (Tornisterfunktrupp f (mot)).
*Боевая батарея (Gefechtsbatterie), разбитая на
орудийную команду (Geschutzstaffel) и
команду боеприпасов (Munitionsstaffel).
*1-я тыловая команда (Tross I), в которое кроме военнослужащих служб снабжения входит также
ремонтное отделение (Kfz.Instandsetzungstrupp).
*2-я тыловая команда ((Tross II).
*Вещевое отделение (Gepaecktross).

Группа управления (Gruppe Fuehrer)

Группа управления предназначена для общего руководства батареей, управления огнем батареи, организации артиллерийской разведки наблюдением, передачи данных для стрельбы в боевую батарею.
В ней насчитывается личного состава - 21 человек,
из них офицеров -3, унтер-офицеров -6, солдат -12.
Вооружение:
-пистолетов -10
-пистолет-пулеметов -1 (бортовое оружие бронетранспортера)
-карабинов -11
Техника:
- мотоциклов без колясок -3
-легковых автомобилей -4
-легких бронетранспортеров -1.

Должность Звание Оружие Техника
Командир батареи риттмайстер пистолет
крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Средний легковой автомобиль-вездеход Kfz.15
Батарейное отделение (Batterietrupp)
Офицер артиллерийской разведки лойтнант- оберлойтнант пистолет
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Легкий легковой автомобиль-вездеход Kfz.1
Командир группы вычислителей карабин
2 теодолитчика обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолеты
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Средний легковой автомобиль-вездеход Kfz.15 с оборудованием
5 радистов функер - гефрайтер 3 карабина
2 пистолета
Водитель радийного легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Радийный легковой автомобиль Kfz.2
Посыльный (он же горнист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин Средний мотоцикл без коляски
2 мотоциклиста-посыльных крафтрадфарер - гефрайтер карабины 2 средних мотоцикла без колясок
Передовой наблюдатель лойтнант- оберлойтнант пистолет
Помощник наблюдателя (он же радист) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
Наблюдающий в стереотрубу обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
Водитель наблюдательного бронетранспортера крафтвагенфарер - гефрайтер пистолет Легкий наблюдательный бронетранспортер Sd.Kfz.253
(бортовое оружие пистолет-пулемет)

От автора. Очень странно и непривычно для меня, как советского офицера, было узнать, что командир батареи (как и командиры рот в других родах войск) в Вермахте не имел абсолютно никакого отношения к хозяйственной стороне жизни роты, совершенно ею не интересовался и не нес за это никакой ответственности. Его основной обязанностью было управление боевой работой батареи в бою. Естественно, он отвечал за готовность батареи к ведению огня, т.е. за техническое состояние орудий, транспортных средств, средств связи, наличие боеприпасов. Но вопросы - одеты ли солдаты, накормлены ли они, как размещены для ночлега, здоровы ли они, его это не занимало вовсе. За это целиком и полностью отвечал гапутвахтмайстер (старшина батареи по нашему). Этот самый старший унтер-офицер в батарее фактически был независим от командира батареи, который мог только ставить ему общие задачи, ориентировать в обстановке, выслушивать доклады. Но он не мог вмешиваться в область деятельности гауптвахтмайстера.
Не здесь ли кроются истоки того, что солдаты Вермахта оказались без теплого обмундирования к началу русской зимы? Старшина не слишком значимая фигура в вышестоящих инстанциях, чтобы добиваться поставок теплых вещей. Строевые командиры вышестоящих инстанций тоже не слишком обременяли себя заботами о хозяйственной части. Ну и так до самого верха.

Очень любопытные строки из мемуаров генерал-фельмаршала авиации А.Кессельринга, который в начале русской кампании 1941 года руководил авиацией на Восточном фронте:

А в Сухопутных войсках командиры не позаботились о зимнем. А потом у них все Гитлер был виноват. Как будто это дело вышего руководителя страны думать о шинелях, портянках и подштанниках.

Команда связи (Nachrichtenstaffel)
Основная задача этого подразделения состояла в организации и поддерживании радио- и телефонной связи с командованием артиллерийского дивизиона, штабом дивизии, поддерживаемыми танковым и мотострелковыми полками. Для этого она имела как подвижные радиостанции на специальных автомобилях, так и переносные радиостанции. Кроме того, эта команда разворачивала телефонный коммутатор, обеспечивая телефонную связь внутри батареи.

В команде всего личного состава 20 человек, из них унтер-офицеров -4, солдат -16
Вооружение: пистолетов -1, пистолет-пулеметов -1, карабинов -18
Техника:
- автомобилей для телефонной связи Kfz.15 -1
- автомобилей наблюдения за телефонными линиями Kfz.76 -1
- радийных автомобилей Kfz.2 -1
- радийных автомобилей Kfz.15 -1
- радийных автомобилей Kfz.17/1 -1

Должность Звание Оружие Техника
Командир команды (он же радист и телефонист обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Радийный автомобиль Kfz.15
Унтер-офицер радиосвязи обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
4 радиста функер - гефрайтер 3 карабина
1 пистолет-пулемет
Водитель радийного автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Радийный автомобиль Kfz.17/1
Среднее телефонное моторизованное отделение типа b (mittlerer Fernsprechtrupp b (mot))
Командир телефонного отделения (он же телефонист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
6 телефонистов (один из них также второй водитель автомобиля) ферншпрехер- гефрайтер карабины
2 водителя автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Автомобиль телефонной связи Kfz.15 Автомобиль наблюдения за телефоннымип линиями Kfz.76
Моторизованное отделение типа f ранцевых радиостанций (Tornisterfunktrupp f (mot))
Командир отделения (он же радист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
2 радиста (один из них также водитель автомобиля) функер - гефрайтер карабины Радийный автомобиль Kfz.2

От автора. Сказать тут нечего. Отличная организация связи с высокой насыщенностью радиосредствами. Неудивительно, что немецкому командованию удавалось сохранять управление своими подразделениями во всех видах боя и в любой обстановке, легко и быстро перенацеливать удары артиллерии по вновь выявленным целям. А это обеспечивало высокую эффективность артиллерийского огня при сравнительно небольшом количестве орудий.

В нашей же армии связь всегда была самым узким и больным местом. Практически, в годы войны на уровне батальонов и рот единственным видом связи, не считая пеших посыльных, была только телефонная.

Боевая батарея (Gefechtsbatterie)
Основное, центральное подразделение батареи. Почему немцы в штате используют термин "батарея" в двух значениях (1 значение - все расматриваемое в статье артиллерийское подразделение, 2 значение - основная часть рассматриваемого артиллерийского подразделения), про то автору неведомо.

Боевая батарея разбивается на две команды:
1.Орудийная команда.
2.Команда боеприпасов.

Орудийная команда в свою очередь разбита на два взвода, по 2 орудия во взводе.

Всего в орудийной команде:
Личного состава - 61 человек, из них -офицеров -1, унтер-офицеров -8, солдат -52.
Вооружение:
-пистолетов -12,
-пистолет-пулеметов -2,
-ручных пулеметов -2,
-карабинов -47,
-105.мм. пушек s.K.18 -4
Техника:
-мотоциклов без коляски -1
-легковых автомобилей для зенитной пулементной установок Kfz.4 -1
-легковых автомобилей Kfz.15 -2
-полугусеничных 8-тонных тягачей Sd.Kfz.7 -5 /

Всего в команде боеприпасов:
Личного состава: 22 человека, из них офицеров -1, унтер-офицеров -1, солдат -20
Вооружение:
-пистолетов -4
-карабинов -18
Техника:
-легковых автомобилей -1
-средних грузовых автомобилей-вездеходов -4

Должность Звание Оружие Техника
Орудийная команда (Geschutzstaffel)
Старший офицер батареи лойтнант- оберлойтнант пистолет
Старшина батареи обервахтмайстер- штабсвахтмайстер пистолет
Медицинский унтер-офицер санитётсобергефрайтер- санитётсунтервахтмайстер пистолет
Батарейный слесарь шлоссер - гефрайтер карабин
Помощник артмастера ваффенмейстергехильфе -гефрайтер пистолет
Мотоциклист-посыльный крафтрадфарер - гефрайтер карабин Средний мотоцикл без коляски
Водитель автомобиля под зенитную установку крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой автомобиль Kfz.4 с лафетом под зенитную спаренную пулеметную установку
2 пулеметчика машиненганшутце- гефрайтер 2 пистолета
2 ручных пулемета
Пулеметы закрепляются на лафете машины Kfz.4
2 водителя тягача крафтвагенфарер -гефрайтер 1 пистолет-пулемет
1 карабин
Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для запасов
Командир взвода (а) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
Вычислитель речер - гефрайтер карабин
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин
Командир орудия (I) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
крафтвагенфарер -гефрайтер карабины
8 канониров канонире- гефрайтер 7 карабинов
1 пистолет-пулемет
Командир орудия (II) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
Командир взвода (b) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
Вычислитель речер - гефрайтер карабин
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний легковой автомобиль- вездеход Kfz.15 с оборудованием
Командир орудия (III) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
Командир орудия (IV) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
Команда боеприпасов(Munitionsstaffel)
Начальник команды лойтнант- оберлойтнант пистолет
Заместитель начальника команды обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой автомобиль
12 артиллеристов по боеприпасам канонире- гефрайтер 12 карабинов
3 пулеметчика машиненганшутце- гефрайтер пистолеты
4 водителя грузовых автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабин 4 средних грузовых автомобилей для боеприпасов

От автора. В Советской Армии легковые автомобили всегда рассматривались как привилегия старших командиров. Даже в восьмидесятых годах на весь полк полагался лишь один УАЗик, да и то как личная машина командира полка. В штабе дивизии УАЗики полагались лишь командиру дивизии и его заместителям. Ну еще Волга как представительский автомобиль командира дивизии.
Ниже полка о легковушках никто даже и не заикался. А ведь полку нужно ежедневно множество мелких перевозок. Ну и объезжает дежурный по полку караулы на огромном КАМАЗе, везет старшина роты четыре тюка постельного белья в прачечную на Урале-4320, доставляет прапорщик на стрельбище два ящика патронов на Зил-131, везет начфин набитый деньгами для солдатского жалованья портфель на огромном ракетовозе.
И никто у нас не задумывался во что обходится стране эта пресловутая экономия на легковых автомобилях. Наверное, большим чинам казалось жутко обидным и несправедливым, если полковой врач повезет двух больных солдат в госпиталь на УАЗике, а не на ГАЗ-66.
Немцы, думается, поступали куда более рационально, давая дешевый и не расходующий так много драгоценное топливо легкий автомобиль, а то и просто мотоцикл всем, кому требовалось в течение дня помотаться в разные концы. Да и для дела лучше.

Тыловая команда I (Tross I)

Основные задачи этого подразделения - подвоз горючего для автотранспорта, приготовление пищи для личного состава и ремонт транспортных средств.

В ней личного состава - 9 человек, из них:
-унтер-офицеров -2
-солдат -7
Вооружение:
-пистолетов -1
-карабинов -8
Техника
-мотоциклов с коляской -1
-легковых ремонтных автомобилей Kfz.2/10 -1
-средних грузовых автомобилей -2
-полевых кухонь Hf.11 или Hf.13 - 1

Должность Звание Оружие Техника
Унтер-офицер-повар обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
Повар (он же второй водитель для машины подвоза горючего) фельдкох- гефрайтер карабин
2 водителя грузовых автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний грузовой автомобиль для полевой кухни Hf.11 или Hf.13
Средний грузовой автомобиль для подвоза горючего.
Второй водитель грузового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин
Авторемонтное отделение (Kfz.Instandsetzungstrupp)
Командир отделения, он же техник обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет
Мотоциклист, он же слесарь-моторист крафтрадфарер - гефрайтер карабин Мотоцикл с коляской
Слесарь-моторист Мотореншлоссер- гефрайтер карабин
Водитель ремонтного автомобиля, он же слесарь-моторист. крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой ремонтный автомобиль Kfz.2/10

Тыловая команда II (Tross II)

Основная задача этого подразделения - содержание и обслуживание, перевозка вспомогательного артиллерийского оборудования (приборы наблюдения, буссоли, теодолиты, канцелярские принадлежности, артпланшеты, комплекты для чистки и обслуживания орудий, шанцевый инструмент и т.п.)

В ней личного состава - 2 человека, из них:
-унтер-офицеров -1
-солдат -1
Вооружение:
-карабинов -2
Техника
-легких грузовых автомобилей -1

Вещевое отделение (Gepaecktross)

Основная задача этого подразделения - содержание, перевозка и ремонт обуви и обмундирования, не соответствующего сезону, а также ремонт сезонного обмундирования, кожанного снаряжения и обуви.

В ней личного состава - 5 человек, из них:
-унтер-офицеров -1
-солдат -4
Вооружение:
-карабинов -5
Техника
-средних грузовых автомобилей -1

Должность Звание Оружие Техника
Унтер-офицер по оборудованию, он же второй водитель. обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин
Портной, он же помощник водителя шнейдер -гефрайтер карабин
Сапожник, он же помощник водителя. шумахер -гефрайтер карабин
Шорник, он же помощник водителя. саттлер -гефрайтер карабин
Водитель автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний 3-тонный грузовой автомобиль

От автора. И вновь приходится удивляться огромному количеству вспомогательного персонала, как это мы видим на примерах танковой роты, роты разведки и мотострелковой роты. На четыре пушки 140 человек. Из них у самих пушек по 11 человек на орудие, т.е. 44 человека.

Я уже писал, что это и хорошо, и плохо. Очевидно, у немецев во главу угла ставилось максимальное использование каждой единицы вооружения - танка, пушки, самолета. Боевой экипаж, расчет не должны были отвлекаться на побочные, второстепенные заботы. Но ведь при потере, выходе из строя каждой единицы вооружения из боевых действий выпадает больше людей, которым больше нечем заняться в бою, но которые загромождают ближний тыл, остаются едоками и т.п.

Не здесь ли кроется одна из причин постоянных стенаний немецких мемуаристов по поводу "неисчислимых людских резервов красных"? Может быть организация советских боевых частей была более рациональна и из одинакового количества личного состава мы могли формировать больше именно боевых подразделений, где подавляющая часть солдат были боевым, а не вспомогательным персоналом?

Сводная таблица личного состава, транспортных средств и вооружения батареи:

. Группа управления Команда
связи
Боевая батарея 1-я тыл. команда 2-я тыл. команда Вещевое отделение Итого
орудиная
команда
команда боеприпасов
Офицеров 3 - 1 1 - - - 5
Унтер-офицеров 6 4 8 1 2 1 1 23
Солдат 12 16 52 20 7 1 4 112
Всего личного состава 21 20 61 22 9 2 5 140
Пистолетов 10 1 12 4 1 - - 28
Пистолет-пулеметов 1 1 2 - - - - 4
Карабинов 11 18 47 18 8 2 5 109
Пулеметов - - 2 - - - - 2
105-мм. пушек - - 4 - - - - 4
Мотоциклов без колясок 3 - 1 - - - - 4
Мотоциклов с колясками - - - - 1 - - 1
Легковых автомобилей Kfz.1 1 - - 1 - - - 2
Легковых радийных автомобилей Kfz.2 1 1 - - - - - 2
Лег.ремонтных автомобилей Kfz.2/10 - - - - 1 - - 1
Лег.автомоб. зенитных установок Kfz.4 - - 1 - - - - 1
Легковых автомобилей Kfz.15 2 - 2 - - - - 4
Легковых автомобилей связи Kfz.15 - 1 - - - - - 1
Легков. автомобилей радийных Kfz.15 - 1 - - - - - 1
Лег. автомобилей радийных Kfz.17/1 - 1 - - - - - 1
Автом.наблюден. за лин. связи Kfz.76 - 1 - - - - - 1
Полугусеничных тягачей Sd.Kfz.7 - - 5 - - - - 5
Бронетранспортеров Sd/Kfz.253 1 - - - - - - 1
Легких грузовых автомобилей - - - - - 1 - 1
Средних грузовых автомобилей - - - 4 2 - 1 7

Структурная схема роты

Числа под заголовками означают численность личного состава в данном подразделении (офицеров /унтер-офицеров/ солдат = всего). Если данное подразделение состоит из нескольких более мелких подразделений, то они вписаны в прямоугольник большего подразделения.

Например, расчет 1-го орудия состоит из 1 унтер-офицера и 10 солдат. Всего расчет из 11 человек. Два орудия составляют взвод. Во взводе кроме двух расчетов имеется 1 унтер-офицер и 2 солдат. Это так сказать, управление взвода, но они как отдельное подразделение не выделяются. Их численность показана слева над прямоугольником первого орудия. Таким образом во взводе 3 унтер-офицера и 22 солдата. Всего 25 человек. Два взвода составляют орудийную команду, в которой кроме этих двух взводов есть 1 офицер, 2 унтер-офицера и 8 солдат. Всего, таким образом, в орудийной команде 1 офицер, 8 унтер-офицеров и 52 солдата. Орудийная команда и команда боеприпасов вместе составляют боевую батарею, в которой 2 офицера, 9 унтер-офицеров и 72 солдата. Ну и т.д.

Справка.

105-мм. тяжелая пушка обр.18 (schwere 10 cm. Kanone 18 (s.K.18))

Разработана в 1931году. Производилась фирмами Rheinmetall и Krupp. Имела несколько модификаций. Модификации можно различить по пометке, указывающей на год модификации (например, s.K.18/40). Всего изготовлено 2215 орудий.
Состояла на вооружении артиллерийский частей РГК, артиллерийских полков танковых и пехотных моторизованных дивизий.
Предназначена для:
а)для стрельбы на разрушение по стенкам и бетонным сооружениям;
б)для обстрела тыловых сооружений;
в)для борьбы с артиллерией противника;
г)для разрушения проволочных заграждений;
д)для поражения танков и бронемашин;
е)для уничтожения огневых средств пехоты;
ж)для поражения живой силы, находящейся на открытой местности и за укрытиями.

Калибр - 105 мм.
Дальность стрельбы - до 19.075 км. (по другим данным -21.2 км.)
Длина ствола - 52 калибра.
Углы подъема ствола - 0 - 45 градусов.
Углы поворота ствола без переноса станин влево и вправо от нулевого направления - по 30 градусов.
Заряжание- раздельно-гильзовое.
Скорострельность - 6 выстрелов в минуту.
Вес в походном положении (при перевозке в неразобранном виде) - 6.4 тонны.
Вес в походном положении (при перевозке в разобранном на две части виде) 4+ 4 тонны.
Скорость транспортировки:
-на механической тяге в разобранном виде - до 60 км/час,
-на механической тяге в неразобранном виде -до 40 км/час,
-на конной тяге в разобранном виде (два уноса по 8 лошадей) - до 8 км/час.
Время перевода неразобранного орудия в боевое положение из походного - 3-4 минуты.
Время перевода разобранного орудия в боевое положение из походного - 5-7 минут.
Расчет орудия (при механической тяге) - 11 чел.

Используемые снаряды:
-Осколочно-фугасная граната 10cm.Gr.19. Вес 15.14 кг., скорость 550-832 м/сек.(в зависимости от порохового заряда). Взрыватели AZ.23(0.25), AZ.23(0.15), Dopp.Z.S./60s.
-Бронебойно-трасирующий снаряд 10cm.Pzgr.rot. Вес 15.6 кг., скорость 550-832 м/сек.(в зависимости от порохового заряда). Взрыватель Bd.Z.f.10cm.Pzgr. Бронепробиваемость на 1500 метров 100-138 мм.

От автора. Эта пушка еще одно свидетельство либо дремучей военно-технической безграмотности господина Виктора Суворова (В.Б.Резуна), либо его сознательной лживости и стремления получше обмануть своего читателя. Он в своей книге "Самоубийство" доказывая, что Германия напала на СССР совершенно неподготовленной, в качестве одного из доказательств утверждает, что со времен Первой Мировой войны в Германии не было разработано ни единого нового образца полевой артиллерии.

Но дело в том, что число, содержащееся в обозначении образцов немецких орудий, обычно указывает на год разработки, но....за исключением орудий имеющих в обозначении число 18. Эти орудия разрабатывались в период между 1919 и 1935 годами. В целях маскировки новых разработок от господ из союзнического Контрольного комитета всем орудиям этого периода давали обозначение "18" . Вот и современная для начала войны 105-мм. пушка разработки 1931 года получила обозначение s.K.18. И это далеко не единственный образец орудий, созданных в Германии в период действия Версальского договора.

Ну а железные колеса этой пушки, как доказательство по Резуну вопиющей отсталости германской артиллерии, отнюдь не мешали буксировать эту пушку со скоростью 40-60 км/час. По моему и современнейшие прицепные орудия на надувных резиновых колесах буксируют не быстрее. Замечу, что советские тяжелые орудия в те времена буксировались гусеничными тракторами СТЗ-3, СТЗ-5, "Коминтерн", Сталинец-6, Сталинец-65 со скоростью не более чем 10-15 км/час.

Средний 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 (mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7))
Армейское обозначение Sd.Kfz.7 было присвоено полугусеничным артиллерийским тягачам, предназначенным для буксирования тяжелых пушек s.K.18. Известно четыре образца тягачей этого типа, производившихся фирмой Краус-Маффай. Это KM m.8 (1934-35гг), KM m.9 (1936г.), KM m.10 (1936-37гг.) и KM m.11 (1937-45гг.).

Внешне эти модели трудноразличимы и отличаются друг от друга мощностью двигателя, конструктивными усовершенствованиями. У последней модели более длинные гусеницы. Ниже рассматривается модель KM m.11

Общий вес машины - 9.5 тонны.
Маса перевозимого груза - 1.8 тонны.
Масса буксируемого груза - до 8 тонн.
Количество мест для людей (включая экипаж) - 11.
Экипаж - 2 чел.
Максимальная скорость по шоссе - 50 км/час. (с 8-тонным прицепом)
Запас хода по топливу:
-по дороге - 250 км.
-вне дорог - 120 км.

Емкость топливного бака - 213 литров (бензин).
Двигатель бензиновый карбюраторный "Майбах" HL 62 TUK.
Мощность двигателя - 140 л.с. при 2500 об/мин.
Габаритные размеры машины:
-длина -6.85м.,
-ширина -2.35м.
-высота (по тенту) -2.62м.
Колея гусениц - 2 м.
Колея колес - 1.8м.
Радиус поворота- 16м.
Глубина брода - 65см.
Удельное давление на грунт -0.59 кг/кв.см.

От автора. А вот здесь мы ловим за язык немецких мемуаристов, утверждавших, что у русских танков из-за большей ширины гусениц проходимость по грязи была значительно выше, чем немецких. Мол, это сильно мешало успешным действиям германских танков против советских. И уж вовсе в грязи останавливалась вся остальная техника Вермахта. Но в действительности ширина гусениц определяется не благими пожеланиями конструкторов, а весом танков. Больше вес, больше ширина гусениц. Главное уложиться в оптимальный предел удельного двления гусениц на грунт. А он лежит в пределах 0.72- 0.85 кг/кв.см.

Таким образом, имея удельное давление всего 0.59 кг/кв.см. немецкий артиллерийский тягач Sd.Kfz.7 при очень мощном двигателей и весьма высокой скорости обладал выдающейся проходимостью по бездорожью. Можно сказать, что там, где "садился на брюхо" немецкий полугусеничный тягач, там заведомо ни одна другая ни немецкая, ни советская гусеничная машина не могла двигаться.

Если сравнивать удельное давление на грунт немецких и советских танков, то оно оказывается примерно одинаковым по всем категориям танков, исключая тяжелые. Значит и проходимость была одинаковой. Сравним основной средний немецкий танк 1941 года Pz.Kpfw. IV (0.75) и советский Т-34 (0.74). Одинаково. А вот когда приходит 1942 год, о бездорожье которого немцы уже не упоминают, то модификация Pz.Kpfw. IV Ausf N имеет удельное давление 0.95. Парадокс - жаловались на плохую проходимость старой модификации, но новую машину делают еще более слабо проходимой.

И что интересно, так это то, что рекордсменом по удельному давлению был танк Тигр" (1.04 кг/кв.см.), Вот эта машина действительно была склонна застревать на мягких грунтах. Но вот как раз о Тигре немецкие мемуаристы отзываются с восторгом и ни слова не говорят о его низкой проходимости.

Не сходится. Так может не ширина гусениц и не русское бездорожье остановили танки и пушки Гудериана осенью 1941, а нечто иное?

Источники и литература

1. Kriegsstarkenachweisung 457 (K.St.N.457) von 1.11.1941.Batterie 10cm Kanone (zu 4 Geschutzen) (motZ) einer Panzerdivision.
2.TM-E 30-451 Hanbook on German Military Forces. War Departament. 15 March 1945
3.Сайт "World War II day by day"(chrit.users1.50megs.com)
4.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982гг.АСТ. Астрель. Москва. 2003г.
5.Militaerfaerfahrzeuge of the Wehrmaht. Ryton Publication. Bellingham.
6.К.Шишкин. Вооруженные силы Германии. 1939-1945 годы. Справочник.Санкт-Петербург. 2003г.
7.Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. 1941-1945. Центрполиграф. Москва. 2005г.
8.Справочник по германской артиллерии. Военное издательство НКО СССР. Москва. 1946г.
9.В.Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
10. А.Иванов. Артиллерия Германии во Второй Мировой войне. Нева. Санкт-Петербург. 2003г.
11.Егерс Е.В., Терещенко Д.Г. Артиллерия Вермахта. TORNADO. Riga. 1998
12.И.П.Шмелев. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс.Москва. 1996г.
13.А.Кессельринг. Люфтваффе:Триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала третьего Рейха. 1933-1947. Центрполиграф. Москва. 2003г.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта